Музей д орсэ история создания и коллекция. Музей орсе в париже

Главная / Психология

Открывает для вас свои двери. Для более подробного ознакомления с его картинной галереей читайте нашу статью " ".

Часы работы музея

  • С 9:30 до 18:00
  • Понедельник – единственный выходной
  • В четверг музей открыт до 21:45
  • Музей закрыт 1 мая и 25 декабря.

  • На автобусе: маршруты 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.
  • На метро: ветка 12, станция Сольферино.
  • На пригородном скоростном метро RER: линия C, станция Музей Орсе.

Сколько стоит вход в Орсе?

Полная стоимость – 14 евро; льготный тариф – 11 евро: после 16:30 (кроме четверга); после 18:00 (в четверг). Бесплатно: всем, кто приходит в первое воскресенье месяца, детям, молодежи (до 25 лет, гражданам или долгосрочным жителям Евросоюза), инвалидам.

Обычно в музей Орсе тянутся огромные очереди. А вход здесь всего навсего один. Чтобы попасть в него, минуя толпы людей, рекомендуем вам приобрести билет заранее и скачать наше мобильное приложение, доступное для iPhone и Android , которое не даст заблудиться в пути.

В общем и целом коллекция представляет европейскую живопись 1850-1910 годов.

Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. В данном заведении представлены знаменитые на весь мир работы Мане, Моне, Ван Гога, Гогена, Дега и многих других. Кроме того здесь числятся произведения декоративного искусства в стиле ар-нуво, фотографии и предметы архитектуры.

Интересный факт – раньше Орсе был Парижа. Позднее он оказался лишним из-за перераспределения потоков поездов и поэтому его хотели снести. Однако так жестоко поступать с жемчужиной архитектуры Парижа не стали и в 1986 году открыли на ее месте музей. И до сегодняшнего дня сохранилось множество элементов из прошлого. Например, вокзальные часы или те, которые расположены на крыше – через них теперь можно посмотреть на город.

Вокруг музея стоит несколько статуй – персонажей басней Ля Фонтена. А так как они во многом схожи с творчеством Ивана Крылова, то здесь вы без труда найдете слона и Моську.

Также существует прекрасная возможность принять участие в , которая введет в курс дела и будет максимально информативной и полезной.

Устали от искусства?

На музейном чердаке располагается кафе Кампана, где все туристы могут отведать блюда французской кухни и полюбоваться на город. На первом этаже работает ресторан.

Приятного визита!

Свыше 3 млн. посетителей в год, более 2 тыс. скульптур, примерно 13 тыс. фотографий и около 500 картин – вот, что выделяет музей Орсе или Muse Orsay (как его еще называют) среди других достопримечательностей французской столицы, ставя его на 3 место в рейтинге популярности.

Музей занимает помещение бывшего вокзала. Построенное к открытию Всемирной выставки в 1900 г. здание благодаря архитектору Виктору Лалу замечательно гармонировало с самим кварталом и продолжало традиции Лувра, восхищая своей роскошью и новаторством. Несмотря на то, то это был первый электрифицированный вокзал, он очень быстро устарел и уже в 1939 г. обслуживал поезда только пригородного направления.

Позже здесь размещалась театральная студия, проводились аукционы, он служил почтовым центром и даже декорациями для психологических фильмов, и наконец просто стоял заброшенным. Огромное здание в центре Парижа не могли оставить в таком состоянии. После долгих споров о его возможном применении, было решено разместить в нем музей. Вокзалу предстояло стать музеем для экспозиции работ II пол. XIX – начала XX вв.

Выпадавшему пласту искусства, которому не нашлось достаточного места ни в Лувре, ни в Центре Помпиду, признавая его значимость, выделяли отдельный музей. Ему надлежало связать эпохи, поэтому в экстерьере и интерьере здания, которое должны были превратить в дворец искусств, предполагались минимальные изменения. Уже в 1980 г. началась реконструкция, которая длилась 6 лет.

Структура

Реставраторы использовали все, что оставалось от покрытой слоем камня и стекла громадной металлической конструкции. Лепнина, балки, колонны – все вписалось в стиль нового интерьера.

Центральный зал решено было разделить на две части, между которыми оставался широкий неф. Протянувшийся на всю длину зала он создавал иллюзию бесконечности экспозиции, которая сочетала живопись, скульптуру и архитектуру. В свою очередь каждая часть состоит из отдельных залов или блоков для тематических выставок. Все помещения созданы панелями, т.е. не имеют потолка, что позволяет проникать естественному свету.

Под самым куполом разместилась длинная галерея, освещение которой стало настоящей находкой для выставленных здесь работ импрессионистов и скульптур. Однако, ошибочно было бы называть д᾽Орсе просто музеем. Это еще одно культурно-образовательное пространство, где проводят встречи, конференции, лекции. К тому же атмосфера здания настолько монументальна, а акустика подходяща, что в помещении часто проводят концерты и шоу.

Музей располагается на 3 этажах (кроме него в здании находятся кафе и ресторан, книжный магазин и сувенирная лавка). Особенность каждого яруса в сочетании живописи, графики, скульптур, мебели и фотографии определенного периода. Причем работы известных мастеров чередуются с теми, чьи имена не вошли в историю. Несмотря на то, что коллекция музея представлена более чем 6 тыс. экспонатов, для ежедневного просмотра доступна примерно половина. Оставшаяся часть находится на выставках в других музеях, выставляются периодически или просто лежат в хранилище.

Экспозиция первого этажа

Экспонаты музея разделены по трем этажам, каждому из которых соответствует свой промежуток времени. На цокольном и первом этаже выставлены работы 1840-1860 –х гг. Первое, что производит впечатление на посетителей – это огромный неф, уставленный лучшими образцами скульптуры сер. XIX в. Преимущественно это работы Карпо: полная драматизма «Уголино», оригиналы провокационной скульптуры «Танец» и фонтанные «Четыре части света» и др. Есть здесь и произведения других авторов: статуи Кавельера, Бари и Клезингера, бюсты Кордьера, медальоны Прео.

Живопись выставлена в боковых залах. Экспозицию составляют работы Делакруа, Моро, Милле, Домье, Курбе и других предшественников импрессионизма. Толпы посетителей всегда привлекают залы с картинами раннего Моне и Мане, Сезанна и Дега. Обнаженная натура на картинах «Олимпия» и «Завтрак на траве» Мане в свое время вызвали негодование и скандал. Для экспозиции фотографий были выделены отдельные залы. В них нет освещения и подсвечены только работы – такой прием позволяет не отвлекаться на интерьер музея.

Экспозиция второго этажа

Если следовать хронологической последовательности, то экскурсию необходимо продолжить на верхнем ярусе, а затем спуститься на второй. Этаж отражает веяния к. XIX – н. XX вв, т.е промежуток времени с 1880 по 1914 гг. Здесь выставлены работы постимпрессиониста Кагановича, которые помещены в 2 залах. Террасу Лилль занимает экспозиция Боннара и Вюйяра, которых относятся к ар-нуво. В их картинах прослеживается влияние как импрессионистской значимости цвета, так и японской живописи. Это можно заметить в панно «Общественные сады» Вюйара и картине «Партия в крокет» Боннара.

Завершает ряд представленных направлений живописи символизм, наиболее ярко отображенный у Климта и Мунка. Их работы следует искать на террасе Сены. Там же можно встретить и менее известных художников Бланша, Кормона и Детайя. Картина последнего «Сон» неизменно вызывает интерес посетителей. Параллельно террасы разместили Роденовские шедевры, среди которых «Мимолетная любовь» и «Уголино» (последняя кажется еще мрачнее статуи Карпо). Здесь же выставлены и работы ученицы Родена – Клодель, такие как «Зрелый возраст».

Завершают выставку этажа залы с мебелью, посудой и произведениями прикладного искусства в стиле нуво. Посетители редко видят расставленные здесь международные экспонаты, т.к. обычно сил на последние помещения не остается. Если же полностью пройти этаж, можно восторгаться уникальными витражами, мебелью Бугатти и Кварти мюллеровскими вазами и многим другим.

Экспозиция третьего этажа

На верхнем этаже разместилась коллекция импрессионистов, которая по праву считается жемчужиной музейной сокровищницы. Открывает ее зал, где выставлены картины из частного собрания — подарок коллекционера Моро-Нелотона. Следующие выставочные помещения знакомят со светскими портретами в исполнении Ренуара, работами мастера пейзажа Сислея, контрастной живописью Мане и творчеством первой женщины импрессиониста Моризо.

Работы Дега и Моне, расположенные в одном зале, наглядно демонстрируют торжество жизни в движениях танцовщиц первого, в то время как полотна второго отличает игра света, делая их жизнеутверждающими. Абсолютно несхожими кажутся пейзажи Писсарро и Сезанна, написанные с одной натуры. Из-за различия манеры и акцентов, только внимательный глаз заметит, что там, где у Писсарро доминирует человек, Сезанн отдает предпочтение природе.

Неоднозначные чувства вызывают работы Ван Гога, особенно его «Звездная ночь над Роной». Завершают экспозицию полотна постимпрессионистов Руссо, Гогена и Тулуз-Лотрека. Из-за особенностей изображения особняком стоят Жорж Сера и его последователь Синьяк.

Кафе и летняя терраса

В д᾽Орсэ разместилось несколько кафе и ресторан. У башни Сена возле статуи «Белого медведя» находится недорогое Café de l’ours, где посетителям предлагаются легкие закуски, десерты и напитки. Исторический ресторан, который впервые открылся еще в 1900 г., расположен на втором этаже. Среди блеска позолоты и изящных люстр подают блюда традиционной французской кухни.

Большим вниманием пользуется размещенное на верхнем этаже Café Campana с открытой террасой. Это брассери отличает уютный интерьер в стиле ар-нуво и замечательные виды. Незатейливый фастфуд, булочки и салаты легко компенсируются возможностью сделать панорамные фото района и всего города с высоты.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник, среда – воскресенье – 9.30 – 18.00
  • вторник 9.30 – 21.30

Закрыт: понедельник, 01.05 и 25.12. Цена: 12 € — полная стоимость. 9 € — для граждан ЕС от 18 до 25 лет, — с 18.00 в четверг и с 16.30 остальные дни.

Бесплатный вход для посетителей младше 18 лет, первое воскресенье месяца.

Где находится и как добраться

На левом берегу Сены неподалеку от Лувра, Садов Тюильри, Латинского квартала и аббатства Сен-Жерме на улице Лилль 62 расположен музей д᾽Орсэ. Это самый центр Парижа, поэтому сюда можно легко добраться следующим транспортом:

  • метро – станция «Solferino» или «Assemblee Nationale» 12 линии
  • электричка (RER) – станция «музей Орсе» линии С
  • автобус 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.

Музей Орсе в Париже на карте

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Musée de la Cité des sciences et de l industrie Центральный холл музея Дата основания 13 марта 1986 Местонахождение 30, avenue Cor … Википедия

Французский государственный музей естествознания Muséum national d histoire naturelle Вид на сад растений и Галерею эволюции Местонахождение Париж Официальный сайт … Википедия

Главный вход Музея открытий и изобретений Музей открытий и изобретений (фр. Palais de la découverte) открылся во время Всемирной Выставки 1937 года … Википедия

Музей Дюпюитрена (фр. Musée Dupuytren) или Музей патологической анатомии. Музей назван в честь Гийома Дюпюитрена (фр. Guillaume Dupuytren) французского хирурга, профессора медицины Парижского университета, завещавшего часть своего имущества… … Википедия

- (фр. Mémorial Leclerc Musée Jean Moulin) открыт в 1994 году, в год 50 летия освобождения Парижа от немецкой оккупации. Основная часть экспозиции посвящена двум эмблематическим фигурам освобождения: маршалу Леклерку, чья танковая дивизия… … Википедия

Музей иммиграции (фр. Cité nationale de l histoire de l immigration) открылся 10 октября 2007 года. Содержание 1 Экспозиция 2 Практическая информация … Википедия

Музей науки и индустрии (фр. Musée de la Cité des sciences et de l industrie) центральный музей парижского Городка науки и индустрии. Постоянная экспозиция Постоянная экспозиция музея носит название «Эксплора» и содержит внушительную постоянную… … Википедия

Van Gogh Museum Здание Музея Винсента Ван Гога Дата основания 1973 Местонахождение Паулус Поттерстраат, 7, Амстердам, Нидерланды Число посетителей 1,417,096 (200 … Википедия

Музей средневековья (фр. musée du Moyen Âge – thermes et hôtel de Cluny). Содержание 1 История 2 Экспозиция … Википедия

Книги

  • Музей Орсе. Париж (в футляре) , Романовский А.С.. Альбом Музей Орсе посвящен ряду шедевров из крупнейшего собрания французской живописи середины XIX - начала XX века. Открытый в 1986 году в Париже, Музей Орсе ежегоднопривлекает многие тысячи…
  • Музей Орсе. Париж , А. С. Романовский. Музей Орсе в Париже содержит крупнейшее собрание французской живописи середины XIX - начала XX века, в котором представлены работы практически всех отечественных школ. Работы импрессионистов…

Музей Орсе (Musée d’Orsay) представляет собой здание, построенное в конце XIX века, сочетающее в себе черты классицизма и индустриального стиля. Это одно из самых популярных туристических мест Парижа. Уникальные коллекции изобразительного искусства, представленные в музее, органично вписаны в воздушные интерьеры из стекла и стали, которые сами по себе представляют исторический интерес.

Первоначально здесь находился вокзал Орсе, который, подобно Эйфелевой башне, был построен к знаменитой Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. Долгое время он обслуживал движение поездов направления Париж-Орлеан. Но по прошествии лет, с увеличением длины составов пассажирских поездов, вокзал перестал соответствовать техническим требованиям, и ему пришлось удовольствоваться скромной функцией приема и отправки поездов пригородного сообщения.

  • (цена: 62.50 €, 3 часа)

К 1971 году вокзал настолько обветшал, что и вовсе перестал обслуживать движение поездов. Некоторое время он служил площадкой для театральных представлений, а в многочисленных его помещениях расположились аукционные дома. В конце концов правительство поставило вопрос о сносе уникального здания. Это вызвало такую бурную негативную реакцию в обществе, что в итоге (в 1977 году) было принято решение о реконструкции вокзала для размещения в нем музейных коллекций. Зданию даже был присвоен статус исторического памятника.

Работы по реставрации вокзала начались в 1980 году. Ими руководила итальянский архитектор Гае Ауленти, известная несколькими своими проектами реконструкции музейных помещений (в том числе культурного центра им. Жоржа Помпиду).

В 1986 году, с участием Президента Франсуа Миттерана, состоялось открытие музея Орсе. Уникальную коллекцию его составили экспонаты разных музеев Европы. В отличие от Лувра (в экспозицию которого входят в основном артефакты древнего мира, а также средневековья) и центра Помпиду (ориентированного на современное искусство), музей Орсе экспонирует предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года.

Экспозиция музея Орсе разделена на 6 тематических направлений – коллекция живописи; коллекция скульптур; коллекция декоративно-прикладного искусства; коллекция графики; архитектура. Ряды скульптурных композиций выстроены под стеклянным сводом вокзальной крыши, подобно уходящим в даль железнодорожным путям. Пространство небольших залов по бокам от основной галереи отведено под произведения живописи. Наибольший интерес среди прочих объектов музея вызывает собрание картин художников-импрессионистов, в которое вошли самые знаменитые работы лучших мастеров этого течения.

Более или менее подробный осмотр экспозиции Орсе займет у вас полный день, поэтому кроме духовной пищи здесь можно вкусить блюда французской кухни – в ресторанном зале на среднем уровне, или в кафе на верхнем этаже. Ресторан поразит вас роскошью позолоты, а кафе с террасой – прекрасным видом на Монмартр через огромный циферблат вокзальных часов.

История коллекция живописи музея Орсе началась в Люксембургском дворце, где в 1818 году Людовиком XVIII был основана галерея работ современных художников, наиболее успешные из которых с течением времени переходили в Лувр. Однако, призванный отражать современные тенденции, Люксембургский дворец до 80х годов XIX века оставался закрытым для новейших экспериментальных течений в искусстве. Кроме того, салонная система к концу XIX века сделала живопись слишком зависимой от мнения критиков и торговцев картинами, поэтому художественный рынок во Франции долгое время оставался консервативным.

Лишь в 1890 году в коллекцию Люксембургского музея вошла «Олимпия» Эдуарда Мане. После этого, известный коллекционер Кайботт завещал французскому правительству собрание из 60 полотен Ренуара, Моне, Дега, Сезанна и других представителей импрессионистской школы. Однако, Академия изящных искусств в то время по-прежнему отдавала предпочтение художникам академического направления, и коллекция Кайботта была сначала отвергнута вовсе, а спустя несколько лет, удалось выставить в Люксембургском музее лишь чуть больше ее половины.

В последующие годы государство стало лояльнее относиться к современным течениям в живописи, и в начале ХХ века коллекция импрессионистов в Люксембургском дворце увеличилась за счет дарений частных коллекционеров. В том числе, в экспозицию музея перешли такие шедевры, как «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, и четыре полотна из серии видов Руанского собора Клода Моне. А к концу XIX столетия коллекция расширяется за счет работ зарубежных художников, таких, как Уинслоу Хомер и Джеймс Уистлер. Иностранная коллекция вскоре достигла таких размеров, что была выделена в отдельный музей Jeu de Paum.

В 1929 году коллекция импрессионизма была переведена в Лувр, а в 1947 году, в ходе реорганизации экспозиции Лувра, переместилась в Jeu de Paum, уже включая в себя работы Будена, Сёра, Тулуз-Лотрека и Анри Руссо. В послевоенные годы коллекция стала быстро разрастаться за счет картин, передаваемых в дар музею художниками. Вскоре музей Jeu de Paum стал слишком тесен для импрессионизма. Одновременно с такой же проблемой столкнулся и Центр современного искусства Помпиду, которому не хватало площадей для экспонирования коллекций живописи школы Понт-Авен, пост-импрессионизма и художественной группы Наби.

Эта проблема разрешилась после принятия решения о реконструкции вокзала Орсе. Таким образом была составлена изначальная коллекция живописи музея Орсе, которая была дополнена частью экспозиции Лувра, относящейся ко второй половине XIX – началу ХХ вв. Также в музей Орсе были возвращены работы стилей позднего романтизма и эклектики, которые разошлись по всей Франции после закрытия музея Люксембургского дворца. Правила приема даров музея Орсе избавляли дарителей от налога на наследство, и благодаря этому, коллекция пополнилась шедеврами таких художников, как Бланше, Сезанн, Матисс, Редон, Ренуар. В собрание иностранных картин вошли работы Климта, Гиакометти, Мунка и др.
Сегодня экспозиция музея Орсе продолжает расширяться и дополняться. В 2014 году сумма, которая была потрачена на приобретение полотен составила 20 миллионов долларов.

История коллекции скульптуры

XIX век стал периодом расцвета искусства скульптуры. Восторжествовавший средний класс ввел моду на эту художественную форму. Наличие скульптурных композиций в частных домах определяло статус и положение хозяев. Искусство, способное аллегорически запечатлеть в камне или бронзе идеалы, убеждения и идеи того времени, пользовалось огромным спросом. Однако, после 1945 года, профессиональная критика и культурное сообщество обличили скульптурные традиции уходящей эпохи в излишнем пафосе. После этого большинство произведений разошлось по запасникам, где они провели несколько следующих десятилетий.

Идея преобразования вокзала Орсе в музей подарила широкой публике возможность вновь насладиться великолепием скульптуры XIX века. Здесь были созданы прекрасные условия для экспонирования монументальных композиций – для этого идеально подошел просторный центральный зал, с его стеклянной крышей, дающей работам естественное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. К моменту открытия музея, его скульптурная коллекция насчитывала 1200 экспонатов, преимущественно изъятых из запасников Люксембургского дворца и Лувра.

Коллекция музея Люксембургского дворца, ориентированная в основном на живопись, отводила скульптуре второстепенное место. В середине XIX столетия в ней было лишь 25 скульптурных работ. К 1887 году Люксембургский дворец владеет уже коллекцией из 100 скульптур, и постепенно начинает открывать свои двери для работ современных художников. После долгих колебаний художественного совета, в экспозицию попадают скульптуры «Бронзовый век» Родена, «Вояка» Домье и бюст Бетховена работы Бурделя. Стремительное увеличение коллекции создало проблемы с их размещением – и к концу XIX века было введено ограничение, которое не позволяло экспонировать более трех работ одного скульптора. Произведения зарубежных мастеров долгое время практически не были представлены в музее. В 1890 году были приобретены всего лишь две работы бельгийского скульптора Константина Менье.
Некоторая часть коллекции была переведена в музей Jeu de Paum, но там тоже не нашлось достойного места для собрания скульптур. Поскольку музей был ориентирован на импрессионизм, коллекция его ограничилась статуями Родена, “Четырнадцатилетней танцовщицей” Дега, да несколькими скульптурными работами Гогена.

В 1939 году, после закрытия музея Люксембургского дворца, его коллекция разошлась по разным городам. Некоторая ее часть переместилась в Лувр, но достойное место в его экспозиции заняли лишь несколько скульпторов – работы Бари, Родэ, Карпо были выставлены в основной экспозиции, большая же часть скульптур XIX века долгое время была в резерве.

Музей Орсе не только открыл миру произведения, пылившиеся в запасниках. Путем обменов или приобретений, экспозиция его пополнилась скульптурными шедеврами, которые ранее экспонировались в других музеях, или украшали сады и дворцы (например, «Врата ада» Родена и менее известные работы Д’Анже, Шонферга, Джерома, Клоделя и других скульпторов). В настоящее время коллекция скульптур музея Орсе насчитывает около 2 200 экспонатов.

История коллекции декоративно-прикладного искусства

Вопрос о целесообразности расширения отдела декоративно-прикладного искусства Лувра был поставлен еще в конце XIX столетия, когда стало понятно, что главный музей страны не обладает необходимыми площадями, средствами и ресурсами для содержания коллекции этого вида творчества. Ответ на этот вопрос пришел лишь через сто лет, после открытия музея Орсе, ставшего логическим продолжением экспозиции Лувра, отдел декоративно-прикладного искусства которого перестал пополняться еще в царствование Луи Филиппа. Орсе вобрал в себя ценнейшие произведения, начиная со второй половины XIX века.

Однако, собранные по разным национальным музеям предметы обихода, составили настолько скромную коллекцию, что для выделения ее в отдельный департамент музея потребовалась кропотливая работа по увеличению числа экспонатов. Предметы интерьера имперских дворцов, или правительственных ведомств, либо были уничтожены в ходе боевых действий и пожаров времен Парижской Коммуны, либо их перемещение в музей не приветствовалось. Потребовалось несколько лет для того, чтобы провести инвентаризацию предметов декоративно-прикладного искусства, принадлежавших государству, заполучить их, и сформировать коллекцию, ядром которой стали экспонаты из Люксембургского дворца и Лувра.

Декоративно-прикладное искусство в коллекции Люксембургского дворца было представлено небольшим количеством фаянсовых изделий, и несколькими гобеленами. Но в последние годы XIX века художественные бытовые объекты и мебель становятся предметами салонных распродаж. После этого дворец оформил декоративно-прикладное искусство в отдельную коллекцию, но средств для ее пополнения выделялось ничтожно мало.

Открытие музея Орсе дало возможность собрать вместе экспонаты из разных национальных музеев, соединив их с предметами из правительственных ведомств. Объекты из Лувра, музея садов Фонтенбло, музея Клюни соседствовали здесь с образцами декоративно-прикладного искусства, отданными Министерством иностранных дел. Мебель работы Дила, резьба по дереву братьев Гере, бронзовые украшения скульптора Бари – одни из самых ярких экспонатов коллекции. Наиболее ценный образец стиля модерн в ней – деревянный гарнитур выполненный Жаном Дамптом для графини Беарн в начале ХХ века.

После своего открытия, музей добавил в свою экспозицию 800 объектов – гипсовые модели и формы для литья от Карла Бугатти, а также предметы интерьера из частных коллекций. Работы Гофмана и Ван де Вельде, Галле и Валлена, Гимара и других замечательных мастеров органично заполнили имеющиеся в коллекции пробелы. Это объекты из стекла, различных металлов, дерева и керамики, как ручной работы, так и фабричного производства, а также ювелирные изделия. Благодаря пожертвованиям покровителей музея Орсе – частных коллекционеров, меценатов, наследников – в коллекцию вошли витражи работы Тулуз-Лотрека, ювелирные изделия Гимара и мебель Макинтоша.

В настоящее время коллекция декоративно-прикладного искусства музея Орсе продолжает пополняться как за счет пожертвований, так и путем приобретения уникальных предметов, в том числе работ современных художников.

История коллекции художественной фотографии

Орсе первым из французских музеев создал и представил публике коллекцию фотографий — и таким образом значительно обогатил художественное наследие Франции.

Перед кураторами музея стояла нелегкая задача – собрать с нуля коллекцию, посвященную искусству, ранее не экспонировавшемуся ни в одном из художественных музеев страны. Основную часть коллекции составили работы, датируемые периодом от первого представления фото-технологии физиком Луи Франсуа Араго на научной конференции в Париже в 1839 г., и до начала традиции современной фотографии, которое было положено в 1918 г.

Коллекция преследовала несколько целей, первой из которых была демонстрация развития искусства фотографии, через призму технического прогресса. В рассматриваемый период, фототехника прошла ряд значительных этапов – от первых дагерротипных камер, которые были громоздки, трудны в обращении и требовали долгого позирования, до небольших удобных «мгновенных» аппаратов конца ХХ века. Помимо представления уникальных принтов и негативов, экспозиция демонстрировала пути распространения фотоискусства в разных странах мира, начиная от самых первых английских и французских опытов.

Первым приобретением коллекции был альбом «примитивного» периода английской и французской фотографии (с 1839 по 1863 гг). Этот альбом, собранный фотографом Луи Альфонсом де Бребиссон, состоял из четырех десятков работ разных фотохудожников того времени – к примеру, два уникальных снимка одного из первых фотографов Франции, Гюстава Ле Грея: «Бриг в лунном свете» и «Вид на монастырь Моссак».

Многие уникальные снимки были переданы музею семьями фотографов – так, по воле наследников, коллекция пополнилась работами Шарля Негро, пейзажными и жанровыми снимками Анри Ривьера. Их примеру последовали семьи других известных фотохудожников. Ряд работ был приобретен музеем на открытых аукционах. В 1982 году музею Орсе были переданы 250 негативов их архива Департамента культурного наследия. А в 1983 году музей принял в дар собрание редких негативов Эдварда Балдуса, которые включали в себя репортаж о перенаправлении разливов Роны при Наполеоне III. В том же году в коллекцию вошли фоторепортажи первых этнографических экспедиций. Это далеко не полный список пожертвованных музею уникальных негативов, принтов и фото-стекол.

На момент открытия музея Орсе, его коллекция фотографий насчитывала около 12 000 экспонатов. На настоящий момент их число выросло до 45 000. В число последних приобретений музея входят две работы художника Фердинанда Кнопфа, Лувр передал для экспонирования большую серию видов Испании, сделанных Жаном Лораном, три дагерротипа Адольфа Гумберта де Моларда, и шесть принтов Роджера Фентона.

Коллекция художественной фотографии музея Орсе не теряет актуальности по сей день. Работа по ее обновлению ведется постоянно, и можно сказать, что она не уступает по размерам и значимости другим коллекциям музея.

История коллекции графики

Коллекция графики музея Орсе изначально была и долгое время оставалась собственностью Лувра, переданной для временного экспонирования. Частью постоянного музейного фонда являлись лишь 70 из представленных рисунков. Здесь были представлены работы художников, рожденных между 1820 и 1870 гг., за некоторыми исключениями. К примеру, из рисунков Матисса (подходившего для выставки по году рождения, но не соответствовавшего ей стилистически) в коллекцию вошел только один – «Роскошь, покой и наслаждение». А родившиеся ранее 1820 года Оноре Дамье, Густав Курбе и Франсуа Бонвен были широко представлены.

Таким образом, коллекция графики охватывала период с середин ХХ до начала XXI вв. Основой для этой части экспозиции послужило собрание графики, перешедшее в Лувр из музея Люксембургского дворца после его закрытия. Собрание это было основано в 1818 году, но до начала 80х годов XIX века пополнялось довольно вяло. Лишь к концу столетия Люксембургский дворец попытался представить объективный обзор современного искусства, и в частности, графики. Коллекция пополнялась на салонных распродажах и аукционах. На основе государственной дотации музей получил собрания работ Анри Рено, Жана-Франсуа Милле, Эдгара Дега и других художников.

Также музей Люксембургского дворца экспонировал эскизы, чертежи и прочие документы, которые являлись творческим этапом создания скульптур и картин, представленных в музее. В эту экспозицию входили, в частности, эскизы Родена.

Рисунки зарубежных художников были представлены очень скудно, и в последствии перешли в экспозицию музея Jeu de Paum.

Согласно правилам экспозиции Люксембургского дворца, по истечению 10 лет после смерти художника, лучшие его работы отправлялись в коллекцию Лувра. Множество графических рисунков таким образом покинуло дворец в 1929, 1930 и 1931 годах. А после закрытия Люксембургского музея в 1937 году, его коллекция графики перешла в Национальный музей современного искусства, который находился во дворце Токио, построенном к Всемирной выставке. Во время пребывания там, она была дополнена работами группы Наби, а также акварелями и рисунками пост-ипрессионистов. Значительно разрослась коллекция рисунков зарубежных художников.

После открытия нового Музея современного искусства в Культурном центре имени Жоржа Помпиду, все работы художников, рожденных до 1870 года были переведены из дворца Токио в отдел графического искусства Лувра – откуда в последствии перешли в музей Орсе.
В настоящее время коллекция графики музея Орсе, дополненная более поздними приобретениями, насчитывает более 80 000 рисунков. В нее вошли такие шедевры, как “Черный бант” Жоржа Сёра, портрет Мане работы Эдгара Дега, автопортрет Густава Курбе, рисунки в жанре политической каррикатуры, и многое другое. Коллекция продолжает дополняться и расширяться, преследуя цель отразить наиболее полную картину истории графического искусства второй половины XIX века.

История коллекции архитектуры

Архитектура – вид искусства, который парадоксально редко бывает представлен в музейных коллекциях, хотя, как можно убедиться, посетив музей Орсе, она очень органично дополняет общую экспозицию. Главная цель этого раздела – показать многообразие и богатство архитектурных традиций XIX века.

Само здание музея Орсе являет собой прекрасный образец адаптации городской архитектуры позапрошлого века к современным урбанистическим реалиям мегаполиса. Демонстрация динамики трансформации Парижа в современную столицу при Наполеоне III и префекте Османе, оказалась слишком сложной задачей – поэтому акцент архитектурной коллекции музея сделан на наиболее знаковые постройки рассматриваемой эпохи, такие, как новая Парижская опера. Здание её было построено в период 1863 – 1875 гг. по проекту архитектора Шарля Гарнье, и оказало большое влияние на развитие европейской архитектуры.

Одну из частей коллекции составляют архитектурные чертежи и планы, общим числом около 18 000 экспонатов. Часть из них была передана в музей Орсе графическим отделом Лувра, и включала в себя работы таких выдающихся мастеров XIX века, как Виктор Балтард, Феликс Дюбан, Шарль Гарнье. На протяжении нескольких лет коллекция пополнялась рисунками Эйфеля, Варколье, Бойля и прочих великих архитекторов. Основная часть экспонатов была принесена в дар потомками.

Вторая часть экспозиции представляет публике архитектурные проекты и макеты, куда входит некоторое число реконструкций античных, средневековых и ренессансных зданий, основанные на кропотливой обработке археологических данных и исторических документов. Здесь наглядно можно проследить влияние, которое оказала архитектура различных эпох на зодчество XIX века, когда страна была охвачена «строительной лихорадкой». В этот период социальных изменений и технических инноваций, проектируются, возводятся и реконструируются театры, вокзалы, храмы, фабрики, рынки, учебные заведения (один из наиболее показательных объектов коллекции – проект реконструкции Сорбонны Альфонса Дефрассе). Строительные выставки и ярмарки дали архитекторам того времени возможность развития, и демонстрации своих достижений широкой публике, что обусловило подъем искусства архитектуры. Об этом блистательном периоде свидетельствует коллекция музея Орсе.

Третий раздел экспозиции посвящен арт-нуво (стилю модерн). Это направление возникло в последней трети XIX века. Оно утверждало новые идеи и освобождение от «болезненного наследия прошлых лет». Работы ярчайших архитекторов этого стиля, таких как Эмиль Галле и Гектор Гимар, широко представлены в музее благодаря собраниям, которые бережно сохранили и передали в экспозицию их наследники.
В настоящее время музей постоянно обновляет коллекцию архитектуры новыми экспонатами. Последнее крупное приобретение было сделано в 1997 году, когда ее экспозиция пополнилась набором чертежей и рисунков бельгийских архитекторов школы Отто Вагнера.

В заключение…

Уникальная коллекция Орсе, а также нетрадиционная архитектура здания, делают его одним из наиболее интересных мест Парижа. Средняя посещаемость музея – 3 000 000 посетителей в год. Это не только туристы, но и парижане. Один из альтернативных видов деятельности здесь – образовательные программы для детей и молодежи, адресованные разным возрастным категориям.

Кроме постоянной экспозиции, в музее Орсе регулярно проводятся временные выставки, посвященные самым различным тематикам. За их расписанием можно следить на сайте музея. Приобретая билет, вы получаете право на осмотр как постоянной, так и временной экспозиций. Бесплатно пропускаются дети до 18 лет (по предъявлению документов).

Сувенирный магазин музея предлагает широкий ассортимент разнообразной продукции – от постеров, книг и дисков до предметов искусства (картины, скульптуры и ювелирные изделия). Также довольно обширен ассортимент товаров музейной тематики для детей.

Как добраться

Адрес: 1 Rue de la Légion d"Honneur, Paris 75007
Телефон: +33 1 40 49 48 14
Сайт: musee-orsay.fr
Метро: Solférino, Assemblée Nationale
Поезд RER: Musée d"Orsay
Время работы: 9:30-18:00, по четвергам 9:30-21:45

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры