Интервью с Антоном Беляевым (Therr Maitz). Беляев антон Антон беляев интервью

Главная / Психология

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Проект «Голос» на Первом канале познакомил телезрителей со многими талантливыми музыкантами. Среди них - АНТОН БЕЛЯЕВ, вокалист, автор песен, клавишник, один из создателей группы Therr Maitz. И если большинство звезд подобных телепроектов быстро гаснут, то популярность Антона, похоже, с каждым днем только набирает обороты

Антон Беляев - профессиональный музыкант. Он выпускник отделения эстрады и джаза Хабаровского института культуры и искусств, музыкальный продюсер. Свою группу Therr Maitz Антон основал еще в начале 2000-х годов. «Даже не могу сказать, когда точно, - говорит он, - потому что это всё было как бы между делом. Не было никакой структуры, мы просто играли. Потом, когда нам стало тесно в рамках Хабаровска, мы поехали во Владивосток, еще какое-то время выступали в Японии, а потом всё это замкнулось и уперлось в никуда. Стало понятно, что надо валить в Москву».

В столице Антон был продюсером других исполнителей - таких как Полина Гагарина, Елка, Максим Покровский, а собственные музыкальные поиски отодвинул на второй план. Пару лет назад в группе Therr Maitz сменился состав, и коллектив вновь начал активно развиваться. Сейчас ребята готовят к выпуску новый альбом.

Несмотря на столь внушительное резюме, глобально Антон прославился лишь в тот момент, когда встал из-за рояля после исполнения песни Криса Айзека Wicked Game на «слепом» прослушивании в проекте «Голос». Тогда все члены жюри повернулись - все были готовы стать наставником Антона. А певица Пелагея, как истинная женщина, увидев симпатичного вокалиста, даже не смогла удержаться и ахнула. Когда я спросила Антона, знает ли он о силе своего обаяния и пользуется ли этим, музыкант задумался лишь на секунду, после чего улыбнулся: «Я всегда чувствовал себя способным на многое и не могу сказать, что мне пришлось использовать свое обаяние, чтобы куда-то попасть. Не помню, кто это сказал, но хочу повторить: я и до этого момента, в общем-то, был звездой, просто вы были не в курсе».

Это было новогоднее шоу и хит-парад, сейчас готовится продолжение, но пока всё находится на стадии устных договоренностей. Это мой первый опыт в качестве ведущего, и опыт непростой. Я и так не чувствую себя суперраскованно в этой роли, а мне к тому же не поставили суфлер. Дали текст на десять страниц формата А4, в котором было много всякой информации: названия групп, порядок представления, еще какие-то вещи... Позже я просмотрел «Красную звезду» и подумал, что мог бы отработать и лучше. Но в целом, наверное, мне не стыдно. Вроде ничего.

Планируешь продолжать карьеру на телевидении?
Смотря в каких проектах и в каком качестве. Мне предлагали участвовать в музыкальных проектах, к которым я не готов, потому что не хочу сильно отклоняться в жанровом плане. Я не такой гибкий, как, возможно, кому-то хочется. То есть петь «правильные» русские песни меня всё равно никто не заставит. И это вопрос не финансовый. А в качестве ведущего я могу себе позволить быть и таким и эдаким, и это не будет как бы проституцией по отношению к моей музыке. Думаю, что я продолжу развиваться в эту сторону.

А что, кто-то уже пытался заставить тебя петь «правильно»?
Конечно. Но мне не нужно, чтобы меня кто-то брал под крыло. Не нужно быть чьим-то братом, сватом, быть кому-то должным. Я делаю то, что делаю, и если это продается и радует людей - значит, всё хорошо. У меня есть свои внутренние рамки. Мне уже дважды предлагали организовать для Therr Maitz концерт в Кремле, но я счел, что это какая-то шизофрения.

Почему же? Разве это не мечта каждого российского артиста?
У нас немножко другая музыка. Дело в том, что наши люди очень быстро реагируют на запах денег. Поняв, на ком можно заработать, они берут его не глядя. Я встречаюсь с людьми, они говорят: «Концерт в Кремле. Всё получится. Мы завесим баннерами всю Москву». Я спрашиваю: «Вы вообще знаете, что мы играем?» Они: «Ну как? Вот же…» Я говорю: «Да нет, ситуация чуть-чуть другая». И даже после того, как они понимают, что для них наша музыка неформат, всё равно стоят на своем: «Да ладно, всё классно». То есть для них главное - продать сейчас. А как это будет выглядеть, насколько уместно - неважно. Возможно, мы заработаем несколько миллионов с концерта, они заработают несколько миллионов - вот и весь смысл. А то, что люди придут в «сидячий» зал и поймут, что их там подавляют дабстепом, никого не волнует. Это уже, получается, проблема наша и зрителей. Мне бы этого не хотелось.

Антон, Therr Maitz существует уже много лет. Как думаешь, что мешало группе, да и тебе самому, стать популярными раньше?
Всему свое время. Наше творчество раньше было слишком сложным, атмосферным и информативным только для музыкантов. Это был не тот жанр, который может захватывать людей так широко. Сейчас же мы играем альтернативную музыку, которая при этом остается достаточно попсовой, - наши песни даже поют под гитару во дворе. Если говорить обо мне, то «по-взрослому» я выступаю не так давно, может быть, пару лет. До этого на сцене функционально я был дополнением к своим синтезаторам. Меня больше интересовал продакшн. Для меня было ценнее время, проведенное в студии, а не на сцене. Поэтому я не мог продавать себя в качестве сценического артиста. Но со временем меня стало подташнивать от работы над чужой поп-музыкой, и приоритеты начали смещаться. Плюс в какой-то момент ушли на второй план финансовые проблемы, которые были, когда я переехал в Москву. Уже не надо было рано утром вставать и идти зарабатывать деньги, чтобы снимать квартиру.

Ты знал, чем будешь заниматься в столице, или приехал наобум?
Не было ничего внятного. Первыми приехали самые смелые парни из группы - гитарист и бас-гитарист. Через два месяца приехал я. Они тут скитались, не могли найти себе места, а со мной в спайке оказалось проще. Потому что я аранжировщик-продюсер, и, как только я получаю какой-то заказ, работа автоматически появляется у всех вокруг. Так мы существовали пару лет и расширялись от заказа к заказу, пока все наконец не были накормлены, напоены и расселены. Тогда мы и начали свое движение. Полтора года обкатывались, выступали на фестивалях, клубных концертах. Прошлой осенью мы готовили пластинку, часть которой записывали в Лондоне, - это была кропотливая работа. Но в итоге подвернулся «Голос». Весной у нас будет новый этап - выход альбома, расширение программы, более дорогое шоу.

Мне очень нравится ваша песня I’m Feeling Good Tonight, но я не смогла найти ее в Сети. А ведь еще осенью вы обещали снять на нее клип.
Да, никаких конечных вариантов из того, что мы сейчас играем и что войдет в наш новый альбом, вообще нигде нет. Есть какие-то демоверсии, но первый релиз будет в начале февраля: мы представим песню, которую еще никто не слышал. Клип I’m Feeling Good Tonight уже снят, он сейчас на этапе постпродакшн. Это история про туповатого менеджера, который провалился в кроличью нору, как Алиса в стране чудес. Там и развивается действие. Вообще, наверное, наш менеджмент с удовольствием расскажет об этом. А мне хочется увидеть, как люди отреагируют. Я немножко боюсь.

Чего? Реакции?
Да. Знаешь, бывает, тебе рассказывают про какое-то новое кино, что оно крутое и офигенное, а ты смотришь и думаешь: «Ну и что?» Хочется, чтобы люди поняли, что мы их не обманываем.

Ты сам песни пишешь?
Только на английском языке, на русском - нет. Я могу вмешаться только в процесс. В основном я работаю над конечным видом продукта: как будет звучать песня, кто будет петь, играть и так далее.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы уверенно писать на иностранном языке - рассказы, песни, - нужно по меньшей мере пожить в стране, где на этом языке говорят.
В какой-то книге - или фильме? - был персонаж, который знал всё про Париж и в любом разговоре вставлял: «А в Париже в это время снег, и солнце на него падает вот так» или «А в Париже такие-то рассветы и закаты». А потом выяснилось, что он там ни разу и не был. То есть дело не в том, где ты был и что видел, а какое имеешь представление и к чему стремишься. Я, кстати, тоже из этой категории. Я никогда не был в Париже, но у меня есть песня Paris Line - о том, как самолет садится в районе Эйфелевой башни.

Антон, метафоричность твоей речи я отметила, еще когда читала твои интервью. Ты не пробовал что-то художественное написать?
(Смеется. ) Нет, не пробовал. Я ленивый очень. Мне друзья часто говорят: «Блин, надо про тебя мемуары написать».

Не рановато мемуары-то?
Конечно, это не всерьез. Первое и последнее, что я написал, было что-то вроде резюме. Мой приятель Игорь Григорьев, музыкант и бывший редактор журнала «ОМ», как-то презентовал меня на одном сайте и долго пытал, чтобы я дополнил его материал своей биографией. Ну я и написал - с матом, смайликами, многоточиями. Представляешь? Он это увидел и сказал: «Чувак, мы оставим всё как есть». И потом еще этот текст прокомментировал, что только такую прозу ему хотелось бы читать, что это чуть ли не Лимонов… В общем, перехвалил меня. Для музыкантов тексты - это проблема. У нас, например, до сих пор нет своего пресс-релиза, мы про себя не можем ничего написать - неловко. Почитай на современных сайтах тексты каких-нибудь бездарных диджеев - у них про себя очень много написано: я такой, сякой, мой трек поддержан тем-то… Всё это глупости.

Сочинения в школе тебе тоже неловко было писать?
С ними было легче, я помню. Мысли у меня всегда рождались нормально, а вот с орфографией до сих пор проблемы. Я всё время проверяю, правильно ли написал слово.

Читала, что тебя выгнали из всех школ: и из средней, и из музыкальной…
Нет, из музыкальной не выгоняли, там всё хорошо было. А из общеобразовательной выгнали, но не потому, что плохо учился.

Хулиганил?
Да, были всякие прецеденты. Я учился в школе, которая считалась элитной, и в какой-то момент дирекция сочла, что эта школа и я несовместимы из-за моих юношеских поступков и приводов в милицию.

Если не секрет, чем ты тогда отличился?
Преступления, в общем, были. Я никогда не был злым парнем… Ходил в музыкальную школу через парк. Получал там время от времени по голове. Просто жил в такой среде: или ходишь постоянно с разбитым глазом, или самоутверждаешься. В двенадцать-пятнадцать лет невозможно самоутвердиться за счет умения играть на фортепиано. Мозг не работает так. Поскольку у меня есть лидерские задатки, я имплантировался в эту среду и даже стал кем-то вроде вожака. Свое положение приходилось оправдывать бравыми поступками: морду набить, что-то отобрать. Всё было довольно серьезно. Когда я уезжал из родного Магадана на учебу в Хабаровск, меня провожал целый парад неприятностей. (Смеется. )

Совесть тебя не мучила?
Мучила. Мне нужно было наступить на грабли эдак раз пять, чтобы понять, что это совершенно не мой путь.

Твоя семья осталась в Магадане?
Да, там живут мама, моя сестра и ее сын - мой племянник. Еще есть бабушка. Ей на днях исполнилось 85 лет, и я умудрился сбежать с гастролей и приехал домой, где меня совсем не ожидали увидеть. (Улыбается. ) Сестра последние десять лет живет с мамой, потому что мама болеет и нужно, чтобы кто-то был с ней рядом. Она у нас бывший инженер-программист, такой серьезный специалист из серьезной организации. В Магадане были популярны всякие геологические исследовательские организации, и она работала в одной, пока в стране не начался развал. Когда всё развалилось, мама стала учительницей информатики в школе. Они и моя жена - вот моя семья.

А с будущей своей женой ты встретился уже здесь, в Москве?
Да. Помню, я шел со свадьбы нашего звукорежиссера, зашел к друзьям в кафе, и там была она… Всё довольно-таки просто. Юля у нас в Therr Maitz генеральный менеджер, она координирует всё вокруг. Буквально на днях это стало ее основной работой, она ушла с «Европы Плюс», где была журналистом, потому что совмещать стало невозможно.

Юля не пробует себя в музыке?
У нее есть желание развиваться в этом направлении. Она сейчас занимается вокалом, учится играть на фортепиано. Она очень музыкальная. Думаю, мы бы в свое время даже не стали общаться, если бы это было не так.

Скажи, а как Юля относится к твоей возросшей популярности? Вот обрати внимание, как на тебя смотрят дамы за соседним столиком.
(Улыбается. ) Юля контролирует мою социально-сетевую жизнь, для нее открыты все мои аккаунты. К этому я отношусь как к работе, и она об этом знает. Люди, конечно, разные бывают. Обычно я без проблем фотографируюсь со всеми желающими, но некоторые ведут себя странновато и излишне напористо. Это неприятно и Юле, и мне. Невозможно ведь каждому объяснить, что ты пришел просто отдохнуть, в какой-то момент хочется это все прекратить.

Злишься?
Реагирую по возможности спокойно, я не грубиян. Меня сложно разозлить. Я склонен оценивать ситуацию с разных сторон, ставить себя на чужое место и стараться понять, почему происходит так, а не иначе. Я вообще к людям не строг. Я не ненавижу тех, кто не отдает мне деньги, тех, кто опаздывает на встречу со мной. Я быстро прощаю тех, кто необязателен по отношению ко мне. Просто делаю для себя выводы. Люди, которые набрали достаточно много негативных очков, перестают для меня существовать. Но я ни с кем не ругаюсь, никого не пытаюсь вылечить или доказать, что надо жить так. Это не мои проблемы.

Наверное, с тобой тяжеловато работать: когда не ругают, трудно понять, что ты сделал что-то не так.
Нелегко, потому что, несмотря на внешнюю «няшность», в работе я тиран, никогда ни под кого не подстраиваюсь. Слава богу, люди, которые сейчас со мной, прекрасно понимают, что какие-то вещи я не приемлю, и проколов у нас почти не бывает.

В одном интервью на радио ты представлял своих ребят и начал делать это, цитирую, «с самого неважного человека» - звукорежиссера. Ребята не обижаются на такие шутки?
Если бы мой звукорежиссер после эфира мог сказать «Зачем ты меня обидел?», думаю, мы бы с ним просто не общались. Я же шучу не для того, чтобы сказать, что я в шоколаде, а остальные в... (Улыбается. ) Понятно, каждому хочется, чтобы на него кидались дамы, но все также прекрасно понимают, что плоды работы мы пожинаем вместе, пусть и в разной степени. У нас своеобразный компанейский юмор, некое отрицательное обаяние: мы все время друг другу грубим, но на самом деле за этим стоит большая любовь. Ребята хорошо меня знают, так что я абсолютно спокоен.

И, чтобы вы не удивлялись, что в интервью не прозвучат два главных вопроса, которые беспокоят поклонников коллектива, отвечу на них за героя. Название группы произошло от измененного слово «термиты» и не имеет перевода или символического значения — просто Антону понравилось, как звучит это сочетание, напоминающее «правильную кличку собаки» с акцентным р-р-р. А на русском он не поет принципиально: по словам Беляева — это его попытка расширить границы, и не только музыкальные, но и культурологические и ментальные.

Начать хотела бы с формального повода нашей встречи — концерта, посвященного 7-летию группы, который пройдет на «Флаконе». Что это будет за шоу и будет ли оно как-то отличаться от программы, представленной в марте в Stadium Live?

Будет, да — всегда чем-то отличается. Но про сюрпризы не скажу специально. Мы не можем играть одинаково каждый раз: нам скучно. Плюс это воздух. На открытых площадках всегда другая энергетика, другой контакт с публикой. Это инспирирует нас на какие-то странные вещи, да и люди ведут себя немножко более раскованно.

7 лет — весомый срок. Как за эти годы изменилось ваше ощущение музыки и как — отношение аудитории к ней?

Аудитория растет и меняется, и нам приходится делать это вместе с ней. Внутренне все стало только сложнее. Планка критичности к себе поднимается выше и выше. И для меня это разрушительно. На первый план выходят нюансы. А музыка «расчищается». Мы стали сокращать слои и стремиться быть точнее в каких-то главных вещах, не прятаться за количеством дизайна, который я лично очень люблю.

В одном интервью вы как-то сказали, что «для того, чтобы оставаться с аудиторией, нужно делать что-то простое». Вы по-прежнему так считаете?

Музыканты вообще по-другому относятся к музыке. Помимо того, что это работа и ты «перенасыщен» музыкой, ты находишься в постоянном соревновании сам с собой и все время пытаешься усидеть на двух стульях. С одной стороны — удовлетворить свои амбиции, с другой — не потерять связь со слушателями. Мы все понимаем, что Шнитке — это прекрасно, но есть ограничения. Мы играем другую музыку, но тоже заигрываемся в интеллект. Была бы моя воля, я бы играл только сложную, по-настоящему интеллектуальную музыку, но я понимаю, что это не то, чего от меня ждет моя аудитория. Поэтому приходится себя все время одергивать.

Другая ваша цитата: «Музыка — показатель уровня жизни в стране». Продолжая аналогию: как у нас в стране сейчас с уровнем жизни?

Музыка — пластиковая, как, судя по всему, и все остальное (Смеется). Дело скорее в том, готовы ли люди вообще слушать музыку и тратить на это время. Ведь музыка — способ уйти от проблем, и многие используют ее именно в этой функции. Мне, конечно, сложно судить: мы живем в Москве, а это другая планета. Но по тому срезу, который я наблюдаю, складывается впечатление, что люди открылись музыке, они стали ментально к ней готовы. Мы долго находились за занавесом, и любые тенденции заходили к нам как бы из-за угла, да еще с большим опозданием. Как правило, их приносили отдельные личности и «заражали» ими пространство вокруг себя. А сейчас происходит «массовое заражение» — не без помощи digital, конечно. Люди имеют желание, настрой и возможность — и выбирают музыку «под себя». Это их поле жизни, и они сами нас туда приглашают.

Вы говорите, что западный рынок перенасыщен, но все же не теряете надежд его захватить — и в том числе поэтому, как я понимаю, поете на английском. Почему пока не получается?

Я по своей природе немного снайпер. Я не могу все время бежать куда-то со штыком. Мне это эмоционально не подходит. Я всматриваюсь, и если появляется возможность — стараюсь выстрелить. Но я не готов сейчас сесть в автобус и поехать в тур по Америке, не готов играть в пустых залах. Мы все прекрасно понимаем, что попадание в категорию пусть даже не А, куда входят Бейонсе, Джей-Зи и другие артисты такого масштаба, а даже в категорию B требует огромных финансовых вложений. Нельзя заехать на «Запорожце» в этот бизнес. В нашем случае была счастливая возможность в лице канала и вовремя подвернувшегося шоу расширить свою аудиторию. А без этого ничего не происходит. Все это требует поиска людей, таргетированной активности, это стоит огромных денег. Но самое важное — как подготовлен конкретный человек. Когда я почувствую, что я выйду на любую площадку и смогу взять аудиторию за горло, тогда, наверное, я буду там.

Забудем на время о Западе. Российская музыкальная сцена в последние годы заметно омолодилась. Вы следите за этими зачастую субкультурными процессами, вам это интересно?

Мы наконец-то оказались в Америке 90-х. Но все это вспышки. Я к ним никак не отношусь — мне просто все это не очень интересно. Это не связано с качеством этих людей или их продукта. Я живу в достаточно закрытом мире, и YouTube мне вряд ли подкинет то, что меня удивит. Ни Егора Крида, ни Оксимирона, ни Hatters. Очень важно, в каком информационном поле существует человек. Я намеренно избегаю контакта с «новым» — мне кажется, оно меня засорит.

А в этом вашем «закрытом мире» есть какие-то предпочтения? Или, может, музыканты, артисты, которые как-то на вас влияют и инспирируют?

Я слушаю огромное количество музыки, но никогда не слушаю ее в быту. У меня запрещено включать музыку в машине, когда я дома, жена никогда не ставит «свою» музыку. Для меня это просто напряг. Даже если музыка играет фоном в ресторане, я вынужден погружаться в анализ, и это все меня мучает, а я не хочу работать все время.

По интервью, которые я читала, сложилось впечатление, что вы человек достаточно бескомпромиссный в том, что касается творчества. Вам это когда-то мешало? Наверняка же были случаи, когда можно было «прогнуться» и получить за это какие-то особенные дивиденды?

Вы имеете в виду мое бесконечное стремление к прекрасному (Смеется)? Это как детская травма. Когда я не понимал, что нет никаких волшебных кнопок, и не знал, что, для того, чтобы достигнуть успеха, надо просто развиваться и двигаться по нарастающей, мне хотелось быстрых результатов, но никто из многочисленных «старших товарищей» не предложил мне внятных схем или решений. Естественно, я слежу за какими-то моделями распространения и продвижения и опираюсь в том числе на чужой опыт, но четко понимаю, что если я решился этим заниматься, то сам, лично должен разбираться в этом лучше других. Короче, жизнь, видимо, не подбрасывала простых вариантов, и все, кто мог мне помочь, предлагали перевоплотиться во что-то понятное, а мне хотелось донести то, что я закладывал в свою музыку, и не искать проторенных путей. Не переодеваться в перья и блестки, не ехать на конкурс, где славные продюсеры поднимут мне по десятке и покажут по центральным каналам. Еще из своих юношеских дней помню, с какой ненавистью относился к российской эстраде. Сейчас, кстати, многое изменилось — я узнал ряд известных артистов, и это оказались прекрасные люди. Но мысль эту я по-прежнему держу в голове, пусть даже на периферии сознания. Хотя я, конечно, уже не тот максималист, который хотел приехать в Москву, все тут сжечь и построить по-новому.

Учитывая вашу нелюбовь к эстраде, вы не жалеете о своем участие в шоу «Голос»?

Нет-нет! Я ненавижу телевидение, ненавижу телешоу. Всерьез презирал людей, которые строили свои карьеры на шоу талантов, мне казалось, что это падение. Я очень долго не мог внутренне согласиться с решением участвовать в «Голосе». Пошел на первый сезон, прошел кастинг, а потом «спрыгнул». Понял: не готов. А потом посмотрел дебютные шоу, увидел, как все это выглядит в телевизоре, и решил — не стыдно. В отличие от многих похожих форматов «Голос» — не пошлятина. До этого проекта было ощущение, что не может быть без блата ничего. Меня это пугало. Больше, чем я жаждал открыть двери, я боялся встать в один ряд с такими людьми. «Голос», конечно, помог решить какие-то проблемы — и в финансовом эквиваленте, и с точки зрения узнаваемости. Но гораздо важнее, что это шоу помогло мне переступить через себя. Это была очень своевременная проверка. Я находился в переломном моменте — и возрастном, и профессиональном. И мог устать от этих постоянных попыток что-то доказать людям, которые меня не слышат. В принципе, я готов был и дальше жить в этом непонимании, но в один день все изменилось.

Я понимаю, что этот вопрос вам задавали десятки раз, но не спросить не могу: как все-таки получается, что шоу талантов, в том числе «Голос», выпускают огромное число одаренных артистов, а в «Голубом огоньке» и на эстраде по-прежнему те же лица, что и 20, 30 лет назад?

Это большой вопрос. Участие в шоу не гарантирует дальнейшего успеха — в контракте это, как вы понимаете, не прописано. Это дает тебе аудиторию людей, которые в конкретный момент времени тобой интересуются. Довольно смешно: я как-то посчитал, что за все участие в «Голосе» с сентября по декабрь меня показывали по телевизору в общей сложности всего 23 минуты. При этом после первого же эфира в ночь мне позвонили какие-то экзальтированные люди и предложили поработать — причем приступать было необходимо уже на следующий день. И я был полностью готов. Первый год мы только и делали, что работали, — нужно было отбивать эти «авансы». За это время выросла аудитория, которая оказалась готова к нашей музыке. Что касается других участников шоу, ситуации бывают разные. Вот артист вроде готов, но у него три фонограммы, материала нет: с чем выступать — не понятно. К такому моменту нужно готовиться. Нельзя приходить на вечеринку без костюма и денег на такси — все может случиться. Если хочешь познакомиться с Миком Джаггером, для начала выучи английский язык.

То есть проблема скорее в слабой подготовке самих участников, нежели закрытости шоу-бизнеса, в который невозможно попасть?

Шоу-бизнес устроен достаточно просто: есть несколько сил, которые условно «контролируют» этот процесс. Те же Black Star, которые регулярно выпускают артистов, и нравится нам или нет, нельзя это не признать — это и маркетинг, и подавление, и агрессивный пиар. Есть большой маркетинг Первого канала, в рамках которого Константин Эрнст и Юрий Аксюта решают, что артист интересен, и он начинает везде появляться в больших количествах. Везде присутствует человеческий фактор, ведь решают все люди — и нужно быть для них интересным, что-то им предлагать. Быть просто прекрасно поющим и хорошо выглядящим человеком недостаточно. Талант должен быть применим к использованию. Любая продюсерская компания — это просто группа людей, выполняющих свою работу, и им нужен материал. Никто не занимается репетицией вокала с артистом (это деньги и время), когда есть куча профессионалов, которые отчаянно хотят прорваться и которые уже готовы. Небольшой тюнинг нужен, конечно, всем, но важно быть строительным материалом, а не просто одаренным вокалистом.

Что должно измениться, чтобы на условном «Голубом огоньке» появились свежие интересные лица, и это не выглядело бы инородно и неуместно?

Я не смотрел «Голубой огонек», но прочитал пост Максима Фадеева в «Инстаграме», возмущавшегося бессменным составом участников. При личном общении спросил — что за праведный гнев человека... который делает то же самое (Смеется)? Что должно измениться? Не знаю. Меняются люди — те, кто ставит эту музыку, и те, кто выбирает ее, включая определенный телеканал. Вообще, меня часто пытаются противопоставлять такой музыке и как бы сталкивать с ней, но я человек неконфликтный, я знаю, что эти люди делают свою работу — и делают ее хорошо. Нам с вами это может не нравиться, но у каждого канала есть бэкграунд: он десятилетиям развлекал эту аудиторию, «растил» ее — и он не может от нее отказаться. Это даже как-то... по-человечески, что ли. Вряд ли Эрнст решит выпускать в эфир фильмы, которые любит лично он сам. То же самое и с музыкой. Представьте: нашим мамам вдруг начнут показывать только сериалы Netflix и ставить англоязычную прогрессивную музыку. Да они офигеют!

Ну, Netflix как раз учитывает предпочтения аудитории, но оборачивает вкусы зрителей в такую качественную и дорогую обертку, что как бы поднимает их на следующий, более продвинутый уровень.

Но этот продукт выстраивается в совершенно иной среде. У нас в России другой уровень морали. Взрослая женщина, учитель, вряд ли будет смотреть в вечерний прайм-тайм сериал «Жиголо». Российское телевидение в том виде, в каком оно существует сегодня, это очень фоновый продукт. Зато бесплатный. Это многое объясняет.

Вы много экспериментируете с форматами и, в частности, писали музыку для кино и театра. Чем этот процесс отличается от написания музыки «для себя»?

Рутина вся та же самая. Но меньше ответственности. Кино — искусство синтетическое. И своей музыкой ты помогаешь тому, что есть. Если кино не работает, музыка его вряд ли вытянет. Когда ты делаешь сольный продукт — он сам за себя отвечает. В кино это не так. Но это очень интересная работа. Музыка вообще обрамляет нашу жизнь, а кино наглядно демонстрирует, как это происходит.

В театре или кино есть довольно понятные мерила успеха — сыграть определенную роль, сделать это у конкретного режиссера и получить награду. А чем или как измеряется успешность в музыке?

Залы и продажи — это широта твоей деятельности. Что касается признания профессионального сообщества — меня это не особо заботит, хотя, конечно, легко так говорить, когда оно есть. Это приятная плюшка, но ничто не сравнится с мучениями, которые мы каждый раз переживаем, и никакие статуэтки не могут вернуть потерянного времени, здоровья и нервов (Смеется).

Вообще, популярность — это приятный бонус или у этого явления больше негативных сторон?

Приятно, когда люди выражают свое положительное о тебе мнение. С другой стороны, не припомню уже, когда мог последний раз куда-то выйти и остаться невидимым. Но не то чтобы я от этого сильно страдал. Мне кажется, это такая красивая сказка о том, как артисты мучаются от того, что их утомила популярность. В первый момент, когда все меняется (тебе улыбаются незнакомые люди, и ты понимаешь, что это тебе они не знакомы, а ты им — очень даже), — ощущаешь себя немного странно. Первые полгода я не мог понять, как с этим жить; сейчас мне это стало совершенно неважным. Честно говоря, я мало куда-то выхожу — есть два кафе в городе, куда я заглядываю и где все меня знают, а в остальном — не могу сказать, что я веду какой-то светский образ жизни.

У вас, наверное, как и у других артистов и вообще людей творческих, бывают периоды спада, упадничества. Как себя из них вытягиваете?

На дно опускаться нельзя. В музыке, как в любой работе, есть рутинная составляющая. И она никуда не денется — надо сидеть и делать ее. И это, конечно, весьма утомительно. Но это я так говорю сейчас. А потом ты уйдешь, я сяду, через 10 минут меня настигнет вдохновение, и время полетит в другом режиме. Нет способа вне работы почувствовать себя хорошо. Надо просто сесть и начать делать. И тогда все получится.

Детали
Концерт Therr Maitz пройдет 10 августа на территории дизайн-завода «Флакон».

Виктор Беляев

С 1975 по 2008 год работал в комбинате питания «Кремлевский», где прошел путь от повара до генерального директора. Сегодня является президентом Ассоциации кулинаров России

О работе на главной кухне страны

«Чаще всего я вспоминаю Ричарда Никсона»

Обе кухни располагались буквально за стеной друг от друга. Откуда возникло такое разделение? Дело в том, что в Кремле традиционно находился Совнарком. Так было еще при Ленине. А партийная власть находилась в другом месте.

В Кремле я сразу попал не в обычную столовую для сотрудников, а на спецкухню, где проработал 14 лет. Мы кормили членов правительства - Совет министров СССР и зампредов. А членов Политбюро обслуживала особая кухня, где трудились личники – повара, закрепленные за конкретным руководителем.

Совет министров заседал в первом корпусе Кремля. А спецкухня, которая обслуживала и Совмин, и Президиум, размещалась в 20-м корпусе. Мы готовили обед, который затем на спецмашинах увозили в первый корпус. С особой кухней мы стыковались только на больших мероприятиях с участием первых лиц государства. Спецкухня проводила все приемы на территории Кремля, а особая готовила только для членов Политбюро - в Кремле, на квартирах и на дачах. Как-то мне довелось немного поработать бок о бок с личником Сталина. В свое время он чудом избежал расстрела - в день смерти вождя народов была не его смена. Он приехал в Кунцево вечером 5 марта 1953 года, когда уже всё случилось. Развернулся на пороге, помчался в Москву, забрал семью и сбежал в Саратов. Такие времена были. Он меня тесто научил готовить. Большой мастер был, у дореволюционных поваров опыта набирался. Вот так традиция и сохранялась.

На особой кухне был жесточайший отбор, людей проверяли от и до. А если допускали к работе, то сразу присваивали звание. Там была строгая дисциплина. Если ты уезжал в отпуск, то непременно должен был поставить в известность компетентные органы, куда именно ты отправился и где тебя искать в случае чего. Сотовых телефонов-то не было. Вызвать могли в любой момент. Поэтому личники частенько приходили на работу с чемоданчиками, где лежало всё необходимое: смена белья, бритва, зубная щетка. Меня приглашали туда работать, но я не пошел - я только вернулся из армии и не хотел снова под козырек. Поэтому не знаю, к кому именно из первых лиц меня должны были прикрепить.

Впервые попав на спецкухню, я был поражен ее размерами, сводчатыми потолками и огромными плитами метров по 12 длиной. Там одних конфорок было 48 штук. Если присмотреться, то становилось понятно, что изначально их топили дровами, потом переделали под газ и, наконец, под электричество. На самом деле это был боевой трофей. Когда-то эти плиты стояли на личной даче Геббельса.

Еще у нас имелась гигантская взбивальная машина, способная за раз месить до 100 кг теста. Она тоже была немецкой, 1911 года выделки. Представляете? А я в Кремль пришел в 1975-м! Всё работало.
Время от времени меня командировали обслуживать высоких иностранных гостей, которых обычно размещали в особняках на Ленинских горах. Я там много кого потчевал - Маргарет Тэтчер, Валери Жискар д`Эстена, Фиделя Кастро, Джимми Картера, арабских шейхов.

Помимо прочего, это еще было и полезно для меня лично, ведь я мог познакомиться с традициями разных национальных кухонь мира. Арабы, например, наших супов не ели, у китайцев тоже свои заморочки, и мы им готовили вместе с посольскими поварами. Где бы еще у меня была такая возможность? Но и всяких забавных историй случалось немало.

Как-то я приехал готовить завтрак для немецкого канцлера Гельмута Коля. Мужчина он был очень крупный и, видимо, не совсем здоровый - возраст и нагрузка давали о себе знать. Жена посадила его на строгую диету. Так вот, я раскладываю продукты и вдруг слышу - шаги. Обернулся, а передо мной канцлер - в халате и тапочках. Показывает мне жестами: пожарь, мол, яичницы с сосисками и не беспокойся, я тут посижу на стульчике. Я быстренько всё приготовил, Коль поел с аппетитом, ни крошки не оставил. Поблагодарил меня и вернулся к себе. А через некоторое время - уже официально - спустился к завтраку, чисто выбритый, в костюме. И говорит жене - я, пожалуй, не буду сегодня есть, устрою себе разгрузочный день.

В другой раз вместе с Индирой Ганди лапшу готовили на утиных желтках - по старинному рецепту, который я еще у бабушки своей выпытал. С индусами вообще сложно было работать. У них кухня специфическая, многие продукты нельзя использовать. Каждому члену делегации готовили персонально, и повторяться было нельзя, а они жили иногда недели по две. Ну вот, когда моя фантазия уже изрядно оскудела, я вспомнил про бабушкин рецепт и приготовил Индире лапшу. Минут через пятнадцать она сама спустилась на кухню и попросила показать, как я это делал. Мы с ней встали плечом к плечу и готовили - тесто раскатывали, то, се. В какой-то момент она стала подливать воду без разрешения. Я совершенно рефлекторно легонько стукнул ее по руке: что, мол, ты делаешь-то? И только потом сообразил, что ворчу на премьер-министра!

Некоторое время спустя Ганди снова приехала в Москву. Вызвала меня и рассказала, что приготовила лапшу по моему рецепту у себя дома на семейное торжество. Все были в восторге. Поблагодарила меня и подарила маленького божка. Он по сей день у меня хранится.

Чтобы мне вдруг сейчас не сесть в лужу, уточню сразу, какой самый глупый или неловкий вопрос тебе задавали?
Самым глупым уже стал вопрос про игрушечного ослика, мой талисман, которого я купил во время первого свидания с будущей женой Юлей. Я уже и не знаю, что отвечать, история-то остается одинаковой все время. Продолжаю рассказывать и придумывать новые детали. А что касается неловких вопросов — меня достаточно сложно поставить в неловкое положение.

Как ты встретил лето?
На гастролях. Отпусков у нас нет почти. Девять дней своих недавних каникул я провел на Мальдивах. И теперь летом отпуска точно не предвидится — только работа.

Насчет работы — в этом году Therr Maitz в третий раз выступят на фестивале« Усадьба Jazz» в Царицыно. Тебе самому где больше нравится выступать: фестивали, маленькие концерты, стадионы?
Совершенно разное удовольствие, и друг друга эти выступления не заменяют. Ощущения очень не похожи, но приятны в любом случае.

Все еще нервничаешь перед выходом на сцену?
Мандраж всегда чувствуется, это не зависит от того, сколько было концертов. Все мои знакомые артисты чувствуют страх, потому что опыт не всегда спасает от всех возможных неприятностей.

Скандалишь, когда эти самые неприятности случаются?
Скандалить не моя работа, это делают мои менеджеры. Хотя и сам я повышаю голос — три дня назад, например. Ругался на организаторов нашего тура на Дальний Восток, которые совсем потеряли связь с реальностью. Тур был прекрасный, но нервов было потрачено… Поэтому и выходил из себя. Но все в рамках приличия! Обошлось без матершинных слов, и нос никому не сломал.

Совет от Антона Беляева: как бороться с нервами?
Да в порядке у меня с нервами. Бывает, внутри коллектива могу быть неприятным, но вообще люди не страдают от моей нервозности, потому что я не позволяю себе выпускать раздражение наружу.

Тебе в работе помогает жена Юля. Трудно работать вместе с любимой?
Нетрудно. Есть нюансы свои, и не очень хорошо, когда мы не можем отключиться от работы в домашних условиях. Например, вместо просмотра фильма переключаемся на поправление райдера, исправление ошибок на сайте, проверку почты. Воткнулись — и три часа вместо отдыха занимаемся делами. Но в целом работа с женой помогает больше, чем мешает.

Часто ссоритесь с ней по рабочим вопросам?
Друг с другом — нет. Мы находимся в конфликте с окружающим миром, потому что у нас есть представление, как мы хотим делать нашу работу, насколько это должно быть красиво, какие должны выполняться условия. Мы все время в процессе переговоров, но это работа, часть нашей жизни, никакого форс-мажора в этом нет.

Часто ездишь на родину в Магадан?
Крайне редко. Месяц назад был концерт в Магадане и теперь не попаду туда еще год до следующего выступления, потому что, как я уже сказал, сам по себе я очень редко куда езжу — только по работе.

Какие ты открыл для себя плюсы и минусы популярности за прошедшие пару лет?
Никаких секретов и тайн не раскрою — живу обыкновенной жизнью, в которой тебя знает большое количество людей. Где-то это приятно, где-то нет. Приглашения на бесплатные фуршеты мою жизнь не сильно изменили, потому что я это не люблю: не являюсь ни активным посетителем вечеринок, ни пользователем скидочных карт. А жаловаться на то, что не можешь выйти из дома неумытый, пьяный, в халате на центральную улицу и заплатить за телефон(как я раньше это делал) — глупо. Просто теперь надо скромнее себя вести.

Ты побывал на шоу братьев-иллюзионистов Сафроновых. Расскажешь какие-то магические секреты?
Меня научили делать один фокус — с ненастоящими яйцами, которые превращаются в настоящие.

И как же это возможно?
Ну, это же тайна! Как я могу раскрыть секрет!

Веришь в привидений?
Вообще, верю во всякое волшебное, в мистику, но вот именно к привидениям спокойно отношусь: как-то они меня не сильно беспокоят. Я больше верю в Люка Скайуокера. Думаю, что« Звездные войны» где-то на натуре снимались.

Было немного жутковато, потому что формат новый, люди незнакомые, главный канал страны. Я боялся оказаться на враждебной территории и столкнуться с необходимостью примерять совсем другую роль. Потому что, несмотря на все возможные бонусы, можно было вляпаться. Хотя мне кажется, что я и вляпался. (Смеется.) Я стараюсь понимать, что происходит, но при такой сумасшедшей активности это сложно.

Стратегия дальнейшего развития у тебя есть?

Главная задача — привести людей к моей группе. Показать, что за мной стоит целый коллектив музыкантов, где все талантливые, красивые, здорово поют и играют. Что у нас есть совместное творчество и жизнь помимо "Голоса". Времени не так много - 2-3 месяца. Через полгода появятся новые герои, будет новый проект. Такие правила игры.

Через две недели после вывешивания на YouTube у него было 400 тысяч просмотров. А вторая версия монтировалась уже с акцентом на Therr Maitz.
В этот промежуток нужно успеть.

В апреле выходит новый альбом вашей группы. Почему он второй по номеру, но первый по сути?

Первая пластинка Sweet Oldies (2010 год) - это поп-продукт. Понятно, что мы на каждое радио не пытаемся попасть с этим альбомом, но он ориентирован на то, чтобы восприниматься легко.

С выпуском кто-то помогает?

Мы не отдались никакому лейблу, но начали сотрудничать с большой английской издательской компанией Believe. Штука в том, что лейбл, создавая артиста, зарабатывает в том числе с концертов. А мне от этого какой толк? Если бы они ставили многомиллионное лазерное шоу, это было бы понятно, но здесь такой практики нет.

Я самостоятельно зарегистрировал аккаунт и выложил альбом на iTunes. Получал по $400–600 в месяц, но это не те деньги, которые хочется зарабатывать. С другой стороны, это и не та музыка, которую стоит покупать. Это репетиция управления компьютером, дизайнерская лаунж-музыка, аппликация из красивых картинок. Я ее собрал в 2010 году из старых треков, за которые не сильно стыдно.

Гастрольный тур по России предвидится?

На нас вышло с предложением крупное московское агентство, которое занималось, в частности, российским туром Земфиры. Сейчас речь идет о 40 городах и площадках от 2 до 5 тысяч мест. И мы к этому предложению отнеслись с радостью, хотя раньше концертами занимались сами. Но контролировать их качество сложно.

Часто нас просто обманывают. Говорят: зал будет такой, звук - такой, людей будут пускать в свободном режиме, билет продадут по такой цене. Потом приходит апдейт от фан-базы: в городе повесили афишу, где написано вместо Therr Maitz - "Антон Беляев" и еще пришлепнут логотип шоу "Голос" сверху. Мы приезжаем, и это оказывается не клуб, а ресторан, депозит столика - от 10 тысяч рублей. В итоге в зале сидят "меха", а нам что делать? Нам вроде присылали фотографии, и на них все было по-другому. Мы устали.

Гостиница не может находиться в одном здании с караоке. Должны быть темные шторы на окнах - мы спим днем. Ресторан не должен быть столовкой, после которой все мои пацаны вынуждены принимать таблетки от изжоги. Это плохо, потому что вечером надо работать, а все злые.

Стали предлагать в три раза больше концертов, чем раньше. В декабре 2013-го было 44 приглашения, и это физически невозможно. Всех денег не заработать. Я не хочу отыграть все концерты в мире за год и потом умереть. Я хочу еще пожить, поэтому два концерта, даже три, в неделю можно играть.

Хочется идеального мира. И ничего не делаешь, и куча выступлений, и все время расслабленный, отдохнувший. Хочется прийти на концерт - и как бахнуть. Но в итоге все происходит немножко на пределе.

Внутри группы у вас из-за скачка популярности поменялись отношения?

Нисколько. Может, чуть ужесточилась субординация - не в том плане, что я стал больше боссом, а в том, что ответственность возросла. Это не может быть рок-н-роллом в чистом виде. Из райдера виски убирается просто потому, что нет такого, что сейчас мы поиграли, а дальше отдыхаем. Мы не отдыхаем.

А вообще характер у вас легкий?

Поверхностно легкий, а так непростой. Я достаточно принципиален, у меня есть позиции, от которых я не отступаю. Это сложно для тех, кто меня окружает. И в работе сильно проявляется. Не все выдерживают, потому что это постоянный контроль и тирания. Ни у кого вокруг меня нет своего мнения. То есть они его высказывают, а я подавляю.

Попытки играть в семью с музыкантами в принципе обречены на провал. Если я начну намеренно устраивать консолидирующие вечеринки, это будет неправильно. Пока все происходит естественно.

В декабре вы вели хит-парад с Верой Брежневой на Первом канале. Какие-то еще намечаются телепроекты с вашим участием как ведущего?

Я не готов форматировать личность. И все, что не вынуждает меня это делать, мне подходит вполне. Я готов и кулинарное шоу вести, если это будет смешно. Пока есть договоренность о разговорном шоу про музыку на Первом канале. Я буду общаться с людьми на тему, которая мне понятна.

Постараюсь не быть критиком до конца, потому что мне важно, как я выгляжу перед музыкантами.

А если Николай Басков придет?

Я думаю, что эта передача будет в другом формате. Но даже если он придет, я задам ему те вопросы, которые меня интересуют. Почему, Коль? Я готов это спросить и хочу услышать ответ. Почему ты так делаешь все? Объясни нам. Почему ты снимаешь такие клипы? Почему такое качество музыки?

С продюсерской деятельностью вы завязали?

Я крест не ставил на этом, просто не понимаю, когда продолжать. Скажем, мы работали с Полиной Гагариной, она пишет красивые песни на английском языке. Был серьезный творческий процесс, а параллельно шлепалась какая-то попса, которая в итоге стрельнула из каждого утюга. И все, времени у нее не стало на это. Теперь она поняла, что ей хочется поработать, а уже я не могу.

Про вас говорят, что как звукорежиссер вы крутой "фирмач", - что это значит?

Наверное, имеется в виду мое отношение к работе. Мне не все равно, что я делаю. И так каждый раз - и за $500, и за существенно больше. Я и шансона записал достаточно неприятного довольно много. Это ремесло. При нынешних технологиях плохо делать музыку несложно. (Смеется.) Лишь бы не потонуть, но, кажется, пронесло.

Вам с делами помогает жена. Правда, что она ради этого ушла с работы?

Две самые сложные роли - моя и ее. Я, как пехотинец, постоянно бегу с автоматом, мне только говорят - бей вправо, и я бью. А Юля в общем-то принимает все удары. Постоянно что-то нужно контролировать. Она на равных со всеми, и спрос с нее такой же.

И как она себя чувствует?

Это напряженно для нас всех, но, наверное, было бы хуже, если бы я сидел в трусах нестираных дома за компьютером, кричал бы, что я гений, стучал бы кулаком по столу и зарабатывал 10 тысяч рублей. Жена - мой фэн № 1, как и мама. Они делят это место. И это очень бодрит. В моем нынешнем состоянии важно иметь такую психологическую гавань. Я понимаю, для кого я все это делаю. Когда ты видишь, что кому-то действительно от этого хорошо, все более оправданно.

Вы рассказывали, что при знакомстве с Юлией обещали ей спеть, стоя на столе.

Арию Магдалины из Jesus Christ Superstar. Не знаю, почему мне это пришло в голову, потому что я не пою эту песню. До сих пор должен.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры