Можно ли спеть Толстого? Размышления перед мартовским показом мюзикла «Анна Каренина. Анна Каренина, Театр Оперетты

Главная / Психология

Сегодня вечером с женой сходили в театр оперетты на этот мюзикл.
Давно хотел. Да всё никак. И вот решили, как всегда - экспромтом. Без билетов на руках. Жена волновалась - как попадем, если написано в интернете, что все билеты проданы? Я был спокоен. И моя интуиция не подвела.
В кассе в продаже был только балкон 2-го яруса, последний ряд. По 400 рубчиков. В общем, у черта на куличках. Нам такой хоккей расклад не нужен - решил я, и мы вышли на улицу. Тут к нам подошел спикуль интеллигентный дядечка и предложил билеты в амфитеатр по 2500 рэ. Я знал, что туда они стоят дешевле, но жена так сильно хотела на мюзикл, что я вытащил красную бумажку и отдал ее дядечке. Позже выяснилось, что слева от меня сидели две дамы, которые тоже приобрели билеты у спикуля, но по 3000 рублей. А справа от нас приземлилась пара, которая вообще умудрилась купить билеты по 4500 на человека. Так что мы еще не так сильно пострадали материально. Относительно соседей.
Но места были увы, не ах. 7 ряд, последний амфитеатра. Сзади только стенка. Если вы захотите попасть на этот мюзикл, приобретайте лучше 1-й ряд бельэтажа, оттуда замечательно видно. Однако у меня было одно несомненное преимущество - я мог снимать происходящее видео камерой, потому как сзади меня не было церберов-билетерш, которые моментально реагируют на такие поползновения. И благодаря этому я отснял немало кадров мюзикла, плюс сделал видео на 10 минут.

Коротко о впечатлении. Лучшего мюзикла я не видел в своей жизни. Нам повезло еще в том, что попали на первый состав. Роль Анны Карениной исполняла великолепная Катя Гусева , а роль Вронского - Дмитрий Ермак . Он самый, солировавший в мюзикле "Призрак оперы".

Вот они в одной из сцен мюзикла.

Сцена встречи на вокзале, Анна уезжает в Питер.

Левин (Владислав Кирюхин) и Кити Щербицкая (Наталия Быстрова).

Графиня Вронская (Анна Гурченкова)

Стива Облонский (Андрей Александрин)

Несравненная Катя Гусева (Анна Каренина)

Выход артистов на поклон.

Настроение после представления было супер! Буду ждать теперь выхода полной версии мюзикла в интернете. Говорят, что снимается ДВД диск для будущих продаж.
А всем горячо рекомендую сходить на "Анну Каренину". Там понравилось буквально всё! Музыка, голоса, игра актеров, декорации, костюмы. И что очень меня впечатлило - слышно каждое слово исполнителей. Не всегда так бывает. Например, в "Графе Орлове" нередко музыка заглушала голос певца или певицы. Это я только позже всё разобрал, посмотрев видео ролик. А тут - полная ясность.

Оценка - 10 баллов из 10!

В заключение - мое видео из фрагментов мюзикла.

В этом театральном сезоне у меня традиция – на все мюзиклы хожу по два раза. Сегодня побывала второй раз на «Анне Карениной» в Театре Оперетты. И это мой абсолютный фаворит, в котором прекрасно все – музыка, тексты, сюжет, артисты, костюмы, декорации. Приду еще и в третий! Надо же посмотреть всех трех Анн и второго Вронского.

В сегодняшнем составе было много артистов, которых я в прошлый раз не видела. Самый большой восторг – Валерия Ланская в роли Анны Карениной. Уже давно люблю эту актрису по другим мюзиклам Театра Оперетты и по «Зорро», и роль Карениной – абсолютно ее роль. Как будто все предыдущие роли были ступеньками к тому, чтобы сыграть Анну. В первый раз я попала на Анну- Ольгу Беляеву, и при всей красоте этой актрисы, в ее Анне мне не хватило драматической игры и голоса. Ланская – идеальная Каренина, страстная, влюбленная, страдающая, изнемогающая… Смотрела бы и смотрела, слушала бы и слушала! У Беляевой была влюбленная женщина, брошенная любовником. У Ланской получилась настоящая трагическая героиня, очень глубокая, с оголенными нервами и кровоточащим сердцем.

Вронский – Сергей Ли. Статный, мужественный, благородный… Шикарный вокал в сольниках и дуэтах с Анной. Думаю, сердце каждой зрительницы в зале бьется чаще, когда этот Вронский широким жестом бросает к ногам Анны весь мир со словами «Извольте, королева». Но все-таки не таким я внешне представляю героя Толстого. По-прежнему хочу увидеть в этой роли Дмитрия Ермака.

Каренин – Александр Маракулин. Известный артист мюзиклов Театр Оперетты, шикарный голос. Интересно было увидеть его в этой роли. Но все же мой виртуальный букет – Игорю Балалаеву, которого я видела Карениным в прошлый раз. Мне показалось, что его герой больше любит Анну и страдает от ее неблагодарности. Тогда как Маракулин скорее уязвлен, чем душевно ранен, изменой жены, и переживает больше из-за испорченной репутации, чем из-за разрушенной семьи.
Китти – Наталья Быстрова. В прошлый раз меня очаровала Дарья Январина, в этот раз сбылась мечта – увидела Быстрову. Обе актрисы очаровательны и романтичны, обеим сопереживаешь, и голоса у обеих золотые. Фавориток в этой номинации не будет, обе хороши!

Левин – Денис Дэмкив. Тоже новый для меня актер. В роли Левина он мне и внешне, и драматически понравился больше Владислава Кирюхина. У Кирюхина Левин был чересчур нелепым и неуклюжим, так что я до конца не поверила в любовь к нему Китти. Дэмкив своего персонажа играет более романтичным и трогательным, и паре с Быстровой у них сложился очень нежный и светлый дуэт. На контрасте с разрушительной страстью Карениной и Вронского эта пара – воплощение любви и гармонии.

Стива Облонский – Андрей Александрин. В прошлый раз в этой роли блистал Максим Новиков с зажигательным соло «Жить нужно легче, легче, легче». Александрин тоже хорош – в меру вальяжен, самолюбив, красавец-мужчина!

Княгиня Бэтси – Наталья Сидорцова. Экс-Екатерина Великая из «Графа Орлова» в роль княгини Бэтси внесла внушительности, резкости и бескомпромиссности. Карине Асирян, которую я видела в первый раз, мне показалась более светской, любопытной сплетницей. Анну она обличает скорее от скуки, чем из осуждения. А у Сидорцовой Бэтси более опасная и коварная – она мнит себя судьей и обличительницей нравов, и травля, которую она устраивает Анне на премьере оперы, выглядит еще более драматичной.

Распорядитель – Андрей Бирин. Мой самый любимый персонаж с первого показа. Есть еще два исполнителя этой роли, но даже сравнивать не хочу. Очень рада, что второй раз попала на Бирина. Его глубокий голос и вкрадчивые повадки – изюминка мюзикла, а персонаж, которого в романе не было, в мюзикле играет одну из ведущих и запоминающихся ролей.

Патти – Ольга Козлова. Не помню, кто играл в прошлый раз. Но что тогда, что сейчас – Патти просто блистательна, а ее голос сравним с пением ангелов. Слушала бы и слушала! Хочу на сольный концерт такой Патти.

Графиня Вронская – Анна Гученкова. В прошлый раз была великолепная Лика Рулла, она по возрасту больше годится в матери Вронскому, и ведет себя с «сыном» соответственно - более строго и повелительно. Столкновение характеров в этой паре острее – оба сильные личности и каждый хочет настоять на своем. Мать хочет, чтобы сын исполнил ее волю, а сын бунтует и напоминает, что вырос и не потерпит вмешательства в свою жизнь. Молодая Анна Гученкова, состаренная гримом, не уступает своей старшей коллеге в актерской игре и в вокале, за ее плечами уже немало ролей в мюзиклах. Но прочтение роли Вронской у нее другой – ее героиня мне показалась не такой сильной личностью, как у Лики Руллы. Она больше мать-клуша, которая переживает за сына и желает ему добра, но никакого влияния на него не имеет, только дает советы.

Мюзиклом очень довольна, хоть и во второй раз – но два акта все так же на одном дыхании. Рада, что увидела Валерию Ланскую, она привнесла в мюзикл еще больше драматизма и страсти. Искренне рекомендую всем - «Анну Каренину» стоит посмотреть хотя бы раз. А я приду еще и в третий раз – за яркими впечатлениями и мурашками по коже от живого исполнения и потрясающей музыки.

РЕЦЕНЗИЯ на мюзикл «Анна Каренина»

Театр Московская Оперетта
Автор либретто - Юлий Ким
Композитор - Роман Игнатьев
Режиссёр-постановщик - Алина Чевик
Хореограф-постановщик - Ирина Корнеева
Художник-постановщик - Вячеслав Окунев
Художник по гриму и причёскам - Андрей Дрыкин
Художник по свету - Глеб Фильштинский
Премьера: 8.10.2016г.
Дата просмотра: 23.01.2018г.

Этот торжественный и великосветский мюзикл оправдал все ожидания москвичей, в красивом зале театра Московской Оперетты он словно сознан стать жемчужиной из трио мюзиклов Анна Каренина, Монте-Кристо и Граф Орлов. Это полностью российский мюзикл, его создатели вложили в постановку русский дух. Великий роман Льва Толстова в обрамлении либретто и стихов Юлия Кима и музыки Романа Игнатьева, поражает своей искренностью и удивительной мелодичностью. Отточенная и слаженная работа актерского состава, хора, танцоров и живого оркестра. Атмосфера спектакля очень приятная, начинается все в снежный зимний день с катания на санках и коньках, причем танцоры катаются очень профессионально с подкрутами и поддержками своих партнерш. А, сколько великолепных сцен балов, удивительно богатых интерьеров и хрустальных люстр сделали постановщики, очень интересно на мониторах показан интерьер в дуэте с декорациями. Костюмы героев торжественно яркие, расшитые камнями все блестит и сверкает, но с очень тонким вкусом. В спектакле есть сцена, где Анна Каренина (Екатерина Гусева) в черном пальто отороченный чернобуркой воротником поет песню «метель», влюбленная и счастливая героиня светится изнутри прогуливаясь по вокзалу под снежными хлопьями, эта сцена цепляет зрителя мгновенно. А, игра Екатерины Гусевой настолько искренна, что становишься поклонником не только ее таланта, но и мюзикла в ее исполнении. Главный герой Алексей Вронский (Сергей Ли), обольститель и красавец с очаровательным голосом, очень здорово играет в спектакле, влюбленного и готового на все ради любимой, даже увезти ее от мужа, а затем холодного и расчетливого служащего при дворе. Они вместе составляют изумительный дуэт с главной героиней. Стоит отметить весь, ну просто весь состав актеров с великолепными захватывающими тембрами голосов и актерской игрой. Наблюдая за мюзиклом до антракта я думала, меня уже ничем не удивить, итак была под большим впечатлением, но вторая часть поразила окончательно. В сцене, когда все приезжают в театр, чтобы послушать Патти, начинается бичевание Анны Карениной и все судачат о ее не правильной жизни, сама героиня бьется в истерике, как вдруг наверху, словно яркая звезда, выходит на сцену Патти и оперным хрустальным голосом поет арию. Для Анны - это очищающая волна против оскорблений и злословий, она уже сделала свой выбор, и даже уговоры ее мужа Алексея Каренина (Александр Маракулин) не оставляют шансов. И тут под потолком появляется огромное колесо от локомотива, ужасающее зрелище и очень трагичное. Анна бросается под поезд, выезжающий на центр сцены и ослепляющий зрителя. Движущиеся декорации на протяжении всего действия, являются главными и это интересная находка, как раз часто используется в мюзиклах, для быстрого и полного изменения картинки. Огромная благодарность оркестру, я не знаю точно, был ли это оркестр самого театра оперетты или приглашенный, но он был великолепен. Хочется отметить, что этот наш российский мюзикл купил главный театр в Южной Корее и поставил его по нашему лекалу. Из представленных мюзиклов в Москве – это лучший и я всем советую окунуться в эту атмосферу, даже те, кто не любит ходить в театры будут под приятным впечатлением!

— Мюзиклы по русской литературной классике всегда вызывали довольно неоднозначные реакции. Многие считают, что петь Толстого — это провальный замысел. Как вы относитесь к этому?

— Думаю, что тот, кто считает это провальным замыслом, ошибается. По той простой причине, что мюзикл — это жанр, для которого все сюжеты хороши. В свое время об известных режиссерах — или — говорили: «Они могут поставить даже поваренную книгу».

В человеческом сочинении, а тем более — в таком классическом, литературном, есть все, что нужно для мюзикла: есть драма, есть человеческие отношения, характеры.

Как только они появляются — мюзикл готов их воплотить.

Грубо говоря, существует жанр прозаического произведения. Лев Толстой увидел или придумал некоторый сюжет и в этом жанре его воплотил. Другой поэт придумал сюжет и воплотил в жанре романа в стихах — и получился » ». Сюжет » Карениной», полный психологизма и конфликтов, — благодатнейший вариант для мюзикла. Нет низких жанров: даже самая, казалось бы, популярная, ширпотребная эстрада — это тем не менее жанр искусства, и в нем могут быть воплощены серьезные идеи. Тем более что жанр мюзикла достаточно объемный, чтобы справиться с сюжетом «Ромео и Джульетты», или с его ремейком — «Вестсайдской историей», или с «Нотр-Дам де Пари». Здесь нет абсолютно никаких противоречий.

— «Анна Каренина» — это не только любовная история, но и сильная социальная линия. На чем в мюзикле сделан акцент?

Главным образом на любовной истории, конечно. Сначала социальная линия была крупно прописана в либретто: там Левин говорит подробнее и дольше — о реформах, о России, о крестьянах. В мюзикле эта линия не получила достаточного развития. Но я об этом ничуть не жалею. Я не скрыл социальной проблематики, постарался выразить ее вместе с остальными авторами мюзикла.

Наш Левин тоже говорит о крестьянах, о месте, где надо жить хорошему человеку, где можно найти свой смысл жизни.

— Характеры героев у Толстого раскрываются в долгих монологах, в том числе внутренних. Как в вашем либретто переданы характеры героев, их терзания?

— По мере сил и по мере соблюдения условий жанра. Жанр мюзикла обычно требует не таких развернутых монологов, какие может позволить себе проза. Но квинтэссенцию переживаний и раздумий мне передать удалось. Тем более что это было сделано в стихах — а в стихах всегда есть свой пафос и своя очень полезная краткость, словесная экономия, которая требует особого напряжения чувства. Я стремился к тому, чтобы внутренние монологи героев были хорошо переданы в стихе, а (композитор мюзикла. — «Газета.Ru»), по-моему, прекрасно справился с их музыкальным выражением.

В Каренине есть человеческая нота, и эту ноту мы всячески старались подчеркнуть.

Последняя сцена спектакля — сцена, где Каренин и Вронский вместе поют арию о том, что они не смогли откликнуться на драму Анны. У обоих не хватило души для этого, и оба об этом горько сожалеют.

— Идея процитировать «Песнь песней» возникла не сразу. Сначала я решил, что кульминация всего действия должна произойти во время скандала в театре, — это я придумал заранее, и все со мной согласились. Но роль певицы Аделины Патти мне была не очень понятна. Изначально я не собирался делать из ее арии какую-то очень важную точку. И только потом я сообразил, что самое важное здесь — то, что именно она будет петь. Сперва я представил, что она поет арию Виолетты из «Травиаты» Верди — она очень хорошая и по содержанию близка к переживаниям самой Анны. Но я послушал арию и понял: этого мало.

Тогда ко мне пришла счастливая мысль: это будет ария Суламифи, Патти будет петь: «О, возлюбленный мой…» — ну и так далее.

Я взял из этой арии буквально четыре стиха, но певица повторяет их дважды или трижды. Слушая ее пение, Анна вдруг понимает: любовь сильна как смерть. Жизнь и любовь для нее теперь понятия равнозначные: исчезает любовь — кончается и жизнь. Анна поет о Патти: «Она мне все обо мне рассказала».

— Как проходила работа над либретто? Как вы строили взаимодействие с продюсерами, кто на чьи идеи опирался?

— Мы обменивались мнениями: я предлагал решение той или иной сцены, они его либо принимали, либо мы вместе продолжали думать. Так произошла история с визитом Стивы и Левина к Анне. Первоначально мы с композитором решили, что в этом месте было бы хорошо написать дуэт Анны и Левина. Более того, он и был написан: очень хороший дуэт о встрече двух неординарных людей, которые почувствовали друг в друге что-то родное. Левин увидел в Анне нечто большее, чем в Кити, и Анна почувствовала в Левине что-то более чуткое, более родную душу, нежели душа Вронского. Продюсеры послушали этот дуэт и сказали: «Вы написали объяснение в любви. Это сразу все меняет и делает бессмысленным дальнейший сюжет». Мы не стали переписывать либретто — просто убрали эту часть и вместо нее сделали дуэт Анны и Кити. Там тоже нашлась своя драматургия.

— Интерес к мюзиклам в России появился не так давно. Связано ли это с тем, что мюзикл в представление зрителя — это красочное шоу с использованием ярких декораций и световых эффектов, или же дело в чем-то еще?

— Сперва у нас в стране появились иностранные мюзиклы. Затем были первые попытки создать свои. Одна из попыток создать собственный мюзикл, как мы помним, закончилась трагически: это был «Норд-Ост». Поэтому наша публика знакомилась с мюзиклами с помощью фильмов и интернета. Все популярные иностранные мюзиклы — «Вестсайдская история», «Оливер!», «Кошки» — вселили в наших зрителей представление о том, что такое мюзикл.

И когда первые мюзиклы появились на нашей театральной сцене, публика, разумеется, повалила.

Что ей нравится в этом жанре в отличие от оперы или оперетты — особый вопрос. Мюзикл — очень демократичный жанр, который справляется с любыми сюжетами, не теряя при этом глубины и красочности.

И тем не менее в мюзикле непременно есть коммерческая составляющая. Он всегда рассчитан на широкий спрос и, соответственно, на хороший доход. Поэтому все постановщики мюзиклов стараются сделать зрелище привлекательным. Публика получает зрелище, но зрелище, наполненное хорошим смыслом. Так происходит взаимообмен жанра и публики: люди просвещаются, их вкус становится лучше.

— Песня «Belle» из русской версии мюзикла «Нотр-Дам де Пари» — правда, не вашего перевода, — стала хитом, вошла в массовую культуру. Хотели бы вы такой судьбы для каких-то песен из «Анны Карениной»?

— Конечно. Я бы так сказал: если это произойдет, я буду рад. Если этого не произойдет, я не буду рассматривать это как недостаток. Не думаю, что из двух предыдущих наших с Романом Игнатьевым мюзиклов («Монте-Кристо» и «Граф Орлов». — «Газета.Ru») какие-то из арий пошли в народ и теперь охотно всеми распеваются.

Я считаю, каждый из этих мюзиклов сам по себе есть хит, хит двухчасовой.

Если его и запоминать, то сразу от начала и до конца. При этом я не вижу в этих мюзиклах отдельных хитов. И публика их не видит, но ходит очень охотно. Настолько охотно, что, когда после четырех сезонов «Монте-Кристо» уже шел не менее успешный «Граф Орлов», публика стала просить еще — и нам пришлось показывать «Монте-Кристо» рядом с «Графом Орловым».

— Хочу задать вам как литератору вопрос о литературной интерпретации — ведь в «Анне Карениной» вы, по сути, ей и занимаетесь. Как бы вы отреагировали, если бы кто-то интерпретировал ваши вещи? И что бы сказал Толстой, если бы увидел вашу «Анну Каренину»?

— Предугадать реакцию Льва Толстого или любых его адептов я не в состоянии. Легко себе представить, что многих возмущает мое обращение с его прозой (или лучше сказать — наше обращение, имея в виду всех постановщиков и авторов этого спектакля). Это дело вкуса. Я этой работы нисколько не стыжусь, и я уже сказал почему. Мюзикл — это особенный жанр, который многое может себе позволить. И если кто-то каким-то образом соберется интерпретировать мои сочинения, я отнесусь к этому с любопытством. А если мы представим себе, что все это будут проделывать уже после моей жизни, — все зависит от того, как много в этом будет такта и вкуса. Пусть проявят такие вкус и такт, какие проявляю я по отношению к .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры