Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации. Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации Купить билеты просто

Главная / Психология

Опера Травиата была представлена зрителю впервые в театре Ла Фениче в 1953 году, всего через пять лет после выхода в свет ее архетипа, автобиографичного романа Александра Дюма-сына Дама с камелиями. Джузеппе Верди присутствовал на одной из первых постановок произведения, сюжет которого вдохновил его на создание оперы. Либретто к ней написал Франческо Мария Пьяве. За полтора столетия только в Большом театре спектакль был показан свыше полутора тысяч раз. При этом премьера закончилась полным фиаско, что не стало неожиданностью для автора. Повествующая о современных событиях, с провокационной героиней, Травиатой - падшей куртизанкой, к тому же, умирающей от туберкулеза и все это в повседневных костюмах! Публика того времени не могла смириться с разрывом шаблонов и ответить благосклонностью на дерзкую постановку. Год спустя, в более привычных костюмах для театрального действа той эпохи, Травиата была принята гораздо радушнее. С тех пор она не сходит с подмостков оперных театров всего мира, а партию главной героини - Виолетты полюбили самые именитые оперные дивы: Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье и другие примадонны.

Заказ билетов на Травиату

Ценители оперного искусства уже сейчас могут купить билеты на Травиату с помощью нашего онлайн-сервиса. Его преимущества уже успели оценить тысячи благодарных клиентов - мы работаем в сфере продаж билетов с 1996 года. Любителям культурного отдыха в столице мы предлагаем гарантированно официальные билеты на выбранное событие с бесплатной доставкой и скидочной картой. Заказывая билеты у нас, вы экономите время и деньги - персональный менеджер поможет выбрать наиболее интересное событие и место с хорошим видом, и будет на связи до тех пор, пока билеты не окажутся у вас. То есть, в течение часа.

Оплата билетов происходит любым из перечисленных ниже способов по вашему желанию:

  • наличными курьеру
  • банковской картой
  • посредством электронных кошельков (WebMoney, Яндекс.Деньги и прочих)
  • денежным переводом
  • крипто-валютой

Цените ваше свободное время так, как его ценим мы. Уже сейчас на нашем сайте вы можете приобрести билеты на оперу Травиата . Желаем приятного вечера в незабываемой атмосфере Большого театра.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
В доме куртизанки Виолетты Валери царит шумное веселье: поклонники Виолетты празднуют ее выздоровление. Среди гостей - Альфред Жермон, недавно приехавший в Париж из провинции. С первого взгляда он полюбил Виолетту чистой восторженной любовью. По просьбе гостей Альфред поет застольную песню - гимн любви и радости жизни. Из соседнего зала доносятся звуки вальса; гости устремляются туда. С Виолеттой, внезапно почувствовавшей себя плохо, остается Альфред. Он убеждает ее изменить образ жизни, поверить его чувству. Виолетта дарит Альфреду цветок, назначая свидание. Гости расходятся. Оставшись одна, Виолетта с волнением вспоминает слова Альфреда. Впервые в жизни она испытала подлинное чувство.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина .
Виолетта и Альфред покинули Париж и уединились в загородном доме. Здесь, вдали от Парижа, они нашли свое счастье. Безмятежные грезы Альфреда прерывает приход служанки Аннины, которая проговаривается, что Виолетта тайно распродает свои вещи. Альфред отправляется в Париж, надеясь уладить денежные дела. Виолетта рассеянно просматривает полученные письма. В одном из них - приглашение от подруги Флоры на бал-маскарад. Виолетта равнодушно откладывает его в сторону. Появляется отец Альфреда - Жорж Жермон. Он обвиняет Виолетту в том, что она ведет его сына к гибели, губит репутацию их семьи. Виолетта в отчаянии: любовь к Альфреду - ее единственная радость. Жить ей осталось недолго: она смертельно больна. Уступая настояниям Жермона, Виолетта решается пожертвовать своим счастьем. Она пишет возлюбленному прощальное письмо. Возвратившийся Альфред удивлен волнением и слезами Виолетты. После ее ухода он получает письмо, которое повергает его в отчаяние. Жермон призывает сына вернуться в семью, но тот не слушает его. Альфред замечает записку Флоры. Теперь он уже не сомневается, что Виолетта навсегда покинула его. Охваченный ревностью, он спешит в Париж, чтобы отомстить за измену.

Вторая картина.
Бал-маскарад у Флоры. За карточным столом, среди других игроков, Альфред. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Пестрая суета бала чужда Виолетте, она мучительно переживает разрыв с любимым. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта пытается предотвратить дуэль. Но Альфред, убежденный в ее измене, сзывает гостей и при всех оскорбляет Виолетту, бросая ей в лицо деньги как плату за любовь.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Сломленная страданиями и болезнью, покинутая друзьями, Виолетта медленно угасает. Доктор Гренвиль обнадеживает ее, но Виолетта знает, что конец близок. Она перечитывает письмо Жоржа Жермона, который сообщает о скором возвращении Альфреда. Отец рассказал ему о самопожертвовании Виолетты.
С улицы доносится веселый шум карнавала. Вбежавшая Аннина сообщает о возвращении Альфреда. Счастье влюбленных безгранично; они мечтают навсегда покинуть Париж и начать новую жизнь. Но силы оставляют Виолетту. Радость сменяется отчаянием. В последнем порыве Виолетта бросается к Альфреду и умирает.

Показать краткое содержание

В основу одной из самых известных опер Д. Верди лег роман Александра Дюма-сына, сегодня считающийся хрестоматийным - «Дама с камелиями». Описанные в прозе события имеют более чем реальную подоплеку. Прообразом главной героини стала блистательная женщина, зарабатывавшая на жизнь ремеслом куртизанки, - Мари Дюплесси. Звоните нам прямо сейчас и наши консультанты помогут заказать билеты на оперу Травиата в главный театр Москвы, либо самостоятельно бронируйте свободные места прямо с данной страницы. Она обладала не только притягательной силой красоты, но и острым умом, и невероятным внутренним магнетизмом. Благообразные дамы ненавидели Мари и говорили о ней с презрением, а мужчины летели на ее свет как мотыльки, не боясь обжечься.

Одним из почитателей красоты этой женщины оказался и Александр Дюма, сын «отца» знаменитых мушкетеров. Начинающий литератор был пленен обаянием Мари, а она, как судачили в свете, ответила ему взаимностью. Узнав об этом, Дюма-старший был непреклонен: он настоял на том, чтобы отпрыск разорвал отношения с возлюбленной и временно уехал из Парижа. По возвращении молодой человек узнал страшную новость: в его отсутствие Дюплесси умерла от туберкулеза.

Эта трагическая история любви была воспета молодым прозаиком в романе. И хотя все имена в «Даме с камелиями» вымышлены, в юноше, которого легкомысленная красавица полюбила всем сердцем, легко угадывается сам автор. Вскоре после выхода произведения появилась и одноименная пьеса, но по соображениям цензуры ее премьера была отложена на четыре года. Цензоры усмотрели в ней безнравственность и вызов нормам общественной морали. Когда вето наконец-то было снято и «Даму с камелиями» разрешили к постановке, ведущие театры мира наперебой начали представлять ее зрителю, а к Дюма-сыну пришел настоящий успех.

Спектаклем «Дама с камелиями» был впечатлен и знаменитый композитор, решивший незамедлительно положить этот трагический сюжет на музыку. Над либретто к «Травиате» Верди и Дюма-сын работали совместно. В результате получилось предельно лаконичное произведение с максимально сжатым, буквально спрессованным, действием. «Травиату» впервые показали венецианским поклонникам оперы, но публика отреагировала на премьеру 1858 года очень неприязненно: пуритане не смогли оценить всей силы и глубины произведения, главной героиней которого стала дама легкого поведения. Но после сокрушительного провала оперу ждал столь же громкий успех в будущем.

Купить билеты просто!

Опера Травиата Большого театра - опера о любви, причем светлой, а не той, которая рисуется в воображении обывателя при слове «куртизанка». Именно любовью наполнена каждая нота Верди. Первый акт описывает беззаботную жизнь главной героини и свойственную ей беспечность, а также дает центральному персонажу выразительную лирическую характеристику. Тема любви продолжается с появлением Альфреда, тогда же следуют его пылкое признание и запоминающийся дуэт героев. Во втором акте беспечность и безмятежность уступают место сомнениям и тревоге. Третий акт являет зрителям драматическую кульминацию. Четвертый, заключительный, пронизан предчувствием близкой смерти и крушения надежд.

Купить билеты на Травиату - значит впервые познакомиться или в который раз насладиться шедевром мирового оперного искусства. Сделайте это и подарите себе незабываемую встречу с ведущими солистами Большого театра!

Травиата - одна из самых популярных опер по произведениям Джузеппе Верди, представленная зрителям Большого театра. В основу данной оперы положено автобиографическое произведение Александра Дюмы младшего - «Дама с камелиями». Личная трагедия Дюмы была заложена в основу произведения, когда он, влюбившись в милое создание Мари, получил непреклонность отца, который настоял, чтобы сын разорвал отношения с Мари и уехал в Париж. В опере же имена поменяны, и раскрывается в ней история любви между прекрасной Виолеттой и порывистым Альфредом. Но главная роль отдана именно Виолетте, которая умирая от неизлечимой болезни, стала центральной фигурой постановки.

Данная постановка на сцене Большого театра заслуживает особого внимания. Главных персонажей играют известные оперные певцы, которые исполняют замечательные арии. Роскошные костюмы актеров дополняются разными предметами, которые точно передают особенности того времени, красочные декорации дополняются камерными эпизодами, что в общей совокупности заставляет содрогнуться каждого зрителя. И если есть желание посмотреть увлекательную музыкальную постановку «Травиата» на сцене Большого театра, то остается лишь купить билеты , чтобы насладиться невероятным настроением, царящим на сцене.

Либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына

Дирижер-постановщик – Лоран Кампеллоне
Режиссер-постановщик – Франческа Замбелло
Второй режиссер – Юлия Певзнер
Художник-постановщик – Питер Джон Дэвисон
Художник по костюмам – Таня МакКаллин
Художник по свету – Марк МакКаллоф
Главный хормейстер – Валерий Борисов
Хореограф – Екатерина Миронова

Впервые опера «Травиата» в Большом театре была поставлена в 1858 г. – и с тех пор была показана свыше полутора тысяч раз. Всего в Большом было осуществлено десять постановок – из репертуара эта опера надолго не исчезала никогда (к примеру, в 1943 г. новая постановка пришла на смену старой всего через 3 дня). Интересно, что в годы войны существовало целых две «Травиаты»: в эвакуации и в Москве. 4 января 1942 г. в Куйбышеве (ныне Самара) состоялась премьера спектакля в постановке режиссера Николая Домбровского. В это время на сцене филиала в Москве продолжал идти спектакль, поставленный в 1937 г.; 10 октября 1943 г. на смену ему пришла новая постановка режиссера Бориса Иванова, а 23 сентября 1944 г. ее сменил спектакль режиссера Евгения Соковнина.

Оперу «Травиата» в Большом театре ставили режиссеры Николай Савицкий, Владимир Нардов, Борис Покровский. К этой опере и как режиссер, и как хореограф обращался Владимир Васильев, осуществивший предшествующую постановку, которая увидела свет рампы в 1996 г. Дирижировали спектаклями Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев, Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Александр Лазарев...

История Большого знает блистательных Виолетт: эту партию исполняли Елена Катульская, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Елизавета Шумская, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко, Марина Мещерякова и многие другие прекрасные певицы. Среди Альфредов значатся Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Зураб Анджапаридзе, Владимир Атлантов, Бадри Майсурадзе... В партии Жоржа Жермона выступали Пантелеймон Норцов, Павел Лисициан, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок...

Н а этой неделе заявленный Уриным план сближения главного музыкального театра России и главного оперного дома сш северной америки получил конкретное подтверждение.
В бесспорно лучшем [ на данном этапе ] спектакле Большого театра — La traviata дебютировал русско-американский дуэт Ольга Перетятько и Stephen Costello .

Они практически ежесезонно выступают в Metropolitan и на нынешнем временном отрезке обоснованно претендуют на звание звезд мировой оперы .

░К ак-то так исторически сложилось, что дебют в Большом совершенно не означает, что Мск с этими вокалистами не знакома: Ольга Перетятько часто появляется на концертной эстраде и Костелло был замечен мною [и почему-то больше никем] еще 7 лет назад в зале чайковского в Roméo et Juliette Ш.Гуно . ⇧ он прошел дежурно , зато сейчас на сцене БТ, которая сумела представить талант лирического тенора наилучшим образом, Костелло стал любимчиком любителей балета , в перерывах между «Мундинами» изо всех сил обсуждающих прошедшие оперные события.:-)

По ходу просмотренного / прослушанного спектакля можно сделать следющее заключение — пара не подкачала.
Наш, просто таки убитый ремонтом, зал БТ сумела раскочегарить аж до 2-х вызовов за занавес и до срывов в «скандёжку» во время действия.
✑ Причем, никто в театре не строил из себя просвещенную европейскую публику и спокойно так прерывали арии [где их можно было прерывать] , делили пололам дуэты; в общем, получали удовольствие и это удовольствие высказывали.
Т е занимались тем, чем и нужно заниматься в театре - давали реакцию, а не сидели, как брюква, пялясь в экраны телефонов, чем в основном теперь занимается публика, которая приходит на историческую сцену ГАБТа .

Подозреваю, что привыкшим к более-менее приличным оркестрам и хору гастролерам пришлось преодолевать некие трудности, к которым наши солисты уже как-то приспособились, как то: «сдвиг по фазе между сценой и ямой» , к безуспешным попыткам хора хоть каким-нибудь образом отладить ауру с музыкальным руководителем спектакля [ Павел Клиничев ] ... Или вот эта московская дирижерская страсть «интерпретировать» произведение, постоянно превнося в него что то своё, и это «своё», особенно по части темпов, иногда просто зашкаливало, и людям, привыкшим, в общем, к традиционному исполнению была предоставлена возможность доказать свой профессионализм в экстремальных условиях.:-)

░Ч ерт его знает, какая в Большом акустика...
—потому как есть спецы, которые её обслушивали с приборами и сказали - высокохудожественная;
я-то по прежнему считаю её говенной и в Травиате дело спасает «отбойник» в виде декорационной стены;
но и Cопрано и Тенора было слышно отменно.
C другой стороны, если слышно в Метрапалытэн, население которого на 2.5 тысячи больше, то в Большом даже с убитой акустикой ни одного piano Виолетты не потерялось.

Stephen Costello, тенор, ярковыраженный лирический → следовательно — Ду́шка!

К тому же имеет хороший рост и внешность и... на этом можно тему закрывать, потому как для всего остального у него не хватает характера. Что называется, хороший мужик, но не орёл. :-)
Но из всего того, что мы тут имели в большом театре в большом количестве в этой роли [а к нам все же завозят теноров] Костелло практически как Пик Исмои́ла Сомони́ .
Все спел опрятно, все ноты вытянул. Правда в кабалетте верхушечка суженная , но это как раз и не так страшно - хуже, что не хватает темперамента на этот страстный монолог про позор .
И по сценическому движению конечно есть вопросы … но они же были и в L"elisir d"amore, в котором мне довелось его ⇧ и похоже везде.
Не знаю какие взаимоотношения у Костелло с американской публикой, но к нам мы его вполне ждем [только я себе не очень представляю в каком произведении еще он мог бы спеть, в нашем-то «репертуарном театре», в котором репертуар так ловко скомпонован, что любому типу голосов петь в нем нечего:-) ]

Ольга Перетятько , в основном выступающая в амплуа легкого сопрано, в La traviata показала вокальные возможности для дальнейшего укрепления и укрупнения своего репертуара.

Голос большой и полетный;
техника по части филировок, столь любимых сегодня уходов на piano [в ее случае на озвученное, не пропадающее, как это зачастую бывает у многих] в полном порядке. Центр крепкий и наполненный. Все это дало возможность усилить драматическую составляющую этой, в какой-то степени, dualis партии.
Да, вставного Ми-бемоль, которого от колоратурного сопрано обычно ждут, не случилось; но чаще всего, когда «он» есть, после Sempre libera уже ничего нет, т к тонким голоском невозможно насытить и передать все те чувства, которые льются из музыки Верди.
— Я правда не слышал Шумскую с ее голосом ребенка, модным по тем временам и Марию Георгиевну Каллас с ее драмсопрано, тоже не довелось, и точки отсчета для исполнения партии Виолетты у меня нет.
Поэтому никаким образом не перегруженный воспоминаниями в этот вечер, в опере, которая, чего уж там, изрядно поднадоела;-), проникся красотой эмоций несчастной куртизанки.
Виолетта угасала и таяла, но с brio, не имеющим отношения к обычному оперному нытью , являющемуся штампом для большинства исполнительниц этой партии.

В полном соответствии с запросами современной оперы Ольга Перетятько абсолютно раскована на сцене; глупейшую сцену затаскивания Виолетты на карточный стол она собственными усилиями сумела облагородить, каким то образом вспорхнув на него практически без помощи партнера, и позы принимала вполне смотрибельные
(не буду вспоминать некоторых наших Виолетт, которые эту сцену делают «ужасно интересно»:-) )

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры