Ганс Гольбейн Младший."Послы" - выдающийся шедевр эпохи Возрождения. «Послы» Ганса Гольбейна Младшего «Послы» стали отступлением от прежнего стиля Гольбейна

Главная / Психология

Послы (1533), Национальная галерея, Лондон

Этот двойной портрет кисти Гольбейна является выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.
С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.

Год создания этого шедевра - 1533-й - это веха в творческой судьбе Гольбейна. Годом раньше окончательно перебравшись в Англию и обнаружив там многих своих прежних друзей и покровителей в довольно плачевном положении (в опале, в тюрьме и т. п.), художник был вынужден искать новых заказчиков. К 1533 году он успешно решил эту задачу, став модным живописцем в "обновленном" кругу высокопоставленных особ, - "Послы" являются одним из свидетельств этого.
Эта картина интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. Можно даже сказать, что этот натюрморт играет "центральную" роль в композиции, связывая двух разведенных по бокам полотна мужчин и одновременно оттеняя индивидуальность каждого из них. Композиционное разнообразие достигается за счет тонких различий в позе стоящих, их одежде и манере держаться. Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра.
Об этом черепе в XX веке написано немало - собственно, именно он и сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению человека XX века. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при "прямом" взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при "особом" (подразумевается - правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.
Такой подход к шедевру Гольбейна делает картину пронзительной аллегорией "суеты сует". Об этом в свое время писал символист Ю. Балтрушайтис, об этом немало рассуждали постмодернисты конца XX века.

Предметы, являющиеся своеобразным фоном многих портретов Гольбейна, часто выбираются им с целью максимально полно охарактеризовать изображенного человека или, в другом варианте, задать сложную символическую музыку произведения. Но, пожалуй, ни в одной работе эти предметы не сгущаются так "концентрированно", как это происходит в представленном шедевре. Обилие разнообразных вещей говорит о широте интересов стоящих перед нами людей - даны очевидные указания на музыку, математику, геометрию, астрономию, есть, помимо этого, и знаки не столь очевидные. На нижней полке этажерки мы видим глобус, учебник математики, лютню, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".
Лютня здесь выступает не только музыкальным инструментом, но и - если не забывать того, что ее струны традиционно символизировали смерть, - вполне определенным символом, перекликающимся с искаженным черепом, написанным на переднем плане. Эта связь упрочивается и перекличкой в "технической" сфере - и то, и другое призвано показать великолепное знание законов перспективы, которым отличался Гольбейн. Если изображение в правильной перспективе лютни - с ее сложной формой и изогнутым под прямым углом грифом - представляет собой сложнейшую техническую задачу, то изображение в искаженной перспективе черепа - задача ничуть не проще.

Однажды в Третьяковской галерее я услышала разговор мамы с маленькой дочкой перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Мама объясняла девочке: «Это богатая дама, она одета в шубы и ездит в карете. А кругом нищие и она на них не смотрит». Чтобы ваш ребенок или друг никогда не услышал подобную интерпретацию мы начинаем рубрику «Попкорн искусства».

В преддверии зарождающейся весенней депрессии наша редакция решила обратиться за вдохновением к картине Ганса Гольбейна младшего «Послы» и объяснить её смысл. Итак, рассмотрим её со всех сторон.

В Лондонской Национальной галерее вокруг двухметровой в ширину и длину картины бродят люди. Они обходят ее со всех сторон и с замиранием сердца останавливаются рядом. Все это они делают, чтобы разгадать тайну, скрывающуюся в нижней части картины.

Немецкий художник Ганс Гольбейн младший учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна старшего, был придворным живописцем короля Генриха VIII и писал много портретов на заказ. Один из них – двойной портрет «Послы», изображающий двух друзей. Слева – французский посол Жан Дентельвиль, заказчик картины, справа – епископ города Лавура Жорж де Сельва.

При внимательном рассмотрении картина удивляет нас бесконечным числом деталей. Оба друга – чрезвычайно разносторонние личности, эдакие Ломоносовы XVI века. Предметы на этажерке говорят об их увлечениях: астрономией (астрономический глобус, гномон, квадрант), географией (карты, глобус, циркуль), музыкой (лютня, футляр для флейт). Молодые люди (обоим нет ещё и 30) действительно занимались самыми разными вещами, а также много читали и путешествовали. Их образ жизни – идеал и для современного человека: любовь к своей работе, погруженность в интеллектуальную жизнь, вечное действие и стремление к развитию. В этой картине выражена идея баланса и гармонии – сил духовных и физических, земных и небесных.

В целом картина статична. В первую очередь, устойчивость придают вертикальные и горизонтальные прямые, образованные фигурами молодых людей, этажеркой, линией кромки ковра, свисающей с этажерки, ковра на полу, драпировкой штор. Но есть и диагонали, придающие картине динамику: руки епископа и посла, лютня и глобус, складка на одежде епископа, ну, и, конечно, резкая диагональ неясного происхождения в нижней части картины, выделяющаяся на фоне реалистического рисунка.

Ганс Гольбейн младший был первый в мире художник, использовавший технику анаморфоза – намеренного искажения формы, чтобы зашифровать в картине дополнительный смысл. Если вы отойдете к правому краю картины и прижметесь к ней правой щекой (пока не заметили смотрители в галерее), то увидите идеальной формы череп. Гениальное решение художника запечатлеть таким образом символ смерти приводит нас к замыслу картины: жизнь полна интереснейших вещей и занятий, которыми мы увлечены; мы не видим и не хотим замечать смерть, которая находится рядом. Погруженные в наши земные дела, мы представляем смерть как нечто размытое и неясное. Она вечно и незримо присутствует где-то неподалёку, ее очертания туманны и сумрачны. Но в тот миг, когда она принимает идеальную форму, вся остальная жизнь тотчас же искажается и становится бессмысленной. Momento more.

В этой картине зашифрован призыв к действию и постоянному развитию. Жить с ясной целью, стоять твердо на ногах и быть в гармонии с земным и небесным. Неизбежное случится, но ведь до этого ты успеешь взять от жизни своё.

Один мой друг недавно открыл для меня новый способ ходить в галереи, который называется «навестить одну картину». Для этого нужно заранее решить, какую картину ты хочешь увидеть, прийти к ней, постоять 20 минут и сразу же уйти из музея. Способ проникнуться и навсегда запомнить впечатление, подаренное гениальным полотном.

«Послы» одна из тех картин, которую так важно увидеть вживую. Двери в Национальную галерею всегда открыты, причем вход бесплатный, поэтому смело берите билеты в Лондон и летите навестить эту прекрасную картину.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ганс Гольбейн Младший — один из ярких представителей немецкого Северного Возрождения — известен как выдающийся портретист своего времени. Важной идеологической составляющей Северного Возрождения стала Реформация, начавшаяся в 1517 году, когда Мартин Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои «95 тезисов» с критикой католицизма. Сформировалось новое религиозное течение — протестантизм, которое усомнилось в необходимости церкви как посредницы между Богом и человеком.

Реформация и новое мировоззрение задело все слои населения и естественно повлияло на культурно-художественную жизнь Европы — художники больше не были скованы религиозными рамками, тематика произведений расширилась и видоизменилась. С формированием образа «нового человека» — свободного, независимого, целеустремленного, уверенного в себе и «религиозно обновленного» — жанр портрет видоизменяется и становится популярным. Портрет стал живописной необходимостью, и влиятельные люди непременно желали запечатлеть себя в свое время.

Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг


В портретах Ганса Гольбейна чувствуются светские гуманистические идеи, в которые иногда вплетены религиозные мотивы и античные образы. Эти черты характерны для всего Северного возрождения, однако, образы, которые создает Гольбейн — очень своеобразны. Люди в его портретах гармонично и органично вписаны в мир предметов, которые их окружают. Кроме внешней гармонии, Гольбейн передает и гармонию внутреннюю — лица спокойны, уравновешенны и человек полностью сливается со своим пространством. Альбрехт Дюрер писал портреты с тенью мук и страданий человеческой души, его герои мятежны по своей натуре. Специфика и притягательность портретов Гольбейна в том, что ему удалось показать мир и человека в его естественности и ясности, передав через них свое оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение.

Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге предположительно в 1497 году, учился живописи у своего отца. Но карьера большого художника началась, когда он в 1514 году переезжает в Базель — один из крупнейших культурных центров того времени. Первой крупной работой художника стали иллюстрации к произведению Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Роттердамский был для Гольбейна не просто заказчиком, но и хорошим другом. Помимо портретов и иллюстраций, Ганс пишет несколько религиозных картин, а также занимается декорированием интерьеров, ксилографией и росписью фасадов.

Однако, в 1526 году из-за разгоревшихся в Базеле религиозных столкновений — Гольбейн, получив ряд рекомендаций от Роттердамского, переезжает в Англию и останавливается у Томаса Мора (тогда он пишет его портрет). Через два года он вернется в Базель, но в 1532 году окончательно переедет в Англию, оставив в Швейцарии жену и дочь. За годы его отсутствия многое изменилось: влиятельные в Лондоне люди, которые помогли Гансу во время первого визита, попали в немилость к королю Генриху VIII; Томас Мор, убежденный католик — был обвинен в государственной измене и казнен главой новоиспеченной англиканской церкви.

Король Генрих VIII


Тем не менее, Гольбейн не только устраивается в непростой обстановке, но и становится придворным живописцем короля. В эти годы Гольбейн пишет свои самые значимые работы — в основном это заказы влиятельных англичан. После смерти своей жены, король Генрих подыскивал кандидатуру для четвертого брака и чтобы сделать правильный выбор, поручал Гансу рисовать портреты потенциальных невест — настолько велико было доверие к Гольбейну и его портретам.

В 1533 году Гольбейн пишет одну из своих лучших работ — двойной портрет «Послы». На картине изображены французские посланники — Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Дентевиль хотел биографический портрет и подробно описал Гольбейну все элементы и детали будущего шедевра. Специфика двойных портретов в том, что здесь нет единого центра для зрительского внимания — фигуры людей дополняют друг друга с помощью предметов, которые в свою очередь создают символическую нить произведения. Двойной портрет невероятно сложный жанр в живописи, поскольку важно удержать баланс между действующими лицами и в то же время показать их связь друг с другом и с пространством.

Жан де Дентевиль изображен слева на холсте в пышном одеянии, что характеризует его как важную, значительную персону — он представитель религиозной светской власти. Его правая рука лежит на кинжале, на котором выгравирована надпись «AET SUAE 29», что означает «его 29-е лето». Молодой епископ Жорж де Сельв одет менее пышно и выглядит значительно скромнее своего друга. Его возраст — 25 лет — указан художником на книге под правой рукой епископа. Нельзя сказать, что они просто позируют, на их серьезных лицах спокойствие, достоинство; они как будто открывают зрителю свой предметный мир, делятся своим жизненным укладом, который сочетает в себе гармонию активного и созерцательного.

В симметричной композиции фигуры послов разделены высоким столом с многочисленными предметами. Здесь композиционное разнообразие играет решающую роль, поскольку предметы выступают не только центральным элементом картины, но и максимально характеризуют героев, подчеркивая их образ жизни и сферу интересов. Получается, что натюрморт выступает здесь едва ли не главным смыслообразующим элементом картины — он объединяет двух людей и в то же время оттеняет индивидуальность каждого из них, а кроме того еще и характеризует эпоху.

Такое разнообразие предметов говорит о разносторонности и образованности этих людей — музыка, геометрия, математика, астрономия; а также отражает достижения того времени — великие географические открытия, достижения в астрономии, математике. На нижней полке можно рассмотреть лютню, циркуль, учебник математики, глобус, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси Господи души наши». Выбор этих страниц неслучаен — в этих строках нет ничего противоречащего принципам христианства. Таким образом, Гольбейн и де Сельв призывают к реформации церкви на основах протестантизма, но без отделения от Ватикана. Лютня с порванной струной также напоминает о нарастающем церковном конфликте и традиционно символизирует смерть. Земной глобус повернут таким образом, чтобы зрителю были видны наиболее значимые посольские миссии Дентевиля, а также его поместье Полиси, в котором и будет размещен портрет. В целом, можно сказать, что на нижней полке представлены предметы «земного» назначения, связанные с умственной, профессиональной деятельностью и интересами послов.

Верхняя же полка располагает предметами «высшего» назначения. Солнечные часы, астрономический глобус, квадрант и гномон — все эти предметы предназначены для постижения законов Вселенной, космоса и времени. Предметы на верхней полке этажерки как будто парят на изысканном восточном ковре над всем земным миром. К слову, ковер задает стиль всей картине — без него получилась бы совсем не то. Очень удачно подобрана и зеленая драпировка, которая создает глубину пространства и цвета. В верхнем левом углу можно заметить часть небольшого серебряного распятия, которое всегда следит за делами человека и напоминает о смерти. Но эпоха Средневековья закончилось и здесь лик Христа уже только выглядывает из-за занавески.

Наконец, переходим к самому интересному, загадочному и важному элементу картины. Непонятное вытянутое пятно в нижней части картины — искаженный в перспективе человеческий череп. Этот, странный на первый взгляд, элемент и сделал шедевр Гольбейна столь популярным. Прием намеренного искажения формы получил название «анаморфоз» и впервые был описан в записях Леонардо да Винчи. Чтобы увидеть истинное изображение — человеческий череп — зритель должен переместиться вправо от центра картины. Пользуясь компьютером, вы можете попробовать изменить угол обзора но, разумеется, естественную форму черепа можно увидеть только на подлиннике.

Гольбейн использует этот оптический прием, чтобы показать образ двойного зрения при взгляде на жизнь и на смерть. Когда зритель смотрит на картину в привычном положении — он видит жизнь двух людей, с их интересами, заботами, радостями; а смерть предстает иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимание. Но при особом рассмотрении — смерть становится единственной реальностью, она перечеркивает всю жизнеутверждающую часть картины, жизнь кажется иллюзорной и ни научные достижения, ни власть, ни деньги, ни прогресс — ничто не кажется реальным и значимым перед лицом смерти.

Ганс Гольбейн создал настоящий шедевр — картина, в которую вложены все гуманистические представления того времени. Картина об истинных ценностях бытия, о жизни и о смерти. Гольбейн написал не портрет двух послов, а портрет эпохи.

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы - выдающийся шедевр эпохи Возрождения

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший , немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.

После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.

Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.

За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.

Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.

Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева).

Второй человек на картине – друг Жана, Жорж де Сельв, епископ французского города Лавура.

Картина интересна своей композицией и скрытыми смыслами.

Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра.

Слева - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).


Справа - Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.

Молодому человеку 25 лет (его возраст Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой).


Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая - углубленное созерцание.

В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).

Надписи на глобусе - тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.

Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.

Внимание привлекает продолговатое пятно на полу между двух послов.

Если же смотреть на картину в реальном размере и отойти вправо на 2 м, то пятно принимает свои истинные очертания - это череп. "Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается". (цитата Юргиса Балтрушайтиса).

Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы).

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

Что хотел сказать Гольбейн?

Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского - «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля.

Гольбейн и это отобразил на портрете.

На картине можно найти три черепа!

Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.

Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси - символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).

Итак, одна сторона картины - земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.

Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей.

Однако все это великолепие и надменность тщетны - по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.


Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".


Солнечные часы точно указывают время действия - 10.30 утра 11 апреля - день Страстной Пятницы в 1533 году.

Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей - при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.

Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.


Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII.

Возрождения

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший , немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.

После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.

Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.

За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.

Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.

Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева).

Второй человек на картине – друг Жана, Жорж де Сельв, епископ французского города Лавура.

Картина интересна своей композицией и скрытыми смыслами.

Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра.

Слева - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).


Справа - Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.

Молодому человеку 25 лет (его возраст Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой).


Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая - углубленное созерцание.

В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).

Надписи на глобусе - тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.

Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.

Внимание привлекает продолговатое пятно на полу между двух послов.

Если же смотреть на картину в реальном размере и отойти вправо на 2 м, то пятно принимает свои истинные очертания - это череп. "Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается". (цитата Юргиса Балтрушайтиса).

Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы).

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

Что хотел сказать Гольбейн?

Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского - «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля.

Гольбейн и это отобразил на портрете.

На картине можно найти три черепа!

Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.

Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси - символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).

Итак, одна сторона картины - земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.

Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей.

Однако все это великолепие и надменность тщетны - по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.


Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".


Солнечные часы точно указывают время действия - 10.30 утра 11 апреля - день Страстной Пятницы в 1533 году.

Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей - при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.

Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.


Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII.

Им написан известный портрет Генриха VIII и его четырех жен (из шести).

Henry VIII (Генрих VIII). Hans Holbein (Ганс Гольбейн Младший)

Генрих VIII был женат шесть раз.
Его жены, за каждой из которых стояла определенная политическая или религиозная группировка, заставляли порой вносить изменения в свои политические или религиозные взгляды.

Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, ок. 1536-37 гг.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне в возрасте 46 лет.

Автопортрет. 1542. Галерея Уффици

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры