Цитаты из мцыри описывающие главного героя. Сочинение «Характеристика главного героя Мцыри

Главная / Психология

План характеристики
1. История жизни Мцыри.
2. Причины бегства.
3. Взаимоотношения с монахами.
4. Отношение к миру.
5. Закономерность судьбы. Характеристика Мцыри Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести...
...Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел... Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу вдруг бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалёку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить. ...Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью.
Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли...
Он на допрос не отвечал...
...Тогда пришёл к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрал остаток сил,
И долго так он говорил... Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и всё это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить её в жизнь монаха: Я мало жил, и жил в плену. Он стремился узнать свободную жизнь, «Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны как орлы». Он вовсе не раскаивается в своём поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил! Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было. Я молод, молод...
Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить! Мцыри, вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя его органичной частью, включённой в общий водоворот событий. Он даже не чувствовал себя человеком. ...Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался как змей.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
...Ия висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна! Новые впечатления пробудили в нём давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться.
У него появилась цель. «И вспомнил я отцовский дом...» Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе даже в её неблагоприятных проявлениях. Но верь мне, помощи людской
Я не желал...
Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил - клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык. Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречён на неудачу: он сравнил себя с темничным цветком, попавшим под солнечные лучи. Но что ж?
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжёг
В тюрьме воспитанный цветок... Но он нисколько не раскаивается в своём поступке; если что и вызывает его сожаление - так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его по ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманные. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри - трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Чёткое понимание и осознание своих поступков - привилегия человека.

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герой поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Цитаты

«Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы»

«Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть.»

«И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну.»

Художественные средства и композиция

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

Мцыри является героем поэмы М. Ю. Лермонтова. Это молодой парень, который в детстве был пленен, а затем попал в монастырь, там его крестили.

Юноша был одинок и безмолвен, он жил в тоске по родному краю. Жизнь в монастыре была ему в тягость, он сравнивал монастырь с тюрьмой. Парень мечтал оказаться на свободе и однажды в ночь, когда была гроза, он совершил побег.

Три дня он скитался в поисках отцовского дома. Мцыри пробирался сквозь горы и леса, терпел голод, его не пугали дикие звери, он боролся с барсом. Мцыри не было страшно, он жаждал свободы.

Парень наслаждался природой, он чувствовал, что он по-настоящему живет, а не существует. Пение птиц, свежий воздух, необыкновенная красота природы пленила его.

Мцыри не пугает смерть, он готов был бороться для того, чтобы жить на воле. Но, к сожалению, мечтам парня о родном крае и доме не суждено было сбыться. Истощенного парня нашли и вернули в монастырь.

Юноша заболел, конец его был близок, он исповедался. В своей исповеди он поведал о том, что эти три дня, несмотря на испытания и страдания, которые ему пришлось пройти, он чувствовал себя счастливым человеком. За эти дни он понял в чем заключается смысл жизни. Он не жалеет о побеге, он готов был жить в тревогах и битвах, но не в плену. В монастыре он задыхался, ему необходима была свобода.

Юноша просит, чтобы его перенесли в цветущий сад, откуда видны просторы его родины. Он желает в последние минуты жизни еще раз насладиться великолепием природы и вздохнуть воздух свободной жизни.

Мцыри так и не посчастливилось добраться до родного Кавказа. Но он проявил себя как вольнолюбивый человек. Читая поэму, всей душой проникаешься в печальную, полную тоски по родине, судьбу героя. Его бесстрашие и упорство, с которым он пытался достичь своей цели и обрести свободу, достойно уважения.

Образ Мцыри

Прежде, чем начать анализировать образ главного героя поэмы, стоит обратить внимание на его имя. Слово «мцыри» в грузинском языке имеет два значения: первое – «послушник», второе – «чужак», «пришелец». Оба они, несомненно, важны для понимания героя: без семьи и крова, еще ребенком Мцыри оказался вдали от родины и был воспитан в монастыре. То есть мы изначально видим этот глубокий внутренний раскол: мальчик, в жилах которого бурлила горячая кавказская кровь и тяга к корням, был вынужден примириться с затворнической жизнью послушника вдали от дома.

Мцыри – идеальный романтический герой, к которому автор относится с явной симпатией. Он резко противопоставлен реальности, которая его окружает. Однако от третьего лица повествование ведется лишь в самом начале, большая же часть поэмы – это исповедь Мцыри, полная его неподдельных переживаний. Он горяч и эмоционален, взгляд его восторжен, душа чувствительна – он жаждет жизни. Природа завораживает героя своей красотой, но он, так тянущийся к чудесам этого мира, отгорожен от него холодными монастырскими стенам. Это заточение для Мцыри сродни медленной и мучительной смерти - потому он сбегает. И вот, что слышит потом монах в его исповеди:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Одних этих слов достаточно, чтобы понять, что за этот глоток свободы Мцыри был готов отдать все что угодно. Этот вольный миг наедине с чарующим диким миром был единственной по-настоящему важной вехой в тянущейся, как сон, судьбе героя.

В предсмертном бреду ему видится золотая рыбка, сулящая покой, если он останется с ней. Но разве этого искал лермонтовский герой, покидая стены своей тюрьмы? И религиозное послушание, и безмятежное успокоение чужды ему. Мцыри влекут его корни: образы людей, которых он никогда не знал, но которые могли бы стать для него семьей, и родные земли, один взгляд на которые заставил бы его сердце биться быстрее и беспокойней. Увы, герою не суждено достичь Кавказа, но дни, проведенные на воле, преображают его мир.

Мцыри осознает, что смысл его жизни не в тихом набожном существовании, а в борьбе. И он борется: с собственною тюрьмой, с монахами, не желающими понять, что он никогда не станет одним из них, и, наконец, с дикой природой в лице барса. Он сражается за себя, и, несмотря на трагичный исход, мы понимаем, что дух его тверд и силен, - а значит, герой не побежден и не сломлен. Мцыри свободен и светел внутренне, а это подчас намного труднее, чем разорвать физические оковы неволи.

Вариант 3

В поэме Лермонтова главным героем произведения был мальчик из одной кавказской семьи. Его судьба была очень тяжелая. Еще с детства он был в плену у одного русского генерала. И с тех пор он больше не видел свой дом. Его жизнь была очень трагичная и печальна. Она уготовила для него много тяжелых испытаний.

Мальчик с детства был мужественным и никому ни на что не жаловался. Он был отважным героем. Будучи в плену мальчик тяжело заболел и излечить его попытался один монах. И генерал бросил мальчика в монастыре. Монах все же смог вылечить его, и мальчика прозвали Мцыри.

Теперь Мцыри был в плену у монастыря. Мцыри уже начал забывать свой родной край, обычаи. Но когда-то Мцыри поклялся себе, что когда-нибудь он вернется на Родину и это не давало ему покоя.
Мцыри был робким, но очень сильным и выносливым. В монастыре он не смог обрести друзей и почти не с кем не общался. Он только смутно вспоминал свой родной край. Он хотел снова увидеть своего отца и сестер.

И как-то в один из дней проведения в монастыре мальчик решает сбежать оттуда. Как раз в этот день была сильная гроза, о не стал укрываться от нее, как другие, а побежал в другую сторону, он бежал в сторону своего дома. Он руководствовался инстинктом и поэтому решился бежать. Он не верил в свой успех, все как-то получилось, само собой. Лермонтов восхищался его характером, его отвагой идти к своей свободе любым путем. Ведь Мцыри стремился к своей мечте, не смотря ни на какие обстоятельства.

Мцыри был рад свободе, ведь он не предал свою клятву детства. Он сливался с природой все это время. Он наслаждался ее красотой и пением птиц. Его уже не могла ничто остановить. Он был очень храбрым юношей и даже сражался с барсом. Юноша, не смотря на свои раны, продолжал свой путь дальше. Он был настоящим борцом с чистой душой и сердцем. У него бы сильный характер, он готов бороться за свою свободу. Человек был сильный духом.

Но все-таки его судьба решила распорядиться так, что через три дня он все-таи вынужден был выйти к этому же монастырю. Но был он уже весь раненные и изнеможенный.

Перед своей смертью, он признается, что совсем не пожалел об этом побеге и о своем поступке, что по-настоящему жил только эти три дня. И попросил перенести его в сад, так как для него была очень важна природа. Красота природного мира производит на Мцыри очень сильное и приятное впечатление.

Пленник умирает не от ран, а от того, что снова был в монастыре, от отчаяния.

Сочинение Мцыри главный герой (характеристика)

"Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез"

Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.

Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.

Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.

Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.

Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои романа Поднятая целина Шолохова сочинение

    Замечательное произведение под названием «Поднятая целина» написано русским писателем Михаилом Шолоховым, который внес великий вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы.

  • Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва сочинение

    «Капитанская дочка» - произведение А.С. Пушкина. События, описанные в данном романе (повести) происходят во время пугачёвского бунта. Основным местом действия является Белогорская крепость

  • Примеры самовоспитания из литературы

    В произведении под названием Евгений Онегин герой очень много занимался самообразованием. Постоянно читал разные книги, выделяя в них важные мысли. Благодаря чтению формировался характер личности Евгения.

  • Хрюмины в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Два второстепенных персонажа комедии Грибоедова «Горе от ума» показывают недостатки высшего общества, которые желал подчеркнуть автор комедии.

  • Сочинение Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна

    Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему.

Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, и относились к нему достойно. Об этом свидетельствует и то, что юноша стал в монашеском обществе «своим» и уже собирался принять обет. Но внутренний стержень невозможно согнуть, как и нельзя удержать вольную птицу в клетке. Так, Мцыри бежит из монастыря.

Три дня на воле позволили юноше вдохнуть жизнь. Этот монах, который по своему происхождению горец, встретил свою стихию: буйство природы, опасность, необъятные масштабы полей и лесов – только здесь может обрести гармонию его смелый бунтарский дух. Мцыри готов был все отдать, только бы жить жизнью, полною тревог. Он помнит родной дом, семью и свое детство, и хочет возродить жизнь в своем существовании, потому как для горца нет худшего наказания, чем аскетичная жизнь наедине с собой и Богом. Такой человек как Мцыри не способен сидеть на месте и мириться со спокойным тихим укладом. Тревоги, переживания, опасность, страсть – это источники жизни для горца, и именно тяга к ним заставляет его решиться на отчаянное бегство, которое впоследствии приводит к смерти юноши.

Говоря о Мцыри, на ум приходит строчка из другого стихотворения М.Ю.Лермонтова: «А он, мятежный, ищет бури…» Только вот Мцыри, найдя свою бурю, от нее же и погибает. Но примечательно то, что юноша с большим удовольствием примет смерть, чем тихую размеренную жизнь.

    • Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
    • Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая... Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • «Дума» - одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
    • 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
    • Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивал с увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты. Для Лермонтова Москва являлась источником мыслей, чувства и вдохновения. В Москве происходит действие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого […]
  • Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова , кавказский юноша, попавший в монастырь вопреки своей воле. С грузинского языка имя героя переводится как «послушник». Мцыри был пленен в возрасте шести лет. Русский генерал доверил его одному монаху в древнем городе Мцхета, так как мальчик в дороге занемог и ничего не ел. Монах его вылечил, окрестил и воспитал в истинно христианском духе. Но жизнь в монастыре для мальчика стала своеобразным пленом. Привыкший к свободе горский мальчик так и не смог смириться с таким образом жизни. Когда Мцыри вырос и должен был принять постриг, то неожиданно исчез. Он незаметно сбежал из крепости, чтобы найти свой родной край. Три дня отсутствовал юноша и его никак не могли найти. Затем его все-таки нашли местные жители Мцхета, полуживого и раненного.

    Когда Мцыри вернули в монастырь, он отказывался от еды и сначала не хотел ничего рассказывать. Затем он всё же исповедался старцу, спасшему его когда-то в детстве. Он рассказал, как был счастлив за стенами монастыря, как встретил по пути молодую грузинку, как бесстрашно сражался с барсом и победил его. Несмотря на то, что юноша вырос вдали от дикой природы, в душе он всегда хотел жить как его горские предки. Он сожалел, что так и не нашел отчий край, не увидел хотя бы издалека родной аул. Все три дня он шел на восток от монастыря в надежде, что он на правильном пути, а оказалось, что ходил по кругу. Теперь он умирал как раб и сирота.

    Более всего характер главного героя раскрывается в его исповеди. Он рассказывает про дни своего отсутствия не для того, чтобы исповедаться или раскаяться, и не для того, чтобы облегчить душу, а для того, чтобы еще раз пережить ощущение свободы. Для него было настолько естественно находиться среди дикой природы, также как жить и дышать. Когда он снова попадает в монастырь, его стремление жить пропадает. Он никого не винит, но причину своих страданий видит в долгих годах заточения. Находясь с детства в монастыре, он не только стал слабее, но и потерял присущее каждому горцу чутье находить путь домой. Перед смертью он просит похоронить его в саду, откуда виднеется Кавказ.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры