Церковь сан доменико. Церковь сан-доменико-маджоре в неаполе

Главная / Психология

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Сан-Доме́нико Маджо́ре (итал. San Domenico Maggiore, большая доминиканская церковь св. Доминика) - церковь в историческом центре Неаполя, одна из наиболее значительных достопримечательностей современного города. Является частью бывшего (и более старого, чем церковь) доминиканского монастырского комплекса. Необычно расположение церкви: апсидой она выходит к одноимённой площади, а её (скрытый от глаз) фасад выходит на одноимённый переулок.

Исторический очерк

Строительство храма было начато по приказу Карла II Анжуйского в 1283 г. и закончено в 1324 при участии французских архитекторов Пьера де Шоля (Pierre de Chaul) и Пьера д"Анжикура (Pierre d"Angicourt). Вскоре храм приобрёл значение центрального храма доминикацев и арагонской знати в тогдашнем Неаполитанском королевсте.

Первоначально здание было построено по канонам готики - с тремя нефами, боковыми капеллами, просторным трансептом и полигональной апсидой. В XVII-XVIII вв. храм был перестроен (при участии архитектора Д.А. Ваккаро) в соответствии с господствовавшей в то время барочной стилистикой. Очередная реконструкция храма произошла в XIX в. под руководством архитектора Ф. Травальини, которая привела к существенному искажению внутреннего пространства. Здание сильно пострадало во время бомбардировки «союзников» в 1943 г., что привело к необходимости новой реставрации 1953 и 1991 гг. Орган церкви, сконструированный в 1715 г. Фабрицио Чимино, был реконструирован в 1973 г.

На территории комплекса Сан-Доменико-Маджоре в XIII-XVI вв. находился Неаполитанский университет, где в 1239-44 учился и принял решение стать доминиканцем Фома Аквинский (в современной церкви для него устроены капелла и символическая келья). Позже знаменитыми выпускниками университета были Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла.

Среди наиболее примечательных особенностей современного ансамбля - так называемая капелла Бранкаччо (кардинала в 1294-1312), с фресками Пьетро Каваллини, выполненными по заказу кардинала в 1309 г. В капелле Борромео помимо картины с кардиналом находится полотно «Крещение Христа» известного маньериста Марко Пино. Cappellone del Crocefisso расписана художником XVI в. Белизарио Коренцио («Поклонение волхвов», 1591).

В храме также расположены многочисленные капеллы с усыпальницами местных аристократов из родов Карафа, Рота, Пинелли, Капече и др. В просторной ризнице храма (справа от алтаря) высоко под потолком покоятся останки 45 членов арагонской знати (в т.ч. короля Фердинанда I), а также магистра доминиканского ордена, блаженного Раймонда Капуанского. В сокровищнице церкви (итал. Sala del Tesoro, вход из ризницы) хранятся и экспонируются (кроме понедельника, вход платный) украшения из золота и серебра, дорогие облачения неаполитанской знати и доминиканских епископов и т.п., которые ныне используются в торжественных случаях и праздничных культовых процессиях.

Miscellanea

В церкви Сан-Доменико-Маджоре в 1586 г. по благословению папы Сикста V состоялось венчание Марии д"Авалос и Карло Джезуальдо, впоследствии (в 1590 г.) убиенной им вместе с её любовником, графом Фабрицио Карафой. Мария д"Авалос изображена на картине «Vergine col Bambino su un trono e i Santi Domenico, Caterina e Martino» (крайняя справа вверху) фламандца Корнелия Семета (Cornelis Semet), которая находится в родовой капелле семьи Карафа (т.наз. Капелла св. Мартина, итал. Cappella di san Martino).

Находившиеся в церкви особо ценные полотна Караваджо («Бичевание Христа») и Тициана («Благовещение») были переданы в Национальную картинную галерею (Каподимонте). «Мадонна с рыбой» Рафаэля в XIX в. была передана в музей Прадо, где находится и поныне. Картина «Мадонна с младенцем и св. Фомой Аквинским» Джордано была украдена.

Базилика Сан-Доменико в Сиене (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Внушительная и суровая базилика Сан-Доменико - одна из важнейших церквей Сиены. Именно эту массивную постройку из красного камня с невысокой зубчатой башней вы видите на холме, когда подъезжаете к городу со стороны крепости Медичи. Похожая на старинный рыцарский замок базилика - это доминанта переднего плана в панораме города, в то время как акцентом второго плана стал далекий Дуомо.

История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой - Екатерины Сиенской.

Церковь на холме Кампореджио выстроили монахи-доминиканцы в середине 13 века, причём строительство заняло 40 с лишним лет. Веком позднее базилика была расширена и сегодняшний свой облик приобрела в 1465 г. История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой - Екатерины Сиенской. Жившая в 14 веке святая была знаменита редкостным даже для тех времён аскетизмом и самоотречением, а также подвижничеством, религиозными экстазами и видениями. Святая провела за стенами базилики большую часть жизни. Здесь есть реликварий с её личными вещами, здесь же хранятся самые ценные из её рукописей и главная реликвия - мощи святой: голова и палец.

Римско-католической церковью Святая Екатерина Сиенская была, как и Святой Франциск, провозглашена святой покровительницей всей Италии. Что любопытно, случилось это в 1939 г.

В 1798 г. церковь была почти полностью разрушена землетрясением, но затем отреставрирована. Её неприступный и даже мрачный вид снаружи характерен для средневековой архитектуры тех религиозных орденов, которые давали обет не искать материального благополучия. Кроме того, предположительно, при постройке базилике сознательно придавали характеристики защитного укрепления, предполагая войну с флорентийцами. Так, главного фасада у базилики Сан-Доменико нет вообще.

В интерьере же церкви хранятся подлинные сокровища. Это алтарь 15 века работы ди Стефано для святых мощей в капелле Святой Екатерины, стены которой расписаны фресками знаменитых сиенских мастеров - братьев Джованни, Содомы, ди Джорджо Мартини. В склепе капеллы также находится самый, как считают, верный портрет святой кисти Ванни (17 век). На мраморных плитах пола 15 века можно видеть изображения зверей и Орфея, как полагают, работы ди Джорджо.

Другие помещения базилики также изобилуют работами известных мастеров: Фолли, Ванни, Вольпи, Маттео ди Джованни, ди Джорджо Мартини, Лоренцетти. Особую ценность представляет работа Гвидо да Сиены, основоположника сиенской школы живописи: это «Маэста», которую художник писал пять лет и завершил в 1270 г.

Адрес: Сиена, Piazza San Domenico, 53100.

Базилика Святого Доминика (Сан-Доменико) представляет собой один из важнейших храмов Сиены. Выглядит базилика очень внушительно и скорее напоминает рыцарский замок времен Середневековья, но такова уникальная архитектура этого старинного религиозного сооружения.

Располагается базилика между одноименной площадью Сан-Доменико и Виа дела Сапиенца. Она знаменита тем, что в ней хранятся мощи Святой Екатерины Сиенской, покровительницы не только Сиены, но и всей Италии.

История возникновения базилики Святого Доминика

Строительство базилики началось доминиканцами в 1226 году и длилось на протяжении 40 лет. В 14 веке изначально небольшое здание было значительно расширено в масштабах и дополнено готическими архитектурными элементами.

За время своего существования базилика Сан-Доменико неоднократно подвергалась разрушениям из-за пожаров и землетрясений. К счастью, каждый раз ее полностью восстанавливали, преображая и привнося в ее облик новые элементы.

Фото: Anna Biancoloto / Shutterstock.com

Архитектура

При взгляде на базилику Святого Доминика, бросается в глаза ее внушительный и даже мрачный внешний вид, напоминающий крепость из красного кирпича, а главный фасад у нее вообще отсутствует.

Бытует мнение, что при строительстве базилики учитывали возможную войну с флорентийцами и в результате этого создавали такой неприступный вид религиозного сооружения.

Фото: Rastislav Sedlak SK / Shutterstock.com

Что посмотреть

Базилика Святого Доминика – это просто кладезь настоящих сокровищ, над ее внутренним убранством трудились самые знаменитые итальянские мастера.

Алтарь для святых мощей, находящийся в капелле Святой Екатерины, был создан в 1466 году Стефано. Стены капеллы украшены великолепными фресками работы Содомы, братьев Джованни, ди Джорджо Мартини.

Пол в базилике Сан-Доминика также удивляет своей живописностью – на нем изображены Орфей и звери. Над красками мраморного пола трудился также ди Джордо.

В остальной части базилики Сан-Доминико можно увидеть работы таких знаменитых итальянских мастеров, как:

  • Андреа Ванни,
  • Фолли,
  • Вольпи,
  • Лоренцетти,
  • Салимбени,
  • Ваннуччо и других.

Именно в базилике хранится картина Гвидо да Сиены «Маэста», написанная им в 1270 году.

Как добраться до базилики Святого Доминика

Базилика Святого Доминика располагается на одноименной площади Пьяцца Сан-Доменико.

Часы работы

Базилика открыта для посещений:

  • с марта по октябрь — с 7 утра до 18.30 вечера;
  • с ноября по февраль — с 9 утра до 18.00 вечера.

Вход в базилику свободный по состоянию на 2019 год.

Мне довелось побывать во многих уникальных храмах и видеть многие необыкновенные реликвии, но увиденное в церкви Сан-Доменико в итальянском городе Кьоджа оставило какой-то особенный след в памяти.

Во время прогулки по набережным окружающих город каналов заметили небольшую церковь, достаточно невзрачную на фоне других церквей Кьоджи, хотя и немаленькую. К церкви вел мост. Уже достаточно устав после прогулки, решили не идти в храм. Мы избалованы местами и достопримечательностями и времена, когда не пропускали ни одной двери, в которую можно войти, для нас прошли. Однако, осталось ощущение, что вот сюда мы очень зря не зашли… Обратили внимание на то, что над входом в церковь — признаки более свежей кладки.

Через несколько минут мы уже сидели в экскурсионном катере, который направился по каналу мимо уже указанной церкви. Рулевой рассказал, что церковь Сан-Доменико — это место номер один, которое надо посетить в Кьодже! В церкви хранится уникальное, самое старое в мире деревянное Распятие.

После путешествия на катере отправились почти бегом в храм, предвкушая увидеть что-то совершенно необыкновенное.

Церковь Сан Доменико (Chiesa San Domenico) в Кьодже была построена в XIII веке на небольшом острове Сан-Доменико, где ранее располагался доминиканский монастырь. Позже, в XVIII веке храм претерпел значительные изменения. На остров ведет небольшой мост, прямо перед которым и расположена церковь.

Когда входишь в эту церковь, поражает ощущение чистого светлого пространства, чего не ожидаешь, видя достаточно простое здание храма снаружи.

Взор сразу притягивает центральная часть храма — то самое Распятие.

Легенда гласит, что Распятие было вырезано у подножия умирающего Христа мастером Никодимом, который призвал на помощь ангелов, чтобы представить особенности страдающего Святого лика. Утомленный работой Никодим заснул, а когда он проснулся, то обнаружил законченный Божественный образ. Если эта легенда верна, то перед нами — истинный портрет умирающего Христа…

Крест имеет форму корявого ствола, символизируя древо жизни. Распятие тем более уникально, что в то время по еврейским законам действовал запрет на любые изображения Бога, каким признали Христа его почитатели при жизни.

Распятие было привезено в итальянский регион Марке, в братство гроба Господня. (Кстати, именно этот же регион Италии был выбран для переноса туда дома Богородицы.) История сообщает, что изначально везли Распятие в Константинополь, но опасаясь за его сохранность, изменили маршрут. Далее легенда рассказывает, что образ Спасителя ожил перед Святым мучеником Петром Доминиканским. Было отдано распоряжение передать деревянное Распятие Венеции. Корабль, перевозивший распятие, потерпел кораблекрушение. Позже Распятие было найдено у берегов Кьоджи монахами-доминиканцами.

Есть и другая легенда происхождения уникального Распятия, которая утверждает, что создано оно в северной Европе, предположительно в Германии. Во время перевозки в Святую Землю корабль попал в бурю, Распятие исчезло и было найдено века спустя у свай моста, ведущего к острову Сан-Доменико, что является совершенным чудом, ибо скульптура выполнена из не самой прочной древесины тополя.

Достоверно известно лишь то, что с 1812 года Распятие хранится в церкви Сан-Доменико. Изображение Священного Распятия часто воспроизводится на парусах и на носу лодки и особо почитается мореплавателями, судя по находящимся в церкви Сан-Доменико многочисленным обетам. Высота скульптуры составляет 4,87 метров, в ширину статуя 3,50. В верхней части статуи можно увидеть пеликана, являющегося символом самопожертвования. Тело Спасителя изображено несколько упрощенно, главное в скульптуре — Священный лик. Лик Христа меняет шесть выражений, в зависимости от того, где вы стоите. Если смотреть справа, то заметно переданное страдание Христа в агонии. Если смотреть с левой стороны, то лик кажется спокойным, в предвкушении скорого Воскресения.

Об этих особенностях скульптуры мы прочитали, уже вернувшись домой. Смотря на скульптуру, заметила, что лик меняет выражение, но думала, что просто показалось… В следующий раз обязательно вновь побываем в церкви Сан-Доменико и попробуем сфотографировать статую с разных ракурсов.

Помимо уникального Распятия в церкви Сан-Доменико хранятся работы Карпаччо (Carpaccio) и Тинторетто (Tintoretto).

И вообще, эта церковь просто очень красива и вся наполнена светом. Бывают иногда места с особой, необъяснимой положительной энергетикой. Храм Сан-Доменико — один из них.

Удалось найти информацию о том, почему фасад церкви имеет видимые признаки римейков. Дело в том, что огромное Распятие 6 раз выносили из церкви для участия в процессиях. Для того, чтобы пройти с огромной статуей, приходилось разбирать кладку над входом.

В наши дни в религиозных процессиях в Кьодже используется другое Распятие, меньшего размера и веса. Но при необходимости взять оригинальную статую, используется специальный подъемник, который наклоняет реликвию. Есть мнение, между прочим, что это Распятие было создано для созерцания в горизонтальном положении, отсюда странные пропорции — несоразмерно большая голова фигуры Христа.

P.S. В последнее время блогеры взялись за обсуждение темы нужности и причин ведения трэвел-блогов. Не берусь судить, насколько это нужно другим, а для меня процесс написания этой заметки вылился в перелопачивание массы информации на итальянском языке, что как минимум интересно и как максимум полезно для души и самообразования.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры