Характеристика героя Морозка (Разгром Фадеев А. А.)

Главная / Психология

Роман А. Фадеева «Разгром» можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.

Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик «отблагодарил» своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…

Морозка — рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел «защищать Советы».

Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне «чистенький» Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…

Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик — всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.

Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, — близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».

Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, «бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено».

Морозка же даже беседует со своим конем: «- Мишка-а…у-у… Сатана-а… — любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. — Мишка… у-у… божья скотинка…»

Морозка — далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.

Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…

Более того, Мечик — трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.

А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: «Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата». Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.

Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.

Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.

Морозка — настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он «кровь отдаст по жилке за рабочее дело» не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг — ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.

Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.

Два героя романа «Разгром» — Морозка и Мечик — антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.

/ / / Образ Морозка в романе Фадеева «Разгром»

В романе Александра Александровича Фадеева « » одним из главных героев является грубоватый шахтер Морозка.

Краткое описание названного персонажа звучит следующим образом: революционер в самом настоящем и правильном его проявлении. Правда, знакомство с ним Фадеев начинает по-другому и представляет его несколько иначе. Только на протяжении всего романа раскрывается сущность партизана Морозки, обрисовывается весь его истинный облик. Непривлекательный молодой человек в конце произведения становится народным героем и заслуживает наше уважение и любовь.

Рассмотрим же, как меняется образ этого партизана.

В самом начале Морозка очень подозрителен к командиру отряда , наверное, отчасти из-за своей природной мнительности. Он никогда не признает своей вины, готов обвинить во всех бедах и печалях кого-нибудь другого, но только не себя. Живет просто и ни о чем не задумывается. Такая легкость в отношении своего существования поначалу не вызывает одобрения. Но когда мы все больше узнаем героя, начинаем проникаться к нему иными чувствами.

Морозка идет за толпой, куда все, туда и он. Не лезет грудью на амбразуру, но и в сторону не свернет. Шахтерское братство для этого героя всегда стояло на первом месте. Беспечный и легкий, молодой человек был твердым и последовательным в своих убеждениях и принципах. Основная идея романа «Разгром» - огромнейшая переделка людей, и именно Морозка – тот герой, который станет необходимым материалом для революционного преобразования.

Жизнь не благоволит к Морозке, она ставит перед ним задачи нравственного выбора, и герой понемножку начинает задумываться о значимости своего существования. На показательном суде, устроенным Левинсоном, за кражу дынь с бахчи партизан предстает совершенно в ином, не характерном для него свете. Мы не слышим из его уст оправданий, он не трусит, а честно и по-взрослому раскаивается в проступке. Неумело подобранные слова позволяют почувствовать всю силу преданности Морозки отряду, всю широту и открытость его доброй души.

Он никогда не поступил бы, как , не погнался бы за спасением собственной шкуры, тем самым навредив людям, с которыми прошел тяготы и лишения военной жизни и боевых сражений.

Этот герой проходит большой путь становления, изменяется на наших глазах. Показателен эпизод на пароме, когда узнав о панике среди мужиков, Морозка вместо того, чтобы напугать их еще больше, а раньше бы он так и сделал, начинает успокаивать взволнованных людей. Это был первый и самый важный шаг на пути к переменам в личности героя, в его принятии себя, в способности видеть врага в себе, а не в других. Морозка никогда уже не станет прежним, он избавился от ненужной шелухи, все теперь стало просто и понятно. Грубый и необразованный шахтер сделал все, чтобы спасти родной отряд, он совершил настоящий подвиг.

Морозка – истинный партизан, революционер, новый человек, способный изменить судьбу своей страны и послужить ей верой и правдой.

Сопоставление характеров Мечика и Морозки занимает в романе «Разгром» значительное место, позволяя прояснить тему революционного мировоззрения и революционной морали, как понимал их Фадеев. Если попытаться в двух словах охарактеризовать героев, то Морозка — пример истинного революционера, тогда как Мечик — воплощение того чуждого и никчемного что без следа сметается революцией. Однако следует помнить, что Мечик при всем своем ничтожестве сумел причинить немало вреда, а Морозка, в конце концов проявивший себя героем, в начале книги предстает не слишком привлекательной личностью. Оба персонажа меняются, их характеры эволюционируют, с каждой страницей проявляя свою истинную сущность.

Если с самых первых глав задаться целью сравнить Морозку и Мечика, то между ними можно даже найти некоторое сходство, несмотря на то, что сами они считают себя людьми совершенно разными и испытывают взаимную неприязнь. Например, оба они с долей подозрения относятся к Левинсону. Морозка — по той причине, что он вообще подозрителен к людям, а слабохарактерный Мечик — потому, что прислушивается к словам Чижа. Оба героя склонны обвинять в своих несчастьях «кого-то другого». Но после таких неожиданных пересечений Морозка и Мечик начинают расходиться все дальше и дальше, уже не оставляя поводов для сравнений.

Морозка с первых страниц предстает перед нами героем малопривлекательным. Он живет просто и бездумно: «жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». (Для Мечика жизнь была, напротив, чрезвычайно сложным явлением.) Морозка всегда шел туда же, куда все: в ближайшее село веселиться или бить беляков. Он никогда не забегал вперед, но никогда и не отступал в сторону. Для него всегда святой была верность шахтерскому братству. Таким образом, будучи человеком хоть и беспечным, но твердым в самых важных убеждениях, Морозка являлся благодатным материалом для революционной переделки, которую сам автор определял как основную идею «Разгрома».

Жизнь один за другим преподносила Морозке нравственные уроки, и он исподволь начинал задумываться о своем существовании. В пятой главе мы становимся свидетелями сцены воровства дынь, а затем — схода, на котором решалась судьба Морозки. Именно на этом сходе Морозка показал себя в совершенно неожиданном свете. Он не струсил, не стал оправдываться. Он не умеет подобрать слов, чтобы высказать то, что чувствует, но становится ясно, что в его желании отдать кровь «по жилке за каждого» нет ни капли фальши, неискренности. После этих слов почему-то не остается сомнений в его преданности отряду.

Важный урок преподносит Морозке и Варя. Стоит ему осознать, что жена испытывает искренние чувства к другому, он понимает, что Варя составляет немалую часть его существования, что без нее он одинок. К тому же полюбила она не кого-нибудь, а Мечика, которого Морозка ненавидит. Это осознание рождает все новые размышления.

Все наслаивающиеся друг на друга происшествия заставляют Морозку задумываться, о своей жизни все глубже и серьезней. Первый результат этих раздумий — мелкий, но очень важный эпизод у парома. Морозка, узнав о панике среди мужиков, вместо того, чтобы по привычке попугать их, стал успокаивать. Происшествие неожиданно и приятно даже для него самого, это первый шаг на пути к тем большим переменам, которые произошли в нем. Это путь к ясности и простоте, к революционной сознательности. И самое главное доказательство тому, что Морозка никогда больше не станет прежним, то, что он, наконец, начинает видеть врага в самом себе, а не в «ком-то другом». Морозка, как от шелухи, избавляется от ненужных, пустых мыслей, что в конце концов и приводит его к подвигу, который подтвердил — да, Морозка партизан и революционер в полном смысле этого слова.

Мечик же, в противовес Морозке, погрязает в огромном количестве мыслей. Он вообще с самого начала выступает как антипод Морозки. И их взаимная неприязнь связана не только с Варей. Морозке с самого начала не понравился Мечик по довольно странной с первого взгляда причине — он был какой-то «чистенький». Для читателя это, конечно, не повод, чтобы испытывать отрицательные эмоции в отношении Мечика, но, как мы убеждаемся позже, первоначальная оценка Морозки была верна. Поначалу же Мечик может вызвать даже сочувствие. Он, семнадцатилетний мальчик, является в отряде парией, над ним насмехаются по всякому поводу, даже потому, что он за обедом съедает меньше фунта хлеба. Но жалость к этому герою быстро испаряется. Он оказывается слабовольным, не умеет постоять за себя, дать отпор обидчикам или хотя бы высказать свое недовольство. Вся его решимость после госпиталя «поставить себя на равную ногу» с остальными партизанами тает, когда он попадает во взвод к Кубраку, получает паршивую лошадь и предоставляется самому себе. Был бы человек сильный, как Морозка, — выжил бы даже у самого глупого взводного, заставил себя уважать. Но Мечик слаб, неразвит* боязлив. Все это перерастает в трусливую мысль убежать из отряда. Это, пожалуй, единственный поступок, который он совершил осознанно и расчетливо, хотя бегство и описано, как стечение случайных обстоятельств. Увы, эти обстоятельства сложились так, что Мечик предал отряд. Его вечное бездействие завершилось одним только деянием, которое стоило жизни многим десяткам людей. Предательство Мечик совершил даже не по убеждению, и здесь проявив себя слабой натурой. Его невинные слабости и страх за собственную шкуру стоили жизни почти всему отряду. В этом и состоит существенная разница между Морозкой и Мечиком. Первый, грубый, невежественный шахтер, спас отряд, второй, интеллигент, — предал его. Проявилась со всей отчетливостью одна из идей автора: нарисовать яркими штрихами портреты борца за революцию и ее врага, потому что такие, как Мечик, были именно врагами, и их страх за себя приносил больше вреда, чем откровенные выпады против революции. Морозка лее воплотил в себе лучшие черты большевиков.

/ / / Образ Мечика в романе Фадеева «Разгром»

Одним из главных героев романа Александра Александровича Фадеева « » является партизан Мечик. Знакомимся мы с этим персонажем в тот момент, когда Морозка спасает его от смерти.

Писатель очень коротко, но в то же время так точно дает ему характеристику – чистенький. Лицо молодого раненого парня было именно чистеньким, хотя и испачканным в крови. Морозке он как-то сразу не понравился. Так бывает, человек тебе ничего не сделал, а ты уже его недолюбливаешь. Правда, нашел этому оправдание: ладненький юнец не внушал доверия, казался непостоянным.

Мечик очень юн и в среде партизан, закаленных тяжелыми боями и военными буднями, кажется белой вороной. Он и сражается больше из любопытства, нежели следуя политическим убеждениям. Молодой человек оказался здесь по велению своей чувствительной души. Но вот только быстро понял, что в стане партизан ждет его отнюдь не романтика, а суровая и жестокая проза жизни.

Жалкая лошаденка, на которой недавно пахал крестьянин, вместо ретивого коня с красивой гривой быстро вернули Мечика с небес на землю. Оскорбленный, он понимает, что ожидал увидеть совершенно иное. И чувствует себя униженным и обиженным.

Мягкий и интеллигентный Мечик, казалось бы, должен привлекать читателя к своему образу, тем более что он выступает сторонником философии старика Пика, которая отвергает убийства и войну, а провозглашает мир и близость к природе. Но на деле все оказывается иначе.

Этот персонаж совершенно ничего собой не представляет. В его душе живет трусость, она полностью завладела юным партизаном, он не может разорвать отношения с подлым Чижом, ему просто не хватает на это мужества.

Все поступки Мечика неоднозначны. Его покоробило от решения Левинсона в отношении семьи корейца, он долго переживал эту ситуацию и вспоминал заплаканное лицо старика, умоляющего не отнимать свинью, и в тоже время вместе со всеми ел мясо. Нет твердости в этом молодом человеке, никогда до конца он не был верен своим принципам. И легко может через них переступить, если это будет выгодно.

В другом эпизоде романа «Разгром» Мечик узнает об отравлении смертельно раненого Фролова, который становится обузой для отряда. Юноша возмущен, он не может принять это решение, не считает его верным и все же сохраняет эту страшную тайну.

Мечик – человек податливый, мягкий и ведомый, нет в нем силы воли и твердости духа. Он не способен на подвиг. А верхом его возможностей становится побег из партизанского отряда. Пытаясь оправдать себя тем, что больше не может смотреть на жестокость и бесчеловечность, Мечик совершает подлость. И автор четко характеризует его поступок, называя жалким.

Не добавляет красок в образ Мечика и отношение к полюбившей его женщине Варе. Юноша переживает, что об их встречах станет известно в отряде. Этому мальчику не хватает настоящих мужских качеств: мужества, силы, умения отстоять свою позицию. И свободу он получает не ценой победы, а с помощью гнусного и низкого поступка – предательства.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры