«Единственная точка зрения создает стереотипы. «Единственная точка зрения создает стереотипы Точка зрения о или

Главная / Психология

Точка зрения это положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое определяет его кругозор - как в отношении «объема» (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого, и выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора. Понятие точки зрения, имея истоки в рефлексии художников и писателей и в художественной критике (суждения Генри Джеймса, учитывавшего опыт Г.Флобера и Г.де Мопассана, высказывания О.Людвига и Ф.Шпильгагена; понятие «фокус» у Л.Толстого), в качестве научного термина - явление 20 века, возникшее в филологических исследованиях, связанных с авангардистскими тенденциями и направленных на изучение «техники повествования» («новая критика», начиная с «Искусства романа» П.Лаббока, 1921) и в философии культуры (П.А.Флоренский, Х.Ортегаи-Гассет), а также отразившееся в «теории кругозора и окружения» М.М.Бахтина («Автор и герой в эстетической деятельности», 1924). «Положение» субъекта внутри изображенного мира и вне его имеет глубоко различный смысл, а следовательно, и термин «точка зрения» не может быть использован в этих двух случаях в одном и том же значении.

Дифференциация точки зрения, осуществленная Б.А.Успенским, а также Б.О.Корманом , позволяет выделить в тексте субъектные «слои», или «сферы» повествователя и персонажей, а также учесть формы адресованное текста в целом (что важно для изучения лирики) или отдельных его фрагментов. Например, фраза «Не то, чтобы он был так труслив и забит, совсем даже напротив, но…» (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание, 1866) свидетельствует о присутствии в речи повествователя точки зрения читателя. Каждая из композиционных форм речи (повествование, диалог и т.п.) предполагает доминирование точки зрения определенного типа, а закономерная смена этих форм создает единую смысловую перспективу. Очевидно, что в описаниях преобладают разновидности пространственной точки зрения (показательное исключение - исторический роман), а повествование, наоборот, использует преимущественно точки зрения временные; в характеристике же особенно важна может быть психологическая точка зрения.

Изучение присутствующих в художественном тексте точек зрения в связи с их носителями - изображающими и говорящими субъектами - и их группировкой в рамках определенных композиционно-речевых форм-важнейшая предпосылка достаточно обоснованного систематического анализа композиции литературных произведений. В особенности это относится к литературе 19-20 веков, где остро стоит вопрос о неизбежной зависимости «картины мира» от своеобразия воспринимающего сознания и о необходимости взаимокорректировки точки зрения разных субъектов для создания более объективного и адекватного образа действительности.

Многие не знают, что такое точка зрения человека и как ее понять или принять, но ведь это самое главное и важное что нужно человеку, чтобы научиться общаться, налаживать отношения с другими. Ведь мы не понимаем, друг друга, так как не умеем принимать точку зрения другого человека и часто, думаем только о своих проблемах и собственной выгоде.

В статье вы сможете не только узнать, что такое точка зрения человека и как ее понять или принять, но и то, как научиться контактировать с любым человеком, в независимости от его характера и склонностей. С любым человеком можно договориться, если начать думать о чужих проблемах.

Думайте о других

Научитесь слушать

Также чтобы понять точку зрения человека , вам нужно научиться слушать его, а не постоянно говорить о том, что вы знаете. Станьте хорошим слушателем и тогда вас все полюбят и будут рады с вами общаться. Каждому человеку не хватает того, кто бы их слушал, хвалил и поддерживал. Станьте лекарством и спасением для людей – тогда вы добьетесь многого в жизни. Думая только о своих собственных проблемах, вы не способны добиться желаемого успеха, так как богатство и успех зависит от окружающих.

psyh - olog . r u

Видимого. Введенная точка зрения всегда располагается против, над, в стороне, снизу от мира как целостного образа. Благодаря точке зрения происходит перспективное сокращение объектов, которые в противном случае не могли бы быть восприняты. В философского учения о точке зрения наиболее заметный вклад внесли такие мыслители, как Г В. Лейбниц, У Джеймс, П. А Флоренский, П. Валери, X. Ортега-и-Гассет и др. Точка зрения соотносится с такими понятиями, как “перспектива”, “аспект”, “взгляд”, “миро-воззрение” (Weltanschauung), “позиция”, “дистанцирование” и т. п.

В философии Г. В. Лейбница предстает в качестве театральной картины, мирового театра (theatrum mundi), точка зрения возможна только в монаде - телесной, живой, действующей, активной пластической силе. Любое есть некая, возможно, еще не проявленная точка зрения на мир. Не “сознание”, а телесный образ формирует изнутри точку зрения. Каждый мир определяется из определенного точечного угла зрения, отсюда .множественности. Точка зрения предсуществует, следовательно, весь мир - это лишь совокупность точек зрения. У Π.Α. Флоренского точка есть , собирающий в себе возможные точечные образы-отношения. Установление точки зрения зависит от того, каким символическим содержанием ее наделяют, чтобы локализовать в пространственно-временном континууме как начало, исток, местопребывание или пересечения сил, необходимых для перспективного захвата мира (универсума). Другими словами, точка зрения обладает топологической размерностью, т. е. составляется из тех образов-интерпретаций, которые необходимы, чтобы указать на начало и конец (события,

переживания, высказывания). Точке зрения придаются мировоззренческие функции, она наделяется психическими, сознательными, ценностными качествами, которые и проецируются на “видимый” мир в виде его неотъемлемых качеств. Все точки зрения можно разделить на два типа: единая точка зрения и частная, относительная. Первая определяется как метафизическая, или трансцендентальная, ее неизменное - парение-над, уникальность обзора, всеприсутствие, наподобие “ока Бога”. Этим глазом всегда пыталась завладеть и тем самым “захватить” мир в целостный, единый, в конечном счете исчисляемый образ. Место второй точки зрения проектируется не вне мира, а в нем самом: она является всегда со-возможной, динамической, подвижной, в зависимости от дистанции, которую требуется установить.

В. А. Подорога

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ТОЧКА ЗРЕНИЯ" в других словарях:

    См. мнение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. точка зрения взгляды, воззрения, убеждения, позиция, принципы, суждение, соображение, взгляд, воззрение, представление;… … Словарь синонимов

    точка зрения - (view): Альтернативное представление данных для другого пользователя или цели. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008: Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья Смотри также родственные термины … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ТОЧКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Карты гномонические. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    точка зрения - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN sight … Справочник технического переводчика

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    точка зрения - Взгляд на что нибудь; позиция, связанная с отношением к кому либо или чему либо. Точка зрения кого чего? ученого, исследователя, коллектива, группы…; чья? моя, ее… точка зрения; отставить, высказать… что? точку зрения; придерживаться… чего? точки … Учебный фразеологический словарь

    точка зрения - požiūris statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pažintinis emocinis asmenybės santykis su tikrovės objektais ir pačiu savimi. Skiriamas teigiamas požiūris į darbą, mokymąsi, bendraklasius, kritiškas požiūris į save ir pan. Šį požiūrį lemia… …

    точка зрения - požiūris statusas T sritis švietimas apibrėžtis Sąlygiškai pastovi nuomonių, interesų, pažiūrų išraiška, atspindinti asmens individualią patirtį. Skiriami socialiniai, filosofiniai, moksliniai, meniniai, buitiniai ir kt. požiūriai. Požiūrių vienu … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Точка зрѣнія (иноск.) сужденіе о какомъ либо предметѣ, смотря потому, откуда на него смотришь. Ср. «На всякую вещь можно глядѣть съ разныхъ сторонъ». Ср. Ты постарайся, войди въ меня, стань на точку зрѣнія деревенскаго жителя. Гр. Л. Н. Толстой.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Понятие в философии

Введённая точка зрения всегда располагается против, над, в стороне, снизу от мира как целостного образа. Благодаря точке зрения происходит перспективное сокращение объектов, которые в противном случае не могли бы быть восприняты. В развитие философского учения о точке зрения наиболее заметный вклад внесли такие мыслители, как Г. В. Лейбниц , У. Джеймс , П. А. Флоренский , П. Валери , X. Ортега-и-Гассет и др. Точка зрения соотносится с такими понятиями, как «перспектива », «аспект », «взгляд », «мировоззрение » (Weltanschauung), «позиция », «дистанцирование» и т. п.

Различные точки зрения помогают лучше проанализировать явление , избежать предвзятого суждения , найти оригинальное решение проблемы.

Точке зрения придаются мировоззренческие функции, она наделяется психическими, сознательными, ценностными качествами, которые и проецируются на «видимый» мир в виде его неотъемлемых качеств. Все точки зрения можно разделить на два типа: единая точка зрения и частная, относительная. Первая определяется как метафизическая , или трансцендентальная , её неизменное свойство - парение-над, уникальность обзора, всеприсутствие, наподобие «ока Бога». Место второй точки зрения проектируется не вне мира, а в нём самом: она является всегда со-возможной, динамической, подвижной, в зависимости от дистанции, которую требуется установить .

Классификация по лицу или позиции

  • Личная точка зрения ( , 1-е лицо) (см. субъективность);
  • Точка зрения собеседника (ты , 2-е лицо);
  • Точка зрения наблюдателя (он, некто, 3-е лицо).

См. также

Напишите отзыв о статье "Точка зрения"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Точка зрения

– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
– Стало быть вы служите?
– Служу. – Он помолчал немного.
– Так зачем же вы служите?
– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.
– А, ну так вот видите!
– Да, mais ce n"est pas comme vous l"entendez, [но это не так, как вы это понимаете,] – продолжал князь Андрей. – Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу протоколисту, который украл какие то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.
Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.
– Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, – продолжал он. – Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь), и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как и был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют от того, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и всё делаются несчастнее и несчастнее. – Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

«В детстве я любила американские и английские книги. Они возбуждали мое воображение. Они открывали мне новые миры. Но из-за них я не знала, что такие люди, как я, могли существовать в литературе.

Лет в семь я стала сочинять рассказы. Все мои персонажи были с белой кожей и голубыми глазами. Они играли в снегу. Они ели яблоки. Они много разговаривали о погоде: «Как прекрасно, что солнце вышло из-за туч». И это при том, что я никогда не выезжала за пределы Нигерии. У нас не было снега. Мы ели манго. Мы никогда не разговаривали о погоде, потому что в этом не было нужды. Открытие африканских писателей спасло меня от обладания одной-единственной точкой зрения о том, что такое книги.

Годы спустя я уехала из Нигерии, чтобы учиться в американском университете. Моя соседка была в шоке от меня. Она спросила, где я научилась так хорошо говорить по-английски, и смутилась, когда услышала, что в Нигерии английский является официальным языком. Она спросила, можно ли ей послушать «музыку моего племени», и была очень разочарована, когда я достала кассету Мэрайи Керри. Она предполагала, что я не знаю, как пользоваться кухонной плитой.

У моей соседки была единственная точка зрения об Африке. Эта единственная точка зрения не допускала, что африканцы могут быть хоть как-то похожими на нее. После того как я прожила некоторое время в США, я начала понимать отношение моей соседки ко мне. Если бы я не выросла в Нигерии и знала об Африке лишь из популярных источников, я бы тоже думала, что Африка – это место с красивыми пейзажами, красивыми животными и непонятными людьми, которые воюют в бессмысленных войнах, умирают от нищеты и СПИДа, не могут говорить за себя и ждут, чтобы добрые белокожие иностранцы спасли их.

И я начала осознавать, что моя американская соседка, должно быть, на протяжении своей жизни слышала и видела разные версии этой истории. Как и один профессор, который счел, что мой роман не был «подлинно африканским». Он сказал мне, что мои персонажи были слишком похожи на него, хорошо образованного мужчину среднего достатка. Мои персонажи умели водить машину. Они не умирали от голода. Из-за этого они не были «настоящими» африканцами.

У меня было очень счастливое детство, полное смеха и любви, в очень дружной семье. Но у меня также были дедушки, которые умерли в лагерях для беженцев. Мой двоюродный брат Полле умер из-за недоступности хорошей медицины. Один из моих ближайших друзей, Околома, умер в авиакатастрофе, потому что у нас не хватало воды для пожарных машин. Я выросла в условиях репрессивного военного правительства, которое обесценило образование, и из-за этого мои родители не всегда получали зарплату. Я помню, как с нашего стола исчез джем, потом маргарин, потом хлеб стал слишком дорогим, потом молока стало меньше.

Все эти истории сделали меня тем, что я есть. Но делать акцент только на отрицательных моментах – значит забыть весь мой остальной опыт и упустить из виду многие другие истории, которые сформировали меня. Единственная точка зрения создает стереотипы. Проблема стереотипов не в том, что они ошибочны, а в том, что они неполные. Они превращают одну историю в одну-единственную.

Чимаманда Нгози Адичи (Chimamanda Ngozi Adichie) – нигерийская писательница, автор бестселлера «Половина желтого солнца» (Фантом Пресс, 2011).

Я всегда считала, что невозможно найти сходство с местом или с человеком без того, чтобы найти сходство со всеми рассказами того места или человека. Последствия формирования единственной точки зрения в том, что она лишает людей человеческого достоинства. Из-за нее нам труднее признать равенство людей. Она подчеркивает, насколько мы разные, а не то, насколько мы похожи».

Лекция прочитана на конференции проекта TED

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры