Крестовский биография. Сергей Кристовский

Главная / Психология

Кресто́вский, Все́волод Влади́мирович - русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева).
Биография
Сын уланского офицера. Учился в 1-й петербургской гимназии (1850-1857); под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя В. И. Водовозова начал писать стихи и делать переводы. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857-1861). В 1857 опубликовал первые произведения. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским, М. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях. Женился на актрисе В. Д. Гринёвой (1861). В 1865-1866 был членом-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге (1867).
В 1868 вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874). По предложению Александра II составил «Историю л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876). В качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878. В 1880-1881 секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры, с 1882 чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве, в 1884 был причислен к Министерству внутренних дел. С 1892 до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник».
Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Литературная деятельность
В 1857 в журнале «Общезанимательный вестник» опубликовал перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша», рассказ «Переписка двух уездных барышень». Очерк «Сплошь да рядом» и стихи поместил в журнале «Искра» (1859, 1861). Стихи, повести и рассказы, критические статьи печатал в журналах «Время» (1861), «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861-1862). Писал фельетоны для журнала «Модный магазин» (1862-1864) и газеты «Петербургский листок» (1864-1865), участвовал в журналах «Заноза» и «Оса» (1863), позднее очерки военного быта помещал в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация». Во время русско-турецкой войны 1877-1878 редактировал газету «Военно-летучий листок», писал корреспонденции для газеты «Правительственный вестник» и очерки для журнала «Русский вестник». Позднее очерки о Дальнем Востоке, Японии, Китае, Туркестане печатал в «Русском вестнике», выступал также в «Историческом вестнике», писал передовые статьи в газете «Свет» (1885-1892).
Выпустил сборник стихов «Стихи» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1862), принятый критикой неодобрительно. Некоторые стихотворения Крестовского стали популярными городскими романсами («Под душистою ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» - известной народной песней. Переводил стихотворные произведения Анакреона, Алкея, Горация, Сапфо, римские элегии И. В. Гёте, стихи Г. Гейне, Т. Г. Шевченко. Кроме того, стихотворения Крестовского «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н.А.Некрасову, - получили в народе статус революционных песен. (См. Стихи В.В. Крестовского, в т.ч. «Владимирка» и «Полоса»)
Автор либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. А. Мея и оперы «Наташа, или Волжские разбойники» с музыкой К. П. Вильбоа.
Прозаические произведения в жанре физиологического очерка издал в трёх книгах «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни» (1865). Очерки военного быта издал в сборнике «Очерки кавалерийской жизни» (Санкт-Петербург, 1892). Собранный при подготовке «Истории л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876) материал использовал в исторической повести «Деды» (отдельные издания 1875, 1885, 1891). Очерки о русско-турецкой войне, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник», вошли в книгу «Двадцать месяцев в действующей армии (1877-1878)» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1879).
Наиболее значительным произведением считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864-1866), отрывки также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман «Петербургские трущобы» Н.С.Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке». Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нем знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал незаслуженно забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом. В начале 90-х годов XX века по его мотивам снимался телесериал «Петербургские тайны, на экраны вышел в 1994 году. Однако авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссеры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие характеры и поступки персонажей.
Антинигилистические романы «Панургово стадо» (опубликован в «Русском вестнике», 1869; отдельное издание Лейпциг, 1870) и «Две силы» (опубликован в «Русском вестнике», 1874) составили дилогию «Кровавый пуф. Хроника о новом Смутном времени Государства Российского» (т. 1-4, Санкт-Петербург, 1875). Романы «Тьма египетская» («Русский вестник», 1888; отдельное издание 1889), «Тамара Бендавида» («Русский вестник», 1889-1890; отдельное издание 1890), «Торжество Ваала» (не закончен; «Русский вестник», 1891) изображают рост влияния еврейства.

  • Всеволод Владимирович Крестовский - известный русский писатель XIX века, автор романа «Петербургские трущобы» - книги о «сытых и голодных», «авантюрного романа» в шести частях, где он впервые, задолго до М.Горького, изображает героев столичного «дна». Писатель оставил богатое наследие: романы, повести, отдельные рассказы, многочисленные переводы, дневники и путевые заметки, изобилующие многими контрастами как в стиле, так и привязанностях. Был также широко известен как талантливый военный журналист.Предлагаемые читателю путевые заметки В.В.Крестовского «В дальних водах и странах» - подробный отчет (несмотря на некоторые сокращения, не повлекшие полноты восприятия) участника экспедиции адмирала С.С.Лесовского и его штаба из Одессы в далекие Японию и Китай через Босфор, Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. В произведении раскрылся недюжинный талант писателя как наблюдательного путешественника, обладающего образным языком, талантливого бытописателя.В сокращении
  • | | (0)
    • Жанр:
    • Всеволод Владимирович Крестовский - известный русский писатель XIX века, автор романа «Петербургские трущобы» - книги о «сытых и голодных», «авантюрного романа» в шести частях, где он впервые, задолго до М.Горького, изображает героев столичного «дна». Писатель оставил богатое наследие: романы, повести, отдельные рассказы, многочисленные переводы, дневники и путевые заметки, изобилующие многими контрастами как в стиле, так и привязанностях. Был также широко известен как талантливый военный журналист.Предлагаемые читателю путевые заметки В.В.Крестовского «В дальних водах и странах» - подробный отчет (несмотря на некоторые сокращения, не повлекшие полноты восприятия) участника экспедиции адмирала С.С.Лесовского и его штаба из Одессы в далекие Японию и Китай через Босфор, Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. В произведении раскрылся недюжинный талант писателя как наблюдательного путешественника, обладающего образным языком, талантливого бытописателя.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Панургово стадо» - первая книга исторической дилогии Всеволода Крестовского «Кровавый пуф».Поэт, писатель и публицист, автор знаменитого романа «Петербургские трущобы», Крестовский увлекательно и с неожиданной стороны показывает события «Нового смутного времени» - 1861–1863 годов.В романе «Панургово стадо» и любовные интриги, и нигилизм, подрывающий нравственные устои общества, и коварный польский заговор - звенья единой цепи, грозящей сковать российское государство в трудный для него момент истории.Array
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Первый роман знаменитого исторического писателя Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» уже полюбился как читателю, так и зрителю, успевшему посмотреть его телеверсию на своих экранах.Теперь перед вами самое зрелое, яркое и самое замалчиваемое произведение этого мастера - роман-дилогия «Кровавый пуф», - впервые издающееся спустя сто с лишним лет после прижизненной публикации.Используя в нем, как и в «Петербургских трущобах», захватывающий авантюрный сюжет, Всеволод Крестовский воссоздает один из самых малоизвестных и крайне искаженных, оболганных в учебниках истории периодов в жизни нашего Отечества после крестьянского освобождения в 1861 году, проницательно вскрывает тайные причины объединенных действий самых разных сил, направленных на разрушение Российской империи.Array
    • | | (0)
    • Жанр:
    • В. В. Крестовский (1840–1895) - автор одного из популярнейших романов XIX в. - «Петербургские трущобы». Менее известно, что из-под пера Крестовского вышло много книг на военные темы, в том числе «Очерки кавалерийской жизни», раскрывающие «физиологию» армейской службы в мирное время в отдаленных гарнизонах. Книга написана богатым, сочным, персонифицированным и не лишенным юмора языком. Автор затрагивает многие проблемы армейской жизни, обострившиеся в наше «смутное» время.
    • | | (0)

    Сергей Кристовский – российский певец и рок-музыкант, один из основателей популярной группы «Uma2rmaH».

    Сергей родился и вырос в городе Нижний Новгород. Родителями мальчика были инженер Ольга Владимировна и профессиональный спортсмен Евгений Висвальдович, который играл в хоккей за команду «Динамо-Горький». В семье воспитывались также младший брат , будущий коллега по рок-группе, и маленькая сестричка Надежда. Девушка тоже хотела пойти по стопам братьев, но в итоге стала дизайнером.

    Чета Кристовских, несмотря на основные профессии, была творческой. Мама с молодости увлекалась написанием собственных стихотворений, а отец был музыкантом-любителем. Сережа еще крошечным влюбился в спорт. Мальчику не было и двух лет, когда он впервые взял в руки клюшку. А в шесть Кристовского уже приняли в детскую хоккейную секцию.

    Кроме того, Сергей играл в футбол и ходил в бассейн. Еще одним увлечением подростка было байкерство. На 10-летие родители подарили сыну первый мопед, а позднее мальчик уже самостоятельно собирал мотоциклы, от простенького «Восхода» до престижной по советским меркам «Явы».

    Тем не менее, мысли парня были связаны с хоккейной площадкой. Сергей был уверен, что станет профессиональным игроком, но в 19 лет Кристовский получил серьезную травму, поставившую крест на надеждах о большом спорте. Спортивной биографии Сергея не суждено было состояться.


    Вот тогда-то, чтобы не впасть в депрессию, Сергей впервые и взял в руки гитару. Первые аккорды юноше показал отец, всегда готовый помочь детям в их начинаниях. Братья Кристовские до сих пор говорят, что родители всегда были лучшими друзьями. Постепенно молодой человек научился играть и даже стал сочинять собственные песни.

    После школы Сергей не стал поступать в институт. Сергей сменил множество профессий: был токарем на заводе, почтальоном, грузчиком, разнорабочим на стройке и даже нянькой в детском саду. В конце концов, устроился ди-джеем в ночной клуб и впервые стал петь на публике. Мини-выступления молодого музыканта отлично принимали, поэтому Кристовскому пришла в голову мысль создать собственный музыкальный коллектив.

    Музыка

    Первую команду Сергей Кристовский назвал «Бродвей». Ребята составляли репертуар по принципу кавер-версий известных хитов, чаще всего западных. Тексты Сергей переводил на русский язык и с помощью поэтического таланта адаптировал под прежнюю музыку. «Бродвей» записали студийный альбом, съездили на гастроли, а потом распались.


    Сам Кристовский вошел в состав рок-группы «Кантри-Салун», в которой стал бас-гитаристом. И тут авторские песни Сергея впервые вышли в народ. В 1995 году музыкант вновь создает собственный коллектив, который называет «Шервуд». В рамках Нижнего Новгорода ребята обретают популярность, тем более что теперь Сергей предлагал публике совершенно новые песни, а не каверы, как раньше.

    Этот коллектив жив и сейчас, несмотря на то, что создатель чаще выступает в новом проекте. Но по возможности Сергей Кристовский возвращается к родному детищу и записывает с музыкантами пластинки. Выходили такие альбомы, как «Двенадцать ноль-ноль», «Шаг за тобой» и «Посмотри в глаза». Песни для них были созданы в разное время, но на компакт-дисках все три записи появились в 2002 году.

    Самым востребованным проектом Сергея Кристовского остается организованный совместно с братом дуэт «Uma2rmaH». Этот коллектив образовался спонтанно. Владимир Кристовский показал Сергею собственные песни, братья начали обсуждать музыку, и в итоге каждый трек был переработан и отточен, причем оба молодых человека приложили одинаковое количество сил и эмоций. В 2003 году на нижегородской студии были записаны 15 треков для демо-альбома, отправленного в московские продюсерские центры.

    Первое одобрение получила песня «Прасковья», причем от самой . Певица пригласила нижегородцев на сольный концерт в московский клуб «16 тонн», где вместе с Кристовскими исполнила хит. Весной следующего года на песню был записан первый клип. Затем популярность пришла к композициям «Проститься» и «Ума Турман», а первый альбом «В городе N» и вовсе имел колоссальный успех. Диск получил статус платинового, после того как разошелся по стране миллионным тиражом.

    Творчеством Сергея и Владимира заинтересовался продюсер , который на тот момент снимал блокбастер «Ночной дозор». Кристовских пригласили для написания саундтрека. Популярность фильма и песни, которая несколько недель держалась на вершинах российских хит-парадов, повлияла на рейтинг группы.

    В 2005 году на вручении премии МУЗ-ТВ «Ума Турман» получила призы в номинациях «Прорыв года» и «Лучшая песня» за музыкальную композицию «Проститься». В этом же году братья порадовали поклонников вторым диском «А может, это сон?...», куда вошли песни «Эй, толстый», «Река», «Птица счастья». В поддержку альбома Сергей и Владимир Кристовские дали концерт в СК «Олимпийский», где собрали полный зал.

    «Ума Турман» становится участником, а затем и хэдлайнером музыкального фестиваля «Нашествие». В 2007 году, продолжая сотрудничество с кинематографистами, Кристовские создают саундтрек к популярному сериалу . Третий альбом - «Куда приводят мечты» - появился в 2008 году. При создании песен «Не позвонишь», «Париж» братья сотрудничали с , в песне «Любовь на сноуборде» прозвучал вокал . К этому же времени появляются клипы «Дайте сигарету!», «Калифорния», «Романс».

    Параллельно с творчеством в коллективе «Ума Турман» Сергей Кристовский начинает сольную карьеру с создания альбома «Через города», в который вошли музыкальные композиции музыканта, записанные в течение нескольких лет.

    В 2011 году на прилавки музыкальных магазинов поступил четвертый альбом «Uma2rmaH» – «В этом городе все сумасшедшие», который вошел в рейтинг 25 лучших российских альбомов года. Через два года Сергей повторил сольный опыт, выпустив альбом «Завтра».

    Самыми знаменитыми хитами группы «Uma2rmaH» считаются, помимо уже перечисленных, «Ты далеко», «Не позвонишь», «Оля из Сети».

    Из сольных песен Сергея Кристовского необходимо отметить «Снегопад», «Через города» и дуэтные композиции «Падали» с и «Ты и я» с . В создании сольных проектов Сергею Кристовскому помогали музыканты «Шервуда».

    Личная жизнь

    Сергей Кристовский уже в старших классах пользовался популярностью у противоположного пола. Высокому и широкоплечему спортсмену юные поклонницы не давали в школе прохода. Но первое чувство молодой человек испытал к однокласснице Любе. Некоторое время влюбленные даже жили вместе и собирались пожениться.


    Но в 20-летнем возрасте девушка покинула Сергея. Тяжело пережив расставание, Кристовский женился на девушке по имени Анна, но брак просуществовал недолго. Видя, что сын не может наладить личную жизнь, мама познакомила Сергея с дочерью коллеги. Наталья была интеллигентной и спокойной девушкой. Вскоре состоялась свадьба.

    С супругой Натальей Сергей Кристовский прожил много лет. В этом браке у музыканта родилось трое сыновей - Владислав, Евгений и Илья, а также дочка Алиса. Дети оказались музыкально одаренными и уже играют на инструментах и поют. А маленькая дочь стала горячей поклонницей песен отца. Тем не менее, несмотря на кажущуюся идиллию, этот союз тоже дал трещину.


    В 2014 году музыкант, находясь на гастролях в Минске, познакомился с молодой актрисой , звездой телесериала . Сергей и Наталья встречались без планов на будущее. Оба были уверены, что роман вскоре закончится. Сергей несколько раз порывал с молодой актрисой, но возвращался снова. Вскоре Земцова забеременела и родила сына Ивана, при этом влюбленные скрывали имя отца малыша. Кристовский старался утаить от общественности разрыв с семьей.

    Но весной 2016 года Сергей и Наталья стали появляться на светских праздниках вместе, а затем объявили о свадьбе. прошло в испанском курортном городе Марбелья, куда приехали родственники и близкие друзья жениха и невесты.


    Стоит добавить, что певец и музыкант так и не забыл детскую мечту стать профессиональным спортсменом. Артист периодически выступает за футбольный клуб звезд российской эстрады «СтарКо», а также за хоккейную команду «КомАр».

    Сергей Кристовский сейчас

    Сергей Кристовский по-прежнему много гастролирует с группой «Ума Турман», а также дает сольные концерты. В 2016 году братья записали пятую пластинку под названием «Пой, весна!», куда вошли треки «Токсины», «Один на один», «Хэппи». В этом же году появилась композиция «Жюль Верн». Сергей и Владимир посвятили песню памятнику французскому писателю, который находится в Нижнем Новгороде. Кристовский порадовал поклонников и новыми клипами на песни «Бестия» и «Зависть».

    В 2017 году Кристовские возобновили сотрудничество с телевидением, записав музыкальную композицию «Ванюша», использованную в фильме . Двумя последними видео на хиты «Uma2rmaH» стали ролики под названием «Камон» и «В одну сторону».

    Дискография

    • 2002 - «Двенадцать ноль-ноль»
    • 2002 - «Шаг за тобой»
    • 2002 - «Посмотри в глаза»
    • 2004 - «В городе N»
    • 2005 - «А может, это сон?..»
    • 2008 - «Куда приводят мечты»
    • 2008 - «Через города»
    • 2011 - «В этом городе все сумасшедшие»
    • 2013 - «Завтра»
    • 2016 - «Пой, весна!»

    Творчество Всеволода Владимировича Крестовского - уникальное явление в русской литературе. Всеволод Крестовский - талантливый писатель , интересный человек. Так, вышло, что своим творчеством и своими мыслями, рубив правду матку, Крестовский много кому перешел дорогу. Всеволода не любили поляки и евреи. Не жаловали писателя и представители прогрессивной общественности, ненавидели либералы и не любили консерваторы. Чем же знаменит Всеволод Владимирович Крестовский? - Прежде всего, своим романом «Петербургские трущобы». Роман Крестовского стал, чуть ли не самой популярной книгой в 19 веке… Большое достижение, не правда ли?

    Всеволод Владимирович Крестовский родился в феврале 1840 года, в селе Малая Березянка, которая была частью Тарощанского уезда, уезд же в свою очередь был частью Киевской губернии. Отец Крестовского был офицером русской армии. Большую часть детства Крестовский провел у бабашки, в ее имении. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал учеником Петербургской гимназии, которая была предназначена для дворянских детей. Именно здесь Всеволод получил первые знания для своей будущей литературной деятельности. Тяга к литературе была характерна для мальчика. Уже в четвертом классе, он писал стихи. Разразился Крестовский и рассказиком «Вдовушка». Произведение вышло весьма пикантным, и инспектор гимназии, предал рукопись к сожжению.

    В 1857 году, в журнале «Общезанимательный вестник» публикуется рассказ Крестовского в стихах - «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». Когда гимназия была окончена, Крестовский решает продолжить обучения. Всеволод Владимирович поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Во время учебы в университете, Крестовский знакомится с известными литераторами своего времени: Достоевским , Курочкиным, Писаревым. Всеволод Крестовский был одаренным человеком, творческим, начитанным, умным. Он легко стал своим в кругу известных литераторов, входивших в кружок Л. Мея. Любовную лирику Крестовского ценили самые разные слои русского общества. Так его баллада «Ванька-ключник» стала народной песней. Стихи Всеволода Владимировича «Прости на вечную разлуку» и «Под душистую ветвью сирени» - стали романсами.

    Крестовский активно занимался литературой. Писал в нескольких журналах, сочинял стихи и рассказы. Так же Всеволод занимался переводами произведений античных поэтов, сотрудничал с русским композитором Римским-Корсаковым . В 1863 году Крестовский забыл друзей юности, и стал антинигилистом. После того как Всеволод публично высмеял роман Чернышевского, «Что делать?», «друзья» сразу же назвали Крестовского писателем второсортным. Писарев, со страниц журналов обзывал Всеволода «продажным стиходеятелем».

    В 1865 году Всеволод Крестовский отправляется в Польшу. В командировку Крестовский едет, как член комиссии по исследованию подземелий Варшавы. Эти подземелья использовались польские восставшие, когда прятались от русской армии. Пребывание в Польше нашло отражение на листе бумаги, так вышла дилогия «Кровавый пуф: Хроника о новом смутном времени Государства Российского». Дилогия состояла из двух романов Крестовского «Две силы» и «Панургово стадо». Произведение имело антипольскую сущность, патриотическую идею и отрицание нигилизма. В революционной среде на писателя обрушился шквал критики. Конечно, им, революционерам по нраву были все те, кто разрушал государство русское, топтал русские устои и традиции, стрелял в русского солдата. Крестовский же таким идеям явно не сочувствовал. В 1867 году Крестовский путешествовал по Волге. В городах он устраивал литературно-музыкальные вечера. Путешествие его нашло отражение в публикации серии очерков о провинциальных нравах, о Нижнем Новгороде и о злоупотреблениях на соляных промыслах. Крестовский был обвинен в клевете. На суде писатель отказался от адвоката, и защищал себя сам. Справился с блеском, обвинение было бессильно, и суд оправдал Крестовского. В 1868 году Крестовский поступил в 140ый Уланский полк Ямбургский полк, который стоял в Гродненской губернии. Пройдет два года, и Крестовского командируют в Главный штаб русской армии в столице российской Империи. Сам император Александр II , поручил Всеволоду написать историю лейб-гвардии Уланского полка.

    Крестовский получил доступ к архивам, и благодаря этому написал историческую повесть о царствовании Павла I - «Деды». Когда началась очередная Русско-турецкая война (1877-1878 годы), Всеволод Крестовский был в действующей русской армии, работал корреспондентом «Правительственного вестника». Очерки писателя вошли в два больших тома - «Двадцать месяцев в действующей армии». На войне Крестовский участвовал и в боях. Так писатель, был награжден орденами Российской Империи - орденом Святой Анны и Святого Владимира , сербским орденом Такова, черногорским - орденом князя Даниила. Корреспондента Крестовского, его сводки с фронта, читал сам император. В 1880 году Всеволод Крестовский участвовал в кругосветном путешествии. Чуть позже, более полугода пробыл в Японском порту Нагасаки, где исполнял дипломатическую миссию. В 1882 году Всеволод побывал в Бухару и Хиву. После работал в МВД, был чиновником по особым поручениям.

    Много Крестовский ездил по Российской Империи, а свои впечатления переносил на бумагу. Крестовский написал трилогию о мошеннике и крестившийся еврейке. В трилогию вошли книги «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид», «Торжество Ваала». Сюжет романа разворачивается на фоне Балканской войны. В трилогии, Крестовский, по мнению критиков, выдал самое яркое и правдивое описание событий Балканской войны. Героизм русских солдат и офицеров, преступления «Товарищества Грегор, Горвиц и Коган», которые занимались интендантскими поставками в русскую армию. 18 января 1895 года Всеволода Владимировича Крестовского не стало. Писатель скончался от болезни почек, которая осложнилась на фоне простуды. Крестовский был похоронен в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Всеволод Владимирович Крестовский замечательный русский писатель, автор многих очерков и романов, исследований. Писатель с боевым прошлым, генерал-майор, рубивший правду матку, служивший на благо Отечества. Жаль, что его имя практически забыто, и мало кто из наших сегодняшних современников знает об этом замечательном русском писателе.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры