Где скинхеды. Скинхеды

Главная / Психология

Традиционные скинхеды

В Англии в середине 60-х молодежь в зависимости сначала от музыкальных вкусов, а потом - и от предпочтений в одежде, времяпровождения и т.п. начала расслаиваться, образовывая определенные тусовки. Основными молодежными движениями, которые образовались после такого расслоения, были теды и моды, а так же рокеры (байкеры), хиппи и множество других более мелких субкультур. Теды были из обеспеченных семей, слушали рокабилли и одевались в стиле вестернов. Они поддерживали правые и консервативные партии. Моды считали себя прогрессивными и противопоставляли себя тедам. Считается, что именно моды были одним из предтеч движения скинхедов.

Это движение зародилось в портовых районах английских городов. В него входили обитатели «дна» - дети докеров, грузчиков, заводских рабочих. Они старались жить в свое удовольствие и заниматься тем, что им нравится: ходить на футбол, пить пиво, слушать ска - стиль музыки, который считался одним из главных атрибутов принадлежности к скин-движению. Ска привезли с собой ямайские иммигранты, а любимыми исполнителями скинхедов были Дезмонд Деккер, Лаурил Эткин - чернокожие музыканты. Да и среди самих скинхедов было множество «цветных» выходцев из колоний Великобритании. Свои головы скины не брили налысо, а стригли под короткий «ежик». Это защищало от пыли, грязи и вшей. Такая мода была заимствована у ямайских хулиганов, так называемых "Rude Boys"(«отморозки»). Несмотря на ямайскую традицию отращивать дреды, руди их срезали, чтобы длинные дрэды не мешали в драке. Многие сходятся на том, что если бы не было ямайских Rudy, то скинхедов тоже не существовало бы (в тусовке скинхедов традиционных скинов называют просто Rudy, «отдавая дань» ямайским хулиганам). Скины не называли себя «бритоголовыми». Они использовали названия вроде "herberts" (от улицы Herbert Street в городе Глазго), "street kids" (то есть "дети улиц"), "spy kids" (примерно переводится как "дозорные"), "peanuts" (то есть "дробители орехов" - это имя они получили за грохот их мотоциклов) и другие. «Бритоголовыми» скинов называли их противники из-за того, что у большинства молодых парней того времени были длинные стрижки. Поначалу внешне скинхеды был похожи Rudy, но поскольку большинство скинов занималось тяжелой ручной работой, они отдавали предпочтение удобной, прочной одежде, отказавшись от вычурной одежды модов и rudy boys. Первые скинхеды одевались так же, как строители и рабочие в речных доках в Восточном Лондоне, ведь они сами этими рабочими и были.

Принципы этих «бритоголовых» ребят были озвучены одной популярной среди них группой Spirit of 69 (предполагалось, что скинхед-движение началось в 1969 году): скины должны быть вне политики, пить пиво, любить футбол и Ска. Через некоторое время после возникновения, движение начало постепенно угасать: молодежь вырастала, отращивала волосы, обзаводилась семьями. Таким образом, первая волна скинхед-движения исчерпала себя.

Правые скинхеды

В конце семидесятых поднялась новая волна движения скинхедов. Причин, по которым это произошло, было несколько. Разгорелся очередной экономический кризис. Это сказалось на экономическом благосостоянии населения Великобритании. К середине 70-х годов бывшая империя лишилась многих своих доходов из ограбляемых колоний. С началом кризиса, правительство начало понемногу урезать социальные пособия, количество рабочих мест сокращалось, зарплаты резко уменьшились. В Англии начались беспорядки, демонстрации. Правительство Тэтчер, пришедшее к власти, для снижения себестоимости английской продукции сделало все, чтобы приток эмигрантов из бывших колоний, где жилось еще хуже, увеличился. Ведь они были согласны работать за меньшую зарплату.

Свою роль сыграло и то, что панк-рок «продался» и полностью был поглощен шоу-бизнесом. Оставив дух бунтарства, этот стиль музыки стал неотъемлемым винтиком системы. На смену ушедшим в шоу-бизнес улица снова породила своих панков - бунтовщиков. Скинхеды (панки) из погруженных в депрессию рабочих районов стали искать «козлов отпущения». Как оказалось, «виновных» долго искать не нужно, поскольку увидев в скинхедах великую силу, партия «Национальный Фронт» быстро взяла их в оборот и объяснила, что виноваты никто иные, как пакистанцы и индусы. На первый взгляд, для малограмотной рабочей молодежи так и было, ведь их рабочие места заняли другие, те которые согласился работать почти задаром. Они не могли понять, что во всем виноваты не эмигранты, а капиталистическая система, которой все равно кого эксплуатировать, лишь бы это давало хорошую прибыль.

Для большего распространения правых идей среди скинхедов «Национальный Фронт» начал подкидывать им деньги, литературу, устраивать бесплатные концерты с бесплатной выпивкой. Второе поколение скинхедов стало преимущественно правым, расистским. В создании и закреплении образа скинхеда как фашиста большую роль сыграли СМИ. Журналисты, которые писали о скинах, не очень-то разбирались в этой субкультуре, да и не очень-то хотели разобраться. С другой стороны, разбираться было не в интересах владельцев газет. Для существования капитализма гораздо лучше заставить массу трудящихся видеть врага не в капиталистах, а в таких же рабочих, но другой расы?

Многие представители первой волны скинхедов вернулись в движение, чтобы оправдать опороченное имя скинхедов: снова побрили свои головы, достали мартенсы и вышли на улицы, чтобы «понятным для них способом» научить неразумных скинхедов второй волны. Началась междоусобная война. Об этом почти не писали, чтобы не разрушать стереотипы. Тогда за правыми скинами закрепилась кличка boneheads. Сами нацисты считают, что это от того, что у них костяные головы, а все же остальные скинхеды вкладывают в это название иной смысл - «тупоголовые».

В это нелегкое время в скинхед-движении в результате смешения панка-рока и ска возникает новый стиль музыки Oi! (пер. «эй!», «слыш!»). В OI! исчезли духовые инструменты и появились хоровые припевы, чем-то напоминавшие футбольные кричалки. Получается веселая пивная музыка. Группы этого стиля поддерживали разное политическое силы от правых до радикально левых. Например, основатели и самые известные до сих пор группы стиля OI! (SHAM 69, THE BUSINESS , THE ANGELIC UPSTARTS) имели явный крен влево, пропагандировали социалистические идеи.

Уже в начале восьмидесятых от былого братства скинхедов ничего не осталось, в субкультуре произошел раскол.

Старое поколение скинов в скором времени привлекло к себе внимание молодежи, которая потихоньку начала к ним присоединятся. Они отказывались становится на чью-либо сторону, следуя принципу Spirit of 69. Себя они назвали «Троянцами» (Trojan Skinheads), в честь лейбла, выпустившего огромное количество традиционной скин-музыки.

S H ARP

Начало восьмидесятых почти ничего не привнесло в развитие уже и так разрозненного движения. Правда появились «независимые» (Independent Skins) скинхеды, которые, как и традиционные, были просто бритоголовыми тусовщиками. Они не имели какой бы то ни было организации и если собирались где-то вместе, то только попить пивка, потанцевать, послушать музыку и похулиганить.

В то же время в США начали серьезно раскручиваться и набирали силы бонхеды. В 1986 году члены «Белого Арийского Сопротивления» ездили в ФРГ, чтобы набраться опыта у местных нацистов. Там их было достаточно, да и чувствовали они себя на волне. Вернувшись, обученные «всяким премудростям», бонхеды создали в США множество хорошо организованных, связанных между собой и очень агрессивных White Power группировок. Традиционные скинхеды не на шутку обеспокоились. В 1987 в Нью-Йорке было организовано новое скинхед-объединение «Skinheads Against Racial Prejudices» (Скинхеды-антирасисты, или просто «Шарпы»). Началась война, реальная война, с перестрелками, с убитыми, посаженными в тюрьму и покалеченными скинами. Как писал в письме один из участников событий, «в 80-ых бонхеды собирались полностью перетянуть на себя название "Скинхед", в США тогда они фактически уже сделали это. Тогда, во время SHARP/nazi войн 87 - 91, чтобы просто выйти из дома, волына в кармане и глаза на затылке были так же необходимы, как ботинки и подтяжки». Шарпы взялись за дело серьезно, они выступали в теле- и радиопередачах, выпускали свои газеты, листовки, проводили массированную пропаганду антирасизма, а также проводили акции прямого действия (разгон ультра-правых демонстраций, погромы бонхэдских штаб-квартир и клубов, где проходили концерты их групп). Эти действия принесли свои плоды. К 1989 году White Power и Nazi движения в Нью-Йорке фактически были разгромлены, а само отделение SHARPов в Нью-Йорке (по ненадобности) распалось на более мелкие тусовки. Однако нью-йоркские шарпы распространили свое движение по всему миру, их дело стало основным оплотом сопротивления нацистам в среде скинов. SHARPы ненавидят нацистов, но и к левым относятся очень холодно, они что-то вроде «центра» в скинхед движении.

Левые скинхеды

Скинхеды левого направления тоже начали объединяться, чтобы отстаивать свои взгляды. В 1993 году в тех же США, в том же Нью-Йорке было создано новое скин-движение - RASH(Red & Anarchist Skinheads). Решение о создании левой тусовки скинхедов было естественно, поскольку рабочая молодежь из бедных кварталов, к которой они относились, традиционно придерживались социалистических и анархических идеи. Также среди них было множество стихийных анархистов-панков.

Чтобы лучше понять RASH движение, нужно почитать, что они сами о себе пишут. Вот слова одного из них: " ...у всех настоящих скинхедов есть определенные идеалы. Мы все - из рабочего или из низов сpеднего класса. Мы веpим в единство, мы гордимся своим классовым происхождением. Мы любим музыку, танцы, хоpошую вечеpинку. Многие из нас любят пиво. Мы много деpёмся. Мы готовы постоять за то, во что мы веpим. Мы HЕHАВИДИМ РАСИЗМ и сpажаемся с ним везде... Hас спpашивают, почему мы не отчаялись быть скинами, когда нас атакуют и пpавые за антиpасизм, и левые и всё общество в целом, котоpые считают, что все скины - pасисты. Мы отвечаем, что скинхед - это наша сущность. Это то, что мы есть, и изменить этому для нас так же невозможно, как изменить место, где мы pодились, или поменять цвет кожи. Мы гоpдимся тем, что на самом деле значит "быть скином" (а не тем pасистским деpьмом, котоpое пpоповедуют пpавые и СМИ), и мы хотим создать культуpу, котоpая выpажает наши идеалы. Коpоче говоpя, быть скинами - это наша жизнь, и мы не позволим никому отнять это у нас.

Многие из нас - анаpхисты, социалисты и антифашисты. Кpоме боpьбы с pасизмом, мы боpемся с сексизмом и гомофобией. Мы боpемся пpотив войны, пpотив атак на бедных и на pабочий класс против массовых увольнений или снижения заpаботной платы, пpотив импеpиалистизма и зверств полиции».

А вот слова старого американского скина (Grover, Cincinnati RASH), бывшего ранее шарпом, и впоследствии примкнувшего к RASH: «Когда ты становишься редскином, ты прибиваешь себя к своим убеждениям, ты немедленно становишься самым непопулярным ублюдком на всей планете, у тебя повсюду появляются враги. Люди говорят, что ты неправ, что ты ошибаешься, но тебе всё равно, потому что ты сердцем чувствуешь свою правоту. Вот что значит быть скином».

Сейчас на скин-арене существуют и более мелкие движения, такие как HARPS Hawaiianskins Against Racial Predjudice (на Гавайях), JASH (японцы), СASH (китайцы). Появилось множество скин-движений иного толка, например, гей-скины (GSA - Gay Skinhead Movement, правые G.A.S.H. - Gay Aryan SkinHeads - Арийские Геи-Скинхэды)

Самое молодое скиндвижение - Straight Edge skinheads или просто sXe (в полной мере sXe не является скиндвижением, но в них входит много скинхедов, образуя внутренне течение).

Ian Mackay (Minor Threat) создал это направление. Сама тусовка основывается на позитивном отношении к жизни, жестком соблюдении моральных и физических норм - отказ от любых наркотиков. Например, более радикальные «Hard Line» не только не употребляют никакого алкоголя, но и стараются не допустить, чтобы другие это делали. Основу их жизни составляет здоровый образ жизни: занятие спортом; распорядок дня, верность в любви, никаких беспорядочных половых связей (hardline straight edgers вообще воздерживаются), правдивость и честность по отношению к окружающим и к самому себе, постоянное расширение своего кругозора, самообразование, стремление к получению позитивной информации, верность однажды выбранному пути и стремление принести как можно пользы людям и обществу различными способами.

«Х» - в аббревиатуре sXe повился так: при входе в клуб в Нью-Йорке охранники ставили на руку несовершеннолетним крестик трудно смывающейся краской, а бармен при получении заказа на спиртное требовал показать руку. Так вот стрейтэйджеры и стали татуировать этот крест на своих руках, чтобы показать, что они сознательно отказываются от спиртного и далее - символически - от всего, что может разрушить тело, душу или сознание. Среди sXe множество ответвлений, таких как вегетарианцы, борцы за права животных, растений и т.п.

Как видите, движение скинхедов очень разнообразно. Эта субкультура имеет свою историю, которая показывает, что нельзя их валить в одну кучу. Любовь к дракам, к пиву и вечеринкам - это всего лишь бунт против системы, такой же бунт как и у множества других субкультур.

скинхеды, скинхеды фото
Скинхе́ды , разг. скины́ (англ. skinheads, от skin - кожа и head - голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.
  • 1 Возникновение
  • 2 Культура
    • 2.1 Внешний вид
    • 2.2 Музыка
  • 3 Дальнейшее развитие
    • 3.1 1970/80-е годы Англии
  • 4 Российские скинхеды
    • 4.1 История движения
    • 4.2 Численность
    • 4.3 Гендерный и социальный состав
    • 4.4 Внешний вид российских скинхедов
    • 4.5 Типажи российских скинхедов
    • 4.6 Сленг
  • 5 Различные направления движения
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Возникновение

Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Одним из первых названий субкультуры было «Hard Mods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов, а также с ямайскими рудбоями.

Современных музыкальных стилей, таких, как Oi! и панк, тогда ещё не существовало. Наиболее предпочитаемой музыкой первых модов и скинхедов были ска и соул, позже - рокстеди и регги.

Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала.

Культура

Внешний вид

Ботинки Dr. Martens и джинсы Levi’s 501

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитеры Fred Perry и Ben Sherman, джинсы Levi"s, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвёрнутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен. Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip, записанных в 1969 году.

Группа Slade использовала внешний вид скинхедов первой волны в 1969 году (впоследствии Slade изменили свой внешний вид).

Эта внешность всё чаще появлялась на футбольных трибунах. Репортёр Йан Уолкер так описывает группу скинхедов на футбольном матче в 1968 году:

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы. Оригинальный текст (англ.)

They all wore bleached Levi"s, Dr. Martens, a short scarf tied cravat style, cropped hair.

В 70-е годы стиль не претерпел значительных изменений. Элементы внешнего вида были показаны в книге «Skinhead» Ника Найта, изданной в 1982 году.

В 1991 году Джордж Маршалл издал книгу Spirit of "69 - A Skinhead Bible с более подробным описанием внешнего вида и подборкой фотографий. 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом Skins с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Музыка

Группа Symarip, 1969 год

Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х. Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records, Pama Records и др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов (официально издаваемая музыка могла попасть в хит-парады). Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали свое предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами.

Вслед за собственными лейблами, ямайские эмигранты начали записывать и издавать песни в Англии. Наиболее популярными среди скинхедов ямайскими исполнителями и продюсерами были Лорел Эйткен, Ллойд Террел, Рико Родригес, Джо Мансано (уроженец Тринидада), Роберт Томпсон и др. конце 1960-х их имена часто встречались на пластинках, в качестве исполнителей и/или продюсеров.

Наиболее знаменитыми уроженцами с Ямайки, стала группа Symarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день. начале своей карьеры группу поддержал Лорел Эйткен, помогший им подписать контракт с EMI. Для песни «Skinhead Moonstomp» Монтгомери Нейсмит, игравший в группе на органе, скопировал вступление из хита Сэма и Дейва «I Thank You», заменив только несколько слов.

Ещё одно свидетельство связи между ямайской музыкой и скинхедами - фильм «Reggae» Хораса Оува, содержащий короткие интервью со скинхедами и эмигрантской молодёжью, пришедшими на реггей фестиваль в Уэмбли 1970 года, а также кадры из клубов со скинхедами, танцующими вместе со своими чернокожими сверстниками и более старшим поколением.

Дальнейшее развитие

1970/80-е годы Англии

В конце 70-х и в начале 80-х годов популярной стала музыка Oi! - дальнейшее развитие панк-рока.

В 1980-е годы субкультура была тесно связана со ска-движением 2-Tone.

Появляются первые самодеятельные журналы - фэнзины.

Российские скинхеды

История движения

В России скинхеды появились вероятно в начале 1990-х годов. начале 1990-х годов группы возникли прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде и Нижнем Новгороде. 1995 году в Москве появилось первое печатное СМИ скинхедов - журнал "Под ноль". 1995- 1996 годах в роли СМИ скинхедов выступал музыкальный «металлический» журнал «Железный марш». 1990-е годы только в Москве появилось несколько новых скин-изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвёртка» и другие. конце 1990-х годов поскольку почти после каждого концерта бритоголовых происходили многочисленные драки и избиения, их стали запрещать, отменять или сокращать время проведения. 2002 - 2003 годах прошло несколько "показательных" судебных процессов.

Численность

По оценкам С. В. Беликова субкультура была относительно небольшой: в 1995 - 1996 годах более 1000 человек в России.

Гендерный и социальный состав

По состоянию на начало 2000-х годов в субкультуре преобладали парни, девушки в компании скинов, как правило, были подругами кого-то из участников компании и часто не имели отношения к движению. Женские скин-группы в 2000-е годы по оценке С. В. Беликова были малочисленны и полностью под контролем мужских компаний. Социальный состав скинхедов по оценке С. В. Беликова менялся: в начале 1990-х годов среди них преобладали подростки 14 - 18 лет из неблагополучных семей "спальных районов", во второй половине десятилетия уже дети представителей советского среднего класса (квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров), потерявших работу в связи либеральными реформами, а также выходцы из семей, связанных с малым и средним бизнесом.

Внешний вид российских скинхедов

В начале 2000-х годов внешний вид российских скинхедов по описанию С. В. Беликова, была таким: чаще коротко стриженные волосы, чем "полированная голова", куртка ("бомбер", "скутер" или джинсовая - в основном фирм Lee, Levi’s, Wrangler), футболка (со сценами насилия, на военную тематику и др.), популярны майки зелёной камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками, камуфляжной раскраски или чёрная жилетка, подтяжки, ремень с большой и привлекательной пряжкой (её иногда затачивали или наливали свинцом), джинсы (желательно фирм Lee, Lewi’s, Wrangier) или камуфлированные штаны темных цветов, заправленные или подвернутые, нашивки (футбольная символика, военная и др.), тяжёлые ботинки (например, Dok. Martens, но в России часто обычные военные). Атрибутом российских скинхедов была хромированная металлическая цепочка весом около 100–150 граммов, длинной около 60–80 см, которая крепилась в двух местах на боку джинсов для украшения и ближнего боя. По цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: черные - нейтральный, белые - расист, коричневые - неонацист, красные - коммунист или леворадикал.

После того, как в начале 2000-х годов прошла волна задержаний подростков, одетых как скинхеды, внешний вид скинов изменился: сначала исчезли нашивки и символы, потом - хромированные цепочки и камуфляжные брюки, многие перестали брить головы. 2003 - 2006 годах исчезли наиболее радикальные символы, на смену которым пришли изображения различных флагов (российского триколора, имперского штандарта и др.). У скинов также были распространены татуировки (до 60 - 70 % поверхности тела), причём произвольной тематики.

Типажи российских скинхедов

С. В. Беликов в 2000-е годы описал несколько типажей: бойцы (солдаты), меломаны и музыканты, политики, «модники».

Сленг

С. В. Беликов выделил следующие четыре выражения, присущие исключительно российским скинхедам: забриться (полностью побрить голову), гриндернутый (человек с гипертрофированной серьёзностью воспринимающий имидж и субкультуру бритоголовых), партиец (бритоголовый, поддерживающий тесное сотрудничество с ультраправым политическим объединением) и др.

Различные направления движения

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads) - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг - «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.
  • Хардкор-скинхеды - ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк-сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.
  • НС-Скинхеды - появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты, некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы.
  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле- и радио-интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.
  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) - «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

См. также

  • Панки, Моды, Руд-бои
  • Oi!, Ска, Рокстеди, Регги
  • Футбольные хулиганы, Хулиганство

Примечания

  1. Описание на сайте oioioi.ru
  2. Йан Уолкер // Журнал New Society. - 1980.
  3. Nick Knight - Skinhead, ISBN 0-7119-0052-3
  4. ISBN 1-898927-10-3
  5. ISBN 0-9552822-9-2, ISBN 978-0-9552822-9-4
  6. Карл Гэйл This Is Reggae Music… // Журнал Black Music. - 1976. - № 3(28). - С. 40.
  7. Михаил Пискунов - «Регги для рабочего класса».
  8. Oi!-группа The Oppressed записала песню «Skinhead Girl» на одном из своих альбомов
  9. Майкл де Кёнинг, Марк Гриффитс. Tighten up! The history of reggae in the UK. - Sanctuary Publishing Limited, 2003. - С. 39. - ISBN 1-86074-559-8.
  10. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 225
  11. 1 2 3 4 http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 226
  12. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 227
  13. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 228
  14. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 229
  15. 1 2 3 http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 232
  16. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 234 - 235
  17. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 235 - 236
  18. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 235
  19. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 236
  20. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 243
  21. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 244
  22. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 237 - 239
  23. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 247

скинхеды, скинхеды video, скинхеды в белоруси, скинхеды в москве, скинхеды видео, скинхеды девушки, скинхеды картинки, скинхеды россии, скинхеды фото, скинхеды это

Скинхед (от англ. skinhead – бритая голова) – особое направление в моде, возникшее благодаря появлению одноименной субкультуры в среде лондонской молодежи из рабочего класса в 60-х годах ХХ века и распространившаяся затем по всему миру. Тесно связана с музыкальными стилями, такими как ска, реггей и стрит-панк (иначе Oi!). Некоторые из представителей данной субкультуры выросли из среды , другие испытали на себе значительное влияние вест-индских руд-боев.

Изначально данное движение славилось своей аполитичностью и было сконцентрировано лишь на моде, музыке и определенном образе жизни. Однако с течением времени некоторые из скинхедов втянулись в политику и примкнули к разным крайним направлениям, как левым, так и правым, в результате чего от оставшихся верными своим идеалам традиционных скинхедов отделились неонацистские и анархистские движения.

История

В конце 50-х годов ХХ века Великобританию охватил настоящий экономический бум, который, несмотря на все существующие ограничения, существенно повысил уровень доходов молодежи из среды рабочего класса. Некоторые из молодых людей предпочитали тратить все свои деньги на новую одежду, за что получили прозвище – моды. Их субкультура характеризовалась особой приверженностью к моде, музыке и скутерам. Именно моды, точнее их ответвление, так называемые hard mods, стали первыми носить рабочие или армейские ботинки, прямые или ста-прест, на пуговицах и подтяжки. В отличие от своих более «утонченных» собратьев эти моды с особой гордостью подчеркивали свою принадлежность к рабочему классу, стригли волосы намного короче и были не прочь подраться. Хард моды окончательно переросли в отдельное движение приблизительно к 1968 году и примерно тогда же получили новое прозвище – скинхеды.


Скинхеды все еще сохранили в себе некоторые черты прежних модов, однако большое влияние на них оказал стиль руд-боев – выходцев с Ямайки, обосновавшихся в Англии. Вместе с манерой поведения и некоторыми особенностями стиля скинхеды позаимствовали у них любовь к ска, рокстеди и раннему реггей. Последний был настолько популярен в этой среде, что продавцы даже стали добавлять к слову реггей приставку «скинхед», дабы увеличить продажи пластинок.

Окончательно субкультура скинхедов сформировалась к 1969 году. К этому времени скинхеды стали настолько популярны, что группа Slade даже взяла их внешний вид в качестве примера для своего сценического образа. Еще большей популярности скинхедам придали романы Ричарда Аллена (Richard Allen) «Skinhead» и «Skinhead Escapes», в которых было достаточное количество сексуальных сцен и драк.

Однако уже к началу 70-х годов былая популярность скинхедов стала идти на спад. Многие из представителей данного направления перешли в другие группы и стали называть себя по-новому: suedeheads, smoothies или bootboys. В моду вернулись прежние тенденции, характерные когда-то для модов, такие как броги, костюмы, слаксы и свитеры.

В конце 70-х годов субкультура скинхедов воскресла вновь, благодаря появившемуся течению панков. Примерно в то же время впервые за всю историю существования данной субкультуры некоторые группы скинхедов оказались замешанными в политику, причем стали придерживаться крайне правых направлений вроде Национального фронта (National Front) и Британского движения (British Movement).

С 1979 года количество скинхедов увеличилось в разы. Одним из самых любимых занятий этих молодых людей стали драки на футбольных матчах. Однако, несмотря на это, среди них все еще были те, кто ориентировался на прежний стиль. Так или иначе, подобное поведение привлекло к себе широкое внимание прессы. Скинхеды, как когда-то в свое время и моды стали новой угрозой обществу.


В конечном счете, субкультура скинхедов вышла далеко за пределы Британии и континентальной Европы, появившись в Австралии и США, но уже со своей местной спецификой.

Стиль

Традиционные скинхеды принимают за основу стиль оригинальной субкультуры, возникшей в 60-х годах ХХ века.

Движение Oi!-скинхедов подверглось большому влиянию панк-культуры 70-х, поэтому их внешний вид несколько отличается. Обычно у них более короткие волосы, более высокая обувь и более узкие джинсы. Татуировки в среде скинхедов стали популярны как минимум с момента «возрождения» движения в 70-х. В 1980-х годах в Великобритании вы могли бы встретить скинхедов с татуировками даже на лбу или лице, хотя ныне эта практика распространена уже не так сильно. Американские скинхеды предпочитали придерживаться стиля хардкор, и в этом одна из их территориальных особенностей.

  • Волосы

Большинство скинхедов подстригало свои волосы бритвой с насадкой №2 (иногда №3). Таким образом, прическа получалась короткой и аккуратной, но голова не казалась абсолютно лысой. Однако с течением времени длина волос становилась все меньше и меньше, и к 80-м годам некоторые представители сбривали свои волосы «подчистую». В среде скинхедов обычно не принято носить усы и бороду, но чрезвычайно популярны бакенбарды, за которыми всегда тщательно ухаживали.

Что же касается девушек, то в 60-е годы большинство из них продолжало придерживаться стиля модов, однако, начиная с 80-х, особенно популярной становится стрижка Челси, когда волосы на макушке совсем коротко сбривались , оставляя длинной заднюю часть, виски и челку. Некоторые девушки предпочитали более панковский вариант, оставляя длинными только челку и виски.

  • Одежда и аксессуары

Прежде всего, скинхеды всегда славились своими рубашками на пуговицах, с короткими или длинными рукавами, а также футболками-поло. Любимыми марками являются бренды Ben Sherman, Fred Perry, Brutus, Warrior или Jaytex. Кроме того, популярными являются рубашки или Everlast, рубашки с пристегнутыми на пуговицы воротниками, свитеры с V-образным вырезом или такие же безрукавки, а также кардиганы и футболки. Некоторые скинхеды, ориентирующиеся на Oi! или хардкор-сцену носили простые белые рубашки. Особенно этот стиль был распространен в Северной Америке. Наиболее популярными куртками считались харрингтоны, бомберы, джинсовые куртки (обычно голубые, иногда украшались светлыми пятнами при помощи отбеливателя), данки-джекетсы, пальто-кромби, парки и многое другое. Традиционные скинхеды иногда носили костюмы, сделанные из специальной ткани (сияющего материала, напоминающего махер, цвет которого переливался в зависимости от угла и света).

Многие из скинхедов предпочитали брюки ста-прест или джинсы, в основном марок , или . Обычно штанины закатывались вверх, чтобы подчеркнуть красоту высоких ботинок или открыть , если на ногах в то время были надеты мокасины или броги. Иногда джинсы также украшались пятнами от отбеливателя. Особенно этот стиль был популярен в среде Oi! скинхедов.

Девушки носили примерно все то же самое, а кроме того мини- , чулки в сетку или короткие юбочные костюмы, с рукавами длиной ¾.

Большинство скинхедов носило подтяжки, шириной не более одного дюйма. Более широкие подтяжки могут ассоциироваться с ультраправым неофашистским крылом скинхедов White power. Традиционно подтяжки скрещиваются на спине, однако некоторые Oi! ориентированные скинхеды не делают этого. Традиционные скинхеды носят черные или белые подтяжки, иногда они украшены вертикальными полосами. Зачастую за счет цвета этого аксессуара скинхеды определяют группу, к которой относит себя его владелец.

Наиболее распространенными головными уборами среди скинхедов были: , порк-пай хэт, фетровые шляпы, кепи, шерстяные зимние шапки (без кисточки). Менее распространенным вариантом являлись котелки. Главным образом их предпочитали сьюдхеды и поклонники культового фильма «Заводной апельсин».

Традиционные скинхеды также часто носили шелковый в нагрудном кармане своего пальто-кромби или в кармашке костюма из любимого переливающегося материала. Зачастую данный кусок ткани выбирался в контрастном цвете. Иногда его наматывали на небольшую картонку, чтобы тот со стороны выглядел как аккуратно сложенный носовой платок. В среде скинхедов было принято выбирать цвета, соответствующие их любимому футбольному клубу. Иногда вокруг шеи, запястья или петли пояса обматывали шерстяные или шелковые шарфы с символикой любимой команды.

Некоторые сьюдхеды носили -трости, из-за чего получили еще одно прозвище бролли-бойз (от англ. brolly — зонтик).

  • Обувь

Первоначально скинхеды носили простые военные ботинки из армейских запасов. Позднее в этой среде стали популярны рабочие ботинки марки Dr. Martens, особенно вишневого цвета. Их скинхеды начищали до блеска и всегда следили за тем, чтобы любимая обувь выглядела опрятно. Кроме этого, скинхеды носили броги, мокасины и низкие ботинки Dr. Martens. В течение 60-х годов ХХ века особую популярность приобрели высокие ботинки Dr. Martens со стальными мысами, спрятанными под кожей, которые оказались весьма уместными в уличных драках. В последние годы скинхеды переключились на другие марки обуви, такие как Solovair или Tredair, поскольку Dr. Martens перестали производить в Англии. Постепенно в моду у скинхедов вошла спортивная обувь марок или Gola, в которой удобно было посещать футбольные матчи.

Девушки обычно носили ту же самую обувь, что и юноши, и кроме этого, так называемые манки-бутс. Избранным брендом для этой модели издавна считалась марка Grafters, однако сегодня такие же ботинки делают Dr. Martens и Solovair.

Какое-то время скинхеды предпочитали носить ботинки, окрашенные в цвета их любимого клуба, однако с течением времени цвет обуви, так же как и подтяжек, стал нести символическое значение.

Возможно, вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть скинхеды, или, иначе — бритоголовые. Сами себя они называют коротким словом «скины». Сейчас о них почти не пишут, но среди подростков больших городов они — уже легенда.

Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и чернокожими. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, рокеров они считали «ненастоящими», потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будние дни усердно трудились в офисе. Кого скинхеды и не любили — то «паки» (пакистанцев). И не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся с бритоголовыми на одних фабриках, были для них своими ребятами.

Скинхеды «первой волны» прекрасно ладили с мулатами и чернокожими

Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки или полупальто с кожаной кокеткой, грубые брюки с «вечной стрелкой», длинный, до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет».

Скинхеды «первой волны», 60-е годы XX века

Скинхеды возродились в конце 70-х годов, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики, что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скины были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти парни били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми бритоголовыми работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клубы, впервые прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой!»

«Сохраним Британию белой!» — лозунг скинхедов «второй волны»

Тут из своих квартир выбрались скинхеды «первой волны», разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). Результатом этих столкновений стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании. Наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии.


Хокстон Том Маккурт, бас-гитарист группы «The 4-Skins», 1977 год

В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ


В Америке существовали группировки скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок и курдов), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся «красного террора», проявляли к бритоголовым редкую благосклонность (в 80-х в Германии скины лишь однажды были осуждены за убийство турка Рамазана Авси летом 1986 года).

Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время церковного праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция.

В России скинхеды появились в начале 90-х

Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых увеличились за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.

После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Хорватии, Болгарии и России.

Я не страдаю расизмом,ничего не пропагандирую,просто многого для себя о них узнал!

ГЛАВА 1. Определение скинхедов.

Скинхеды - это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией "мужской дружбы". Скинхеды, в основном, мужчины, но в их рядах встречаются и женщины. Политические идеи при вступлении в "племя" играют второстепенную роль. Некоторым, как фашистским, так и антифашистским группам удалось создать настоящие банды "политических солдат" - опасное оружие в политической борьбе. Некоторые партии используют подобные банды в качестве наемников, чтобы обеспечить проведение своих митингов, для расклеивания плакатов и для других второстепенных задач. Скины охотно соглашаются на такую работу - было бы "пиво, секс и драки".

ГЛАВА 2. Происхождение скинхедов.

В 1969 г. молодые английские рабочие из пригородов Лондона и Ливерпуля начали выступать против хипповства и моды на идеологию "Peace and Love" ("Мир и Любовь"). Длинным волосам они противопоставили бритые затылки, а пацифизму - стычки с бандами молодых рокеров. Вначале скины придерживались антирасистских взглядов: они тесно были привязаны к своим пролетарским корням.

На фоне экономического кризиса скины ожесточились. Их музыка стала более дикой - появился так называемый, стиль "оi". Скины начали заполнять футбольные стадионы, устраивая грандиозные драки. Ради эпатажа некоторые из них стали заявлять о своих нацистских и фашистских взглядах. Для фашистов из "Европейского Национального Фронта" не составило большого труда политически "направить" это насилие в провокацию. В начале 80-х годов "скинхедовская" мода распространилась по всей Европе. Подъем фашистских партий в Европе и, в частности, во Франции привел к тому, что скины стали появляться на демонстрациях "Национального Фронта". Впервые это произошло в 1984 году. В Германии и Скандинавии скинхеды формировали маленькие, крайне экстремистские группировки неонацистского толка. Вокруг играющей музыку "оi" группы "Screwdriver" в Англии образуется сеть фашистских группировок "Blood and Honour" ("Кровь и Честь"). Они политизируют музыку oi, придавая ей нацистский характер, и создают так называемый "Рок против коммунизма" (RAC - Rock Against Communism). Этот антикоммунизм был лишь поводом для проявления жестокости по отношению ко всем, кто с ними не согласен. Сеть "Blood and Honour" расползлась по всей Европе, и в 1992 г. достигла Польши и Словакии.

В противовес им музыкальная группа "Oi" из Англии, связанная с крайне левой троцкистской партией, призывала к антифашистскому сопротивлению нацистам, которые "предали с самого начала многорасовую культуру скинхедов". Так родилось движение "редскинов", или "красных скинхедов". В середине 80-х годов они появились во многих европейских странах.

ГЛАВА 3. Классификация скинхедов анти-фашистов.

"Красные бритоголовые" (Red Skins).
Обычно "красных бритоголовых" называют "Red Skins". Особенно движение распространилось в Италии (где ещё были живы воспоминания о "Красных Бригадах"). "Красные бритоголовые" сотрудничали с панками и леворадикалами, называя себя "коммунистами".
Подобно скинам-нацистам, "редскины" призывают к насилию как способу действия, но отрицают, по их собственным словам, "философию насилия". Они заявляют о своих антирасистских и антикапиталистических взглядах. Внешний вид "красных бритоголовых" такой же, как и у скинхедов во всём мире. Однако "Red Skins" отличаются от скинов-неонацистов своей символикой и красными шнурками на ботинках.

"Бритоголовые антифашисты" (SHARP).
Движение "S.H.A.R.P." (Skinheads Against Racial Prejudices) - "Скинхеды против расовых предрассудков" возникло в Америке в конце 80-х годов. В 1988 году в группах американских скинов, по большей части аполитичных, произошло резкое идеологическое расслоение на скинхедов-неонацистов и всех остальных, как следствие этого, произошёл резкий раскол.
Некоторые скины примкнули к "Ку-Клукс-Клану" и различным нацистским группировкам. Часть скинов, наоборот, решила противодействовать росту фашизма, расизма и неонацизма на Американском континенте. В 1989 году в Нью-Йорке ими была создана первая организация SHARP. В 90-е годы это движение помимо Америки набрало популярность и в Европе.
Участники движений "Red Skins" и "SHARP" называют скинхедов-нацистов не "скинхедами" (skinhead"s) - "кожаными головами", а "бон-хедами" (bonehead"s) - "голова - бильярдный шар". Впрочем, последних это не обижает, наоборот, большая часть "правых скинов" сама предпочитает проводить чёткую грань между просто бритоголовыми и бритоголовыми-неонацистами, называя себя именно "бонхедами".

"Красные скинхеды-анархисты" (RASH).
В середине 90-х годов в Канаде была сформирована ещё одна скин-организация бритоголовых антифашистского толка - "Красные скинхеды и анархисты" (Red and Anarchist Skinheads - RASH). Канадские скины-анархисты не хотели, чтобы их политические идеи связывались с "красными скинами". Тем не менее, они всегда выступали на стороне "красных скинов", если тем нужна была помощь в драке на концерте или в баре. В конечном счёте большая часть различий между скинами-анархистами и "красными скинами" в настоящий момент стала малозаметна.

"Гей-скины". (GSM - Gay Skinhead Movement). Выступают против гомофобии и пропагандируют гомосексуализм. Движение развито, в основном, в Западной Европе.

"Аполитичные бритоголовые".
Одновременно с бритоголовыми, строящими свою идеологию сообразно различным направлениям в политике, существуют и отдельные группы скинов, которые являются полностью аполитичными. Данный вид скинов наиболее близко стоит к первым - английским бритоголовым начала 60-х годов. В то время большая часть скинов ещё придерживалась антирасистских взглядов и была тесно привязана к своим пролетарским корням и маргинальной среде. Так, например, часть скинов поддерживала дружеские отношения с ямайской шпаной из бедных кварталов Rude Boys ("грубые парни"). Тем не менее, нерасистская идеология не уменьшает агрессивности этого вида скинов. Наоборот, скины-нерасисты работают кулаками довольно часто. Основными объектами их воздействия являются любые нестандартно выглядящие личности, гомосексуалисты, нищие-попрошайки. Пролетарские настроения скинов находят выход в избиении богатых пижонов, случайно, по неосторожности или из любопытства забредших в бедные рабочие кварталы. Сегодня полностью аполитичных скинов крайне мало.

ГЛАВА 4. Иерархия российских скинхедов.

"Малолетки"
Первая, самая многочисленная группа - "малолетки", это подростки 12 - 14 лет, которые ещё толком не знают, что это такое - быть настоящим бритоголовым, но уже нахватались нацистских или расистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения, присущие бритоголовым. Чаще всего это происходит при прямом подражании более старшим и более опытным товарищам. Эта категория активно использует внешнюю символику и атрибутику скин-движения - кельтский крест, нацистскую символику. Хотя надо заметить, что одного-единого, устоявшегося образца униформы на сегодняшний момент не существует.

"Молодняк"
Вторая категория - "молодняк", подростки более старшего возраста, 14 - 16 лет, активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах и сборищах, собирающиеся в большие регулярные группы. Эта категория бритоголовых обладает более чётко оформленной политической ориентацией и умением более или менее связно изложить главные принципы скин-движения.

"Старшаки"
Третья категория - "старшаки", помимо участия в митингах, сходках и сборищах обладают твёрдой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты политической программы своего движения, но и ведут агитационную работу.
Такая категория бритоголовых зачастую обладает прочными разветвлёнными связями с различными право- и лево-радикальными экстремистскими организациями.

"Старые скинхеды"
Среди огромной толпы скинов самых разных видов, уровней и степеней организованности существует небольшая (применительно ко всему скин-движению в целом) сплочённая группка, называемая "старые скинхеды".
Эта относительно маленькая часть скин-движения состоит из наиболее идеологизированных, стойких и активных бритоголовых. Средний возраст скинхеда этого вида старше 20 лет. "Старые скинхеды" наиболее хорошо знают обычаи, традиции и принципы бритоголовых, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы скинхедов. Каждый из них имеет определённый стаж пребывания в скин-движении, от трёх-пяти до десяти лет, в течение которых он должен жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди скин-движения. Прерывание стажа не допускается, переход на время в другое неформальное течение с последующим возвращением тоже не допускается, он должен быть скином "по жизни".
"Старые скинхеды" - это основное ядро скин-движения, они его формируют, они его сплачивают. Своими убеждениями они стараются влиять на окружающих, и в первую очередь на молодёжь и подростков, из которых со временем формируют скин-группы, где становятся главными. Одна из осуществляемых ими основных задач - стимуляция и радикализация как отдельных скин-групп, так и всего скин-движения в целом. Классические "старые скинхеды" - это, в основном, или "политики"-"костоломы", занимающие "активную жизненную позицию" и подкрепляющие "слово" "делом", или "боевики" с политической окраской, хотя встречаются и некоторые вариации. Статус "старого скинхеда" могут иметь и некоторые особо агрессивные музыканты, пишущие и исполняющие песни в стиле "белого рока". На настоящий момент число "старых скинхедов" существенно возросло, что напрямую связано с популяризацией скин-движения. Усилилась и их идеологическая образованность. Адепты этого вида скинов активно участвовали в третьем съезде русских националистов, прошедшем в Санкт-Петербурге. Именно в среде "старых скинхедов" проводятся действия по легализации и созданию собственной партии.

"Модники"
Отдельно и обособленно в общей массе скинхедов стоит категория "модников"-скинов - самой низшей и наиболее презираемой категории. Этот вид скинов почти полностью аполитичен и инертен - собственно, это и есть главная вина "модников". Они носят скин-атрибутику, слушают музыку бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но в массе своей они тихи и неагрессивны. Как правило, они не способны даже отразить оскорбления и насмешки со стороны "правильных" бритоголовых, тем более они не могут совершить какой-либо серьёзный поступок, "славный" и "геройский" с точки зрения основной массы бритоголовых. Ветераны скин-движения отзываются о таких "фальшивых скинхедах" с явным презрением. Основная масса бритоголовых - это шпана, отдающая дань моде, так как движение становится всё более популярным. Они неорганизованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, "доктор Мартене" (разновидность ботинок).
Категория "модников" составляет наиболее значительную часть скин-движения, особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.

ГЛАВА 5. Поло-возрастной и социальный состав российских скинхедов.

Данные о социальном происхождении скинов недостаточны. Но те, что есть, показывают, что не все бритоголовые относятся ко дну. В большинстве своём это дети "советского среднего класса", чей материальный уровень снизился за последние полтора десятка лет.
Скинхеды - это не дети хронических алкашей и уголовников. У тех, особенно у пожилых зеков, своё понятие о национальности - все просто "воры".
Скинхеды - это дети бывших высокооплачиваемых рабочих, инженеров, которых реформы 90-ых превратили в челноков, ларёчников. Это дети людей, переживших психологическую драму и моральное унижение, переживающих частые депрессии. У многих распались семьи. В таких городах, как Н. Новгород, Краснодар, Воронеж, Волгоград, большинство фашистов - дети мелкой буржуазии. Они мыслят категориями семейного бизнеса, а национальная идея выражается в том, что инородцы являются потенциальными конкурентами.
Польские социологи из группы "ВИП" опросили старшеклассников элитных школ Москвы. 60 % - дети богатых родителей -выказывали открытое неприятие ко всему русскому и собирались жить на Западе. Дети победнее - 20%, наоборот, собирались жить в России, выказывали неприязнь к инородцам и открыто пропагандировали всё русское. Почти все выступали против смешанных браков (однако перепихнутся с нерусской девушкой - не грех) и говорили фразу "Больше всего я ненавижу две вещи: расизм и негров". Это равносильно тому, что "Я ненавижу Россию и люблю русских".
Все азиаты (кавказцы, китайцы) рассматриваются, как экономические конкуренты (захватили рынки, устраивают здесь бизнес). Объектом ненависти являются также коммунисты, анархисты, неформалы. Опрошенные были не против того, чтобы "нерусь" жила в своих странах. Они были против них на российском рынке. Однако, использование иммигрантов в качестве рабочей силы приветствовалось: "Ну не русским же корячиться!". Хотя неонаци часто путаются в "показаниях": то "неруси захватили рынки и забрали рабочие места", то - "не работают и грабят"...
Состав семей скинхедов (возможно совмещение вариантов):

35 % - живут в неполных семьях

58 % - родители заняты торговлей и ресторанным бизнесом

22 % - имеют своё дело

8 % - матери-домохозяйки

21 % - отцы работают в охране

6 % - отцы-офицеры

12,8 % - один из родителей в госслужбе

4 % - один из родителей - рабочий

3,2 % - родители - инженеры, учителя, медики

Среди взрослого населения откровенно националистическую идею о введении различного правового статуса для лиц коренной национальности и "инородцев" поддерживают 18% опрошенных. Однако фактически националистические установки распространены гораздо шире: респонденты вдвое чаще высказываются за то, чтобы доступ в органы власти предоставлялся гражданам с учетом их национальности, что на практике требует введения некоторых ограничений (квот, цензов) на участие в выборах, а также на занятие тех или иных постов в структурах исполнительной власти для "инородцев".

Хорошие скинхеды против плохих

Когда в конце 60-х годов в Великобритании зародилось движение скинхедов, расизмом там и не пахло. Молодежь из рабочих кварталов сбивалась в стаи, слушала музыку (в основном рэгги) и каталась на мотороллерах. Те немногие из них, кто мог похвастаться "политической сознательностью", заявляли о своей принадлежности к рабочему классу и выступали за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. Собственно говоря, драки, благодаря которым скинхеды снискали себе славу социально опасных, были в основном с иммигрантами из Пакистана (как раз та самая дешевая рабочая сила) и с "золотой молодежью". В числе скинхедов было немало африканцев и выходцев с Ямайки, так что ни о каком расизме говорить не приходилось. В конце 70-х ситуация начала меняться. Лидеры ультраправой Британской национальной партии (БНП) поняли, что у них есть возможность прибрать к рукам огромный ресурс нерассуждающей силы, причем сделать это не составит особого труда. Националистическая идеология пришлась по вкусу многим, учитывая высокий уровень безработицы, который связывался с массовой иммиграцией из бывших колоний. Скинхедское движение стало приобретать выраженный расистский оттенок.

Так продолжалось до второй половины 80-х годов, пока скинхеды "первой волны" не решили, что нацисты позорят их доброе имя. В Британии и США развернулась настоящая война между наци-скинами и традиционными бритоголовыми. В 1987 году в Нью-Йорке было основано движение SHARP. Первоначально идея была такова: "дать обществу понять, что не все скинхеды одинаковы, что они имеют различные идеалы и убеждения, личные и политические". Шарпы постепенно приобрели известность, в их ряды вступало все больше и больше людей. Вскоре они вытеснили из Нью-Йорка почти всех скинов-нацистов.

Среди шарпов появились более радикально настроенные скинхеды. Они посчитали, что пиар-акций против наци недостаточно, и начали формировать группы "бойцов", готовых бороться с ними физически. Принцип "на насилие ответим насилием" оказался не менее действенным, чем медиа-кампания, которую, впрочем, они тоже не прекращали. С тех пор там, где появлялись скинхеды-наци, вскоре возникали и шарпы. Борьба между ними идет с переменным успехом уже более 10 лет, хотя в последние годы нацистов стало относительно меньше.

Шарпы уже давно не малочисленная группка антифашистов. Их можно видеть на митингах, демонстрациях, стадионах. Например, костяк болельщиков мюнхенской "Баварии" составляют именно шарпы. В этом может убедиться любой, кто посмотрит матч с участием этого немецкого клуба: огромный транспарант S.H.A.R.P. украшает каждый стадион, где играет любимая команда.

В России пока все по-другому. Первые скинхеды появились у нас в начале 90-х годов, и это были отнюдь не антифашисты. Нацисты преобладают среди отечественных скинхедов и сейчас, но в последнее время появились и шарпы. По сравнению с "бонхедами" их совсем немного, но они отличаются более высоким интеллектуальным уровнем и борются с нацизмом не только физическими методами. Например, взламывают фашистские сайты в Интернете, как недавно сделала московская группировка Sharp - Fightzone-Fire, оставившая во вражеском чате рисунок человека, разбивающего свастику. Несколько дней назад я видел на одном из интернет-форумов, как наци-скинхед жалуется, что они, в отличие от шарпов, не умеют взламывать сайты, так что "шарпы ведут себя нечестно".

Скинхеды-нацисты ненавидят шарпов едва ли не больше, чем евреев, цыган и негров вместе взятых. Они заявляют, что SHARP - это очередной сионистский заговор с целью дискредитировать их движение.

Есть информация о шарпах в Минске, Краснодаре, Новороссийске, Костроме, Тюмени... В России это движение молодое, ему всего года полтора, так что мы находимся только в процессе становления. А во всем мире движение SHARP развито во много раз лучше.

Первоначально, Oi! - название, данное в семидесятые годы группам, не желавшими считать себя частью пошлой театры, развернутой мировыми звукозаписывающими компаниями после появления панк-рока в 1977 году, и отказавшимися быть частью говнорока. Впоследствии - "голос поколения", музыка городских рабочих, в том числе и скинхедов второй волны. Сейчас - традиционная скинхедовская музыка, распространенная повсюду на Земле.

Первые песни, соответствующие этому названию, играли еще Ramones - именно они сочинили веселую песенку-кричалку со словами "Ai! Ho! Let"s Go!" про бейсбольных хулиганов, они же создали громкий и веселый панк-рок с заметными гитарными проходками, который впоследствии получил название "панк-77". Первые группы, исполнявшие Oi! - Sham 69 и Cockney Rejects, - играли что-то очень похожее на них, "громко и весело". В те времена Oi! и панк-77 не различались, но как только словом "панк" стали пользоваться все, кому не лень (главным образом для увеличения числа продаж пластинок), детям улицы пришлось искать новое название для той музыки, которую они слушали. И они его нашли.

В начале восьмидесятых звучание Oi! стало меняться. Мелодии стали медленнее, в словах появилось больше смысла. Last Resort, 4-Skins, Ejected и Crux пели не только о радостях жизни, но и о ее горестях, таких, как безработица и жестокость полицейских, драки на улицах и невозможность проявить себя в этом мире. Они пели о самих себе, записывая в песнях свои жизни. Эту музыку называли "голосом поколения", и им было что сказать. Вскоре похожие исполнители появились повсюду в мире, и они не подражали англичанам - те, кто слушал Oi! в других странах, понимали, что они и сами могут играть такую музыку, или всегда играли, просто не знали об этом.

Символика (история)

Posse Comitatus (в переводе означает приказ о созыве мужчин, способных носить оружие для отражения неприятеля, охраны общественного порядка или поимки беглых преступников - сл.) - антиправительственное движение, наиболее активно действовавшее в 1970-80-х годах. Многие из его лидеров были сторонниками идеологии Christian Identity. Идеология этого движения стала основой для формирования взглядов более поздних группировок, таких как, например, Montana Freemen (Вольные люди Монтаны). Posse Comitatus умерло как движение в конце 80-х, но их бывший лидер Джэймс Уикстром попытался воссоздать его в 90-х исключительно как группу сторонников движения за превосходство белых (white supremacist movement), потеряв основную часть псевдо-легальных теорий Posse Comitatus.

Anarchy Sign (Знак анархии). Хотя этот символ чаще всего используют анархисты, буква А в центре круга также используется лицами, входящими в движение за превосходство белых, которые яростно настроены против правительства, так как они верят, что евреи контролируют правительство. Символ также может означать, что лицо, использующее его, является членом арийского движения и игнорирует власти.

Aryan Fist (Арийский кулак). Арийский кулак - символ белой власти, используемый агрессивными группами, которые ведут расистскую политику активизма "белой гордости" (white pride). Сжатый кулак означает движение черной власти и битву против расовой дискриминации.

Aryan Nations (Арийские Нации) Это - неонацистская организация, исповедующая идеалы Christian Identity, лидером которой является Ричард Батлер. Находится она в Хэйден Лейк, штат Айдахо. Движение Арийские нации также известно под названием Church of Jesus Christ Christian. Christian Identity - это расистская религия, проповедующая, что белые (арийцы) восходят к потерянным племенам Израиля (Lost Tribes of Israel) и, следовательно, являются избранными, а евреи - потомки сатаны и не белые - бездушные "грязные люди".

BGF (Black Guerilla Family) - Cемья черных партизан. Эта группа была образована в тюрьме Сан Квентин в штате Калифорния в 1966 году Джорджем Л. Джэксоном, бывшим членом группы "Черная Пантера" (Black Panther). Группа имела мощную политическую идеологическую платформу, которая пропагандировала Черную революцию и свержение правительства. Среди типичных татуировок BFG можно встретить изображения скрещенных сабель, пистолетов и черных драконов, скопированных с тюремных полотенец

Boot Symbols. До последнего времени скинхедов можно было узнать по цветным шнуркам в их ботинках от "Doc Martens" со стальными пластинами на носках, которые использовались как "оружие" для ударов ногами во время драки. Хотя многие скинхеды сейчас носят и другую обувь, этот вид обуви, ставший популярным несколько лет назад, по-прежнему является наиболее типичным и традиционным. Термин "boot party" относится к сборищам, в составе которых скинхеды обычно совершают акты насилия. Изображенный символ - является наиболее общим изображением ботинка, наиболее типичного для скинхеда.

Celtic Cross (Кельтский Крест) - один из наиболее популярных символов неонацистов и движения за превосходство белых. Изначально распространенный Ку Клукс Кланом, этот символ позже был заимствован организацией Национальный Фронт Англии (National Front in England) и другими расистами, такими как Дон Блэк (и его веб-сайт Stormfront), расистская группа "Skrewdriver" и означал международную "белую гордость" (white pride). Этот символ также известен как Крест Одина.

Chelsea. Образ типичной, традиционной внешности женшины-скинхеда или союзника скинхеда. На макушке волосы выбриты, а пряди, обрамляющие лицо, остаются длинными. Челси изначально являлась образом подруги скинхеда, но позже стала относится к женщине-скинхеду непосредственно.

Confederate Flag (Флаг Конфедератов). Хотя некоторые южане рассматривают этот флаг просто как символ чести южан, он часто используется расистами и символизирует превосходство белых над афро-американцами. Флаг остается предметов споров, так как некоторые южные штаты США до сих пор вывешивают его на зданиях общественных учреждений или используют его элементы в дизайне флага штата. Флаг также используется расистскими формированиями как альтернатива американскому флагу, который, по их убеждению, является эмблемой правительства, контролируемого евреями.

Crucified Skinhead (Распятый скинхед). Этот символ является одним из наиболее старых и традиционных. И неонацисты, и скинхеды-антирасисты используют его для обозначения положения рабочего класса. Также они используют его как знак устрашения друг друга. Члены организации SkinHeads Against Racial Prejudice (SHARP - скинхеды против расовых предрассудков) распространяли литературу с этим символом с целью выразить какие трудности они испытывают, когда их путают с неонацистскими скинхедами. В некоторых случаях, когда этот знак используется для татуировки, он может также означать, что человек, носящий его, либо сидел в тюрьме, либо совершил убийство.

Elbow Web (изогнутая паутина). Изображение паутины паука обычно можно увидеть на руках или в подмышечной области расистов, отсидевших в тюрьме. В некоторых местах человек обычно "зарабатывает" эту татуировку, если убив представителя национального меньшинства.

Hammerskin - название особой организации неонацистских скинхедов. Многие группировки Hammerskin США и других стран объединены идеологией, которая во главу угла ставит "белую гордость" и музыку белой власти. Скрещенные молоты являются основным компонентом символа организации, который применяется в каждой группировке. Часто молоты изображаются на фоне, символизирующем местность, в которой действует та или иная группировка, например, на фоне флага. Надпись HFFH - это аббревиатура фразы "Hammerskin forever, forever Hammerskin", что означает Hammerskin навсегда, навсегда Hammerskin.

Hammerskins. Два скрещенных молота, помещенных на различный фон являются логотипом данной расистской группы скинхедов. Имея множество подгрупп по всему миру, она утверждает, что представляет рабочий класс белого расистского движения, и часто оправдывает применение насилия для достижения своих целей. Организация Hammerskin и другие скинхедовские формирования являются поклонниками музыки "белой силы" (white power).

Ku Klux Klan (KKK). Крест, помещенный в круг, с "капелькой крови" в центре в различных вариантах используется главным образом Ку Клукс Кланом. Капля крови символизирует кровь, пролитую Иисусом Христом, как жертву в честь белой арийской нации. Ку Клукс Клан был образован на юге США после Гражданской войны 1860-65 гг. как тайное общество, которое ставило своей целью восстановление превосходства белых с помощью терроризма.

National Association For The Advancement Of White People (NAAWP). Организация, провозгласившая гражданские права белых людей. Ее первым главой стал бывший лидер ККК Дэвид Дюк, а в данный момент ею руководит Рэй Томас в городе Тампа, штат Флорида.

National Alliance (Национальное Единство). Данный логотип представляет собой комбинацию символов "Life Rune" и "Yggdrasil" (из древнескандинавской мифологии), он окружен с обеих сторон венками плюща. "Life Rune" (буква жизни) - символ, который писали на могилах солдат СС, обозначая дату рождения (в то время как его противоположность "Death Rune" (буква смерти) обозначал дату смерти). Расисты используют символ "Life Rune" по отношению к женщинам, сторонницам движения за превосходство белых, и в данном случае он означает "Дарительница жизни" ("Giver of Life"). Национальное Единство - неонацистская организация, базирующаяся в Хилсборо, штате Западная Вирджиния. Ее лидером является Уильям Пирс. Это самая крупная и наиболее активная из действующих неонацистских организаций США.

Nazi Swastika Combined With The Iron Cross (Нацистская свастика и железный крест). Этот символ часто можно встретить среди членов неонацистских группировок, чаще всего в виде ювелирного украшения (например, кулона), как один из способов демонстрации их веры в Национальный Социализм. Железный крест впервые появился в эпоху Наполеона и стал одним из наиболее распространенных и легко узнаваемых военных наград мира. После того, как Адольф Гитлер наложил на него свастику и тем самым обесценил его в глазах людей, символ был запрещен в послевоенной Германии.

Nazi Low Riders (NLR). Это уличные и тюремные банды, чьи корни уходят в конец 1970-х, связанные с Арийским Братством. В 90-х число вступивших в эти группировки значительно выросло. Государственная тюремная система штата признает, что NLR является криминальной группировкой, которая влияет на ситуацию в исправительных учреждениях. Члены группы занимаются распространением наркотиков. Идеология движения за превосходство белых является большей частью настроений внутри группы NLR.

National Socialist Movement (NSM) (Национал социалистическое движение). Железный орел над свастикой - наиболее часто встречающийся символ данного движения, лидером которого является Джефф Шоэп в Миннеаполисе, штат Миннесота. Национал социалистическое движение - это неонацистская организация, имеющая точки контакта по всей Америке, чьей целью является расовое разделение и минимальное вмешательство правительства в жизни граждан.

Odin Rune (буква Одина - сканд., миф.). Этот символ означает веру в язычество или одинизм (Один - верховный бог в скандинавской мифологии). Будучи изначально не расистской религией, одинизм популярен среди сторонников движения за превосходство белых, так как они рассматривают древнескандинавских предков как представителей арийской культуры. Символ был единым для кельтской и германской культур, и по этой причине позже был заимствован нацистами. Существует много вариантов изображения данного символа. Некоторые из них приведены ниже.

Odin Rune. Популярный среди неонацистов Европы, этот знак изначально являлся символом викингов. Согласно древнескандинавскому мифу, Один был верховным богом, создателем космоса и человечества, богом мудрости, войны, искусства, культуры и мертвых. Сторонники движения за превосходство белых используют этот символ в знак выражения их предполагаемого арийского происхождения.

Party Flag Оf The Nazis (флаг партии нацистов). Германская нацистская партия избрала в качестве своего символа свастику. Но до этого она использовалась как символ удачи в различных религиозных течениях. Гитлеровская свастика стала уникальной благодаря тому, что было изменено направление символа таким образом, что векторы креста были повернуты по часовой стрелке. Сегодня она широко используется в различных вариантах неонацистами, скинхедами и другими нацистскими формированиями.

American Front (Фронт Америки). Фронт Америки, действующий в штате Арканзас под предводительством Джеймса Порраццо, поддерживает многие идеи коммунизма в чистой форме, но группа также является антисемитской и исповедует расовый сепаратизм. Фронт Америки призывает "сохранять национальную свободу и социальную справедливость по отношению к белым людям Северной Америки и одержать победу над силами "строя Нового Света" и "международным капитализмом". Фронт Америки - одна из организаций, которая присоединяется к группе так называемой "третьей стороны" ("Third Position"), взгляды которой представляют собой синтез, как левых, так и правых тоталитарных идей и включают в себя использование методов насилия и революционной риторики.

World Church of the Creator (Мировая церковь создателя) - организация, находящаяся в штате Иллинойс, лидером которой является Мэттью Хейл. Члены организации называют ее религией, созданной в целях "выживания, роста и превосходства исключительно белой расы".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры