Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии

Главная / Психология

§ 9. Приемы правомерного психического воздействия на личность допрашиваемого, противодействующего следствию

Приемы правомерного психического воздействия - приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства - основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию.

Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использовать получаемую информацию для развития процесса расследования.

В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя: он знает материалы дела, имеет возможность тщательно подготовиться к допросу, изучить личность допрашиваемого лица, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения в конфликтных ситуациях, использовать систему эффективных приемов преодоления противодействия.

Однако и у следователя возникают свои трудности. Приемы и средства психического воздействия на допрашиваемых лиц имеют предусмотренные законом пределы. Законом запрещено домогательство показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер.

В судопроизводстве недопустимо психическое насилие - шантаж, угрозы, обман, необоснованные обещания, использование религиозных предрассудков, бескультурности допрашиваемого, незнания им своих прав и т. п. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы воздействия. Затягивание нервно-эмоциональных срывов, усугубление тяжелых психических состояний нравственно недопустимы.

Однако при решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение противодействующего лица в рамки, ограничивающие его решения.

Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Иногда обвиняемый (подозреваемый) может предвосхитить успехи следствия, которые в действительности еще могут быть не достигнуты. Подведение обвиняемого к такому отражению действительности в тактических целях не только не предосудительно, но и не противоправно. Это и составляет основу успешного тактического взаимодействия с ним.

Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу - психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь ему изменить мотивацию поведения.

Приемы психического воздействия - не приемы подавления воли допрашиваемого лица, а приемы логического воздействия на его сознание. Они основаны прежде всего на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Основное их психическое назначение состоит в демонстрации ненадежности ложных показаний, их обреченности на изобличение.

Ложность показаний изобличается, прежде всего, имеющимися доказательствами. Объем имеющихся доказательств является предметом усиленной антиципирующей (предвосхищающей) деятельности допрашиваемого. Виновный, как правило, преувеличивает объем имеющихся доказательств, поскольку в его сознании усиленно функционируют все существенные для расследования стороны совершенного им деяния. Защитная доминанта усугубляет эти процессы. (У лица, не совершившего преступление, не может возникнуть преувеличенного представления об объеме имеющихся у следствия доказательств.)

Допрашивая К., подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с обратной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью "Лично прокурору" лежал на столе. Допустимо ли это действие следователя, если даже на фотографиях были изображены пейзажи или популярные киноактрисы? Допустимо, поскольку оно ни к чему не обязывало подозреваемого. Однако именно после этого К. признался в совершении преступления, интерпретировав фотографии как уличающие его обстоятельства.

Правомерен любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство признания, не связан с нарушением норм нравственности, прямой ложью, подавлением воли подследственного лица.

Часто приемы психического воздействия реализуются в остроконфликтной форме, вызывая фрустрационное 1 состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия.

Для усиления фрустрационного воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его "легенде". Последующее контрастное воздействие психически будет более действенным.

Однако при допросе важно правильно, объективно установить сам факт противодействия, не проявить излишней подозрительности. Нельзя судить о правдивости или неправдивости лишь по эмоциональным проявлениям допрашиваемого (заиканию, покраснению, дрожанию конечностей и т. п.). Не являются индикатором противодействия и различные колебания, сомнения. "Лжец всегда стоит на своем, а правдивец под конец начинает обыкновенно путаться, смущенный возникшими сомнениями в правде своих слов" .

Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью - оказать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных.

Шаблонные приемы, примитивные "хитрости" не только не имеют тактической действенности, но и раскрывают перед допрашиваемым лицом тактическую беспомощность следователя.

Приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

  • приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности допрашиваемого;
  • приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;
  • приемы осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации, о возможностях судебной экспертизы;
  • приемы, создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;
  • приемы повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации (табл. 4).

Обвиняемый (подозреваемый), противодействующий следствию, постоянно оценивает смысл и значение задаваемых ему вопросов, оценивает их как фактор возможного разоблачения. Сама система вопросов следователя создает фон психического напряжения. Не только прямое изобличение во лжи, но и все, что интерпретируется лжецом как приближение к изобличению, ослабляет его психическое состояние, вызывая внутреннее волнение и тревогу. На этом фоне следователь может эффективно использовать прием формирования у подследственного лица преувеличенного представления об информированности следователя. В этих целях следователь может широко использовать данные о личности обвиняемого (подозреваемого), деталях его поведения накануне совершения преступления, его связях, демонстрацию предметов, ассоциирующихся у обвиняемого (подозреваемого) с совершенным преступлением. Последовательность предъявления доказательств должна демонстрировать осведомленность следователя о последовательности преступных действий обвиняемого (подозреваемого). Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал "утечку" информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению. Как уже говорилось, в этих целях широко используется прием "косвенного допроса", когда основные вопросы маскируются под "малоопасные". Так, вопросы, обнаруживающие неосведомленность допрашиваемого об обстоятельствах, которые он должен был бы знать, если бы его алиби не было ложным, приобретают изобличающую направленность. Большая возможность оказания правомерного психического воздействия заключается в системе предъявления доказательств.

Приведем некоторые правила эффективного предъявления доказательств:

Таблица 4 Психологические приемы допроса
Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации Психологические приемы допроса в ситуации противодействия Психологические приемы изобличения допрашиваемого во лжи
Постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи. Актуализация интереса к обстоятельствам: а) входящим в предмет доказания;
б) содействующим обнаружению доказательств;
в) необходимым для проверки и оценки доказательств;
г) необходимым для достижения промежуточных целей расследования;
д) тактически значимых для допроса других лиц.
Раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого.
Раскрытие личностного смысла правдивых показаний.
Опора на положительные качества и личные заслуги допрашиваемого лица.
Оказание мнемической помощи:
- возбуждение ассоциаций по смыслу, временной и пространственной смежности, сходству и контрасту;
- привязка к личностно значимым обстоятельствам, разноплановый детализирующий допрос
Установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого;
использование оперативно-розыскных и экспертных данных;
предъявление доказательств по возрастающей степени их значимости; использование фактора внезапности;
временная маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств, создание у допрашиваемого представления о значительном объеме имеющихся доказательств;
демонстрация осведомленности следователя в деталях расследуемого события;
опора на положительные качества допрашиваемого;
использование антипатий к отдельным участникам преступления;
предъявление доказательств, требующих детализации показаний, раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих доказательств;
постановка изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки
Постановка вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица к расследуемому событию.
Использование приема "развертывания лжи". Повторный детализирующий допрос по одним и тем же обстоятельствам.
Создание преувеличенного представления об осведомленности следователя.
Внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств.
Использование акцентуаций характера, "слабых мест" личности допрашиваемого.
Раскрытие личностного смысла дачи правдивых показаний.
Создание психически напряженных состояний на фоне пренебрежения другими участниками группового преступления интересами допрашиваемого; предъявление изобличающих вещественных доказательств; ознакомление с результатами экспертиз

1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки обвиняемого или подозреваемого;

2) изобличающие доказательства предъявлять в тактически наиболее целесообразных ситуациях, на фоне психического состояния релаксации (расслабления) или напряженности в зависимости от личностных особенностей допрашиваемого лица;

3) предъявлять доказательства, как правило, по их возрастающей значимости;

4) по каждому доказательству получить объяснение и фиксировать эти объяснения;

5) при признании ложности ранее данных показаний немедленно фиксировать новые показания и удостоверять их подписью допрашиваемого лица;

6) всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Одно из основных средств психического воздействия - вопрос следователя. Он содержит в себе направленность следственного поиска, передает другому лицу информационную заинтересованность спрашивающего. Так, вопрос: "Сколько человек находилось в помещении?" несет в себе сведения об информированности следователя о том, что в определенном месте, в определенное время находились люди, причастные к преступлению. Этот вопрос допускает и мысль о том, что следователю, возможно, известно, и кто там находился.

В тактических целях вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает, и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается.

Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера "ловушек" (типа "где спрятаны вещи?", если не установлено, что вещи похищены данным лицом).

В тактических целях следователь широко использует противодействующие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную вооруженность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести следствие в заблуждение.

Действенным тактическим приемом является изобличение виновного путем оказания на него правомерного психического воздействия - использование улик поведения.

К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных фактов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику, и др. Позиция допрашиваемого лица, его причастность к расследуемому событию диагностируются и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

  • невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции - ждет, чтобы допрашивающий выложил "все карты";
  • невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;
  • невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения, положительными личностными качествами; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами;
  • невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы; формирующийся при этом стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные вопросы.

Одним из средств предупреждения возможного последующего отказа от ранее данных показаний является собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи.

Допрос обвиняемых, имеющих физические и психические недостатки, проводится при защитнике. Присутствие третьего лица на допросе связано с рядом социально-психологических обстоятельств - при этом сложнее установить коммуникативный контакт. Чувствуя поддержку защитника, противодействующее лицо нередко укрепляется в своей ложно занятой позиции.

Данные особенности требуют более тщательной подготовки к допросу, выдвижения на передний план тех вопросов, которые укрепляют позиции следователя. Он должен широко пользоваться своим правом определять, когда защитник может задать вопрос подзащитному.

Защитник не имеет права задавать наводящие и подсказывающие вопросы, провоцирующие ложные ответы или раскрывающие данные, не известные обвиняемому. Между следователем и защитником не должно возникать отношений соперничества, конфликтного взаимодействия.

Защитник не наделен функциями контроля над следователем; его функция - оказание юридической помощи подзащитному лицу. Участие защитника не должно также ослаблять внимание следователя и к обстоятельствам оправдательного характера.

Обвиняемому с физическими и психическими недостатками следует особенно тщательно и понятно объяснить фактическое содержание обвинения, его юридическое значение, разъяснить все его права и обязанности. Психическая деятельность этой категории допрашиваемых замедлена, может отличаться неадекватностью, неправильной интерпретацией поведения следователя. Повышенное чувство опасности может усилить проявления конформности, привести к понижению критичности мышления, ослаблению процессов воспроизведения.

В допросе может участвовать и прокурор. Он вправе задавать вопросы допрашиваемому, рекомендовать следователю использовать те или иные правомерные тактические приемы, делать замечания по поводу соблюдения процессуальных требований. Все это может психологически ограничивать поведение следователя. Однако во всех ситуациях следователь должен помнить о полной своей независимости и ответственности только перед законом.

1 Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) - конфликтное, деструктивное психическое состояние, вызванное крушением планов, расчетов, надежд, блокированием запрограммированного поведения. Сопровождается нервными срывами, нередко агрессивными проявлениями.

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Часть I. Основы общей и социальной психологии
Раздел I. Методологические вопросы психологии. . . . . . . . . . . . . . . . .9
Глава 1. Исторический очерк развития психологии. . . . . . . . . . . . . . . .9
§ 1. Психология в Древнем мире и в эпоху средневековья. . . . . . . . . . . . 9
§ 2. Формирование психологических концепций в XVII-XVIII вв. . . . . . . . . 12
§ 3. Развитие психологии и нейрофизиологии в XIX веке. . . . . . . . . . . . 16
§ 4. Психологические школы первой половины XX века. . . . . . . . . . . . . .21
§ 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в России. . . . . . . . . . . . . 32
§ 6. Современные направления зарубежной психологии. . . . . . . . . . . . . .41
Глава 2. Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация
психических явлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§ 1. Предмет и методы психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
§ 2. Общее понятие о психике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
§ 3. Классификация психических явлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Глава 3. Возникновение и развитие психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
§ 1. Развитие психики в процессе эволюции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
§ 2. Психика человека. Сознание как высшая форма психики. . . . . . . . . . .49
Глава 4. Нейрофизиологические основы психики. . . . . . . . . . . . . . . . .53
§ 1. Строение и функции нервной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§ 2. Принципы и законы высшей нервной деятельности. . . . . . . . . . . . . .58
§ 3. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и
высших животных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§ 4. Особенности высшей нервной деятельности человека. . . . . . . . . . . . 62
Раздел II. Мотивация и регуляция поведения. Психические процессы и состояния.65
Глава 1. Мотивация деятельности и поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . 65
§ 1. Понятие деятельности и поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
§ 2. Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности. . . . . . .66
§ 3. Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления,
влечения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Глава 2. Организованность сознания - внимание. . . . . . . . . . . . . . . . 73
§ 1. Понятие о внимании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
§ 2. Нейрофизиологические основы внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
§ 3. Свойства внимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
§ 4. Индивидуальные особенности направленности сознания. . . . . . . . . . . 76
§ 5. Психические состояния непатологической дезорганизации сознания. . . . . 77
Глава 3. Ощущения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
§ 1. Общее понятие об ощущениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
§ 2. Нейрофизиологические основы ощущений. . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
§ 3. Классификация ощущений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
§ 4. Общие психофизиологические закономерности ощущений. . . . . . . . . . . 81
§ 5. Особенности отдельных видов ощущений. . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
§ 6. Использование знаний о закономерностях ощущений в следственной практике.92
Глава 4. Восприятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
§ 1. Общее понятие о восприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
§ 2. Нейрофизиологические основы восприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . 94
§ 3. Классификация восприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
§ 4. Общие закономерности восприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
§ 5. Особенности восприятия пространства и времени. . . . . . . . . . . . . 100
§ 6. Учет закономерностей восприятия в следственной практике. . . . . . . . 104
§ 7. Наблюдательность следователя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
Глава 5. Мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
§ 1. Понятие мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
§ 2. Классификация явлений мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
§ 3. Общие закономерности мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
§ 4. Мыслительные операции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
§ 5. Формы мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
§ 6. Виды мышления и индивидуальные качества ума. . . . . . . . . . . . . . 117
§ 7. Мыслительная деятельность как процесс решения нестандартной задачи. . .119
Глава 6. Воображение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
§ 1. Понятие воображения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
§ 2. Нейрофизиологическая основа воображения. . . . . . . . . . . . . . . . 125
§ 3. Виды воображения. Роль воображения влиятельности следователя. . . . . .125
Глава 7. Память. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
§ 1. Понятие памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
§ 2. Нейрофизиологические основы памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
§ 3. Классификация явлений памяти и их краткая характеристика. . . . . . . .130
§ 4. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и
воспроизведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
§ 5. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике. 138
Глава 8. Волевая регуляция деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
§ 1. Понятие ноли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
§ 2. Нейрофизиологические основы воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
§ 3. Деятельность, ее структура и волевая регуляция. . . . . . . . . . . . .146
§ 4. Воле вые состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Глава 9. Эмоциональная регуляция деятельности. . . . . . . . . . . . . . . .161
§ 1. Понятие эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
§ 2. Физиологические основы эмоций и чувств. . . . . . . . . . . . . . . . .164
§ 3. Свойства и виды эмоций и чувств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
§ 4. Общие закономерности эмоций и чувств. . . . . . . . . . . . . . . . . .182
§ 5. Эмоции и чувства в следственной практике. . . . . . . . . . . . . . . .185
Раздел III. Психические свойства личности и межличностные отношения. . . . .188
Глава 1. Личность и структура ее психических свойств. . . . . . . . . . . . 188
§ 1. Понятие личности и ее свойств. Личность и общество. . . . . . . . . . .188
§ 2. Структура психических свойств личности. . . . . . . . . . . . . . . . .190
Глава 2. Совокупности свойств личности - темперамент, способности, характер.192
§ 1. Темперамент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
§ 2. Способности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
§ 3. Характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Часть II. Основы юридической психологии
Раздел I. Предмет, система, методы и историческое развитие юридической
психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Глава 1.Предмет, задачи, структура и методы юридической психологии. . . . . 215
Глава 2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии. . . . .217
§ 1. Развитие юридической психологии в западных странах. . . . . . . . . . .217
§ 2. Развитие отечественной юридической психологии. . . . . . . . . . . . . 220
Раздел II. Правовая психология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Глава 1. Основные проблемы правовой психологии. . . . . . . . . . . . . . . 226
§ 1. Социализация личности - основа социально адаптированного поведения. . .226
§ 2. Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение. 229
§ 3. Право как фактор социальной регуляции. Проблемы правовой переориентации
в переходный период развития общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234
Раздел III. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и
гражданского судопроизводства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
Глава 1. Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правовой
регуляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
§ 1. Гражданское правовое регулирование как фактор организации социальных
отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
§ 2. Гражданское право и формирование рыночной психологии. . . . . . . . . .244
§ 3. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. . . . . . .252
Глава 2. Психологические аспекты гражданского процесса. . . . . . . . . . . 255
§ 1. Позиции сторон в гражданском процессе и их коммуникативная активность. 255
§ 2. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному
разбирательству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
§ 3. Психологические аспекты организации судебного заседания и судебного
ритуала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263
§ 4. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе. . . . 265
§ 5. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском
судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
§ 6. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе. . . . . . . .272
§ 7. Психология судебной речи в гражданском судопроизводстве. . . . . . . . 274
§ 8. Когнитивная деятельность гражданского суда - познание судом обстоятельств
дела. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
§ 9. Проблема справедливости судебных решений. . . . . . . . . . . . . . . .279
Глава 3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. 283
§ 1. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском
судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
§ 2. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в
гражданском судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
§ 3.Заключение эксперта-психолога. Формулировка вопросов эксперту. . . . . .287
Глава 4. Психологические аспекты деятельности арбитражного суда. . . . . . .295
Раздел IV. Криминальная психология Психология личности преступника,
преступной группы и преступного деяния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Глава 1. Психологические особенности личности преступника и преступной
группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
§ 1. Понятие личности и типологии преступников. . . . . . . . . . . . . . . 301
§ 2. Ориентационно-поведенческая схема личности преступника. . . . . . . . .305
§ 3.Насильственные, корыстные и корыстно-насильственные типы преступников. .311
§ 4. Психологические особенности несовершеннолетних преступников. . . . . . 314
§ 5. Психология преступной группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .318
Глава 2. Психологические факторы формирования преступного поведения
личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
§ 1. Проблема психологических причин преступного поведения. . . . . . . . . 323
§ 2. Единство социально-биологических факторов преступного поведения. . . . 328
Глава 3. Психология преступного деяния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
§ 1. Понятие о психологической структуре преступного деяния. . . . . . . . .339
§ 2. Мотивы и цели преступного деяния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .340
§ 3. Поводы преступления. Принятие решений о совершении преступного деяния. 345
§ 4. Способ совершения преступного деяния. . . . . . . . . . . . . . . . . .348
§ 5. Результат преступного деяния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
§ 6. Психология вины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
§ 7. Социально-психологические аспекты юридической ответственности. . . . . 354
Раздел V. Психология уголовного судопроизводства. Психология предварительного
следствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .355
Глава 1. Психология следователя и следственной деятельности. . . . . . . . .355
§ 1. Профессионально-психологические особенности личности следователя. . . .355
§ 2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя. . . . . . . .359
§ 3. Психология коммуникативной деятельности следователя. . . . . . . . . . 364
§ 4. Проблема достоверности в доказательственной деятельности следователя. .378
Глава 2. Психология следственно-поисковой деятельности. . . . . . . . . . . 383
§ 1. Моделирование преступной деятельности и личности преступника. . . . . .383
§ 2. Структура поисковой деятельности следователя. . . . . . . . . . . . . .392
Раздел VI. Психология следственных действий. . . . . . . . . . . . . . . . .412
Глава 1. Психология осмотра места происшествия. . . . . . . . . . . . . . . 412
Глава 2. Психология обыска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
Глава 3. Психологические аспекты выемки. . . . . . . . . . . . . . . . . . .440
Глава 4. Психология допроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .444
§ 1. Из истории психологии допроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
§ 2. Психология формирования показаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
§ 3. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу. . . . . . . .455
§ 4. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных
стадиях допроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .459
§ 5. Психология допроса потерпевшего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
§ 6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. . . . . . . . . . . . 471
§ 7. Психология допроса свидетеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .486
§ 8. Психология допроса несовершеннолетних. . . . . . . . . . . . . . . . . 496
§ 9. Психология очной ставки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Глава 5. Предъявление для опознания. Психологические особенности опознания. 510
Глава 6. Психология проверки показаний на месте. . . . . . . . . . . . . . .517
Глава 7. Психология следственного эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . 518
Глава 8. Психологические особенности следственной деятельности при
расследовании отдельных видов преступлений (на примере расследования
убийств) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521
Глава 9. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. . . . . . 530
§ 1. Предмет, компетенция, методы и организация судебно-психологической
экспертизы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 530
§ 2. Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ. . 532
§ 3. Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ. . . . . . . . 535
§ 4. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании некоторых
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .543
§ 5. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. . . . . . . . . . . .545
§ 6. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза. . . . . . . . .547
Раздел VII. Психология судебной деятельности (по уголовным делам) . . . . . .550
Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности. . . . . . . . . 550
§ 1. Цели и задачи судебной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 550
§ 2. Психологическая характеристика судебной деятельности. Психология
судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .552
§ 3. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства. . . . 553
§ 4. Судебная речь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 561
§ 5. Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора. . . . . . . .571
§ 6. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката. .. . . . . . . . . . .575
§ 7.Психология деятельности адвоката, как представителя потерпевшего. . . . 583
§ 8. Последнее слово подсудимого. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .584
§ 9. Психология постановления приговора. . . . . . . . . . . . . . . . . . .586
§ 10. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения
уголовно-правового наказания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589
Раздел VIII. Пенитенциарная (исправительная) психология. . . . . . . . . . .597
Глава 1. Психологические основы ресоциализации осужденных. . . . . . . . . .597
§ 1. Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии. . . . . . 597
§ 2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. 597
§ 3. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных. 603
§ 4. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в
целях ресоциализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 613
§ 5. Социальная реадаптация освобожденного. .. . . . . . . . . . . . . . . .618
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 621

Учебник «Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии» известного специалиста в области общей и юридической психологии, доктора психологических наук, профессора М. И. Еникеева полностью соответствует учебной программе курса «Юридическая психология». Он широко апробирован в многолетней практике преподавания как в Московской государственной юридической академии (МГЮА), так и в других юридических учебных заведениях.

Данный учебник отличается глубоким современным научным содержанием, систематичностью, доступностью и тщательной дидактической проработанностью. В нем последовательно раскрываются основные проблемы правовой, криминальной и судебной психологии. Книга вооружает студентов необходимыми профессиональными знаниями по правовой социализации личности, психологическим особенностям преступников различных категорий, психологии познавательно-поисковой деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Автор всесторонне рассматривает проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного и гражданского судопроизводства, систематизирует приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, исследует предмет и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Особенно актуальны рассмотренные в учебнике темы «Психология терроризма и массовых беспорядков», «Социально-психологические аспекты преступности», «Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений» и др.

В отличие от других подобных изданий настоящий учебник содержит подробное изложение общепсихологических основ юридической психологии. В нем рассматривается психология не только уголовного судопроизводства, но и гражданско-правовой регуляции.

Представляемая книга в значительной мере является результатом продолжительных научных исследований автора, которые воплотились в его докторской диссертации «Система категорий юридической психологии» и в ряде других кардинальных научных работ.

Профессор М. И. Еникеев разработал ряд фундаментальных научных проблем, существенных для криминологии и криминалистики, - факторы детерминации преступного поведения, психология личности преступника, психологические основы общей теории расследования и криминалистической диагностики, психология отдельных следственных действий, вопросы судебно-психологической экспертизы и др.

М. И. Еникеев стоял у истоков формирования юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Первая его работа «Судебная психология» была издана в 1975 году. Минвузом СССР была утверждена составленная им первая учебная программа по курсу «Общая и юридическая психология», а издательство «Юридическая литература» опубликовало первый систематический учебник «Общая и юридическая психология», утвержденный Министерством общего и профессионального образования. Последующие учебники М. И. Еникеева непрерывно совершенствовались в научном и методическом аспектах.

Предлагаемый читателю учебник может быть с полным основанием признан базовым для юридических вузов. Он будет полезен и интересен не только для студентов и преподавателей, но и для работников правоохранительных органов.

В. Е. Эминов,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии

Введение

В наше время изучение человека переросло в общую проблему всей системы научного познания. Вне психологических знаний не может развиваться ни одна отрасль гуманитарной науки. По словам лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, все современные науки должны иметь своей мерой человека. И уж вполне очевидно, что правоведение невозможно без человековедения.

Изучение юридической психологии возможно только на основе знаний по общей и социальной психологии. Нельзя понять мыслительную деятельность следователя без раскрытия сущности, структуры и закономерностей процесса мышления, а допрос свидетелей и других участников уголовного процесса будет малоэффективным без знания закономерностей ощущения, восприятия и памяти.

Между тем существующие учебные издания по юридической психологии не дают систематизированных знаний по психологии, а ограничиваются лишь эмпирическими психолого-образными рекомендациями по организации в основном уголовного судопроизводства. Не исследуются психологические основы гражданского правового регулирования и других отраслей права. Автор данного учебника стремился преодолеть указанные недостатки.

Среди значительной части юристов распространено мнение, что юридическая психология является лишь факультативным предметом в юридическом образовании. Психология не осмысливается еще как концептуальный источник права, как основной инструмент реализации права. Но вся исторически сложившаяся парадигма естественного права есть не что иное, как признание необходимости основывать право на естественных закономерностях человеческого поведения.

Однако в трактовке роли психологии в правовой регуляции нельзя допускать и неоправданного психологизма (свойственного отечественной психологической школе права Л. Петражицкого). Право в своей сущности - социально детерминированное явление. Оно призвано посредством обязательных норм реализовывать базовые социальные ценности данного общества. В механизме же правовой регуляции психологические проблемы выходят на передний план. Наряду с этим психологию нельзя рассматривать и как служанку правоисполнения. Сама теория права и правоприменения немыслима без учета психологии человека. Вне психологии невозможно составить представление о правосубъектной сущности современного права.

Знание юридической психологии - один из показателей профессиональной компетентности юриста.

Курс «Юридическая психология» раскрывает психологию правоисполнительного и правонарушающего поведения, существенные стороны правосознания, детерминацию и психологические механизмы преступного поведения, психологические основы эффективной познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, психологию коммуникативной деятельности следователя, систему приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, психологию отдельных следственных действий, проблему справедливости и эффективности уголовного наказания, психологические основы ресоциализации осужденных и др.

Изучая общепсихологические основы юридической психологии, необходимо экстраполировать каждый комплекс психологических проблем на определенную сферу юридической деятельности. Так, например, необходимо понимать, что закономерности ощущений и восприятия имеют первостепенное значение для оценочной деятельности следователя при производстве допроса, а без знания закономерностей памяти нельзя диагностировать ложность показаний, оказать мнемическую помощь допрашиваемому лицу.

Изучая структуру мышления человека в нестандартных ситуациях, читатель, по существу, уже знакомится с основами эвристического мышления следователя, а знакомясь с психологией организации социальной группы - подготавливается к усвоению, психологии групповых преступлений.

Весь курс юридической психологии следует понимать как раскрытие психологической стороны сущности права, правового регулирования.

Само законотворчество не может быть эффективным без учета психологии его адресатов, а понять и правильно оценить виновность нарушителя закона невозможно без выявления его мотивационных особенностей. При расследовании преступлений в условиях противодействия заинтересованных" лиц следователь должен быть вооружен научно обоснованной системой приемов правомерного психического воздействия, а для назначения судебно-психологической экспертизы необходимо знать предмет этой экспертизы, поводы обязательного и факультативного ее назначения. Уже из самого краткого анализа некоторых проблем юридической психологии становится очевидным, что психология для юриста - не второстепенный, факультативный предмет, а базовая основа его профессиональной компетентности.

Еникеев М. И. Юридическая психология. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 256 с. - (Краткие учебные курсы юридических наук).

ISВN 5-89123-550-1 (НОРМА)

В издании рассматриваются предмет, методы и структура юридической психологии, проблемы правовой психологии: социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, психологические аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения. В разделе "Криминальная психология" особое внимание уделяется, в частности, психологическим аспектам организованной преступности. Центральные разделы книги посвящены проблемам, возникающим в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии гражданского судопроизводства.

Для студентов юридических вузов и факультетов, судей, работников правоохранительных органов.

© М. И. Еникеев, 2001 ISBN 5-89123-550-1 (НОРМА)

© Издательство НОРМА, 2001

Правовая психология 16

Глава 1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности 16 § 1. Социально-регулятивная сущность права 16

§ 2. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества 18

Глава 2. Правосознание и правоисполнительное поведение 19

Раздел III

Криминальная психология 23

Глава 1. Система психологических, генетических и социальных

Глава 3. Психологические особенности отдельных категорий преступников 41

§ 1. Насильственный тип преступника 41

§ 2. Корыстный тип личности преступника 48

§ 3. Психологические особенности преступников-профессионалов 49

§ 4. Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления 52

Глава 4. Механизм (психологическая структура) преступного деяния 59

Глава 5. Психологические аспекты юридической ответственности и вины 73

Психология предварительного следствия 77

Глава 1. Психология следователя и следственно-поисковой деятельности 77

§ 1. Психологические особенности личности следователя 77

§ 2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 79

§ 3. Информационное моделирование в следственной деятельности. Типология следственных ситуаций 88

Глава 2. Психология коммуникативной деятельности следователя. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого 104

§ 2. Взаимодействие следователя спотерпевшим. Психология потерпевшего 108

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология

свидетелей 110

§ 4. Психологический контакт в следственной деятельности111

§ 5. Система приемов правомерного психического воздействия на лиц,

Глава 3. Судебно-психологическая экспертиза и психология отдельных следственных действий 120

§ 3. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой 123

§ 4. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебнопсихологической экспертизы 127

Глава 4. Психология допроса и очной ставки 131 § 1. Допрос как получение и закрепление личных доказательств 131

§ 7. Диагностика и изобличение ложности показаний 152

§ 8. Приемы правомерного психического воздействия на личность

допрашиваемого, противодействующего следствию 155

§ 9. Психология допроса свидетелей 163

§ 10. Психология очной ставки 164

Глава 5. Психология осмотра места происшествия, трупа и свидетельствования 166

Глава 6. Психология обыска 175 Глава 7. Психология предъявления объектов для опознания 183

Раздел V Психология судебной деятельности (по уголовным делам) 192

Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности 192

Глава 2. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства 195

Глава 3. Психология судебного следствия 196

§ 1. Психологические аспекты организации судебного следствия 196

§ 2. Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии 198

Раздел VI Психология гражданского судопроизводства 222

Глава 1. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству 222

Глава 2 . Психологические аспекты организации судебного заседания225

Глава 3. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе 228

Заключение 250

Литература 251

Предмет, методы и структура юридической психологии

Глава 1. Предмет юридической психологии и ее задачи

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Задачи юридической психологии:

1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей

4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа дефектов пра-

Юридическая психология

восознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения. В гражданско-правовой регуляции необходимы познания в области психологии договорных отношений.

Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и-др.), и для решения отдельных юридических вопросов - назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст. 107 и 113 УК, реализация ст. 61 УК, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного.

Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственной отсталости несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний, назначения судебно-психологической экспертизы.

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5 процентов неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной - она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юри-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

М. И. Еникеев

Юридическая

психология

С основами общей

и социальной психологии

Учебник для вузов

Издательство НОРМА Москва, 2005

УДК 159.9(075.8) ББК 88.3я73

Еникеев М. И.

Е63 Юридическая психология. С основами общей и соци­ альной психологии: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. - 640 с: ил.

ISBN 5-89123-856-Х

В учебнике в соответствии с учебной программой раскрыва­ ются основные понятия общей, правовой, криминальной и су­ дебной психологии. В отличие от других подобных изданий в нем подробно изложены общепсихологические основы юриди­ ческой психологии, раскрываются психологические особеннос­ ти преступников различных категорий, психология познаватель­ но-поисковой деятельности следователя в информационно-де­ фицитных ситуациях; подробно рассматриваются проблемы установления психологического контакта с участниками уголов­ ного судопроизводства. В учебник впервые введена глава о пси­ хологии гражданского судопроизводства.

Для студентов, преподавателей юридических вузов, работ­ ников правоохранительной системы, а также тех, кто интересу­ ется проблемами общей и прикладной психологии.

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного

и сознательного. Текущая организация сознания - внимание

§ 3. Нейрофизиологические основы психики человека . .

§ 4. Классификация психических явлений

Глава 3. Познавательные психические процессы

§ 1. Ощущение

§ 2. Использование знаний о закономерностях ощущений

в следственной практике

§ 3. Восприятие

§ 4. Учет закономерностей восприятия

в следственной практике

§ 5. Мышление и воображение

§ 6. Память

§ 7. Использование знаний о закономерностях памяти

в следственной практике

Глава 4. Эмоциональные психические процессы

§ 1. Понятие об эмоциях

§ 2. Физиологические основы эмоций

§ 3. Виды эмоций

§ 4. Закономерности эмоций и чувств

§ 5. Эмоции и чувства в следственной практике

Глава 5. Волевые психические процессы

§ 1. Понятие воли. Волевая регуляция поведения

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности

§ 3. Волевые состояния и волевые качества личности

§ 4. Поведение личности как объект уголовного права

Глава 6. Психические состояния

§ 1. Понятие психических состояний

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности

§ 3. Пограничные психические состояния

§ 4. Саморегуляция психических состояний

Глава 7. Психология личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности.

Структура психических свойств личности

§ 2. Темперамент человека

§ 4. Способности

§ 5. Характер

§ 6. Психическая самозащита личности

Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

(социальная психология)

§ 1. Основные категории социальной психологии

§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности

§ 3. Социально организованные общности

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп

§ 5. Психология общения и межличностных отношений

взаимодействие в общении

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции

больших социальных групп

§ 8. Психология массовой коммуникации

Глава 9. Правовая психология

§ 1. Социально-регулятивная сущность права

§ 2. Гуманистическая сущность современного права

§ 3. Социально-психологические аспекты

эффективного правотворчества

Глава 10. Правосознание и правоисполнительное поведение

личности

§ 1. Правовая социализация личности

§ 2. Правосознание и правоисполнительное поведение

Глава 11. Криминальная психология

§ 1. Система факторов детерминации криминального поведения..

§ 2. Психология личности преступника

§ 3. Типология личности преступника

§ 4. Насильственный тип преступника

§ 5. Корыстный тип преступника

§ 6. Психологические особенности

преступников-профессионалов

§ 7. Психология неосторожных преступников

§ 8. Психологические особенности

несовершеннолетних правонарушителей

§ 9. Механизм преступного деяния

§ 10. Совершение преступления в составе преступной группы. . .

§ 11. Психология терроризма и массовых беспорядков

§ 12. Социально-психологические аспекты преступности

§ 13. Психологические аспекты юридической ответственности

Глава 12. Психология предварительного расследования

преступлений

§ 1. Психологические особенности личности следователя

§ 2. Познавательно-удостоверительная и организационная

деятельность следователя

§ 3. Следственно-поисковая деятельность

в информационно-дефицитных ситуациях

§ 4. Взаимосвязь следственной

и оперативно-розыскной деятельности

§ 5. Психология задержания правонарушителя

Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым.

Психология обвиняемого

§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим.

Психология потерпевшего

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями.

Психология свидетелей

§ 4. Психологический контакт в следственной деятельности.

Приемы правомерного психического воздействия на лиц,

противодействующих следствию

Глава 14. Психология допроса и очной ставки

§ 1. Допрос как получение и закрепление личных доказательств

§ 2. Психология активизации допрашиваемых

и постановка вопросов следователем

§ 3. Психологические особенности отдельных стадий допроса. . .

§ 4. Психология допроса потерпевшего

§ 5. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

§ 6. Диагностика и изобличение ложности показаний

§ 7. Приемы правомерного психического воздействия

на допрашиваемого, противодействующего следствию

§ 8. Психология допроса свидетелей

§ 9. Психология очной ставки

Глава 15. Психологические аспекты иных следственных действий . . .

§ 1. Психология осмотра места происшествия

§ 2. Психологические аспекты осмотра трупа."

§ 3. Психологические аспекты освидетельствования

§ 4. Психология обыска

§ 5. Психология предъявления объектов для опознания

§ 6. Психология проверки показаний на месте. . .

§ 7. Психология следственного эксперимента

§ 8. Системная организация следственных действий

(на примере расследования убийств по найму)

Глава 16. Назначение и производство судебно-психологической

экспертизы по уголовным делам

§ 1. Предмет, компетенция и структура

§ 2. Поводы обязательного назначения

судебно-психологической экспертизы

§ 3. Поводы необязательного назначения

судебно-психологической экспертизы

§ 4. Комплексные судебные экспертизы

Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам . . .

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности

§ 2. Психологические аспекты судебного следствия

§ 3. Психология судебного допроса

§ 4. Психология судебных прений и судебной речи

§ 5. Психологические особенности деятельности прокурора

§ 6. Психология судебной деятельности адвоката

§ 7. Последнее слово подсудимого

Глава 18. Психологические аспекты оценки судом преступления

и назначения наказания

§ 1. Психологические аспекты справедливости и законности

уголовно-правового наказания

§ 2. Психология постановления приговора

Глава 19. Психологические основы ресоциализации

осужденных (исправительная психология)

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии

§ 2. Жизнедеятельность и психологическое состояние

предварительно заключенных и осужденных

§ 3. Изучение личности осужденного. Методы воздействия

на осужденного в целях его ресоциализации

Глава 20. Психология гражданско-правовой регуляции

и гражданского судопроизводства

§ 1. Психологические аспекты гражданско-правового

регулирования

§ 2. Психологические аспекты организации

гражданского процесса и психология его участников

§ 3. Психологические аспекты подготовки гражданских дед

к судебному разбирательству

§ 4. Психологические аспекты организации

судебного заседания

§ 5. Психология межличностного взаимодействия

в гражданском процессе

§ 6. Психология судебной речи в гражданском процессе

§ 7. Психологические аспекты деятельности адвоката

в гражданском процессе

§ 8. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе

§ 9. Психология познания судом обстоятельств дела

и принятия решений

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза

в гражданском судопроизводстве

Глава 21. Психологические аспекты деятельности

арбитражного суда и юридических организаций

§ 1 . Психология деятельности арбитражного суда

§ 2. Психологические аспекты деятельности нотариата

§ 3. Социально-психологические аспекты деятельности

адвокатских объединений

Терминологический словарь

Литература по общей и социальной психологии

Литература по юридической психологии

Предисловие

Учебник «Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии» известного специалиста в области об­ щей и юридической психологии, доктора психологических наук, профессора М. И. Еникеева полностью соответствует учебной программе курса «Юридическая психология». Он широко апро­ бирован в многолетней практике преподавания как в Московс­ кой государственной юридической академии (МГЮА), так и в других юридических учебных заведениях.

Данный учебник отличается глубоким современным науч­ ным содержанием, систематичностью, доступностью и тщатель­ ной дидактической проработанностью. В нем последовательно раскрываются основные проблемы правовой, криминальной и судебной психологии. Книга вооружает студентов необходимы­ ми профессиональными знаниями по правовой социализации личности, психологическим особенностям преступников раз­ личных категорий, психологии познавательно-поисковой дея­ тельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Автор всесторонне рассматривает проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного и граж­ данского судопроизводства, систематизирует приемы правомер­ ного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, исследует предмет и поводы на­ значения судебно-психологической экспертизы. Особенно ак­ туальны рассмотренные в учебнике темы «Психология терро­ ризма и массовых беспорядков», «Социально-психологические аспекты преступности», «Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений» и др.

В отличие от других подобных изданий настоящий учебник содержит подробное изложение общепсихологических основ юридической психологии. В нем рассматривается психология не только уголовного судопроизводства, но и гражданско-пра­ вовой регуляции.

Представляемая книга в значительной мере является резуль­ татом продолжительных научных исследований автора, которые

воплотились в его докторской диссертации «Система категорий юридической психологии» и в ряде других кардинальных науч­ ных работ.

Профессор М. И. Еникеев разработал ряд фундаментальных научных проблем, существенных для криминологии и кримина­ листики, - факторы детерминации преступного поведения, психология личности преступника, психологические основы общей теории расследования и криминалистической диагнос­ тики, психология отдельных следственных действий, вопросы судебно-психологической экспертизы и др.

М. И. Еникеев является соавтором широко известной книги «Психология преступления и наказания» (М., 2000).

М. И. Еникеев стоял у истоков формирования юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Первая его рабо­ та «Судебная психология» была издана в 1975 году. Минвузом

СССР была утверждена составленная им первая учебная про­ грамма по курсу «Общая и юридическая психология», а изда­ тельство «Юридическая литература» опубликовало первый сис­ тематический учебник «Общая и юридическая психология», ут­ вержденный Министерством общего и профессионального образования. Последующие учебники М. И. Еникеева непре­ рывно совершенствовались в научном и методическом аспектах.

Предлагаемый читателю учебник может быть с полным ос­ нованием признан базовым для юридических вузов. Он будет полезен и интересен не только для студентов и преподавателей, но и для работников правоохранительных органов.

В. Е. Эминов,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права

Московской государственной юридической академии

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры