Биография виктора васнецова краткое содержание для 3. В

Главная / Психология

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 -
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 -

Васнецов Виктор Михайлович, русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Главная » Как оспорить решение мирового суда? » Биография виктора васнецова краткое содержание для 3. Художники васнецовы. Расцвет и закат

>Биографии художников

Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

­Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

Виктор Васнецов - знаменитый русский художник, творчество которого оставило глубокий след в культуре России. Кисти великого живописца принадлежат картины и церковные холсты. Церковной живописью художник занимался на заказ для русских храмов. Разносторонним, очень талантливым человеком был Васнецов Виктор Михайлович: краткая биография может послужить подтверждением этому выводу.

Биография живописца

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в бедной семье священника в селе Лопьял Вятской губернии 15 мая 1848 г. Кроме него, у родителей было пятеро детей. Отец мальчика уделял максимум внимания воспитанию детей. Он старался развивать их кругозор, а не только прививать религиозные догмы. Михаил Васильевич выписывал научные журналы, однако места, где жил Васнецов, изобиловали сказаниями, былинами, поверьями. Мысли мальчика крутились вокруг сказочных персонажей. Героев сказок и красочные пейзажи дикого края можно увидеть на холстах художника.

Маленький Виктор еще с детства проявлял способности к рисованию. Но недостаток денег не позволил его отцу отправить сына обучаться художественному искусству. Мальчику пришлось поступить в духовное училище (1958), где обучение для сына священника было бесплатным.

После училища мальчик поступил в семинарию, но не окончил учебное заведение, так как начал обучение в петербургской художественной школе (1867). Параллельно юноша сдал экзамен в Академию художеств, но из-за излишней скромности не пришел проверить результат (о зачислении Васнецов узнал через год).

После окончания академии художник участвовал во многих выставках, занимался росписью храмов. Он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок Москвы, когда приехал жить в этот город. В настоящее время вы можете посетить дом-музей Виктора Васнецова в Москве, спроектированный самим живописцем. Васнецов построил его в неорусском стиле. Сюда художник въехал в 1894 году и прожил с семьей до самой смерти.

Сейчас постройка принадлежит музейному комплексу Третьяковской галереи и представляет собой музей с постоянной экспозицией, посвященной жизни и творчеству известного русского живописца. Здесь вы увидите портрет Васнецова Виктора Михайловича и ряд полотен, принадлежащих кисти великого художника. Кроме постоянной экспозиции, тут регулярно проводятся другие выставки, охватывающие деятельность Васнецова.

Талантливый живописец рисовал до смерти (23 июля 1926 года). Он оставил незаконченным портрет Нестерова - друга и ученика художника.

Творчество русского живописца

Творчество Васнецова Виктора Михайловича развивалось поэтапно. Будучи студентом академии, юноша посвящал свободное время рисованию. На тот момент молодой художник увлекался иллюстрированием русских народных поговорок, пословиц, сказок. Заметив талант студента, представители духовенства попросили заняться росписью Вятского кафедрального собора.

Работы, написанные молодым художником с 1876 по 1879 год, отображают бытовые сюжеты. Холсты 1880-1898 годов имеют былинно-историческую направленность. С 1890 года живописец увлекся религиозной темой. Он активно занялся росписью храмов, но не забывал о станковой живописи. После 1917 года художник рисовал иллюстрации к русским народным сказкам.

За свою жизнь Васнецов неоднократно принимал участие в выставках живописи. Впервые он выставил работы студентом академии. Демонстрация картин помогла юноше привлечь внимание признанных художников, сделать его имя известным. После окончания учебного заведения (1873) живописец выставлял картины, как член Товарищества передвижных художественных выставок. Такие выставки проводились на территории крупных сел и многих городов. Кроме работ Виктора Михайловича, экспозиции включали картины других известных художников.

Активная деятельность товарищества длилась до 1980 года, затем движение стало затухать, а сама организация прекратила существование после последней выставки (1922).

Известные картины

От некоторых шедевров Васнецова осталось только описание. Но многие холсты сохранились до сих пор. Чем же порадовал современных любителей творчества Виктор Васнецов: картины с названиями рассмотрим по порядку.













Виктор Михайлович Васнецов оставил богатое наследие потомкам. Многие его работы были уничтожены после революции 1917 года. Но и сейчас мы можем любоваться шедеврами великого русского живописца 19-20 веков.

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова , лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал критик Стасов. Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».

Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург. Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна - сказки, былины.

В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников.

В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа».

Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути.

Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразиельные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет с символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.

В картине «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) Виктор Михайлович Васнецов чудесно передал тревожность и загадочность момента. Всё, что взято художником от народа, показано просто и естественно, как в сказке. Мудрость сильного волей народа сказалась в сюжете сказки о поисках прекрасной царевны. Преодолевая хитрые и сложные препятствия, Иван достигает своей заветной цели.

Васнецов писал картину в Киеве, в период работы во Владимирском соборе. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. В волшебных сказках многое взято из жизни природы, в которой связана вся жизнь человека. В древности существовал культ волка, и в сказаниях он помогает герою, часто изображали его с крыльями птиц - так быстро он мог передвигаться - почитание в таких сказках связано с солнечной стихией.

Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. «Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Мамонтов. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Картину купил Третьяков, и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛЁНУШКИ». Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке.

Картина «АЛЁНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Аленушка - имя, пленившее его, он дает девушке, олицетворявшей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник. Она стала лейтмотивом его картины. Образ, созданный им прост и естественен. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Васнецов в картине создал глубоко поэтический, обобщённый образ, выразив средствами живописи поэзию, которая свойственна русским сказкам и песням о горькой судьбе.

Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Васнецовские женские образы пленительны. Он писал только близких ему людей. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. Они – олицетворение Родины, России.

Народные поэтические мотивы были известны Васнецову с юных лет, ещё в Рябове он слышал их от старухи няни и на деревне. О них Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как о давно ушедшем в прошлое дорогом детстве и милой юности. Эти мотивы были ему близки и памятны в последующие годы его дальнейшего художественного мастерства.

Устное народное творчество – не только источник мудрости и красоты, но и вера в богатырское величие и прекрасное будущее. И Васнецов в полотнах показывает силу народа, способность к борьбе, что сделало русских людей могучими и великими. Это мощная эпическая песнь России, её великому прошлому. Защита Родины – одна из основных тем народного творчества. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ преданий, былин и исторических песен.

Былины – русские народные песни. Если сказку рассказывали, то былину пели. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т.е. напевом. Эти песни славили богатырей, их подвиги. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.

Картина «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». В думах и переживаниях богатыря угадываются раздумья самого художника о выборе своего дальнейшего творческого пути. Что поддержано общим настроением картины, эпическим пейзажем.

Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Они хранят память о прошлом нашей Родины. Это реальное. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Победой русского воина заканчивается любая битва. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Примером может служить следующее живописное произведение. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Картину приобрёл Третьяков. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Оно и теперь там находится. Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце, и тянулась рука».

Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую руку на белом мохнатом коне - Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи Алёша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. У седла висят гусли-самогуды. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Сколько тяжести в богатырях?! Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Кони под стать богатырям, в этом выражается ощущение действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником в битве и в жизни.

Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща, именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д...

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека.

После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Н.Ге увидел в его работах “синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело… но главное - это русский национальный дух”.

Василий Блаженный – памятник древнерусской архитектуры. Собор, построенный по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани.

Рябово – село в Вятской губернии – в восьмидесяти километрах от губернского города. В нём провёл детство художник Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с, и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике.

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870).

Виктор Михайлович

(3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н. Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) - в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп. АХ (в 1905 от звания отказался).

Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др.

В 1876 г. совершил поездку во Францию, где был создан первый эскиз к картине «Богатыри» (завершена в 1898; ГТГ), ставшей одним из лучших произведений мастера. Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, ГТГ) открыла новый этап в рус. исторической живописи, когда за основу был взят не исторический факт, а лит. сюжет; по мотивам сказок были написаны «Аленушка» (ГТГ), «Три царевны подземного царства» (1879, ГТГ), «Иван-царевич на сером волке» (1889, ГТГ).

Как театральный художник В. М. создал эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (1882) для домашней сцены в Абрамцеве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1885).

В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля», используя традиции древнерус. каменного и деревянного зодчества. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря); разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».

Как художник-иллюстратор он работал над произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. В жанре портрета В. создал глубокие психологические произведения - портреты В. С. Мамонтовой (1896, Музей-заповедник «Абрамцево»), Е. А. Праховой (1894, ГТГ), Б. В. Васнецова (1889, ГТГ), а также исторический портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, ГТГ).

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).

В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов.

Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

В. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 - филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). В наст. время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 716: В. М. Васнецов; ОР ГТГ. Ф. 66: В. М. Васнецов; Дом-музей В. М. Васнецова. Ф. В. М. Васнецова; РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 136 [личное дело].

Ист.: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.

Лит.: Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898; Рождественский Н. В. О значении Киевского Владимирского собора в рус. религ. искусстве. М., 1900; Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 21-86; Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 2. С. 155-121; Лебедев А. К. В. М. Васнецов. М., 1955; Галеркина О. И. Художник В. Васнецов. Л., 1957; Нестеров В. Давние дни: Встречи и восп. М., 1959; Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В. А. Страницы прошлого: Восп. о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Кат. выст. ГТГ. М., 1990; Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М., 1996; Ярославцева Н. А. Москва В. Васнецова. М., 1998.

Аполлинарий Михайлович

(25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).

Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы - новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания. Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.).

Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия).

После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 - оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них - «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).

Автор теоретических трудов по искусству: «Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), «Облик старой Москвы» (История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1910. Т. 2). Музей художника в Москве (Фурманный пер., 6) создан в 60-х гг. по инициативе его сына, В. А. Васнецова (1901-1989), передавшего гос-ву помещение мемориальной квартиры, собрание произведений и семейный архив. Собрание музея насчитывает ок. 9 тыс. экспонатов.

А. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1981 г. в с. Рябове открыт мемориальный Дом-музей братьев В. и в нач. 90-х гг. установлен памятник в их честь.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры