Дораму я пришел договориться мем. Рецензия на фильм Доктор Стрэндж от Roman Swatcher

Главная / Психология

Для очередного конвейерного проекта «кинематографической вселенной Marvel», «Доктор Стрэндж» начинается как самый настоящий мистический триллер по типу «Багровых рек». Но недолго будет длиться образованный в вашем сознании иллюзорный обман, быстро превращающийся в визуальной красоты экшен. Начальная боевая сцена с участием главного антагониста Кецилия в исполнении блистательного Мадса Миккельсена, не только задаёт новый тон, разительно отличающийся от прошлых фильмов «вселенной», но и дабы приготовиться к дальнейшим сюрпризам, позволяет взглянуть на происходящее с другой стороны. Продемонстрировав затравку в виде чудного сюрреализма и необычной магии, авторы знакомят нас с доктором - Доктором Стивеном Стрэнджем.

Как несложно догадаться, протагонист профессиональный врач, способный принять на себя практически любую трудоёмкую операцию. История персонажа одна из интереснейших у Marvel. За максимально короткий период времени, основные сценаристы Джон Спэйтс («Прометей»), С. Роберт Каргилл («Синистер») и режиссёр Скотт Дерриксон («День, когда Земля остановилась»), успевают показать детальный характер Стрэнджа, который выделяется высокомерием, самолюбием, внушительной самооценкой, хамоватостью, вспыльчивостью и, судя по всему, исключительной верой - верой в себя. Да, возможно Стрэндж атеист. Также он не лишён музыкального вкуса и знает многих исполнителей, начиная от классики, заканчивая рэпом и RnB, что очень удачно отображается в весьма забавных и неглупых шутках, подкреплённых бестактным чувством юмора героя. Про такого персонажа как Стивен Стрэндж, во многих моментах хочется сказать, что он свой парень - человечный и делающий ошибки.

После аварии, в которую на личном спорткаре угодил Стивен, его отношение к жизни остаётся таким же - одухотворяющим, в меру саркастичным, и нисколько не меняющимся, местами положение лишь усугубляется вполне заслуженной злобой на мир... мир, в котором он уже не может быть профессиональным нейрохирургом в связи с полученными травмами. Стрэндж, по наводке другого врача находит человека, - Джонатана, которого он когда-то отказался оперировать, думая, что тот безнадёжен. Джонатан указывает на одно духовно-магическое место - Камар-Тадж, предлагающее безграничные возможности и открывающее тайны разума. С этого начинаются судьбоносные события. Бенедикт Камбербэтч превосходно справился со своей ролью, не настоять на том, что это его лучшее перевоплощение, и что играет он на исходе сил и таланта, но ему веришь.

Конечно, никуда не делась тема любви, ведь Marvel иначе не могут. Рэйчел МакАдамс в этом плане, отлично подошла на роль возлюбленной Стрэнджа. Любовная линия в кои-то веки не выглядит отчасти нелепой или наигранной, она походит на искренность, а не на мимолётный интерес. Персонажи давно друг друга знают, когда-то они уже встречались, но с произошедшими событиями, их чувства пробуждаются снова. Всё хорошо и не искусственно, а главное, ничего не отвлекает от центровой сюжетной тропинки.

Картинка, оформление и графика, могут показаться самыми красивыми из фильмов «кинематографической вселенной Marvel». Преображающиеся потусторонние миры, работа с выдумкой и воображением, носят по-настоящему гипнотизирующий эффект. Прям сказка! А вот с магией и её применением всё не так восторженно, хотя она тоже смотрится замечательно. Обучение Стивена довольно стандартно, а некоторые вещи порой, сделаны немного абсурдно, из разряда - «брось не умеющего плавать в воду и он поплывёт». К сожалению, подобный подход не слишком уместен. Но если не думать о различных глупостях или таких условностях, то придирок к сценарной основе и поступкам персонажей нет. Не обошлось в «Докторе Стрэндже» и без драматичных эпизодов, тот случай, когда драмой от Marvel проникаешься ввиду хорошо проработанных и не раздражающих действующих лиц.

Музыкальная часть от Майкла Джаккино вроде добротна, но добротна она потому что у прошлых картин, даже при наличии именитых композиторов, не было запоминающихся треков, тут их тоже нет, просто в этот раз они лучше, чем ранее. Боевые сцены бодрые - всё сочно. Оператор Бен Дэвис («Пипец», «Стражи Галактики», «Мстители: Эра Альтрона») словно сам обладает магическими способностями - экшен под управлением его камеры в разы преображается.

«Галлюциногенная магия с психотропным воздействием» - именно так можно описать весь беспредел, что творится в «Докторе Стрэндже». Кажется, будто бы в лучшие минуты хронометража, создатели демонстрируют нам чей-то сон - нереальный и триповый. К сожалению, не вся лента пропитана трипом, но для первого захода сойдёт - всё равно аналогов нет.

Для очередного конвейерного проекта «кинематографической вселенной Marvel», «Доктор Стрэндж» начинается как самый настоящий мистический триллер по типу «Багровых рек». Но недолго будет длиться образованный в вашем сознании иллюзорный обман, быстро превращающийся в визуальной красоты экшен. Начальная боевая сцена с участием главного антагониста Кецилия в исполнении блистательного Мадса Миккельсена, не только задаёт новый тон, разительно отличающийся от прошлых фильмов «вселенной», но и дабы приготовиться к дальнейшим сюрпризам, позволяет взглянуть на происходящее с другой стороны. Продемонстрировав затравку в виде чудного сюрреализма и необычной магии, авторы знакомят нас с доктором - Доктором Стивеном Стрэнджем.

Как несложно догадаться, протагонист профессиональный врач, способный принять на себя практически любую трудоёмкую операцию. История персонажа одна из интереснейших у Marvel. За максимально короткий период времени, основные сценаристы Джон Спэйтс («Прометей»), С. Роберт Каргилл («Синистер») и режиссёр Скотт Дерриксон («День, когда Земля остановилась»), успевают показать детальный характер Стрэнджа, который выделяется высокомерием, самолюбием, внушительной самооценкой, хамоватостью, вспыльчивостью и, судя по всему, исключительной верой - верой в себя. Да, возможно Стрэндж атеист. Также он не лишён музыкального вкуса и знает многих исполнителей, начиная от классики, заканчивая рэпом и RnB, что очень удачно отображается в весьма забавных и неглупых шутках, подкреплённых бестактным чувством юмора героя. Про такого персонажа как Стивен Стрэндж, во многих моментах хочется сказать, что он свой парень - человечный и делающий ошибки.

После аварии, в которую на личном спорткаре угодил Стивен, его отношение к жизни остаётся таким же - одухотворяющим, в меру саркастичным, и нисколько не меняющимся, местами положение лишь усугубляется вполне заслуженной злобой на мир... мир, в котором он уже не может быть профессиональным нейрохирургом в связи с полученными травмами. Стрэндж, по наводке другого врача находит человека, - Джонатана, которого он когда-то отказался оперировать, думая, что тот безнадёжен. Джонатан указывает на одно духовно-магическое место - Камар-Тадж, предлагающее безграничные возможности и открывающее тайны разума. С этого начинаются судьбоносные события. Бенедикт Камбербэтч превосходно справился со своей ролью, не настоять на том, что это его лучшее перевоплощение, и что играет он на исходе сил и таланта, но ему веришь.

Конечно, никуда не делась тема любви, ведь Marvel иначе не могут. Рэйчел МакАдамс в этом плане, отлично подошла на роль возлюбленной Стрэнджа. Любовная линия в кои-то веки не выглядит отчасти нелепой или наигранной, она походит на искренность, а не на мимолётный интерес. Персонажи давно друг друга знают, когда-то они уже встречались, но с произошедшими событиями, их чувства пробуждаются снова. Всё хорошо и не искусственно, а главное, ничего не отвлекает от центровой сюжетной тропинки.

Картинка, оформление и графика, могут показаться самыми красивыми из фильмов «кинематографической вселенной Marvel». Преображающиеся потусторонние миры, работа с выдумкой и воображением, носят по-настоящему гипнотизирующий эффект. Прям сказка! А вот с магией и её применением всё не так восторженно, хотя она тоже смотрится замечательно. Обучение Стивена довольно стандартно, а некоторые вещи порой, сделаны немного абсурдно, из разряда - «брось не умеющего плавать в воду и он поплывёт». К сожалению, подобный подход не слишком уместен. Но если не думать о различных глупостях или таких условностях, то придирок к сценарной основе и поступкам персонажей нет. Не обошлось в «Докторе Стрэндже» и без драматичных эпизодов, тот случай, когда драмой от Marvel проникаешься ввиду хорошо проработанных и не раздражающих действующих лиц.

Музыкальная часть от Майкла Джаккино вроде добротна, но добротна она потому что у прошлых картин, даже при наличии именитых композиторов, не было запоминающихся треков, тут их тоже нет, просто в этот раз они лучше, чем ранее. Боевые сцены бодрые - всё сочно. Оператор Бен Дэвис («Пипец», «Стражи Галактики», «Мстители: Эра Альтрона») словно сам обладает магическими способностями - экшен под управлением его камеры в разы преображается.

«Галлюциногенная магия с психотропным воздействием» - именно так можно описать весь беспредел, что творится в «Докторе Стрэндже». Кажется, будто бы в лучшие минуты хронометража, создатели демонстрируют нам чей-то сон - нереальный и триповый. К сожалению, не вся лента пропитана трипом, но для первого захода сойдёт - всё равно аналогов нет.

В фильме по комиксам Marvel, который вышел на экраны в октябре, у Камбербэтча роль супергероя. Доктор Стрэндж – нейрохирург, который после страшной аварии утратил возможность заниматься любимым делом. Отправившись в путешествие в поисках исцеления, он обнаруживает в себе чудо-способности к трансформации пространства и времени. И становится связующим звеном между параллельными измерениями и борцом со злом…

По сюжету доктор Стрэндж приходит к злодею Дормамму, чтобы убедить его оставить нашу планету в покое. И произносит фразу: «Я пришел договориться». Она-то и стала главной шуткой интернета.

Сеть наводнили рисунки, фото и видео, в которых самым разнообразным образом обыгрывается эта реплика. Чаще всего ее используют в контексте переговоров с родителями и учителями. И, по отзывам пользователей, эффект от этого конструктивного посыла просто потрясающий!

«Ничего ты не знаешь, Джон Сноу!» («Игра престолов»)

Об этом постоянно напоминала герою его возлюбленная Игритт, каждый раз вкладывая в эту фразу новый смысл в зависимости от контекста. Чем породила волну самых неимоверных издевательств над героем в интернете. «Ну, по крайней мере, я красавчик…» – парирует Джон на одном из фото. И с этим трудно не согласиться!

«Нельзя просто так взять и…» («Властелин колец»)

В фильме эта фраза вложена в уста Боромира. Когда собирается совет, чтобы решить судьбу кольца всевластия, тот говорит, что нельзя просто так взять и отнести кольцо в Мордор – дескать, это очень опасная и вообще провальная затея. Оказывается, в нашей нефэнтезийной реальности тоже полно дел, которые сопоставимы с этой авантюрой по трудновыполнимости. А главное, «Нельзя просто так взять и просто так взять», вот в чем штука!

«Я тоже люблю рисковать» («Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»)

В одной из сцен знаменитой комедии суперагент Остин Пауэрс садится играть в карты со злодеем. Тот говорит, что любит рисковать, на что Пауэрс отвечает, что тоже не может жить без риска. И тут же проигрывает. Когда фильм вышел на экраны, реплика осталось без должного внимания, но спустя 15 лет в сети появился скриншот с ухмыляющимся Пауэрсом и фразой «Я тоже люблю рисковать» и тут же стал хитом, породив множество вариаций. Этот мем до сих пор используют, чтобы указать кому-нибудь на чрезмерную самоуверенность.

«А теперь ты приходишь и говоришь…» («Крестный отец»)

В фильме есть сцена: Вито Корлеоне отчитывает могильщика, который пришел к нему с просьбой покарать оправданных судом людей, обидевших его дочь. На свою просьбу тот получает ответ: «Ты нашел в Америке рай: у тебя хорошо шел бизнес, тебя защищала полиция, и тебе не нужны были такие друзья, как я. А теперь ты приходишь и говоришь: «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость”. Но ты не просишь с уважением, не предлагаешь дружбы. Тебе и в голову не пришло назвать меня крестным. Нет, ты приходишь в мой дом в день свадьбы моей дочери и просишь меня об убийстве за деньги». Фраза «А теперь ты приходишь и говоришь…» приобрела у интеренет-юмористов огромную популярность: ею сопровождаются, например, просьбы вынести мусор или сообщить, который час. Этот мем лишний раз напоминает: если просишь о том, чего тебе не должны, делать это нужно вежливо и с уважением, о какой бы ерунде ни шла речь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры