Характеристика главных героев произведения разгром. Характеристика главных героев в романе «Разгром

Главная / Психология

К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман «Разгром». «Я могу их определить так, - говорил Фадеев. - Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться. Значение этой темы огромно. В годы революции и гражданской войны происходит коренной перелом в сознании людей, рассудок в конечном счете одерживал победу над предрассудком, элементы «одичания», неизбежные при всякой войне, отступали на задний план перед величественной картиной роста «разума масс», миллионы трудящихся вовлекались в активную политическую жизнь. «Разгром» А. Фадеева относится к числу первых художественных произведений, отразивших идейное содержание Октябрьской революции. Действие в «Разгроме» длится приблизительно около трех месяцев. Персонажей всего около тридцати.

Это необычно мало для произведений, повествующих о гражданской войне. В центре внимания автора - изображение человеческих характеров. Главное событие - военный разгром партизанского отряда - начинает играть заметную роль в судьбах героев лишь с середины произведения. Вся первая половина романа представляет собой историю человеческих переживаний, обусловленных не частным военным эпизодом, а совокупностью условии революционной эпохи, когда характер действующих лиц обрисован, автор показывает сражение как испытание качеств людей. И в момент военных действий все внимание поглощено не описанием их, а характеристикой поведения и переживания участников борьбы. Где находился, о чем думал тот или иной герой - такими вопросами занят писатель от первой до последней главы.

Ни одно событие не описано как таковое, а обязательно взято как причина или следствие внутренних движений героя. Реальной исторической основой «Разгрома» служили события трех наиболее тяжелых месяцев. В романе дана общая широкая картина той великой переделки мира и человека, которая началась 25 октября 1917 года. «Разгром» - это книга о «рождении человека», о формировании нового, советского самосознания в среде самых разных участников исторических событий. В романе Фадеева нет случайных «счастливых» развязок. Острые военные и психологические конфликты разрешаются в нем только героическим напряжением физических и духовных сил участников войны.

К концу романа складывается трагическая ситуация: партизанский отряд оказывается во вражеском окружении. Выход из создавшегося положения потребовал больших жертв, куплен ценою героической смерти лучших людей отряда. Роман заканчивается гибелью большинства героев: осталось в живых только девятнадцать.

Сюжет романа, таким образом, заключает в себе элемент трагедии, что подчеркнуто в самом заглавии. Трагический материал гражданской войны Фадеев использовал для того, чтобы показать, что трудящиеся массы не останавливались ни перед какими жертвами в борьбе за победу пролетарской революции и что эта революция поднимала людей обыкновенных, людей из народа, до уровня героев исторической трагедии. Персонажи «Разгрома» органически спаяны реальным событием, лежащим в основании романа.

Система образов в целом рождает столь сильное ощущение естественности, что кажется сложившейся как бы стихийно. Тесный мирок партизанского отряда представляет собой художественную миниатюру с реальной картины большого исторического масштаба. Система образов «Разгрома», взятая в целом, отразила реально-типическое соотношение основных социальных сил революции. В ней участвовали пролетариат, крестьянство и интеллигенция, руководимые коммунистической партией. Фадеев сумел найти высокую поэзию в делах и помыслах большевика, в деятельности партийного рабочего, а не в психологических прибавлениях к нему и не во внешних натуралистических его украшениях. «Разгром» не только продолжает жить в наши дни, но и обогащается временем, - именно потому, что наряду с настоящим в книге присутствует и будущее. В романе А.

Фадеева будущее, мечта стали частью реальной действительности. «Разгром» - одно из первых произведений нашей литературы, в котором социалистический реализм присутствует не в виде отдельных элементов, а становится самой основой произведения. Работа А. Фадеева над «Разгромом» может служить примером большой взыскательности художника, правильного понимания писателем своей высокой ответственности перед читателем. Роман является результатом длительных раздумий и большого творческого труда. «Я много рабо тал над романом, - говорит автор, - много раз переписывал отдельные главы. Есть главы, которые я переписывал свыше двадцати раз».

Но автором была осуществлена сложная работа, связанная с уточнением смысла отдельных выражений, улучшением стиля. В центре ее внимания - сложные моральные проблемы долга, верности, гуманизма, любви, стоявшие перед героями Фадеева и продолжающие волновать нас сегодня. Командир отряда Левинсон - герой романа. Его отличает революционная сознательность, умение организовать массы и руководить ими. Внешне Левинсон ничем не примечателен: маленький, неказистый на вид, в лице его привлекательными были только глаза, голубые, глубокие, как озера.

Однако партизаны видят в нем человека «правильной породы». Командир все умел: и разрабатывать план спасения отряда, и потолковать с людьми о хозяйственных вопросах, и играть в городки, и вовремя отдать приказание, и, главное, убедить людей; ему присуща политическая прозорливость. В воспитательных целях он устраивает показательное осуждение поступков Морозки, предлагает принять решение, обязывающее партизан в свободное время помогать населению. В трудные для Левинсона минуты колебаний никто не замечал в его душе смятения, ни с кем не делился он своими чувствами, сам старался найти правильное решение. Рационально он поступает и со смертельно раненым Фроловым: убив его, считает Левинсон, они избавят партизана от лишних мук. Под влиянием командира отряда закаляются в революционной борьбе, поднимаются до героических подвигов бойцы - партизаны, например, Морозка. Бесстрашный разведчик Метелица, попав в беду, защищается до последнего, а перед смертью думает о том, что все самое большое и важное «он делал ради людей и для людей».

Чужим для партизан оказался Павел Мечик. Воспитанный буржуазной средой, он не смог проникнуться силой революционных идей, не смог понять революционного гуманизма и в конце романа скатывается к прямому предательству. «Вдруг Нивка испуганно фыркнула и шарахнулась в кусты, прижав Мечика к каким-то гибким прутьям... Он вскинул голову, и сонное состояние мгновенно покинуло его, сменившись чувством ни с чем не сравнимого животного ужаса: на дороге в нескольких шагах от него стояли казаки...

» Мечик был дозорным, но сбежал, не предупредив отряд о засаде. Много и плодотворно работает писатель в тридцатые годы. Его избирают председателем Союза писателей после смерти М. Горького. Во время Великой Отечественной войны Александр Фадеев не остается в стороне от проблем страны, он выезжает на фронт, пишет очерки и статьи.

И совершенно закономерно, что после освобождения Краснодона от фашистских захватчиков, когда вся страна узнала об организации «Молодая гвардия», именно Фадееву предложили написать о подвиге этих юных героев. Писатель с энтузиазмом взялся за работу.

Менее чем через год вышла книга, но она подверглась критике со стороны Сталина за то, что Фадеев, написав о борьбе комсомольцев против фашистов, не отметил руководящей и направляющей роли Коммунистической партии. Фадеев переработал и дополнил роман. Долгие годы «Молодая гвардия» служила хрестоматийным примером жизни и борьбы комсомольцев против фашистских захватчиков. Благодаря таланту писателя, весь мир узнал имена героев Советского Союза: Олега Кошевого, Ивана Земнухова, Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Анатолия Попова... Сотни мальчишек и девчонок воспитывались на их примере. Их именами называли улицы и площади городов, теплоходы и пионерские лагеря. После войны Фадеев работает над романами «Последний 13 Удэге» и «Черная металлургия».

Времени для творчества пало, так как много работы в Союзе писателей, на административной должности. Меняется время, возвращаются репрессированные писатели, они требуют ответа за свое безвинное пребывание в тюрьмах и лагерях.

И с первого они спрашивают с Фадеева, не сумевшего их отстоять. Писатель не выдерживает, он добровольно уходит из жизни. Можно за многое осудить Фадеева, но имеем ли мы мо-иьное право? Как бы мы поступили, оказавшись на его месте? Маяковский говорил: «Я поэт. Тем и интересен». Надо 1аучиться не судить и развешивать ярлыки, а смотреть на писателей и поэтов в плане их творчества.

Фадеев, рожденный суровым временем революции и гражданской войны, сумел отразить и правдиво показать его в своих произведениях. Хотим мы того или нет, его нельзя «вычеркнуть» из истории русской литературы. Это наше наследие, которое мы должны знать.

А оценки расставит время, это его прерогатива.

Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала. Все неспособное бороться отсеивается. Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций

Сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал гражданскую войну изнутри. Автор выдвигает на первый план не военные действия, а человека.
Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. В драматических событиях этого времени глубоко раскрываются характеры людей. Центральное место в романе занимают образы командира отряда Левинсона, Морозки и Мечика. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает читателю судить о характерах этих героев.
Иван Морозов, или Морозка, как его называют, не искал в жизни новых дорог. Это естественный в своих поступках, болтливый и разбитной парень двадцати семи лет, шахтер во втором поколении. По жизни он шел старыми, давно выверенными тропами. Спасение Мечика стало как бы толчком к переделыванию Морозки. Мы видим, что герой испытывает сострадание к Мечику, он проявляет храбрость, но в нем есть и презрение к этому человеку, которого он считает “чистеньким”.
Морозку сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика. “В энтого, маминова, что ли?” – спрашивает он у нее и презрительно называет Мечика “желторотым”. В нем боль и злость. И вот он крадет дыни. И очень боится, что его выгонят за этот проступок из армии. Для него это невозможно, он уже сжился с этими людьми. Да ему и некуда идти. На “суде” он искренне говорит: “Да разве б я. сделал такое. ежели б подумал. да разве ж я, братцы! Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то что бы позор или как!”
Морозка потерпел крах в личных отношениях. Ведь ближе Вари у него никого нет, а с личными проблемами ему приходится справляться самому. Он одинок и ищет спасения в отряде. Он по-настоящему предан своим товарищам по отряду. Морозка уважает Левинсона, Бакланова, Дубова, пытается даже подражать им. Они же видели в Морозке не только хорошего бойца, но и отзывчивого человека, всегда поддерживали его. Морозке можно доверять – ведь именно его отправляют в последнюю разведку. И этот герой ценой своей жизни предупреждает людей об опасности. Даже в последние минуты жизни он думает не о себе, а о других. За_преданность делу и отвагу, за доброту – ведь Морозка не мстил Мечику за потерянную жену – автор любит своего героя и передает эту любовь читателю.
Как и Морозку, командира отряда Левинсона Фадеев показывает живым человеком с присущими ему колебаниями, чувствами. Автор не идеализирует этого героя. Внешне он неприметный, похож на гнома своим маленьким ростом и рыжей бородкой. Он всегда настороже: боялся, что его отряд будет застигнут врасплох, и начинал готовиться к сопротивлению, но так, чтобы об этом никто не знал. Он бдительный и проницательный. Все партизаны считали его “правильным”.
Но сам Левинсон видел свои слабости, как и слабости других людей. Когда отряд попадает в трудное положение, Левинсон старается быть примером для остальных. Когда же это не срабатывает, он начинает применять силу власти, принуждения (вспомним, как он под дулом пистолета загоняет бойца в реку). Быть порой жестоким его заставляет чувство долга, которое для Левинсона превыше всего. Он собирает в себе все силы, и отряд под его руководством прорывается вперед… Но после прорыва у Левинсона уже нет больше сил. Когда физическая усталость почти побеждает, ему на помощь приходит Бакланов. Этот юный наивный “мальчик” смог повести отряд вперед. Левинсон слаб, но это говорит о том, что на первый план в его поведении выходит не командир, а человек. Фадеев видит недостатки своего героя и считает, что ему не хватает жизненной силы, смелости, воли. В Левинсоне нас привлекает то, что все его мысли и поступки выражают интересы отряда, людей. Его личные переживания отходят на второй план.
Образам Морозки, Метелицы и других членов отряда противопоставлен образ Мечика. Это юноша девятнадцати лет, который добровольно пришел в отряд, чтобы потешить свое самолюбие, тщеславие. Поэтому он рвется в самое горячее место, чтобы как можно быстрее проявить себя. Этому человеку не удается сблизиться с остальными членами отряда, потому что больше всего он любит себя. Он всегда думал только о себе, поэтому был посторонним человеком в отряде. У Мечика появляется мысль о дезертирстве, хотя ведь он сам пришел в отряд. Как раз это и говорит об истинных намерениях Мечика. Он не служил делу, а просто хотел покрасоваться своей доблестью.
Поэтому мы можем сказать, что отряд – это единое целое, а Мечик стоит отдельно от остальных. И когда он в конце концов дезертирует, читатель не удивляется этому. А о чем Мечик думает, когда дезертирует? “. Как мог я это сделать, – я, такой хороший и честный и никому не желавший зла. ” И ведь именно Мечик – причина смерти Морозки. Мне кажется, лучше всего характеризуют этого героя произведения слова Левинсона, назвавшего Мечика “никчемным пустоцветом”, слабым, ленивым и безвольным. И хотя коллективный герой романа А. Фадеева “Разгром” – это военный отряд, действующий на Дальнем Востоке, он не предстает перед нами как нечто единое. Слишком разные люди входят в него. Каждый человек – личность, у которой свои социальные корни, мечты и настроения. Это подтверждают столь различающиеся между собой образы Морозки, Левинсона и Мечика.

Мечик - один из главных героев романа А. Фадеева "Разгром". Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти.

Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: «чистенький». Фадеев пишет: « - Больно, ой… бо-больно!.. – стонал раненый, когда ординарец перебрасывал его через седло. Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови».

Морозке Мечик не понравился с самого начала. И вот что говорит Фадеев по этому поводу: «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить».

Мечик – совсем еще юный, почти мальчик. Он как-то «не вписывается» в среду партизан, огрубевших, закаленных суровыми условиями жизни. Мечик оказался здесь, в партизанском отряде, не из политических убеждений, а из любопытства. Его влечет сюда романтика. Но первые же дни пребывания среди красных очень быстро убедили героя, что никакой романтики в этой классовой борьбе нет. Есть только суровая проза. Мечик почувствовал себя оскорбленным до глубины души, когда вместо ретивого, мускулистого коня ему досталась жалкая, худая лошаденка, привычная к крестьянской пахоте: «Он чувствовал себя так, словно эту обидную кобылу с разляпанными копытами дали ему нарочно, чтобы унизить с самого начала».

Сказать по правде, читая роман, я долго присматривалась к Мечику, решая, что же он все-таки такое. Сначала этот герой меня привлек какой-то своей мягкостью, интеллигентностью, деликатностью. Эти качества так выгодно смотрятся на фоне огрубевших, постоянно матерящихся партизан. Мечика влечет к старику по имени Пика, к его жизненной философии, заключающейся в том, чтобы быть близким природе, никогда не убивать, не воевать. Трудно не согласиться с Пикой: действительно, как бы было хорошо, если бы на земле воцарился мир, люди бы забыли о вражде, войнах.

Но постепенно, по мере более близкого знакомства с юным Мечиком, я вдруг открыла, что он ничего собой не представляет. Мечик трусоват: у него не хватает мужества возразить Чижу, оборвать отношения с этим двуликим, подлым человеком. Мечика покоробило, когда Левинсон отнял у корейца свинью, тем самым подтолкнув его семью к неминуемой голодной смерти. Трясущийся, седоватый кореец, в продавленной проволочной шляпе, с первых же слов «взмолился, чтобы не трогали его свинью». Сердце Мечика «сжималось». «Он убежал за фанзу и уткнулся лицом в солому», перед его глазами все «стояло» «заплаканное старческое лицо, маленькая фигурка» корейца. Мечик спрашивал себя: «Неужели без этого нельзя?». Он «знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он ел вместе со всеми, потому что был голоден».

Другой яркий эпизод романа – сцена «убийства» Фролова. Мечик стал свидетелем разговора Левинсона и врача Сташинского. Юноша узнает о жестоком решении Левинсона умертвить Фролова, человека, который тяжело ранен и давно должен был умереть. Отряду надо уходить, а Фролов – обуза. Страшное впечатление произвел подслушанный разговор на Мечика. Он бросился к Сташинскому: «- Обождите!... Что вы делаете?... Обождите! Я все слышал!..»

Мечику тяжело видеть страдания обреченного на голодную смерть старика корейца; его пугает жестокость Левинсона, который ради «общего дела» готов лишить жизни человека. Но ведь Мечик ел вместе со всеми свинью несчастного корейца! И сохранил в секрете страшную тайну о том, что Фролов умер не своей смертью, а был отравлен ядом!

Да, Мечик - мягкий человек, его коробят жестокость, бесчеловечность, все то, что несет с собой классовая борьба. Ему не хватает мужества, твердости, воли. Все, на что способен этот герой, - это потихоньку, подобно вору, сбежать из партизанского отряда: «Я не хочу больше переносить это», - подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко себя». И неслучайно Фадеев обращает наше внимание на мысли своего юного героя: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью,» - подумал он снова, чтобы еще сильнее разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную наготу и подлость». Я думаю, авторское отношение к Мечику – отрицательное. Проявляет его автор открыто, называя мысли своего героя «жалкими», «подлыми».

Не красит Мечика и его отношение к Варе. Варя полюбила этого человека. Наверное, в сердце девушки, которая не может отказать ни одному мужчине и которая отдавалась почти каждому партизану в своем отряде, живет тоска по настоящему чувству. Мечик привлек ее своей непохожестью на грубых партизан, показался Варе тем самым, единственным мужчиной. Девушку потянуло к нему, и Мечик, со своей стороны, сначала тоже тянется к Варе. Но герою не дано оценить ее самоотверженной любви. Да и вообще, разве можно назвать мужчиной человека, который грубо отталкивает женщину, бросившуюся к нему, чтобы поддержать в трудную минуту. Тем более, что эта женщина - единственный человек во всем свете, который его любит: «- Куда?.. Ах, пусти!... – он рванулся и оттолкнул ее, лязгнув зубами». Мечик рванулся еще раз, едва не ударив ее! Но ведь и самой Варе страшно. Это Мечик, на том основании, что он мужчина, должен был поддержать и утешить Варю!

Мечик боится, что об их отношениях с Варей узнают в отряде. Я думаю, деликатному, интеллигентному, человечному Мечику не хватает качеств, без которых мужчина не может именоваться мужчиной. Он труслив, немужественен, не умеет найти подход к людям, напрямую высказать свои взгляды. Этот герой получает свободу ценой предательства.

Павел Мечик – один из героев романа А. А. Фадеева “Разгром”, молодой и интеллигентный человек, окончивший гимназию в городе. В этом персонаже много незрелых черт. В партизанский отряд он попадает в поисках приключений и подвигов, однако быстро разочаровывается в своем выборе. Как оказалось, окружающие люди совсем не похожи на тех героев, которых рисовало его воображение. Впервые в романе он появляется, когда его от неминуемой смерти спасает смелый и отчаянный ординарец Морозка. По натуре он какой-то чересчур “чистенький”

и Морозка сразу понимает, что этому человек не стоит доверять. Со временем он его даже называет “маменькиным сынком”. К тому же Мечик заводит роман с женой Морозки – медсестрой Варей.

Характер Мечика проявляется немного позже, когда его выписывают из лазарета и принимают в отряд. Отношения ни с кем у него не складываются, и лошадь ему попадается какая-то “скорбная”, а он решает особо за ней не ухаживать. Когда командир отряда, Левинсон, делает ему замечание, он начинает оправдываться. Как-то даже признается, что плохо ему в отряде, так как никто не понимает его возвышенных рассуждений. На время он сближается с Чижом, который учит его отлынивать от работы и часто в разговоре нелестно отзывается о командире. Наихудшим и самым подлым образом Мечик себя проявляет при отступлении отряда, когда он идет впереди и должен предупредить отряд о попутной угрозе, а вместо этого трусливо сбегает в лес. Так по его вине погибает Морозка, идущий за ним, но успевший выстрелами в воздух предупредить отряд о наступающих казаках.


Другие работы по этой теме:

  1. Морозка Иван Морозка – один из главных героев романа А. А. Фадеева “Разгром”, смелый и отчаянный ординарец из отряда Левинсона, бывший шахтер 27 лет. Внешне...
  2. Ординарец Морозка получает приказ от командира партизанского отряда Левинсона отвезти в другой отряд пакет. Ординарцу не хочется ехать, поэтому он выносит предложение заменить себя кем-нибудь...
  3. Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович Левинсон – один из главных героев романа “Разгром”, командир отряда партизан. Это невысокий и неказистый на вид человек с рыжей бородой....
  4. Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу...
  5. Изображение войны Тема гражданской войны затрагивалась во многих произведениях начала XX века. Главным героем в них, как правило, выступал народ. Однако у каждого автора был...
  6. Где свой, где чужой, Белым был – красным стал Кровь обагрила, Красным был – белым стал Смерть побелила. Краткое содержание романа А. А Фадеева “Разгром”...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры