Какой образ жизни вел чайльд гарольд. Характеристика героев по произведению байрона «паломничество чайльд гарольда

Главная / Психология

ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬД

ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬД (англ. Childe Harold) -герой поэмы Дж.Г.Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда» (1812-1818). Ч.-Г, первый романтический герой поэзии Байрона, не является характером в традиционном смысле слова. Это абрис характера, воплощение смутного влечения души, романтического недовольства миром и самим собой. Биография Ч.-Г. типична для всех «сынов своего века» и «героев нашего времени». По словам Байрона, «бездельник, развращенный ленью», «как мотылек, резвился он порхая», «свой век он посвящал лишь развлеченьям праздным», «и в мире был он одинок» (перевод В.Левика). Разочарованный в дружбе и любви, наслаждении и пороке, Ч.-Г. заболевает модной в те годы болезнью - пресыщением и решает покинуть родину, ставшую для него тюрьмой, и отчий дом, кажущийся ему могилой. «В жажде новых мест» герой пускается странствовать по свету, в ходе этих странствий становясь, как и сам Байрон, космополитом или гражданином мира. Причем скитания героя совпадают с путевым маршрутом самого Байрона в 1809-1811 и в 1816-1817 гг.: Португалия, Испания, Греция, Франция, Швейцария, Италия.

Сменяющиеся картины разных стран, национального быта, важнейших событий политической истории образуют ткань поэмы Байрона, эпической и лирической в одно и то же время. Прославляя Природу и Историю, поэт воспевает вольный героизм национально-освободительных движений своего времени. Призыв к сопротивлению, действию, борьбе составляет основной пафос его поэмы и предопределяет сложность отношения Байрона к созданному им литературному герою. Границы образа Ч.-Г.- пассивного созерцателя величественных картин открывающейся перед ним мировой истории - сковывают Байрона. Лирическая сила соучастия поэта оказывается столь мощной, что, начиная с третьей части, он забывает о своем герое и ведет повествование от своего лица.

«В последней песне пилигрим появляется реже, чем в предыдущих, и поэтому он менее отделим от автора, который говорит здесь от своего собственного лица,- писал Байрон в предисловии к четвертой песне поэмы.- Объясняется это тем, что я устал последовательно проводить линию, которую все, кажется, решили не замечать, <...> я напрасно доказывал и воображал, будто мне это удалось, что пилигрима не следует смешивать с автором. Но боязнь утерять различие между ними и постоянное недовольство тем, что мои усилия ни к чему не приводят, настолько угнетали меня, что я решил затею эту бросить - и так и сделал». Таким образом к финалу поэмы, обретающей все более и более исповедальный характер, от ее героя остаются лишь романтические атрибуты: посох паломника и лира поэта.

Лит.: Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974; Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.

Е.Г.Хайченш


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬД" в других словарях:

    Герой поэмы английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788 1824) «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812 1818). Неспособность реализовать себя в привычных рамках существования, неудовлетворенность жизнью, непонимание со стороны окружающих толкают… … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., кол во синонимов: 1 разочарованный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    См. разочарованный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (иноск.) человек разочарованный (намек на Childe Harold заглавие соч. Байрона) Ср. Чайльд Гарольд необходимо должен быть разочарован без того он и не Чайльд Гарольд... Таким он прикидывался перед княжною. Он говорил ей... все общеизвестные… …

    Чайльд Гарольдъ (иноск.) человѣкъ разочарованный (намекъ на Childe Harold заглавіе соч. Байрона). Ср. Чайльд Гарольдъ необходимо долженъ быть разочарованъ безъ того онъ и не Чайльд Гарольдъ... Такимъ онъ прикидывался передъ княжною. Онъ говорилъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Чайльд-Гарольд - крыл. сл. Герой поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812 1818), крайний индивидуалист, пресыщенный рассеянной, полной наслаждений жизнью. Бездеятельность, одиночество и оторванность Чайльд Гарольда от его среды толкают его на путь… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Чайльд-Гарольд - Смотри также герой одноименной поэмы Байрона. Как Chield Harold, угрюмый, томный, в гостиных появлялся он (Евг. Он. , I, 38). Прямым Онегин Чайльд Гарольдом вдался в задумчивую лень (IV, 44). Ужели (Евгений) подражанье, ничтожный призрак, иль… … Словарь литературных типов

    Чайльд Гарольд - Ч айльд Гар ольд, а … Русский орфографический словарь

    Чайльд Гарольд - Р. Ча/йльд Гаро/льда (лит. персонаж) … Орфографический словарь русского языка

    - (иноск.) пресыщенный жизнью Ср. Но к жизни вовсе охладел. Как Child Harold, угрюмый, томный, В гостиных появлялся он... А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 1, 38. Ср. Чем ныне явится?.. Гарольдом, квакером, ханжой?.. Там же. 8, 8. Ср. Byron. Child Harold (… Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Дон-Жуан Паломничество Чайльд-Гарольда , Байрон Дж.. «Дон-Жуан» и «Паломничество ЧайльдТарольда» - шедевры английского поэта эпохи романтизма Джорджа Гордона Байрона - гения и «властителя дум», непревзойденного мастера романтических поэм.…

Самое известное и масштабное произведение английского поэта-романтика Джорджа Байрона, поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» создавалось на протяжении длительного времени – процесс ее написания растянулся почти на десятилетие – с 1809 года по 1818 год. Идея написания новаторского по содержанию произведения возникла у поэта во время заграничного путешествия: Байрон задумал передать в поэме личное восприятие увиденного им во время своих странствий по Европе.

Лиро-эпическая поэма , включающая четыре песни , создана в форме лирического дневника , в котором поэт выразил свое отношение к современной ему эпохе и дал собственную оценку социальным конфликтам в европейских странах.

Центральная тема поэмы – национально-освободительная борьба народов Европы – и обращение к масштабным событиям современности обусловили высокий гражданский пафос поэмы. С главной темой тесно переплетается тема патриотизма. Основной идеей произведения является мысль о закономерности революционных событий и народных выступлений против тирании. Не случайно через всю поэму проходит сквозной образ времени, как символа справедливого возмездия.

Главный герой поэмы, пресыщенный жизнью в неполные девятнадцать лет Чайльд-Гарольд – сын своей эпохи. В этом обобщенном образе Байрон воплотил черты, умонастроения и разочарования целого поколения, увидевшего лишь закат эпохи великих революционных потрясений и наполеоновских войн. Характерные черты нового романтического героя – способность к рефлексии и самоанализу, разрыв с лицемерным обществом, глубокий внутренний конфликт личности с миром.

Чайльд-Гарольд играет в поэме роль проводника взглядов и убеждений самого поэта. При этом героя нельзя отождествлять с Байроном: невзирая на близость образа Чайльда автору (совпадение фактов биографии, чувство одиночества и бегство от высшего общества), поэта не устраивает пассивность позиции героя. Чайльд-Гарольд анализирует вызванные конфликтом с обществом личные переживания, но не борется против существующих устоев, лишь наблюдает за смутным состоянием мира.

Развитие сюжета связано со странствиями главного героя, однако событийный сюжет слаб, а герой постепенно оттесняется на второй план драматическими историческими событиями, свидетелем которых был сам автор. Поэт признается, что потерял героя («он что-то запропал и не идет» ), и образ главного персонажа вытесняется в третьей-четвертой песнях лирическими отступлениями-размышлениями автора.

Первая и вторая песни написаны в ходе путешествия Байрона по Пиренеям Балканам. В них автор поднимает тему народных восстаний, описывая борьбу испанского народа против наполеоновского нашествия и повествуя о порабощенном положении албанцев под турецким игом и греков. Страстно клеймя колонизаторскую политику Англии, Байрон призывает эллинов к борьбе: «О, Греция! Восстань же на борьбу!» . Образ борющегося против порабощения народа занимает важное место в поэме, а само содержание этой борьбы выражается через эмоциональные оценки автора.

Третья (1816 год) и четвертая (1818 год) песни поэмы были написаны в период, когда Байрон покинул Англию и жил в Италии и Швейцарии. В третьей песне Байрон выражает отношение к центральному событию всей эпохи – Великой французской революции. Говоря о титанах мысли, Вольтере и Руссо, своими взглядами подготовившими почву для революции, поэт выражает глубокое убеждение, что провозглашенные идеалы революции должны восторжествовать повсюду.

Четвертая песня посвящена изображению страданий итальянского народа, стонущего от феодальной раздробленности и австрийского ига. Идею борьбы за свободу поэт выражает в образе моря – непокорной свободной стихии.

Политическая по содержанию поэма органично сочетает в себе путевой дневник самого Байрона, острую политическую сатиру и глубокий лиризм в описании душевных переживаний героя и поэта.

Поэма написана многокрасочным стихом - спенсеровой строфой , включающей восемь строк ямбического пентаметра и одну строку, написанную шестистопным ямбом. В первых двух песнях нашли отражение фольклорные мотивы греческого и испанского народов.

«Восторженный хулитель мироздания», Байрон провозглашает в своей поэме декларацию романтического настроения, страстно выражающей ненависть к тирании и жажду политической свободы.

И жизнеотрицающей печали Угрюмым холодом черты его дышали.

Д. Байрон

Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» написана в фор­ме лирического дневника путешественника.

Путешествие героя и автора имеет не только познаватель­ное значение - каждая страна изображена поэтом в его личном восприятии. Он восторгается природой, людьми, ис­кусством, но одновременно, как будто и непреднамеренно, оказывается в самых горячих точках Европы, в тех странах, где велась революционная и народно-освободительная война - в Испании, Албании, Греции. На страницы поэмы врываются бури политической борьбы начала века, и поэма приобретает острое политическое и сатирическое звучание. Таким обра­зом, романтизм Байрона необычайнр тесно связан с совре­менностью, пропитан ее проблемами.

Чайльд Гарольд - юноша знатного происхождения. Но Байрон называет героя только именем, подчеркивая тем са­мым и жизненность его, и типичность нового общественного характера.

Путешествие Чайльд Гарольд предпринимает по личным мотивам: к обществу он «не питал вражды». Путешествие должно, по мысли героя, уберечь его от общения с привыч­ным, надоевшим и раздражающим миром, где нет покоя, радости, довольства собой.

Мотивы странствий Гарольда - утомление, пресыщение, усталость от мира, недовольство собой. Под влиянием новых впечатлений от исторически значимых событий пробуждается совесть героя: «он клянет пороки буйных лет, он юности растраченной стыдится». Но приобщение к подлинным забо­там мира, хотя бы только морально, не делает жизнь Гарольда радостнее, ибо ему открываются очень горькие истины, свя­занные с жизнью многих народов: «И все мрачнее взор, узревший правды свет».

Печаль, одиночество, душевное смятение рождаются как бы изнутри. Сердечная неудовлетворенность Гарольда не вызвана какой-то реальной причиной: она возникает раньше, чем впечатления необъятного мира дадут герою истинные причины для скорби.

Трагическая обреченность усилий, направленных к добру, - вот первопричина скорби Байрона. В отличие от своего героя Чайльд Гарольда Байрон отнюдь не является пассивным созерцателем мировой трагедии. Мы видим мир глазами героя и поэта.

Общей темой поэмы является трагедия послереволюцион­ной Европы, чей освободительный порыв завершился воцаре­нием тирании. Поэма Байрона запечатлела процесс порабо­щения народов. Однако дух свободы, столь недавно окрыляв­ший человечество, не угас до конца. Он еще живет в героичес­кой борьбе испанского народа с иноземными завоевателями их родины или в гражданских добродетелях суровых непокор­ных албанцев. И все же гонимая свобода все больше оттесня­ется в область преданий, воспоминаний, легенд. В Греции, где некогда процветала демократия, прибежищем свободы явля­ется одна лишь историческая традиция, и нынешний грек, запуганный и покорный раб, уже ничем не напоминает свобод­ного гражданина Древней Эллады («И под плетьми турецкими смирясь, простерлась Греция, затоптанная в грязь»). В мире, скованном цепями, свободна лишь природа, и ее пышное радостное цветение являет контраст жестокости и злобе, царящим в человеческом обществе («Пусть умер гений, воль­ность умерла, природа вечная прекрасна и светла»). И тем не менее поэт, созерцающий это горестное зрелище поражения свободы, не теряет веры в возможность ее возрождения. Вся могучая энергия направлена на пробуждение угасающего революционного духа. На протяжении всей поэмы в ней звучит призыв к восстанию, к борьбе с тиранией {«О Греция, восстань же на борьбу!»).

Пространные рассуждения превращаются в авторский монолог, в котором судьба и движения души Чайльд Гарольда подаются лишь эпизодами, значимыми, но побочными.

Герой Байрона вне общества, он не может примириться с обществом и не желает искать применения своим силам и способностям в его переустройстве и совершенствовании: по крайней мере на этой стадии автор покидает Чайльд Гарольда.

Поэт принимал романтическое одиночество героя как про­тест против норм и правил жизни его круга, с которым вынуж­ден был порвать и сам Байрон, но в то же время эгоцентризм и жизненная замкнутость Чайльд Гарольда оказались в конеч­ном счете объектом критики поэта.

С 1817 г. начинается итальянский период творчества Байрона. Поэт создает свои произведения в обстановке нарастающего движения карбонариев за свободу Италии. Байрон сам был участником этого национально-освободительного движения. В Италии была завершена поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (Childe Harold"s Pilgrimage, 1809-1817). По жанровым особенностям это лиро-эпическая поэма, написанная в форме поэтического путевого дневника.

В поэме появляется новый герой романтической литературы. Чайльд Гарольд - мечтатель, порывающий с лицемерным обществом, рефлектирующий герой, подвергающий анализу свои переживания. Здесь - первоистоки темы духовных исканий молодого человека, ставшей одной из ведущих в литературе XIX в. Одержимый желанием бежать от привычного жизненного уклада, разочарованный и непримиримый, Чайльд Гарольд устремляется в далекие страны. Активный самоанализ делает его пассивным в практической сфере. Все его внимание поглощено переживаниями, вызванными разрывом с обществом, и он лишь созерцает то новое, что появляется перед его взором во время странствий. Его тоска не имеет конкретного повода; она является мироощущением человека, живущего при смутном состоянии мира. Чайльд Гарольд не борется, он лишь присматривается к современному миру, стараясь осмыслить его трагическое состояние.

Сюжетное движение поэмы связано со странствиями героя, с развитием чувств и взглядов как Чайльд Гарольда, так и самого автора. Некоторыми чертами образ Чайльд Гарольда близок автору: отдельные биографическими факты, чувство одиночества, бегство от высшего света, протест против лицемерия современной Англии. Однако очевидна и разница между личностью поэта и героем поэмы. Сам Байрон отрицал тождество между собой и Чайльд Гарольдом: он иронически относится к позе разочарованного скитальца, спокойно наблюдающего за тем, что он видит во время своих странствий, к «извращенности ума и нравственных чувств» пассивной личности.

Поэма проникнута гражданским пафосом, который вызван обращением к масштабным событиям современности. В первой и второй песнях значительную роль играет тема народного восстания. Поэт приветствует освободительное движение народов Испании и Греции. Здесь появляются эпизодические, но впечатляющие образы простых людей. Создан героический образ испанки, участвующей в защите Сарагосы.

Стихи героического содержания сменяются стихами саркастическими, в которых поэт обличает британскую политику на Пиренейском полуострове и в Греции, где вместо помощи греческому народу в его освободительной борьбе Британия занимается ограблением страны, вывозя из нее национальные ценности.

Героическая тема поэмы связана, прежде всего, с образом восставшего народа, с изображением борьбы испанских и греческих патриотов. Байрон чувствует, что именно в народе живы свободолюбивые стремления и именно народ способен на героическую борьбу. Однако народ не является главным героем поэмы; не становится героической фигурой и далекий от народа Чайльд Гарольд. Эпическое содержание народной борьбы раскрывается преимущественно через авторское эмоциональное отношение. Движение от лирической темы одинокого героя к эпической теме народной борьбы дано как смена эмоциональных сфер героя и автора. Синтеза между лирическим и эпическим началом не происходит.

Обращение к значительным социальным фактам своего времени дает Байрону основание назвать поэму политической. Основная идея поэмы - апофеоз народного возмущения против тирании, закономерность революционного выступления масс. Через всю поэму проходит образ Времени, связанный с идеей справедливого возмездия.

В третьей и четвертой песнях образ героя постепенно вытесняется образом автора. Поэт высказывает мысли о центральном событии своей эпохи - о Французской буржуазной революции, в которой «человечество осознало свою силу и заставило осознать ее других», о великих просветителях Руссо и Вольтере, которые своими идеями участвовали в подготовке революции. В четвертой песне Байрон пишет о судьбе Италии, о ее истории и культуре, о страданиях итальянского народа. В поэме выражена мысль о необходимости борьбы за свободу Италии. Здесь же создан метафорический образ «дерева свободы». Несмотря на то, что реакция подрубила это дерево, оно продолжает жить и набирать новые силы. Поэт выражает веру в неизбежное торжество свободы в будущем:

Но Байрон не склоняется перед роком. Он верит в то, что человек может героически противостоять судьбе. Он сторонник активного отношения человека к жизни; он призывает к героической борьбе за свободу личности и народа. Поэма «Чайльд Гарольд» возвеличивает бунтарство человека, вступающего в конфликт с враждебными ему силами зла. Поэт сознает неизбежный трагизм этой борьбы, поскольку рок сильнее человека, но сущность подлинной человеческой личности - в героическом противоборстве.

Существо свободной формы романтической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» - в смене стилистических красок и тональностей - лиризма, публицистики, медитации, в гибкости и многокрасочности стиха. Стихотворной формой поэмы послужила спенсерова строфа, состоящая из девяти строк разных размеров. В первых двух песнях «Чайльд Гарольда» очевидны фольклорные мотивы, отзвуки народного творчества Испании, Албании, Греции. Наиболее важные идеи поэмы часто выражены в афоризмах, заключающих спенсерову строфу.

Стиль поэмы отличается энергией и динамизмом, контрастностью сопоставлений и страстностью призывов. Все эти качества стиля «Чайльд Гарольда» соответствуют гражданскому пафосу поэмы, ее современному политическому содержанию.

Личность и общая характеристика творчества Дж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», Восточные поэмы, «Манфред», «Каин», «Дон-Жуан»).

Джон Гордон Байрон 1788 - 1824 г

Лондон, старинная аристократия. Окончил университет, пытался заниматься политикой (защищал бедных)

В 1815 году женился на женщине, которую считал идеалом, но через год она потребовала развода. Байрона обвинили в безнравственности.

В 1816 году Байрон покинул Англию навсегда (компания клеветы). Путешествовал по Европе, затем жил в Италии. Очень надеялся на победу итальянской революции, однако оно терпит крах, Байрон покидает Италию и в 23 году приезжает в Грецию, где тоже революция. В 24 году простудился во время поездки в горы.

Сердце Байрона похоронено в Греции, а прах - в Англии.

Байрон призывал людей к революции, в нём присутствует мотив разочарования, мировой скорби.

Первый его сборник "Часы досуга" презрительно отзывается о светской черни. Литературный манифест английского романтизма.

Литератор должен быть ближе к жизни, преодолевая религиозно-мистические настроения, - полагал Байрон.

В 1812 году появляются первые песни, поэмы Паломничества Чарльза Гарольда (4 штуки)

Поэма имела огромный успех в Европе, так как затронуты самые больные вопросы времени, отражено настроение разочарования, которое было распространено в Европе после крушения французской революции. "Свобода, равенство, братство" - обернулись подавлением человека.

В первой песне Байрон разделяет идею французских просветителей ("все беды от невежества"), но позднее он приходит к отрицанию этих мыслей.

Байрон верит в рок. Этот рок враждебен человеческому роду, отсюда мрачные ноты обречённости.

Но вскоре он меняет свою точку зрения, начинает верить в благие перемены в мире.

Главный герой произведения - юноша, что изверился в жизни и людях. Его отличает душевная опустошённость, разочарование, беспокойство и болезненная страсть к путешествиям. Он бросает родину и на корабле уплывает на восток.

"Я в мире одинок. Кто может вспомнить обо мне, кого б я вспомнить мог?"

Гордое одиночество и тоска - вот его удел. Главная отличительная черта Гарольда - индивидуализм. Положительное в образе Гарольда - протест против гнёта, разочарование в старых идеалах, дух поиска, желание познать себя и мир.

Натура это мрачная. В этом образе Байрон делает большое художественное обобщение. Гарольд - герой своего времени, герой мыслящий и страдающий. В Европе он вызвал много подражаний.

Очень важный персонаж поэмы - лирический герой, что выражает мысли автора. В конце поэмы всё сильнее звучит голос лирического героя, потому что Байрона перестал удовлетворять образ Гарольда. Ему не нравится роль пассивного наблюдателя, каким является Гарольд. К тому же личный опыт этого героя очень узок.

В третьей песне отражается духовная драма самого автора. Байрон обращается к своей маленькой дочери Аде, которую ему не суждено будет увидеть.

Реакция в Европе рождает мотив мрачной разочарованности. Байрон скорбит о страдающих миллионах, проклинает монархов, однако его пессимизм сменяется верой в благие перемены.

Многие современники Байрона полагали, что Байрон и Гарольд - одно лицо. В процессе написания поэмы перерастает перерастает своего героя. Но у них есть общие черты.

Творчество гениальных поэтов - это всегда исповедь, но Байрон знает жизнь и людей лучше Гарольда.

Создание человека нового времени.

Реакция революции тяжело переживается Байроном. Появляются мотивы мрачного отчаяния.

"Восточные поэмы"

Абидайская невеста

Корсар 1814

Осада Каринф 1816

Порезина 1816

Герой всех этих поэм - типичный романтический герой (сильные страсти, воля, трагическая любовь) Его идеал - анархическая свобода.

Восхваление индивидуалистического бунта отражало духовную драму Байрона. Причину этой драмы нужно искать в самой эпохе, породившей культ индивидуализма. Важна мысль о загубленных человеческих возможностях в современном обществе.

Герои поэм Байрона выступают как мстители за поруганное человеческое достоинство.

"Яур" - сюжет: Яур на смертном одре исповедается монаху, он любил Лейлу, они были счастливы, но ревнивый муж Лейлы выследил жену и убил её. Яур убил мужа Лейлы. В его монологе звучит обвинение обществу, которое его унизило и сделало несчастным.

"Корсар" Герой - вождь пиратов. Они отрицают законы общества, живут на необитаемом острове и боятся Корсара. Этот человек очень суров и властен, но он одинок, у него нет друзей. Герой Корсара всё время погружён в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями и ревниво оберегает своё одиночество. В этом его индивидуализм - он ставит себя над другими людьми, которых он презирает.

Эволюция героя Байрона. Если Гарольд не идёт дальше пассивного протеста, то для бунтарей восточных поэм весь смысл жизни заключается в действии, в борьбе.

"Еврейские мелодии" 1815. Очень сильно настроение мрачного отчаяния. Любовная лирика лишена мистицизма, религиозности и аскетизма.

"Шпионский узник" 18

"Прометей" - стихотворение. Прометеевская тема одна из основных в позднем творчестве байрона.

Самая мрачная поэма Байрона - Манфред.

Трагедия незацрядных личностей, крушение надежд, отчаяние.

Манфред бежит от человеческого общества, осуждает порядки в нём и законы мироздания, а также собственные слабости.

Манфред - герой своего времени. Поэтому у него есть себялюбие, надменность, властолюбие, злорадство.

Его девушка, Астарда, погибает из-за эгоистической любви Манфреда.

Верховный дух зла, Ариман, его служанка Мимизида - символическое изображение мрачного мира зла.

Манфред не может покориться миру зла, как и религии. Откланяет предложение Абата покаяться и умерает свободных и независимым как и жил.

Мистерия "Каин" 1821 (инсценировка библейских сюжетов)

Основная тема - богоборчество. Здесь Каин не преступный братоубийца как в Библии, а первый бунтарь на земле, восстающий против бога, ибо бог обрёк род людской на неисчислимые страдания.

Иегова у Байрона честолюбив, подозрителем, мстителен, жаден. То есть все черты земного деспота.

Каин свои острым умом ставит под сомнение авторитет Бога. Он стремится к познанию мира и его законов и достигает этого с помощью Люцифера. Люцифер - гордый мятежник, которого с неба свергает бог за вольнолюбие. Люцифер открывает глаза Каину на то, что все бедствия посланы богом. Но знания не приносят Каину счастья, он ищет сочувствия у своего брата Авиля, но тот слепо верит в благость бога. В конце концов Каин ударяет брата в висок и тот умерает. родители проклинают Каина и тот удаляется в изгнание вместе с женой и двумя детьми. Здесь "мировая скорбь" Байрона достигает космических размеров. Вместе с люцифером он посещает в космосе царство смерти, где видит давно умерших. "Такая же участь ждёт человечество" - говорит Люцифер и Байрон приходит к выводу, что прогресс невозможен.

Здесь важно, что Байрон расстаётся с героем индивидуалистом. Каин - не одинокий бунтарь, равнодушный к судьбам людей как Манфред. Он гуманист, воставший против власти Бога во имя блага людей. Манфред страдал от одиночества, а Каин не одинок. Его любит жена - Ада, и есть друг - Люцифер. Ада - один из лучших женских образов во всём творчестве Байрона. Его атеизм произвёл большое впечатление на современников.

Венец творчества Байрона - поэма в стихах "Дон Жуан" 1818 - 1823. Основная тема - критика буржуазного общества. Байрон считал это главным трудом своего творчества.

Отражение современной эпохи и раскрытие глубин человеческой души.

Байрон стал критически относиться к манере писать романтиков (за идиализацию жизни ими)

Он обращается к поэзии действительности, то есть к объективной передаче действительности.

Первые песни - пародия на романтизм. Образ Жуана лишёл ореала романтической героики. Он живой человек со всеми слабостями и пороками. Положительны черты: честность, мужественность, любовь к свободе. Чуток, способен к состраданию.

Буржуазное общество не принесёт людям свободы. Власть буржуя Байрон изображает как паутину, опутавшую народы.

Байрон - враг банкиров и лордов. Он резко отрицательно рисует церковные круги, банкиров и продажное правительство. Говорит о лицемерии и ничтожестве высшего света.

Личность Байрона.

"Гений, властитель наших дум" Пушкин

"Байрон стал актёром собственной жизни" Андре Муруа

Байрон с детсва хромал, отличался крайней вспыльчивостью, мог внезапно впадать в бешенство, как и его мать. Рос с матерью, которая была очень раздражительной. Отец Байрона умер в 1791 году в полной нищете. Сначала Барон жалел свою мать, а затем стал её презирать. В 9 лет он влюбился в свю кузину.

Он стыдился своей хромоты, чувствовал постоянный страх, что из-за его физического недостатка, его будут презирать. И тем сильнее в нём проявлялась гордость. Самое тягостное унижение из-за своей хромоты - когда послушал разговор возлюбленной со своей горничной. Тогда ночью Байрон убежал из дома с желанием умереть. Появился страх перед женщинами, хотел заставить их страдать, как страдал сам.

В 16 лет узнал, что у него есть сводная сестра Августа, которой было 20 лет. Позднее они полюбили друг друга, хотя Августа была замужем. В 1814 году она родила от него дочку. Затем Байрон отрёкся от своей матери.

В 1805 он закончил школу. Он делает открытие, что люди не испытывают потребности в абсолютных чувствах, как он. Все вокруг только играли с любовью, с истиной, с богом. Он не хотел быть таким, как они. Он не хотел быть таким, как они. Под детской весёлостью нарастала глубокая меланхолия. Детство было трагедией.

В 1805 году поступает в КЕмбридж, там становится центральной фигурой.

Страдал беспокойным честолюбием слабых людей. Он перестал верить в Бога под влиянием Вольтера. Байрон завёл ручного медведя.

Из детства вынес сострадание к нищете, раздавал много денег.

В 1809 году Байрон отплывает в Португалию с чувством глубокой мизантропии. Матери отправляет прощальное письмо. Искал прибежище в мире звёзд и волн, потому что боялся людей.

Его жизнь преобразилась после выхода "Гарольда" - он проснулся знаменитостью. Его стали приглашать и Байрон начал изображать Гарольда, маскируя свою природную застенчивость. Прежде всего он был подозрительным. Ему казалось, что теперь он знает, что такое женщина. Для него прошла пора нежности и сердечных излияний.

Байрон не понимал чувст других людей и не хотел понимать.

"Подобно Наполеону я всегда чувствовал большое презрение к женщинам, и это мнение сложилось из моего рокового опыта. Хотя в произведениях я превозношу этот пол, но это только потому что я изображаю их такими, какими они должны быть."

"Дайте женщина зеркало и конфет и она будет довольна"

"Несчастье, что мы не можем ни обходиться без женщин, ни жить с ними"

Минуло 26 лет, 600 лет по сердцу и 6 лет по здравому смыслу.

В 1814 году Байрон жених (26 лет). Надеялся на счастье в браке с 22-летней Анабеллой. Но скоро он понял, что ошибся в женитьбе. Жена со своим буржуазным благоразумием превращала любовь в уравнение, к тому же она была набожной и пыталась обратить мужа в веру.

В религии для Байрона никакого интереса нет. С женой он был груб. В конце концов жена решается на развод, что потрясло Байрона.

Все бывшие знакомые стали отворачиваться от Байрона. "Я не люблю мир и мир не любит меня". Мститель.

Байрон был фаталистом и очень суеверным человеком.

У него было много женщин.

В 31 год он страшно постарел.

В 35 жизнь стала совсем пустой.

"Быть первым человеком в стране, значит, приблизиться к божеству"

Байрон всегда хотел сделать то, чего никто никогда не смог сделать.

Решил посвятить себя политике, но он был слишком нерешительным и мечтательным.

Воставшие в Греции дают ему звание архистратига (главнокомандующего) и Байрон этим очень гордился.

В юности ему предсказали. что он умрёт в 37 лет. Байрон в это верил. Так и произошло.

Дела у воставших шли плохо и Байрон начал азочаровываться в своём приезде в Грецию. Военный из него никакой.

После того как Байрон заболел, он начал понимать ценность семьи, которую когда-то называл рабством. Последние его часы жизни прошли в бреду. Мозг Байрона при вскрытии был как у очень старого человека.

После смерти поэта многие стали им интересоваться.

Близкие люди Байрона сожгли его мемуары.

"В глубине его души всегда жило существо более высокое и более достойное" говорила леди Байрон о своём муже, - "Это существо он всегда подавлял но никогда не мог уничтожить"

Родился 22 января 1788 года в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д. Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в 1791 году, успев растратить большую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой.
В 1798 году мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 году - в Харроу.
Осенью 1805 года Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.
В Лондоне Байрон наделал долгов на несколько тысяч фунтов. Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках новых впечатлений он 2 июля 1809 года отправился с Хобхаусом в длительное путешествие. Они доплыли до Лиссабона, пересекли Испанию, из Гибралтара морем добрались до Албании, где нанесли визит турецкому деспоту Али-паше Тепеленскому, и проследовали в Афины. Там они провели зиму в доме одной вдовы.
В Англию Байрон возвратился в июле 1811 года; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в самом путешествии. "Паломничество Чайльд Гарольда", изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона.
По следам "Чайльд Гарольда" Байрон создал цикл "Восточных поэм": "Гяур" и "Абидосская невеста" - в 1813 году, "Корсар" и "Лара" - в 1814 году. Поэмы изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Героя "Гяура" спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.
Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка обменивались письмами; в сентябре 1814 года он сделал ей предложение, и оно было принято. После венчания 2 января 1815 года и медового месяца в Йоркшире явно не созданные друг для друга новобрачные обосновались в Лондоне. Весной Байрон познакомился с Вальтером Скоттом, которым давно восхищался.
10 декабря 1815 года она родила Байрону дочь Августу Аду, а 15 января 1816 года, взяв с собою младенца, уехала в Лестершир навестить родителей. Несколько недель спустя она объявила, что не вернется к мужу. Байрон согласился на раздельное жительство по решению суда и 25 апреля отплыл в Европу. Байрон завершил третью песнь "Чайльд Гарольда", развивавшую уже знакомые мотивы - тщета устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства и начал "Манфреда".
Байрон вернулся к работе над "Дон Жуаном" и к маю 1823 года завершил 16-ю песнь.
Он выбрал в герои легендарного соблазнителя и превратил его в невинного простака, которого домогаются женщины; но и ожесточенный жизненным опытом, тот по своему характеру, мировосприятию и поступкам все равно остается нормальным, разумным человеком в нелепом свихнувшемся мире.
Байрон последовательно проводит Жуана через ряд приключений, то смешных, то трогательных, - от "платонического" совращения героя в Испании до любви-идиллии на греческом острове, от рабского состояния в гареме до положения фаворита Екатерины Великой, и оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в английском сельском особняке.
Уставший от бесцельного существования, истосковавшийся по активной деятельности, Байрон ухватился за предложение лондонского Греческого комитета помочь Греции в войне за независимость. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием, изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824 года.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» занимает особое место среди произведений Байрона.

Это поэма с большой и злободневной общественной темой, проникнутая глубоким лиризмом. «Паломничество Чайльд-Гарольда» - не только рассказ о судьбе романтического героя, но и политическая поэма. Жажда политической свободы, ненависть к тирании составляют главное ее содержание.

Чайльд-Гарольд стал нарицательным именем романтического героя - молодого человека, разочарованного, неудовлетворенного и одинокого. Он не верит ни в возвышенные чувства, ни в привязанности; по его мнению, нет ни истинной любви, ни истинной дружбы. Причина разочарования Чайльд-Гарольда - столкновение с обществом.

В первых двух песнях мы видим героя в Португалии, Испании, Албании и Греции - в тех странах, где побывал Байрон. Чайльд-Гарольд жаждет личной свободы и, не находя ее в окружающем мире «богатств и жалкой нищеты», мечтает об одиночестве. Он избегает людей, уходит далеко в горы, слушает плеск морской волны, его восхищает разбушевавшаяся стихия. Лишь простые люди, мужественные и свободолюбивые, привлекают к себе Чайльд-Гарольда.

Чайльд-Гарольд не удовлетворен жизнью, но протест его пассивен: он размышляет о причинах своего недовольства, но не стремится вмешаться в жизнь, принять участие в освободительной борьбе.

И постепенно, по мере развития сюжета поэмы, образ Чайльд-Гарольда все решительнее отодвигается на второй план. Образ бессильного и неспособного бороться с опостылевшей ему жизнью героя все больше и больше заслоняют полные драматизма исторические события, в которых сам автор начинает выступать не только как современник и наблюдатель, но и как активный их участник. В поэме появляется второй, не менее важный образ - образ борющегося народа.

Так, в первых двух песнях «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон приветствует выступление прогрессивных сил, подъем народных масс, защиту свободы.

Последующие, третья и четвертая, песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» отделены от первых двух несколькими годами. Они непосредственно связаны с пребыванием Байрона в Швейцарии и Италии, где он жил в 1816 - 1823 годах, окончательно покинув Англию.

В третьей песне, опубликованной в 1816 году, Байрон касается важного вопроса - об отношении к французской революции конца XVIII века. Говоря о засилье монархической реакции, особенно после образования Священного союза в 1815 году, он твердо убежден, что идеалы свободы, провозглашенные революцией, непременно должны восторжествовать; человечество многому научилось, поверило в свои силы, и пусть тираны, ныне оказавшиеся у власти, знают, что их победа временна и час расплаты не за горами.

Байрон создает особый жанрромантической поэмы и характерный образ романтического героя. Поэта интересуют острые драматические события прошлого, жизнь экзотических стран Востока.

Герои этих поэм, разочарованные скитальцы, порвавшие с обществом, несколько напоминают Чайльд-Гарольда, но им чужд пассивный характер его переживаний. Люди одной страсти, большой силы воли, не смиряющиеся, не идущие ни на какие соглашения, они немыслимы вне борьбы. Это бунтари. Они бросают вызов ханжескому буржуазному обществу, выступают против его религиозных или нравственных основ и ведут с ним неравную борьбу.

Одним из характерных романтических героев Байрона является Конрад, главное действующее лицо поэмы «Корсар». Необычна его внешность: горящие черные глаза и сумрачные брови, густые кудри, ниспадающие на высокий бледный лоб, язвительная улыбка, выражающая одновременно и презрение ко всему окружающему и сожаление. Это мрачная, сильная и одаренная натура, способная, быть может, совершить благородные дела. Однако общество отвергло Конрада, не дало возможности развернуть ему свои способности. Он стал главарем шайки морских разбойников. Его цель - мстить преступному обществу, которое отвергло его и называет теперь преступником. Конрад - крайний индивидуалист. Весь мир враждебен Конраду, и он проклинает этот мир. Одиночество поселяет в его душе чувство разочарования, пессимизма.

Герой романтических бунтарских поэм Байрона но имеют положительных идеалов. Они борются, не веря в победу, они понимают, что не могут победить общество, которое сильнее их, но до конца остаются ему враждебны. Герои Байрона остаются бунтарями-одиночками. В них привлекают сила протеста, непримиримый дух борьбы, но отсутствие связи героя с массой, народом, с общими интересами, индивидуализм героя - свидетельство слабости мировоззрения самого Байрона.

Бунтарская, насыщенная социально-политическим значением поэзия Байрона была главной причиной организованной травли поэта со стороны реакционных кругов английского общества. Против него ополчилась реакционная печать.

Байрон решил покинуть родину. В 1816 году он уезжает в Швейцарию, затем в Италию. Враг официальной Англии, ее лицемерия, ханжества, пресловутых буржуазных «свобод», продажной буржуазной печати, он продолжает глубоко интересоваться судьбами родины, судьбами своего народа.

Байрон с нетерпением ждал революционного подъема в Англии и не раз заявлял, что в этом Случае он вернулся бы на родину, чтобы принять личное участие в борьбе.

В сатирической эпопее «Дон-Жуан» действие переносится в XVIII век. Герой произведения, Жуан, из Испании попадает в Грецию, затем в Турцию, Россию, Польшу, Германию, Англию… По замыслу автора, .«совершив путешествие по - Европе, испытав всякого рода осады, битвы и приключения», Жуан должен был закончить свои странствия «участием во французской революции».

Однако главное в «Дон-Жуане», по признанию самого Байрона, не судьба и приключения героя, а изображение общественной и частной жизни в различных странах Европы и Азии.

В произведениях Байрона встаёт образ современника, данного в романтической интерпретации. Это человек, порывающий с европейской цивилизацией, т. к. там фальшь, несвобода, это человек, открытый миру, человек, не находящий нигде пристанища. Законченный тип индивидуализма.

Однако мотивы безнадежного отчаяния сочетаются в этом произведении с решимостью его героя до конца защищать свое человеческое достоинство и свободу духа. Поэма «Манфред» принадлежит к могучей поэзии символов, трактующей коренные вопросы бытия. Манфред достиг своей огромной власти над природой не сделкой с властителями преисподней, а исключительно силой своего ума, с помощью разнообразных знаний, приобретенных изнурительным трудом в течение многих лет жизни. Трагедия Манфреда, точно так же как и трагедия Гарольда и других ранних героев Байрона,- это трагедия незаурядных личностей. Однако протест Манфреда гораздо глубже и значительнее, ибо его несбывшиеся мечты и планы были гораздо обширнее и многообразнее: Крушение надежд, связанных с просветительством,- вот что лежит в основе того безысходного отчаяния, которое овладело душой Манфреда.Прокляв общество людей, Манфред бежит от него, уединяется в своем заброшенном родовом замке в пустынных Альпах.Одинокий и гордый, он противостоит всему свету - природе и людям. Он осуждает не только порядки в обществе, но и законы мироздания, не только разгул всеобщего эгоизма, но и собственное несовершенство, из-за которого он погубил горячо любимую Астарту, ибо Манфред не только жертва несправедливых общественных порядков, но и герой своего времени, наделенный такими чертами, как себялюбие, надменность, властолюбие, жажда успеха, злорадство,- словом, теми чертами, которые оказались оборотной стороной медали «раскрепощения личности» в ходе Французской буржуазной революции. Манфред прекрасно сознает свой эгоизм и терзается оттого, что его дикий, неукротимый нрав несет страшные опустошения в мир людей.Для Манфреда немыслимо покориться этому жестокому миру, точно так же как немыслимо для него покориться и религии, стремящейся подчинить себе его могучий, гордый дух.Страдания Манфреда отражают тяжелые размышления самого Байрона, в конечном счете порожденные…общим кризисом просветительской мысли в Европе.Эти строки напрямую связаны с проблематикой «Каина»; размышления над вопросом о сущности знания и месте человека в системе мироздания в «Каине» получат особое значение и развитие. Другим мотивом, унаследованным от предыдущих произведений Байрона и переданным в дальнейшем «Каину», станет уже известный нам мотив тираноборчества, отказа от преклонения перед высшими силами. В «Манфреде» этот протест наиболее ярко выражен в конце поэмы, когда герой отказывается повиноваться властителю злых сил Ариману и следовать за могучим духом, призванным вести его навстречу смерти. Манфред, постигший различные науки жаждет забвения и свободы от своего опыта, он мечтает о небытии. Подобно другим героям драматургии Байрона, он «мучительно переживает самый факт своего бытия».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры