Икона анастасии узорешительницы молитва. Житие святой анастасии

Главная / Психология


CТРАДАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ, ХРИСОГОНА учителя ея, ФЕОДОТИИ
и других с нею пострадавших.

С вятая Анастасия родилась в знаменитом городе Риме. Она отличалась своим благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. Отец ея, по имени Претекстат, был сенатором и исповедывал эллинскую языческую веру. А мать ея, именем Фавста, веровала во Христа. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, известному своею ученостию, а еще более своим благочестием. Его звали Хрисогоном. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа, и впоследствии стал мучеником. От этого святаго мужа Анастасия научилась не одной только грамоте; она научилась также познавать Того, Кто есть начало всему видимому и невидимому, цель всех сердечных благочестивых желаний, Единый истинный Бог Создатель и Совершитель всего.

И стала она прилежно читать христианския книги, поучаясь в законе Господнем день и ночь и утверждая свое сердце в любви к Богу. Когда Анастасия закончила свое учение у Хрисогона её негласно стали прославлять, как мудрую и прекрасную, деву. Между тем, отошла от этой жизни блаженная мать Анастасии, Фавста. Отец же святой против ея желания выдал её за некоего Помплия, происходившаго также из сенаторскаго рода и исповедавшаго эллинскую веру; и была Анастасия отведена в дом к жениху, верная к неверному, агница Христова к волку. Но Бог, к Которому возносились ея рыдания, пред Которым она молилась день и ночь, сохранил ее. Святая не лишилась своего девства, и нечистый муж не осквернил ея чистаго тела. Анастасия притворилась, что у нея постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу. Иногда, муж насильно, борьбой, хотел добиться от нея удовлетворения своей похоти; но Анастасия, с невидимою помощию ангела-хранителя, вырывалась из его рук, - и так осталась она непорочною девою.

Часто, сняв свои роскошныя одежды и драгоценныя украшения и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всех, кроме одной рабыни, которая неотлучно сопровождала ее. С этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им с благоговением и усердием, сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны чистым полотном, подавала каждому пищу и питье. Потом, достаточно послужив им, она возвращалась домой. В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому и не скрылось это от ея мужа. Он узнал, что Анастасия посещает узников, и еще больше разгневался на нее, тем более что и прежде он был раздражен на святую за ея отказ вести с ним супружескую жизнь, и много ей за то досаждал. А о делах Анастасии он узнал от сопровождавшей ее рабыни; эта вероломная женщина разсказала ему все.

Жестоко избив Анастасию, беззаконный муж ея заключил святую в отдельной комнате, приставив к ней стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая,об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителе ея святом Хрисогоне, что не видит она его. Уже два года святый Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя. Особенно стал притеснять Анастасию ея муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстат; все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ея несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ея имение и жить с другой женою на чужия деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма ея, тайно написаннаго ею Хрисогонy и посланнаго чрез одну старицу. Вот это письмо:

«Святому исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии.

Мой отец был идолопоклонник; но мать моя Фавста жила всегда чистою и благочестивою христианскою жизнию. И она сделала меня христианкою с самых младенческих пелен. После её кончины, я приняла на себя тяжкое иго супружества с язычником. Но, по милосердию ко мне Бога, я успешно уклонялась от ложа его, притворяясь больною, и теперь во дни и в ночи объемлю стопы Господа моего Иисуса Христа. Муж же мой с недостойными скверными идолопоклонниками растрачивает мое наследие, похваляясь богатством моим, как бы своим; а меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, он томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою. Конечно, я должна радоваться, что, пострадав за Господа, умру исповедуя Его; но я глубоко скорблю о том, что вижу, как все мои богатства обещанныя Богу, расточаются руками людей нечестивых, и богопротивных. Поэтому прошу тебя, человек Божий, помолись прилежно Владыке Христу, чтобы Он мужа моего или оставил живым, если ведает, что тот когда нибудь уверует, или, если он будет все продолжать пребывать в неверии, то да повелит ему выйти из среды живых и дать место тем, кто чтит Бога. Лучше ему умереть, чем не исповедывать Сына Божия и препятствовать тем, кто исповедует Его. Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым и буду прилежно о них заботиться, как я уже и начала делать… Спасайся, муж Божий, и помилуй меня».

На это письмо к святой Анастасии пришел такой ответ:

«Хрисогон - Анастасии.

К тебе, смущаемой бурею и волнениями Mиpa сего, скоро придет Христос, ходящий по водам, и единым словом Своим утишит вздымающиеся на тебя ветры наветов вражиих. Находясь посреди возмущеннаго моря, терпеливо ожидай Христа, Который придет к тебе, и неустанно взывай словами пророка: „что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? уповай на бога; ибо я буду ещё славить его, спасителя моего и бога моего (Псалом 41, ст. 6.). Ожидай от Бога двойнаго воздаяния. Ибо тебе будет возвращено и временное наследство и даровано будет небесное: Господь затем по временам попускает злое и замедляет свои благодеяния, чтобы мы не воздремали в безопасности. Не смущайся, когда видишь, что 6еды постигают людей, живущих в благочестии. Господь не отвергает тебя, но испытывает. Знай и то, что не прочна защита, подаваемая рукою человеческой, по слову Писания: " проклят человек, который надеется на человека и Благословен человек, который надеется на Господа (Кн. пр. Иеремии, гл. 17, ст. 6). Крепко и бодро охраняй себя от всех грехов и ищи утешения от Единаго Бога, соблюдая святыя заповеди Его. Скоро вернется к тебе мирное время. Как после ночной тьмы возсиявает светозарный день, и как после жестокой зимы наступает теплая весна, так придут к тебе золотые и ясные дни, и тогда ты подашь всем страждущим ради имени Христова временное утешение, а сама несомненно сподобишься вечнaгo блаженства… Спасайся о Господе и молись обо мне».

Вскоре Анастасии суждено было испытать от безжалостнаго нечестиваго мужа своего новыя смертельныя обиды, и она опять написала святому Хрисогону письмо. Вот что было написано в нем: «Исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии. Помяни меня и помолись за меня, чтобы Господь, по любви к Коему я терплю муки, о которых разскажет тебе посланная к тебе старица, принял мою душу». Святый отвечал ей:

«Хрисогон-Анастасии.

Свету всегда предшествует тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь. Один и тот же конец для всякаго, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние, и чтобы в радости люди не предавались само мнению. Одно море, на котором пускаются в путь челны жизней наших, и с единым Кормчим души наши совершают свое плавание. Корабли одних более крепки и без вреда проходят чрез волнения, а у других-утлые челны, которые и в затишьи близки к потоплению. Близко время гибели тех, которые не думают придти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу».

Этим письмом святый Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокаго мужа ея Помплия. И действительно, последний вскоре был отправлен в Персию послом к Персидскому царю. Отправляясь в путь, он должен был плыть по морю; корабль, на котором он плыл, во время внезапной бури пошел ко дну и утонул. Так погиб этот окаянный человек. Святая же Анастасия, сохранив свое девство, как птица избавилась от сети ловца. Вместе со свободой своей она получила и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала она, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. На ряду с этим она утешала их, своими благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа.

В то время царь Диоклитиан находился в Аквилее и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что, если одолеет его упорство, то легко осилить и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святаго мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостию увещевая его отречься от Христа.

- «Прими, Хрисогон, мой добрый совет,- говорил беззаконный властитель,- присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбнаго, полезное вместо неполезнаго. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великаго города Рима».

Святый отвечал на это:

- «Я познал Единаго Бога, и Он для меня дороже всякаго света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ), который говорить о них: „нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы“. Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак».

Не мог больше слышать царь таких свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святаго было брошено на берегу моря, недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трех девиц-сестер телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины. Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святаго Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома. По истечении же тридцати дней явился ему в видении святый Хрисогон и сказал:

-«Знай, что в течение предстоящих девяти дней три живущия близ тебя девицы Христовы будут взяты на мучения. Ты же скажи pa6е Господней Анастасии, чтобы она заботилась о них, возбуждая их к подвигу мужества, пока они не увенчаются мученическими венцами. Будь и ты в благом уповании что восприимешь сладкие плоды твоих трудов. Вскоре и ты освободишься от здешней жизни и будешь отведен ко Христу с пострадавшими за Него».

Такое же откровение было и святой Анастасии. И вот, вдохновляемая Духом Божиим, она пришла к дому пресвитера котораго никогда не знала, и спрашивала у него:

-«Где те девицы, о мученической кончине которых ему было открыто в видении».

Потом, узнав место их обитания, она пошла к ним и провела с ними ночь, беседуя с ними о любви к Богу и о спасении души. И своею речию увещевала их мужественно, до крови, стоять за Христа, Жениха их. У пресвитера же Зоила она увидела мощи святаго мученика Христова Хрисогона, своего дорогого учителя, и много плакала над ними теплыми слезами, поручая себя его молитвам. Затем она возвратилась в Аквилею. Вскоре после того предсказание святаго Хрисогона пресвитеру Зоилу исполнилось. Этот пресвитер, по истечении девяти дней, перешел к Господу, а святыя девы Агапия, Хиония и Ирина были взяты и приведены на допрос к царю Диоклитиану. Долго увещевал он их принести жертву идолам, прибегая то к ласкам, то к угрозам, но не успел в том и, наконец, заключил их в темницу. Святая же Анастасия, посещая по обычаю своему заключенных, пришла к тем святым девам и утешала их, возбуждая в них упование на неотступную помощь Христову и надежду на славную победу над врагами Господа. Между тем царю надо было, по государственным делам; отправиться в Македонию; поэтому святыя девы были поручены мучителю Дулькицию, который их пытал и мучил, а затем передал их на истязание одному комиту, Сисинию. Последний бросил святую Агапию и Хионию в огонь. Здесь они и предали дух свой Богу, оставив тела свои в oгнецелыми и неповрежденными. А святую Ирину один из воинов Сисиния ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. Чистыя тела их взяла святая Анастасия, обвила белыми плащаницами с ароматами и благоговейно положила на избранном месте, ублажая их страдания.

Потом Анастасия стала переходить из города в город и из страны в страну; святая везде служила христианам, содержимым в узах, доставляла на свои средства узникам пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, и золотом покупала им облегчение от долговременных тяжких уз. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницею, так как своим тайным попечением она многим разрешила узы. Одним она принесла облегчение; другим, врачуя собственными руками, она вылечила от неисцелимых ран, иных, бывших полумертвыми, оживила своим уходом, дав им здоровье и силы на ожидавшия их новыя мучения. Желая помогать больным и несчастным, она выучилась врачебному искусству и сама лечила раненых. Не гнушалась она на руках своих носить тех, которые не могли владеть ни руками своими, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа, -и сама влагала им в уста пищу, поила их, обчищала их гной, обвязывала струпья. И в том только было ея веселье и радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшаго имени Христова. Об этом заботилась она всеми силами, к этому стремилась всеми способами и, трудясь в этом деле всею душой, она побеждала природную немощь свою, отличаясь великодушием и мужественностию, любовию к Богу и ближним и заботами о святых страдальцах, которые всегда близки к Богу и о которых она говорила вместе с Давидом: «как возвышены для меня помышления твои, боже, и как велико число их! (Псалом 138, ст.17.)

Будучи въ Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи). По смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни своего вдовства в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у той вдовы, любила ее, как верную рабу Христову, и утешалась сладкою беседой с нею о сладчайшей любви к Богу, из-за которой столько святых положили свои души. С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и честная вдова была схвачена и приведена к царю на допрос. Когда она стояла на этом нечестивом судилище, один из окружавших царя, именем Левкадий, прельстился ея красотой, так как она была красива и благолепна. Он просил царя не убивать Феодотию, но дать ее ему, чтобы он мог на ней жениться. Царь согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство. Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только ни делал и ни говорил, упрашивая ее, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою. Феодотия отвечала ему:

- „Если ты хлопочешь, чтобы я была твоей женой, из-за того, что желаешь моих богатств и имений то я добровольно отдаю тебе все; оставь же меня работать Христу, чтобы мне вместо всех богатств наследовать одного Христа. Если же ты желаешь меня из влечения к красоте моей, и думаешь отвратить меня от моего Христа, то знай, что ты стремишься к невозможному. Ибо легче ты обратишь красоту мою в безобразие и жизнь в смерть, чем отторгнешь от Христа мой ум и вынудишь у меня согласие на брак с тобою“.

В то время Левкадию нужно было сопровождать царя, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возращался. Феодотия же, несколько облегченная, служила, вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых, укрепляла живых к большим подвигам. И вот Диоклитиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами, и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел умертвить всех заключенных различными казнями, чтобы темницы, освободившись, могли вместить других христиан. Была назначена для того одна ночь, во время которой великое множество мучеников было призвано к немерцающему Дню - Христу Господу. Одни скончались от меча, других потопила вода, некоторых сожгли огненныя печи, а других живыми приняли недра земли: глубокие рвы и ямы были наполнены людьми и засыпаны землею и камнями. На утро христолюбивая и блаженная Анастасия, по обычаю своему, пришла в одну из темниц и, не найдя никого из честных страдальцев, наполнила воздух жалостными криками и рыданиями. Когда случившиеся там воины спросили ее, за чем она так рыдает, она отвечала:

- „Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь не знаю, где находятся“.

Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору. Когда святую привели к игемону, тот спросил ее:

- „Ты христианка“

Святая Анастасия отвечала:

-"Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно".

Тогда игемон стал разспрашивать Анастасию об ея происхождении и, узнав, что она из известнаго римскаго рода, с удивлением спросил:

-"Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?"

Святая отвечала ему:

-"Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом".

Игемон сказал на это:

-"Где тот Христос, Котораго ты исповедуешь?"

Анастасия отвечала:

-"Нет места, в котором бы не было Христа. Он - на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними".

Игемон спросил:

-"Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их".

Святая отвечала:

-"Доселе они были с нами на земле, живя в теле, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они".

Игемон ничего не мог сделать со знатною римлянкою, прежде чем о ней не узнает царь, и потому он, описав все касающееся Анастасии, отправил это в особом донесении Диоклетиану. Диоклетиан знавал родителей Анастасии и мужа ея, равно как и ее самое. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и, увидев ее, стал разспрашивать об ея состояниии, так как больше любил богатство, чем своих богов.

-"Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?"

Святая мужественно отвечала:

-"Если б у меня оставалось еще что нибудь из сокровищ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабам моего Христа, то я не предала бы себя в руки людей, ищущих христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла в жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести в дар моему Богу".

Видя, как святая свободно говорит, и провидя ея мужество, царь потерял надежду одолеть ее словами и получить что нибудь из богатств ея, об истощении которых он только что слышал. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велел отвести ее к областеначальнику, сказав при этом:

-"Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной".

Областеначальник ласково спросил святую Анастасию:

Зачем не хочешь ты принести богам жертвы, как приносил их твой отец; зачем оставила их и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Он родился среди иудеев и ими же убит как злодей".

Анастасия отвечала:

-"И у меня в доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видела, как они праздно стояли, служа только седалищем для птиц, жилищем для пауков и мух. Поэтому я бросила богов и богинь в огонь, освобождая их от безчестия, которые им наносили птицы, пауки и мухи. И из огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многих голодных, одела нагих, помогла немощным, удовлетворила нуждающихся. И так из тех богов, которые стояли без дела и без пользы, я извлекла пользу для многих".

Услышав такия слова областеначальник с яростью воскликнул:

-"Я и слышать не хочу о твоем безбожном поступке".

Тогда святая с усмешкой ответила:

-"Удивляюсь твоему разуму, судья. Как ты можешь называть мой поступок безбожным поступком. Если б в тех бездушных идолах было хоть одно чувство или одна какая нибудь сила, то что помешало бы им освободиться из рук разрушителей их, или отомстить разрушителям, или, наконец кричать и просить помощи от вас? А они даже не знают сами о себе, не знают, что с ними делается".

Прерывая речь святой, судья сказал:

-"Божественный царь наш повелел тебе - отложив все лишние разговоры, сделать одно из двух: или согласиться на жертвоприношение богам или погибнуть злою смертию".

Святая отвечала на это, что умереть за Христа не значит погибнуть, но - войти в жизнь вечную.

Увидев, после долгаго разговора, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолийскому, чтобы он уговорил ее отречься от Христа, или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы ее смертно, и если после нея останется какое имущество, взял бы его в Капитолий. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всех богов. Ульшан с честью привел ее к себе в дом, разсчитывая уловить ее скорее лестью, чем угрозами. После долгих ласковых уговоров он предложил ей на выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и всевозможныя орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой обоюдоострые мечи; здесь - золотыя ложа, украшенныя драгоценной хрустальной отделкой, а там - железные раскаленные одры, наполненные горящими угольями; здесь - монисты, серьги, разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы, вериги и железныя узы. Здесь светлыя зеркала и всевозможные женские наряды, а там железные гребни и рогатины, назначенные для того, чтобы рвать тело. С одной стороны драгоценныя одеяния, с другой осколки и деревянные опилки, которыми мучители обыкновенно растравляли раны, нанесенныя мученикам.

К чему поступил так этот коварный и лукавый человек? К чему положил он против предметов роскоши - предметы истязаний и мук, против радующих - наводящие уныние и против ласкающих - предметы ужасные? Для того, чтобы одними прельстить или другими устрашить невесту Христову. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что тешит, не боялась и не хотела бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела на орудие мучительства, чем на женские уборы. Таким образом, с окаянным случилось то, что говорить пророк: солга неправда себе (Пс.36.12), - и коварный жрец, не предчувствуя, устроил все на свое посрамление и стыд; ибо Анастасия показала тогда еще большее мужество и любовь ко Христу, так что обнаружилась вся суетность коварнаго умысла языческаго жреца, и тщетность его лукавства. Когда он сказал святой: „выбери себе с обеих сторон то, что хочешь“, - она, посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала:

-"Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан вечной погибели".

Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла:

-"Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему-Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленнаго Господа моего, а то ненавижу".

Тогда жрец, щадя ее и не теряя надежды, что она изменит свое желание, дал ей три дня на размышление. Но мученица, опечалившись, сказала:

-"Зачем отлагать? Отчего ты не хочешь мучить меня теперь же? Ничего другого ты от меня не услышишь, как только то, что я говорю теперь: я не принесу жертвы твоим богам не исполню воли твоей и твоего царя; а принесу жертву хвалы Царю веков. Единому безсмертному Богу моему, за Котораго я полагаю мою душу. Мучения же, которыми ты грозишь, презираю, так как ничего не желаю приобресть, как только одного Христа, в Котором жизнь вечная".

Жрец спросил ее:

- „Неужели и ты избираешь себе смерть, подобную Христовой?“

Мученица, услышав о смерти Христовой, исполнилась радости и сказала:

- „Аминь, аминь! да будет так со мною, Христос, Царь мой!“

Жрец спросил:

- „Что значить это слово-“аминь"?

Святая отвечала:

- „Ты не достоин ни понимать, ни произносить это слово. Никто из разумных людей не вливает драгоценное миро в гнилой сосуд“.

Тогда Ульшан приказал отвести святую Анастасию на три дня к знакомым ей женщинам, бывшим когда-то ея соседками и подругами, чтобы они уговорили ее вернуться к отеческим богам. Чего только ни делали те лукавыя и нечестивыя женщины! Каких советов, каких ласковых и приятных для женщин слов не нашептывали они Анастасие, напоминая ей о красоты и сладости миpa! Но святая была как глухая, которая не слышит, и как немая, не отверзающая уст своих. В те три дня она не приняла ни пищи, ни питая в уста свои, но непрестанно в сердце своем взывала к Жениху своему Христу.

Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия была тверда в исповедании веры, как столп непоколебимый и гора неподвижная, осудил ее на муки. Но сперва этот окаянный человек, уязвленный ея красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи. Он приказал нести себя в идольский храм, надеясь получить помощь от тех, кому служил, но, вместо помощи, получил больший вред, и вместо жизни - смерть; ибо он изверг свою злобную душу и преселился к своим богам - в ад.

Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободною. Выйдя оттуда, она отправилась к вышеупомянутой духовной cecтре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и разсказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое чрез нее совершил Бог, показав над ней милость Свою.

Bскоре после того возвратился и Левкадий из Виеинш. Он опять принялся за старое и по прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум беззакониям - поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для нея брак. Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ни в чем успеть не может по причине пребывания здесь Анастасии, жестокий воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотию с ея детьми послал связанной в Виеишю к аноипату Никитию, разсказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то последний, при допросе, стал грозить ей муками. На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал проконсулу:

- „Мы, судья, не боимся мук, которыя дают телу нетление, а душе безсмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной“.

Судья, услышав такия речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание. После этого истязания Феодотию отдали одному безстыдному человеку, по имени Гиртаку, чтобы тот осквернил ее. Но едва тот, приблизясь к целомудренной paбе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящаго возле нея светлаго юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен. Это чудо ясно видел и аноипат; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящаго чистоту целомудренных он обезумел еще больше, приписывая это чарам волхвования. Он велел разжечь как можно жарче печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия с благословенными плодами чрева своего соделалась жертвою благоприятною Богу: она скончалась в огне.

В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллиршскаго игемона. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей:

- „Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу“.

Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это:

- „В Евангелие есть слово Господа моего: продай имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небесах (Мф.19.21). Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько не разсудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное“.

Разгневался игемон на эти слова и в ярости повелел заключить святую в мрачную темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею - Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно ея сердце и укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженною, о многом разспрашивала ее. Между прочим, она спросила ее:

- „Как ты приходишь ко мне по смерти?“

Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли, они могли приходить, к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, игемон, видя, что Aнacтacия не изнемогла от голода, и остается здоровой и светлой лицом, разъярился против стражей, думая, что они доставляли ей пищу. Наконец, он приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход в нее своею печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу. По истечении других тридцати дней, игемон вывел Анастасию из темницы и, увидев, что она опять не изменилась лицом, осудил ее на смерть вместе с другими приговоренными к казни за различным злодеяния. Всех их определено было потопить в море.

Среди приговоренных был один благочестивый муж, именем Евтихиан; лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли с ними в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку, нарочно для того приготовленную, и поплыли к берегу. И когда корабль уже должен был погрузиться, внезапно находящееся на нем увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, котораго он вскоре и достиг. Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру Христову. Выйдя на берег неврежденными, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать.

Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ схватить их и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к небесной желанной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честныя мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом, во едином Божестве прославляемаго во веки.



День памяти: Декабрь 22 (4 января)

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста - тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.


В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.


На фотографии изображена десница (правая рука) святой Анастасии. Эта святыня находится в одном из монастырей на острове Андрос.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, - Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, - Агапии, Хионии и Ирины ((304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, она сама похоронила их тела.
Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.

Стало известно, что Анастасия - христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее ((ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан ((ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, - похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Неподалеку от города Салоники в живописной гористой местности Халкидики находится один из древнейших православных монастырей.


Он был основан в честь святой Анастасии Узорешительницы в 888 году царицей Феофанией, также прославленной в лике святых. Она повелела принести в обитель святые мощи Анастасии.


Образ Анастасии Узорешительницы в в иконостасе главного храма монастыря её имени
недалеко от города Салоники (Греция). В монастыре есть несколько образов святой.

Тропарь великомученицы Анастасии
глас 4

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Рака с мощами святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Кондак великомученицы Анастасии
глас 2

Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас (имена), просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

"... Испроси нам оставления согрешений наших", - просим мы в молитве к святой Анастасии. И в тысячах тюремных храмов к её иконе припадают люди, вымаливая себе прощение и - надежду. Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест - путь к спасению, в сосуде - святой елей, врачующий самые страшные раны. Узорешительница - значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей, маловерия.

Святая Анастасия Узорешительница - икона и молитва помощнице заключенных

Святая Анастасия Узорешительница - особо почитаемая святая в Греции, однако и в России знают о нем: ей посвящено несколько храмов в двух столицах, Москве и Петербурге. Особо почитают ее заключенные, ей молятся от тюрьмы

Анастасия Узорешительница - великая святая

Святая Анастасия жила в III веке по Рождестве Христовом. В это время римский император воздвиг гонение на христиан - их считали государственными преступниками за то, что они не почитали императора Богом, исповедуя Единого Бога - Христа.


В тюрьмах и темницах Рима ожидало страшной казни множество невинно осужденных только за свое вероисповедание людей. Среди них были старики, женщины, дети. Святая же Анастасия была женой знатного римлянина-язычникам за которого ее насильно выдали замуж, сама же она хотела пребывать в девстве, как монахиня. Она тайно приходила в тюрьмы, чтобы облегчить страдания людей: приносила еду, лекарства, делала перевязки, ухаживала за ослабленными. Конечно, все это она делал из сострадания к людям. Однако когда муж ее узнал об этом, он запер ее саму, как в темнице, в ее комнате и жестоко избил. Однако святая Анастасия много молилась в заключении - и мучитель ее пропал во время бури.


Тогда святая продолжила свои дела и отправилась помогать заключенным по всей Римской Империи. Она умела лечить болезни, Господь же наделил ее и даром исцелений тяжелых ран и болезней по молитве к Богу.


Своими словами, помощью и трудами святая Анастасия облегчила страдания многих людей. Ее назвали Узорешительницей, то есть избавляющей от оков потому, что рядом с ней люди словно избавлялись от заключения, поистине же избавлялись и от оков отчаяния, тоски и болезней.


Святая Анастасия нашла призвание в помощи другим и жизни ради других людей. Однако и саму ее гонители христиан подвергли мукам - такой подвиг не мог остаться неузнанным. Святую распяли и сожгли, однако огонь не смог повредить ее тело. Мощи Анастасии - именно так называют. тела святых - забрала одна из женщин-христианок Аполлинария, похоронив среди виноградных лоз.


Мощи ее и по сей день исцеляют всех страдающих и просящих святую о помощи, подвиги и житие ее остаются назиданием доброй жизни, злобы человеческой и награды небесной за добродетель. Они пребывали в Сирмиуме, где она приняла смерть, затем христиане передали мощи в Константинополь. Частицы мощей святой находятся во многих храмах. Наиболее почитаются святыни:


  • в Бенедиктбойерне;

  • на Святой Горе Афон;

  • в соборе во имя святой Анастасии в Хорватии.

День памяти Анастасии Узорешительницы - 4 января. Католики празднуют ее память 25 декабря, в Рождество.



Икона Анастасии Узорешительницы

Образ великомученицы Анастасии – это изображение женщины с крестом в правой руке, и малым сосудом в левой. В сосуде, по мысли иконописцев, находится елей - оливковое масло, употреблявшееся для лечения больных в древние времена. Сегодня елей (в качестве оливкового или подсолнечного масла) освящается за каждым Всенощным бдением в каждом храме. Возможно, и святая Анастасия смазывала раны страдающих освященным елеем, чтобы лекарство было и духовным, ведь она исцеляла молитвой ко Господу.


В Греции святую Анастасию Узорешительницу зовут еще Целительницей, ведь святая исцеляла у современников и душевные раны, освобождала от страха и тревоги, избавляла от отчаяния, лечила от болезней. Само имя Анастасия в переводе с греческого означает «Воскресение».


Образ святой Анастасии традиционно находится в роддомах и тюрьмах. Заключенные просят заступницу об оправдании или сокращение срока. А беременные буквально понимают имя «Узорешительница» и считают святую Анастасию помощницей в благополучном освобождении от оков, уз беременности.


О чем молиться перед иконой Анастасии Узорешительницы

Святая Анастасия Узорешительница - особо почитаемая святая в Греции, однако и в России знают о нем: ей посвящено несколько храмов в двух столицах, Москве и Петербурге. Особо почитают ее заключенные.


Святую Анастасию просят о


    избавлении от грехов и вредных привычек;


    освобождении от тревог, страхов и тяжести на сердце;


    о благополучных родах как освобождающую от уз беременности;


    невинно осужденные об оправдании и торжестве справедливости;


    заключенные преступники - о прощении Господом их грехов и сокращении срока.



Сильная молитва от тюрьмы, избавлении от срока, оправдании невинного Анастасии Узорешительнице

По молитвам к святой Анастасии невинно осужденные обретают надежду на справедливый исход их дела, а преступники каются, надеясь на сокращение срока. Молятся обычно в уединении, перед иконой, но если нет возможности посетить храм или часовню (обычно они есть в местах лишения свободы), можно молиться святой в любом месте, даже своими словами, впрочем, в молитве прошения описаны подробно.


Молиться святой Анастасии Узорешительнице можно онлайн по тексту ниже


Ты, святая Анастасия, была названа тезоименитой Воскресению Христову, о мученица за Господа, ты победила всех врагов своим терпением ради Христа, Которого любила и которого славила, и достигла Царства Небесного. Молись ко Господу Богу, да спасет души наши.


К помощи Узорешительницы обращаются, прося об освобождении и прощении грехов такой молитвой:


О мудрая и претерпевшая много страданий великомученица Божия Анастасия! Ты находишься душой на небесах у Престола Божьего, а на земле данной тебе благодатью Божьей творишь исцеления и чудеса; будь милостивой к нам, молящимся тебе людям, просящим твоей помощи, помолись ко Господу о нас, попроси прощения грехов наших, помощи в добрых делах милосердия, в служении Богу крепкой веры, смирения, радости, кротости и Богу послушания, подай больным выздоровление, страдающим, находящимся в местах заключения, избавление и заступление, освободи невинно заключенных и помолись ко Господу Иисусу, чтобы он подал нам кончину тихую в старости и Царство Небесное, чтобы мы вместе с тобой в радости прославляли Господа во Святой Троице. Аминь


Молитва Анастасии Узорешительнице об освобождении, сокращении срока


О святая Анастасия, Целительница и Узорешительница! Помоги мне в беде, не оставь помощью. Ты радуешься Божьей милости, но в образе твоем святом ты в стенах мрачной тюрьмы моей, так подай и мне, рабу Божьему (имя), обрести утешение от Господа Божьей. Направь молитвы мои ко Господу и попроси прощение грехов моих.
Из-за моих преступлений прошу тебя быть моей заступницей, молитвенницей пред Господом о моих грехах. Склонись надо мной, узником, будь мне в печалях утешительницей, целительницей в болезнях, охраной в нападениях. Испроси у Бога благодать мне, недостойному, молящемуся тебе и любящему тебя. Аминь


Молитвами святой Анастасии да хранит вас Господь!


Некоторые думают, что святые нам не помогают. Так ли это? Почему? Все потому, что мало веры в нас, не умеем толком просить о помощи, все как-то скороговоркой, на бегу, между прочим. Так и живем…

Жизненные испытания

С годами редко кто приобретает молитвенный опыт. Лишь в трудных житейских ситуациях и в момент испытаний мы вмиг становимся послушными учениками божьего слова, просим о милости. Враз поддается нам мудреная молитвенная наука, находятся и силы, и усердие для её познания. Многим вспоминается при этом молитва Святой Анастасии Узорешительнице. Чем страшнее выпавшее испытание, тем больше способностей просыпается в наших душах.

Старая молва гласит: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Лишение свободы - слишком серьезное испытание. Будучи на свободе, редкая заблудшая душа прислушивалась к увещеванию родных, словам предостережения. Здесь, в темнице, смысл жизни доходит до многих. Душа трепещет живой радостной болью. А раз болит, значит, есть надежда на выздоровление.

Каждому узнику знакомо имя - Святая Анастасия Узорешительница. Она является покровительницей заключенных. Храмы в тюрьме - явление сегодня вполне привычное. Строятся часовни, молельные комнаты. Утешением для заключенных является даже небольшой святой уголок, где есть лампадка и иконки.

Икона Святой Анастасии Узорешительницы. О чем молиться? Кому помогает?

Узорешительница - необычайно красивое, редкое слово, в нем сочетается неприметность и тишина, а это составные части христианского подвига. Анастасия Узорешитильница жила скромно, тайно навещала в тюрьмах узников, раздавала бедным милостыню, укрепляла словом павших духом. К богоугодным делам её можно отнести и то, что останки мучеников после казни она погребала по-христиански. 1700 лет прошло с тех самых пор, но образ её до сих пор помогает всем просящим, укрепляет дух в трудную минуту.

Икона святой Анастасии Узорешительницы есть в каждом храме, молельной комнате, часовне, которые построены в тюрьмах. Молиться ей могут те, кто попал в заточение по роковой ошибке или из-за чьего-то злого навета. Узники испрашивают у Святой милости, силы, дабы стойко вынести все тяготы судьбы, не впасть в отчаянье.

Молитва Святой Анастасии поможет всем страждущим. Святой великомученице молятся для того, чтобы познать духовную гармонию, обрести смирение, укрепление своей веры в господа, об исцелении тяжких болезней души тела, о даровании жизненных сил.

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

На иконах великомученица Анастасия изображается держащей в руках крест и елей. Крест, как известно, путь к спасению, елей же врачует любые раны. Избавление от грехов, маловерия, страстей, каких-либо тяжких уз - вот что означает имя Узорешительница. Несмотря на то что с тех давних времен прошло 1700 лет, по сию пору врачует души страждущих Святая Анастасия, идет к заключенным в темницы, дарит надежду на спасение души. В далеком 304 году приняла Анастасия мученическую смерть за христианскую веру, произошло это в период правления Диоклетиана в городе Сирмиуме.

Святая Анастасия является одной из семи женщин, чье имя упомянуто в римском каноне мессы. Также оно присутствует в католической литании всем святым. Иконографическими символами Анастасии Узорешительницы являются склянка с елеем, крест либо пальмовая ветвь.

Кроме всего вышеперечисленного, Анастасию Узорешительницу считают покровительницей всех беременных. В день Святой Анастасии (22 декабря) на Руси женщины на сносях, произнося молитву, вышивали полотенце, оно в свое время помогало им благополучно и легко разрешиться от бремени.

Житие Святой Анастасии Узорешительницы

Родилась Анастасия в Риме, в семье богатого сенатора, которого звали Претекстат. Он был язычником, а мать её Фавста тайно поклонялась Христу. Фавста отдала на воспитание Анастасию святому Хрисогону, который был знаменит своей ученостью. Он обучал деву закону Божию и Священному Писанию. Училась Анастасия прилежно и зарекомендовала себя как мудрая и умная. После того как мать Анастасии умерла, отец, против воли дочери, выдал её замуж за Помплия. Под предлогом надуманной болезни Анастасии удалось сохранить в браке свое девство.

Вера в Христа никогда не покидала Анастасию, с ранних лет совершала она богоугодные дела. В сопровождении служанки, переодевшись в нищенские одежды, она посещала темницы, подкупала охранников, лечила, кормила узников, пострадавших за христианскую веру, порой выкупала им свободу.

Однажды служанка поведала Помплию о похождениях Анастасии, тот жестоко наказал жену и запер её. Во время заточения дева нашла способ связаться со своим учителем Хрисогоном. В тайной переписке он призывал её набраться терпения, духа, молиться и быть готовой ко всему за свою веру к Господу. Хрисогон же предсказал, что в скором времени Помплий погибнет. Действительно, отправляясь в Персию с посольством, муж Анастасии утонул. Получив полную свободу, Святая Анастасия стала проповедовать веру Христову, раздавать свое имущество всем страждущим и нищим.

Гибель Хрисогона. Странствия Анастасии

В те времена гонения на христиан были особо жестокими, но верноподданные Христа стойко переносили все муки заточения. Правившему Диоклетиану донесли о силе духа узников, которыми были переполнены римские темницы. Он отдал приказ умертвить всех, а учителя Хрисогона направить к нему в Аквилею. Анастасия Узорешительница последовала за учителем.

Сам император допрашивал Хрисогона, никакие пытки не сломили веру в нем. Диоклетиан так и не сумел склонить Хрисогона к отречению. Это и привело учителя к погибели. Император приказал обезглавить его, а тело бросить в море. Если верить Божественному откровению, останки Хрисогона вынесло на берег, и нашел их некий пресвитер Зоил. Он положил тело в ковчег, укрыл у себя дома.

Явился тогда Святой Хрисогон во сне Зоилу и предсказал скорую мученическую смерть трех христианок - Ирины, Хионии и Анапии, которые жили неподалеку. Велел учитель направить к ним Анастасию, дабы поддержала та их в страшные минуты. Самому Зоилу была предсказана Хрисогоном скорая, но мирная кончина. Святая Великомученица Анастасия узрела путь к Зоилу тоже через видение. Навестив пресвитера, Анастасия помолилась у тела Хрисогона, после этого укрепила веру трех мучениц перед пытками, а когда они испустили дух, сама предала их тела земле. Исполнив всё, что завещал ей учитель Хрисогон, Святая дева пустилась в дальние странствия. К этому времени она отлично владела лекарским искусством, всюду она служила узникам-христианам.

Благодаря своим подвигам, а также помощи, оказываемой узникам-страдальцам, Святая Великомученица Анастасия получила имя Узорешительницы. Разрешала она своим трудом от тяжких мучений, уз, долговременных страданий многих исповедников Христа.

Гонения на христиан. Испытания великомученицы Анастасии

Святая Анастасия познакомилась однажды с молодой благочестивой вдовой по имени Феодосия. Стала она для Узорешительницы верной помощницей. Вместе они подкупали тюремщиков. Посещая темницы, излечивали больных, раненых, приносили узникам пищу, утешали приговоренных к смерти, укрепляли веру в них, причащали отходящих в мир иной. Икона святой Анастасии так и писана - держит Узорешитильница в руках сосуд со священным маслом и крест.

В скором времени отправились обе женщины в Сирмиум, где христиане подвергались особо жестокому гонению. Диоклетиан приказал казнить всех узников-христиан. Придя утром в темницу и увидев её опустевшей, Анастасия стала громко причитать, рыдать. Тюремщикам стало понятно, что она является христианкой. Они схватили её и отправили к правителю области. Узнав, что Анастасия принадлежит к знатному римскому роду, направили её на допрос к самому императору, ведь только он мог решать её судьбу. Диоклетиан знал когда-то отца её - сенатора Претекстата. Уговорами император склонял деву к отречению от веры христианской, интересовался наследством, оставшимся от отца. Анастасия призналась, что все состояние она потратила на поддержание узников-христиан. Не сумев сломить волю молодой женщины, император вновь отправил её в Илирию. Правитель области передал Анастасию верховному жрецу Ульпиану.

Хитрый Ульпиан поставил Анастасию перед выбором. Роскошь - золото, красивые одежды, драгоценные камни - с одной стороны, а с другой - тяжкие страдания и пытки. Подлое коварство его было посрамлено, дева отвергла богатства и предпочла ради веры своей муки. Господь поддержал Анастасию, продлил её жизненный путь. Лукавый жрец был уязвлен красотой, чистотой Святой Анастасии и решил осквернить её честь. Но только он прикоснулся к ней, как сразу же ослеп. Обезумевший от боли, Ульпиан, сломя голову, помчался к языческому храму, всю дорогу он взывал о помощи к своим идолам, но упал по дороге и испустил дух.

Анастасия в заточении, её погибель

После смерти жреца Святая Анастасия получила свободу. Первое время пряталась она в холмистой местности Сирмиума. Затем снова вместе с Феодосией она стала служить страдальцам-христианам, излечивать их раны, поддерживать духовно. Но в скором времени Феодосия и сыновья её приняли мученическую смерть за веру христову. Старший Евод кротко сносил побои и смело держался перед судьями. Приняв долгие мученические пытки, погибли они в раскаленной печи.

Святая Анастасия Узорешительница снова попала в темницу города Сирмиума. В течение шестидесяти дней прошла она испытание голодом. И каждую ночь являлась к деве Святая Феодосия, укрепляла дух, ободряла Анастасию. Судья Илирии, видя, что голод не страшен молодой женщине, приказал утопить её с остальными заключенными, среди которых был в те годы гонимый за веру Евтихиан. Заключенных посадили на корабль и вывезли в открытое море. Чтобы судно дало течь, воины-охранники пробили в нем множество отверстий, а сами пересели на лодку и уплыли, оставив страдальцев на верную погибель. Явилась тогда узникам Святая Феодосия, не дала она затонуть кораблю, повела его по волнам к берегу на остров Палмария. Чудом спасенные все сто двадцать заключенных уверовали в Христа, приняли они крещение от Евтихиана и Анастасии. Недолго они радовались свободе, были вскоре схвачены и приняли мученическую смерть за веру. Святая Анастасия Мученица погибла над костром. Её распяли крестообразно между столбами, после этого обезглавили.

Вечная память Анастасии

Неповрежденное огнем тело Анастасии христианка Аполлинария похоронила в своем саду. По писанию Дмитрия Ростовского, дата гибели Анастасии приходится на 25 декабря 304 года. Случилось это при правлении императора Диоклетиана. После того как гонения на христиан прекратились, над гробом святой девы была выстроена часовня. В 325 году христианство наконец-то стало государственной религией, в то время власть была в руках императора Константина. В память о подвигах Узорешительницы в городе Сирмиуме была возведена церковь Святой Анастасии.

В 467 году мощи Святой были переправлены в Константинополь, там в ее честь был воздвигнут храм. Уже в конце девятнадцатого века ступню и главу Узорешительницы перенесли в монастырь Фармаколитрии, который тоже именовался ее именем. Основан он был невдалеке от Горы Афон в Халхидиках.

Монастырь Бенидиктбоерн. Кохельзеерское чудо

В 739-740 годах у подножия Альп в Баварии был основан монастырь. Назван он был именем преподобного Бенедикта Нурсийского - Бенидиктбоерн. Действует монастырь до сих пор, славится он как один из духовных центров Баварии. В библиотеке его хранится более двухсот ценнейших рукописей.

Ежедневно в монастырь прибывает множество автобусов с паломниками из Австрии, Германии, Швейцарии, Италии. Называют их здесь «пильгерами». Христиане Западной Европы глубоко чтят подвиги Анастасии Узорешительницы. Молитва Святой Анастасии врачует духовные и телесные раны, особую помощь получают нервнобольные люди, а также страдающие головными болями.

В монастыре Бенидиктбоерн хранится множество христианских святынь. К одной из них относится реликварий, в котором хранятся мощи Анастасии Узорешительницы. Находится реликварий в главном монастырском храме, в серной его части. Строительству реликвария с мощами способствовало произошедшее здесь чудо, которое называют Кохельзеерским. Чудо это произошло в 1704 году во времена военных событий. В районе озера Кохельзее проводились боевые действия. День и ночь читалась баварскими монахами и местными жителями молитва Святой Анастасии Узорешительнице. Услышала она мольбы христиан и пришла к ним на помощь. Монастырские постройки, а также ближайшие деревни чудом уцелели. С той поры жители Баварии считают Святую Анастасию своей покровительницей. В её честь была выстроена редкой красоты капелла.

Мощи Святой Анастасии

Архитектор Фишер в1751-1755 годах создал капеллу в форме эллипса. Интерьер её был богато украшен живописными панно, лепниной. В европейском искусствоведении капелла считается жемчужиной стиля рококо.

В алтарной части капеллы хранится реликварий (из мощей - небольшой фрагмент лобной части). Из монастырских записей понятно, что мощи в монастырь доставил из Италии некий странствующий монах в 1035 году. Реликварий искусной работы выполнен в форме бюста из золота и серебра мюнхенскими мастерами ещё в 1725 году. Скульптурное изображение Святой Анастасии венчает корона, выполненная из золота, украшенная драгоценными камнями. Бюст-реликварий относят к образцам ювелирного баварского искусства.

Имя Святое - Анастасия - с греческого переводят как «воскресение», по народным преданиям олицетворяет воскресный день. В христианстве три Святых с именем Анастасия: Старшая - Анастасия Римляныня (память 29, 30 октября), Младшая - Анастасия Узорешительница (память 22 декабря), отшельница Александрийская - Анастасия Патрикия (память 10 марта).

Монахи монастыря Бенидиктбоерн знают о том, что мощи Святой Анастасии Узорешительницы разошлись по всему миру, что часть их хранится на Святой Горе Афон в монастыре Кутлумуш. По рассказам теперешних служителей храма, монахи Бенидиктбоерна паломничали в Грецию, там близ города Салоники есть царский монастырь Анастасии Узорешительницы. В далеком 888 году сюда доставили часть мощей Святой девы.

Приезжавшие в Бенидиктбоерн христиане-хорваты сообщили монахам, что в городе Задар (Хорватия) хранится частичка мощей Святой Анастасии. Русские православные поведали, что в Московском Кремле Благовещенский собор издавна бережет частицу ее мощей.

Многие православные баварцы знают о том, что в монастыре Бенидиктбоерн хранятся мощи, и что Святая Анастасия Узорешительница помогает всем страждущим. В день её памяти, а также мучеников Евтихиана, Феодотии, Хрисогона, Евода все христиане, носящие их имена, съезжаются в монастырь с друзьями, семьями. В этот день монахи открывают дверь капеллы, где хранятся мощи Анастасии, позволяют паломницам приложиться к святому реликварию своей небесной покровительницы. С покаяниями, надеждой, благодарственными молитвами обращаются паломники к Анастасии Узорешительнице. Мюнхенский приход постоянно организует паломничество в монастырь Бенидиктбоерн. У мощей совершается молебен попеременно на немецком и церковно-славянском языках.

В 1995 году в космосе, на российской станции «Мир», с благословления Алексия II, Святейшего Патриарха, побывали две иконы святой Анастасии Узорешительницы. Эта миссия символизировала общность корней православной и католической церкви, христиан Запада и Востока.

В России также есть храм Святой Анастасии в Пскове, он считается памятником республиканского значения, впервые упомянут в летописях 1487 года. В этом действующем храме Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы также есть частица мощей многострадальной девы. Перед ковчегом с её мощами регулярно совершается молебен по заключенным, которым вымаливается прощение за совершенные ими грехи.

Святая Великомученица Анастасия великая святая и празднуется она как Православной Церковью 4 января , так и католической Церковью 25 декабря.

Святая великая мученица которая пострадала в 4 веке в Сербии, в городе Сремска Митровица, это тот самый город, который мы вспоминали, что в нём учился святой святитель Амвросий Медиоланский.

В русской традиции, она известна как Анастасия Узорешительница, за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан, в Западной традиции её называют Анастасия Сирмийская. Это потому, что в христианстве есть ещё одна очень известная святая Анастасия, это Анастасия Римлянина.

Достоверных исторических сведений о мученичестве Анастасии не сохранилось.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона . Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хризогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум, так назывался в древности Сремска Митровица, она была схвачена и после мучений сожжена на костре.

католическая икона

Почитание Анастасии на Западе в IV веке было широко распространено, что подтверждает церковь св. Анастасии, воздвигнутая в IV веке в Риме у подножия Палатина и сохранившаяся до наших дней. В этом храме традиционно Папа служил вторую рождественскую мессу следуя ночью после вечернего богослужения из Рима на главную дневную мессу в Ватикан и 2 из трёх Рождественских торжественных месс он служил в честь св. Анастасии, память которой отмечается католиками в день Рождества, трансформировавшуюся позже в так называемую «мессу на рассвете» .. Эта базилика святой Анастасии в Риме именуется ТИТУЛЯРНАЯ, то есть главная Церковь настоятелем которой является кардинал. В старые времена в этом храме и совершалась папская ночная месса на Рождество Христово.

Мощи св. Анастасии были в конце V века перенесены из Сирмиума в Константинополь (Стамбул). Оттуда её мощи разошлись по всей Европе. В начале IX века император Никифор I подарил большую часть мощей (пепла от святой Анастасии) епископу Донату города Задар в Хорватии, который поместил их в собор св. Анастасии в хорватском городе Задар . Реликварии с мощами св. Анастасии также хранятся на горе Афон, в Риме, в монастыре баварского города Бенедиктбойерн .

В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них - реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия.
C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751-1755 гг.) архитектором И.-М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо».

Множество русских православных мигрантов съезжаются 4 января в этот католический монастырь чтобы помолиться у мощей святой Анастасии.

Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

Так же известно, что частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России - в Благовещенском соборе Московского Кремля .

Но главная часть мощей находится в Задаре Хорватия в Кафедральном соборе святой Анастасии, в городе на Адриатическом побережье.

По данным на 2004 год в архиепархии Задара насчитывалось 158 344 католика (96,5 % населения), 103 священника и 117 приходов. Кафедральным собором епархии является собор Святой Анастасии, один из семи хорватских соборов, имеющих почётный статус «малой базилики». Епархию с 15 марта 2010 года возглавляет архиепископ Желимир Пулич .

Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Салоники. В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года мощи были похищены.

В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года из основанного в IX в. монастыря св. великомученицы Анастасии Узорешительницы на полуострове Халкидики были похищены мощи (глава и нога) этой святой.

Похищенные мощи — одна из наиболее чтимых святынь Греции.

Через агентство новостей «Амен» уже распространено обращение митрополита Милетского Апостола, в котором он просит похитителей вернуть мощи любым способом.

Чтобы проникнуть в монастырский собор, где в драгоценных ковчегах хранились честная глава и нога великомученицы Анастасии, грабители взломали 5 дверей.

Святая считалась покровительницей беременных. Традиционно, в старину на Руси, в день почитания Анастасии Узорешительницы 4 января, с молитвами к этой Святой, женщины вышивали специальное полотенце, которое должно было помочь им благополучно разрешиться от бремени.

МОЛИТВА


О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты Душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судище Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры