Лебединое озеро (Матс Эк). «Гротеск — вот мой путь к прекрасному»-Матс Эк(Mats Ek) Три «издевки» над классикой

Главная / Психология

Матс Эк, новатор "интеллектуального балета"

Матс Эк - великий и талантливый хореограф из Швеции, являющийся одним из символов балета конца 20 века.Он относится к тем хореографам, которые в 70-ые годы занимались постановкой интеллектуального балета.

Сверстник и друг таких хореографов, как Килиан Иржи, Форсайт Уильям и Ноймайер Джон, он был единственным, кто не проходил обучение в студии балета Штутгарта, принадлежавшей Джону Крэнко. Что отличает его от коллег по хореографии, в собственных постановках он практически не использует традиционного балета, с которым хорошо знаком. Все свои основные постановки он создал, опираясь на материалы театрального балета 19 века.

Также Эк изменил некоторые балетные спектакли, сделав их самостоятельными. К их числу относятся "Кармен", "Спящая красавица", "Лебединое озеро" и "Жизель", сочиненная в роковом для многих возрасте 37 лет.

На свет Матс Эк появился в 1945 г. в городке Мальмё, семейство его было аристократическим: отец - Андерс Эк был популярным актером, а мать Биргит Кульберг - не менее известным преподавателем хореографии, она основала свою труппу балета и руководила ею, оказав большое влияние на совершенствование искусства хореографии, сестра-близнец Малин была актрисой драмы, а брат - Николас Эк был танцором. Супруга Матс Эка, вдохновлявшая его, была балериной и большинство спектаклей Эка создавалось с упором на ее талант и умения.

В самом начале

Обучался азам танца в Норчепинге и Стокгольме, однако вскоре забросил учебу, перейдя в театр драмы. В наше же время, для обучения можно арендовать зал , не прибегая к учебе в школе танца. К 1976 г., вдохновившись идеей спектаклей с марионетками, создал постановку с куклами, на основе драмы «Войцек». Некоторое время служил в Драматене (Королевском театре драмы), работав в паре с И. Бергманом (известным режиссером). После 1972 года решил вернуться в мир танца, пройдя курс обучения в балетной академии Стокгольма. К 1973 году стал танцором в «Кульберг-балете», а спустя год участвовал в балетной труппе Немецкой оперы.

В 1976 году состоялся дебют Матс Эка, как хореографа, начал он с постановки «Денщик», поставленной с использованием музыкального сопровождения Бартока. К 1977 году он создал балетное шоу «Святой Георгий и дракон», в нем четко прослеживались политические моменты, а также спектакль «Совето». В каждом из этих спектаклей Матс Эк отыграл главные партии.

Начиная с 1980 и до 1981 года, Матс трудился в балетном театре Нидерланд, а с 1980 по 1984 года вместе со своей матерью являлся артистическим директором в директора «Кульберг-балете», с 1985 по 1993 продолжил управлять им самостоятельно.

При постановке балета любил сотрудничать Никласом Эком (своим братом), а также с танцовщицей балета Сильви Гиллем и М. Боярышниковым.

Бесспорно, Матс соединил в себе множество знаний, дополнив их своей чувственностью, эмоциями и талантом. Пластика и хореография в его постановках достаточно просты, но при этом очень эффектны.

Стиль хореографии Матса Эка отличается своей пародийностью и склонностью к театру абсурда. В своих спектаклях он предпочитал незамысловатые костюмы, отсутствие пуантов и игру с танцевальными мотивами, таким образом, создав неповторимый почерк.

«Все мои опознавательные знаки связаны с танцем модерн (притяжение к полу, вес, „падающие“ движения - такого рода движущие силы), а не с классическим балетом, в котором вы имеете дело со строгой иерархией того, что есть красиво: фасад, центр, периферия и т.д. Я стараюсь комбинировать различные техники настолько свободно, насколько это вообще возможно. Мне все равно, классика это, модерн ли, взято с улицы или мы вообще нашли что-то совсем странное, если это что-то работает в общем контексте».
Матс Эк

Родился в Мальмё в 1945 г. в знаменитой артистической семье: отец - прославленный шведский театральный и кино- актер Андерс Эк, один из любимых актеров Ингмара Бергмана, мать - всемирно известный хореограф, основатель и руководитель собственной труппы Биргит Куллберг (1908-1999), оказавшая огромное влияние на развитие хореографического искусства как в Швеции, так и за ее пределами. Известным танцовщиком стал брат Эка - Никлас Эк. Выдающейся, всемирно известной танцовщицей - жена и муза Матса Эка Ана Лагуна. (Его сестра-близнец Малин - драматическая актриса).

Искусству танца (модерн в стиле Марты Грэм) обучался в Стокгольме и Норрчёпинге, однако перевесило увлечение драматическим театром, и он оставил свои занятия.
В 1966-73 гг. был режиссером и ассистентом режиссера в Королевском драматическом театре и Театре марионеток в Стокгольме.
В 1972 г. вернулся к танцу и прошел курс занятий в Стокгольмской академии балета.
В 1973 г. начал танцевать в составе Балета Куллберг.
В 1974-75 гг. танцевал в составе балетной труппы Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф).

В 1976 г. впервые выступил в качестве хореографа. Первая постановка, соединившая элементы классического танца и танца модерн, - «Денщик» на музыку Б. Бартока по мотивам пьесы «Войцек» Г. Бюхнера, - была осуществлена с артистами труппы Балет Куллберг. Как и те, что последовали за ней, - балет с ярко выраженными политическими мотивами «Святой Георгий и дракон» (1977 г.) на сборную музыку (коллаж из фрагментов произведений популярной и народной музыки) и «Совето» (1977 г.) на сборную музыку (джаз, рок), созданный под влиянием восстания против апартеида, произошедшего в 1976 г. в квартале трущоб Йоханнесбурга (ЮАР). В обоих исполнял главные партии. В балете «Совето» его мать исполнила роль Матери Африки, именно в этой роли она в последний раз выйдет на сцену.

В 1980-81 гг. вошел в труппу Нидерландского театра танца под руководством Иржи Килиана. Впоследствии поставит для нее несколько балетов: "Вон там"/"Over There" (1990 г.), «Путешествие» на музыку С. Райха (1991 г.) and "Что-то вроде"/"A Sort Of" на музыку Г. Гурецкого (1997 г.).

В 1978 г. ставит для труппы БалетКуллберг, встреченный с триумфальным успехом, - «Дом Бернарды» («Бернарда») по пьесе «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки на музыку И.С. Баха, Э. Вила Лобоса, И. Альбениса, Ф. Тарреги, испанской музыки для гитары.

В 1980-84 гг. делит вместе с матерью пост артистического директора Балета Куллберг. В 1985-93 гг. занимает эту должность единолично.

В 1982 г. создает свою версию «Жизели», ставшей своего рода классикой XX века и открывшей череду его парадоксальных, ироничных и трагичных одновременно переосмыслений балетного наследия. Эк продемонстрировал свой взгляд на такие знаменитые балетные партитуры, как «Весна священная» И. Стравинского (постановка 1984 г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1987 г.), «Кармен-сюита» (балет «Кармен», 1992 г.), «Спящая красавица» П. Чайковского (постановка осуществлена для Гамбургского балета, 1996 г.). «Каждая сказка напоминает прелестный деревенский домик, на дверях которого значится «Территория заминирована». (М. Эк)

В 1993 г., перестав руководить Балетом Куллберг, целиком сосредоточился на творческой деятельности. Возобновлял или ставил новые балеты для Балета Куллберг и для многих ведущих балетных театров мира, среди которых Большой театр Женевы/Grand Théâtre de Genève, Королевский Шведский балет, Балет Гетеборгской оперы, Нидерландский театр танца/НДТ (Гаага), балетные труппы Норвежской национальной оперы, Лионской национальной оперы, Парижской национальной оперы, Немецкой оперы на Рейне, миланского театра Ла Скала, Цюрихской оперы (Швейцария), Королевский балет Ковент-Гарден (Лондон), Финский национальный балет (Хельсинки), Штутгартский балет, Балет Метрополитен-оперы, Гамбургский балет, Государственный Баварский балет (Мюнхен), Базельский балет (Швейцария), Американский театр балета/ АБТ, Театр танца на Хаббард-стрит (Чикаго), Большой Канадский балет (Монреаль)/ Les Grands Ballets Canadiens de Montreal и многие др.

Поставил балеты:
«Времена года» на музыку А. Вивальди (1978 г.), «Антигона» на музыку М. Теодоракиса, Я. Ксенакиса (1979 г.), «Воспоминания юности» на музыку Б. Бартока (1980 г.), «Каин и Авель» на музыку Дж. Крамба и др. (премьера - Королевский Шведский балет), «Down North» на шведскую народную музыку (1985 г.), «Трава» на музыку С. Рахманинова (1987 г.), «Наподобие Антигоны» на музыку М. Хадзидакиса и греческую народную (1988 г.), «Пожилые дети» на сборную музыку (1989 г.), «Существа света» на сборную музыку (1991 г.), «Плоские пастбища» на шведскую народную музыку (Гамбургский балет, 1992 г.), «Соло для двоих» на музыку А. Пярта (сценическая версия ТВ-балета «Дым», 1996 г.), «Квартира» на музыку Флэшквартета (Парижская национальная опера, 2000 г.), «Алюминий» на музыку Дж. Адамса (Национальный театр танца, Мадрид, 2005 г.), «Редька» на музыку И. Брамса (Королевский Шведский балет, 2008 г.), "Почти дом"/"Casi Casa" на музыку Флэшквартета (труппа Современный танец Кубы/ Danza Contemporanea de Cuba, 2009 г.) и др.

Сотрудничал с выдающейся танцовщицей Сильви Гиллем, осуществив постановки для фильмов, - «Промокшая женщина» на музыку А. Пярта и «Дым» (с участием своего брата Никласа Эка, известного шведского танцовщика) также на музыку А. Пярта (оба - 1995 г.), танцпьесу «Пока» на музыку Л. ванн Бетховена (2011 г.). В репертуар Гиллем вошел также дуэт из балета «Квартира», который она исполняла с Николя Ле Ришем.

Последние годы отмечены сотрудничеством с Михаилом Барышниковым, для которого поставлены балеты «Место» на музыку Флэшквартета (с участием Аны Лагуны, 2008 г.), «Другой» на музыку Э. Сати с участием Никласа Эка), Барышников также исполнял с Лагуной «Соло для двоих».

Для себя и Лагуны поставил балет «Память» на музыку Н. Ролке (2005 г.), для себя, Лагуны и Никласа Эка - «Ickea» на музыку Флэск-квартета (2009 г.).

Поставил спектакли «Мальтийский еврей» К. Марлоу (театр Орион, Стокгольм, 1998 г.), «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера (1999 г.), «Андромаха» Ж. Расина (2002 г.), «Венецианский купец» У. Шекспира (2004 г.), «Игра снов» А. Стриндберга (2006 г.), «Вишневый сад» А. Чехова, (2010 г.), «Соната призраков» А. Стриндберга (2012 г., все - в Королевском драматическом театре, Стокгольм).
В 2007 г. в Королевской шведской опере осуществил постановку оперы «Орфей» К.В. Глюка.

Фото Лесли Лесли-Спинкс

На сцене Opera Garnier состоялась мировая премьера двух балетов знаменитого Матса Эка: для балетной труппы Парижской оперы шведский хореограф поставил «Another Place» на музыку Ференца Листа и равелевское «Болеро». Программу дополнила «Кармен» Щедрина-Бизе, созданная им 27 лет назад. Из Парижа - Татьяна Кузнецова.


Каждая мировая премьера Матса Эка уже сенсация. Мэтр не раз заявлял, что завязывает с балетом: и сочинять не будет, и даже прокатывать свои спектакли запретит, поскольку не может контролировать их качество. К счастью, слово свое он не держит. Одна из немногих компаний, которая заставляет его это делать,- Парижская опера. На сей раз директор балетной труппы Орели Дюпон раскрутила хореографа сразу на две мировые премьеры, и в первый вечер сама, ненадолго выйдя с творческой пенсии, станцевала одну из них - 33-минутный дуэт «Another Place».

Подобные «соло для двоих» Матс Эк ставит уже третий десяток лет, начав в 1995 году с телебалета «Smoke» - его танцевали Сильви Гиллем и старший брат хореографа Никлас Эк. В XXI веке появилась «Память» во множестве вариантов. Один из них в прошлом году в Монако на вечере к 100-летию Бергмана 76-летний Матс Эк станцевал вместе со своей женой Аной Лагуной, отчего уже известная интимность этих дуэтов показалась совсем исповедальной. Прокатилось по миру и «Место», сочиненное им для Михаила Барышникова, тот тоже выбрал в партнерши Лагуну. А теперь появилось «Другое место», посвященное Агнес, дочери Матса Эка от первого брака, но похожее на предыдущее, а еще - на бергмановские «Сцены супружеской жизни» с их бесконечной любовью и безнадежным взаимонепониманием.

На сцене только стол и красный ковер, в оркестровой яме - пианист. Романтические порывы Листа иногда окрыляют фирменно приземленную хореографию Эка, но чаще работают на контрасте, как бы подчеркивая невыразимость глубинных чувств и тайных мыслей. Мужчина (Стефан Бюльон, старательно маскирующий классическое образование ради сходства с персонажем - потрепанным жизнью интеллигентом, подводящим неутешительные итоги жизни) так трепетно касается своего стола, что ясно: это не предмет мебели, а, может быть, символ самого ценного, что дала ему жизнь. Изысканная, несмотря на затрапезную одежду, увядающая женщина (во втором составе эту роль танцует Людмила Пальеро - более трогательно и сдержанно, чем звездная Дюпон) тоже претендует на часть стола, но партнер ревниво оберегает его неприкосновенность. В таких пикировках и примирениях, в зрелой нежности и детских обидах, в сексуальном забытьи и горьком осознании конца жизни незаметно пролетает полчаса жизни персонажей в типичных для Эка фигурах танцевальной речи: широких вторых позициях, невыворотных аттитюдах, однократных взлетах jete en tournant, круговых - от локтя - движениях рук. В кульминации Он, с головой завернувшись в красный ковер, замирает этаким фаллическим символом, а Она будет запрыгивать на этот живой столб и скатываться наземь. И оба осознают тщету телесной любви, и сядут рядышком на стол, и разом поникнут всем телом, как в сказке: жили долго и умерли в один день.

Рядом с этой камерной лирикой «Болеро», даром что вполовину короче, выглядит почти монументом, концептуальным высказыванием о сегодняшнем дне. Правда, с позиций дня вчерашнего, от имени уходящего поколения: хореографа, посвятившего спектакль умершему другу - писателю Свену Линдквисту. Матс Эк проигнорировал и «испанщину» первой постановки Брониславы Нижинской, и непобедимый - с легкой руки Бежара - эротизм «Болеро». Он вернулся к истокам замысла - известно, что Равель, сочиняя эту музыку, воображал некий гигантский завод, поглощающий рабочих. У хореографа очеловеченной машиной оказалась молодежь - толпа в черных спортивных комбинезонах с нахлобученными на лица капюшонами. Сбитая поначалу в единое кордебалетное «тело» с одинаковыми жестами и реакциями, эта толпа распадается на группы по мере того, как крепнет ритм; «четверки», «пятерки», «тройки» пересекают сцену по горизонталям, из кулисы в кулису беспрерывно и бесперебойно. Каждая команда со своим «голосом» - короткой комбинацией (Эк дает молодежи выговориться, не сковывая амплитуду движений, давая свободу телесным импульсам, щедро разбрасывая прыжки и батманы). Но все эти голоса слишком громки, слишком напористы, слишком агрессивны. За короткие секунды «проходок» хореограф успевает поиронизировать на актуальные темы: вот четыре феминистки, проскакивая в арабесках-«блинчиках», как виллисы в «Жизели», конвоируют парня, пытающегося вырваться из неумолимого каре. Вот карьерист-эгоцентрик не замечает униженной любви жены, смахивающей пылинки с его ботинок.

Черной активной толпе противопоставлен старец в старинном белом полотняном костюме: 78-летний Никлас Эк весь спектакль наполняет водой ванну, с алюминиевым ведром в руке пересекая сцену по диагонали из нижней левой к правой верхней кулисе. Делает он это сосредоточенно и мерно, лишь изредка оценивая взглядом бурное мельтешение молодняка. К финалу его диагональный путь пересекается с горизонталями толпы. Старикана пытаются устранить: нахлобучивают на голову ведро, утаскивают за кулисы, воздев в высокой поддержке. Но упрямый стоик-сизиф вновь является, уже с двумя ведрами, выливает их в ванну и бросается туда сам, вздымая тучу брызг. И пока агонизирующая на полу молодежь описывает своими телами круги, на глазах испуская дух и замирая в неподвижности, фонтан творчества, искусства, жизни продолжает бить из полной ванны до самых последних аккордов «Болеро». Яснее высказаться было невозможно. Похоже, это действительно последний балет Эка. Хореограф поставил точку, точнее - восклицательный знак.

Матс Эк родился в Мальмё в 1945 году в артистической семье: отец - один из любимых актеров И. Бергмана Андерс Эк, мать - всемирно известный хореограф, основатель и руководитель собственной балетной труппы Биргит Кульберг (1908-1999), оказавшая огромное влияние на развитие хореографического искусства в Швеции, брат Никлас Эк - танцовщик, сестра Малин - драматическая актриса. Жена и муза Эка - балерина Ана Лагуна.

Изучал технику танца М. Грэм в Стокгольме и Норрчёпинге, но быстро бросил - ушел в драматический театр. В 1966-73 был режиссером и ассистентом режиссера в Королевском драматическом театре и Театре марионеток в Стокгольме. В 1972 вернулся к танцу и прошел курс занятий в Стокгольмской академии балета. В 1973 начал танцевать в «Кульберг-балете». В 1974-75 танцевал в балете Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф).

В 1976 дебютировал как хореограф со спектаклем «Денщик» на музыку Б. Бартока по мотивам «Войцека» Г. Бюхнера в «Кульберг-балет». В 1977 поставил балет «Святой Георгий и дракон», в котором отчетливо читались политические мотивы, на сборную музыку (коллаж из фрагментов произведений популярной и народной музыки) и «Совето» на сборную музыку (джаз, рок), созданный под влиянием восстания против апартеида в квартале трущоб Йоханнесбурга (ЮАР). В обоих сам исполнял главные партии. В «Совето» Б. Кульберг исполнила роль Матери Африки и простилась со сценой.

В 1980-81 Эк работал в труппе Нидерландского театра балета, для которой позже поставил балеты: «Вон там»,1990; «Путешествие» на музыку С. Райха, 1991; «Что-то вроде» на музыку Г. Гурецкого, 1997. В 1978 поставил для труппы «Кульберг-балет» «Бернардe» по пьесе «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки на музыку И.С. Баха, Э. Вилла-Лобоса, И. Альбениса, Ф. Тарреги и испанской музыки для гитары. В 1980-84 делит вместе с матерью пост арт-директора «Кульберг-балета». В 1985-93 занимает эту должность единолично.

В 1982 создает свою версию «Жизели», ставшей классикой XX века и открывшей череду его парадоксальных переосмыслений балетного наследия. Он ставит «Весну священную» И. Стравинского, 1984, «Лебединое озеро» П. Чайковского, 1987, «Кармен», 1992, «Спящую красавицу» П. Чайковского (для Гамбургского балета), 1996. С 1993 работает как независимый хореограф. Возобновлял или ставил новые балеты для «Кульберг-балета» и для многих ведущих балетных компаний мира, среди которых Большой театр Женевы, Королевский Шведский балет, Балет Гетеборгской оперы, Нидерландский балет, балеты Норвежской оперы, Лионской оперы, Парижской оперы, Немецкой оперы на Рейне, «Ла Скала», Цюрихской оперы, Королевский балет «Ковент-Гардена», Финский национальный балет, Штутгартский балет, балет «Метрополитен-оперы», Гамбургский балет, Баварский балет, Базельский балет, Американский балетный театр, Театр танца на Хаббард-стрит (Чикаго), Большой Канадский балет и др.

Балеты М. Эка: «Времена года» на музыку А. Вивальди, 1978; «Антигона» на музыку М. Теодоракиса и Я. Ксенакиса,1979; «Воспоминания юности» на музыку Б. Бартока, 1980; «Каин и Авель» на музыку Дж. Крамба; «Down North» на шведскую народную музыку, 1985, «Трава» на музыку С. Рахманинова, 1987; «Наподобие Антигоны» на музыку М. Хадзидакиса и греческую народную, 1988; «Пожилые дети» на сборную музыку, 1989; «Существа света» на сборную музыку, 1991; «Плоские пастбища» на шведскую народную музыку (Гамбургский балет, 1992); «Соло для двоих» на музыку А. Пярта (сценическая версия ТВ-балета «Дым», 1996); «Квартира» на музыку Флэшквартета (Парижская опера, 2000); «Алюминий» на музыку Дж. Адамса (Национальный театр танца, Мадрид, 2005); «Редька» на музыку И. Брамса (Королевский Шведский балет, 2008); «Почти дом» на музыку Флэшквартета (труппа Современный танец Кубы, 2009) и др.

Сотрудничал с С. Гиллем, осуществив постановки для фильмов, - «Промокшая женщина» и «Дым» (оба на музыку А. Пярта, 1995), танцпьесу «Bye» на музыку Л. Бетховена, 2011. Для М. Барышникова поставил балеты «Место» на музыку Флэшквартета (с участием А. Лагуны, 2008), «Другой» на музыку Э. Сати с участием Н. Эка. Для себя и Лагуны поставил балет «Память» на музыку Н. Ролке, 2005, для себя, Лагуны и Н. Эка - «Ickea» на музыку Флэшквартета, 2009.

Поставил драматические спектакли «Мальтийский еврей» К. Марлоу (театр Орион, Стокгольм), 1998; «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера,1999; «Андромаха» Ж. Расина, 2002; «Венецианский купец» У. Шекспира, 2004; «Игра снов» А. Стриндберга, 2006 и «Вишневый сад», 2010 (оба были показаны в Москве на Чеховском фестивале летом 2010); «Соната призраков» А. Стриндберга, 2012. Все постановки - в Королевском драматическом театре, Стокгольм.

В 2007 в Королевской шведской опере поставил оперу «Орфей» К. В. Глюка.

Шведский танцовщик, хореограф и театральный режиссер Матс Эк родился в 1945 году в Мальмё в артистической семье. Отцом его был актер Андрес Эк, матерью – балерина и хореограф Биргит Кульберг, основавшая труппу «Кульберг-балет». Все трое детей в этой семье тоже связали свою жизнь с искусством: Никлас стал танцовщиком, Малин – сестра-близнец Матса – драматической актрисой, а вот Матс не сразу определился с направлением. Сначала он учился в Стокгольме технике танца М. Грэм, затем его увлек драматический театр и даже кукольный. С 1976 года он работает в Стокгольме в Королевском драматическом театре в качестве ассистента режиссера, а одновременно – в Театре марионеток.

Все же несколько лет спустя Матс возвращается в сферу танца. Пройдя курс в Стокгольмской академии балета, в 1973 году он танцует в труппе своей матери, а в последующие два года – в Дюссельдорфе, в балетной труппе Немецкой оперы на Рейне.

В 1976 году состоялся дебют Матса Эка в качестве хореографа – с труппой «Кульберг-балет» он ставит балет «Денщик» на музыку по пьесе Г. Бюхнера «Войцек». В последующие годы появляются новые постановки: «Святой Георгий и дракон», музыкальное сопровождение которого было составлено из фрагментов народной и популярной музыки. Такой же «сборной» была музыка балета «Совето» – на сей раз джаз и рок, а главной сюжетной темой послужило восстание против апартеида в ЮАР. В этой постановке в последний раз вышла на сцену его мать и руководительницы труппы Биргит Кульберг – она исполнила роль Матери Африки.

В 1980-1981 годах хореограф ставит ряд спектаклей в Нидерладндском театре балета: «Вон там», «Что-то вроде» на музыку Г. Гурецкого, «Путешествие» на музыку С. Райха. Продолжает он ставить и балеты для труппы матери, которую с 1980 года возглавляет вместе с ней, а с 1985 – единолично, в частности, «Бернарде» по пьесе Ф. Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы» на музыку , Ф. Тарреги, Э. Вилла-Лобоса и .

Бесконечно уважая классический танец, М. Эк в своем творчестве ориентировался на модерн. Своим путем к прекрасному он считает гротеск, стремится к пародии, ниспровержению авторитетов и даже тяготеет к театру абсурда. Особенно ярко это проявляется в его версиях классических балетов. Эффект разорвавшейся бомбы произвело его « » – сочетание классического танца, модерна и минималистических жестов. В СССР такое «Лебединое озеро» вызвало бурю неприятия: босые лысые лебеди, судорожные, «кривляющиеся» движения, некрасивые позы… Но для балетмейстера это был способ показать двойственность человеческой души: красивые и элегантные в воде, лебеди становятся «корявыми» и агрессивными на берегу. Столь же неожиданной и даже вызывающей была его « », где девушки в белом – отнюдь не виллисы, а… пациентки психиатрической клиники. В «Спящей красавице» принцесса Аврора превращается в наркоманку, которую возвращает в жизни первый встреченный ею порядочный мужчина.

Свою постановку «Весны священной» сам Матс Эк считал неудачной, тем не менее идея спектакля была весьма оригинальной. Центральный мотив балета – жертвоприношение – хореограф заменяет… свадьбой, что, к слову, ничуть не противоречит языческому мироощущению: ведь свадьба тоже – ритуальная смерть. Да и для современного человека вступление в брак связано не только с надеждами на счастье, но и с определенными жертвами… Главными действующими лицами балета становятся отец, мать, дочь и ее жених, ожидающие важного события.

За балет «Кармен» на музыку Ж. Бизе/Р. Щедрина Матс Эк удостоился премии «Грэмми». И здесь он остался верен своим творческим принципам: балет представляет собой не изложение событий в хронологическом порядке, а некий «калейдоскоп». В понимании балетмейстера Кармен – это женщина, которая ведет себя как мужчина, отсюда размашистые, грубоватые движения, героиня даже курит сигару вместе с мужчинами, Хозе же с его стремлением выстроить домашний очаг, напротив, больше напоминает женщину.

Во многих постановках М. Эка главные женские роли исполняла его супруга – балерина Ана Лагуна. Сотрудничал он и с французской танцовщицей Сильви Гиллем, для которой поставил фильмы-балеты на музыку А. Пярта – «Дым» и «Промокшая женщина», танцевальную пьесу «Прощай» на музыку Л. Бетховена. Создавал он постановки для Михаила Барышникова – «Другой» на музыку Э. Сати, «Место».

Будучи прежде всего хореографом, Матс Эк не является только хореографом. Приобретенный в молодости опыт работы в драматическом театре не пропал даром – с конца 1990-х годов он поставил немало спектаклей в Королевском драматическом театре в Стокгольме, где когда-то начинал свою творческую деятельность: «Дон-Жуан» Ж. Б. Мольера, «Андромаха» Ж. Расина, «Мальтийский еврей» К. Марло, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Венецианский купец» У. Шекспира, «Игра снов» и «Соната призраков» А. Стриндберга. И в этой области М. Эк остается таким же смелым новатором, как и в балете: например, в спектакле «Вишневый сад» некоторые моменты (в частности, монолог Гаева, обращенный к «многоуважаемому шкафу») заменены хореографическими вставками. Этот спектакль, как и «Игра снов», в 2010 году был представлен на Чеховском фестивале в Москве.

Матс Эк проявил себя и в области оперной режиссуры, поставив в 2007 году оперу К. В. Глюка «Орфей» в Королевской шведской опере.

Музыкальные Сезоны

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры