Игорь дронов. Дронов игорь артурович

Главная / Психология

В пятницу, 7 сентября, умер иркутский поэт Игорь Дронов. Первым об этом сообщил его друг, президент Культурно-просветительского фонда «Байкальский культурный слой» Андрей Сизых.

Друзья, у нас случилась страшная беда. Умер Игорь Дронов. Узнал три минуты назад. Иркутян, прошу, все кто знал Игоря, быть готовыми помочь в организации похорон. Не знаю, что ещё сказать, сидим с женой и ревём в два голоса! - написал Андрей Сизых.

По словам Сизых, смерть настигла Дронова неожиданно, когда он гостил у родителей в городе Усолье-Сибирское. От чего именно он умер, пока не известно.

Его две последние записи в Facebook были о свободе Олегу Сенцову и о том, что гений и злодейство - две вещи несовместные.

Друзья и коллеги по литературному цеху соболезнуют семье и вспоминают истории из жизни.

Владимир Демчиков:

Он был совершенно особенный иркутский человек и отличный поэт, редко читавший свои стихи. Один из тех, к кому можно было в любое время срочно обратиться за какой-то помощью - и он всегда откликался. Человек, тащивший в дремлющий Иркутск лучшую русскую поэзию и переживавший за свой Фестиваль поэзии так остро, как уже давно никто не переживает ни за что.

Помню его в нашей книжной лавочке - как было здорово, когда он появлялся, я сразу бросался к нему - за разговором, за рукопожатием, за каким-то теплом.

Редко мы с ним виделись в последнее время - а теперь уж и не увидимся.

Юлия Мирская:

В пятнадцатом они меня с Аней вытащили. Вытащили, когда казалось, что жизнь закончилась.

Конечно, бросить меня с фотоаппаратом на амбразуру - была её идея: Дронов ворчал, что ему на фесте фотограф не нужен. Но она настояла, и я поехала.

Вчера вечером с чего-то стала рассказывать Ане Гедымин, о том, какой мир они мне подарили - до гробовой доски не забыть, и что такое только Небом посылается. Всех перецеловал этим летом. Каждого!

Я ещё пошутила:

Отдельную папку заведу твою. Поцелуйную.

А он в ответ:

Не представляю, как тебя раньше с нами не было? Мне кажется, ты была всегда, - и тут же...наорал.

Извиниться сразу не мог - Дронов стал кидать покаянные эсэмэски.

Так уже было. Зачищала обычно. Сейчас крутанула - сохранились другие:

"остатки" какого-то "разговора", когда в очередной раз кричал: "Да не пошло б оно всё..."

Я ему что-то про курицу, которая с отрубленной головой ещё какое-то время по двору носится.

Ты не поняла. Я напрочь лишен литературных амбиций. Да и прочих, наверное, тоже.

Поверь, все получится отлично и без меня. Я сделал его так, что оно работает.

Дом, построенный моим дедом, до сих пор стоит. Наверное. Только без тебя, Игорь, дом этот пуст.

Алексей Цветков:

Какое счастье, что я успел познакомиться с ним поближе, и какое горе, что так ненадолго. Это был замечательный человек, невероятной энергии, умевший собрать вокруг себя столько разных людей и дать им возможность почувствовать себя одним племенем, тогда как по отдельности они может быть и не заметили бы друг друга. Но чем ближе такая кончина, тем беспомощнее язык, потому что звенящие дежурные фразы легче изрекать в адрес далеких и незнакомых. А тут все выглядит пошлостью - хорошо ещё, что можно подтрунивать над собственной смертью, которая не торопится и даёт шанс стать свидетелем все новых чужих. Спи спокойно, брат. Обнимаю.

Родился в Москве. В 1992 г. закончил факультет хорового дирижирования (класс профессора Бориса Тевлина) и факультет оперно-симфонического дирижирования (класс профессора Дмитрия Китаенко) Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского, в 94-м - там же аспирантуру у Дмитрия Китаенко. Занимался на мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза.

С 1991 г. по 96-й был постоянным дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова.

Затем стал постоянным приглашенным дирижером оркестра ГАБТ.
В 2003 г. участвовал в подготовке премьеры в Большом театре аутентичной версии оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.
В 2004 г. стал музыкальным руководителем постановки вечера одноактных балетов («Палата № 6» на музыку А.Пярта, «Магриттомания» Ю.Красавина и «Леа» на музыку Л.Бернстайна), в 2005 г. - музыкальным руководителем постановки балета «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Дьердя Лигети и традиционную механическую музыку, в 2006 г. - музыкальным руководителем поставки балетов «Серенада» Дж. Баланчина на музыку П. Чайковского, «Miserecordes» К. Уилдона на музыку Третьей Симфонии А. Пярта (мировая премьера).

Был также дирижером-постановщиком балетов «Золушка» С. Прокофьева (2006 г.), «Урок» Ж. Делерю (2007 г.) , «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (2008 г.), «Коппелия» Л. Делиба (2009 г.), «Петрушка» И. Стравинского (2010 г.), «Chroma» У. МакГрегора на музыку Дж. Тэлбота и Дж. Уайта (2011 г.), «Cinque» М. Бигонцетти на музыку А. Вивальди (2011 г.), «Симфония псалмов» И. Килиана на музыку И. Cтравинского (2011 г.), «Укрощение строптивой» Ж.-К. Майона музыку Д. Шостаковича (2014 г., мировая премьера).

Выступает также с оркестром Большого театра с концертными программами. Является приглашенным дирижером многих известных оркестров, среди которых Российский национальный (РНО), Ensemble Modern (Германия), оркестр Финской национальной оперы, Филармонический Монте-Карло, Оркестр Колонна (Франция), Национальный симфонический оркестр Кеннеди-центра (Вашингтон, США) и др.

Является главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым исполнил более пятисот концертных программ из сочинений современных российских и зарубежных композиторов, под его руководством состоялись десятки мировых премьер. С момента основания фестиваля «Московский форум» является его главным дирижером.
С 1994 г. - главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера».

С 1992 г. преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 г. - профессор).

Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, в США и Японии.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

И́горь Евге́ньевич Дро́нов (31 января - 12 июня ) - бас-гитарист группы «Коловрат », представитель русского неонацистского движения .

Биография

«Национальная революция»

Гибель

Статус уголовного дела на настоящее время

Дело о гибели Дронова остаётся нераскрытым и по сей день.

Напишите отзыв о статье "Дронов, Игорь Евгеньевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дронов, Игорь Евгеньевич

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».

Член Всероссийского музыкального общества.

Родился в г. Москве. В 1992 г. окончил Московскую консерваторию: факультет хорового дирижирования (класс профессора Б. Г. Тевлина) и факультет оперно-симфонического дирижирования (класс профессора Д. Г. Китаенко), а в 1994 г. — аспирантуру у профессора Д. Г. Китаенко. Участвовал в мастер-классах Дж. Шолти и П. Булеза.

Педагогическая деятельность:

С 1992 г. преподает в Московской консерватории, ведет класс оперно-симфонического дирижирования, с 2002 г. — профессор.

Концертная деятельность:

С 1991 г. является дирижером Государственного академического Большого театра России, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети Розенталя» Л. Десятникова.

В 2004 г. стал музыкальным руководителем постановки вечера одноактных балетов («Палата № 6» на музыку А. Пярта, «Магриттомания» Ю. Красавина и «Леа» на музыку Л. Бернстайна), в 2005 г. - музыкальным руководителем постановки балета Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Д. Лигети и традиционную механическую музыку (премия «Золотая маска» за лучший балетный спектакль), в 2006 г. - музыкальным руководителем поставки балетов «Серенада» Дж. Баланчина на музыку П. Чайковского, «Miserecordes» К. Уилдона на музыку Симфонии № 3 А. Пярта (мировая премьера), в 2007 г. - музыкальным руководителем постановки балета «Урок» Ф. Флинта на музыку Ж. Делерю. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными программами.

Главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки» , с которым осуществил более 500 российских и мировых премьер сочинений композиторов ХХ века.

С момента основания фестиваля современной музыки «Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля.

С 1994 г. - главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера».

Является приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern (Германия) и другие.

Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Японии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры