Какой жанр детство м горький. «Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть

Главная / Психология

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема реферата:

«Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство»

Выполнила:

Савельева Екатерина

Ученица 7Акласса.

Руководитель:

Бубнова ОльгаИвановна .

Нижний Новгород

2013

Содержание

1. Вступление. Цель реферата 4 стр.

2. Особенности жанра повести Горького «Детство 5 стр.

3. Своеобразие горьковского портрета 7 стр.

4. Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) 12 стр.

5. Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького 13 стр.

«Детство»

6. Употребление лексики, передающей особенности детской психологии 15 стр.

героя

7. Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев 16 стр.

8. Заключение 18 стр.

9. Примечание 19 стр.

10.Использованная литература 20 стр.

11.Приложение 21 стр.

I . Вступление. Цель реферата.

У каждого писателя имеется свой способ осуществления творческого замысла, своих художественных идей, манера, отличающая его от других.

Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом произведении писателя воплощается неповторимое «я» художника.

Л. Н. Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».

Жизненный опят писателя, его талантливость делают каждое произведение особенным.«Стиль-это человек»,-гласит французская пословица.

Существуют различные определения стиля. Но многие лингвисты сходятся в одном: главными элементами стиля являются язык (ритм, интонация, лексика, тропы),композиция, детали предметной выразительности. И, как говорилось выше, стиль тесно связан с индивидуальностью писателя, его взглядами на мир, на людей, с теми задачами, которые он перед собой ставит. (1)

По мнению ученых Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, стиль писателя «с наибольшей очевидностью проявляется в его языке». (Там же). Гениальность писателя-творца заключена «в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные, самые сильные и ясные слова». (2) «Только сочетания таких слов правильная- по смыслу их - расстановка этих слов между точками, -утверждал М. Горький, -может образцово оформить мысли автора, создать яркие картины, вылепить живые фигуры людей на столько убедительно,что читатель увидит изображенное автором». (3) Эти требования к языку художественного произведения могут служить основными положениями при выявлении особенностей стиля повести «Детство», в которой, как и его всей трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «искусство слова М. Горького достигает особенной высоты». (4)

Цель реферата - на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство».

II . Особенности жанра повести Горького «Детство».

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» лежат факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения - автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения использовали многие писатели: И. А. Бунин («Цифры»), Л. Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), И. А. Бунин («Жизнь Арсеньева») и т. Д. Этот факт делает события более достоверными, а также помогает внутренние переживания героя.

Но своеобразие горьковского повествования в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Таким образом, выражая авторскую позицию, М. Горький описывает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», и с этой целью выбирает для своего повествования особый жанр - автобиографическую повесть.

III .Своеобразие горьковского портрета.

Черты стиля творчества писателя проявляются в своеобразии портрета.

Портрет - один из способов изображения героев. Выделение деталей, определение их роли позволяет сделать вывод о том, что у каждого писателя свои принципы раскрытия характера персонажа. «У М. Горького - портрет- впечатление, портрет– оценка» (5), которую дает писатель героям.

1. Портрет бабушки главного героя.

Самым дорогим человеком для главного героя была бабушка. Внешность бабушки дается в повести глазами Алеши, который видит в ее наружности и «множество морщин на темной коже щек», и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце»,и замечает, что «она сутула, почти горбатая, очень полная». Но, несмотря на эти черты, которые не приукрашивают героиню, портрет бабушки возвышен. Усиливает впечатление описания наружности бабушки талантливо используемая писателем антитеза, в которой сопоставляются «темное» и «светлое»: «темные...зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом», «темная кожа щек»- «лицо светлое», «вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза- неугасимым, веселым и солнечным светом ».

Эмоциональную и ритмическую выразительность портретному описанию придает используемая писателем инверсия: « Говорила она , как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей , похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

Здесь нельзя не отметить и выразительное сравнение слов бабушки с «цветами». В следующем предложении употребляется сравнение «зрачков» с «вишнями». Эти сравнения из мира природы далеко не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений, впечатлений и представлений героя-рассказчика, глазами которого увидены действующие лица и события произведения.

Но особенно часто используются в повести сравнения людей с животными. Взятые из жизненного опыта мальчика, они передают не столько внешность героев повести «Детство», сколько их поведение и отношение к ним героев, манеру движения. Так, например, бабушка в портрете 1 главы «сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Сравнения, используемые писателем в обрисовке человека, не только отражают то, как Алеша воспринимает жизнь, но и придают яркость и образность многочисленным описаниям.

Очень выразительно следующее описание внешности бабушки: «Сидя на краю постели в одной рубахе,вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу , которую недавно приводил на двор бородатый лесной мужик из Сергача».

Дополняет портрет бабушки сцена пляски. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, автор использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизодгорьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки» и данный в восприятии героя-рассказчика, по-новому раскрывает образ Акулины Ивановны, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

Портрет бабушки из первой главы начинается и завершается эпитетом – лейтмотивом «ласковый» («ласковые цветы» - «ласковый зверь»). Интересно и то, что свойственная ему контрастность естественно «перетекает» в проникновенные размышления автора о роли бабушки в жизни Алеши с той же самой антитезой: «темнота» - «свет»: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте , но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким к сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Связь портрета бабушки с авторскими размышлениями проявляется и в использовании определительных местоимений «весь», «самый», которые передают исчерпанность признака или действия: в описании внешности бабушки – «все лицо казалось молодым и светлым», «вся она – темная, но светилась изнутри…»; в размышлениях – «все вокруг меня…», «на всю жизнь», «самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком…». Очень яркий и точный метафорический образ, раскрывающийся в одном предложении -воспоминании роль бабушки в жизни Алеши, принадлежит не герою-рассказчику, а писателю - «художнику».

2. Портрет деда Каширина и Цыганка.

Анализируя портреты горьковских героев, можно понять, что писателю не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей.

Ещё Алёша ничего не знает о своём деде, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила бы его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают Алёшу. Алёшу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные.

В 2 главе, очень интересной с точки зрения емких, точных сравнений, характеризующих и деда, и его сыновей, появляется фраза: «Уже вскоре после приезда в кухню, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочил на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь,как собаки , а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал:«По миру пущу!».

Но облик деда очень противоречив. Каширин действует, повинуясь сиюминутному чувству, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.Мальчик не всегда видит его злым и жестоким. В сцене посещения больного Алеши дед Каширин кажется сначала ему «еще более рыжим», ненавистным. Холодом веет на ребенка от деда. Сравнения «точно спрыгнув с потолка, явился», «холодной, как лед, рукою» пощупал голову, сравнение с хищной птицей (на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти ») свидетельствуют о горькой обиде ребенка: никто никогда так его не унижал, как дед, высекший внука до потери сознания.

Однако постепенно, слушая дедушку, Алеша открывает его для себя с другой стороны. Чувствительное сердце ребенка откликается на «крепкие, тяжелые слова» деда о сиротском детстве, о том, как в молодости он « своей силой супротив Волги баржи тянул». И теперь Алеша видит: сухонькийстаричок будто растет, как облако, и превращается в сказочного богатыря, который «один ведет против реки огромную серую баржу».

А умудренный жизненным опытом автор понимает, что дед преподал ему пусть и жестокий, но полезный урок: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В последующих главахотношение Алеши к деду Каширину рассказывается и с помощью сравнения с хорьком: «А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку». А впервые характерное для героя сравнение с хорьком появляется в повести в сцене пожара: «Он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька , измазанное сажей…»

Любимые Горьким сравнения людей с животными, птицами, передающие видение людей Алешей, не всегда носят отрицательный характер. Пример тому насыщенное яркими метафорами и сравнениями предложение, запечатлевшее пляску Цыганка во время «странного веселья» на кухне: «Бешено звенела гитара,дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном , размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги, гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом , освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился».

Ловок, грациозен Цыганок в движениях. Душа и талант, «яркое, здоровое и творческое» раскрывалось в его пляске. Никого не оставил равнодушным танец Цыганка, будил в присутствующих живые чувства. Горький подобрал очень точное, эмоциональное сравнение для того, чтобы показать ту внезапную перемену, которая произошла с людьми: исчезли тоска, уныние, их « порой подергивало, они вскрикивали, повизгивали, точно их обожгло».

IV . Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) и объективного (от лица автора) в повести М. Горького «Детство».

Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алешей с собственно авторскими размышлениями о прошлом.

Выделить наиболее важные события детства и отделить свои авторские размышления от рассказанного Алешей писатель стремится использованием слов «помню», «памятный», «памятно», «вспоминается». С этой точки зрения примечательно самое начало 2 главы: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне , как суровая жизнь. Она вспоминается мне , как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Здесь слова «вспоминается мне» и «теперь, оживляя прошлое» принадлежат автору и помогают писателю отделить свои воспоминания и размышления о прошлом от увиденного и пережитого героем – рассказчиком.

Анализируя начало 2 главы, нельзя не отметить и яркое сравнение «пестрой, невыразимо странной жизни» с «суровой сказкой, рассказанной добрым, но мучительно правдивым гением». Это сравнение и развернутая метафора, уместившаяся в одном коротком предложении: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», воплощают именно авторские воспоминания о детстве и являются ключом для понимания всех эпизодов, рассказывающих о жизни Кашириных.

Завершающие 12 главу суждения о «жирном пласте всякой скотской дряни» и о «возрождении нашем к жизни светлой, человеческой» принадлежат именно писателю, объективному и мудрому художнику, вспоминающему и размышляющему о детстве («Вспоминания эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?»).Кроме того в повести часто встречаются слова «не помню», «непамятно», дающие читателю почувствовать, что автор положил в основу своей повести самые значительные и важные события детства («Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила кулаком и кричала:«Бесстыжие рожи, злыдни!»).

V . Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького «Детство».

Говоря о своеобразии стиля Горького, нельзя не сказать и о речи действующих лиц. М. Горький не один раз говорил, что «писатель должен смотреть на своих героев именно как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом их них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д.» Анализируя речь действующих лиц «Детства», следует обратиться к прямым характеристикам их высказываний, которые принадлежат герою-рассказчику.

Он является чутким и внимательным слушателем и точно характеризует разговорную манеру почти каждого действующего лица произведения. Отмечая огромное влияние бабушки на Алешу, необходимо обратить внимание на то, как воспринимаются мальчиком рассказы и реплики Акулины Ивановны: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, понимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». Напевность бабушкиной речи подчеркивается и в словах, открывающих ее портрет: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей…»

Сила влияния бабушки на Алешу раскрывается и в характерном сравнении: «точно вливая в сердце мое силу», - которое заставляет вновь вспоминать слова: « …это ее бескорыстная любовь обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Метафорические образы «вливая в сердце мое силу » и «насытив крепкой силой » говорят об огромной роли бабушки в формировании характера мальчика.

В 3 главе повести бабушка вновь появляется перед читателем как замечательная рассказчица: «Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке». Характер речи бабушки меняется в зависимости от того, о чем она рассказывает. Отвечая на вопрос Алеши о Цыганке, она « охотно и понятно , как всегда… объяснила» , что каждому из дядьев хочется взять Ванюшку к себе, когда у них будут свои мастерские; а коснувшись предстоящего раздела домашнего имущества, «она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»

Каждая глава повести дает богатый материал для речевой характеристики героев. Так, прямая речь бабушки в сцене пожара подчеркивает решительность и находчивость ее поведения. В речи бабушки преобладают короткие реплики, которые, как правило, адресованы какому-то конкретному лицу: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!- строго, крепким голосом командовала бабушка…» «Отец, лошадь выведи! –хрипя, кашляя, кричала она…». «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал,- наше все дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней,- Бог нам на помочь». Именно поэтому бабушка кажется «такой же интересной, как и пожар». В сцене пожара коня Шарапа, который «втрое больше ее», бабушка называет «мышонком». Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами очень часто встречаются в речи одной из главных героинь повести.

VI . Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя.

На первый взгляд незначительными в языке повести являются слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный», свойственные ребенку, от имени которого ведется повествование. Алеша на глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое ему нравится или не нравится («И взрослые и дети –все не понравились мне…»), и многое кажется необычным, интересным и странным (например, «странное веселье» на кухне). Этими словами завершается 1 глава: «…невидимый человек громко говорил странные слова : сандал-фуксин-купорос». Привлекает внимание и начало 5 главы: «К весне большой интересный дом на Полевой улице…» В сцене пожара « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз».

Впечатлительный Алеша как зачарованный наблюдал и за огнем. Не отрываясь, смотрел он на красные цветы пожара, которые цвели на фоне темной, тихой ночи. Золотые красные ленты, шелковый шелест бившийся в окна мастерской. Охваченная огнем мастерская была похожа на горящий золотом иконостас церкви.

Интересно было Алеше наблюдать за бабушкой. Она сама была как пожар. Металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя.

Эта сцена, являющаяся кульминацией повести, написана в духе романтизма. Об этом свидетельствует сочетание красного и черного цветов (цветов тревоги, страдания, трагедии – «красные цветы», «багрово светился снег», «темные облака», «в тихой ночи», «по темным доскам»), обилие ярких эпитетов («кудрявый огонь»), сравнений, метафор, («извивались золотые, красные ленты огня», «весело играл огонь, заливая красным щели стен мастерской»), наличие исключительного героя – бабушки, которая, сама обожженная, не чувствуя своей боли, прежде всего, думала о других людях.

Нельзя не сравнить данный эпизод со сценой «пожара в Кистеневке» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Мальчишки, видя, как горит барский дом, радостно прыгали, любуясь «огненной метелью». Им тоже интересно было наблюдать за огнем. Оба писателя, и А.С. Пушкин и М. Горький, абсолютно точно передали психологию детей, которым интересно всё, которых привлекает всё яркое, необычное.

VII . Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.

Одним из средств раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж. В первой главе повести показано отношение бабушки и Алеши к природе, волжским пейзажам.

«Ты гляди, как хорошо-то!»- эти слова принадлежат бабушке; «…по берегам стоят города и села, точно пряничные издали …»-это уже восприятие Алеши: «…мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою». Этот эпизод напоминает путешествие Николеньки Иртеньева в Москву после смерти матери, которое произвело на негоотрадное впечатление: «…беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства-довольства настоящим и надежды на будущее…Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно…». Сравнивая данные эпизоды, невозможно не увидеть сходство в восприятии природы Николенькой Иртеньевым и Алешей Пешковым после постигшей обоих утраты близких людей.

Тонко и глубоко любит природу Акулина Ивановна. Прекрасные картины природы-наступления ночи и раннего утра даны в восприятии этой удивительной женщины: «…она…долго рассказывает мне о чем-нибудь, прерывая речь свою неожиданными вставками: «Гляди- звезда упала! Это чья- нибудь душенька чистая истосковалась, мать- землю вспомнила! Значит,- сейчас где-то хороший человек родился». В речи используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает ее близкой к языку произведений устного народного творчества. В образе бабушки автор передает ее высокую одухотворенность и способность человека из народа глубоко воспринимать красоту природы, обогащающую человека: «Новая звезда взошла, глянь -ко! Экая глазастая! Ох, ты небо -небушко, риза Богова»

Пейзажи 12 главы, отличающиеся подлинной музыкальностью и ритмичностью, помогают понять их роль в становлении внутреннего мира Алеши Пешкова. Мальчик глубоко чувствуеткрасоту природы, о чем говорят употребленные здесь выразительные метафоры и сравнения: «Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее , как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой , и стирается в памяти все, что нужно забыть, вся едкая, мелкая пыль дня». Обращение к словам, передающим влияние на мальчика утреннего пейзажа: «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость , будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг»,- дает возможность понять сходство художественных образов, которые рисуютпрекрасные картины ночи и утра.

Анализ этих пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего ее человека. Эти картины природы, нарисованные рукой писателя- художника («Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами как доступное осязанию» (6), с особой силой заставляют воспринять контрастно звучащий вывод писателя о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни», которые являются «своеобразной кульминацией авторского присутствия в повести «Детство».(7)

VIII . Заключение.

Гениальность писателя-творца заключается в умении отобрать из богатейшего словаря языка самые точные, самые сильные и ясные слова. А. М. Горький писал: «...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Сам Горький восхищался своими предшественниками, великими писателями-классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».

Язык «Детства» по своей конкретности, богатству, смене тона в описании отдельных персонажей, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит повесть на одно из первых мест среди других произведений

А. М. Горького.

Наблюдения над стилем автобиографической повести «Детство» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». (8)

IX . Примечания.

(1) Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

(2) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(3) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(4) Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >

(5) М . Горький . Оязыке . ModernLib.ru>

(6) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

(7) Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

(8) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

X . Использованная литература .

1.Анализ эпизода «Пляска бабушки». en . с oolreferat . com > Анализ_ эпизода_Пляска_бабушки.

2.А.М. Горький. Повесть «Детство». М. «Детская литература». 1983 г.

3. М.Горький. Оязыке. ModernLib.ru>books/maksim_gorkiu/o_uazike/read_1/

4. Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >ГОРЬКИЙ_А._М.ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

5. ДетствовпроизведенияхГорького. student . zoomru . ru .> lit / detstvo gorkogo s 4 htmmm /.

6. Реферат «Особенности жанра повести М. Горького «Детство». roni . ru > referaty / literatyra /

7. Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

8. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.2 часть. Под ред. Г.И. Беленького. – М. Мнемозина, 1999.

9. О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

10.Тема детства в прозе Максима Горького. fpsliga . Ru > socyineniya _ po _ literatur _/

11.Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

12. Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

XI .Приложение.

Таблица № 1 . « Способы создания портрета в повести М. Горького «Детство».

Бабушка Ивановна

Ивановна

Дед Каширин

Цыганок

Антитеза

темные... зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом », « темная кожа щек» - «лицо светлое », «вся она – темная , но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и солнечным светом ».

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

« белые зубы бы под черной полоской молодых усов».

Сравнение

«слова похожие на цветы», «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»,«ее темные, как вишни, зрачки».

« С рыжей, как золото , бородкой, с птичьим носом» , покраснел весь и звонко – петухом – закричал : «По миру пущу!».

«точно спрыгнув с потолка , явился», « холодной, как лед рукой », на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти »), «растет, как облако».

« реял коршуном , размахнув руки, точно крылья »,

« метался золотым стрижом » .

Метафора

« плыла по полу бесшумно», «ее сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

«Дед выдернул меня из тесной кучи людей», « глаза ярко разгорелись », « трубил в лицо мне».

« огнем пылал Цыганок», « горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Инверсия

« Говорила она , слова укреплялись в памятимоей ».

« человека силы сказочной».

Эпитеты

« ласковые цветы» - « ласковый зверь».

сухонький старичок» , на « крепкие, тяжелые слова»,

« маленькой, жесткой руке».

« Квадратный, широкогрудый , с огромной кудрявой головой, « веселые глаза».

Гипербола

« один ведет против реки огромную серую баржу ».

Итак, портрет у Горького (портрет-впечатление, портрет-оценка) – одно из важнейших средств раскрытия характеров героев повести.

Таблица №2 «Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя».

«не понравился»

«И взрослые, и дети - все не понравились мне»,
«особенно же
не понравился мне дед», « мне не нравилось , что они зовут меня Кашириным»,

«нравился»

« Нравилось мне, как хорошо, весело и дружно они играют в незнакомые игры, нравились их костюмы

«странный»

«Невидимый человек громко говорил странные слова», «началась и потекла…невыразимо странная жизнь», « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз», «кашлял странным , собачьим звуком», «Хорошее Дело чем-то обеспокоен: он странно , судорожно двигал руками».

«интересный»

«Всё было страшно интересно », « Интересно и приятно было видеть, как она отирала пыль с икон», «к весне купил большой интересный дом на Полевой улице…», «бабушка была такой же интересной , как и пожар», «рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила про отца моего».

«неприятный»

«Двор был тоже неприятный », «Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Это было неприятно », «Всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная , пугающая».

«приятно»

« было приятно отбиваться одному против многих», « Это всегда было приятно мне».

Слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный» свойственны ребенку, от имени которого ведется повествование.Алеша Пешкова глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое емунравится или не нравится …»), и многое кажется необычным, интересным и странным.

Б.А. Дехтерев. Дом Кашириных.

Б.А.Дехтерев. Бабушка Алеши.

Б.А. Дехтерев. Пляска бабушки.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Таблица №3 «В творческой лаборатории учащихся7 А класса. Портрет деда Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Цитаты из текста

Внешний облик

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

былинный герой, богатырь

Смотрел

Говорил

Отношение Алеши к деду

в глубине души добрый, много переживший, сильный духом человек.

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя открыть новые грани, глубже понять сложный характер Каширина, чей портрет дан по отдельным главам повести в деталях.

Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Развитие темы

Цитаты из текста

Материал, собранный семиклассниками

Внешний облик

«сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», «весь он складный, точеный, острый»;

«дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем»;

«его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей»

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, на ворона, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

ходил быстро, мелкими шагами, семенил, походка воинственная, будто постоянно готов к драке

нос острый, похожий на клюв, нос крючком

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

былинный богатырь, добрый сказочник

Смотрел

«зелёные глазки», «дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами»; «мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз»

смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, недружелюбно, взгляд прожигал насквозь, как огонь

глаза злые, колючие, пугающие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой, вгляд страшный, обжигающий

Говорил

«он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого»; «было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

слова злые, обидные, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть

Отношение Алёши к деду

«я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его»; «мне казалось, что дед злой»;

«рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушёл, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен»

не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

в глубине души добрый, сильный духом человек

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя, чей портрет разбросан по отдельным главам повести в деталях, открыть новые грани.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также помогает (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простой русский человек».

События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Детство Максима Горького, одного из лучших русских писателей, прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Звали его тогда Алешей Пешковым, годы, проведенные в дедовском доме, были насыщены событиями, не всегда приятными, что и позволило в дальнейшем советским биографам и литературоведам толковать эти воспоминания как обличительное свидетельство порочности капитализма.

Воспоминания о детстве зрелого человека

В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он - почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.

В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» - повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.

Автобиографический сюжет

После смерти отца мать забирает детей и везет их на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород, к деду. Младенец, брат Алеши, в дороге умирает.

Принимают их вначале доброжелательно, лишь возгласы главы семейства «Эх, вы-и-и!» выдают былой конфликт, возникший на почве нежелательного замужества дочери. Дед Каширин - предприниматель, у него собственное дело, он занимается окраской тканей. Неприятные запахи, шум, непривычные слова «купорос», «фуксин» раздражают ребенка. Детство Максима Горького проходило в этой суматохе, дядья были грубы, жестоки и, по всей видимости, глуповаты, а дед обладал всеми замашками домашнего тирана. Но все самое тяжелое, получившее определение «свинцовых мерзостей», было впереди.

Персонажи

Множество бытовых подробностей и разнообразие отношений между персонажами незаметно чаруют каждого читателя, взявшего в руки первую часть трилогии, которую написал Максим Горький, «Детство». Главные герои повести разговаривают так, что их голоса, кажется, витают где-то рядом, настолько индивидуальна манера речи у каждого из них. Бабушка, чье влияние на формирование личности будущего писателя невозможно переоценить, как бы становится идеалом доброты, в то же время драчливые братья, охваченные алчностью, вызывают чувство брезгливости.

Хорошее Дело, соседский нахлебник, был человеком чудаковатым, но при этом, очевидно, обладал незаурядным интеллектом. Именно он учил маленького Алешу выражать мысль правильно и внятно, что, несомненно, повлияло на развитие литературных способностей. Иван-Цыганок, 17-летний подкидыш, воспитывавшийся в семье, был очень добрым, что проявлялось порой в некоторых странностях. Так, отправляясь на рынок за покупками, он неизменно тратил денег меньше, чем следовало предположить, а разницу отдавал деду, стремясь ему угодить. Как выяснилось, чтобы сэкономить, он приворовывал. Чрезмерное старание и привело к его преждевременной смерти: он надорвался, выполняя хозяйское поручение.

Будет лишь благодарность…

Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.

Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.

Воспоминания Алеши о семье тесно связаны с уходом из жизни отца и приездом бабушки «сверху, с Нижнего, по воде». Слова эти были непонятны мальчику.

Бабушка с добрым рыхлым лицом и певучим голосом просила попрощаться с отцом. Впервые мальчик увидел, как взрослые плачут. Страшно кричала и выла мать: ушел близкий человек, семья осталась без кормильца. Отец запомнился веселым, мастеровитым, он часто возился с сыном, брал его с собой на рыбалку. Мама – строгая, работящая, статная.

Хоронили отца в желтом гробу, в яме стояла вода и квакали лягушки.
В эти страшные дни у Алеши родился братик Максимка, но не прожил и нескольких дней, умер.

Во время поездки на пароходе маленький путешественник впервые услышал незнакомые слова «матрос», «Саратов». Максимку положили в ящик, и полная бабушка вынесла его на вытянутых руках на палубу. Седой матрос объяснил, что пошли хоронить.

– Знаю, – ответил малец, – я видел, как похоронили лягушек на дне ямы.
– Лягушек не жалко, мать пожалей, – сказал матрос. – Вон, как горе ее ушибло.

Увидев, что пароход причалил, а люди засобирались сойти на берег, будущий писатель решил, что и ему пора. Но попутчики стали тыкать пальцем и кричать: «Чей? Чей?» Прибежал матрос и увел мальчугана назад, в каюту, погрозив пальцем.

Путешествие на пароходе по Волге

По дороге Алеша много разговаривал с бабушкой, ему нравилось ее слушать, слова были похожи на цветы, речь образная, певучая. Сама Акулина Ивановна, полная, грузная, с длинными волосами, которые она называла сущим наказанием и подолгу расчесывала, удивительно легко двигалась, глаза ее смеялись. Она стала лучшим другом внуку на всю жизнь, подарила ему ту силу, что позволяла справляться с любыми трудностями.

За окном сменялись картины природы, Волга величаво несла свои воды, пароход двигался медленно, ведь шел против течения. Бабушка рассказывала сказки о добрых молодцах, о святых, прибаутки про домового, который занозил палец. Послушать истории присаживались и матросы, за это они давали рассказчице табак, угощали водочкой и арбузами. Есть фрукты приходилось тайно, так как этим же рейсом ехал санитарный инспектор, который все запрещал. Мама выходила на палубу, но держалась в сторонке, пыталась образумить бабушку, мол, над ней смеются. Та лишь улыбалась в ответ: и пускай.

И взрослые, и дети не понравились Алеше. Теплые отношения установились у него лишь с теткой Натальей. Особенно враждебно мальчика принял дед Василий. Дом показался приземистым, некрасивым. В тесном и грязном дворе висели какие-то тряпки, было неухоженно, неуютно.

Жизнь в Нижнем Новгороде была пустой, пестрой и тусклой, как грустная сказка. Дом был наполнен ядовитым туманом всеобщей вражды. Братья матери требовали раздела имущества, так как Варвара вышла замуж «самокруткой», без благословения родителей. Дядья ругались и трясли головами, как собаки. Михаила, «иезуита», связывали полотенцем, а с лица Якова, «фармазона», смывали кровь. Дед оглушительно кричал на всех. Плакали дети.

Каширин-старший казался чище и аккуратнее сыновей, хотя у тех были костюмы и жилетки. Дед следил за Алешей злыми и умными глазами, мальчик старался не попадаться на пути.

Будущий писатель вспоминал, что родители всегда были веселы, дружны между собой, много общались. А здесь, у деда, все поголовно ругались, злословили, доносили друг на друга, обижали того, кто слабее. Отпрыски были прибитыми, неразвитыми.

Не битье, а наука

Дети шалили: нагревали инструменты, чтобы разыграть мастера Григория, устраивали соревнования между упряжками тараканов, ловили мышей и пытались их дрессировать. Глава семейства раздавал подзатыльники направо и налево, выпорол внука Сашу за раскаленный наперсток. Астраханский гость никогда раньше не присутствовал при экзекуциях, самого его отец не бил.

– И зря, – припечатывал дед.

Обычно Варвара защищала сына, но однажды и ему пришлось испытать на себе крепкую руку. Двоюродный брат подговорил перекрасить белую праздничную скатерть. Жестокий глава семьи высек розгами обоих – и Сашку-доносчика, и Алешу. Бабушка отругала мать, не сумевшую спасти сына от расправы. А у самого мальчика на всю жизнь сердце стало чутким к любой несправедливости и обиде.

Дед пытался помириться с внуком: принес ему гостинцы – пряники и изюм, рассказал, как сам не раз был избит. В молодости тянул бурлаком баржи от Астрахани до Макарьева.

Бабушкины рассказы

Бабушка с малых лет плела кружева, замуж вышла в 14-м году, родила 18 детей, но почти все умерли. Акулина Ивановна была неграмотная, но знала много рассказов, сказок, историй про Мирона-отшельника, Марфу-посадницу и Илью-пророка, слушать можно было сутками. Алеша не отпускал рассказчицу от себя, задавал много вопросов, на все получал исчерпывающие ответы. Иногда бабушка выдумывала небылицы про чертей, которые вылезали из каменки и переворачивали лохань с бельем или устраивали чехарду. Не поверить в достоверность было невозможно.

В новом доме на Канатной улице устраивались чаепития, приходили денщики, соседи, знакомый постоялец по прозвищу Хорошее Дело. Извозчик Петр приносил варенье, кто-то – белый хлеб. Бабушка рассказывала собравшимся байки, легенды, былины.

Праздники в семье Кашириных

Праздники начинались одинаково: все приходили принаряженные, дядя Яков брал гитару. Играл подолгу, казалось, будто засыпает, а руки действуют сами по себе. Голос у него был неприятно свистящий: «Ой, скучно мне, грустно мне…» Алеша плакал, слушая, как один нищий у другого портянки украл.

Разогревшись, гости пускались в пляс. Ваня-цыганок метался стрижом, а бабушка плыла, как по воздуху, а потом кружилась, будто молодая. Няня Евгения пела о царе Давиде.

В мастерской Григория Ивановича

Алеша любил бывать в красильной мастерской, смотреть, как подкладывают дрова в костер, как варят краску. Мастер частенько говорил:

– Вот ослепну, пойду по миру, буду просить милостыню у добрых людей.

Простодушный мальчик подхватывал:

– Ослепни скорее, дяденька, я пойду с тобой.

Григорий Иванович советовал крепко держаться за бабушку: она человек «почти святой, потому что правду любит».

Когда цеховой мастер потерял зрение, его сразу же уволили. Несчастный ходил по улицам вместе со старушкой, которая просила на кусок хлеба за двоих. А сам мужчина молчал.

По словам бабушки, все они виноваты перед Григорием, и Бог их накажет. Так и вышло: через десять лет уже Каширин-старший бродил по улицам с протянутой рукой, молил о копеечке.

Цыганок Иван, подмастерье

Иван подставлял руку, когда стегали розгами, чтобы страдальцу досталось меньше. Подкидыш воспитывался в семье Кашириных с младенчества. Он сочувствовал новенькому: учил его «не сжиматься, а растекаться киселем» и «вилять телом вслед за лозой». И обязательно кричать благим матом.

Цыганку поручали закупку товаров на всю семью. Ездил добытчик на ярмарку на мерине, выполнял поручение с большим умением и старанием. Привозил птицу, рыбу, мясо, потроха, муку, масло, сладости. Все удивлялись, как за пять рублей можно купить провизии на 15. Бабушка объясняла, что Иван больше украдет, чем купит. Дома его почти не ругали за это. Но боялись, что поймают, и попадет цыганок в острог.

Только умер подмастерье, будучи придавленным огромным крестом, который нес со двора на кладбище по просьбе дяди Якова.

О вере в Бога и о страхах

Алешу начали учить молитвам, с ним много занималась беременная тетка Наталья. Многие слова были непонятны, например, «яко же».

Бабушка каждый день докладывала Богу, как прошел день, любовно протирала иконы. По ее словам, Бог сидит под серебряными липами, и в раю у него не бывает ни зимы, ни осени, а цветы никогда не вянут. Акулина Ивановна часто приговаривала: «Как хорошо-то жить, как славно». Мальчик недоумевал: что ж тут хорошего? Дед жестокий, братья злые, недружные, мама уехала и не возвращается, Григорий слепнет, тетка Наталья ходит в синяках. Славно?

А вот Бог, в которого верил дед, был другой: строгий, непонятный. Он всегда наказывал, был «мечом над землею, бичом грешников». Пожары, наводнения, ураганы, болезни – все это наказание, присланное свыше. Дед никогда не отступал от молитвослова. Бабушка как-то заметила: «Скучно Богу слушать тебя, талдычишь одно и то же, от себя ни одного словечка не добавишь». Каширин рассердился и запустил в жену блюдцем.

Акулина Ивановна ничего не боялась: ни грозы, ни молнии, ни воров, ни убийц, была невероятно смелой, перечила даже деду. Единственное существо, которое вгоняло в нее ужас, был черный таракан. Мальчик иногда по часу ловил насекомое, иначе пожилая женщина не могла спокойно уснуть.

– Зачем нужны эти твари, не пойму, – пожимала плечами бабушка, – вошь показывает, что начинается болезнь, мокрица, что в доме сыро. А тараканы-то на что?

Пожар и роды тетки Натальи

В красильной мастерской начался пожар, нянька Евгения увела детей, а Алеша спрятался за крыльцом, потому что хотел посмотреть, как языки пламени будут есть крышу. Поразило мужество бабушки: укутавшись в мешок, она побежала в огонь, чтобы вынести медный купорос и банки с ацетоном. Дед в страхе закричал, но бесстрашная женщина уже выбежала с нужными кульками и банками в руках.

В это же время начались роды у тетки Натальи. Когда немного притушили тлеющие постройки, кинулись помогать роженице. Грели воду на печи, готовили посуду, тазы. Но несчастная умерла.

Знакомство с книгами

Дед учил внука грамоте. Радовался: мальчонка растет сообразительным. Когда Алеша читал псалтырь, суровость деда уходила. Звал питомца еретиком, солеными ушами. Учил: «Будь хитер, только баран простодушен».

Дед гораздо реже, нежели бабушка, рассказывал о своем прошлом, но не менее интересно. Например, о французах под Балахной, которых приютил русский помещик. Вроде враги, а жалко. Хозяйки протягивали пленным горячие калачи, уж очень бонапартисты их любили.

Дед спорил о прочитанном с извозчиком Петром. Оба сыпали поговорками. Также они пытались определить, кто из святых всего святее.

Жестокость улицы

Сыновья Василия Каширина отделились. Алеша почти не гулял, он не ладил с мальчишками, дома было интереснее. Мальчик не мог понять, как можно над кем-либо издеваться.

Сорванцы угоняли еврейских коз, мучили собак, травили слабых людей. Так, они кричали одному мужчине в нелепой одежде: «Игоша – смерть в кармане!» Упавшего могли закидать камнями. Ослепший мастер Григорий тоже нередко становился их мишенью.

Упитанный, дерзкий Клюшников не давал проходу Алеше, всегда обижал его. Но постоялец по прозвищу Хорошее Дело подсказал: «Он толстый, а ты верткий, живой. Побеждает юркий, ловкий». На следующий день Алеша легко победил давнего врага.

Воспитательные моменты

Однажды Алеша закрыл в погребе кабатчицу, так как она бросила в бабушку морковку. Пришлось не только срочно выпустить пленницу на волю, но и выслушать нотацию: «В дела взрослых никогда не лезь. Взрослые – люди испорченные, греховные. Живи детским разумом, не думай, что сумеешь старшим помочь. Им и самим-то разобраться трудно».

Каширин стал брать небольшие суммы в рост и вещи под залог, хотел подзаработать. На него донесли. Потом дед говорил, что избежать тюрьмы ему помогли святые угодники. Водил внука в церковь: только там можно очиститься.

Большей частью дед не верил людям, видел в них только плохое, замечания его были желчными, ядовитыми. Уличные острословы прозвали хозяина Кащеем Кашириным. Бабушка же была светлой, искренней, и Бог бабушки тоже был таким же – сияющим, неизменно ласковым и добрым. Бабушка учила «чужих законов не слушаться и за чужую совесть не прятаться».

На Сенной площади, где была водопроводная колонка, мещане били одного человека. Акулина Ивановна увидела драку, бросила коромысло и кинулась спасать парня, у которого уже была разорвана ноздря. Алеша побоялся влезть в клубок тел, но поступком бабушки восхитился.

История женитьбы отца

Посватался отец-краснодеревщик, сын ссыльного, к Варваре, но воспротивился этому Василий Каширин. Акулина Ивановна помогла молодым тайно обвенчаться. Михаил и Яков не приняли Максима, всячески ему вредили, обвиняли в видах на наследство и даже пытались утопить в ледяной воде Дюкова пруда. Но зять простил душегубов и выгородил перед квартальным.

По этой причине родители уехали из родного города в Астрахань, чтобы вернуться через пять лет в неполном составе. К маме сватался часовщик, но он был ей неприятен, и она отказала ему, несмотря на давление отца.

Дети полковника Овсянникова

Алеша наблюдал за соседскими детьми с высокого дерева, но ему не позволяли с ними общаться. Однажды он спас от падения в колодец младшего из Овсянниковых. Старшие братья Алешу зауважали, приняли в свою компанию, а он ловил для приятелей птиц.

Социальное неравенство
Но отец, полковник, с предубеждением относился к семье цехового мастера и выгнал мальчика со двора, запретив даже приближаться к его сыновьям. Алеша впервые почувствовал, что такое социальное расслоение: ему не положено играть с барчуками, он не подходит им по статусу.

А братья Овсянниковы полюбили славного соседа-птицелова и общались с ним через дырку в заборе.

Извозчик Петр и его племянник

Петр вел с Кашириным длинные беседы, любил дать совет, прочитать нотацию. У него было плетеное лицо, похожее на решето. Вроде молодой, но уже старик. Пешков с крыши плюнул на лысину барина, и только Петр его за это похвалил. По-отечески опекал своего немого племянника Степана.

Узнав, что Алеша играет с полковничьими детьми, Петр доложил об этом деду, и мальчику попало. Закончил доносчик плохо: его нашли мертвым в снегу, а всю банду разоблачила полиция: оказалось, что вполне разговорчивый Степан вместе с дядькой и еще кем-то третьим грабили церкви.

Новый избранник матери

В доме появились будущие родственники: мамин ухажер Евгений Васильевич и его мать – «зеленая старуха» с пергаментной кожей, глазками «на ниточках», острыми зубами. Однажды пожилая дама осведомилась:

– Почему ты так быстро ешь? Тебя надо воспитывать.

Алеша вытащил кусок изо рта, подцепил на вилку и протянул гостье:

– Ешьте, если жалко.

А однажды он приклеил обоих Максимовых к стульям вишневым клеем.
Мама просила сына не шалить, она всерьез собралась замуж за этого чудака. После венчанья новые родственники уехали в Москву. Никогда сын не видел улицу такой мертвенно-пустой, как после отъезда матери.

Скупость разорившегося деда

Под старость дед «сдурел», как сказала бабушка. Он объявил, что делит имущество: Акулине – горшки и кастрюли, ему – все остальное. В очередной раз продал дом, деньги дал в рост евреям, семья переехала в две комнатки в цокольном этаже.

Обед готовили по очереди: один день дед, другой – бабушка, которая подрабатывала плетением кружев. Каширин не стеснялся подсчитывать чаинки: он положил заварки больше, чем другая сторона. Значит, и чаю ему положено выпить не два, а три стакана.

Переезд в Сормово

Вернулись из Москвы мама с Евгением, сообщив, что дом и все имущество сгорели. Но дед вовремя навел справки и уличил молодоженов во лжи: новый мамин муж Максимов проигрался в пух и прах, разорил семью. Переехали в село Сормово, где была работа на заводе. Каждый день гудок звал рабочих волчьим воем, проходная «пережевывала» толпу. Родился сын Саша и почти сразу умер, вслед за ним появился на свет Николка – золотушный, слабенький. Мать болела, кашляла. А мошенник Максимов ограбил рабочих, его уволили с треском. Но он устроился в другое место. Стал изменять матери с женщинами, ссоры не прекращались. Однажды даже ударил беззащитную супругу, но получил отпор от пасынка.

Алеша нашел в книге две банкноты – 1 рубль и 10 рублей. Рубль взял себе, купил сладостей и сказки Андерсена. Мама плакала:

– У нас каждая копейка на счету, как ты мог?

Максимов рассказал о проступке коллеге, а тот был отцом одного из соучеников Пешкова. Алешу в школе стали звать вором. Варвара была потрясена тем, что отчим не пожалел мальчонку, сообщил о неблаговидном поступке посторонним людям.

В школе и на промысле

Учебников не хватало, поэтому на уроки богословия Алешу не пускали. Но приехал епископ и поддержал мальчика, знающего множество псалмов и жития святых. Ученику Пешкову вновь разрешили посещать уроки закона божьего. По остальным предметам паренек хорошо успевал, получил похвальный лист и книги. Из-за безденежья подарки пришлось отдать лавочнику, чтобы выручить 55 копеек.

Вместе с товарищами Вяхирем, Чуркой, Хаби, Костромой и Язем Алеша собирал по помойкам ветошь, кости, стекло, куски железа и сдавал сборщику утиля. Воровали бревна, доски. В школе ребята стали презирать Пешкова, стыдить, называли нищебродом, жаловались, что от него дурно пахнет. Паренек был уверен, что это неправда: ведь он старался мыться ежедневно, менял одежду. В результате и вовсе бросил школу.

Мальчик очень ценил уличное братство, ребята его уважали за грамотность и справедливость.

Смерть матери

Мама угасала в темной комнатушке без полноценного питания и лекарств. Муж опять загулял и дома не показывался. Дед сердился, что повесили на его шею столько нахлебников:

– Всем надо еды понемногу, а получается много.

Николушку он не кормил. Дав кусочек хлеба, щупал животик младенца и приговаривал:

– И хватит, наверное. Ребенок не понимает сытости, может съесть лишнее.

После смерти мамы дед твердо объявил:

– Ты, Лексей, не медаль на шее. Иди-ка ты в люди.

Что означало: надо учиться ремеслу, стать подмастерьем.

ДЕТСТВО ГОРЬКОГО, СССР, Союздетфильм, 1938, ч/б, 101 мин. Биографическая кинотрилогия. По мотивам автобиографических произведений М. Горького. Первая часть кинотрилогии: «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты». Сценарий опубликован в… … Энциклопедия кино

Детство Горького Режиссёр Марк Донской В главных ролях Михаил Трояновский Варвара Массалитинова Елизавета Алексеева Алексей Лярский Композитор Лев Шварц … Википедия

Детство Бемби … Википедия

Детство Бемби Жанр сказка Режиссёр Наталья Бондарчук В главных ролях Кинокомпания Киностудия им. М. Горького Страна СССР … Википедия

Детство может относиться к нескольким понятиям: Детство этап развития человека «Детство» повесть Максима Горького. «Детство» повесть Льва Николаевича Толстого … Википедия

ДЕТСТВО БЕМБИ, СССР, киностудия им. М. Горького, 1985, цв., 79 мин. Детский сиквел, сказка. По первой части сказки Феликса Зальтена «Бемби». В большой оленьей семье родился олененок Бемби. С первого дня мама учит его понимать таинственный и… … Энциклопедия кино

ДЕТСТВО ТЕМЫ, СССР, киностудия им. М.Горького, 1991, цв. Детский телефильм, мелодрама. По одноименной повести Н. Гарина Михайловского. На фоне неспешного течения жизни, налаженного быта дворянской усадьбы, авторы прослеживают становление юной… … Энциклопедия кино

- «Союздетфильм» киностудия детского и юношеского фильма, организованная в 1936 году в Москве на базе киностудии «Межрабпомфильм». В 1948 году была переименована в Киностудию им. М. Горького. История Ещё в 1930 году было выдвинуто… … Википедия

- (улица Эйзенштейна, 8). Основана в 1915 купцом М.С. Трофимовым и называлась «Художественный коллектив Русь ». С 1924 кинофабрика «Межрабпом Русь», с 1928 «Межрабпомфильм», с 1936 на его базе создана киностудия детских художественных фильмов… … Москва (энциклопедия)

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького (улица Эйзенштейна, 8). Основана в 1915 купцом М.С. Трофимовым и называлась «Художественный коллектив Русь ». С 1924 кинофабрика «Межрабпом Русь», с 1928 «Межрабпомфильм», с… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • Детство , М. Горький. "Детство" - первая книга трилогии (" Детство", "В людях", "Мои университеты") великого русского писателя Максима Горького - Алексея Максимовича Пешкова. С неотразимой правдой рассказал…
  • Детство. В людях. Мои университеты , М. Горький. В книгу включена автобиографическая трилогия А. М. Горького (повести "Детство", "В людях", "Мои университеты"), рассказывающая о детстве и юности…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры