«Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве. Консультанты в искусстве: основательницы Smart Art – о своей работе А smart art компания екатерины

Главная / Психология

Сколько миллиардеров пришло на открытие его выставки The Drama Machine в кинотеатре «Ударник»? Возможно, что нет. А между тем свой фотопроект он представлял Петру Авену , Михаилу Фридману , Герману Хану и Леониду Михельсону . И каким бы известным фотографом ни был Сапожников, трудно предположить, что первые лица «Альфа-Групп» съехались в «Ударник» исключительно ради него. Собрать редкую для подобного вернисажа публику удалось Екатерине Винокуровой.

Сергей Сапожников - один из художников, курируемых консалтинговой компанией в области искусства SmartArt. Основатели компании - Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, выходцы из российского представительства аукционного дома Christie’s. Винокурова ради собственного проекта рассталась с директорским креслом московского офиса Christie’s. Рассталась, чтобы свести молодых российских художников с коллекционерами, которых сама же и воспитает.

В Москве люди неохотно покупают молодое искусство. Поэтому мы планируем работать не только с художниками, но и с коллекционерами. Мы хотим привлечь молодежь, у которой есть возможности и интерес к современному искусству.

У нас много покупателей, которым по 30–40 лет, и это радует. Ведь за ними будущее коллекционирования. Это люди, которые должны поддерживать своих сверстников, искусство сегодняшнего дня.

Нас с Настей часто спрашивают, какого рода инвестиции были сделаны в SmartArt. Больших вложений для регистрации юридического лица не требуется, у нас небольшой офис и минимальные затраты. Самое важное в нашей сфере - понимание рынка современного искусства и опыт. И то, и другое у нас и так уже есть.

Наша компания занимается одновременно продвижением молодых российских художников и консультированием клиентов, которым мы помогаем сформировать личные коллекции. Получается, что SmartArt - связующее звено между коллекционерами и художниками. У нас большая база клиентов, с которыми мы сотрудничаем уже много лет. Мы помогаем им разобраться в трендах современного искусства и открываем новые для них имена. При этом мы не лимитируем клиентов выбором только тех художников, с которыми сотрудничает SmartArt. Это было бы нечестно, несправедливо и неправильно.

В коллекционировании современного искусства больше возможностей. Практически невозможно собрать полноценную коллекцию старых мастеров, потому что большинство работ уже находятся в чьих-нибудь частных или музейных коллекциях. С начала 2000-х годов объем рынка современного искусства вырос по всему миру почти в 15 раз. Сегодня работы главных современных художников продаются по столь же высоким ценам, что и работы ведущих художников предшествующих периодов.

Люди должны покупать то, что им нравится, - таков был главный постулат в Christie’s. Потому что, если работа со временем потеряет в цене и не окажется хорошей инвестицией, все равно останется то, что тебе нравится визуально, с чем ты можешь жить. Я думаю, что это правильный подход. Я никогда не рассматриваю работы, которые покупаю домой, как инвестиции. Они доставляют мне большое удовольствие, и это главное.

Чаще всего к нам приходят и говорят: «Я сделал ремонт, и у меня есть пять свободных стен. Что вы посоветуете?» Так очень многие коллекционеры начинали. Я тоже, можно сказать, декорирую свои стены и большим коллекционером себя назвать не могу. Мне кто-то сказал однажды, что коллекционером себя считать можно, только если ты снимаешь отдельное помещение для своих работ. Так вот у меня пока нет такого пространства.

Прежде чем заявить о себе на западном рынке, наше современное искусство должно стать популярным в России. Искусство Китая стало пользоваться спросом за счет китайских коллекционеров - они вывели его на мировой рынок. Так же произошло с искусством Латинской Америки и Ближнего Востока. Поэтому мы и хотим научить коллекционеров ценить российских художников.

после более десяти (на двоих) лет работы в российском представительстве аукционного дома Christie’s . Каждая из них завершила там карьеру в должности директора российского подразделения. 2017 год для бывших коллег и лучших подруг стал поворотным — в январе состоялось открытие первой выставки российского художника Сергея Сапожникова в рамках деятельности их совместной компании, которая призвана продвигать современное искусство.

Продажи работ составили внушительную по меркам российского арт-рынка сумму — более 20 млн руб. 6 сентября дружеский и бизнес-дуэт приветствовал посетителей уже на второй выставке в выставочном пространстве аукционного дома Christie’s — художницы Дарьи Иринчеевой, спонсором которой стал Альфа-банк .

Каждый год планируется реализовывать по три выставочных проекта для художников из портфолио компании, в котором на настоящий момент уже девять имен: Александра Паперно, Александра Галкина, Света Шуваева, Александр Повзнер, Арсений Жиляев, Urban Fauna Lab, в которую входят Анастасия Потемкина и Алексей Булдаков, а также уже упомянутые Сапожников и Иринчеева.

Вы познакомились непосредственно в Christie"s или еще до прихода аукционный дом?

Екатерина Винокурова: Мы недолго общались и до, но стали близко дружить уже в Christie"s . Вообще, работа с лучшей подругой улучшает качество жизни.

Это не испытание?

Анастасия Карнеева: Нет, наоборот! Учитывая, что у всех есть сторонние интересы вроде спорта, посещения культурных мероприятий, то обычно времени на общение с друзьями остается мало. Поэтому могу объективно сказать, что, когда лучшая подруга работает с тобой в офисе, — это очень хорошо. Во время работы можно найти возможность обсудить все важное и из личной сферы. Такой бонус. Многие говорят, что это сложно, но как раз наша дружба стала одной из причин создания компании, потому что все-таки не хватало времени на общение, вот и пришлось снять офис (смеется).

Анастасия Карнеева

пресс-служба Smart Art

А не скучаете по масштабу большого аукционного дома?

А. К. : Я точно нет. Конечно, работа там дает возможность быть погруженным во все известные категории искусства, но в первую очередь — это большая корпорация. Про искусство там говорят гораздо меньше, чем кажется со стороны, и, как правило, многое замыкается на бесконечных отчетах и финансовых документах, показателях. А нам хотелось, конечно, больше творчества в работе.

Е. В. : Christie"s — это потрясающая школа. Я тоже поменяла свои функции, пока там работала. Я начала с директора образовательной программы и закончила директором офиса. Просто в жизни хочется каких-то перемен. Я поняла, что все, что могла сделать в рамках этой работы, уже сделала. Мне хотелось для себя нового испытания. Настя права, потому что Christie"s — это прежде всего большой бизнес. Они же не только продают картины. Там все: ковры, вина, ювелирные украшения. Много времени уходит на другие категории. Поскольку мы с Настей всегда были такие энтузиастки в сфере современного искусства, то решили, что надо заниматься именно этим, а если конкретно — современным российским искусством.

А. К. : Мы в какой-то момент поняли, что советы друзьям и всем вокруг стали отнимать очень много времени.

Е. В. : Потом на рынке искусства очевидна нехватка определенных игроков. У нас мало галерей, у них — еще меньше возможности войти в круг людей, которые в состоянии покупать это искусство. Россия вообще не может сравниться по масштабу ни с какой западной страной. Но мы решили, что консультационную функцию возьмем на себя и будем способствовать формированию и развитию рынка.

А. К. : Мы выступаем за появление как можно большего числа игроков, галерей в том числе. Когда наши художники говорят, что их зовут в какую-то галерею, то мы очень этому факту рады. Так и должно быть. Должен быть ажиотаж, должен быть дефицит, должны быть какие-то маркетинговые вещи. Нам здесь этого очень не хватает.


Екатерина Винокурова

пресс-служба Smart Art

Одна из функций коммерческих галерей — развитие художников, с которыми они работают: организация подачи заявок для участия в арт-резиденциях и различных конкурсах, помощь деньгами, если человек голодает, расходными материалами для создания работ. Но SmartArt — не галерея, хотя и организовывает масштабные выставки для художников из своего портфолио. В чем суть вашей работы?

Е. В. : SmartArt — консультационная компания, сфера интересов которой — искусство ХХ и ХХI века. Это то, чем мы занимались последние десять лет своей жизни. Она фактически объединила наш опыт и большое число связей как в России, так и за рубежом. Когда мы основали свою компанию, то приняли решение работать сначала с девятью художниками, но с условием, что будем расширять этот список. Мы не работаем с ними на эксклюзивных условиях, они могут делать параллельные проекты. Что касается экономики такого сотрудничества, то мы, в отличие от коммерческих галерей, берем с них не очень большой процент. То есть галерея работает по принципу 50 на 50, а мы берем значительно меньше. В выставочной деятельности мы решили остановиться на поп-ап проектах, для которых находим, к примеру, специальное пространство. Каждый проект — это не просто выставка новых произведений художника, но и подготовка каталога, тесная работа с куратором, пространством, которое бы идеально подходило под замысел художника. Еще мы разработали грантовую программу для тех, с кем SmartArt на данный момент работает, и выдаем грант на год в порядке очереди или тому, кто больше всего сейчас в этом нуждается: на материалы, студию, проект, который делает художник.

А. К. : У нас открытая система: если кому-то из наших подопечных что-то нужно, то мы, как коммерческая компания, помогаем. Мы искренне считаем, что несмотря на наличие какого-то количества благотворительных фондов, художники должны зарабатывать своим трудом. Это одна из целей, которую стремится достигнуть SmartArt .


Дарья Иринчеева. «Пустое знание», 2017

пресс-служба Smart Art

Е.В. : Наша идея — труд художника должен приносить достаточно средств для существования. То, что он делает, должно быть оценено. Мы пытаемся донести это в первую очередь до наших коллекционеров. Многие не знают, что происходит на этом рынке, да и вообще в сфере искусства. Наша задача — объяснять, что это за работы, что это за художники, как происходит ценообразование, почему в это нужно вкладывать деньги. Мы собираемся активно участвовать в развитии рынка современного искусства, популяризовать наших художников, выводить их на максимальный уровень продаж. У нас сейчас рынок наполовину легальный, наполовину непонятно какой. Мы же выступаем за абсолютную прозрачность, хотим говорить о своих доходах и продажах, о том, какие налоги мы заплатили. Мы также помогаем художникам легализоваться, открыть компанию, ИП, счета. Рассказываем, как платить налоги правильно.

А. К. : Есть еще один важный момент — мы консультируем не только наших художников, но и коллекционеров. При этом советуем им приобретать работы не только тех, с кем сотрудничаем: если сфера интересов коллекционера располагается в другой плоскости, то всегда скажем, к кому обратиться из наших коллег.


пресс-служба Smart Art

А с коллекционерами работаете на каких условиях?

А. К. : Мы с них ничего не берем, потому что они в нашей стране все-таки пока не привыкли, что за исследовательскую работу следует что-то платить. Пока эту систему мы не отработали.

Е. В. : Проблема в том, что у нас нет вторичного рынка как такового.

А. К. : Да, нет дефицита, который бы поддерживал этот интерес на рынке и у коллекционеров.

Еще у нас не очень высокая плотность коллекционеров. Нет борьбы, нет конкуренции между ними.

Е. В. : Да, мы стараемся эту плотность увеличить, привлекаем наших ровесников больше, людей, которые могут позволить себе собирать искусство, которым это интересно. Стараемся сформировать у них чувство сопричастности: вместо того чтобы покупать фотографию в IKEA , многие из них могут себе позволить приобрести красивую работу современного художника и с ней жить.

А. К. : Наша идея — донести до людей, которые вообще непричастны к этому, абсолютно не из индустрии искусства, что оно должно быть неотъемлемой частью жизни. Так же, как книга, как телефон, как журнал. Ты просыпаешься с картиной дома — и от этого счастлив. Это такой стиль жизни, который сопутствует любому увлекающемуся образованному человеку как часть развития внутреннего мира, эрудиции. Лучше это будет что-то небольшое, но художник, а не репродукция на стене или афиша.

Е.В. : Плюс ко всему люди должны понимать, что покупка очередной вещи типа сумки — это шопинг. А искусство — инвестиция. Потому что художники проводят выставки, развиваются, участвуют в биеннале. От этого цена всегда растет, а не падает. Даже когда случаются большие кризисы, цена на произведения современного искусства со временем выравнивается. Вообще, у нас в России очень сложно с образованностью в этой области. Каждый знает имя любимого писателя, но мало кто вспомнит имя любимого художника. Особенно если речь идет о современном искусстве. Мы вот — молодые люди, но почему обязательно должны любить искусство, которое было актуально три века назад? Это прекрасно — старые мастера, это все — потрясающие шедевры. Но сегодняшний день — это сегодняшний день. На протяжении всей истории люди поддерживали художников своего времени.

Винокурова Екатерина, Елена Карнеева и Анастасия Карнеева

© пресс-служба Smart Art

Если говорить о развитии базы коллекционеров, то вы прежде всего на кого рассчитываете? На своих друзей, друзей друзей?

А. К. : В первую очередь помогает сарафанное радио.

Е. В. : Но у нас пока был только один проект — выставка Сергея Сапожникова, которая прошла в «Ударнике» с января по март этого года. Мы надеемся, что работа SmartArt получит более широкую огласку, люди начнут интересоваться и приходить. Но даже во время первого проекта у нас были продажи людям, которые раньше никогда не покупали искусство, да и на открытии собралось 700 человек… Это уже победа.

А.К. : Мы не стесняемся озвучить сумму: продажи за одну выставку составили более 20 млн руб. Это для современного российского искусства большие деньги.

А вы составляли бизнес-план перед тем, как заняться этим консультационным бизнесом?

Е.В. : Конечно, и уже окупились. Ведь SmartArt изначально задумывалась не как благотворительная организация, а как бизнес-проект. Мы хотим, чтобы он был успешным и для художников, и для нас.

Как ваши близкие люди относятся к тому, что вы занимаетесь современным искусством? Не кажется ли им, что это все баловство?

Е. В. : Может, не до конца понимают, но принимают, и гордятся, что мы с Настей открыли свое дело (Екатерина — дочь министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. — Прим. «РБК Стиль» ).

А. К. : Даже наши родители, которые ничего в этом не понимают, поддерживают, всегда радуются. Мужьям понять проще, потому что мы одного поколения, а родителям сложнее. Но они готовы приходить на все выставки, всем друзьям рассказывать и показывать, даже если им это не так близко.

ММОМА открывает еще две выставки. Именные экспозиции показывают российские художницы Анастасия Потемкина и Дарья Иринчеева: первая исследует мир будущего, вторая - слияние офиса и дома в повседневной жизни. Девушкам помогает Smart Art - консалтинговое агентство, специализирующееся в искусстве. С его основательницами, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, BURO. поговорило о желаниях коллекционаров, выставках в музеях и о том, как сделать российское искусство great again.

Фрагменты работы Анастасии Потемкиной «Marchantia polymorpha», 2019

«Галереи - не наши конкуренты...»

Smart Art существует уже три года. Сейчас мы работаем с 10 художниками: мы предлагаем им создавать полноценные выставки с нуля. Каждого мы поддерживаем от начала до конца - от разработки до производства проекта. А еще консультируем художников в финансовых и юридических вопросах. Такая модель полностью себя оправдывает: за три года мы вышли в прибыль, сделали персональные выставки практически всем нашим художникам. Другие распланированы до 2021 года.

У нас нет четкого разделения обязанностей. Мы давно дружим, давно вместе работаем, поэтому прекрасно знаем и понимаем друг друга. Кроме того, наши вкусы часто совпадают, поэтому споры возникают очень редко. Помогает и то, что у нас общее понимание того, куда должен двигаться проект и арт-рынок в целом. Мы выступаем за легализацию и прозрачность рынка современного искусства в России и хотим, чтобы на нем осталось как можно меньше «серых пятен».

Может показаться, что наши конкуренты - это галереи, но это не так. Мы работаем с художниками, которых они не представляют. А еще мы хотим, чтобы арт-рынок в России рос и развивался. Это в интересах всех существующих игроков. Поэтому мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто к нему готов.

«Коллекционеры хотят быть первооткрывателями...»

Мы работаем не только с художниками, но и коллекционерами - в этом нам помогает опыт работы в аукционном доме Christie’s. Когда они обращаются к нам за консультацией, мы, разумеется, сначала знакомим их с работами наших художников. Затем - с работами художников из других галерей. Мы помогаем коллекционерам четко сформировать их собственный запрос, давая при этом честные советы.Если клиент хочет купить конкретную работу, но мы понимаем, что инвестиционные перспективы у нее невелики, мы об этом обязательно скажем. Мы не советуем нашим клиентам покупать работы тех авторов, известность которых обусловлена сиюминутностью. В какой-то момент мы поняли, что людям вокруг интересна наша экспертиза, так что Smart Art - это результат нашей личной увлеченности современным искусством.

Коллекционеры бывают разными. Есть те, кто хотят быть первооткрывателями: это, кстати, одна из главных и частых мотиваций. Возможность в будущем говорить друзьям и знакомым, что вы были первым, кто начал покупать работы того или иного знаменитого художника, очень заманчивая перспектива. К тому же работы начинающих авторов - одни из самых доступных.

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева

«Мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня...»

Мы не смешиваем свои личные вкусы с рабочим процессом - они выражаются в том, что мы покупаем и коллекционируем сами. Мы не навязываем свои вкусы клиентам. Наши предпочтения и конкретные покупки становятся своего рода кейсами, примерами, на которых мы рассказываем о том, почему купили ту или иную работу, почему повесили ее именно тут, как она связана с остальным собранием и так далее. В работе же мы стараемся делать акцент на искусстве музейного уровня, которое имеет шансы войти в историю.

«Цены на работы выросли примерно в семь раз...»

Преимущественно это художники с серьезным бэкграундом, в середине своего творческого пути, так называемые mid-career artists. Например, Александра Паперно - это серьезный художник с большой выставочной историей. С нашим проектом она была номинирована на премию Кандинского, а Света Шуваева - на премию «Инновация». Одним из первых авторов, с которыми мы начали работать, стал Сергей Сапожников. Мы пристально следим за его творчеством последние восемь лет, за это время цены на его работы выросли примерно в семь раз.

Небольшой офис в старинном здании на Пречистенке, на белых стенах которого фотография Сергея Сапожникова, живопись Светланы Шуваевой и Александры Паперно, по соседству – скульптуры Александра Повзнера. Все это работы художников, которых представляет новая и не имеющая аналогов на российском рынке компания SmartArt. Ее создали в январе 2017 года Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, именно тут будет разворачиваться их консалтинговая деятельность и, как надеются идеологи проекта, вместе с ней будет происходить и развитие российского рынка современного искусства «в контексте взаимодействия нового поколения художников и коллекционеров».

Задумывалась компания как посредник между этими двумя аудиториями, которые даже в единой области мира искусства по-прежнему далеки друг от друга. Екатерина и Анастасия «строят» новую платформу для их взаимодействия, и не только.

Правда, прежде чем основать общий бизнес, давние подруги и коллеги по работе в аукционном доме Christie’s сделали неплохую карьеру. Екатерина Винокурова, выпускница факультета политологии Колумбийского университета и магистратуры Лондонской школы экономики, начинала в должности пиар-специалиста одной из российских нефтегазовых компаний. В 2007 году она получила предложение от Гарри Блейна, директора представительства галереи Haunch of Venison, развивать ее деятельность в России. Три года Екатерина курсировала между Лондоном и Москвой, посещала все мировые события в области современного искусства, а в 2010 году возглавила направление по развитию Christie’s в России и странах СНГ. Спустя пять лет, уже в качестве директора Christie’s в России, Винокурова открывала новый офис аукционного дома с постоянным выставочным пространством.

Михаил Подгорный

Когда в 2010 году Екатерина переступила порог Christie’s, ее подруга Анастасия Карнеева трудилась там уже три года. Выпускница факультета журналистики МГУ отучилась в University College of London и осталась работать в штаб-квартире Российского экономического форума. На организаторские способности Анастасии обратили внимание в Christie’s и позвали ее в 2007-м представлять интересы аукционного дома в Москве.

Вместе Анастасия и Екатерина проработали год, значительно увеличили не только клиентскую базу, но и продажи, доказали эффективность своего дуэта. И окончательно поняли, что работать вместе профессионально так же комфортно, как и дружить. Правда, довольно скоро Анастасия из этого дуэта решила выйти ради более спокойной работы в инвестиционной компании Sapinda UK Limited в Лондоне. Впрочем, все это время Карнеева продолжала оставаться консультантом Christie’s в России и так или иначе участвовала во всех мероприятиях аукционного Дома.

Нехитрые расчеты показывают, что у бизнес-тандема Винокурова – Карнеева 20 лет опыта работы в области искусства. Востребованность последнего и подтолкнула Екатерину и Анастасию к идее создания совместной компании. «Мы обе давно увлекаемся современным искусством и последние лет семь вместе посещаем все международные арт-выставки, приобретаем что-то в личные коллекции. В какой-то момент нас начали постоянно спрашивать: что покупать? Причем за советом обращались уже не только друзья, но и незнакомые люди», – рассказывает Екатерина об обстоятельствах, которые привели к созданию SmartArt. «Мы организовывали совместные выезды на арт-ярмарки, направляли людей в конкретные галереи, ведь конъюнктуру рынка мы знали прекрасно. И стали тратить на это столько своего личного времени, что в какой-то момент поняли: это должно стать профессиональным занятием. К тому же ситуация на рынке созрела для того, чтобы такая компания появилась – аналогов ее в России нет», – вторит коллеге Анастасия.

Михаил Подгорный

SmartArt – это консалтинг-компания, которая занимается искусством последних ста лет и дает советы по широкому спектру вопросов: от простого – чем украсить стену в гостиной, до серьезного – как пополнить солидную личную коллекцию. Здесь найдут эксперта по любому периоду искусства, свяжут с любой мировой галереей, обеспечат второе мнение от сотрудников аукционных домов иди директоров музеев. Но среди всех предоставляемых услуг у SmartArt уже есть преобладающая специализация. «Основным направлением деятельности мы выбрали сотрудничество с отечественными художниками, поскольку рынок российского современного искусства недостаточно развит и они недооценены и на родине, и на Западе, – рассказывает Анастасия. – Мы можем переломить эту ситуацию, и сейчас тот самый момент, когда нужно находить новые имена и выводить их на рынок».

«Люди готовы коллекционировать современное российское искусство, но зачастую не знают, на что обратить внимание. И SmartArt – связующее звено между новым поколением художников и новым поколением коллекционеров. Последним мы рассказываем о художнике, ценообразовании, представляем варианты развития их коллекции, несем в себе еще и образовательную функцию», – продолжает Винокурова.

В нынешнем портфолио SmartArt – девять разноплановых художников (помимо выше названных это Арсений Жиляев, Александра Галкина, Дарья Иринчеева, Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (дуэт Urban Fauna Laboratory), которых Екатерина и Анастасия подобрали по собственному вкусу и уверенности в их потенциале.

Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны

Екатерина Винокурова

сооснователь компании SmartArt

Знакомить с ними публику Анастасия и Екатерина планируют путем не только частных консультаций, но и масштабных выставок разного формата, двух-трех в год. Первая из них – выставка Сергея Сапожникова – прошла недавно в «Ударнике». Правда, проект The Drama Machine изначально был инициирован Газпромбанком и фондом «Дон» и показан на родине художника в Ростове-на-Дону, но девушки перенесли его в Москву в ином прочтении куратора Ирене Кальдерони, арт-критика из Турина. Для Сапожникова данная выставка стала в столице первой персональной за всю его карьеру и продала 90% выставленных работ. «Наше портфолио из девяти имен со временем будет расширяться. Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны. Интерес к российскому искусству растет: коллекционеры видят, что это недооцененный актив, и хотят о нем больше узнать», – объясняет Екатерина.

«Искусство – это и инвестиция времени, необходимо ждать, чтобы рынок цивилизованно вырос естественным образом, – продолжает Анастасия. – Квинтэссенция наших деловых качеств и опыта позволяет надеяться, что наша компания будет развиваться, займет четкую позицию на рынке и превратится в серьезную арт-консалтинговую структуру, подобную весомым западным аналогам»

За три года с момента открытия Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников, став успешным стартапом на рынке современного искусства. О том, что такое Smart Art, сколько они зарабатывают на арт-рынке, Forbes Life спросил у Екатерины Винокуровой и Анастасии Карнеевой

Яна Жиляева

Фото DR

В выставочном пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре до 17 ноября идут две выставки: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». Оба проекта организованы при поддержке Smart Art, компании, основанной арт-консультантами, экс-топ-менеджерами российского отделения Christie"s Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой.

Что же такое Smart Art? Это все-таки не галерея?

Екатерина Винокурова

Екатерина Винокурова: Мы - консалтинговая компания в сфере искусства.

Анастасия Карнеева: Мы не галерея. В России только развивается рынок искусства и почти нет галерей, которые бы отвечали мировым критериям.То есть проблема не только в галереях или в галеристах, в художниках или в нас.

Е.В.: У нас другие правила игры.

Получается, вы сами себе придумали правила?

Е.В.: Да, мы придумали модель, которая, как мы считаем, более приемлема для нашей аудитории и для московского рынка. Мы учли опыт, полученный в аукционном доме Christie"s, когда открывали собственное дело. Мы решили создавать самостоятельные проекты на разных площадках, а не работать с одним и тем же небольшим пространством. Поэтому у нас нет своей постоянной выставочной площадки.

Анастасия Карнеева

А.К.: Мы понимали, что хотим делать полноценные проекты с куратором, каталогом, чтобы художник мог высказать свою идею на все 100 процентов. К тому же у нас много знакомых коллекционеров, наших друзей, которые стали коллекционерами, плюс, знакомых наших знакомых, которые хотели получить консультации и советы по покупке и по уже существующему собранию. А галерея все-таки, должна заниматься именно своими художниками, продавать их работы. Формат нашего бизнеса предполагает развитие карьеры художников и частных и корпоративных коллекций искусства. Для нас важны оба эти направления.

Когда вы организуете выставку, как решается вопрос оплаты работы куратора, аренды помещения, выпуска каталога?

Е.В.: Мы делаем фандрайзинг, то есть ищем спонсоров под каждый проект. Обычно к нам приходит художник с новым проектом, как сейчас, например, Сергей Сапожников. Мы вместе составляем бюджет, решаем, какого куратора пригласить, российского или иностранного.

А.К.: Мы вместе с художником выбираем пространство. Если мы решаем, что для конкретного проекта подходит Третьяковская галерея, то мы с Катей начинаем вести переговоры. Это продюсерская работа. Просто в нашей области нет такой профессии, как продюсер. Примерно так работают театральные продюсеры.

Но у театральных продюсеров все в минус, если их послушать.

Е.В.: Нет, у нас все более радужно.

А.К.: Мы ставим целью продать все. Мы хотим, чтобы наши художники зарабатывали своим трудом. Мы не хотим, чтобы им бесконечно давали гранты, кто-то помогал деньгами.

Е.В.: Да, мы хотим, чтобы искусство продавалось.

Какой у вас договор с художниками? Какой процент от продажи вы забираете себе?

А.К.: 35%.

Е.В.: В галереях это обычно 50%.

Сколько у вас художников?

Е.В.: Десять. Мы поставили перед собой цель - сделать каждому художнику персональную выставку. Но художники все разные. Некоторые, действуют более активно, как, например, Сергей Сапожников. Он сделал персональную выставку, сейчас планирует еще одну, и еще у него две задумки. А некоторых приходится «подталкивать».

А.К.: Мы верим в этих художников, в их талант, и в то, что их искусство останется в истории. Мы понимаем, что хотя это и тяжело, и не всегда приятно, в принципе, это правильный подход, который должен использовать галерист.

Какие критерии отбора? Эти художники вам самим лично нравятся?

Е.В.: Да, конечно. Это и наш субъективный выбор, и объективный критерий. Мы работаем не с начинающими художниками, а с теми, у кого уже есть определенное количество персональных проектов. Кто-то участвовал в биеннале, кто-то уже был на Манифесте. Например, Саша Паперно - серьезный художник с большим стажем. В этом году с нашим проектом «Любовь к себе среди руин» она номинирована на Премию Кандинского. Света Шуваева была номинирована на «Инновацию» с нашим проектом «Последние квартиры с видом на озеро».

А.К.: Галереи занимаются молодыми, они находят таланты. Потом, когда художники доходят до определенного уровня развития и узнаваемости, ими занимаются более крупные в международном контексте галереи. Но поскольку наш рынок находится в стадии развития, художникам особо некуда пойти. Мы пытаемся занять эту нишу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры