Этрусская архитектура. Школьная энциклопедия Характерные особенности искусства этрусков презентация

Главная / Психология

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Презентация к уроку истории искусства п реподавателя Косяченко Н.С. Санкт-Петербург 2018

Этруски – древние европейские племена, жившие в III тысячелетии до нашей эры на территории Аппенинского полуострова. Они явились создателями цивилизации, на основании которой возникла римская государственность и культура.

Роспись центральной стены погребальной камеры в "Гробнице Охоты и рыбалки" в Тарквинии, (ок. 510 до н.э.) Уже в 8 веке до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и торговцы

Этруски строили города, среди которых порт Спина, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и другие. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки. Эту форму в последствии позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом. Города соединялись дорогами и мостами.

Ворота в Вольтерре. 3-2 в.в. до н.э.

Арка в Перудже. 3-2 в.в. д о н.э.

Этруски были язычниками, многобожниками. Но их религия мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти. Тиния. 250-300 до н.э. Бог неба, отождествлялся с Зевсом у древних греков и Юпитером у римлян

Туран - олицетворение любви и здоровья, отождествляется с греческой богиней Афродитой и римской Венерой - прародительницей

Турмс - этрусский Гермес – бог, связанный с погребальными ритуалами. Он сопровождал души мертвых в Аид.

Архитектура этрусков близка к греческой

Н о этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича

Этрусский храм стоит на подиуме (высоком постаменте), к колонаде портика ведет лестница

Этруски украшали храм раскрашенными терракотовыми рельефами и статуями

Аполлон Вейский. 550-520гг до н. э Автором статуи, вероятно, являлся скульптор Вулка - единственный из этрусских скульпторов, чьё имя известно на настоящий момент. Статуя являлась частью композиции, изображавшую Аполлона и Геракла, боровшихся за Керинейскую лань. Данная композиция располагалось на высоте 12 м на святилище Минервы в Портоначчо

Жилища этрусков имели осевую композицию, но были самой разнообразной планировки – от прямоугольных до круглых

Черветери. Италия. 500-600 гг. до н. э. Представление о жилищах этрусков дают сохранившиеся до наших дней гробницы.

Гробница Рельефов (4-3 в.в. до н.э.)– гробница семьи Матунас. Это одна из самых важных и известных гробниц, найденных в Этрурии. Рельефы гробницы окрашены в разные цвета, стены оштукатурены, а колонны облицованы. На стенах изображены предметы быта семьи.

Гробница Леопардов. 5 в. до н.э. Тарквинии Из росписей гробниц можно узнать многое из быта этрусков: костюм, утварь, мебель, традиции охот, пиров и состязаний, мифологические представления

Урна. V II в до н. э. Урна. V I в. до н. э. У этрусков рано развивается скульптура. Уже в V II – VI в.в. до н.э. имеют крышки с портретным изображением бюста покойного.

Погребальная урна. II в. до н. э. Погребальная урна. II в. до н. э.

II в. до н.э. Саркофаг из некрополя Бандитачча. VI в. до. н. э. Фигурами людей украшались и крышки саркофагов.

Этруски обжигали сосуды до черноты, поэтому они получили название « буккеронеро » - «черная земля». Эти сосуды полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц

Фигурный глиняный сосуд для туалетного масла в виде сфинкса из Фанагории. IV в до н. э Государственный Эрмитаж

Сосуд «Афродита». Конец V – начало IV века до н.э. Государственный Эрмитаж

Капитолийская волчица. V в. до н.э. Этруски преуспели в ювелирном деле, знали скань и филигрань, но особенно славились их бронзовое литье.

Этрусская женщина. Конец IV – начало III в. до н. э. Луций Юний Брут. 98-117 г.г. до н.э. Традиции этрусского искусства сказались на формировании и скусства Древнего Рима, под власть которого этруски попадают в IV в. до н.э.

1 слайд

2 слайд

Считается, что культура этрусков сложилась в области Тоскана, откуда она распространилась и на соседние территории. Могильник Кватро Фонтанилли хорошо демонстрирует отсутствие какого-либо перерыва между культурой вилланова и этрусской. Переход к этрусской культуре произошел, таким образом, примерно в VII в. до н.э, при этом в модели расселения сначала не произошло серьезных изменений, за исключением того, что некоторые поселки стали укрупняться, образуя т.н. виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. В соответствии с современными исследованиями, предполагается, что появление этрусского города было связано с реорганизацией сельских поселений, в экономической жизни которых все большую роль стали играть земледелие и выращивание олив и винограда. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIII в. до н.э. разработка месторождений тосканских железных руд – единственного источника железа на территории к югу от Альп.

3 слайд

В VII в. до н.э. кремация уступила место ингумации, причем погребения уже были совершены по типично этрусскому обряду в наземных камерных гробницах. Ингумация

4 слайд

Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Блера. Гробница делля Казетта.

5 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба делля Чинкве. Конец VII в. до н.э. (Steingraber 2000 рис.266)

6 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба дели скуди и делле седие. VI в.до н.э.

7 слайд

8 слайд

Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Сосуд стиля "букеро" из погребения Роджолини-Галаси в Черветери. VII в. до н.э.

9 слайд

Бронзовая статуэтка этрусского воина из Умбрии. Италия. V в. до н.э. Ашмолиан музей. Оксфорд

10 слайд

Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке. Этруски. Папулония. План большой гробницы в Карри. (Steingraber 1981, рис.52).

11 слайд

12 слайд

Золотая этрусская фибула с самой ранней латинской надписью. (Археологический музей в Болонье).

13 слайд

Многие предметы импортировались в Этрурию из стран Ближнего Востока и Африки через греческую или финикийскую торговые сети. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Местное металлургическое производство достигло довольно высокого уровня развития, в нем стали употребляться новые технологические приемы, например, филигрань и зернь. Появилось много богато украшенных бронзовых сосудов, подобных широко распространенным к северу от Альп кувшинам с клювовидным сливом. Сосуд из Безансона. 350 г. до н.э.

14 слайд

В глубинных районах Этрурии были распространены гробницы, устроенные в склонах речных террас. Блера. Могильник Весково. V в. до н.э.

15 слайд

Далее на север предпочитали строить наземные погребальные усыпальницы, в Тарквинии – в прибрежной зоне – широко известны богатые могильные склепы с расписанными стенами, на которых изображались сцены охоты, спортивные состязания или фестивали, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков. Этруски. Тарквиния. Томба делла Триклинио. (Steingraber 2000, p.15)

16 слайд

17 слайд

На примере уже упоминаемого комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до н.э. – такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану. Схема расположения памятников в окрестностях г. Вей

18 слайд

Одними из наиболее исследованных северных городов являются порт Спина на Адриатике и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной р. По. Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Марцаботто. Общий вид.

19 слайд

Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Керамика Марцаботто. Археологический музей

20 слайд

21 слайд

В отличие от южной и западной частей Апеннинского полуострова, на севере влияние внешней торговли ощущалось слабее. Даже на Адриатическом побережье импортные предметы были довольно редкими вплоть до IV в. до н.э. Однако и здесь наблюдалась тенденция к образованию локальных центров, вокруг которых группировались более мелкие поселения. Процесс ориентализации пришел на север Италии с запозданием на столетие, через вторые руки из Этрурии. Появились новые мотивы в декоративном искусстве, в виде фризов из изображений животных, человеческих фигур и сцен из повседневной жизни. Эти приемы использовались, главным образом для украшения больших бронзовых сосудов-ведер, которые известны под латинским названием "ситула". Могильник Чартоза. Ситула. Болонья. Археологический музей

22 слайд

Тема: Искусство этрусков

Цель: сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

    знакомство с культурой этрусков.

    формирование осознанного отношения к искусству этрусков.

    развитие художественного вкуса, речи, памяти, мышления.

Ход урока:

    Организационный момент

    Беседа по теме урока

Слайд 1

Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.

Слайд 2

Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) - таковы социальные признаки Этрусского государства. Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н.э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Многие из них погибли в период ожесточенных войн, и в особенности в период союзнической войны в 1 в. до н.э., когда этрусские города были сравнены с землей. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Слайд 3

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Слайд 4-5

Древнейшим типом построек были, по видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Слайд 6

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых.

Слайд 7

Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.

Слайд 8

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, по видимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.

Слайд 9

Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6 - 5 вв. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий.

Слайд 10

Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (акротерий (от греческого-вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.),с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление.

Слайд 11-12

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, повидимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Слайд 13-14

Скульптура Этрурии не только служила для декорации зданий, но имела и самостоятельное значение.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н.э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта.

Слайд 15

Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших.

Слайд 16

Саркофаг из Черветри 6 в. до н.э. представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

Слайд 17

В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры.

Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии.

Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3 - 2 вв. примыкают к эллинистическим образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков - попрежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

    Подведение итогов

    Домашнее задание

Слайд 2

Более 2500 лет тому назад на территории между Римом и Флоренцией и Средней и Нижней Италией жил загадочный народ. Греки называли этот народ тирренами, а римляне – тусками, или этрусками. Этруски пришли на Апенинский полуостров в 8 веке до н.э. одновременно с греками Наиболее ранние следы их цивилизации найдены в долине рек Арно и Тибр. Эта область получила название Этрурии, а сейчас называется Тосканой.

Слайд 3

1.Происхождение этрусков Геродот считал их выходцами из малоазиатского города Лидия. Другие считают, что этот народ возник в процессе слияния пришельцев с Балкан- пеластов, переселенцев из Малой Азии- тирренов, и местного древнеитальянского племени. Загадки этрусков

Слайд 4

2.Язык этрусков Язык этрусков, забытый еще в 1 веке до н.э. до сих пор еще не расшифрован. Трудность состоит в том, что дошедшие до нас этруские погребальные тексты очень кратки и довольно однообразны по содержанию.

Слайд 5

Письменные памятники этрусков по буквам читаются, так как они пользовались алфавитом, близким к греческому. Ученые сейчас понимают около 500 отдельных этруских слов. Близких родственников этого языка не обнаружено.

Слайд 6

Этруски занимались торговлей и земледелием, осушали болота, выращивали виноград и оливки, обрабатывали камень и металлы, строили прекрасные дороги и города. Они были отважными мореходами, которые осмеливались выходить даже в Атлантику. Этруским пиратам приписывают такие изобретения как Якорь, абордажный крюк, металлический таран на носу корабля -ростра

Слайд 7

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов с каменными стенами и зданиями, с четкой планировкой улиц, которые пересекаются под прямым углом и ориентированных по странам света Города делились на кварталы.

Слайд 8

Фундаменты домов в этруском городе Мариаботто

Слайд 9

Древнейшая этруская хижина из тростника, обмазанного глиной, 9 век до н.э. Жилые дома не сохранились. Представление о них мы имеем из археологических раскопок на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, повторяющих форму дома. Центром городского дома был внутренний дворик – атриум, вокруг которого располагались другие помещения. В выходивших на улицу помещениях располагались лавки и мастерские. В крыше дома располагалось отверстие – комплювиум, через которое освещались жилые комнаты. А под отверстием в атриуме размещался бассейн- имплювиум, в который стекала дождевая вода.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Гробницы были двух типов: скальные и отдельно стоящие объемы. Интересны гробницы в виде круглого каменного цоколя, в котором были входы в погребальные помещения, а на цоколе насыпался земляной холм конусообразной формы – тумулус.

Слайд 13

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Этрурия и Древний Рим - соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии греки начали строить первые города. Вначале этруски значительно обгоняли своих соседей в развитии. Они были прекрасными строителями и умелыми инженерами. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» (так древние римляне называли некоторые религиозные обряды). Этруски создали самый могучий флот в западном Средиземноморье. Некоторые из римских царей происходили из рода этрусков. В политическом смысле история этрусков шла по нисходящей. Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и ожесточенно сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Cлайд 4

Храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Архитекторы Древней Эллады в VI-V веках до н. э. строили преимущественно храмы типа периптера из известняка и мрамора. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании - подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал главный фасад здания. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII века до н. э.

Cлайд 5

Cлайд 6

Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века. Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня.

Cлайд 7

Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса - это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча - знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор - дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты - символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома.

Cлайд 8

Cлайд 9

В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи). Фибула из гробницы Реголини-Галасси. VII в. до н. э. Золото.

Cлайд 10

Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой - украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало. III в. до н. э. Археологический музей, Палермо

Cлайд 11

Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией - гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза. Этрусский Грегорианский музей, Ватикан

Cлайд 12

Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э. Храм Джуно Соспита, Ланувий

Cлайд 13

В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Саркофаг изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшему. Возможно также, что в них хранился прах умерших. В Этрурии обряд кремации существовал с самых ранних времен вплоть до римского времени. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. Терракота. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 14

Cлайд 15

Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром.

Cлайд 16

Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица. Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой. Общая несоразмерность фигуры с огромной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, свойственное этрускам.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

1,5. Женская фигура в длинной закрытой одежде (1 - вид сзади, 5 - спреди). 2, Женская обувь, выкроенная из цельного куска, с дырочками для шнуровки. 3,12. Женская фигура в конусообразной шапке и одежде с цветочным узором, закрывающей сзади оба плеча. 4,7. Золотые серьги. 6,9. Мужская фигура перед одеванием и после него. 8, 16. Серьги в форме дисков с подвесками. Золото. 10. Голова женской статуэтки. Чепец с лентами на затылке. 11,18. Фигурки женщин. 13. Священная статуэтка из бронзы. Ее назначение - охранять владельца от болезней. 14,15. Головы со стенных росписей из этрусских гробниц в пещерах под Корнето. 17. Глиняный саркофаг из Цере (соврем. Черветери). Перед супружеской парой на ложе - мех для вина.

Cлайд 20

Cлайд 21

Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе в загробный мир. Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»). Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.

Cлайд 22

Cлайд 23

Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 24

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 25

Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»). Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 26

Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе. Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен. Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».

Cлайд 27

Cлайд 28

В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету. Очевидно, танцу предшествовало возлияние - об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры