Группа эпидемия. Эльфийский металл «Эпидемии Эпидемия группа вики

Главная / Психология

Историю группы "Эпидемия", исполняющей композиции в стиле пауэр-металл, нужно начать с биографии ее создателя. Юрий Мелисов (Юрий Мелисович Мшецян), сын журналиста и ведущей столичного телевидения, родился 7 сентября 1974 года. Он учился в музыкальной школе по классу виолончели, позднее стал играть на классической гитаре, а со временем освоил электро- и бас-гитару в рок-гимназии "Красный химик". В 1991 году Юрий попал на концерт Metallica и AC/DC в аэропорту Тушино, и стал увлеченным фанатом тяжелого рока. Он обучался серьезной специальности разработчика электронной аппаратуры на радиотехническом факультете МТУСИ, а кроме того, под псевдонимом Юрон (Juron) играл в группе, которой руководил Вячеслав Зайцев, писал песни и мечтал создать свою собственную группу.

Изменения музыкальных пристрастий Юрия произошло в 1993 году, после знакомства с гитаристом Арамом, поклонником рока 70-х годов. Их совместной работой стала песня под названием "Феникс", которая послужила основой для создания нового коллектива, в который вошли Дмитрий Щербаков (басист) и Михаил Ельцов (барабаны). Для этого состава были созданы еще три композиции - "Вернись", "Новый день" и "Devils Dreams", однако начать полноценную концертную деятельность им не удалось. Арам сломал руку и коллектив распался. Через некоторое время Юрон пригласил нового гитариста, Андрея Манько, и ударника Андрея Лаптева. Так осенью 1993 года начала свои репетиции группа стиля пауэр-металл, со временем к ней присоединился и басист Юрий Смирнов. В 1995 году, заплатив деньги фирме Moroz Records, тогда еще безымянная группа выпустила демо-альбом Феникс. В декабре 1995 года в ДК МЭИ состоялся первый концерт группы "Эпидемия", названной так в честь популярного фильма тех лет, на котором исполнялись собственные произведения Юрона и кавер-версии композиций групп Nirvana, Metallica, Helloween.



Этот концерт стал началом творческого роста "Эпидемии". Группа, в которую вошли гитарист и композитор Павел Захаров и вокалист Павел Окунев, начала клубную деятельность и выпустила дебютный релиз "Воля к жизни"(1998), затем альбом "На краю времени" (1999). У "Эпидемии" появился свой фан-клуб и сайт, были выпущены футболки с их тематикой. В 2000 году новым вокалистом группы стал Максим Самосват, отличавшейся мелодичной манерой исполнения. С его участием был записан альбом "Загадка волшебной страны" (2001) и снят клип "Я молился на тебя", который вывел "Эпидемию" в первую пятерку номинантов на премию MTV Europe Music Awards 2002. Группа получала эту награду в Барселоне, где участвовала в шоу вместе с Элис Купер. Состав группы, как это часто бывает, опять изменился, но радикальнее всего изменялись творческие планы Юрия Мелисова. Он начал работать над первой российской металл-оперой "Эльфийская рукопись". В исполнении композиций принимали участие вокалисты и других групп ("Ария", "Черный обелиск", "Мастер" и др.). Альбом был записан на студии "Ария Рекордс" и представлен на рок-фестивале "Пятница 13" в ДС "Лужники" 13 февраля 2004 года. Новые композиции стали настоящим триумфом "Эпидемии", а песня "Пройди свой путь" стала лидером хит-парада "Нашего радио". Группа была приглашена для участия в фестивалях "Нашествие" и "Крылья".

В этом же году на сайте группы было проведено голосование, по результатам которого были отобраны лучшие композиции прошлых лет. Они были перезаписаны для альбома "Жизнь в сумерках" (2005), который имел большой успех среди фанов "Эпидемии". В этом же году при полном аншлаге в ДК Горбунова состоялся трехчасовый юбилейный концерт группы, видео которого позднее появилось в сети.В 2006 году группа выпустила два дебютных DVD диска и интенсивно занималась гастрольной деятельностью, в том числе и по странам ближнего зарубежья.

В 2007 году была записана вторая часть "Эльфийской рукописи" под названием "Сказание на все времена" с расширенным составом участников; презентация этого альбома состоялась в декабре 2007 года в ДС "Лужники". "Эпидемия" стала лидером российских металл-групп, и кроме признания, получила еще и предложение о сотрудничестве с брендом "Ямаха", став их эндорсером и получив новые инструменты этой компании. Большим успехом пользовался сингл "Сумеречный ангел" (2009) и альбом "Дорога домой"(2010). В этом же году в "Эпидемии" сменился вокалист – на место Максима Самосвата пришел Евгений Егоров, исполнявший партию дракона Гилтиаса в "Сказании на все времена". В 2011 году в честь своего пятнадцатилетия "Эпидемия" совершила большой гастрольный тур и выпустила ремикс-альбом "Всадник изо льда". Последним произведением Юрия Мелисова и группы "Эпидемия" стал альбом "Сокровище Энии"; в апреле 2014 года прошла презентация этого альбома, и состоялось постановочное шоу по его мотивам.

Группа Эпидемия была образована в 1995-ом году гитаристом Юрием Мелисовым. Первый концерт состоялся 20-го декабря 1995-го года. Стиль Эпидемии можно охарактеризовать, как Power Metal. Тематика большинства песен связана с fantasy, произведениями Толкиена и других писателей жанра. В 1995-ом году было записано демо, первый мини-альбом «Воля К Жизни» вышел в 1998-ом году. В 1999-ом вышел полнометражный альбом «На Краю Времени», содержащий 14 композиций, а в 2001-ом вышел альбом «Загадка Волшебной Страны». На одну из песен был снят клип, с которым группа попала в пятёрку финалистов MTV EMA. Музыканты Эпидемии присутствовали в Барселоне на вручении этой престижной премии. Также, в одном из шоу на MTV, группа выступила совместно с легендарным Alice Cooper.
В 2003 году Эпидемия записала первую российскую метал-оперу «Эльфийская Рукопись». Роли героев повествования исполнили вокалисты известных российских рок-групп: Артур Беркут (Ария), Кирилл Немоляев(Бони Нем), Lexx (Мастер), Дмитрий Борисенков (Чёрный Обелиск), и др. Исполнителем партии главного героя является вокалист Эпидемии, Максим Самосват. Альбом был записан на студии Мороз Рекордс. Продюсировал «Эльфийскую Рукопись» гитарист группы Ария Владимир Холстинин, также он исполнил партию мандолины в одной из песен. Тринадцатого февраля 2004-го года в Лужниках в рамках фестиваля «Пятница 13-ое» состоялась презентация нового альбома группы «Эльфийская Рукопись», представляющего из себя первую в России метал-оперу. 6000 зрителей увидели шоу в исполнении группы Эпидемия, вокалистов, переодетых в соответствии со своими персонажами и командой рыцарей, сражавшейся на мечах и топорах. Позади сцены на огромном экране сменялись пейзажи из "Эльфийской Рукописи". Песня «Пройди Свой Путь» месяц лидировала в престижной «Чартовой Дюжине» на Нашем радио. Затем последовало участие в фестивалях «Крылья» и «Нашествие». В 2005-ом году, в честь 10-тилетия, Эпидемия записала альбом «Жизнь В Сумерках», состоящий из лучших песен ранних релизов. Эти песни выбрали слушатели, голосованием на сайте. Последовал 3-х часовой праздничный концерт в ДК Горбунова, где помимо лучших песен была представлена постановочная версия «Эльфийской Рукописи». Летом 2006-го группа вновь выступила на фестивале «Нашествие». В 2006-ом году вышли DVD юбилейного концерта, в том числе с постановкой «Эльфийской Рукописи», а в 2007 году Эпидемия записала продолжение метал-оперы, которое получило название «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». В записи продолжения нашумевшего проекта приняли участие Артур Беркут (Ария), Кирилл Немоляев (Бони Нем), Дмитрий Борисенков (Черный Обелиск), Михаил Серышев (экс-Мастер), «Тролль» (Тролль Гнёт Ель), Андрей Лобашёв (Arida Vortex, Ольви), Александра Комарова (Luna Aeterna), Екатерина Белоброва (The Teachers), Евгений Егоров (Колизей). Главную же роль, как и в первой части, мастерски исполнил вокалист Эпидемии Максим Самосват.
Альбом вышел 12 ноября 2007 года на лейбле CD-Maximum.
Презентация нового альбома прошла в МСА «Лужники» 3 декабря 2007 года при полном аншлаге. Около 5000 зрителей увидели уникальную театрализованную постановку обеих частей знаменитой метал-оперы. Группа работает над DVD, снятом на этом концерте.
Весной 2009 года группа записала интернет-сингл «Сумеречный Ангел», а в настоящий момент готовит материал для записи нового альбома.
За последние 2 года Эпидемия посетила более 50 городов в России, Украине, Белоруссии, Латвии и Армении.

Концерты, посвящённые 15-тилетию группы стали прощальными для Максима Самосвата, отдавшего группе 10 лет. Максим занялся поиском своего творческого пути. Новым фронтменом "Эпидемии" стал Евгений Егоров, ранее уже известный слушателям по исполнению одной из ролей в метал-опере "Эльфийская Рукопись". Ещё одним изменением в составе стал переход Ильи "Lars" Мамонтова на бас-гитару. Вакантное место занял гитарист Дмитрий Процко, известный по свое работе в группе "Арда".
Нынешний состав группы Эпидемия:
Юрий Мелисов – гитара
Евгений Егоров - вокал
Илья Мамонтов – бас
Дмитрий Процко – гитара
Дмитрий Кривенков – барабаны
Дмитрий Иванов - клавишные (Все взято с оф сайта)

Подробная информация находится на сайте www.epidemia.ru.
MySpace – www.myspace.com/epidemiaru
ВКонтакте - http://vkontakte.ru/club325

ἐπιδημία - повальная болезнь, от ἐπι - на, среди и δῆμος - народ) - прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы. Однако многие медицинские ведомства рассчитывают собственные эпидемические пороги для обычных заболеваний, исходя из среднестатистического уровня этого заболевания в течение многих лет. Такие эпидемические пороги могут быть равны, например, 1%. Первоначально под термином «эпидемия» понималось лишь распространение инфекционных заболеваний (чума , оспа , тиф , холера , дифтерия , скарлатина , корь , грипп и другие). Однако теперь термин может употребляться в отношении распространения чего угодно среди людей (например, эпидемия туризма).

Раздел медицины, изучающий эпидемии и методы борьбы с ними, - эпидемиология . Она изучает эпидемии как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний.

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом . Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова - от нескольких часов до нескольких месяцев.

В зависимости от характера заболевания основными механизмами передачи возбудителя инфекции во время эпидемии могут быть:

  • фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);
  • воздушно-капельный (например, при гриппе);
  • трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);
  • контактный (при ВИЧ -инфекции, бешенстве).

Иногда играют роль несколько механизмов передачи возбудителя инфекции. От того, каким путём он проник в организм человека, будет зависеть течение инфекционной болезни. Например, весьма различны легочная, кишечная и кожно-бубонная форма чумы или сибирской язвы . Инфекционные факторы могут быть также факторами риска неинфекционных заболеваний.

Крупнейшие эпидемии

Эпидемии с невыясненной этиологией

Причины некоторых эпидемий остались невыясненными, например:

  • Абу мук-мук - в Центральной Африке наблюдалась эпидемия заболевания, сходного с ветряной оспой.
  • В XVI веке по Европе прокатилась волна эпидемии болезни, получившей название «Английская потливая горячка», или «Английский пот ».

См. также

  • Данный термин входит в следующую группу терминов:
-демия -зоотия -фития
Эн- Эндемия Энзоотия Энфития
Эпи- Эпидемия Эпизоотия Эпифития
Пан- Пандемия Панзоотия Панфития

Напишите отзыв о статье "Эпидемия"

Примечания

Ссылки

  • .
  • .

Литература

  • А. Ф.,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Эпидемия

– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.

Группа Эпидемия была образована в 1995-ом году гитаристом Юрием Мелисовым. Первый концерт состоялся 20-го декабря 1995-го года. Стиль Эпидемии можно охарактеризовать, как Power Metal. Тематика большинства песен связана с fantasy, произведениями Толкиена и других писателей жанра. В 1995-ом году было записано демо, первый мини-альбом «Воля К Жизни» вышел в 1998-ом году. В 1999-ом вышел полнометражный альбом «На Краю Времени», содержащий 14 композиций, а в 2001-ом вышел альбом «Загадка Волшебной Страны». На одну из песен был снят клип, с которым группа попала в пятёрку финалистов MTV EMA. Музыканты Эпидемии присутствовали в Барселоне на вручении этой престижной премии. Также, в одном из шоу на MTV, группа выступила совместно с легендарным Alice Cooper.

В 2003 году Эпидемия записала первую российскую метал-оперу «Эльфийская Рукопись». Роли героев повествования исполнили вокалисты известных российских рок-групп: Артур Беркут (Ария), Кирилл Немоляев(Бони Нем), Lexx (Мастер), Дмитрий Борисенков (Чёрный Обелиск), и др. Исполнителем партии главного героя является вокалист Эпидемии, Максим Самосват. Альбом был записан на студии Мороз Рекордс. Продюсировал «Эльфийскую Рукопись» гитарист группы Ария Владимир Холстинин, также он исполнил партию мандолины в одной из песен. Тринадцатого февраля 2004-го года в Лужниках в рамках фестиваля «Пятница 13-ое» состоялась презентация нового альбома группы «Эльфийская Рукопись», представляющего из себя первую в России метал-оперу. 6000 зрителей увидели шоу в исполнении группы Эпидемия, вокалистов, переодетых в соответствии со своими персонажами и командой рыцарей, сражавшейся на мечах и топорах. Позади сцены на огромном экране сменялись пейзажи из «Эльфийской Рукописи». Песня «Пройди Свой Путь» месяц лидировала в престижной «Чартовой Дюжине» на Нашем радио. Затем последовало участие в фестивалях «Крылья» и «Нашествие». В 2005-ом году, в честь 10-тилетия, Эпидемия записала альбом «Жизнь В Сумерках», состоящий из лучших песен ранних релизов. Эти песни выбрали слушатели, голосованием на сайте. Последовал 3-х часовой праздничный концерт в ДК Горбунова, где помимо лучших песен была представлена постановочная версия «Эльфийской Рукописи». Летом 2006-го группа вновь выступила на фестивале «Нашествие». В 2006-ом году вышли DVD юбилейного концерта, в том числе с постановкой «Эльфийской Рукописи», а в 2007 году Эпидемия записала продолжение метал-оперы, которое получило название «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». В записи продолжения нашумевшего проекта приняли участие Артур Беркут (Ария), Кирилл Немоляев (Бони Нем), Дмитрий Борисенков (Черный Обелиск), Михаил Серышев (экс-Мастер), «Тролль» (Тролль Гнёт Ель), Андрей Лобашёв (Arida Vortex, Ольви), Александра Комарова (Luna Aeterna), Екатерина Белоброва (The Teachers), Евгений Егоров (Колизей). Главную же роль, как и в первой части, мастерски исполнил вокалист Эпидемии Максим Самосват.
Альбом вышел 12 ноября 2007 года на лейбле CD-Maximum.
Презентация нового альбома прошла в МСА «Лужники» 3 декабря 2007 года при полном аншлаге. Около 5000 зрителей увидели уникальную театрализованную постановку обеих частей знаменитой метал-оперы. Группа работает над DVD, снятом на этом концерте.
Весной 2009 года группа записала интернет-сингл «Сумеречный Ангел», а в настоящий момент готовит материал для записи нового альбома.
За последние 2 года Эпидемия посетила более 50 городов в России, Украине, Белоруссии, Латвии и Армении.
В конце марта 2010 года группа выпускает новый альбом «Дорога домой».

  • Эпиде́мия (греч. ἐπιδημία - повальная болезнь, от ἐπι - на, среди и δῆμος - народ) - прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы. Однако многие медицинские ведомства рассчитывают собственные эпидемические пороги для обычных заболеваний, исходя из среднестатистического уровня этого заболевания в течение многих лет. Такие эпидемические пороги могут быть равны, например, 1%. Первоначально под термином «эпидемия» понималось лишь распространение инфекционных заболеваний (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп и другие). Однако теперь термин может употребляться в отношении распространения чего угодно среди людей (например, эпидемия туризма).

    Раздел медицины, изучающий эпидемии и методы борьбы с ними, - эпидемиология. Она изучает эпидемии как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний.

    Эпидемический процесс заключается в непрерывной передаче заболевания (в случае инфекционного заболевания - возбудителя инфекции) в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия):

    источник возбудителя инфекционного процесса или причины неинфекционного заболевания;

    механизмы передачи;

    восприимчивые к заболеванию люди, животные, насекомые или растения (живые организмы).

    На возникновение и течение эпидемий влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость, эпизоотии и т. п.), так и социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и др.).

    Инфекции, источниками которых является только человек, являются антропонозами, источниками которых являются и человек, и животные, - антропозоонозами.

    При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова - от нескольких часов до нескольких месяцев.

    В зависимости от характера заболевания основными механизмами передачи возбудителя инфекции во время эпидемии могут быть:

    фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);

    воздушно-капельный (например, при гриппе);

    трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);

    контактный (при ВИЧ-инфекции, бешенстве).

    Иногда играют роль несколько механизмов передачи возбудителя инфекции. От того, каким путём он проник в организм человека, будет зависеть течение инфекционной болезни. Например, весьма различны легочная, кишечная и кожно-бубонная форма чумы или сибирской язвы. Инфекционные факторы могут быть также факторами риска неинфекционных заболеваний.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры