Эрмитаж скандал животные. "позор эрмитажу" не разделили в музее: в эрмитаже прокомментировали выставку мертвых животных (фото)

Главная / Психология

21 октября в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Выставка вызвала неоднозначную реакцию у посетителей музея, что говорит о безусловном интересе петербургской аудитории к творческим высказываниям автора. В Эрмитаж поступают письма от посетителей музея с критикой произведений Фабра и просьбой убрать некоторые работы художника из экспозиции. Мы подготовили ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Почему Фабр экспонируется не только в Главном штабе, который зрители уже привыкли ассоциировать с современным искусством, но также и в Главном музейном комплексе?

Действительно, работы Фабра . Идея представить Фабра в Эрмитаже – в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. По словам куратора проекта Д. Озеркова, «это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари» (The Art Newspaper Russia).

Фотография Александра Лаврентьева

Мерцающие зеленые композиции бельгийца, созданные в жанре vanitas vanitatum (суета сует) на мотив memento mori (помни о смерти), внедряются в стены Нового Эрмитажа (Зал фламандской и голландской живописи). Ян Фабр – тонкий колорист. В Двенадцатиколонном зале он работает в цветах серого мрамора и декоративной позолоты. Его драгоценные изумрудные панно напоминают зрителю об эрмитажных малахитовых чашах и столешницах, о декоре Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


Фотография Кирилла Иконникова

Его рисунки ручкой "Bic" близки к лазуриту ваз Больших просветов Нового Эрмитажа.

Лаконичные и строгие рельефы Фабра с «королевами» соседствуют с парадными портретами английской знати и придворных дам кисти Антониса ван Дейка.

Удачно соседство Фабра с «Лавками» Снейдерса, современный художник не цитирует фламандского мастера, а лишь осторожно добавляет мотив черепа – очевидный для историка искусства смысл: тему тщеты и суеты бытия.


Фотография Валерия Зубарова

Сам Фабр на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», – говорит художник.

– Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

– Почему Фабр не мог использовать искусственные материалы вместо чучел животных? Современные технологии позволяют делать их совершенно неотличимыми от настоящих.

«Почему мрамор, а не пластик?», – спрашивает Фабр, отвечая на этот вопрос на встрече в Главном штабе. «Мрамор – это традиция, Микеланджело, это тактильно другой материал. Материал – это и есть содержание». Этот тезис Фабра можно сопоставить с мыслью русских формалистов о единстве формы и содержания.

Для Яна Фабра очень важны «эротические отношения с материалом», чувственная составляющая. Он вспоминает о том, что фламандские художники были алхимиками, для изготовления красок они использовали кровь и измельченные человеческие кости. Художник рассматривает тело как «удивительную лабораторию и поле битвы». Для него тело – это «нечто прекрасное и очень мощное, но при этом уязвимое». Создавая своих монахов для инсталляции «Умбракулум», Фабр использует кости – полые, «духовные тела» его персонажей имеют «внешний скелет», их нельзя ранить, они находятся под защитой.


Фотография Валерия Зубарова

– Чучелам не место в Эрмитаже, они должны находиться в Зоологическом музее.

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлены кони из Царскосельского Арсенала Николая I (это конские шкуры, натянутые на деревянную основу). В Зимнем дворце Петра I (Конторке Петра Великого) экспонируется чучело собаки, это левретка, одна из любимиц императора. Их нахождение в Эрмитаже не кажется посетителям странным или провокационным, не вызывает страха и возмущения.


Фотография Валерия Зубарова

Художник использует те или иные средства, исходя из принципа внутренней необходимости и собственной сверхзадачи. Для восприятия современного искусства недостаточно беглого взгляда, оно требует (от каждого из нас) внутренней работы и духовного усилия. Это усилие бывает связано с преодолением стереотипов, предубеждений, страха, идеологических и психологических клише, религиозных установок. Оно требует отваги и терпения, заставляет нас расширять границы нашего восприятия. Современное искусство – это то, к чему нельзя быть полностью готовым. Сам Фабр говорит, что его работы «связаны с поиском примирения и любовью. Любовь – это поиск интенсивного диалога и вежливости».


Фотография Валерия Зубарова

Текст: Цибуля Александра, Дмитрий Озерков

Предлагаем Вам также познакомиться со следующими материалами:

«Наша цель достигнута, люди говорят о защите животных»: Дмитрий Озерков - о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже (Бумага)

Опубликовано 12.11.16 11:02

Министерство культуры отмежевалось от скандальной выставки мёртвых животных в Эрмитаже.

В Эрмитаже призвали смотреть на мертвых животных на крюках, как на мягкую игрушку"

Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков прокомментировал скандальную выставку современного бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты", на которой посетители могли лицезреть подвешенных на крюках чючела мертвых животных.

Сложно гадать о том, что хотел сказать автор, глядя на картины в Интернете. Нужно прийти инткббээ на выставку и понять, о чём эта выставка. Автор хотел сказать много чего, разговор о смысле искусства старого, разговор об эрмитажной коллекции, разговор о социальных проблемах, которые есть во всём мире. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как всегда это бывает. Дело в том, что когда вы говорите "трупы", вы сразу говорите другую историю. Есть слово "чучела", есть слово "мягкая игрушка" и совершенно разные слова. Когда вы говорите "трупы", вы вносите определённый контекст. Слово "трупы" не соответствует действительности. Если вы придёте в Зимний дворец Петра, вы увидите чучело домашней собаки Петра, которое выставлено на экспозиции. Почему чучело собаки Петра никого не волнует, а бродячие собаки волнуют, — рассказал в интервью Лайфу Озерков.

По его словам, «трупы умученных животных» преподносят детям как «современность». Депутат также высказал недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются музеем «как им хочется», одннако на вопрос, нужно ли посетителям бойкотировать резонансную выставку или организаторам стоит закрыть её, четкого ответа не дал.

«Это не гаражик и не банька отдельных людей. Это государственный музей. Это значит, что выставка должна служить интересам государства», - считает Милонов.

В Государственном Эрмитаже открылась выставка современного фламандского художника Яна Фабра под названием «Рыцарь отчаяния – воин красоты». В творениях мастера широко используются скелеты и чучела животных, а также панцири жуков и черепах. Встречаются и другие нетипичные для художников материалы - например, чернила одноразовой шариковой ручки BIC или обычные кнопки. Уже сейчас в Эрмитаже готовы к тому, что выставка вызовет большой интерес и немало споров.

Фабр считается одним из ведущих современных художников мира. Поэтому Государственный Эрмитаж решился на смелый эксперимент: работы Фабра он разместил прямо среди классиков фламандской живописи. Не слишком ли это было смело? Куратор выставки Дмитрий Озерков считает, что это естественно.

Не вижу здесь никакого риска, ведь для Яна Фабра современное искусство – продолжение старого искусства- говорит специалист. - Для нас это развитие старого искусства, его переосмысление. Посетитель Эрмитажа получит возможность увидеть старые картины в новой интерпретации. Это выставка - про очень сложный контекст, про разные смыслы и неоднозначность старого искусства. А еще про то, что старое искусство гораздо сложнее, чем современное – оно менее изучено и менее понятно.

Работы Фабра оказались рассыпаны не только по разным залам, но и по разным крыльям Эрмитажа. И это неспроста: сам художник увидел в контурах музея огромную бабочку, пронзенную Александрийским столпом, которая, словно булавка, приколола его к телу Петербурга.

Эту выставку Эрмитаж вместе с Яном Фабром готовил два года. Летом художник приезжал в Петербург и в рыцарских доспехах бродил по залам Эрмитажа. Из этих похождений получился перфоманс, который также можно увидеть на выставке. Некоторые из фабровских рыцарских доспехов выставлены в Рыцарском зале. Только вот рыцарь у него больше похож на жука. Сам художник – внук знаменитого энтомолога, поэтому на пресс-показе выставки он признался в любви к насекомым. И предвидя реакцию зоозащитников на некоторые из его работ (прежде всего те, что выставлены в Главном штабе – «Протест мертвых бездомных котов» и «Карнавал мертвых дворняг», где представлены чучела кошек и собак), сразу заметил: ни одно животное не было убито с целью быть выставленным как предмет искусства.

Трупы кошек и собак я собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда, - заметил Фабр. - Там они и погибают. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков я брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят. Для меня скарабеи – символ связи между нашим и посторонним миром, аллегория жизни и смерти.

На волне горячо обсуждаемой сегодня темы жестокого обращения с животными под град критики попал «главный музей страны» Государственный Эрмитаж. Многие посетители с негодованием восприняли выставку работ знаменитого бельгийского художника Яна Фабра .

Художник - против жестокости

Экспозиция «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» открылась в Эрмитаже в октябре. Всего на выставке представлено двести тридцать работ художника, среди них - графика, скульптуры, инсталляции, фильмы. Причем некоторые из них он изготовил специально для российского музея.

Бельгийский художник Ян Фабр является одним из самых известных и востребованных мастеров современного искусства. Отличительная особенность его экспозиций - это использование в создании работ «эстетики животного мира». В его инсталляциях можно увидеть скелеты животных, рога, панцири насекомых, чучела. Как объясняет сам художник, с помощью своих произведений он пытается рассуждать о жизни и смерти, а также выступает против жестокости, присущей человеческому миру.

Морг вместо музея?

Однако совершенно иначе восприняли этот призыв посетители Эрмитажа. Главный музей страны обвинили в бескультурии, пропаганде насилия по отношению к животным, а также в демонстрации работ, травмирующих детскую психику. Соцсети взорвались гневными постами негодующих горожан и гостей Культурной столицы:

«Шок - это самое малое, что испытала я, коренная ленинградка, петербурженка, выросшая на классических произведениях искусства... Вы утверждаете, что трупы животных - это высокое искусство, достойное быть представленным в лучшем выставочном зале России? …сегодня на трупы животных, подвешенных на крюках, люди должны смотреть, как на произведение искусства, а завтра - на трупы растерзанных людей? Я даже не знаю, стоит ли теперь вести своего ребёнка к вам на экскурсии - боюсь, что вместо музея попаду в морг!».

Фабр выступает против жестокости весьма своеобразным способом. Фото: АиФ

«Как...как такое «искусство» имеет место быть!? …Мерзость и жестокость. К искусству не имеет никакого отношения!!! Практически пропаганда. А потом мы удивляемся, когда всплывают истории типа Хабаровска».

«Люди! Мертвые животные - это не искусство! Я редко становлюсь на защиту общественности, но данную волну возмущений от петербужцев и гостей культурной столицы поддерживаю. Я искренне не понимаю, как можно было допустить выставку, в центре которой чучела реальных мертвых животных, подвешенные на крюки. И тем более допускать до этой выставки детей».

«Мертвые животные - не искусство», - считает общественность. Фото: РИА Новости

Против резонансной выставки высказались и некоторые известные личности. В частности, Елена Ваенга написала в своем инстаграме «…у руководства Эрмитажа вообще все с башкой плохо??????? ((((((позорище (((((((». (орфография и пунктуация сохранены.

Кошки - за Фабра?

Однако в самом музее к подобным выпадам относятся спокойно, выставку демонтировать не собираются и пытаются объяснить общественности смысл скандальной экспозиции.

«Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях - это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть, - поясняют сотрудники Эрмитажа. - Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания» .

Художник уверяет, что он на стороне зоозащитников. Фото: РИА Новости

Сам Фабр подчеркивает, что он вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным. Мы любим не их, а свою любовь к ним, считает художник. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества - в укор человеческой жестокости.

Мнения по поводу выставки разделились. Фото: РИА Новости

В пику хэштэгу #позорэрмитажу, который запустили противники выставки, работники музея создали свой #кошкизафабра.

«Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них, - заявил на официальной странице музея в соцсетях директор Эрмитажа Михаил Пиотровский . - Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали. Так что эрмитажные кошки - одно из свидетельств того, что Эрмитаж знает, о чем говорит и что делает».

Нашлось и немало сторонников своеобразного искусства. Так, музыкант Сергей Шнуров назвал выступающих против выставки невежественными. «Борцы за «высокий уровень культуры», как я уже писал неоднократно, повсеместно невежественны, но, сука, очень культурны», - написал он в своем Instagram.

Кроме того, в интернете есть множество реплик в поддержку политики Эрмитажа:

«Осуждать выставку Фабра и обвинять его в жестоком обращении с животными - это примерно то же самое, что называть хирурга, который успешно удалил опухоль - потрошителем».

«Я что-то не поняла ничего. Люди не прочитали о том, что Фабр хотел сказать этой выставкой? Это же так все элементарно. Или ищем очередной повод поднять ор и найти козла отпущения?».

А куратор выставки Дмитрий Озерков и вовсе считает, что главная цель экспозиции достигнута вне зависимости от вызванных ею эмоций - люди заговорили о необходимости борьбы против жестокого обращения с животными.

«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.

«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.


«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.


Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры