Когда возник стиль барокко. Что такое барокко? Что такое стиль «барокко»

Главная / Психология

Характерными чертами барокко Вёльфлин называет живописность и страстность. Дворжак выделил из раннего барокко маньеризм . Впоследствии Панофский обозначил тенденцию видеть в барокко не антитезу, а продолжение Ренессанса.

История

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca , скрученный камень. Другая теория - от латинского verruca , крутое высокое место, дефект в драгоценном камне .

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики , и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи , он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков .

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли , опера , культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо , соната , сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника . Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля , человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры ; вместо мистерий - театр и бал-маскарад . Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт . Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco . В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре » - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса . Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета ? В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало , 1717). Согласно философу Спинозе , влечения уже составляют не содержание греха , но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте , ссоры - в утончённой дуэли .

Для барокко характерна идея спящего бога - деизм . Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм . Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы », ). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц . Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо , судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен .

«В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы. Иносказание стало нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества» .

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Архитектура

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини , чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году . Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры , а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло Фонтана , Карло Райнальди , Гварино Гварини , Бальдассаре Лонгена , Луиджи Ванвителли , Пьетро да Кортона . На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко . Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа ( -1652 годы).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - Собор Святого Иакова , является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко .

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец , здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк .

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг (нем.) русск. , Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Барокко в скульптуре

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини ( -). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны , преследуемой богом света Аполлоном , а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы » в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой , на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры , театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами , параллелизмами , градациями , оксюморонами . Бытует бурлескно -сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо , П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон ». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери , М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер , Ш. Сорель , П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм , то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе , «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет , рондо , кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы .

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус »), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе , одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма » по имени виднейшего представителя (см. выше).

Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына , Вацлава Потоцкого , Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына , философского Станислава Гераклиуша Любомирского ; в прозе - преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение - «Мемуары» Яна Хризостома Пасека).

В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий , Ф. Прокопович .

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества «Блюменорден ». Они собираются летом на литературные праздники в роще Иррхайн под Нюрнбергом . Общество организовал в 1646 году Георг Филипп Харсдёрффер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны .

Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Бальтасара Грасиана (1648) и «Подзорная труба Аристотеля» Эмануэле Тезауро (1655).

Музыка барокко

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма . Представители - Вивальди , Бах , Гендель . Ведущее положение у жанров кантаты , оратории , оперы . Характерно противопоставление хора и солистов , голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров).

Мода эпохи Барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления

Барокко (итал. barocco - причудлимый, англ., ф ранц.-baroque, нем.-barock ) — один из главных стилей европ. и латиноамериканского искусства Нового времени; историческая эпоха, по времени совпавшая с процессом формирования национальных государств (в форме абсолютных монархий) и укреплением католицизма (в форме движения Контрреформации).

Будучи общим явлением культуры большинства европ. стран XVII-XVII вв., Б., как стиль, охватил все области пластических искусств (архитектуру , скульптуру, живопись), создав свою художественную теорию, литературу, музыку , театр и зрелищные формы праздника, как новый тип мышления проявился в философии и науке, в области политики и , выработал определенный тип социального и бытового поведения.

Происхождение, определение и история термина

Несмотря на разнообразие форм и широту распространения, Б., как стиль и как эпоха, имеет отчетливые хронологические границы: для Европы — кон. XVI - XVII вв.; для стран Латинской Америки, отдельных стран Центральной и Восточной Европы — XVII - XVIII вв. Этимология слова “барокко” имеет несколько объяснений. Долгое время происхождение термина вели от испанского “barrueco ” и португальского “ barroca ”, что означает жемчужину неправильной формы. В бурлекской и сатирической литературе Италии XVI в., а также в народной речи, слово “barocco ” означало грубый, причудливый, странный. Как доказал в свое время Б. Кроче (Storia dell’eta barocca in Italia,1929),наиболее адекватно содержанию термина “барокко” латинское “baroco ” , ведущее свое происхождение из Средних веков как особая форма силлогизма в схоласт. логике . В XVI в. этот термин использовался в метафорическом смысле для характеристики любой искаженной идеи или витиеватого, алогического способа мышления. К концу XVIII в. термин “барокко” приобрел значение определенной эстетической оценки, большей частью носящей негативный, критический оттенок. Первоначально Б. как термин художественной критики он появился в среде историков искусства, близких к классицизму (например, И. Винкельман и Ф. Милициа), и использовался для характеристики искусства и литературы, отличной от классической традиции, в первую очередь от Возрождения (см.) и классицизма XVII в.. Последовательный сторонник классицизма Ф.Милициа дал сугубо отрицательную характеристику Б. в “ Словаре изящных искусств”(1797), чем определил отношение к нему почти на целое столетие. Неоклассицистическая критика называла “барочным” все, что находилось за пределами правил, все, что противоречило упорядоченности и классической ясности, тем идеалам прекрасного, которые были выработаны академической традицией, восходящей к концу XVI в. .В кон. XIX в. происходит кардинальная ломка представлений о Б. Реальная художественная жизнь ведущих европ. стран, в первую очередь Франции и Германии, с последовательно неклассической ориентацией их искусства, с усилением мистических и субъективистских тенденций в философии , литературе и культуре (Ф. Ницше , Р. Вагнер), поиски новой живописности и символической интерпретации формы пробудили интерес к алогичным или близким по форме и содержанию явлениям в культуре и искусстве прошлого, особенно к маньеризму и Б. Одним из самых ранних примеров исторической интерпретации Б. были заметки Я. Буркхардта (Il Cicerone, 1855), в которых он дал определение стиля Б. по отношению к итал. архитектуре кон.XVI в., указав на истоки Б., восходящие к инновациям Микеланджело (см), Дж. Виньолы (см.), Джакопо дела Порта (см.) и Б.Буонталенти (см.). Систематическим изложением проблем Б., как стиля, отличного от Возрождения и классицизма, стало исследование Г.Вёльфлина “Ренессанс и барокко”(1888) и его книга “Основные понятия истории искусства” (1915), к-рые подтолкнули научные исследования формального языка искусства Б. Выделив основные пять формальных категорий двух противоположных по своей природе стилей Возрождения и Б., Вёльфлин придал им всеобщий, внеисторический смысл, определив Б. как особую форму художественного видения, периодически возникающую в истории искусства (так появилось античное барокко, римское барокко, готическое барокко). В орбиту формально-стилистических исследований ХХ в. попали не только пластические искусства Б., но и музыка, драматургия и поэзия. Складывается историко-культурная концепция Б., определяются регионы его распространения, национальные особенности различных школ , временные рамки. Были определены как начальные рубежи Б., черты которого отчетливо проявляются уже в период позднего Возрождения, так и его конечные границы, которые колеблются для разных стран от сер. до кон. XVIII в. Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы только искусства или литературы, все отчетливей проявляется стремление найти общее основание для европейской культуры Нового времени в области социологии , политики, истории и культуры , религии и философии.

Этапы развития стиля

Расширительное толкование Б. как историко-культурной эпохи сталкивается с множеством проблем, трудно поддающихся однозначному определению, лишь на пути взаимного равновесия общих и частных моментов, сферы духа и области практики можно достигнуть адекватного восприятия и понимания барокко как своеобразного явления культуры и искусства конца XVI - XVIII вв. В области искусства и литературы Б. проявляет себя в различных формах, связанных со сферой распространения и национальной спецификой отдельных школ.Так можно выделить католическое барокко, возникшее в Италии в период Контрреформации и получившее широкое распространение в католических центрах Европы и Америки (Испания, Фландрия, Южная Германия, Польша, Белоруссия, Латинская Америки), многим обязанное миссионерской деятельности иезуитов. В литературе и искусстве католического барокко воплощались идеи триумфирующей церкви и торжества христианства , что способствовало решению масштабных градостроительных задач, созданию величественных архитектурных ансамблей (площадь св. Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету плафонной монументальной живописи и репрезентативной алтарной картины. В литературе идеи Контрреформации вызвали расцвет риторической проповеди, дидактической прозы и школьной драмы, на которых возлагались задачи нравственного воспитания и разъяснения основополагающих принципов религиозной морали . Идеи триумфирующей власти нашли отражение в искусстве придворного Б., характерного для центров абсолютизма (монументально-декоративная живопись Франции, придворное искусство Испании и Италии, княжеских центров Германии и Чехии, Польши и России). В архитектуре получают развитие дворцово-парковые ансамбли (например, римские виллы к.XVI-XVII в., Версаль, Петергоф, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные формы искусства, садово-парковая пластика, малые скульптурные формы. Запросы придворной жизни, ее театрализация способствовали расцвету репрезентативных форм монументальной (историческая батальная живопись, монументально-декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов) и станковой живописи (парадный портрет, мифологическая аллегория, героический пейзаж, архитектурная ведута). Наравне с католическим и придворным барокко развивается его демократическое направление, ориентированное на запросы среднего класса европейского общества (так называемое низовое барокко). Для него характерны натурализм (Караваджо ), демократизм образов и тем (крестьянский жанр, водевиль, плутовской роман), экспрессия художественного языка, распространение идей “Vanitas” (“живописцы реальности “ во Франции, последователи Караваджо в Италии, жанр богедон в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии). Стилевые признаки Б. при кажущейся определенности (например дуализм стиля, сталкивающий гедонизм и аскезу, изысканную утонченность и брутальность, символизм и аллегоризм языка с натурализмом) чрезвычайно размыты и обладают большим разнообразием. Так рядом с “высоким” Б., проявившим себя гл. обр. в градостроительстве и архитектурных ансамблях, в жанре оперы, в многословных риторических панегириках, в трагедии и героической драме, развивались его более камерные и “низовые” формы: авантюрный жанр, пастораль и элегия, жанр путешествий и утопий в литературе, живопись реальности, фантастический пейзаж и натюрморт в живописи, герметические сочинения в науке и религиозно-дидактические притчи. Рядом с интеллектуализмом, иррациональностью и гедонистической чувственностью “высокого”стиля использовались “низовые” формы гротеска и фольклора (комедия, зрелищные формы городского и народного праздника, интермедии школьного театра). Язык Б. и его художественная форма основаны на риторике , как принципе построения литературной речи, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, музыкальных композиций. Риторика была основой выражения научной, философской, поэтической и рел. мысли, вызвала к жизни пристрастия к преувеличениям, антитезам, к сложным метафорам и аллегориям. Для литературы барокко характерна демонстрация “учености”, любовь к эмблематике и герметизму. Проблема способности убеждения (persuasione), берущая свое начало в риторике, занимала одно из центральных мест в эстетике Б., имея прямое отношение к поэтике и лексике искусства, выработанных еще в позднем Возрождении и маньеризме.. Риторика отождествлялась с поэзией и словом, а искусство во всем многообразии форм и смыслов рассматривалось как инструмент убеждения и действенного воздействия на того, к кому оно обращено. Границы между истинным и ложным стираются, во всем торжествует принцип иллюзорности. Виртуозность мастерства (триумф техники над материалом) метафорически утверждает триумф духа и гения, обладающих “meravigliosa” (необычайностью) и способностью к “espressione” (выражению), над материей. Красноречие и поэтическая изощренность являются украшением разума и способны творить новые образы и понятия. При метафорическом видении мира, характерном для поэтики Б. и восходящим к Возрождению и ренессансной любви к символам и эмблемам, метафора понимается как “мать Поэзии, Остроумия, Замыслов, Символов и героических Девизов” (Э. Тезауро). Метафора стала конечной целью остроумия (agudenza), на помощь которому приходят другие риторические фигуры и, прежде всего — кончетто (concetto), способность объединять далекие и несхожие между собой понятия. Именно Божественная метафора есть всемирный символ, постижение которого возможно путем постепенного восхождения от прикрас и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символу. Согласно эстетике Б., гений, обладающий способностью к критическому суждению и интуицией , творит образы и кончетто подобно Богу, создавшему мир. Таким образом, человек, природа и Бог ставятся в один ряд, их объединяет божественная природа, способная к созиданию. Культ творческого гения, характерный для Б., предвосхищает романтизм. При всем стилистическом разнообразии и богатстве художественного языка Б. обладает общими фундаментальными принципами, среди которых важнейшим будет изменение отношения к реальности, характерное для всего XVII в. Новое восприятие реальности, как бесконечного и изменчивого космоса , не утратившего своей связи с божественной природой, породило внутренне противоречивое ее отражение, сочетающее натурализм и достоверность с мистической экзальтацией и аллегоризмом, наивную простоту с усложненным интеллектуализмом. Расширение горизонтов и представлений о мире через открытие и освоение новых стран, развитие научного знания (математика , оптика , астрономия) и новой естественнонаучной философии (Дж. Бруно, Г. Галилей , Н. Коперник , И. Кеплер и Б.Телезио ) раздвинуло границы вселенной, нарушило ренессансный антропоцентризм , сделав человека не центром мироздания, а его малой частью. В изменчивом и бесконечном мире человек ощущает себя песчинкой, зависящей от окружения — природного, эмоционального, социального, его психика столь же изменчива, многопланова и сложна. В литературе и искусстве Б. обостряется интерес к человеческой личности, к ее полярным, конфликтным состояниям, которые были порождены утратой равновесия в отношениях человека и мира (не случайно рецепции Б. можно видеть в романтизме, а его истоки в позднем Возрождении). Содержание барочного искусства выражается через сомнения и чаяния, в нем проявляется борение воли с необузданными желаниями, аскетизма с чувственностью, мистики с земными страстями. Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных перспективах и театральных декорациях, разрушает передний план за счет пространственных иллюзий. Реальное и иллюзорное пространства приходят во взаимодействие, их взаимная открытость порождает чувство вечно изменяющейся, подвижной и всеохватной реальности. Перспективные эффекты, линейные и композиционные ритмы, разница масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптические эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж.Б.Тьеполо, Ф.Гварди и др.). Наиболее полно Б. как стиль проявил себя в архитектуре и пластических искусствах — живописи, скульптуре, декоративных формах. Для градостроительных и архитектурных решений Б. характерно тяготение к ансамблевости и синтезу искусств, подчеркнутое взаимодействие архитектурного объема с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластика форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объемов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Г.Гварини, Де Санктис, Х. де Чурригера). Живопись и скульптура преобразуют пространство интерьера, активно взаимодействуя с архитектурой (живопись плафонов, иллюзионистические построения квадротуристов), широко используется лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.). Именно в Б. рождается новое европейское градостроение, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, загородной виллы, дворцового ансамбля с парком. В изобразительных искусствах Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания эффектные парадные портреты (А. Ван Дейк), фантастические (С.Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (П.П.Рубенс), пейзажных вариаций и архитектурных ведут (Дж.А.Каналетто, Ф.Гварди), живописных притч (Д.Фетти). Демократическое направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках и авантюрном жанре (Караваджо и малые голландцы), в психологическом портрете (Д.Веласкес, Рембрандт) и внецерковной религиозной живописи (Дж.Мария Креспи, Рембрандт). Основными центрами распространения стиля Б. были Италия, Фландрия, Португалия, Испания, Франция, Голландия, южная и центральная Германия, Восточная Пруссия, Польша, Чехия, Литва, Белоруссия, Украина и Россия. Активная экспансия стиля характерна для стран Латинской Америки, особенно Мексики и Бразилии, где Б. приобрело гипертрофированные черты. Родиной барокко по праву считается Италия, где отдельные черты стиля проявились уже в XVI в. в творчестве Корреджо, Микеланджело, Ф.Барроччи, Джамболоньи, Микеланджело да Караваджо и Дж.Виньолы . Расцвет “высокого” стиля барокко приходится на 1630-40. и связан с именами архитекторов Дж. Л. Бернини и Ф.Борромини, живописцев П. де Кортона, А.Сакки, братьев Карраччи и художников болонской школы(см). Последние вместе с работающим в Риме франц. художником Н.Пуссеном привнесли классицистический элемент в искусство Б., немногим позднее ставший определяющим в ряде стран (во Франции). Итал. Б. эволюционировало к изощренной и изобретательной по форме архитектуре Г.Гварини, Де Санктиса, Н. Сальви, к предромантической авантюрной и экспрессивной живописи С.Розы и А.Маньяско, реалистическим полотнам Дж. Марии Креспи, изяществу и легкости росписей Дж.Б. Тьеполо, архитектурным каприччо Дж.Б. Пиранези и Ф.Гварди, ведутам Каналетто. Творчество фламандского художника П.П.Рубенса можно назвать “архитипом” Б.. Особенно мощным было его воздействие на способность живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, ее внутренней динамики и изменчивости. Рубенс был родоначальником фламандского Б., развитие которого связано с творчеством его последователей и учеников: А.ван Дейка, Я.И.Иорданса и Ф. Снайдерса. Национальное своеобразие испанского Б. проявилось в большей сдержанности и аскетичности стиля, в ориентации на местные реалистические традиции (Д. Веласкес, Ф.Сурбаран, Д. Рибера, архитектор Х.Б. Эррера) В Германии (архитектор и скульптор Б. Нейман, А.Шлютер, братья Азам и др.) и Австрии (архитектор И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л.Хильдебрандт) Б. часто сочетался с чертами рококо.

Барокко в России

В России развитие стиля Б. приходится на XVIII в., что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии, его расцвет падает на 1740-1750-ые гг. Своеобразие русского Б. было основано не только на устойчивости национальных традиций и форм, но и проявлялось во взаимодействии барочных черт стиля с классицизмом и рококо (скульптор Б. Растрелли, архитекторы В. Растрелли, С. Чевакинский и Д. Ухтомский).

Барокко в литературе

Наиболее ярко литература и драматургия Б. представлены в Испании и связаны с поэзией Гонгоры-и-Арготе, трагедиями Кальдерона де ла Барки, драмами Тирсо де Молины, сатирой Кеведо-и-Вильгеса. Родоначальниками итальянского литературного Б.были Т. Тассо и Дж. Марино . Более спорно включение в Б. творчества М. Де Сервантеса, У. Шекспира, Дж. Мильтона, Й. Вондела и П. Корнеля. В России развитие Б. в литературе, связанное с украинским и польским влиянием, начинается с XVII в. (Симеон Полоцкий , Сильвестр Медведев), его расцвет приходится на XVIII в. Наиболее ярко черты стиля проявились в поэтических одах, идиллиях, поэмах и патетической прозе М.В.Ломоносова, традиции Б. дают себя знать в поэзии и прозе Г.Р. Державина.

Эпоха Б. сыграла важную роль при переходе культуры и искусства Возрождения к Новому времени, когда сформировалась не только новая карта Европы и мира, но и были выработаны механизмы взаимодействия человека и общества, истории и культуры, просуществовавшие вплоть до XIX столетия.

Рекомендуемая литература

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко, пер.с нем.,Спб.,1913; его же , Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.,1930; Ренессанс.Барокко.Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII в. М.,1966; Mahon D .,Studies in Seicento Art and Theory, L.,1947; Keleman P. Baroque and Rococo; Latin America. N.Y.,1951; Friedrich C.J. The Age of Baroque 1610-1660, N.-Y. 1952; Retorica e Barocco.Atti del III Congresso Internazionale di studi umanistici. A cura di E. Castelli. Roma, 1955 ; Argan G.C. L’architettura barocca in Italia. Mil.,1957; Battisti E. Renaiscimento e Barocco. Firenze, 1960 ; Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haitung. Dresden, 1966; Bazin G . The Baroque.L., 1968 ; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture, N.Y.,1971; I Trionfi del Barocco.Architettura in Europa 1600-1750. A cura di H.Millon. Milano.1999.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Во-первых, это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, связанных с эпохальными научными открытиями того времени. И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати. Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя.

— (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». противостояло классицизму и рационализму.

В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее территории начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций — она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. В этот период, благодаря открытиям Коперника, изменилось представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Яркий пример — творчество и с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник .

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — . С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили и . В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность — с фантазией, а религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью.

Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры