Интересные факты о кларнете. Что такое кларнет? Виды кларнетов

Главная / Психология

Всем известна скороговорка о том, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. С кораллами в общем и целом как-то понятно, а вот о том, что такое кларнет, представление есть не у всех. Необходимо провести исследование и отправиться на экскурсию по истории создания, звучания и описания этого интересного музыкального инструмента.

Труба, или дудочка, которую называют кларнетом. И все же, что такое кларнет? Это духовой музыкальный инструмент с непривычным звучанием. Но откуда он взялся и кто смог создать этот шедевр? Для получения ответа на этот вопрос необходимо небольшое путешествие во времени.

История кларнета

Свое начало кларнет берет в конце XVII - начале XVIII века. Над этим инструментом упорно трудился нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер. Вообще-то, мастер старался улучшить конструкцию шалюмо (свирели). В 1701 году у новой шалюмо появился раструб. Внешне новинка напоминала раструб трубы clarion. Кстати, звучание тоже стало похожим на этот инструмент, название которого произошло от латинского слова clarus - «ясный». Стало очевидно, что это совершенно иной, новый музыкальный инструмент. Благодаря таким формам диковинный инструмент назвали clarinetto. Это итальянское название, которое означает «маленькая clarino». Музыкальный инструмент стали именовать «маленькая труба», а само название "кларнет" - это уменьшительное от clarion.

Как только кларнет не усовершенствовали! Особое место хотелось бы отвести Якобу Деннеру, именно благодаря его стараниям кларнет оснастили еще одним клапаном. Это далеко не все, что сделал Якоб Деннер.

Всего два клапана? Нет, на этом улучшения кларнета не закончились. Вдохновленные усовершенствованием, талантливые музыканты стремились к более глобальным переменам, и клапанов появлялось все больше. И только в 1790 году у кларнета появился последний шестой клапан. На этом высоколобые мужи решили на время остановиться. Но в XIX веке к кларнету приспособили то, что применялось только на флейте - это целая система кольцевых клапанов.

Если перечислить всех, кто приложил свою руку к этому удивительному музыкальному инструменту, в списке будут известные люди. Среди них такие светлые умы, как Бертольд Фриц, Эжен Альбера, Ксаверия Лефевра, Карл Берман и даже Адольф Сакс.

Опираясь на исторические данные, можно дать ясный ответ на вопрос о том, что такое кларнет. Это усовершенствованная старинная французская свирель, которая имеет почти 20 клапанов, рессор, много винтов, осей и даже тяг. Но эволюция кларнетов продолжается и по сегодняшний день.

Уникальность этого инструмента видна в тот самый момент, когда открывается футляр с ним, и в этот момент стоит погрузиться в анатомию данного шедевра.

Мундштук

Что это такое? На вид мундштук смахивает на птичий клюв. Его устройство заслуживает особого внимания, ведь этот элемент в звучании инструмента играет далеко не последнюю роль. На нем есть изгиб или выемка. Мундштук берется в рот для того, чтоб вдохнуть в него воздух. И на этот самый звук влияет все:

  • расстояние от верхушки мундштука до конца трости;
  • выемка, а точнее ее длина;
  • угол, под которым наклонен мундштук.

Но не только мундштук придает инструменту такое звучание.

Бочонок

Если посмотреть на кларнет, возникает вопрос: что это на нем за маленькая бочка? Этот бочонок отвечает за подстройку кларнета. Благодаря ему меняется строй инструмента. Изменения происходят до четверти тона. Для этого перед началом игры слегка выдвигается или, наоборот, задвигается бочонок в корпус. На нем отсутствуют клапаны, зато присутствует название изготовителя, что, несомненно, делает инструмент более изящным и притягательным визуально.

Трость

Эту часть инструмента еще называют язычком — тонкая узкая пластинка, которая производит звук. Эта часть кларнета сделана из камыша, но не из такого, который можно увидеть у реки или озера, а из особого. К сожалению, трости быстро изнашиваются. Ведь волокна камыша — это не дуб. Если ежедневно всего по 1 часу музицировать, уже через 3 недели появится необходимость в новой трости. Чем сильнее вдувается поток воздуха, тем быстрее происходит изнашивание.

Нижнее колено

Самой большой частью кларнета по праву можно считать нижнее колено. С правой стороны находятся клапаны, которые выполняются из металла. Есть еще пробковое кольцо, которое можно найти снизу. Здесь на нижнем колене находится и перемычка, чтобы соединить нижнее и верхнее колено.

Верхнее колено

Тоже любопытная вещь. В отличие от нижнего колена, клапаны расположены на противоположной, левой стороне. Верхнее колено меньше нижнего. Но на этом различия не заканчиваются. Если на нижнем колене одно пробковое соединение, то здесь два. Их назвали прямо как у живого существа - сухожилиями.

Для получения красивой мелодии пальцы торопливо или медленно опускаются, закрывая, и поднимаются, открывая отверстия, которые расположены на корпусе музыкального инструмента.

Кстати, если говорить об отверстиях, то на лицевой стороне мы можем видеть их шесть, а на обратной отчетливо виднеется еще одно. Итого семь. Но есть еще. Для остальных отверстий используют клапаны. Это целый клапанный механизм, который представляет собой связь между винтами, осями и остальными частями инструмента. Эта система довольно сложная, и разобраться в ней очень тяжело.

Раструб

Раструб имеет форму воронки или колокольчика. Когда играет кларнет, то он больше напоминает трубу, чем флейту. Из ряда духовых кларнет более подвижный, но все же уступает флейте. Хотя, как и флейта, кларнет держится прямо раструбом вниз.

Якоб Деннер славно потрудился над этим изобретением, ведь именно раструб дает больше точности. Особенно поражает, как на кларнете звучит нота ми малой октавы. А ведь это самая низкая нота! Добиться ее возможно лишь благодаря раструбу. Хоть кларнет и виртуозный инструмент, но до стремительности и воздушности флейты немного не дотягивает. Тем не менее, когда играет кларнет, песни воспринимаются ярче и образы возникают отчетливей.

Звучание кларнета

Когда в зале звучит кларнет, музыка уносит в такие дали, что эти впечатления не забудутся никогда. Кажется, он может все, вне зависимости от того, звучит он самостоятельно или в тандеме. Этот деревянный инструмент виртуозно и грандиозно создает нечто тайное, мрачное, как будто в густом тумане подстерегает опасность. И здесь с тревогой начинает биться сердце. От злого пронзительного возгласа этого инструмента можно подпрыгнуть на месте и окунуться в различные эмоции, передаваемые музыкантом. Имея разные тембры, кларнет просто волшебно передает человеческий голос и даже ярко выраженный смех, кажется, что кто-то говорит с тобой, жалуясь или плача, ликуя или вздыхая. И эта вся прелесть делится на несколько регистров. И у каждого регистра свой тембр. То мягкая летучая нега, то искристая экспрессия. На что только не способен кларнет! Это и чуть слышное пение, легкое, как дуновение ветерка, и сильный сочный красочный звук. И все это - кларнет. Фото этого инструмента не способно передать все то изящество, на которое он способен.

Путь кларнета в оркестр

Можно смело утверждать, что сейчас кларнет в оркестре незаменим. Сначала к кларнету как к оркестровому инструменту относились с недоверием и опаской. Но симпатия к нему со временем росла. И для кларнета стали писать много произведений, которые придавали свежее веяние и необычную окраску. В середине XVIII века кларнет очень уместно звучал в хорах, где поют военные песни и играют соответствующую музыку. А композитор из теплой Италии Грегорио Широли в 1770 году написал достаточно милую сонату для этого интересного инструмента. Вольфганг Амадей Моцарт и Гайдн - вот кто помог кларнету прочно занять не самые худшие позиции как полноценного яркого инструмента.

Моцарт решился на отважный шаг, когда осмелился применить кларнет в одном церковном произведении. Так же он написал один из наилучших как в репертуаре этого неповторимого инструмента, так и за всю его историю концертов - это концерт для кларнета с оркестром. И в осенней Праге произведение имело ошеломляющий успех.

Подходил к концу 1791 год. Вскоре кларнет стал более заметен и привлекал к себе все больше и больше внимания композиторов. Где только не встречалось его звучание: Вагнер, Бетховен, Вебер, Мендельсон, Шуберт, Чайковский, Берлиоз и многие другие композиторы не обошли своим вниманием кларнет. Лист в своих симфонических поэмах использовал этот певучий музыкальный инструмент. Складывается впечатление, что кларнет - инструмент, без которого просто не обойтись, если есть желание выразить полноту и яркость своих чувств в музыке.

В Мюнхене осмелился кларнет использовать как солирующий инструмент. Это событие случилось в марте 1811 года. Успех был предопределен. Вдохновленный таким успехом, Вебер незамедлительно, в этом же году, написал для кларнета еще два концерта. Сейчас духовой оркестр был бы не таким ярким и сочным без кларнетов.

Создание музыки и виды кларнетов

Как же пишутся произведения для кларнета? Как и для всех остальных музыкальных инструментов, с помощью нот и, конечно же, вдохновения. В ключе Fa ноты для кларнета не пишутся. А пишутся в ключе Sol. Только так, и не может быть иначе. Ведь пробовали уже иначе. Получилось несколько конфузно. Если разобрать звуки, находящиеся выше ля третьей октавы, то чем больше звук стремится вверх, тем сложнее он становится и слышится резче. Следует обратить внимание, что в piano можно хорошо почувствовать не совсем чистое звучание ступени соль-диез и ступени ля. Но зато, когда музыка в оркестре идет в forte, слушатель этого совсем не заметит. Постоянную прописку в оркестре получили такие ступени, как си-бемоль и все остальные октавы до четвертой. В зависимости от того, какое необходимо звучание, используется кларнет in A, in B, in C, in Es. Реже используют контрабасовый и бассет-кларнет.

Так что такое кларнет? Это незабываемые впечатления от прослушанной музыки и ощущения полета и счастья после концерта.

История кларнета

Начало XVIII века для семейства деревянных духовых ознаменовалось рождением нового уникального «индиго»- инструмента, который получил название кларнет. Постепенно его тембровые краски дополнили палитру классического европейского симфонического оркестра.

История отдаёт пальму первенства в создании этого инструмента немецкому мастеру музыкальных инструментов Иоганну Кристофу Деннеру. Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое. Не обошло это утверждение стороной и процесс создание кларнета. Нюрнбергский маэстро модернизировал старинный французский инструмент - свирель шалюмо. Благодаря такому приёму и родился кларнет в современном его понимании. Звук шалюмо можно было услышать в различных французских оркестрах. Сам по себе инструмент представлял собой цилиндрическую безраструбную трубку с семью игровыми отверстиями. Музыкант должен был попеременно на них нажимать для извлечения звуков. Возможности диапазона этой свирели были ограничены одной октавой. Что делает Деннер? Он убирает трубочку, в которой помещался пищик, заменяя его тростью - пластинкой, сделанной из камыша, и прикрепляет ее к мундштуку. Придумав мундштук, а также систему закрепления трости к нему, тем самым, немецкий мастер запатентовал уникальный способ извлечения звука. Как бы ни совершенствовали кларнет в будущем, суть «деннеровской» схемы «мундштук + трость», пожалуй, останется неизменной. Изначально мундштук и верхнее колено инструмента были одним целым, и трость соприкасалась с верхней губой, потому что первые кларнетисты играли «тростью вверх», на перевернутом мундштуке. Позже постановка мундштука (а соответственно, и губного аппарата исполнителя) стала такой, какой она является и сегодня: трость прикрепляется снизу. Преимуществами такого положения стало то, что исполнитель мог теперь регулировать звук, интонацию, посредством изменения давления губного аппарата на трость. Также извлечение звука стало сфокусированным и четким, ведь язык при игре теперь касался трости. Говоря музыкальным языком, качество атаки за этот счёт значительно улучшилось. Первоначально Иоганн Деннер задумывал постановку рук на инструменте диаметрально противоположную той, которой кларнетисты пользуются сегодня во всём мире. То есть правая рука находилась на верхнем колене инструмента, а левая - на нижнем. Еще одной немаловажной задачей для создания полноценно звучащего инструмента стало следующее: нужно было расширить его диапазон. Обычно, для расширения диапазона любого духового инструмента используется принцип передувания. Чем больше усиливается поток воздуха в инструмент, тем выше получится нота. Когда исполнитель подаёт усиленную струю воздушного потока в кларнет, на выходе получится не просто высокий звук, а, как правило, он будет фиксированным. При том же положении пальцев на аппликатуре, но с более сильной подачей воздуха будет звучать нота, которая расположена на интервал «дуодецима» (октава + квинта) выше от «базового» звука. К примеру, изначальное «до» первой октавы, при передувании, даёт ноту «соль» второй октавы. Немецкий изобретатель решил также следовать такому принципу, однако свирель шалюмо не могла представить Деннеру возможности передувания через октаву. Поэтому мастер добавил к уже существующим шести два новых отверстия. Это позволило расширить диапазон инструмента. «Увеличились» малая и первая октавы. В малой появились такие звуки: фа, соль, ля, си. В первой - до, ре, ми, фа, соль. Немного позже Иоганн Деннер добавляет ещё пару отверстий, одно из которых он расположил на тыльной части инструмента. И приделывает к ним клапаны. Как итог, получились новые звуки. Благодаря клапанам теперь стало возможным брать ноты «ля» и «си» первой октавы.

В процессе усовершенствования инструмента, а также личных наблюдений, немецкий музыкальный мастер заметил следующее: когда происходит нажатие на второй из нововведённых клапанов, то «добыть» звук на дуодециму выше становится значительно проще и качественнее. Именно это наблюдение и стало решающей точкой отсчета рождения кларнета, как самостоятельного инструмента, а не подвида шалюмо. Теперь инструмент позволял извлекать из себя три октавы. Однако далеко не сразу его звучание стало «выровненным» - в каждом регистре был свой тембр, и они явно между собой контрастировали. Звуки, которые брались через дуодециму, получались крайне резкими и пронзительными. Их тембр перекликался со звучностью старинной трубы - кларино. Трубный «кларино» раструб, которым Деннер снабдил шалюмо, фактически и дал название «кларнет», что является уменьшительным названием от итальянского «clarino» - «clarnetto». Иоганн Кристоф Деннер передал своё музыкальное дело сыну, который также внёс свою лепту в развитие технических возможностей кларнета. Первым шагом было то, что он сделал раструб инструмента более широким. Это сделало тембр кларнета лучше. Затем мастер сдвинул тыльный клапан (вышеупомянутая «дуодецима») вверх, и сузил отверстие, находившееся под ним. Таким образом, верхний регистр зазвучал качественнее. Однако в процессе такого перемещения «потерялась» нота «си». При нажатии на дуодецимный клапан теперь звучала нота «си-бемоль». Для восстановления ноты Деннер-младший удлиняет нижнее колено инструмента и добавляет новый клапан внизу. Этот ход и определил пограничную нижнюю ноту в диапазоне кларнета. «Ми» малой октавы и по сей день является самой низкой нотой на инструменте. Все нововведения сына Иоганна Деннера историки относят к 1720 году. Ещё один музыкальный мастер, Бартольд Фриц, позднее также внёс свой вклад в создание кларнета. Третий клапан теперь закрывался мизинцем левой руки, благодаря своему изменённому расположению. В 50х годах XVIII века Иосиф Беер, немецкий кларнетист, встроил в нижнее колено два новых клапана. Диапазон инструмента стал богаче на два «базовых» звука - «фа-диез» и «соль-диез» малой октавы. При передувании, эти «базовые» звуки превращались в «до-диез» и «ре-диез» второй октавы. К концу XVIII века у кларнета появляется ещё один, уже шестой, клапан. Так, у кларнета появился ещё один звук: до-диез. Случилось это благодаря разработке Ксаверия Лефера, французского кларнетиста и профессора Парижской консерватории. Вот таким и вошёл в новый век этот деревянный духовой инструмент. Динамика звучания вполне подавалась исполнительской регулировке. Также музыканту были под силу как легатные так и стаккатные мелодии. Но оставалось ещё преодолеть сохранившуюся «неровность» и контрастность между регистрами. Слушая исполнение на кларнете с закрытыми глазами, вполне можно было сказать, что перед слушателем - два разных музыкальных инструмента. Нижний регистр отличался густыми мрачными красками, верхний же поражал своей яркостью и силой. Внизу слышались ноты шалюмо, а вверху - мотивы кларино. Слишком большого мастерства от исполнителя требовали связующие звуки между регистрами, а именно: «соль-диез», «ля», «си-бемоль» первой октавы. Кларнет с трудом «поддавался» даже виртуозам. Необходимость передувания на дуодецимный интервал также прибавляло сложностей исполнителю. Когда тональность исполняемого произведения была неудобной для кларнетового строя, и появлялось много встречных ключевых знаков, то перед исполнителем возникали определённые аппликатурные трудности. Нужно было их преодолевать. Решение пришло в виде предложения создать «семью» кларнетов. Другими словами, возникла необходимость изготовить инструменты разных размеров. В итоге появились кларнеты с разным музыкальным строем. Изначально кларнетовая «семья» состояла из таких строёв: до, ре, фа, ля, си-бемоль, си. «Ре» - кларнет ещё назывался «малым», а «фа» - кларнет - «бассетгорном». Существенное развитие и усовершенствование большой семьи европейских духовых инструментов произошло в XIX веке.

Значительной фигурой, внёсшей огромный вклад в улучшение деревянных духовых музыкальных инструментов, был знаменитый музыкальный мастер Теобальд Бём. Одной из главнейших заслуг мастера стала разработанная им новая аппликатурная система. Ставилось за цель поднять на несколько ступеней уровень виртуозности исполнителя, а, следовательно, улучшить технические данные инструмента. Также Бём приложил усилия к тому, чтобы кларнет звучал достаточно выверено и насыщенно во всём своем диапазоне. Так что кларнету было «предрешено» продолжить путь усовершенствования. Немецкий кларнетист-виртуоз Иван Мюллер помимо своих исполнительских талантов запомнился музыкальной истории еще и тем, что он значительно модернизировал «си-бемольный» кларнет. Им была проделана серьёзная работа в области переделки игровых отверстий. Важный момент состоял в том, чтобы соблюсти акустические законы выстраивания звукоряда. Сначала мастера изготавливали практически все отверстия на кларнете таким образом, чтоб исполнитель мог полностью закрыть каждую дырочку пальцем руки. Качество интонации страдало от несоблюдения акустических законов. Для достижения чистой интонации, Мюллер установил дополнительный клапан над «фа» - отверстием, и ещё несколько таких же клапанов над другими отверстиями. Теперь их стало 13. Конечно же, мюллеровская аппликатурная система также усовершенствовалась со временем. Механика кларнета весьма разнообразилась: отверстия, клапаны, рычажки - всего этого стало значительно больше. Потрясающее изменение в истории инструмента случилось в начале 40х годов. Гиацинт Клозе и фирма «Буффе Крампон» объединили совместно свои силы, и создали кларнет с выровненными по звучанию регистрами, хорошим легато и яркими трелями. Однако мастера весьма усложнили аппликатуру из-за того, что им пришлось вносить много дополнений в механику инструмента. В наши дни существуют кларнеты двух систем: бёмовская и мюллеровская.

Кларнет - деревянный духовой инструмент с одинарной тростью, широким звуковым диапазоном и мягким тембром. Может выступать как в качестве сольного инструмента, так и в составе оркестра или ансамбля. Кларнет может быть использован в произведениях любых музыкальных жанров.

От свирели до кларнета

Появление кларнета приходится на рубеж XVII-XVIII столетий. Изобретен был музыкальный инструмент Иоганном Кристофом Деннером - мастером, который специализировался на изготовлении деревянных . Занимаясь усовершенствованием старинной французской свирели, или, как ее называли, шалюмо, мастер пришел к созданию нового музыкального инструмента с более широким диапазоном.


Иоганн Кристоф Деннер

Шалюмо был достаточно распространенным инструментом, используемым для игры в оркестрах во Франции. Это была трубка цилиндрической формы с семью отверстиями, которые при исполнении необходимо было закрывать пальцами. Диапазон шалюмо составлял всего одну октаву. Деннер заменил язычок камышовой тростью, крепимой на мундштуке, и убрал трубочку с пищиком. Впоследствии добиваясь расширения диапазона звучания, инструмент претерпевал еще много переделок.

Переломным моментом, когда из «улучшенного шалюмо» появился принципиально новый инструмент, стал клапан, позволяющий переходить во вторую октаву. Звучание в новом диапазоне напоминало трубу под названием кларино. Именно она и дала название инструменту кларнету, который в переводе означает «маленькая кларино».

Дело отца продолжил сын Якоб, его кларнет был оснащен уже двумя клапанами. Далее, с 1760 по 1785 года постепенно добавлялось еще по одному клапану мастерами со всего мира. Третий клапан добавил австриец Паур, четвертый - бельгиец Роттенбург, пятый - английский мастер Хэйл. В 1790 году французом Жаном Ксавье Лефевром был присоединен последний, шестой клапан, как в классической модели кларнета.

Разновидности и усовершенствование инструмента

Мастера XIX века всего мира также пытались приложить руку к усовершенствованию оригинального музыкального инструмента. Так появились французские, австрийские, немецкие кларнеты, кларнеты Альбера и Фрица Шюллера. Во Франции к кларнету присоединили кольцевые клапаны, которые применялась только во флейте. Считается, что французские кларнеты более приспособлены для быстрой виртуозной игры, немецкие же отличаются большей выразительностью звука. Еще несколько фирм выпускали экспериментальные модели кларнетов с различными расположениями клапанов, но они не получили особого распространения.

Точную дату рождения кларнета назвать сложно. С некоторой степенью очевидности можно исходить из того, что в последнее десятилетие XVII века нюрнбергский мастер Иоганн Христоф Деннер (Johann Christoph Denner) настолько усовершенствовал свою модель нового духового инструмента, что можно было говорить о рождении кларнета.

Некоторые немецкие справочники предлагают более точную дату: 14 января 1700 года. Другие склоняются к 1696 году при датировке изобретения. Зато авторства Деннера вроде бы никто не оспаривает.

"Левша" из Нюрнберга

Иоганн Христоф Деннер родился в 1655 году в Лейпциге. Его отец был токарем и одновременно настройщиком музыкальных интструментов. Деннер-старший работал как с деревом и слоновой костью, так и с медью. В 1663 году семья Деннеров перебралась в Нюрнберг. В 1676 году открылась мастерская. Заказы приходили со всей Германии.

Ученик своего отца, Иоганн Христоф Деннер был, по выражению одного из биографов, "не только прилежен, но и одарен музыкально". Его особенным увлечением стало усовершенствование конструкции и звучания инструментов. Так, до сих пор для мастеров служат эталонами флейты из мастерской династии Деннеров. С именем Деннера связывают совершенствование гобоев и фаготов. Но, пожалуй, главным и принципиально новым достижением потомственного изобретателя стал кларнет, усовершенствовавший старинную свирель.

Первый кларнет был разработан Деннером на основе старинного французского духового инструмента - шалюмо. Главным революционным нововведением Деннера стал клапан на обратной стороне инструмента. При помощи этого клапана стал возможным переход во вторую октаву. Над усовершенствованием своего детища Иоганн Христоф Деннер проработал до своей сравнительно ранней смерти в 1707 году. Существуют предположения, что автором кларнета с двумя и даже с тремя клапанам является сам Деннер. Доподлинно известно, что транспонирующие инструменты с двумя клапанами изготавливали его сыновья и наследники.

Кларнет как двигатель музыкального прогресса

Благодаря клапанам, дающим возможность транспонирования и расширения звуковой палитры, кларнет стал одним из самых интересных для исполнителей и композиторов музыкальных инструментов. К концу XVIII века устоялась модель с шестью клапанами, создателем которой стал знаменитый французский музыкант Жан-Ксавье Лефевр. Семейство кларнетов стало быстро разрастаться – от колоратурных "пикколо" до басовых.

"Дамский" инструмент

Правда, дорогу в престижные оркестры кларнеты пробивали себе сперва с трудом, именно в силу своей новизны. Так, работая в Мангейме с княжеским оркестром, одним из лучших в Европе, Моцарт писал отцу: "Ах, если бы только тут были кларнеты! Вы не представляете себе, какой прекрасный эффект дает в симфонии сочетание флейт, гобоев и кларнетов!" Вскоре его желание исполнилось, кларнеты появились и в Мангейме, и в других оркестрах Европы.

Контекст

Значительную роль в развитии инструмента и репертуара для него уже в XIX столетии сыграл Иван Мюллер (Iwan Müller), немецкий кларнетист-виртуоз. С именем Мюллера и его усовершенствованиями связывают "золотой век" кларнета.

Герои нашего времени

Наверное, только скрипка и фортепьяно могут превзойти кларнет по количеству ярких солистов и солисток. Королевы современной классической кларнетной сцены – две дамы: немка Сабина Майер (Sabine Meyer) и израильтянка Шарон Кам. В этом инструменте вообще много женственного, не случайно по-немецки кларнет - женского рода, а Иоганнес Брамс (Johannes Brahms) и вовсе называл инструмент "Фройляйн Кларнет".

Впрочем, и мужчины отдают должное этому инструменту. Йорг Видман (Jörg Widmann), один из самых значительных композиторов Германии, неразлучен со своим кларнетом, возможности инструмента служат ему источником вдохновения. Израильский кларнетист-виртуоз Гиора Фейдман поражает публику своими импровизациями. Джазовый кларнет, ведущий свою родословную от Сиднея Беше, Бенни Гудмена и Эрика Долфи, в последние годы переживает очередной всплеск популярности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КЛАРНЕТ. История создания Дмитриев М.А. преподаватель СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств № 13 Курортного района»

Был изобретен в конце XVII - начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707). Кларнет – язычковый деревянный духовой инструмент с одинарной тростью.

Иога́нн Хри́стоф Де́ннер (13 августа 1655, Лейпциг - 20 апреля 1707, Нюрнберг) - немецкий музыкальный мастер, считающийся изобретателем кларнета Деннер родился в семье токаря Генриха Деннера, занимавшегося также изготовлением и настройкой духовых музыкальных инструментов. В 1666 году отец и сын переехали в Нюрнберг, где в 1678 году молодой Деннер открыл первую фабрику по производству инструментов. В дальнейшем семейное дело продолжили сыновья Иоганна Деннера - Якоб и Иоганн Давид. До наших дней сохранилось 68 инструментов, автором которых считается Деннер.

Наибольшую известность Деннер получил как изобретатель кларнета. С 1680-х годов он работал над усовершенствованием конструкции старинного духового инструмента - шалюмо, и около 1690 года в результате различных экспериментов был получен новый инструмент, названный кларнетом. Некоторые исследователи оспаривают как дату появления кларнета, так и приоритет Деннера в авторстве этого изобретения. Единственный сохранившийся кларнет, считающийся работой самого Деннера, хранится в Калифорнийском университете в Беркли, второй существовавший инструмент был утрачен во время Второй мировой войны. Первое же сохранившееся упоминание о кларнете в печати датировано 1710 годом, то есть три года спустя после смерти Деннера.

Шалюмо ́ (фр. chalumeau , от греч. κάλαμος - «тростник») - деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма. Считается предшественником современного кларнета. Звукоряд шалюмо в основном диатонический. Поскольку инструмент не оснащен клапанами, хроматические ноты на нем звучат неясно и иногда неточно по высоте. Диапазон шалюмо не превышал полутора октав, поэтому существовали несколько разновидностей этого инструмента, настроенных в разных регистрах. В XVI-XVII веке шалюмо периодически включались в оркестры. Различные сольные произведения для этого инструмента создавались вплоть до 1730-х годов (концерт Иоганна Фридриха Фаша, двойной концерт Телемана). До наших дней сохранились восемь экземпляров старинных шалюмо. Предпринимаются попытки воссоздать на их основе современные копии инструментов Слово chalumeau встречалось во французском языке с XII века и первоначально использовалось для обозначения разных типов духовых инструментов. По конструкции шалюмо занимает промежуточное положение между блокфлейтой и кларнетом. Как и кларнет, шалюмо обладает цилиндрической трубкой и одинарной тростью.

Основным нововведением, позволяющим четко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо ») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся « кларино » (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus - «ясный» (звук). Эта труба дала свое название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino ». диапазон кларнета

В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана.

Инструменты такой конструкции были весьма распространенными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, бельгийский мастер Роттенбург - четвертый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан- Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

Лефевр преподавал в Парижской консерватории с самого ее основания (1795) до 1824 года. Среди его учеников - многие известные кларнетисты своего времени, в их числе Бернхард Хенрик Круселль. В 1802 году вышла в печать его «Школа игры на кларнете», пользовавшаяся большой популярностью и переведенная на итальянский и немецкий языки. Жан- Ксавье Лефевр Лефевр был первым, кто расширил диапазон кларнета до современных границ (ми малой октавы - до четвертой октавы) и использовал трели на всем его протяжении. Ему также приписывается создание классической « добёмовской » модели инструмента с шестью клапанами (добавление клапана для ноты до-диез первой октавы/соль-диез второй), однако наряду с этим существует мнение, что Лефевр только перенял идею шестиклапанного инструмента, первые образцы которого появились в Германии.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета. В начале XIX века кларнет был достаточно технически несовершенным инструментом. Некоторые хроматические звуки были недостаточно интонационно чистыми, и композиторам при написании музыки приходилось учитывать особенности инструмента.

Иван Мюллер К 1809 году он окончательно оформил новую модель инструмента и при поддержке парижского банкира М. Пети основал фабрику, на которой производились такие кларнеты. Первое сольное выступление Мюллера на новом инструменте произвело сильное впечатление на музыкальную общественность, и кларнет системы Мюллера начал быстро завоевывать популярность среди музыкантов, в числе которых были Генрих Берман и Иоганн Херштедт. В 1810 году Мюллер написал «Школу усовершенствованного кларнета». Мюллер уточнил расположение звуковых отверствий на корпусе кларнета, изобрел новую форму клапанов (вместо использовавшихся ранее плоских клапанов с кожаной подкладкой он сконструировал объемные « таблеткообразные »), предложил новое расположение мундштука (тростью вниз) и сделал ряд других усовершенствований. Среди других изобретений Мюллера - лигатура, особое устройство для прикрепления трости к мундштуку. До этого времени в качестве лигатуры использовался особый шнурок (на немецких и австрийских моделях кларнета шнурок применяется до наших дней).

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назватьАдольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера. Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Буффе (брат основателя фирмы « Buffet-Crampon » Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретенную флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма » или «французский кларнет».

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие свое происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы. В 1900-х гг. берлинский мастер Оскар Элер (нем. Oehler ; 1858-1936) внес в нее небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера ».

Открыв в 1887 году собственную мастерскую по изготовлению инструментов, Элер взялся за улучшение конструкции существовавшей тогда в Германии модели кларнета Генриха Бермана. Мастер добавил дополнительные отверстия (расширив их количество до 28), при этом, однако, не меняя количества управляющих клапанов (их осталось 22). Таким образом, без усложнения аппликатуры стало возможно извлекать звуки более широкого диапазона и более чистого интонирования. Кроме того, Элер упростил извлечение некоторых нот и предложил новую конструкцию мундштука с чуть вогнутой фасеткой (поверхностью, прилегающей к трости). Идеи Элера были приняты на вооружение и развиты немецкими мастерами XX века, среди которых наиболее известны Артур Юбель (1888-1963) и Людвиг Варшевски (1888-1950). Инструменты конструкции Элера были широко распространены вплоть до середины XX века, когда их стали вытеснять кларнеты французской системы, тем не менее, и в наше время «немецкие» кларнеты активно используются в Германии и Австрии. Оскар Элер

Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бо́льшую выразительность и силу звука. В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетисты. Помимо систем Бёма и Элера, существует еще несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале XX века фирма « Selmer » выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки. Современный кларнет представляет собой технически достаточно сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры