Композитор — имя ему народ. Композитор - имя ему народ презентация к уроку по музыке (4 класс) на тему Конспект композитор имя ему народ

Главная / Психология

Конспект урока музыки. 4 класс.

(Программа «Музыка 1 - 4 кл., авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

Тема урока: «Композитор - имя ему народ»

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками.

    формировать у культуры, на примере русских народных песен;

    формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны.

Ожидаемый результат :

    Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

    Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

    Владеть навыками сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока : объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, коллективная.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2012.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4класс–М.: Просвещение, 2006.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 1-4 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

Русский хоровод. «Березка». Р.н.п. «Ах, ты степь широкая».Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Тонкая рябина». Р.н.п. «Лён зеленой». Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки».

Р.н.п. « На горе-то калина». Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, бубны, ложки, трещётки.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

III. Работа над новым материалом.

IV .Вокально-хоровая работа.

V . Кульминация урока.

Ход урока:

I Организационный момент

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

Под какую музыку мы вошли?

Какой оркестр звучал?

Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Какова же тема нашего урока: « Композитор-имя ему народ». Слайд №1.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков ).

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II . Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)

Какая песня прозвучала?

Какой жанр песни?

Какие особенности у таких песен?

Давайте исполним 1 куплет этой замечательной русской народной песни.

(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

Какая песня прозвучала?

В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если ребята затрудняются, можно сыграть припев песни « Эй, ухнем» ).

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6. (Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»)

Что это за песня?

Давайте исполним её.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Слайд №7.

- Какую вы знаете трудовую песню?

Какая особенность этих песен?

Ребята исполняют песню «Лён зеленой»

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен).

III . Работа над новым материалом

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках.

Слайд №8.

Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство заклинанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

IV . Вокально -хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до 1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета.

А сейчас давайте прочитаем и подберём нужную интонацию в стихотворении о Весне:

Ребятам раздаётся текст со стихами (смотри приложение 1).

1.Весна, весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Давайте разделимся на 2 команды: 1 команда читает текст за детей, 2 команда – за Весну:

Дети: Весна - красна, на чем пришла?

Весна: На солнышке, на боронушке!

Дети: Весна - красна, что ты нам принесла?

Весна: Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

V . Кульминация урока.

На следующем уроке мы разучим игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос:

В каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

Слайд №9. Давайте исполним один из таких хороводов.

Учащиеся исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина» или «Во сыром бору тропина».

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Назовите мне инструменты русского народного оркестра?

Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №10.

В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Учащимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

VI . Рефлексия. Подведение итогов урока

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №11.

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие песни звучали?

Вы сегодня хорошо работали, в заключение урока выполните задание.

Тест по теме «Жанры русской музыки» (смотри приложение 2 ).

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Слайд № 12 . - Урок окончен. До свидания.

Литература

    Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

    А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

    Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь. Санкт-Петербург. СпецЛит.2000 г.

    Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

Тема: "Композитор – имя ему народ"

Цели урока:

Обучающая: обеспечить условия для формирования понятий: русский песенный фольклор, народные напевы, народные ритмы, тембры, приемы развития музыки.

Развивающая: научить детей исполнять простые напевы, потешки. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий.

Воспитательная: привить любовь к народным мелодиям, помочь учащимся понять и услышать характерные народные интонации.

Определение понятий урока:

    Народная песня – это песня сложенная народом. Жизнь народа дает для песни образы и звуки.

    Типы народной песни: игровая, сюжетная, колыбельная.

    Музыкальные народные инструменты чаще используемые для аккомпонимента – балалайка, гармонь, трещотки, ложки, бубен и т.д.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыке, народной музыке, той что придумал и написал сам народ. Поэтому и урок наш называется (показывает на доске название урока) .

Композитор – имя ему народ”. А поможет нам сегодня аккомпониатор Романова Ольга Владимировна. (представляет)

2. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации прикрепленные к доске (называет название и фамилии художников) . Какую песню, из тех что мы учили с вами раньше, можно было бы спеть к этой картине? (На доске картины с изображением природы, зимнего, весеннего леса и т.д.)

Дети поют по куплету из народных песен, выученных ранее:

Учитель: Ребята, а ведь мы учили эти песни давно. Как вам удалось вспомнить их сегодня? Что вам помогло? (Ответы детей)

3. Выход на тему урока.

Учитель: Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, вы узнаете о каком понятии мы будем говорить на уроке:

    Черно-белые клавиши, музыкальный инструмент. (пианино)

    Время года когда распускаются листочки на деревьях, прилетают певчие птицы. (весна)

    Струнный музыкальный инструмент, на котором играл кузнечик. (скрипка)

    Цвет краски и цвет музыки. (тон)

    Дополните строку песни” …. Малина, нас с тобой манила”. (ягода)

Учитель: какое слово получилось в рамке? (ПЕСНЯ) . А тема нашего урока “Композитор – имя ему народ” (опять показывает на доске тему) . Значит песня у нас какая? Правильно – народная. Как вы думаете, ребята, что такое народная песня? Кто ее автор? (Идет опрос детей)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Вывод: Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске) . Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?

Дети: при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.

Учитель: итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях, вот мы с вами пели “Посею лебеду”, “Выходили красны девицы” – это какие песни? (дети отвечают: веселые, хороводные, игровые)

Учитель: Обратите внимание на текст этой песни, учитель показывает рукой на заготовленные заранее на доске текст песни “По малину в сад пойдем”. (Дети вместе с учителем проговаривают эту песню)

По малину в сад пойдем”

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -

Насыпайся в кузовок,

В кузовок, в кузовок.

Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем.

Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Всех соседей позовем,

Позовем, позовем!

Припев.

Учитель: А сейчас давайте вместе с вами споем эту песню. На столах лежат ребята у вас карточки с текстом этой песни, они вам помогут легче ее исполнить.

Учитель: Итак, к какому разряду можно отнести эту песню – радостная, грустная, быстрая, веселая, хороводная, танцевальная. Докажите. (ответы детей)

А какими инструментами можно было бы сыграть мелодию к этой песне. (Дети отвечают: балалайка, гармонь, баян. Учитель показывает иллюстрации этих инструментов)

5. Подведение итогов:

Учитель: Народная музыка – музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Чаще в музыкальном сопровождении исполнители используют баян, балалайку, домру. (учитель показывает на доске картинки изображающие эти инструменты)

6. Практическая работа: Учитель просит детей записать тексты песен в тетради.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке (идет опрос) .

7. Домашнее задание: Запишите в дневники - выучить тексты песен.

  1. Воспитательные:

Ход урока:

I этап. Организация класса. Мотивация (самоопределение)к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия .

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Геннадий Серебряков.

II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний .

Дети называют народные песни

-«Эй, ухнем».

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Лирическая

О суженом, о любви.

Лен зеленой.

Песня сопровождается показом.

III Работа над новым материалом.

Календарные.

Дети читают: Веснянки

- Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда -за Весну:

IV Кульминация урока

В драматических хороводах.

V Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Дети выполняют тест.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Композитор-имя ему народ" »

Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 458 с углублённым изучением немецкого языка Невского района

Конспект открытого урока

Тема занятия : Композитор- имя ему народ.

4 класс

ФИО педагога: учитель музыки Орловская Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург

План-конспект открытого урока

Тема: Композитор- имя ему народ.

Место и роль урока в изучаемой теме : урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала

Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны

Задачи:

    Образовательные:

    закрепить представления детей о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни;

    выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека;

    познакомить детей с обрядовыми весенними песенками- закличками.

    Развивающие:

    закреплять навыки хорового и сольного исполнительства, игры на детских музыкальных инструментах;

    Развивать навыки монологической речи;

    Совершенствовать навыки анализа работы с предложенными текстами, развивать умение отбирать главное;

    формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу музыкального произведения.

    Воспитательные:

      формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны;

    повышать уровень музыкальной культуры, на примере русских народных песен

Оборудование занятия:

    Дидактический материал для педагога:

    Презентация

    Видеоклип «Встреча весны»

    Русский народный платок для «галки» и шапочка для «сокола»

    Детские музыкальные инструменты

    Дидактический материал для воспитанников:

    Слова песен: «Ах, ты степь широкая», «Вниз по матушке по Волге», «Тонкая рябина», «Лён зеленой», «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина», «Калинка».

    Стихи и песни о Весне

    Таблица «Схема расположения инструментов русского народного оркестра»

    Тест по теме «Жанры русских народных песен»

    Материально- техническое оснащение занятия:

    Компьютер

    Проектор

    Фортепиано

Этапы и задачи урока (план урока)

Этап занятия

материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организация класса Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия.

Создать эмоциональный

настрой на занятие, мотивировать обучающихся на работу. Выяснить, для чего нам нужно изучать русские народные песни

Введение в тему

Стих «Ты откуда русская появилась музыка?»

Березка. Русский хоровод. Словесный. Проблемная ситуация, вопросы

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует их на работу. Ставит проблемный вопрос.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Индивидуальные суждения, размышления и высказывания

II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний.

Проверить, как ребята научились самостоятельно искать интересную информацию в энциклопедиях, доп.литературе, интернете, установить межпредметные связи.

Выступления детей, музыкальная викторина

Беседа, диалог, сольное и ансамблевое исполнение, вокализация главной интонации, пластическое и высотное дирижирование.

Организует частично-поисковую ситуацию, расширяет кругозор учащихся, связанный с особенностями русских народных песен, ставит вокально-хоровые задачи.

Обобщают и пересказывают ранее изученный материал; отвечают на вопросы учителя, размышляют о значении песен в жизни человека, исполняют знакомые русские народные песни, совершенствуют вокально-хоровые навыки, закрепляют полученные знания, развивают монологическую речь.

III Работа над новым материалом.

Познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками, с обрядом встречи Весны

Видеоклип «Встреча Весны»,рассказ учителя, стихи и песни о Весне.

Информационные, наглядно-слуховые, работа в группах

Организует работу с наглядным материалом, разучивает новые песни

Разучивают новые песни, закрепляют вокально-хоровые навыки(пение в унисон, работа над кантиленой, работа над характером), работают с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи) Выразительно исполняют песню «Ой, кулики, жаворонушки», простукивают ритм песни.

IV Кульминация урока

Продолжать развитие исполнительских, творческих навыков и

Исполнение знакомых хороводных и плясовых песен

Диалог, метод театрализации

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельное и коллективное исполнение знакомых песен

Индивидуальные суждения и высказывания, выбирают солистов в песнях, играют на детских музыкальных инструментах, рассказывают о создателе оркестра народных инструментов-В.В.Андрееве.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог занятия

Проверка способности самооценки, как личностный результат. Определить степень успешности.

Выполнение теста по теме урока

Практический

Задаёт вопросы, выставляет оценки, анализирует работу учащихся, задает домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Конспект занятия

№ Слайда

П (педагог)

Ход урока

(слова, действия педагога и воспитанников)

I этап. Организация класса. Мотивация (самоопределение)к учебной

деятельности. Сообщение темы занятия .

Вход под музыку Березка. Русский хоровод. Объявление темы урока.

Под какую музыку мы вошли? Какой оркестр звучал?

Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыки, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II Проверка домашнего задания. Систематизация и закрепление полученных знаний .

Перечислите какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

Дети называют народные песни

Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Учитель играет мелодию песни «Ах, ты степь широкая»)

Дети называют песню, жанр, выразительно исполняют 1 куплет песни, перечисляют особенности.

(Учитель играет мелодию песни «Вниз по матушке по Волге»)

Дети называют песню, определяют лад, пропевают мелодию на гласный звук, используя пластическое и высотное дирижирование.

Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян.

-«Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов. Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

(Если дети затрудняются, можно сыграть припев песни «Эй, ухнем»)

-«Эй, ухнем».

Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

Щедрая, река рек, светлая.

Назовите жанр этой песни.

Лирическая

О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

О суженом, о любви.

Учитель играет песню «Тонкая рябина».

Дети выразительно исполняют 1 или 2 куплета песни.

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

А без дела жить, только небо коптить!

Мала пчела, - и та работает.

Какую вы знаете трудовую песню?

Лен зеленой.

Какая особенность этих песен?

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне.(«Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен)

III Работа над новым материалом.

Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

Календарные.

Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках. Прочитайте,пожалуйста, что такое «веснянки».

Дети читают: Веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

- Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки - обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Дети смотрят видеоклип.

После просмотра фрагмента анализируют характер мелодии, обращают внимание на повторяющиеся интонации.

Учитель разучивает с детьми песню «Ой,кулики, жаворонушки».

(В работе над песней используется высотное тактирование и простукивание ритма песни)

Подберите нужную интонацию в стихотворении о Весне:

1.Весна,весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

Дети читают и подчеркивают главные выразительные интонации.

Учитель предлагает разделиться на 2 команды:1 команда читает текст за детей, 2 команда –за Весну:

Дети: -Весна - красна, на чем пришла?

Весна:- На солнышке, на боронушке!

Дети:- Весна -красна, что ты нам принесла?

Весна:- Косу да серпок, золотой снопок.

Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

IV Кульминация урока

На следующем уроке вы разучите игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос: в каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

В драматических хороводах.

Дети исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина», «Во сыром бору тропина»

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Назовите мне инструменты русского народного оркестра, вспомните создателя оркестра народных инструментов.

Ложки, трещотки, домры, балалайки, гусли, свистульки, свирели и др. Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев(1861-1918)

В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» П.Чайковский.

Звучит оркестр народных инструментов. Дети импровизируют на детских музыкальных инструментах.

V Рефлексия учебной деятельности. Итог занятия.

В русских народных песнях- мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Ребята, какая тема была сегодняшнего урока? Какие песни звучали? Вы сегодня хорошо работали, в заключении урока выполните задание.

Дети выполняют тест.

Учитель анализирует работу учащихся и задает домашнее задание. Найти ответ на вопрос: В каких концертных залах Санкт-Петербурга звучит народная музыка?

Список литературы

1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка.1-4.Методическое пособие. Москва. «Просвещение» 2006г.

2. Т.Петрова. Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. «Янтарный сказ», Калининград,1994г.

3. А. Пересада. Балалайка. Москва. «Музыка».1990г.

4. Е.А.Сухарникова. Музыкальный Санкт-Петербург.Учебник-тетрадь.Санкт-Петербург.СпецЛит.2000 г.

5. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.3 класс. Москва.Просвещение.1983 г.

6. Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. Нижний Тагил, 1993 г.

Интернет сайты

1.Обрядовые песни. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F1%ED%FF%ED%EA%E8_(%EF%E5%F1%ED%E8) 2.Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева. http://www.andreyev-orchestra.ru/

Приложение




Тест по теме «Жанры русской музыки»




Заокская школа-интернат


Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Геннадий Серебряков.


В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.




Трудовые песни

И.Репин. Бурлаки на Волге.


С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ф.Журавлёв. Пряха.


Пословицы и поговорки о труде:

  • Терпение и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Делу время, а потехе час.
  • Беседа дорогу коротает, а песня- работу.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Труд человека кормит, а лень портит.


РЕКРУТСКИЕ ИЛИ СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваши деды?

Наши деды – славные победы! Вот, где наши деды!

Солдатушки! Бравы ребятушки! Где же ваша слава?

Наша слава – Русская держава! Вот, где наша слава!











Рожок

Свирель

Жалейка

Свистульки


УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Бубен

Ложки

Трещотки


Василий Васильевич Андреев (1861-1918)

В 1887 году В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.



Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.


Познакомимся с музыкальными произведениями русских классиков, которые сохранили фольклорные образцы через профессиональное творчество.

  • Г. Свиридов. Хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни»
  • А.К. Лядов «Шуточная», «Колыбельная», «Плясовая»
  • Н.А. Римский-Корсаков, обр. р.н.п. «Как за речкою да за Дарьею»
  • А. Аренский «Фантазия на темы Рябина»
  • М.П. Мусоргский «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Такие слова нашёл для русской народной песни Н.Гоголь.


Композитор – имя ему народ

Что такое фольклор?

Фолькло́р (от англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека

Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

Музыкальный жанр - различные виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и словиями их исполнения.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Жанры народных песен

исторические

лирические

трудовые

плясовые

хороводные

солдатские

обрядовые

шуточные

частушки

колыбельные

Колыбельные песни КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

Календарные песни - это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней.

Хороводные песни - это песни, сопровождающие хороводы.

Солдатские песни

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ - народные песни, возникшие в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в.

В первых получили отражение военные события начиная со времен Петра I (Северная война 1700-21) и кончая первой мировой войной 1914-18. В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова.

Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Трудовые песни

Трудовые песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Ритм этих песен организовывал движения работающих

Большое количество песен было сложено в среде бурлаков

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI- начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге» Песни часто сопровождались народными инструментами

Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен и использовали народные мелодии в своих произведениях.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры