Купчиха за чаем автор. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)

Главная / Психология

Этого художника высоко ценили современники - Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, - широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством. Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники - все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию - и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось "круто в финансовом отношении", обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали "Терем".

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции...

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев - верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения. Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу. За "лубочность" его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении "Мир искусства", выставлял свои картины в выставках объединения.

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии.

Женщина, в которой легко можно узнать жену художника, купает ребенка. "Пичужка", как именовал его художник, не "орет", не брызгается - притих и сосредоточенно рассматривает - то ли игрушку, какого-нибудь утенка, то ли просто солнечный зайчик: их столько вокруг - на его мокром крепком тельце, на краях таза, на стенах, на пышном букете цветов!

Повторяется все тот же кустодиевский тип женщины: милая, нежная девица-краса, про которых на Руси говорили "писаная", "сахарная". Лицо полно той же милой прелести, которой наделены героини русского эпоса, народных песен и сказок: легкий румянец, что называется, кровь с молоком, высокие дуги бровей, точеный носик, рот вишенкой, тугая, перекинутая на грудь коса...Она - живая, реальная и безумно привлекательная, манящая.

Она полуприлегла на пригорке среди ромашек и одуванчиков, а за нею, под горой, разворачивается такой широкий волжский простор, такое обилие церквей, что дух захватывает.

Кустодиев сливает здесь эту земную, красивую девушку и эту природу, этот волжский простор в единое неразрывное целое. Девушка - высочайший, поэтический символ этой земли, всей России.

Диковинным образом картина "Девушка на Волге" оказалась далеко от России - в Японии.

Однажды Кустодиев с приятелем актером Лужским ехали в пролетке и разговорились с извозчиком. Кустодиев обратил внимание на большую, черную как смоль бороду извозчика и спросил его: "Откуда сам-то будешь?" - "Керженские мы", - ответил кучер. "Из старообрядцев, стало быть?" - "Точно, ваше благородие". - "И что ж, тут, в Москве, много вас, в кучерах?" - "Да хватает. На Сухаревке вот свой трактир." - "Вот славно, туда мы и поедем..."

Пролетка остановилась недалеко от Сухаревой башни и они вошли в низкое, каменное здание трактира Ростовцева с толстыми стенами. Запах табака, сивухи, вареных раков, солений, пирогов ударил в нос.

Огромный фикус. Красноватые стены. Низкий сводчатый потолок. И в центре за столом сидели лихачи-извозчики в синих кафтанах, с красными кушаками. Они пили чай, сосредоточенно и молчаливо. Головы подстрижены под горшок. Бороды - одна длиннее другой. Они пили чай, держа блюдца на вытянутых пальцах...И сразу в мозгу художника родилась картина...

На фоне пьяно-красных стен сидят семь бородатых раскрасневшихся извозчиков в ярко-синих поддевках с блюдечками в руках. Они держатся чинно, степенно. Истово пьют горячий чай, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Чинно, не торопясь, ведут разговор, а один читает газету.

Спешат в зал половые с чайниками и подносами, их молодцевато-изогнутые тела забавно перекликаются с вереницей чайников, готовно выстроившихся на полках позади бородатого трактирщика; вздремнул оказавшийся без дела слуга; тщательно вылизывает шерстку кошка (хорошая для хозяина примета - к гостям!)

И все это действо в ярких, сверкающих, неистовых красках - весело выкрашенные стены, да еще пальмы, картины, да белые скатерти, да чайники с расписными подносами. Картина воспринимается как живая, жизнерадостная.

Праздничный город с тянущимися ввысь церквами, колокольнями, купами заиндевевших деревьев и дымками из труб увиден с горы, на которой разворачивается масленичное веселье.

Кипит мальчишеский бой, летят снежки, подымаются в гору и несутся дальше сани. Вот восседает кучер в синем кафтане, радуются празднику сидящие в санях. А навстречу им напряженно устремилась серая лошадь, управляемая одиноким возницей, который слегка обернулся к едущим следом, словно подзадоривая посостязаться в скорости.

А внизу - карусель, толпы у балагана, гостиных рядов! А в небе - тучи птиц, всполошенные праздничным звоном! И все ликует, радуясь празднику...

Обжигающая, необъятная радость захлестывает, глядя на полотно, уносит в этот разудалый праздник, в котором ликуют не только люди в санях, у каруселей и балаганов, звенят не только гармошки и бубенцы - здесь ликует и звенит одетая снегами и инеем вся неоглядная земля, и каждое дерево ликует, каждый дом, и небо, и церковь, и даже собаки ликуют вместе с мальчишками, катающимися на санках.

Это - праздник всей земли, русской земли. Небо, снег, пестрые толпы людей, упряжки - все расцвечено зелено-желтыми, розово-голубыми переливающимися красками.

Этот портрет художник писал вскоре после свадьбы, он полон нежного чувства к жене. Сначала он хотел написать ее стоя, во весь рост на ступенях крыльца, но потом усадил своего"колобочка"(как он ласково называл ее в письмах) на террасе.

Все очень просто - обычная терраса старого, слегка серебрящегося дерева, подступившая к ней вплотную зелень сада, стол, накрытый белой скатертью, грубоватая скамья. И женщина, еще почти девочка, со сдержанным и в то же время очень доверчивым взглядом, устремленным на нас...а в действительности на него, который пришел в этот тихий уголок и сейчас уведет ее куда-нибудь за собой.

Собака стоит и смотрит на хозяйку - спокойно и в то же время как будто ожидая, что сейчас она встанет и они куда-то пойдут.

Добрый, поэтичный мир стоит за героиней картины, такой дорогой самому художнику, который радостно распознает его и в других близких ему людях.

Ярмарки в селе Семеновское славились на всю Костромскую губернию. В воскресный день старинное село красуется во всем своем ярмарочном убранстве, стоя на перекрестке старых дорог.

На прилавках зозяева разложили свой товар: дуги, лопаты, бураки берестяные, вальки расписные, свистульки детские, решета. Но больше всего, пожалуй, лаптей, и потому название села - Семеновское-Лапотное. А в центре села церковь - приземистая, крепкая.

Шумит, звенит говорливая ярмарка. Людской певучий говор сливается с птичьим гомоном; галки на колокольне устроили свою ярмарку.

Кругом раздаются звонкие приглашения: "А вот крендельки-пироги! Кому с жару с пару, карего глазу!"

- "Лапти, есть лапти! Скороходные!"

_ "Эх, полным-полна коробушка! Лубки цветные, несусветные, про Фому, про Катеньку, про Бориса да про Прохора!,"

С одной стороны художник изобразил девчонку, заглядевшуюся на ярких кукол, а с другой - мальчишка зазевался на гнутую птицу-свистульку, отстал от деда, что в центре картины. Тот зовет его - "Где ты там завял, неслух?".

А вверху над рядами прилавков навесы почти сливаются друг с другом, их серые полотнища плавно переходят в темные крыши отдаленных изб. А дальше зеленые дали, синее небо...

Великолепно! Чисто русская ярмарка красок, и звучит она как гармошка - переливчато и звонко-звонко!..

Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу "Вражья сила", а декорации поручили выполнить Кустодиеву. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Зашел с мороза прямо в шубе. Шумно выдохнул - белый пар остановился в холодном воздухе - в доме не топили, не было дров. Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Казалось бы, и брови незаметные, белесые, и глаза блеклые, серые, а красавец! Вот кого рисовать-то! Певец этот - русский гений, и его облик должен сохраниться для потомков. А шуба! Какова шуба на нем!..

"Федор Иванович! Попозировали бы вы в этой шубе", - попросил Кустодиев. "Ловко ли, Борис Михайлович? Шуба хорошая, да, возможно, краденая она," - пробурчал Шаляпин. "Шутите, Федор Иванович?" "Да нет. Неделю назад получил я ее за концерт от какого-то учреждения. Денег или муки у них не было мне заплатить. Вот и предложили шубу." "Ну а мы ее закрепим на полотне...Уж больно она гладкая да шелковистая."

И вот Кустодиев взял карандаш и весело начал рисовать. А Шаляпин начал петь "Ах, ты ноченька..." Под пение Федора Ивановича художник создавал этот шедевр.

На фоне русского города человек-гигант, шуба нараспашку. Он важен и представителен в этой роскошной, картинно распахнутой шубе, с перстнем на руке и с тростью. Шаляпин так осанист, что невольно вспоминаешь, как некий зритель, увидев его в роли Годунова, восхищенно заметил:"Настоящий царь, не самозванец!"

А в лице ощутим сдержанный (он уже знал себе цену) интерес ко всему окружающему.

Все ему родное здесь! На помосте балагана кривляется черт. Рысаки несутся по улице или мирно стоят в ожидании седоков. Гроздь разноцветных шаров колышется над базарной площадью. Подвыпивший перебирает ногами под гармонику. Бойко торгуют лавочники, и идет на морозе чаепитие у громаднейшего самовара.

А над всем этим небо - нет, не голубое, оно зеленоватое, это оттого, что дым желтый. И конечно, в небе любимые галки. Они дают возможность выразить бездонность небесного пространства, которое всегда так влекло и мучило художника...

Все это живет в самом Шаляпине с детства. Чем-то он напоминает прстодушного выходца из этих мест, который, преуспев в жизни, явился в родные палестины показаться во всем своем блеске и славе, и в то же время рвется доказать, что ничего не забыл и никакой былой сноровки и силы не растерял.

Как подходят сюда запальчивые есенинские строки:

"К черту, я снимаю свой костюм английский:

Что же, дайте косу - я вам покажу -

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?"

И похоже, что нечто подобное вот-вот сорвется с губ Федора Ивановича и полетит на снег роскошная шуба.

А вот купчиха любуется собой в новой, рсписанной цветами, шали. Так и вспоминается пушкинское: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?.." А в дверях стоит, любуется своей женой муж, купец, который, вероятно, и привез ей эту шаль с ярмарки. И счастлив он, что сумел доставить своей любимой женушке эту радость...

Жаркий солнечный день, вода искрится от солнца, смешивает отражения напряженно синеющего, может быть, обещающего грозу неба и деревьев с крутого берега, как будто оплавленных поверху солнцем. На берегу что-то грузят в лодку. Грубо сколоченная купальня тоже раскалена солнцем; тень внутри легка, почти не скрывает женских тел.

Картина полна жадно, чувственно воспринимаемой жизни, ее будничной плоти. Свободная игра света и теней, отблесков солнца в воде заставляет вспомнить об интересе зрелого Кустодиева к импрессионизму.

Провинциальный городок. Чаепитие. Молодая красавица купчиха сидит в теплый вечер на балконе. Она безмятежна, как вечернее небо над нею. Это какая-то наивная богиня плодородия и изобилия. Недаром стол перед нею ломится от яств: рядом с самоваром, золоченой посудой в тарелках фрукты, сдоба.

Нежный румянец оттеняет белизну холеного лица, черные брови слегка приподняты, голубые глаза что-то внимательно рассматривают вдали. По русскому обычаю она пьет чай из блюдца, поддерживая его пухлыми пальцами. Уютный кот ласково трется о плечо хозяйки, широкое декольте платья открывает необъятность круглой груди и плеч. Вдали видна терраса другого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.

Тут бытовая картинка явно перерастает в фантастическую аллегорию беспечальной жизни и земных щедрот, ниспосланных человеку. Да и самой пышной красавицей художник лукаво любуется, будто одним из сладчайших земных плодов. Только чуть-чуть художник "приземлил" ее образ - чуть больше располнело ее тело, пухловаты пальцы...

Кажется невероятным, что эта огромная картина создана тяжело больным художником за год до смерти и в самых невыгодных условиях (в отсутствии холста натянули на подрамник обратной стороной старую картину). Только любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому, продиктовала ему картину "Русская Венера".

Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке, играет свет в шелковистых распущенных волосах. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню - и все здесь озарилось! Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал); мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Дверь в предбанник распахнута, и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи.

Естественный, глубоко национальный идеал здоровья и красоты воплощался в "Русской Венере". Этот прекрасный образ стал мощным заключительным аккордом богатейшей "русской симфонии", созданной художником в своей живописи.

Этой картиной художник хотел, по словам его сына, охватить весь цикл человеческой жизни. Хотя некоторые ценители живописи утверждали, что Кустодиев рассказывает об убогом прозябании мещанина, ограниченном стенами дома. Но это не характерно было для Кустодиева - он любил простой мирный быт простых людей.

Картина многофигурна и многозначна. Вот простодушный провинциальный любовный дуэт девушки, сидящей в открытом окне, с облокотившимся о заборчик молодым человеком, а если перевести взгляд чуть вправо - в женщине с ребенком как бы видишь продолжение этого романа.

Глянуть влево - и перед вами живописнейшая группа: полицейский мирно играет в шашки с бородатым обывателем, возле них ораторствует некто наивный и прекраснодушный - в шляпе и бедной, но опрятной одежде, и сумрачно вслушивается в его речь, оторвавшись от газеты, сидящий возле своего заведения гробовой мастер.

А выше как итог всей жизни - мирное чаепитие с тем, кто прошел с тобой рука об руку все жизненные радости и невзгоды.

И могучий тополь, соседствующий с домом и как будто его благословляющий своею густой листвой, - не просто пейзажная деталь, а едва ли не своеобразный двойник человеческого бытия - древо жизни со своими различными ветвями.

И все уходит, уходит взгляд зрителя вверх, к мальчику, озаренному солнцем, и к парящим в небе голубям.

Нет, решительно не похожа эта картина на высокомерный или даже чуть снисходительный, но все же обвинительный вердикт обитателям "голубого домика"!

Полный неизбывной любви к жизни, художник, говоря словами поэта, благословляет "и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду" и утверждает родственную близость, связь "былинок" и "звезд", житейской прозы и поэзии.

Обои в цветах, изукрашенный сундук, на котором устроено пышное ложе, покрытое одеялом, как-то телесно сквозят подушки из наволочек. И из всего этого чрезмерного изобилия, как Афродита из пены морской, рождается героиня картины.

Перед нами пышная, разомлевшая ото сна на перине красавица. Откинув толстое розовое одеяло, опустила ноги на мягкую подставочку. С вдохновением воспевает Кустодиев целомудренную, именно русскую женскую красоту, популярную в народе: телесную роскошь, чистоту светло-голубых ласковых глаз, открытую улыбку.

Созвучны с образом красавицы пышные розаны на сундуке, голубые обои за ее спиной. Стилизуя под лубок, художник сделал "чуть больше" - и полноты тела, и яркости красок. Но это телесное изобилие не перешло ту грань, за которой оно было бы уже неприятным.

А женщина красива м величава, как широкая Волга за ее спиной. Это - русская Елена прекрасная, знающая силу своей красоты, за которую ее и выбрал в жены какой-нибудь купец первой гильдии. Это спящая наяву красавица, стоящая высоко над рекой, как стройная белоствольная береза, олицетворение покоя и довольства.

На ней длинное, переливающееся шелком платье тревожного фиолетового цвета, волосы зачесаны на прямой пробор, темная уложенная коса, в ушах блестят серьги-груши, на щеках теплый румянец, на руке украшенная узорами шаль.

Она столь же естественно вписывается в волжский пейзаж с его красочностью и простором, как и окружающий ее мир:там и церковь, и птички летят, и река течет, пароходы плывут, и молодая купеческая пара идет - тоже залюбовались красавицей-купчихой.

Все движется, бежит, а она стоит, как символ постоянного, лучшего, что было, есть и будет.

Слева направо:

И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиев, И.Я.Билибин, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, К.С.Петров-Водкин, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский.

Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. Художник долго не решался писать его, чувствуя высокую ответственность. Но в конце концов согласился и начал работать.

Долго размышлял, кого и как посадить, представить. Ему хотелось не просто посадить в ряд, как на фотографии, а показать каждого художника как Личность, с его характером, особенностями, подчеркнуть его талант.

Двенадцать человек нужно было изобразить в процессе дискуссии. О, эти испепеляющие споры "мирискусников"! Споры словесные, а больше живописные - линией, красками...

Вот Билибин, старый товарищ по Академии художеств. Балагур и весельчак, знаток частушек и старинных песен, умеющий, несмотря на заикание, произносить самые длинные и забавные тосты. Поэтому и стоит он тут, как тамада, с рюмкой, поднятой изящным движением руки. Византийская борода вскинулась, брови с недоумением подняты вверх.

О чем шел разговор за столом? Кажется, к столу подали пряники, а Бенуа обнаружил на них буквы "И.Б."

Бенуа с улыбкой обратился к Билибину: "Признайтесь, Иван Яковлевич, что это ваши инициалы. Вы сделали для пекарей рисунок? Капитал зарабатываете?" Билибин засмеялся и шутливо начал разглагольствовать об истории создания на Руси пряников.

А вот левее от Билибина сидят Лансере и Рерих. Все спорят, а Рерих мыслит, не думает, а именно мыслит. Археолог, историк, философ, просветитель с задатками пророка, осторожный человек с манерами дипломата, он не любит говорить о себе, о своем искусстве. Зато его живопись говорит так много, что уже есть целая группа толкователей его творчества, которая находит в его живописи элементы таинства, магии, предвидения. Рерих был избран председателем вновь организованного общества "Мир искусства".

Стена зеленого цвета. Слева книжный шкаф и бюст римского императора. Кафельная желто-белая печь. Все так, как в доме у Добужинского, где и происходило первое собрание учредителей "Мира искусства".

В центре группы - Бенуа, критик и теоретик, непререкаемый авторитет. С Бенуа у Кустодиева сложные отношения. Бенуа - прекрасный художник. Любимые его темы - жизнь при дворе Людовика XV и Екатерины II, Версаль, фонтаны, интерьеры дворцов.

С одной стороны Бенуа нравились картины Кустодиева, но порицал, что в них нет ничего европейского.

Справа - Сомов Константин Андреевич, фигура невозмутимая и уравновешенная. Его портрет писался легко. Может, потому, что он напоминал Кустодиеву приказчика? Русские типы художнику всегда удавались. Белеет накрахмаленный воротничок, манжеты модной в крапинку рубашки, черный костюм отутюжен, холеные полные руки сложены на столе. На лице выражение невозмутимости, довольства...

Хозяин дома - старый друг Добужинский. Сколько пережито вместе с ним в Петербурге!..Сколько разных воспоминаний!..

Поза Добужинского, кажется, удачно выражает несогласие с чем-то.

А вот резко отодвинул стул и повернулся Петров-Водкин. Он - по диагонали от Билибина. Петров-Водкин ворвался в художественный мир шумно и смело, что не понравилось некоторым художникам, например, Репину, у них совершенно разный взгляд на искусство, другое видение.

Слева - четкий профиль Игоря Эммануиловича Грабаря. Коренастый, с не очень складной фигурой, бритой квадратной головой, он полон живого интереса ко всему происходящему...

А вот и он, сам Кустодиев. Себя он изобразил со спины, в полупрофиль. Сидящая рядом с ним Остроумова-лебедева - новый член общества. Энергичная женщина с мужским характером ведет разговор с Петровым-Водкиным...

«Купчиха за чаем» — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1918 году. На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, но с женщиной в качестве главной героини полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но была она вовсе даже не купчихой,


Женщина, пьющая чай (Набросок Кустодиева с Адеркас для картины "Купчиха за чаем")

А баронессой — Галиной Адеркас, наследницей дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Итак, баронесса Адеркас Галина Владимировна, студентка-первокурсница медицинского факультета в г. Астрахани позировала Б. М. Кустодиеву для картины «Купчиха за чаем» в 1918 г.
Вероятнее всего она была дочерью Адеркаса Владимира Викторовича (1845—1898), генерал-майора, участника Среднеазиатских походов. К сожалению, дальнейшая судьба Галины Владимировны неизвестна. Учитывая сколь родовита она была, возможно ей не удалось избежать "чисток" 1937 года...
Остзейский дворянский род - Адеркас - прослеживается с 13 века. Первым представителем рода в 1277 году упоминается рыцарь Иоганнес де Адрикас, вассал Архиепископа Рижского в Ливонии. Предполагается, что родовое имя происходит от названия феода Адрикас, который находился в окрестностях замка Лемзаль. Здесь же в 1357 году Иоганн фон Адеркас был пожалован леном Кадфер. В 1491 году Арнт фон Адеркас приобрёл имение Бистервольде, земли которого находились во владении рода до конфискации 1920 года. Представители рода служили Датской, Шведской, Польской, Прусской и Российской коронам.
Вот такая купчиха рыцарских кровей...

Интересные подробности от shakko_kitsune :
"В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот период Адеркас была совсем молода, студентка-первокурсница медицинского факультета. И честно говоря, на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше и не такой внушительной. Изучала она, как говорят, хирургию, но увлечения музыкой увели ее в другую сферу. Обладательница интересного меццо-сопрано, в советские годы Адеркас пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась. Вышла замуж она, судя по всему, за некоего Богуславского и, возможно, стала выступать в цирке. В Рукописном отделе Пушкинского Дома даже хранятся рукописные воспоминания за авторством Г.В. Адеркас, озаглавленные «Цирк - это мой мир...». Как сложилась ее судьба в 30-е и 40-е годы - неизвестно. "

не так?
Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,
который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,--- уже куда больше 10-ти лет,--- было то,
что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике (туберкулёз позвоночника)
и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!

Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,
он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы.
Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,
он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,
которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.
Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,
неслыханному и невиданному, что происходило в стране.
Но не так много.

Пока просто посмотрите.

После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.
Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы)
должны быть вместе с остальными.
Поэтому помещаю снова.


Купчиха на балконе. 1920 г.


Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,
когда не каждый день случалась селёдка на столе,---- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,--
как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,
да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?

Посмотрите на работы Кустодиева.
Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),
и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.
Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,
то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,
и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.


Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодня
есть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.

Пока просто смотрите.
ОНА---КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.
Вот и посмотрите на красавицу!


Купальщица-2. 1921


Аглицкая меря. 1924г.

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.
А там написано: "К Блохе"

Да, это сделано для постановки "Левши" в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?

Вот это она и есть. То есть меря--это просто английское женское имя--Мэри.
Такую героиню ввёл театр.
Английская Мэри---или по-нашему: "Аглицкая меря".

Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.
Кто как это видит или чувствует?
По моему она русская, как и та, что на картине ниже.


Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ или АГЛИЦКАЯ?

Здесь, на этой картине русская Катя!
Такой, как эта с матросом, должна быть Катя "толстоморденькая",
из "Двенадцати" Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.

Чулочки, и "...С солдатьём гулять пошла..." Снобы выдумывают про неё и

про поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал!!!

Вот она! Катя--- толстоморденькая!



« » на Яндекс.Фотках

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.

Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление
и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..

Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.
В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.
Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно
смотреть, потому что вы будете понимать.

И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.

А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.
Нормально!!! Ничего удивительного.


Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Что же мы здесь видим?

Мы видим ЛЮБОВЬ!!!
Посмотрите, как он любил свою дочку.
Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.

Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве.
Мы видим его любовь на портрете.

Вот это и есть сила искусства.

**************************************** ***********************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.
Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.
Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль и потом он поехал в Европу.
Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.
Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессора
знаменитое московское "Училище живописи...и...".
Он не захотел связывать свою творческую жизнь.

Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.
Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,
и у него туберкулёз позвоночника.

Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли.

Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.
И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.
Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,
"Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901..."

У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.
Совсем немаленькая.

Там же пару сотен портретов.
Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,---

к своему собственному, русскому, расписному миру.

И, я думаю, что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,----совершенно оригинален.
Если не сказать--уникален.

**************************************** **************************************** **
Кустодиев был высокого класса портретист.
Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина,
станет его полным наследником.
И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.
Поэтому Репин так сожалел, что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.
Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую
Россию Кустодиева, как настоящее искусство.
Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал
иногда интереснее чем Репин.

Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот двойной мужской портрет..

Сельский священник, забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.
Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.

С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.

Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к
начальству, так Кустодиев их и написал.

Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.

Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом,
возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской "Дуэли".
Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.

Классный двойной портрет!

Бродский Исаак 1920 г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.
Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.
Нету желающих.
Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.
Бродский был талант.
Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым--,
может к середине 30-х,--- он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать
сам.
Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.

Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Притягательный дамский портрет.
Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он,
Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.
Это называется композиция и
это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится.


Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.
Но какой портрет.Какой класс!
Потом, Кустодиев переменился.
И стал писать его собственную Россию.
Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.


Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

======================================== ========================
Жить без любви, быть может, просто,

Но как на свете без любви прожить?

Никак не прожить!

Старый просто млеет от этого поцелуя!!

Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,

а потом стала целовать. Всё как полагается.


Кажется это последний автопортрет,
на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,
который собирается осуществить всё что он задумал.

Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза
позвоночника осталось 4 года.
Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый.
И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске.
В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными
страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.


Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

======================================== =============================
Это конечно не приказчик. Это --САМ! То есть --КУПЕЦ.

Так его называли приказчики и все его служащие.

За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли --САМА.

Икона на месте. Чтобы было видно, что: БОГУ--БОГОВО...

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

======================================== ==
Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!
Что скажете наши прекрасные участницы?
Вы ж на него посмотрите--ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!

Обратите внимание на дату.

У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!
Это 1920-ый год--- ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввести
подобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.
И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,
и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.

Вот это приказчик!!

Хорош!!

Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,

Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.

Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.

Вениамин.

P.S.

Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня.
Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.

Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака. А на столе пышет жаром ведерный самовар и аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице. Здесь же расписной деревянный ларец для рукоделия – это после чая…

Женщина красива. Ее крепкое тело дышит здоровьем. Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой и кокетливо отставив пухлый мизинец, она пьет с блюдечка. Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу. . . Безраздельно господствуя в картине, заполняя собою большую ее часть, эта дебелая женщина словно царит над полусонным провинциальным городком, который она олицетворяет. А за балконом медленно течет уличная жизнь. Видны пустынная булыжная мостовая и торговые дома с вывесками, подальше – гостиный двор и церкви. По другую сторону – тяжелые ворота синего соседского дома, на балконе которого старик купец и его жена, сидя за самоваром, также с блюдечка, не спеша потягивают чай: так уж принято – пить чай, встав от послеобеденного сна.

Картина построена так, что фигура женщины и натюрморт на переднем плане сливаются в устойчивую пирамидальную форму, прочно и нерушимо цементирующую композицию. Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком! В живописной структуре картины проявляется своеобразие : здесь все абсолютно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба!). Колористическая инструментовка картины основывается на вариациях всего лишь нескольких цветов, объединенных, будто на маленькой палитре, в овальной броши купчихи, – фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, красный. Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль.

Солнечная, сверкающая красками картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России, о русской женщине. Именно таково первое впечатление от нее. Но стоит приглядеться, деталь за деталью читая увлекательный рассказ художника, как на губах зрителя начинает блуждать улыбка. Правда, здесь нет прямой насмешки, столь откровенно проглядывающей в эскизе к картине, где многопудовая, расплывшаяся от бездумья и лени купчиха полусонными глазами смотрит на ласкового кота. У нее большая грудь, испещренные ямочками пухлые руки и пальцы, унизанные перстнями. Но какие-то черточки первоначального замысла сохранились и в картине. – совсем не гимн уюту купеческого быта или миру уездного захолустья. Ее насквозь пропитывает ирония. Та самая, которой полна русская классическая литература от Гоголя до Лескова. В сытой и красивой героине Кустодиева немало от характера и круга интересов лесковских купчих. Помните, как тоскливо и однообразно текла их жизнь в богатых домах свекров?

Особенно днем, когда все разойдутся по своим торговым делам и купеческая жена, побродив по пустым комнатам, «начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». Как близко все это к образу, созданному художником! Когда думать не о чем – разве лишь об укрощающем битюга ухаре-работнике…

Одна из самых знаменитых картин Бориса Кустодиева (1878 – 1927) «Купчиха за чаем» была написана 101 год назад – в 1918 году. Сейчас произведение хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В картине Борис Кустодиев воплотил свой давний замысел – создать картину на тему купеческого чаепития, в центре которой – образ русской пышнотелой красавицы. Это жизнерадостное полотно, пронизанное светом, художник написал в один из самых драматичных периодов своей жизни, когда потерял возможность ходить.

8 интересных фактов о картине «Купчиха за чаем»

1. В качестве модели для картины «Купчиха за чаем» (120 × 120 см, холст, масло) Кустодиев выбрал баронессу Галину Адеркас из Астрахани, где родился и сам художник. Галина была наследницей дворянского рода, пела в хоре. Оказалось, что в Петербурге она жила в том же подъезде, что и Кустодиевы, училась на медицинском факультете. Она охотно согласилась позировать художнику. Картину «Купчиха за чаем» Кустодиев написал за несколько дней и поспешил приступить к следующей работе.

«Купчиха за чаем», 1918

Баронесса являлась обладательницей пышных форм, именно такие типажи особенно были интересны живописцу. В творчестве Кустодиева купчихи были олицетворением мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Художник одновременно сочетал в этих образах русских красавиц и монументальность, и восхищение, и иронию, и реальность, и фантазию. «Купчиху за чаем» сложно назвать портретом Галины, Кустодиев несколько увеличил её формы и сделал чуть старше, но и многие черты оставил из первоначального эскиза модели.

Зарисовка с Галины Адеркас

2. Картина Борисом Кустодиев была создана после революции в 1918 году. «Купчиха за чаем» будто олицетворяет весь старый купеческий мир России с его укладом. Работа Кустодиева была хорошо встречена критиками и художественным сообществом.

3. Глядя на яркие, светлые краски полотна, сложно поверить, что Борис Кустодиев на момент создания «Купчихи за чаем» тяжело болел. У художника обнаружили опухоль спинного мозга, в 38 лет после операции в 1916 году он оказался прикован к инвалидному креслу. Чтобы спасти жизнь Кустодиева и добраться до опухоли, врачи могли сохранить что-то одно – или подвижность рук, или ног. Это тяжёлое решение легло на плечи жены живописца Юлии, сам художник находился без сознания. Она решила, что художник без рук жить не сможет.

Борис Кустодиев с женой Юлией, фото 1903 года

И хотя Борис Кустодиев потерял возможность ходить, он удивительным образом продолжал создавать душевные и богатые по колориту картины, в своей памяти он оживлял образы дореволюционной России, страны, которой больше не было. Реальность была совсем не похожа на светлые картины художника. Из-за нужды Кустодиеву приходилось продавать личные вещи. В письме режиссёру Василию Лужскому художник писал: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


Семья Кустодиевых: слева сын Кирилл, в центре — художник с женой Юлией, справа — дочь Ирина (фото сделано в начале 1920-х)

4. Интересно, что в начале своего становления как художника Кустодиев часто писал свою супругу Юлию, которая обладала хрупким телосложением. Но для создания типа русской женщины живописцу нужны были иные модели. Художник шутил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».


На картине «Утро» художник изобразил свою первую жену и первенца

Для многих работ в дальнейшем Кустодиеву позировала его дочь Ирина, которая в его понимании отражала тип русской женщины, например, для полотна «Русалка. Русская Венера». Кустодиев писал Ирине: «Я решил писать большую картину - Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру - ты знаешь куда? - в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна».


«Русская Венера», 1926

5. «Купчиха за чаем» - невероятно «вкусная» картина. В ней хочется рассматривать не только главную героиню, но и каждую деталь. В центре – белотелая купчиха, вальяжно восседающая за столом на балконе деревянного особняка, пьёт чай из блюдца. Она – воплощение народного идеала: губки бантиком, чёрные брови, голубые глаза, румяные щёчки. К купчихе ластится её кот, которому Кустодиев иронично придал черты его хозяйки.


«Купчиха за чаем», фрагмент

На столе у купчихи богатый натюрморт, впечатляющий своим разнообразием цвета. Здесь самовар, варенье, булочки, печенье, кекс с изюмом, фрукты и даже арбуз. А на втором плане художник изображает пейзаж провинциального города, где возвышаются церкви. Картина выглядит очень богатой по колориту, но при этом художник использовал всего несколько основных цветов, которые собраны на броши, украшающей платье купчихи: фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный.

6. Ещё при жизни художника «Купчиха за чаем» побывала на нескольких выставках. Впервые картину Кустодиев представил в 1919 году в Зимнем дворце на Первой Государственной выставке, в которой участвовали более 300 художников. Кустодиев показал 11 картин, в том числе и «Купчиху за чаем». Через год в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 своих произведений, выполненных в основном в 1915-1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

«Купчиха за чаем» в 1924 году побывала на XIV Международной выставке в Венеции. А на следующий год картина была передана в Русский музей.

7. Тема чаепития встречается и в других картинах Кустодиева. Например, в работе «Чаепитие» 1913 года и «Купчиха, пьющая чай» 1923 года.


«Купчиха, пьющая чай», 1923

8. Героиня картины «Купчиха за чаем» вдохновил Нону Мордюкову на создание образа купчихи Белотеловой во время съёмок в фильме «Женитьба Бальзаминова». За эту роль актриса получила в 1973 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Сестра Мордюковой, Наталья, рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной «Мосфильма» - Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… У меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха?».


Мордюкова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры