Мариинский театр оперы и балета: репертуар. Три лучшие танцовщицы мариинского театра исполняют на сцене большого партию анны карениной Мариинский театр балетная труппа

Главная / Психология

|
балет мариинского театральная, балет мариинского театральные
История балетной труппы Мариинского театра начиналась с придворных спектаклей, где участвовали многие профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы под руководством французского педагога Жана Батиста Ланде.

Балетная труппа входила в состав театров:

  • Петербургского Большого театра (Каменного; с 1783),
  • Мариинского театра с 1860,
  • Государственного Мариинского театра (с 1917), который в 1920 переименован в Государственный Академический театр оперы и балета (с 1935 им. С. М. Кирова), а в 1992 году возвратил своё прежнее имя - Мариинский театр.
  • 1 XIX век
  • 2 XX век
  • 3 XXI век
    • 3.1 Артисты балета
      • 3.1.1 Балерины и премьеры
      • 3.1.2 Первые солисты
      • 3.1.3 Вторые солисты
      • 3.1.4 Солисты характерного танца
      • 3.1.5 Корифеи
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

XIX век

Рикардо Дриго, 1894 Лев Иванов, 1885 Цезарь Пуньи, 1840 Мариус Петипа, 1898 Леон Минкус,1865 Пётр Чайковский Александр Глазунов

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. 1823 театр поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на муз. Кавоса (1823). репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, Е. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. 1837 году итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». 1842 в балете «Жизель», в постановке Ж. Коралли и Ж. Перро, с успехом выступила Е. И. Андреянова. 1848-1859 годах петербургский балет возглавил Ж. Перро, который поставил балеты «Эсмеральда», «Катарина» и «Фауст» Пуньи. 1859 году балет возглавил балетмейстер А. Сен-Леон, поставил балеты «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867). Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Петипа (с 1847 солист балета, затем - балетмейстер, в 1869-1903 - главный балетмейстер театра).

За время своего пребывания в России Мариус Петипа поставил на императорской сцене балеты: «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни, в 1862 году; «Царь Кандавл» Цезаря Пуни, в 1868 году; «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1869; «Две звезды» Цезаря Пуни, 1871; «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, 1877; "Спящая красавица П. И. Чайковского, в ред. Дриго, (1890-1895), I и III акты, в сотрудничестве с Львом Ивановым (ивановский текст - 2-я картина первого акта, венецианский и венгерский танцы во втором акте, третий акт, за исключением апофеоза); «Лебединое озеро» (совместно с Л. И. Ивановым, 1895); «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова, 1898; «Корсар» на музыку Адана, Пуни, Дриго, Делиба, Петр Ольденбургского, Минкуса и Трубецкого, 1898; «Пахита» Дельдевеза, 1899; «Испытания Дамиса» А. К. Глазунова, 1900; «Времена года» (Четыре времени года) А. К. Глазунова, 1900; «Арлекинада» (Миллионы Арлекина) Дриго, 1900; «Ученики господина Дюпре», 1900; «Волшебное зеркало» Корещенко, 1904; «Роман бутона розы», Дриго (премьера не состоялась).

Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Христиана Иогансона, Энрико Чеккетти. балетах Петипа и Иванова выступали: М. Суровщикова-Петипа, Екатерина Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, Мария Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, К. М. Куличевская, А. В. Ширяев.

XX век

А. В. Ширяев, 1904 А. А. Горский, 1906 Михаил Фокин, 1909

В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская (1871-1962), Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов, Мария Кожухова (1897-1959), Ольга Спесивцева (1895-1991) (5 (18) июля 1895 года - 16 сентября 1991 года)

В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской.

Михаилу Фокину принадлежат балеты: «Павильон Армиды» , 1907; «Шопениана», 1908; «Египетские ночи», 1908; « Карнавал», 1910; « Петрушка», 1911; «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь», 1909. балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова.

Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса (по мотивам балета М. Петипа) дошёл до современников в редакции Александра Горского 1900 года.

Позднее, в 1963 году был поставлен «Конек-Горбунок» (Александра Горского, возобновлённый Михайловым, Балтачеевым и Брускиным.

С 1924 года в театре ставил спектакли Фёдор Лопухов, первой постановкой которого стал спектакль «Ночь на Лысой горе», (музыка - Модест Мусоргский); затем в 1927 году - «Ледяная дева»; 1929 - «Красный мак», совместно с Пономарёвым и Леонтьевым; 1931 - «Болт», музыка - Дмитрий Шостакович, 1944 - «Тщетная предосторожность» на музыку Г.Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова); 1947 - «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия. театре работали ведущие артисты: Э. Вилль, Е. П. Гердт, Пётр Гусев, А. В. Лопухов, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. И. Пономарёв, В. А. Семёнов, Б. В. Шавров.

  • В 1930 году - балетмейстерами Василием Вайноненом, Леонидом Якобсоном и В. П. Чесноковым был поставлен Балет «Золотой век» на музыку - Дмитрия Шостаковича.
  • С 1932 по 1942 годы были поставлены балеты: «Пламя Парижа», балетмейстер Василий Вайнонен, 1932; «Бахчисарайский фонтан», балетмейстер Ростислав Захаров, 1934; в 1939 году - «Лауренсия», балетмейстер Вахтанг Чабукиани.

В 1940 году балетмейстер Леонид Лавровский поставил балет «Ромео и Джульетта». Позднее этот спектакль возобновил Семён Каплан, в 1975 году.

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где в 1942 году был поставлен спектакль «Гаянэ», балетмейстером Ниной Анисимовой

Солистами балета театра периода 1920-1940 годов стали ученики А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой и А. В. Ширяева: Нина Анисимова, Фея Балабина, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, Марина Семёнова, Константин Сергеев, Галина Уланова, Вахтанг Чабукиани и Алла Шелест, Татьяна Вечеслова.

В 1941 году после окончания Московского хореографического училища по классу петербургского педагога Марии Кожуховой в театр поступила Инна Зубковская.

В послевоенное время репертуар балета театра имени Кирова появились новые постановки, в которых танцевали: И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина, Аскольд Макаров, Ольга Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов Н. Б. Ястребова.

В последних выпусках А. Я. Вагановой 50-х годов появились и засверкали два имени: Ирина Колпакова и Алла Осипенко, с сезона 1957 года в театре появилась ученица В. С. Костровицкой Габриэла Комлева, в 1958 году театре появилась ученица Н. А. Камковой Алла Сизова, в 1959 году Е. В. Ширипина выпустила будущую мировую звезду Наталию Макарову, в 1963 году в театре появилась ученица Л. М. Тюнтиной Наталья Большакова, в 1966 году - ученица того же педагога Елена Евтеева, в 1970 году в театре появилась ученица Н. В. Беликовой Галина Мезенцева, а также в 1970-1972 гг. в театре танцевала выпускница того же педагога Людмила Семеняка, в кировском балете работали ученики Александра Пушкина Рудольф Нуриев, с 1958 года и Михаил Барышников, 1967 года, с 1958 года - Юрий Соловьёв (ученик Бориса Шаврова).

В 80-х годах в театр пришло следующее поколение, среди новых звёзд Алтынай Асылмуратова, Фарух Рузиматов, Елена Панкова, Жанна Аюпова, Лариса Лежнина, Анна Поликарпова.

XXI век

В новом тысячелетии в балетной труппе театра: Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Юлия Махалина, Алина Сомова и Виктория Терёшкина.

Артисты балета

На 2016 год основу балета Мариинского театра составляют следующие артисты:

Балерины и премьеры

  • Екатерина Кондаурова
  • Ульяна Лопаткина
  • Юлия Махалина
  • Дарья Павленко
  • Оксана Скорик
  • Алина Сомова
  • Виктория Терёшкина
  • Диана Вишнёва
  • Тимур Аскеров
  • Евгений Иванченко
  • Кимин Ким
  • Игорь Колб
  • Владимир Шкляров
  • Данила Корсунцев
  • Денис Матвиенко (приглашённый солист)

Первые солисты

Вторые солисты

Солисты характерного танца

Корифеи

    «Дочь фараона», 1898 год

    Одно из представлений, 2005 год

    «Лебединое озеро», 2004 год

    «Баядерка», 2011 год

См. также

  • История петербургской балетной школы

Примечания

  1. Солисты балета Мариинского театра. Мариинский театр. Проверено 17 августа 2016.

Ссылки

  • Солисты балета - на сайте Мариинского театра

балет мариинского театрални, балет мариинского театральна, балет мариинского театральная, балет мариинского театральные

Балет Мариинского театра Информацию О

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).

Планируя материал о балеринах на майские праздники, мы не знали, что придут такие печальные новости из Германии… Сегодня, когда весь мир скорбит по легенде русского балета Майе Плисецкой, мы чтим ее память и вспоминаем современных солисток, которые никогда не заменят приму Большого театра, но достойно продолжат историю русского балета.

Большой театр одарил вниманием балерину Марию Александрову с первой встречи. Завоеванная в 1997 году первая премия в Международном конкурсе артистов балета в Москве стала билетом для тогда еще студентки МГАХ в главную труппу страны. В первом же сезоне работы в Большом, без долгого томления, балерина еще в ранге артистки кордебалета получила первую сольную партию. И репертуар рос и расширялся. Интересный факт: в 2010 году балерина стала первой женщиной в истории балета, исполнившей заглавную партию в «Петрушке» И. Стравинского. Сегодня Мария Александрова – прима-балерина Большого.

Поворотным моментом в судьбе начинающей балерины Светланы Захаровой стало получение второго приза в конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix и последовавшее предложение стать студенткой выпускного курса Академии русского балета им. Вагановой. И Мариинский театр стал реальностью в судьбе балерины. Окончив академию, балерина поступила в труппу Мариинского театра, отработав сезон, получила предложение стать солисткой. История взаимоотношений с Большим для Захаровой началась в 2003-м с сольной партии в «Жизели» (редакция В. Васильева). В 2009 году Захарова удивила зрителей премьерой необычного балета Э. Пальмьери «Захарова. Суперигра». Большой не планировал, но Захарова организовала, а театр поддержал эксперимент. К слову, подобный опыт постановки в Большом балета для единственной балерины уже был, но лишь однажды: в 1967 году Майя Плисецкая блистала в «Кармен-сюите».

Что сказать, кружится голова и точно появляется зависть у делающих первые шаги в балете от репертуара Захаровой. На сегодняшний день в ее послужном списке все сольные партии главных балетов – «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита», «Бриллианты»…

Началом балетной карьеры Ульяны Лопаткиной стала партия Одетты в «Лебедином озере», конечно, в Мариинском театре. Исполнение было настолько искусным, что вскоре балерина получила премию «Золотой софит» за лучший дебют на петербуржской сцене. С 1995 года Лопаткина – прима-балерина Мариинки. В репертуаре снова знакомые названия – «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Бриллианты» и т. д. Но география не ограничивается работой на одной сцене. Лопаткиной покорились главные сцены мира: от Большого театра до NHK в Токио. В конце мая на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лопаткина выступит в сотрудничестве со «Звездами русского балета» в честь юбилея Чайковского.

В конце марта имя Дианы Вишневой, с 1996 года примы-балерины Мариинки, было на устах у каждого. В Большом состоялась премьера спектакля «Грани», номинанта премии «Золотая маска». Событие яркое, обсуждаемое. Балерина давала интервью, отшучивалась в ответ на вопросы о близком знакомстве с Абрамовичем и указывала на сопровождающего ее повсюду мужа. Но спектакль завершился, и был взят курс на Лондон, где 10 апреля Вишнева и Водянова провели благотворительный вечер фонда «Обнаженные сердца». Вишнева активно выступает на лучших сценах Европы, не отказывается от экспериментальных, неожиданных предложений.

Упоминали выше о «Бриллиантах» Баланчина. Екатерина Шипулина же, выпускница МГАХ, блистает в «Изумрудах» и «Рубинах». И не только, конечно. В репертуаре балерины ведущие партии в таких балетах, как «Лебединое озеро», «Собор Парижской Богоматери», «Утраченные иллюзии», «Золушка», «Жизель», и сотрудничество с лучшими хореографами – Григоровичем, Эйфманом, Ратманским, Ноймайером, Роланом Пети…

Евгения Образцова, выпускница Академии русского балета им. Вагановой, стала примой-балериной сначала Мариинки, где исполняла Сильфиду, Жизель, Баядерку, принцессу Аврору, Флору, Золушку, Ундину… В 2005 году балерина получила кинематографический опыт, сыграв в фильме Седрика Клапиша «Красотки». В 2012-м перешла в труппу Большого, где в статусе примы-балерины исполнила сольные партии в спектаклях «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель», «Евгений Онегин», «Изумруды».

Мариинский театр привез в Москву балет "Анна Каренина". Он будет бороться за престижную премию "Золотая маска". 40 лет назад Родион Щедрин написал музыку и подарил балет Майе Плисецкой. Она первая танцевала Каренину. Сейчас главную партию исполняют три звезды. На сцене - почти нет декораций. Главное - танец, яркий и страстный.

Она признается, что мечтала бы жить в XIX веке хотя бы ради таких платьев и шляпок. В огромной сумке у восходящей звезды Мариинки Екатерины Кондауровой балетные туфли, 6 пар, столько может понадобиться на этот сумасшедший по ритму спектакль, и потертый томик Толстого. Ее Каренина - чувственная и эгоистичная.

Анна Каренина для примы Мариинского театра Дианы Вишневой - это женщина на грани нервного срыва.

"Она же терзается между любовью к семье, к сыну и Вронским - это женщина, которая на грани", - говорит прима-балерина балетной труппы Мариинского театра, Народная артистка России Диана Вишнева.

Одна в тишине балетного класса Ульяна Лопаткина сосредоточена и задумчива. Уверена такие сильные женщины, как ее Каренина живут и сегодня, и хотя они носят джинсы и водят автомобили, все так же мечтают о настоящей любви.

Ее танцем еще на премьере в Петербурге восхищалась та, ради которой этот балет и был написан Щедриным 40 лет назад. Первая Анна Каренина - Майя Плисецкая.

Станцевать роман Толстого хореограф Алексей Ратманский решил с конца. Анны уже нет в живых. И Вронский вспоминает их всепоглощающую страсть, которая началась с роковой встречи на перроне. На сцене минимум декораций, а мир, в котором существует Анна и другие персонажи, воссоздан с помощью видеопроекций, - вокзал, дом Карениных, ипподром. А сами события проносятся с огромной скоростью под стук колес.

Железнодорожный вагон в натуральную величину - полноправлный персонаж трагедии и один из самых впечатляющих образов. Он-то будет поворачиваться к зрителям заиндевевшими от мороза окнами, то уютным миром купе первого класса. И как будто бы жить собственной жизнью.

За дирижерским пультом - маэстро Валерий Гергиев. Ведь это его идея поставить на сцене Мариинки современную "Анну Каренину" - балет моментально ставший хитом во всей Европе.

"Мне кажется, для театральной Москвы это тоже в какой-то степени интересное путешествие по трем спектаклям, если кому-то посчастливится увидеть все три, - сказал Народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. - Может быть, это будет для любителей балета интересным и, может быть, в чем-то даже и увлекательным путешествием по одному и тому же спектаклю трижды".

Три Анны. Импульсивная - Дианы Вишневой, страстная - Екатерины Кандауровой, величественная - Ульяны Лопаткиной - на сцене театра Станиславского три вечера подряд историю любви одной женщины будут рассказывать три примы Маринки - блистательные и абсолютно непохожие.

    См. также Мариинский театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Мариинского театра, Оперная труппа Большого театра. Содержание 1 Сопрано 2 Меццо сопрано 3 Контральто … Википедия

    См. также Мариинский театр, Оперная труппа Мариинского театра, Балетная труппа Мариинского театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра, Дирижёры Большого театра до 2000 после 2000 Константин Николаевич Лядов Эдуард Францевич Направник… … Википедия

    См. также Большой театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Большого театра, Дирижёры Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Оперная труппа Мариинского театра. В список входят оперные певцы и певицы, входящие и входившие в… … Википедия

    Основная статья: Мариинский театр Репертуар балета Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции. Мариинский театр, 2008 … Википедия

    Основная статья: Мариинский театр Репертуар Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции … Википедия

    См. также Мариинский театр, Дирижёры Мариинского театра, Оперная труппа Мариинского театра, Балетная труппа Мариинского театра, Режиссёры и хореографы Большого театра до 2000 после 2000 Смолич, Николай Васильевич Эйфман, Борис Яковлевич … Википедия

    Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    См. также Большой театр, Дирижёры Большого театра, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра В список помещены режиссёры, сотрудничавшие с Большим театром на постоянной основе, либо … Википедия

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры