Аукцион christie's. Аукцион кристис - история создания

Главная / Психология

Винсент ван Гог. «Вспаханное поле и пахарь». 1889. Фото: Christie"s

Сомнения в том, что оборот аукционного дома Christie’s в 2017 году будет самым большим, отпали уже в ноябре, когда на торгах в Нью-Йорке за $450,3 млн картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Эти 20-минутные торги вошли в историю мирового арт-рынка, зрителями прямой трансляции продажи «Спасителя мира» стали почти полмиллиона человек. А работа наверняка теперь годами будет возглавлять список самых дорогих в мире произведений искусства, проданных на торгах (обычно покупатели предпочитают совершать подобные грандиозные сделки приватно).

Суммарный оборот дома составил $6,6 млрд, что выше результатов 2016 года на 21%. Причем рост наблюдается по всем позициям (то есть Christie’s лидировал бы и без Леонардо). Значительно выросла доля покупателей из Азии, сейчас они совершают примерно треть всех покупок, и примерно половина того, что они покупают, — искусство азиатского региона. Но главной площадкой традиционно остается Нью-Йорк. Здесь продали за $262,8 млн, «Спящую музу» Константина Бранкузи за рекордные для мастера $57,4 млн, картину Винсента ван Гога за $81 млн. На долю клиентов из США пришлось 32% всех приобретений. Впрочем, британские и французские отделения аукционного дома тоже не подкачали — везде наблюдается рост. Например, подборка работ из коллекции Юбера де Живанши, выставленная на продажу в Париже в марте, была распродана на 100%.

Константин Бранкузи. «Спящая муза». Фото: Christie"s

Даже раздел русского искусства пошел в рост: осенние торги в Лондоне были успешными. «Для российского представительства Christie’s 2017 год был очень насыщенным, — говорит Дирк Болл, президент Christie’s EMERI. — Мы провели семь выставок в московском офисе, а также ряд совместных проектов, в том числе с . В 2018 году 25-летний юбилей отметит московский офис Christie’s, старейшее из аукционных представительств российской столицы. Это событие будет отмечено соответствующим образом».

В целом мировой арт-рынок снова на подъеме. Аукционный дом Sotheby’s также отчитался о , торги принесли ему $4,7 млрд, на 13,1% больше прошлогоднего итога. В нынешнем году конкуренция обещает быть острой: второй Леонардо Christie’s вряд ли подвернется, а Sotheby’s продолжает вооружаться. В придачу к консалтинговой компании Art Agency, Partners (эксперты которой, кажется, знают всех покупателей искусства в мире лично) и , позволяющему рассчитать выгоду от приобретения отдельных произведений и художников, Sotheby’s только что купил нью-йоркский стартап под названием Thread Genius, который использует технологию распознавания изображений. Алгоритм Thread Genius идентифицирует поток изображений произведений искусства и выбирать из него то, что может подойти вкусу и бюджету конкретного покупателя.

Аукционный дом Christie`s является на данный момент крупнейшим в мире по оборотам. Назван по фамилии его основателя, Джеймса Кристи (James Christie), который провел свои первые аукционные торги в Лондоне 5 декабря 1766. С самого начала у дома Christie"s была установка на элитарность предприятия и стремление к лидерству, которой во многом определялось списком высокопоставленных клиентов. И дому есть, чем гордиться: члены королевской семьи и аристократия нередко отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов. Золотое время в истории дома - XVIII и XIX столетия, когда прославленный Кристис проводил самые крупные торги того времени. Именно представители этого аукционного дома вели переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.

Самой дорогостоящей стала картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше», проданная в мае 1990 г. более чем за 80 млн. долл. В июле 2001 г. работа Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» - ушла за 55 млн. долл., что вдвое выше ее стартовой цены. На шедевр претендовали еще 6 покупателей, готовых отдать за него 32 млн. долл. Похожая ситуация сложилась в 1940 г. с картиной Матисса «Персидское платье». Ее удалось продать за 17 млн. долл., тогда как начальная стоимость составляла чуть меньше 12 млн. долларов.

Аукционный дом Christie"s относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом Sotheby"s он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов. Сегодня Christie"s предлагает своим многочисленным клиентам работы мастеров, чьи картины украшают экспозициимногих музеев мира, а также редкие книги, автомобили, сигары, коллекционные вина и другие ценности. Christie"s - это элитный аукционный дом, а потому он весьма трепетно относится к своей репутации. Все лоты обеспечиваются оценкой экспертов, поэтому и количество скандалов, связанных с этим домом, минимально.

Christie`s при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christie`s по всему миру в 2006 году составили £2.51 миллиардов ($4,67 миллиардов). Christie`s осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christie`s располагает 85 офисами в 43 странах мира на всех пяти континентах, а также имеет 14 собственных торговых площадок (salerooms), включая Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Тель-Авив, Дубаи, Гонконг. Недавно дом проявил свою активность на развивающихся рынках – в России, Китае, Индии, ОАЭ. Christie`s имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка.

В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов;было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christie`s в Нью-Йорке Елена Харбик. Русский отдел Christie`s ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Сладкоречивый лжец: золотая эра дома Christie"s

Об основателе дома Christie"s мы знаем только в общих чертах. Известно, что Джеймс Кристи родился в шотландском городе Перт в 1730 году у матери-шотландки и отца-англичанина. После недолгой службы в королевском военно-морском флоте юноша стал работать подмастерьем аукциониста в Ковент-Гарден - фешенебельном в то время районе Лондона.

Через несколько лет, считая, что получил достаточно опыта, Кристи идет на рискованный шаг и открывает собственный аукционный дом на Pall Mall. Выбор места был сделан с пророческой прозорливостью. Пройдет несколько десятков лет, и именно эта улица станет символом роскошной жизни - средоточием джентльменских клубов и арт-центров Лондона. Первый аукцион Кристи состоялся 5 декабря 1766 года. Чистая выручка от продажи лотов, среди которых было и вино, составила 76 фунтов 16 шиллингов и шесть пенсов. Так началась более чем двухсотлетняя история крупнейшего в мире аукционного дома.

Дела сразу пошли на лад. Джеймс Кристи, казалось, так и родился - с деревянным молоточком в руках. Обладая особым шармом и даром убеждения, он мог продать все - от кухонного котелка до лишнего гроба, за что и снискал у остряков прозвище "Сладкоречивый лжец". Через несколько лет успешных продаж аукционный дом уже имел дело с работами маститых европейских художников и "старых мастеров" живописи. А сам Кристи перебрался в новый офис на Pall Mall 125, став соседом Томасу Гейнсборо, написавшему в последствии (как и сэр Джошуа Рейнолдс) портрет аукциониста.

Несколько раз сменив владельцев, портрет Джеймса Кристи нашел хозяина в лице знаменитого американского промышленника Жана Поля Гетти, купившего картину за 26 с половиной тысяч долларов в 1938 г. Это было первое крупное приобретение в сфере искусства основателя музея Гетти.

Смелости и природного таланта Кристи оказалось достаточно для успешного старта. Но, чтобы выжить в нелегком мире лондонского бизнеса, нужно было гораздо больше. И Кристи удалось увидеть в своем деле нишу, которую до него никто не успел занять - аукционист сделал ставку на современное искусство. И не прогадал. Дело в том, что в Британии в то время не существовало ни одного выставочного зала, в котором зритель мог бы познакомиться с художественными работами своих современников. Поэтому местом, где можно было увидеть картины Ландсира, Росетти или Сарджента, стал именно аукционный дом Кристи.

Еще одним успешным ходом стала установка на элитарность предприятия. Во многом это определялось списком высокопоставленных клиентов. За историю существования Christie"s сюда нередко отправляли свои коллекции члены королевской семьи и аристократия, а в качестве лотов выставлялись даже ценности британского национального наследия. Именно представители этого аукционного дома были приглашены в качестве экспертов для переговоров с российской императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа. Коллекция была продана за феноменальную на те времена сумму – 40 тысяч фунтов стерлингов.

Но апогеем золотой эры аукциона стала, как ни странно, Французская революция: Париж, главный арт-рынок того времени, был разрушен, и в Британию хлынули целые потоки драгоценного наследия французских аристократов – золото, живопись, все, что представляло какую-либо ценность. Революционное правительство Франции даже обратилось к Christie"s с предложением помочь продать легендарную коллекцию ювелирных украшений фаворитки Людовика XV, графини Дюбарри, погибшей на эшафоте в 1793 году. Сам Джеймс Кристи пережил графиню всего лишь на 10 лет. "Сладкоречивый лжец" умер в 1803 году, а руководить компанией стал его сын – Джеймс Кристи младший.

Ветер перемен

Эра промышленной революции означала для Christie"s новые реалии, к которым нужно было приспосабливаться. Во-первых, на смену покупателям-аристократам пришли покупатели-магнаты: основными игроками арт-рынка стали американские нувориши, такие как Эндрю Уильям Меллон или Джон Пьерпонт Морган. Аукционистам грезились большие прибыли, а значит, пора было расширять бизнес. В 1823 году Christie"s переезжает в свое новое обиталище на Кинг Стрит 8 (лондонский офис компании находится здесь по сей день).

Christie"sПомещение, отведенное для проведения аукционов, казалось огромным. Его так и назвали – Большой зал. По преданию, план его был задуман в форме шестиугольника еще Джеймсом Кристи – с тем, чтобы создать как можно больше вертикальных площадей, на которых и размещать лоты аукциона. Очевидцы позже вспоминали, что стены Большой комнаты были увешаны картинами до самого потолка.

Время "серьезного бизнеса" означала и то, что семья Кристи постепенно начала терять монополию в руководстве аукционного дома. В 1831 году к компании присоединился Уильям Мэнсон, а в 1859 году еще одним партнером аукционного дома стал Томас Вудс, и Christie"s сменила название на "Christie, Manson and Woods". А 1889 год стал последним, когда семья Кристи еще принимала участие в делах аукционного дома своего имени – ушел в отставку Джеймс Кристи четвертый. По иронии судьбы в этом же году аукцион впервые выставил на продажу работы импрессионистов – главных новаторов своего времени.

Удары судьбы

Первая половина ХХ века принесла Christie"s серьезные испытания. Сперва ударом стало появление на арт-рынке нового игрока - маститого аукционного дома Sotheby"s. Основанный на два десятилетия ранее Christie"s, он до сих пор не стоял у последнего на пути, так как занимался, в основном продажей книг. Но эра модерна принесла с собой новые искушения: расцвет живописи означал неплохую возможность заработать, и в 1913 году Sotheby"s начинает торговать картинами. Christie"s испугался не на шутку. В ответ он перестал продавать свои книги через Sotheby"s и организовал собственные продажи книжных коллекций. Так началась конкуренция двух аукционных домов, которая не прекращается и по сей день.

Крупнейшим успехом 20-х гг. стала продажа портрета миссис Дэвенпорт (1782-1784) английского портретиста Джорджа Ромни за £360 900.

Но скоро Christie"s стало не до конкурентов. Глобальная экономическая депрессия 1930-х годов и последствия Первой мировой войны истощили арт-рынок. Как мера выживания, рассматривался даже вариант о слиянии Christie"s и Sotheby"s. Из этих дискуссий ничего не получилось - имея наработанную базу в США, Sotheby"s постепенно отвоевывал позиции, и потребность в объединении отпала.

Самым же страшным ударом стали не конкуренты и даже не Великая депрессия. 16 апреля 1941 года от бомбы пострадало помещение аукционного дома на Кингс Стрит. К его возобновлению аукционисты смогли приступить только в 1953 году. Еще на дольше – до 1966 года – компании пришлось отказаться от продаж коллекционных вин, что также означало заметные финансовые потери.

Новые возможности

Встать на ноги после войны аукционному дому помогли несколько оперативных решений. Во-первых, Christie"s из элитного заведения, куда доступ имели только богачи, превратился в публичное шоу. Зал для проведения аукционов буквально наводнили телеоператоры, а о самых громких продажах рассказывали в новостях. Аукционы стали достоянием общественности, привлекая к Christie"s все больше клиентов. Параллельно руководство аукционного дома нанимает специалистов для создания пресс-офиса компании. Затем к освоению медиа-пространства добавилось овладение новыми технологиями. В 1965 году Christie"s приобрела White Bros. Printers за £38 000 и начала печатать каталоги и другие издания высокого полиграфического качества. Эффект от всей этой публичности был незамедлительным: в 1960 году Christie"s отчиталась о продажах на сумму в 2,7 млн фунтов стерлингов, а в следующем году эта цифра достигла 3,1 млн. Но гораздо более важным результатом подобных процессов стало то, что в ходе коммерциализации именно ведущие аукционные дома стали диктовать моду в искусстве.

Противостояние Christie"s и Sotheby"s возобновилось с новой силой в конце 1950-х гг. Компании буквально состязались в... чтении некрологов, выискивая потенциальные объекты для продаж.

Во-вторых, несмотря на серьезные финансовые трудности в послевоенный период, Christie"s первым среди британских аукционных домов начал работать над представительством в континентальной Европе, открыв сперва отделение в Риме. Скоро офисы компании появились в нескольких европейских странах и Christie"s сосредоточилась на Америке. Аукционный дом также расширил сферу своих особых интересов, прибавив к ним коллекционные монеты и фарфор, и увеличил штат соответствующих специалистов.

Наконец, успешным ходом стало размещение акций компании на Лондонской фондовой бирже. Это сразу принесло хорошие результаты: за пять лет доналоговая прибыть Christie"s выросла со 139 тысяч до 1,1 млн фунтов стерлингов. Компания оставалась публичной с 1973 по 1999 год, пока не стала собственностью французского мультимиллиардера Франсуа Пино.

Гигантизм как бизнес

Дальнейшее развитие компании иначе как гигантизмом назвать нельзя. Сделав первый шаг ко всемирной экспансии в Риме, через несколько лет Christie"s уже шагала семимильными шагами по всему миру. Столкнувшись в Италии со строгими законами, ограничивающими экспорт предметов искусства, аукционный дом основал в Женеве еще одну дочернюю компанию - Christie"s International SA, а в план "мирового захвата" были включены Австралия, Япония и Канада. В 1977 году Christie"s открывает зал продаж в знаменитом отеле "Дельмонико" в Нью-Йорке. Спустя год в городе появился еще один выставочный зал компании, а продажи в США приобрели для аукционного дома первоочередную важность. Окончательно репутация Christie"s в Штатах укрепилась в 1980 году, когда Генри Форд II обращается в компанию с предложением продать 10 картин из его коллекции импрессионистов и модернистов. Именно тогда за рекордную сумму в $5,2 млн была продана картина Ван Гога "Сад поэтов". Сегодня офисы Christie"s находятся в 43 странах мира, а постоянные аукционные залы действуют в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Милане, Амстердаме, Женеве, Дубаи, Гонконге и Лос-Анджелесе.

В 70-х годах внимание общественности привлекла продажа на аукционе Christie"s гардероба Коко Шанель из 40 платьев, принесшая £43 250.

Все это время компания продолжает устанавливать рекорды аукционных торгов. Одним из самых ярких успехов 60-х стала продажа картины "Леди из Шалотта" Холмана Ханта за $27 950 - самую большую сумму, которую когда-либо давали за картины прерафаэлитов. А продажа в 1965 году коллекции Кука (живопись старых мастеров) окончательно утвердила репутацию аукционного дома. Портрет Титуса, сына Рембрандта Ван Рейна, был продан за сумму, которая превзошла все ожидания, - $2,2 млн.

Количеством рекордных продаж на аукционе Christie"s отличился 1987 год. В частности за $39,9 млн ушла с молотка знаменитая картина Ван Гога "Подсолнухи", за $6,4 млн был продан бриллиант грушевидной формы массой 65 карат и Bugati Type 41 Royale 1931 года за $9,8 млн.

В последние годы аукционный дом все более уделяет внимание драгоценностям. Их стабильная распродажа помогла Christie`s International поднять свои доходы в первой половине 2008 года. Если общая выручка от продаж компании поднялась на 10 процентов, то продажа драгоценностей, жадеита и часов поднялась на 34 процента и выручка от них составила $275 млн.

Рецепт от кризиса

Мировой экономический кризис, начавшийся в третьем квартале 2008 года, принес Christie’s падение продаж на 19% (у главного конкурента - Sotheby’s - сокращение составило 15%). Тем не менее аукционный дом в 2008 году продал 629 произведений искусства за суммы, превышающие миллион долларов. Лучшим лотом стали "Кувшинки" Клода Моне, ушедшие с молотка за 80,5 миллиона. Вторую позицию в десятке самых дорогих работ занял триптих Фрэнсиса Бэкона - 51,7 миллиона, третью - картина "№15" Марка Ротко (50,4 миллиона). Суммарный итог торгов за год составил 5,1 миллиарда долларов. А в начале 2009 года аукционный дом выиграл состязание с Sotheby’s за право выставить на торги художественную коллекцию Ива Сен-Лорана. Эксперты оценили это собрание в 300 млн евро. Торги, которые французская пресса уже успела назвать "аукционом столетия", состоятся в парижском Гран-Пале 23-25 февраля. В их преддверии директор департамента "Искусство импрессионизма и модернизма" Christie`s Мэтью Стивенсон озвучил свои рекомендации для коллекционеров и инвесторов в условиях кризиса: "В сложные времена всегда покупайте лучшее".

Интересные факты

* В 1962-м, когда Карибский кризис становился все напряженнее, глава компании Питер Ченсе тайно проник на Кубу, пытаясь найти имущество аукциона, национализированное в 1959 году после прихода Кастро к власти. И хотя оценочная комиссия прибыла с каталогом ценностей, её усилия не увенчались успехом.

* В конце 60-х, через пять лет после неудачи в Кубе, Christie"s смог установить успешные торговые отношения с СССР, продав 1700 приборов из обеденного сервиза, изготовленного в 1830 году, принадлежащего ранее царю Николаю Первому, на сумму 65,751 фунтов ($193 308).

* В январе 1967 года, к 200-летию со дня своего основания Christie"s организовала года огромную выставку. Около 60 известнейших картин, побывавших в стенах аукциона, были одолжены у владельцев и выставлены на публику. Общая стоимость этих работ, влючая портрет основателя компании кисти Гейнсборо, составляла около $5 млн.

* В конце 2008 года представители Christie`s среди наиболее перспективных называли рынок... икон, ведь потенциальных покупателей, людей из стран, где принято православие, становится все больше.

* В ноябре 2008 года Christie’s привез свои шедевры и в Киев: 18 полотен старых мастеров, русских и украинских современников, среди которых - работы кисти Каналетто, Франса Халса, Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Изюминками выставки единодушно были признаны две работы Каналетто - "Площадь Св. Марка в Венеции" и "Вид на Большой Канал в Венеции". Стоимость каждой из них - не менее 4 млн евро. Украинская живопись, кроме Малевича, была представлена работами Давида Бурлюка.

*В феврале 2009 года фото обнаженной Мадонны, сделанное Ли Фридлэндером для журнала Playboy в 1979 году, было продано на Christies за $37,5 тыс.


Аукционный дом Christies при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christies осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christies имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка. В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов; было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christies ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Первый аукцион Sotheby"s состоялся 11 марта 1744 года. На нем продавали редкие книги. На данный момент Sotheby"s – это еще один крупнейший универсальный аукционный дом: более 100 офисов Sotheby"s по всему миру на всех пяти континентах. Sotheby"s стали первыми проводящими аукционы в Интернет. Также Sotheby"s уже достаточно давно является аукционным лидером в категории современного искусства, основные продажи которого проходят в Нью-Йорке в мае и ноябре, в Лондоне в феврале и июне. Примечательно, что именно аукцион Sotheby"s провел первые торги русского авангардного и советского нонконформистского искусства в Москве 1988 году. Стоит также упомянуть и недавние первые сенсационные Лондонские торги Sotheby"s (15 февраля 2007) современного русского искусства, установившее мировые рекорды и выведшие на международный аукционный рынок многих русских современных художников. Следующие продажи русского современного искусства запланированы на 2008 год.
Sotheby"s также имеет постоянные русские отделы в Лондоне и Нью-Йорке. Они предлагают искусство с середины XVIII века до наших дней – передвижников, «Мир искусства», «Бубновый валет», русский футуризм, русский авангард, современное искусство. Продажи также включают в себя и изделия Фаберже, изделия Императорского фарфорового завода, ювелирные украшения, серебро и иконы. В среднем аукционы проходят два раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке.

Третий крупнейший и универсальный аукционный дом в мире. Он был образован в 1793 году известным дилером гравюр Томасом Доддом (Thomas Dodd) и книжным антикваром Вальтером Бонхамом (Walter Bonham) и расширен к середине XIX века. Сегодня Bonhams торгует по 70 категориям, включая живопись, машины, музыкальные инструменты, вина, ковры и объекты дизайна. Аукционный дом проводит более 700 продаж по всему миру. Bonhams имеет аукционы в США (Bonhams & Butterfields) и в Австралии (Bonhams & Goodmans).

Крупнейший и почтеннейший аукционный дом в немецко-говорящих странах, Dorotheum в 2007 году празднует 300-летие со дня своего основания. Основанный в 1707 году Императором Иосифом I, в этом смысле, старейший из главных аукционов мира. Dorotheum в среднем проводит около 600 аукционов в год. Помимо Вены, где находится штаб-квартира, имеет представительства в ряде австрийских городов (Зальцбург), а также в Милане и Праге.

Относительно молодой MacDougall’s является единственным аукционом, специализирующимся исключительно на русском изобразительном искусстве. Продажи аукциона в 2006 году выросли до 10 миллионов долларов США. Аукционный дом торгует живописью и другими произведениями искусства с XVIII века до наших дней и установил несколько рекордов на советское нонконформистское искусство. Головной офис находится в Лондоне, есть офисы в Париже, Москве и Киеве. Аукционы проходят в среднем два раза в год.

Stockholm Auction House (Stockholms Auktionsverk)

Старейший аукционный дом в мире, был основан в 1674 году в Стокгольме. В среднем проводит 75 аукционов в год. Работает только в Швеции, имеет офисы в Готенбурге и Мальмо. Минимум раз в год проводятся специализированные русские торги. Также русские вещи можно часто встретить на аукционах, торгующих европейским изобразительным и прикладным искусством XIX–XX века.

Упсала аукцион был образован в 1731 году, это третий крупный аукцион в Швеции и самый большой за пределами Стокгольма. Среди традиционных продаж искусства XVIII–XIX века часто встречаются русские имена. Среди важных картин, проданных осенью 2006 года, дом выделяет Ивана Шишкина, Ильи Репина, Алексея Харламова и др.

Аукционный дом Bukowskis был образован в 1870 в Швеции эмигрировавшим польским дворянином Хенриком Буковских (Henryk Bukowski). Между 1870 и 1940 годами им было осуществлено несколько важных продаж коллекций королевского происхождения, благодаря которым дом приобрел всемирную репутацию. Является лидирующим аукционным домом в Скандинавии и имеет представительства по всему миру. Шведский Bukowskis проводит четыре основных аукциона в год. Два из них, весенний и осенний Bukowskis Modern Sales посвящены модернистскому и современному искусству, включая объекты дизайна, мебель, серебро, стекло. Ближайшая весенняя продажа – 24–27 апреля, осенняя – 30 октября-2 ноября. Два других аукциона, весенний и осенний, Bukowskis International Sales посвящены старым мастерам, XIX веку, антиквариату, мебели, коврам, драгоценностям и т.д. Ближайшая весенняя продажа – 29 мая-1июня, осенняя – 27–30 ноября.
В 1979 году был открыт офис в Финляндии, который быстро стал лидирующим аукционным домом в этой стране, проводящим более 100 аукционов в год. По признанию самого дома, благодаря общей истории Финляндии и России в каталогах обоих аукционов встречается много русских произведений искусства.

Франция – еще одна страна, где в силу исторических причин на арт-рынке присутствует много русских вещей. Один из крупнейших аукционных домов Tajan устраивает русские торги как минимум два раза в год

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

Основан еще в 1766 году, Джеймсом Кристи, Аукцион Кристис проводил самые большие аукционы в 18-ом, 19-ом и 20-ом столетии. На сегодняшний день, Аукцион Кристис, остается популярной витриной для всего уникального и прекрасного. На Аукционе Кристис ежегодно предлагается более 450-ти предметов искусства из 80-ти категорий. Сюда входят все области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия, фотографии, предметы коллекционирования, вино и многое другое. Цены варьируются от 200 долларов и до 80 миллионов долларов.

Аукцион Кристис располагается в 53 офисах в 32 странах и в 10 торговых залах по всему миру. Сюда входят: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Дубай и Гонконг. Аукцион Кристис также осуществляет международный доступ к своим продажам через Аукцион Кристис LIVE™ для своих клиентов. Это уникальное обслуживание предлагает сделать покупки онлайн, в реальном времени.

История Аукциона Кристис

1766 год

5 декабря, Джеймс Кристи, проводит продажу из своих Великих Комнат в Пэлл-Мэлл. Это первое постоянное на тот момент место для аукционов. Продажа предметов состояла из: 2-ух ночных горшков, пары простыней, 2-ух наволочек и 4-х утюгов.

1778 год

Джеймс Кристи оценивает коллекцию картин сэра Роберта Уолпоула от имени его внука Джорджа Уолпоула, 3-го графа и ведет переговоры про их продажу из Хаутона за 40 000 фунтов стерлингов с императрицей России Екатериной Великой.

1795 год

В течение пяти дней продается студия сэра Джошуа Рейнолдса за 25 000 фунтов стерлингов. После казни в 1793 году мадам дю Барри, фаворитки Людовика XVI, ее драгоценности продаются Джеймсом Кристи за 8 791 фунта 4 шиллинга и 9 пенсов.

1797 год

Картины Хогарта Модный Брак (Mariage a` la Mode), продаются за 1000 гиней (1050 фунтов стерлингов). Серия этих сатирических картин висит в Национальной галерее Лондона.

1803 год

После смерти своего отца, Джеймс Кристи, полностью ведет весь бизнес.

1823 год

Аукцион Кристис переезжает в новое помещение на 8-ую Королевскую улицу Святого Джеймса, где и появляется настоящая Лондонская штаб-квартира аукциона.

1831 год

После смерти Джеймса Кристи, Уильям Мэнсон присоединяется к фирме и называет ее «Кристиси Мэнсон» (Christie & Manson).

1848 год

Коллекция герцога Букингемского, продажа дома Стоуи (Stowe House), осуществляется в течении 40 дней за 75 562 фунтов стерлингов.

1859 год

Аукцион Кристис под именем Мэнсон и Вудс (Manson & Woods) образуется в то время, когда Томас Вудс становится ее директором. Вудс был сыном егеря Стоуи и его интерес к картинам стал очевидным партнерами Аукциона Кристис в момент продажи дома.

1876 год

Портрет Гейнсборо герцогини Девонширской становится первым произведением искусства, продающимся за 10 000 гиней (10 500 фунтов стерлингов).

1882 год

Продажа Хемилтон Палас (Hamilton Palace). Замечательная коллекция картин, образованная 10-ым герцогом Гамильтон. Разрозненная продажа, длящаяся 17 дней. В общей сложности выручка составила 392 562 фунтов стерлингов. Одиннадцать из картин покупает, недавно созданная, Национальная галерея в Лондоне.

1892 год

Аукцион Кристис продает свою первую импрессионистскую картину Абсент (L"Absinthe) Эдгара Дега за189 фунтов стерлингов. Картина и сегодня висит в Лувре.

1919 год

Последняя в этой серии продажа, состоящая из семи подарков Красного Креста, произошла в 1915 году, что принесло почти 420 тысяч фунтов стерлингов совокупного дохода. (Самые большие продажи Красного Креста произошли после Второй Мировой Войны).

1926 год

Портрет Ромни миссис Дэвенпорт (Mrs. Davenport) стал самым дорогим произведением искусства, продающимся между двумя мировыми войнами. Портрет был продан за 60 900 фунтов стерлингов и сейчас висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

1941 год

Помещения Аукциона Кристис страдают от блиц-обстрелов. Фирма переезжает в дом Дерби, рядом с Оксфорд-стрит, а затем в дом Спенсера в Святом Джеймсе. И, наконец, возвращается ко вновь отстроенному зданию на Королевской улице (King Street) в 1953 году.

1958 год

Аукцион Кристис открывает свой первый зарубежный офис со своим представителем в Риме.

1965 год

Портрет Рембрандта Титус (Titus) продается за 760 000 гиней (798 000 фунтов стерлингов).

1968 год

Аукцион Кристис открывает свой первый зарубежный торговый зал в Женеве, где проводит международные ювелирные аукционы.

1969 год

Аукцион Кристис открывает офис в Париже.
Аукцион Кристис проводит свою первую продажу в Азии, в Токио.

1970 год

Портрет Веласкеса Хуана де Пареха (Juan de Pareja) получает 2 300 000 фунтов стерлингов, это первое произведение искусства, которое продается за больше, чем 1 000 000 фунтов стерлингов. Картина выставлена в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

1973 год

Аукцион Кристис становится публичной компанией, котирующейся на Лондонской фондовой бирже.

Офисы Аукциона Кристис открыты в Амстердаме и Токио.

1975 год

Основан Южный Кенсингтонский Аукцион Кристис (South Kensington). В Женеве продается грушевидный алмаз Звезда Южной Африки за 1 600 000 швейцарских франков

1977 год

Аукцион Кристис открывает зал на Парк-авеню в Нью-Йорке. С первых же серий продаж прибыль составляет 5 000 000 фунтов стерлингов.


1980 год

Форд Коллекция импрессионистских картин продана в Нью-Йорке за 18 400 000 американских долларов. Старинная рукопись Лестер (Codex Leicester), сборник заметок и рисунков по космологии и воде, составленный Леонардо да Винчи примерно в 1508 году, проданы в Нью-Йорке за 2 200 000 американских долларов.

1984 год

Рисунки Рафаэля из знаменитой коллекции Герцога Девонширского в Четсуорте выручают 20 000 000 фунтов стерлингов. Продажа включает в себя изысканный рисунок Рафаэля Этюд головы и руки Апостола (Hand of an Apostle Study for the Head), который продается за 3 500 000 фунтов стерлингов.

1985 год

Шедевр Мантеньи, Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) станет самой дорогой живописью художника, когда-либо проданной в то время – 8 100 000 американских долларов. Картина сейчас висит в музее Гетти в Малибу.

1986 год

Со своей картиной La Rue Monsieur aux Paveurs, Мане становится самым дорогим художником-импрессионистом, работающим в этой технике и продаваемой картиной на Аукционе Кристис за 7 700 000 фунтов стерлингов.

Нанкине груз (Nanking Cargo) из китайского фарфора и золотые слитки, спасенные с Восточной Голландии Индиэмен, проданы в Амстердаме в общей сложностью за 10 200 000 фунтов стерлингов. Это первая продажа из категории «продажи после кораблекрушений».

1987 год

Звездный год для Аукциона Кристи. Подсолнечники (Sunflowers) Ван Гога продаются за 24 750 000 фунтов стерлингов, а вторая работа Ван Гога Мост Тренктай (Le Pont de Trinquetaille) достигает в цене 12 650 000 фунтов стерлингов. Другие дорогостоящие продажи – Библия Гутенберга (Gutenberg Bible) продана за 3 300 000 фунтов стерлингов. Безупречный 64.83-каратный алмаз класса D, за 3 900 000 фунтов стерлингов. Также был продан легковой автомобиль Бугатти Роял (Bugatti Royale) 1931 года выпуска, за 5 500 000 фунтов стерлингов.

1988 год

Портрет Ван Гога Аделина Ревукс (Adeline Ravoux) продается за 13 750 000 американских долларов в Нью-Йорке в доме Аукциона Кристи. Акробат и Молодой Арлекин (Acrobate et Jeune Arlequin) работы Пикассо - продаются за 20 900 000 фунтов стерлингов в Лондоне на Аукционе Кристи.

1989 год

Портрет Понтормо Герцог Козимо де Медичи (Duke Cosimo I de’ Medici) станет самой дорогой картиной Старого Мастера, когда-либо проданной за 35 200 000 американских долларов (на тот момент). Портрет сейчас висит в музее Гетти в Малибу.

Аукцион Кристис расширяется на Дальнем Востоке, формируется совместное предприятие. Аукцион Кристис Свайр Лимитед в Гонконге (Swire (Hong Kong) Limited.).

Новый торговый зал открыт в Мельбурне в Австралии.

1990 год

Портрет Доктор Гэчета (Portrait of Dr. Gachet) Ван Гога, становится самым дорогим произведением искусства, когда-либо продаваемым за тот период времени. Сумма продажи составила 49 100 000 фунтов стерлингов на Аукционе Кристис в Нью-Йорке.

Кабинет Бадминтон продается за 8 580 000 фунтов стерлингов или за 15 100 000 американских долларов, тем самым, установив рекорд, в продаже предметов мебели и предметов для интерьера, как произведение искусства.

1991 год

Венера Тициана (Titian’s Venus) и Адонис (Adonis) проданы за 7 500 000 фунтов стерлингов.

1992 год

Работа Микеланджело Отдых на пути в Египет (Rest on the Flight to Egypt) продан на Аукционе Кристис в Лондоне за 4 200 000 фунтов стерлингов, рекордная цена для мастера на Аукционе Кристи.

Великолепный ассирийский барельеф из Дворца Ашурнасирпал II из Нимруд (Ashurnasirpal II), датированный 9-ым столетием до н.э., обнаруженный в мужской школе в Дорсете. Барельеф установил мировой рекорд в истории продаж старины с Аукциона Кристис, и был куплен за 7 700 000 фунтов стерлингов.

Первые продажи драгоценностей в Гонконге принесли Аукциону Кристис 2 700 000 американских долларов. Ожерелье Мдивани (Mdivani) продается за 33 000 000 гонконгских долларов. Установлен новый мировой ценовой рекорд на драгоценности, а также на другие произведения искусства, проданные в Азии.

1994 год

8 декабря продажа произведений искусства из Хаутон-Холла дома Маркизы Шолмондолей (Cholmondeley), приносит сверхприбыль в 24 000 000 фунтов стерлингов.

1995 год

Драгоценности из личной коллекции принцессы Салимы Ага-хан проданы в Женеве за 27 700 000 фунтов стерлингов. Аукцион Кристис приобретает филиал в Соединенных Штатах под названием Великое Состояние Аукциона Кристис (Christie’s Great Estates).

Коллекция покойного Рудольфа Нуриева была разбросана по разным аукционам в Лондоне и Нью-Йорке. Аукционы Кристис реализовывают продажу в общей сложности на сумму более 10 000 000 американских долларов. Только за одну пару балетных тапочек получили 12 000 фунтов стерлингов.


1996 год

Впервые с 1882 года, картина ныне живущего художника, стала самой дорогой работой и продалась в течение года. Произведение живописи Женщина (Woman) Вильема де Кунинга купили в Нью-Йорке за 15 600 000 американских долларов.
Изящный рисунок Рафаэля – Этюд Головы и Руки Апостола, который был основным предметом продаж оригиналов художника из Четсуорта в 1984, появляется на аукционе снова. На сей раз, он продается за 5 300 000 фунтов стерлингов, тем самым, установив новый рекорд для художника.

1997 год

Продажи коллекций двух художников (импрессиониста и работающего в современном искусстве) Джон и Фрэнсис Л. Леб (John и Frances L. Loeb) в Нью-Йорке, получают звездные 93 000 000 американских долларов.

В Нью-Йорке Виктор и Салли Ганц делают Аукциону Кристис грандиозную историю продаж, на общую сумму 206 500 000 американских долларов (122 200 000 фунтов стерлингов). Это самая высокая цена продаж у одного владельца на аукционе.

На благотворительном гала-аукционе, в Нью-Йорке, продаются 79 Платьев из коллекции Дианы, принцессы Уэльской, за ошеломляющие деньги - 3 258 750 американских долларов (1 960 150 фунтов). Аукцион Кристис перечислил доходы от продаж в пользу Госпиталя Роял Марсден (Royal Marsden Hospital) в фонд по борьбе с раком и СПИДом.

1998 год

Продажа автопортрета Винсента Ван Гога, Портрет художника без бороды (Portrait de l’artiste sans barbe), за 71 500 000 американских долларов (42 800 000 фунтов стерлингов), пополнила список самых дорогих произведений искусства, проданных на аукционе за весь год.

Артемис С.А.(Artemis SA) приобретает Аукцион Кристис Интернешнл PLC.

2000 год

В апреле, в Нью-Йорке, новая американская штаб-квартира Аукциона Кристис открылась в Рокфеллер Плаза (Rockefeller Plaza).

Коллекция Барон Натаниэль и Альберт фон Ротшильд (The Barons Nathaniel and Albert von Rothschild) продана в июле на лондонском Аукционе Кристис за 57 700 000 американских долларов. Самая высокая цена всего за одну продажу одним владельцем в Европе. Тем самым разрушились прежние 27 мировых рекордов, в том числе девять от Старых художников из категории «один владелец».

Личная собственность Мэрилин Монро идет с молотка. В Америке вновь открыли Аукцион Кристис Рокфеллер Плаза, продажи на котором составили сумму более 13 400 000 американских долларов (8 100 000 фунтов стерлингов). Самым выдающимся лотом было платье «С Днем Рождения» Мэрилин Монро. Мэрилин одевала его 19 мая 1962 года на выступление с песней для президента Джона Ф. Кеннеди. Платье было продано чуть больше, чем за 1 200 000 американских долларов. Очередной мировой рекорд в продаже женской одежды. Также лот оказался на третьем месте среди самых высоких цен на товар от знаменитостей.

2001 год

Рисунок Микеланджело - Этюд для воскресшего Христа (Study for the Risen Christ), ранее входивший в коллекции сэра Бринсли Форд, был продан в Лондоне за 8 100 000 американских долларов. Картина Пикассо - Женский помощник крючок бюстгальтера (Femme aux bras Croix) продана за 55 000 000 американских долларов в Нью-Йорке. Картина занимает первое место, как самая дорогая работа художника и пятое место среди других произведений искусств.

В Париже на 9 авеню Матигнон, в современном новом помещении открывается Аукцион Кристи. Первая продажа состоялась 5 декабря, спустя ровно 235 лет после первой продажи Джеймса Кристи. В Лондоне продается Лошадь и Всадник (Horse and Rider) Леонардо да Винчи, заняв высокий рейтинг по цене среди Старых художников, за 8 100 000 фунтов стерлингов.

Весьма важная классическая римская мраморная статуя Дженкинская Венера (Jenkins Venus),типа Медичи, продается за 11 600 000 американских долларов (7 900 000 фунтов стерлингов), тем самым, объявляя мировой рекорд цены в категории древности, среди проданных на аукционе предметов искусств.

2002 год

Мировой рекорд среди индийских драгоценностей произошел на Аукционе Кристис в сентябре, когда Изумрудная чаша вина Мугхаль (Mughal emerald wine cup), с Джахангирского периода (1605-1627 года до нашей эры), продалась за 1 797 250 фунтов стерлингов (2 963 665 американских долларов).

2004 год

Кабинет Бадминтона продается в декабре за 19 045 250 фунтов стерлингов (36 662 106 американских долларов) в Лондоне, обновляя свой собственный рекорд. И становится самым дорогим произведением декоративно-прикладного искусства, когда-либо проданным на Аукционе Кристис.

2005 год

В Дубае открывается представительство Аукциона Кристис, наращиваются этапы новаторской общественной выставки.

2006 год

Апрель: Джудекка, Ла Донна делла Салюте и Сан Джорджо (Giudecca, La Donna della Salute and San Giorgio) от Дж. М. У. Тернера получает выдающиеся 35 656 000 американских долларов и устанавливает новый мировой рекорд на аукционах британской живописи.

В Дубае 24 мая в отеле Эмирейтс Тауер (Emirates Tower) происходят первые продажи Международного современного искусства и Современные Арт постановки.
Продажа коллекций Ее Королевского Высочества Принцессы Маргарет, графини Сноудон выручает 13 658 728 фунтов стерлингов. Коллекция создает небывалый интерес и превышает все предпродажные ожидания на 100 процентов.

Запуск LIVE ™ Кристи, сигнализирующий о новой эре в промышленности. Предлагается возможность удаленных ставок, не выходя из своего дома. Программа предлагает в режиме реального времени видео и аудио с четкими инструкциями торгов, чтобы пользователи смогли фактически посещать аукционы в торговых залах Аукциона Кристис по всему миру.

Самые ценные продажи в истории аукционов в то время. Нью-Йорк, Аукцион Кристис, продажи импрессионистов и современного искусства в ноябре составили 491 472 000 американских долларов, Проданные четыре картины Климта, возвращены наследникам Адель и Фердинанд Блох-Бауэр - одно из Наиболее горячо ожидаемых событий в истории искусства, сумма составила 192 704 000 американских доллара.

Декабрь: Дэвид Линли назначен председателем Аукциона Кристисв Великобритании.

2007 год

Международный Аукцион Кристис объявил о приобретении новой галереи Бедро Оленя (Haunch of Venison). Это известная галерея современного искусства с выставочными помещениями в Лондоне, Нью-Йорке и Берлине. Очень своевременная инициатива, чтобы выйти на основной художественный рынок и развивать его частный бизнес послевоенного современного искусства по всему миру.

В июне, Аукцион Кристис, проводит неделю импрессионистов и современного искусства, послевоенного и современного аукциона искусств в Лондоне. Продажи составляют 237 055 980 фунтов стерлингов (470 408 453 американских долларов/349 647 337 евро). Очередной раз был побит рекорд быстрых продаж. Всего за неделю в Европе создано 23 новых записи аукционов мира и 48 лотов продано более чем за 1 000 000 фунтов стерлингов.

Портрет Лоренцо Медичи от Рафаэля Санти, названного Рафаэлем (1483-1520) продан на Аукционе Кристис в Лондоне за 18 500 000 фунтов стерлингов (37 277 500 американских долларов/ 27 343 000 евро). Безусловно, цена побила мировой рекорд продаж картин художника на аукционе, и стала мировым рекордом для итальянских Старых художников.

Яйцо Ротшильда Фаберже, (Яйцо Фаберже) продано на лондонском Аукционе Кристис за 8 980 500 фунтов стерлингов (18 499 830 американских долларов / 12 509 837 евро). Новый ценовой мировой рекорд в русском искусстве (не включая картин) на аукционе.

В ноябре Аукцион Кристис празднует свое 20-ти летие в Гонконге. В историю это событие входит, как самое большое достижение на тот момент в Азии, достигнута планка в 2 000 000 000 гонконгских долларов. Осенние показатели по всем видам продаж вышли на уровень 2 100 000 000 гонконгских доллара, включая аукционы картин, часов и ювелирных изделий. Мировые аукционные рекорды установлены во всех категориях для азиатских аукционов.

2008 год

Вечерняя продажа Импрессионистов и современного АРТ искусства в июне дает доход в 144 440 500 фунтов стерлингов (283 970 023 американских долларов). Самый дорогой аукцион искусства, проводимый до этого времени в Европе. Топ-лотом был Пруд с лилиями (Le Bassin AUX Nympheas), живопись шедевра Клода Моне продалась за 40 921 250 фунтов стерлингов (80 451 178 американских долларов/ 51 683 539 евро). Для художника это был ценовой рекорд на аукционе и самая дорогая картина импрессиониста. Для Аукциона Кристис это также стало самым дорогим произведением искусства, проданным в Европе.

Кроме того, в Лондоне в июне, прошел наиболее значимый аукцион английской мебели 18-го столетия. Десять шедевров продали за 10 330 500 фунтов стерлингов (20 154 806 американских долларов / 12 995 769 евро), а четыре лота ушло за более чем 2 000 000 фунтов стерлингов. Продажу возглавлял глава Кабинета Кенуре Томас Чиппендейл. Его продажа стала лучшим примером в работе аукциона. Всего за антикварную мебель выручили 27 29 250 фунтов стерлингов (53 24 767 американских долларов). Продажа британской мебели стала самой дорогой в своей категории, проданной на аукционе.

В Нью-Йорке, картина Люсьена Фрейда «Преимущества Спящего Руководителя» (Benefits Supervisor Sleeping), продалась за 33 641 000 американских долларов, установив мировой рекорд аукционных продаж для любого живущего художника.

Алмаз 17-века Виттельсбах (Wittelsbach), подушковидный темно-серовато-синего цвета, классаVS2, весом в 35,56 карата, был продан за 16 393 250 фунтов стерлингов (24 311 190 американских долларов) установив тем самым ценовой рекорд для всех алмазов и драгоценных камней, проданных на аукционе.

2009 год

Трехдневная продажа великолепной коллекции Ив Сен-Лорана и Пьера Берже в Гранд Палас. Предложенное Аукционом Кристис сотрудничество с Пьером Берже и Ассоциацией (Pierre Berge & Associates), дало результат в виде 342 500 000 евро (304 900 000 фунтов стерлингов / 443 100 000 американских долларов) - установив рекорд в номинации «наиболее ценная частная коллекция», проданная на аукционе в Европе.

Кристис запускает «приложение» iPhone - мобильное приложение, расширяющее опыт работы компании онлайн в глобальной аудитории пользователей Apple и мобильных устройств.

Яркий розовый алмаз продан в Гонконге в декабре за 83 500 000 гонконгских долларов. (10 800 000 американских долларов) - новый рекорд цены за карат для драгоценных камней, проданных на аукционе (2 100 000 американских долларов за карат).

Вечерние торги искусства Старых художников 19-го века в декабре в Лондоне. Продажи составили 68 400 000 фунтов стерлингов (112 400 000 американских долларов) – общий рекорд для Старых художников на аукционе. Вспомогательный рисунок Рафаэля Голова Музы, используемый для выполнения фрески в Ватикане, продан за 29 200 000 фунтов стерлингов (47 900 000 американских долларов). Это была вторая высокая цена, заплаченная за Старого художника. Первое место принадлежит картине Портрет мужчины Рембрандта, ее купили за 20 200 000 фунтов стерлингов (33 200 000 американских долларов), мировой ценовой рекорд для художника на аукционе.

2010 год

Работа Пабло Пикассо Обнаженный бюст на зеленых листьях (Nude, Green Leaves and Bust) из коллекции госпожи Сидни Ф. Броуди проданы за рекордные 106 482 500 американских доллара (70 278 450 фунтов стерлингов). Мировой рекорд продажи, как самое дорогое произведение искусства проданное на аукционе. Коллекция Броуди достигла 224 177 500 американских долларов (147 957 150 фунтов стерлингов). Коллекция стала самой дорогой в общей статистике от одного владельца, выставленной на продажу на Аукционе Кристис в Нью-Йорке, продажа осуществлялась по 100 процентному жребию.

Также в мае, Коллекция Майкла Крайтона из категории современного искусства, стала самой значительной коллекцией в своей области, и была куплена за 103 330 913 американских доллара. Флаг Джаспера Джонса побил мировой рекорд продаж от художника, выйдя на уровень 28 642 500 американских долларов.

В Париже в июне, картина Голова (Tête) Амедео Модильяни побила рекорд самой высокой цены, достигнутой за произведение искусства. Продажа состоялась на аукционе во Франции за 43 185.000 евро (35 886 735 фунтов стерлингов/ 52 620 923 американских долларов). В этот период в очередной раз был побит мировой ценовой рекорд в категории произведения искусства Модильяни.

В июне на вечерних торгах в Лондоне, в номинации Импрессионисты и Модернисты были проданы картины на сумму 152 595 550 фунтов стерлингов (226 451 796 американских долларов). Общий аукционный рекорд, произошедший в Соединенном Королевстве и самый ценный в категории различных владельцев, в европейской истории арт. Рынка.

Аукцион Кристис открывает в Азии дополнительные помещения, включая, аукционную комнату и комнату для выставок. Помещение занимает 29 000 квадратных метров в центре города Гонконг.

2011 год

В Париже Аукцион Кристис предлагает коллекцию Шато-де-Гордон (Château de Gourdon). Трехдневная продажа декоративного искусства и дизайна начала 20-го века реализуется за 59 300 000 американских долларов.

Коллекция ювелирных изделий от Элизабет Тейлор. В нее вошло - изобразительное искусство, мода, декоративно-прикладное искусство и памятные вещи, продана за 183 500 000 американских долларов. Устанавливается новый рекорд по наиболее ценным ювелирным изделиям одного владельца. До этого самая дорогая коллекции на аукционе продавалась за 144 000 000 американских долларов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры