Чима да конельяно картины. Джованни баттиста чима да конельяно "благовещение"

Главная / Психология

Чима да Конельяно (1459 − 1517) по праву можно назвать ярким представителем венецианской школы живописи эпохи Ренессанса. Художник родился в маленьком городке венецианской провинции Конельяно, в семье обработчика сукна. На творчество художника повлияли такие мастера живописи, как Альвизе Виварини, Антонелло да Мессина и Джованни Беллини, сыгравший важную роль в выработке стилистики письма Чима. По сравнению с другими величайшими Мастерами того времени скромный художник Чима был не такой выдающийся, да и работ было поменьше, чем у признанных классиков Ренессанса. Не всем судьбой уготовано стать Рафаэлем. Однако его работы выглядели весьма достойно (для второй половины творческой деятельности художника характерна ярко выраженная собственная стилистика и прекрасная техника письма) и вызывали большой интерес у европейских ценителей искусства.

Большую часть своей жизни мастер провёл в Венеции, которая всегда привлекала художников завораживающими пейзажами, прекрасной архитектурой и многочисленными зрелищными представлениями. Чима, благодаря своему медитативному темпераменту, был предрасположен к философским размышлениям на традиционные религиозные темы, и отражал в своих картинах по большей части именно такие сюжеты. У художника насчитывается около сотни произведений, посвящённых религиозной тематике, среди них присутствует множество образов Мадонны.

Лирическим произведениям Чима да Конельяно свойственны поэтичность, благородная простота образов, необыкновенная чистота и возвышенность чувств, красота персонажей, сосредоточенных на молитве, гармоничная связь между умиротворенным человеком и наполненной эмоциональным содержанием природой.

У художника наблюдалось стремление к чувственному познанию окружающего мира, его красоты и богатства форм. Это было свойственно творческому духу художников итальянского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимое с периодом Раннего Возрождения). Главную роль в воплощении познаваемого мира и природы у всех венецианских художников, в том числе и у Чима, играл колорит. Поздние работы мастера отличаются от ранних по колориту мягким сияющим освещением, игрой светотеневых переходов, нежными цветами красок, приближенными к легкому золотистому тону.

Художнику удалось реализовать основную цель своего воплощения на земле - украсить своими прекрасными творениями этот мир.

Благовещение. 1495, темпера и масло, 137×107 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Давайте же рассмотрим одну из самых великих работ Чима да Конельяно "Благовещение".

Идеей для этого произведения послужил евангельский сюжет - явление Архангела Гавриила деве Марии. Если вы подольше задержите взгляд на этой работе, то сможете ощутить, как от неё исходит положительный заряд энергии, полный умиротворения и спокойствия. Эти ощущения возникают благодаря величайшей одарённости художника, которая проявляется в удачно найденной композиции, выразительности и характерности главных персонажей, хорошем построении трёхмерного пространства и в том самом золотистом колорите.

Основное действие разворачивается в интерьере венецианского палаццо (дворца), подчёркивая торжественность запечатлённого момента.

Первым персонажем, на которого мы обращаем своё внимание, является Архангел Гавриил, его динамичная фигура в белом ангельском одеянии с многочисленными складками. Архангел подходит к Марии, чтобы сообщить благую весть. В его левой руке - цветок белой лилии, символ чистоты и невинности. Приложив свою правую руку к сердцу, Архангел выражает уважение и любовь святой деве. Можно подумать, что он влетел в это помещение на своих крыльях из открытого окна, в котором изображён чудесный, наполненный солнечным светом, пейзаж с архитектурными сооружениями, собором и далёким замком на холме.

Божественный солнечный свет проникает и в сам интерьер, хорошо освещая белоснежную фигуру Гавриила и смиренную, пребывающую в неподвижной позе, фигуру Марии. Она явно удивлена и смущена таким внезапным появлением Божественного вестника. Мы видим её, облачённую в небесного цвета плащ, накинутый на красное платье. Мария занималась чтением священной книги, преклонив колени на маленькую скамейку, согласно католическому обычаю. Покрытая двойным белым и желтым платком, олицетворяющим чистоту и святость, голова девы Марии с покорно опущенными глазами повёрнута в сторону Архангела, чтобы узнать весть о том, что ей суждено стать матерью Божьего сына.

Художник очень удачно передал внутреннее возвышенное состояние персонажей этого великолепного творения. Такие выражения лиц были свойственны персонажам живописных работ того периода. Чувства явно не выражены, но угадываются. Художник старался придерживаться венецианской манеры письма, принятой в конце XV века, для которой были характерны неторопливость движений персонажей, их спокойные и умиротворённые позы, сосредоточенность их лиц, порождающая атмосферу покоя, безмятежности и простоты.

Хочется, не отрывая взгляд, любоваться на эти прекрасные лица Гавриила и Марии, сосредоточенные на служении и молитве.

Золотистый тёплый свет, который наполняет детально проработанный интерьер, проникает и в зрительские сердца, располагает к размышлению о вездесущем Боге.

Текст подготовил Руслан Петряков

А что уж тянуть-то - назвался груздем, так показывай картины Чима да Конельяно. Можно, пожалуй, даже без текста: сюжеты понятны, персонажи легко угадываются.

1. Иоанн Креститель (из уже описанной церкви Мадонна-дель-Орто в Каннареджо):

2. Поклонение пастухов - это из церкви Санта-Мария-дель-Кармине, я ее только вскользь упомянул, когда с вами по Дорсодуро гулял.


3. Коронация Богородицы - это из Сан-Дзаниполо (по нашему, по-русски это будет святых Иоанна и Павла), туда мы с вами зайдем обязательно, надо же обязательную программу по гробницам выполнить:


4. Крещение Христа - это из Сан-Джованни-ин-Брагора - церкви Вивальди. Вот туда слабонервным лучше не соваться: тамошний настоятель свел дружбу с русским священником из "нашего" прихода Жен-мироносиц. И эти мироносицы насовали в Сан-Джованни-ин-Брагора разных реликвий (типа пальца Иоанна Крестителя) с надписями по-русски, а также фотографий великого господина и отца нашего. В общем, ПГМ на марше - будьте бдительны!

Итальянский живописец эпохи Возрождения. Родился приблизительно около 1460 года в городе Конельяно. Полное имя Джованни Баттиста Чима (Giovanni Batista Cima). Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Антонелло да Мессина, Джорджоне, раннего Тициана. Работал в основном в окрестностях Венеции. Известен своими ландшафтами и пейзажами в манере Джованни Беллини. Имел прозвище “Бедняга Беллини”. Популярность в 18 веке приобрел как “венецианский Мазаччо”.
Скончался Джованни Баттиста Чима да Конельяно в своем родном городе Конельяно в 1517 или 1518 году (точно не установлено).
В Дни Эрмитажа, после реставрации было представлено полотно известного венецианского мастера эпохи Возрождения Джованни Баттисты Чимы да Конельяно ">

"Благовещение" по праву занимает место в ряду шедевров картинной галереи Государственного Эрмитажа. Слава и почитание сопровождали картину на протяжении всей ее долгой истории. В 1604 году она упомянута в одном из первых печатных путеводителей по Венеции: "В капелле, посвященной Благовещению, что расположена слева от главной капеллы, великолепная алтарная картина, которую написал превосходнейший живописец Джованни Баттиста Чима да Конельяно".
Речь идет о внутреннем убранстве церкви ордена Крочифери, находившейся под покровительством Цеха ткачей шелка, выходцев из Лукки (имена мастеров, стоявших во главе этой корпорации, написаны на бумажном картуше в нижней части картины, как и дата создания алтаря - 1495).
Орден Крочифери был упразднен в 1657 году, церковь перешла к ордену иезуитов, как следствие, "Благовещение" было перевезено в помещения, принадлежавшие все тому же цеху ткачей шелка в Аббатстве Мизерикордиа, а затем в капеллу дель Розарио собора Санти Джованни э Паоло. Состояние картины в это время (1786) уже вызывало серьезные опасения: "Эти алтари, написанные на дереве, находятся в плачевном виде, краски отстают, почернели, многие переписаны".
В начале XIX века картина оказалась в Москве в коллекции князей Голицыных, обладавших одним из крупнейших частных художественных собраний в России. В 1873 году был осуществлен перевод живописи с деревянной основы на холст (эрмитажным реставратором А. Сидоровым). В 1886 году в составе Голицынского собрания "Благовещение" было приобретено для Эрмитажа.
Уже современники признавали "Благовещение" одним из наивысших творческих достижений Чимы, свидетельством его набравшего полную силу таланта. В нем художник добивается исключительного равновесия всех элементов, что в итоге позволяет ему достичь небывалой композиционной гармонии.
В "Благовещении" обращает на себя внимание тщательность в проработке деталей: прожилок мрамора на колоннах арочного окна, наборного узора столбов балдахина и его основания, надписи на древнееврейском по фризу полога (цитаты из книги пророка Исайи "Се Дева во чреве примет и родит сына"), закладки между страницами книги, отсутствие стекол в витраже-"розе" собора; наконец, насекомых - мухи и наездника. Даже открывающийся за окном пейзаж имеет реальный прообраз - на вершине холма высится крепость Кастельвеккио ди Конельяно; от нее вниз спускается, петляя, проезжая дорога. Это реальное изображение западной стены замка, прорезанной воротами ди Сер Белле, с угловой башней и башней Бемба с саду Дзакки, за которыми возвышаются две главные крепостные башни. На фоне такой подчеркнутой вещественности само событие носит вневременной сакральный характер, что достигается статуарностью поз и жестов Мадонны и Архангела Гавриила. Этот момент, застывший в вечности, только подчеркивают развевающиеся волосы архангела, колыхание его одежд, утреннее освещение, проникающее через раскрытую дверь и отбрасываемые фигурами и предметами тени.
Снятие поздних реставрационных наслоений вернуло "Благовещению" подлинный колорит, свойственный лучшим произведениям Чимы, - холодную серебристую гамму с тончайшими светотеневыми нюансами. Удивительно разнообразие градаций в переходе от синего к белому - от одеяния Гавриила, белизна которого просто ослепительна благодаря разнообразию оттенков серебристо-серого и голубого в тенях, до глубокого небесно-синего тона плаща Мадонны. Легкие тени, отбрасываемые фигурами и предметами, придают пространству глубину, которой так не хватало композиции ранее. Благодаря игре света и тени на зеленом пологе кровати появились складки, справа на них проступил силуэт - тень от фигуры Марии.
Деликатность светотеневых модуляций придала совершенно новое, более нежное и одухотворенное выражение лицам обоих персонажей, инкарнат приобрел перламутровый, фарфоровый тон. Под книгой, на торце деревянной подставки, обнаружились отпечатки пальцев художника - подтверждение издавна существовавшей в Венеции практики растушевывать последние мазки пальцами. Наконец, внизу открылись латинские буквы - остатки подписи мастера, виртуальная реконструкция которой представлена на отдельном планшете.

Http://www.bibliotekar.ru
http://translate.googleusercontent.com
http://translate.google.ru

Чи́ма да Конелья́но (Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, собственно, Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima; род. ок. 1459(1459) в Конельяно; умер там же в 1517 или 1518 году) - итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса.

О Чиме да Конельяно сохранилось мало документальной информации, а Джорджо Вазари в своём многотомном труде, посвящённом итальянским живописцам и скульпторам, написал о нём всего один абзац. На протяжении столетий художник фигурировал просто как «ученик и имитатор Беллини », а оставленное им художественное наследие страдало от недостатка внимания и непонимания истинной роли его творчества в художественном процессе конца XV - нач. XVI века. Во второй половине XIX века с изысканиями Кавальказелле (1871) и Боттеона (1893) ситуация начала меняться. Был составлен первый каталог произведений художника, правда, слишком обширный, и в дальнейшем в значительной степени скорректированный. Работы Буркхардта, Бернсона, Вентури, Лонги, Колетти и других исследователей XX века постепенно раскрыли масштабы его творчества, и художник занял надлежащее место среди своих великих современников, в одном ряду с Джованни Беллини и Витторе Карпаччо .

Джованни Баттиста, известный как Чима из Конельяно, родился в семье успешного мастерового, и ничто не предвещало, что он станет выдающимся живописцем. Его отец был стригальщиком тканей (итал. сimatore - отсюда происходит прозвище художника - Чима, хотя итал. сima уже означает «вершина», «верхушка»; по сути стригальщики тканей не стригли, но брили их, чтобы ткань была равномерной толщины; со временем «Чима» из прозвища превратилось в фамилию).

Точная дата рождения мастера неизвестна. По всей вероятности он родился в 1459 или 1460 году. Эта дата выведена исследователями из того факта, что впервые его имя появляется в налоговом реестре в 1473 году (записан как «Johannes cimator»), а в Венецианской Республике обязанность отчитываться о налогах наступала с 14-и лет.

Достаток его семьи, вероятно, позволил Чиме получить хорошее образование, однако неизвестно у кого он обучался азам живописного мастерства. Первое его произведение, на котором есть дата - алтарная картина из церкви св. Варфоломея в Виченце (1489). Ряд исследователей видит в ней влияние Бартоломео Монтаньи, и это послужило основанием для предположения, что Чима начинал в его мастерской. С другой стороны в его ранних работах очевидно влияние Альвизе Виварини и Антонелло да Мессины , поэтому вопрос о его учителе остаётся открытым. Современные исследователи считают, что настоящей школой для него стало частое посещение мастерских Джованни Беллини и Альвизе Виварини, и участие в их работе.

Полагают, что в Венецию художник приехал и создал свою первую мастерскую уже в 1486 году (документы свидетельствуют, что в 1492 году он там фигурирует уже как резидент), но жил в Венеции не постоянно, часто уезжая либо к себе на родину в Конельяно, либо в иные места для исполнения заказов. В Конельяно он жил едва ли не каждое лето - именно летние пейзажи его родных мест украшают большинство произведений Чимы на религиозные темы.

После того, как Чима написал алтарную картину для ц. Сан Бартоломео в Виченце (1489, Виченца, Городской музей), он получил признание, как единственный художник Венеции равный Джованни Беллини. В 1490-х годах его слава выходит за пределы собственно Венеции, и распространяется на всей территории, принадлежащей Венецианской Республике. В 1495-1497 годах он получает заказ от Альберто Пио да Карпи («Оплакивание», Галерея Эстензе, Модена), а для церквей Пармы в разное время он написал три больших алтарных картины: для францисканской церкви Благовещения («Мадонна с младенцем и святыми Михаилом и апостолом Андреем» 1498-1500, Ныне в Национальной Пинакотеке, Парма), для капеллы Монтини в кафедральном соборе («Мадонна с младенцем на троне со святыми Иоанном Крестителем, Косьмой, Дамианом, Екатериной и Павлом», 1506-1508, ныне в Национальной пинакотеке, Парма), и для церкви Сан Квинтино («Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной», ок. 1512, ныне в Лувре, Париж).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры