Надя рушева- самая юная художница ссср. Биография Кентавры нади рушевой

Главная / Психология

Рушева Надежда Николаевна

РУШЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Б иографический очерк

Надя Рушева
родилась в семье художника и балерины, в городе со странным, гулким названием:
Улан-Батор. Потом семья переехала в Москву. Рисовать девчушка начала с трех лет,
много раньше, чем читать.

Рисунок стал для
нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и
сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное
озорство.

Но над рисунком
всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир,
неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не
раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую».

Чем она
рисовала? Цветными мелками, карандашом. Пока отец вслух читал ей «Сказку о царе
Салтане», она сделала к ней в альбоме более тридцати шести рисунков... Кстати, в
художественной школе она никогда не училась, и никто и никогда не мог заставить
ее рисовать насильно.

В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером (ручкой),
которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники
обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаются..
Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной
степени легко, она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно
проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. После ее ухода -
не поворачивается язык сказать - смерти, гибели, - столь внезапно все было! -
осталось более тысячи рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту»
Пушкину

Художник-график

«НАДЯ,
ПУШКИН, СИРЕНКИ и ДР.»

Надя Рушева, на мой взгляд, - явление
чрезвычайное в изобразительном искусстве наших дней.

Говорить
о ней радостно и горько: радостно потому, что, глядя на рисунки Нади, говоря о
них, невозможно не почувствовать себя на высокой волне большого праздника, не
ощутить доброго волнения; а горько потому, что самой Нади уже нет с
нами.

Надя умерла в семнадцать лет. Так мало пожив на этом свете, она
оставила огромное художественное наследие - десять тысяч
рисунков-фантазий.

Талант
щедр, и эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без
оглядки, отдать людям всего себя без остатка - несомненно, один из первых
признаков, изначальное свойство истинного таланта.

Но само собой
разумеется, что о мощи таланта мы судим не только по количеству сделанного.
Важно не только то, сколько перед нами рисунков, но и то - каких
рисунков.

Я четырежды был на выставках ученицы обычной московской школы
Нади Рушевой, и с каждым новым знакомством с её рисунками они всё больше
пленяли, покоряли и радовали.

Надины
рисунки - это огромный, многообразный, богатый мир образов, чувств, идей,
интересов. В её рисунках и сегодняшний день, и историческое прошлое страны, и
мифы эллинов, и современная Польша, и сказки, и пионерия Артека, и древний мир,
и страшный Освенцим, и первые дни Октябрьской революции.

Матери
мира – за мир

Плач
над Зоей

Многообразие интересов художницы поражает. Ей до всего в
мире было дело. Всё её касалось.

Но эта широта художнических интересов -
не есть всеядность. Аппарат отбора, столь важный для художника, действовал у
Нади строго и безошибочно. Что отбирала Надя для себя из практически
безграничного богатства человеческой культуры?

Надя любила чистые, высоко
поэтические мифы эллинов. Мифологическим мотивам посвящены многие её рисунки, и
среди них - самые ранние. Восьмилетней девочкой Надя рисует «Подвиги Геракла» -
цикл из ста маленьких этюдов.

Уже в ранних детских рисунках ярко видится
будущий художник, с его пристрастиями, с его всеобычным глазом и прекрасной
гибкой линией, с его безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом
художнического языка.

Это о первых рисунках восьмилетней Нади. А вот
передо мной последняя композиция семнадцатилетней художницы. И опять тема -
прекрасная эллинская сказка: «Аполлон и Дафна». Этот небольшой, примерно в
страничку школьной тетради, рисунок - поистине шедевр. Миф о боге солнца, муз,
искусств Аполлоне, влюбившемся в прекрасную нимфу Дафну и отвергаемом ею, - один
из самых поэтических созданий греческой мифологии.

Эту
победу нимфы над богом, Дафны над Аполлоном и нарисовала Надя в самой её
трагической кульминации. Аполлон, уже настигший Дафну, протягивает руки, чтобы
схватить свою жертву, но Дафна уже наполовину не Дафна. Из живого тела её уже
возникают ветки лавра. С поражающей художественной находчивостью Надя уловила и
отобрала наиболее сложный, наиболее драматический момент мифа. Она изображает
как бы самый процесс перевоплощения Дафны. Она ещё человек, но одновременно уже
почти деревце: у неё и живые человечьи руки, и ветви лавра. Исполнен рисунок
изумительно скупо, точно, прозрачно. Линия упруга, текуча, завершена в первом и
единственном движении пера.

Линия у Нади всегда единична и окончательна.
Надя не употребляла карандаша, не пользовалась резинкой, не растушевывала
рисунок, не намечала предварительных направлений, не проводила множественных
линейных вариантов. Линия одна, всегда окончательна, и материал, которым
работала Надя, строго соответствовал её удивительной способности безошибочной
импровизации. Тушь, перо, фломастер не терпят поправок и повторных попыток, а
именно тушь, перо и фломастер любила Надя, изредка подцвечивала свои рисунки
пастелью или акварелью.

Веснушки.
Серёжа Есенин.

Танец
Шахерезады

Безошибочность линии в Надиных рисунках просто
поразительна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная, чудотворная
сила и свойство руки художника, всегда верно выбирающей то единственное
направление, тот единственный изгиб, ту единственную толщину и плавность линии,
какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность руки Нади
непостижима.

Офелия

Столь
же находчива, экономична и каждый раз бесспорно окончательна композиция Надиных
работ. Вот небольшой рисунок «Пир Калигулы». На тёплом зеленоватом фоне перед
нами три фигуры – полнотелый Калигула и цветущая женщина с ним рядом, а перед
ними на камнях – чёрная рабыня с подносом, уставленным пиршественными яствами и
сосудами с вином. Как мало нарисовано и как много сказано: этих трёх фигур и их
положения в большом пиршественном зале, только намёком данном на втором плане,
оказывается достаточно для того, чтобы создать атмосферу пира.

Своеобычна
композиция «Адам и Ева». На рисунке только две фигуры – Адам и Ева. Ни райских
кущей, ни дерева с яблоками познания добра и зла. Из сопутствующих аксессуаров –
только змей на первом плане и яблоко. Яблоко уже сорвано: оно на земле перед
глазам Евы, которая, присев, жадно вытянула руку, чтобы схватить его. Этот
бурный жест женщины, жаждущей схватить, познать запретное, неподражаемо
выразителен. Заслонённый Евой Адам, тоже припавший к земле, как бы дублирует
стремительное движение Евы. Центр картины: Ева, яблоко, жест Евы. Я назвал эту
композицию картиной, а не рисунком, и это, на мой взгляд, вполне закономерно.
Этот рисунок – больше, чем рисунок.

Непокорённая

Малость
средств, какими достигается Надей огромный результат, иной раз просто поражает.
Вот рисунок, озаглавленный «Освенцим». На нём нет ни лагерных бараков, ни
колючей проволоки, ни печей крематория. Только лицо – одно лицо, измождённое,
измученное, настрадавшееся, с провалившимися щеками и огромными, страшно
глядящими в мир глазами… Нет никаких деталей, которые говорили бы о страшных
делах, какие творили фашисты в лагере смерти, но всё это явственно видится в
измученном, измождённом лице с огромными глазами на рисунке Нади
«Освенцим».

А ведь автору «Освенцима», «Адама и Евы», «Аполлона и Дафны»
и тысяч других работ художника, сложно и глубоко выразившего сложные и глубокие
идеи и образы нашего века и веков прошлых, было всего семнадцать
лет.

Столь раннее созревание ума, чувств, руки, дарования невозможно
определять, вымерять обычными мерами, обычными категориями, и я понимаю
академика живописа В.Ватагина, говорящего о гениальности Нади.

Надя
с художником-анималистом В.Ватагиным

Я понимаю Ираклия Андронникова,
который после посещения выставки Нади Рушевой написал: «То, что это создала
девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют
доказательств своей первозданности.»

Слова «гениальность» и
«первозданность» - очень большие слова, их страшновато произносить в приложении
к современнику, да притом ещё семнадцатилетнему. Но мне кажется, что это та
мера, которой и можно, и должно мерять огромное дарование Нади
Рушевой.

До сих пор я говорил более или менее обстоятельно о четырёх
Надиных рисунках: «Аполлон и Дафна», «Пир Калигулы», «Адам и Ева», «Освенцим»,
но, в сущности говоря, каждый из её рисунков заслуживает столь же и даже более
обстоятельного разговора. Тематическое многообразие и богатство Надиного
творечства почти безграничны К каким только темам, мотивам, жизненным явлениям
не обращается эта жарко и жадно взыскующая душа!

Автопортрет
рисующей на полу

Надя ненасытно глотает книги, и почти всякая из них
рождает вихрь мыслей и жажду воплотить на бумаге зримо, в линиях и красках
материал прочитанной книги, её героев, её идеи и образы.

Она рисует
иллюстрации к К.Чуковскому и В.Шекспиру, Л.Кассилю и Ф.Рабле, А.Гайдару и
Э.Гофману, С.Маршаку и Д.Бацрону, А.Грину и Ч.Диккенсу, Н.Носову и А.Дюма,
П.Ершову и М.Твену, П.Бажову и Д.Родари, А.Блоку и Ф.Куперу, И.Тургеневу и
Ж.Верну, Б.Полевому и М.Риду, Л.Тольстому и В.Гюго, М.Булгакову и Э.Войнич,
М.Лермонтову и А.Сент-Экзюпери.

Маленький
принц с розой

Прощание
с Лисом

Пушкин
- это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина,
возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней
Наде Рушевой интсинкт творчества. Именно тогда, в пятьдесят девятом году,
впервые побывав с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей,
последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Тогда
именно и появились первые тридцать шесть рисунков на темы, навеянные «Сказкой о
Царе Салтане».

С этой, ставшей сердцу Нади дорогой, квартиры на Мойке
началось творческое в Наде; здесь и кончилось. Последний её поход был совершён
сюда уже спустя десять лет.

На другой день после посещения квартиры поэта
Надя внезапно умерла. За три дня до этого она побывала в городе Пушкине под
ленинградом, в лицее, в комнате, в которой шесть лет жил лицеист
Пушкин.

Юные
лицеисты Пушкин и Дельвиг

Рисунки Нади Рушевой приближают нас к
Пушкину ещё на один шаг. Работая над этими рисунками, Надя старалась вжиться не
только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую
эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её – представить себе воочию людей того
времени, обстановку их, вещи, какие были вокруг них и в их руках. Настраивая
себя на это, Надя делала рисунки пушкинского цикла гусиным пером. Она постоянно
возилась в эти дни с гусиными перьями, зачинивала их, обжигала в пламени свечи,
делала бесчисленные срезы пера на разных от бороздки расположениях, чтобы
достичь определённой, нужной для рисунка гибкости оконечья пера.

Папа,
давай поиграем!

В пушкинском цикле Нади явно ощущается созвучие с
манерой пушкинского рисунка – лёгкого, непринуждённого, изящного, как бы
летучего Но в то же время Надя остаётся Надей и в этих рисунках. Налицо
всегдашняя её лаконичная компановка, уверенная определённость линий,
импровизационная свобода рисунка.

Надя сперва создаёт серию лицейстких
рисунков: несколько портретов Пушкина-лицеиста, товарищей его по Лицею. Под
пером Нади возникают Кюхля, Дельвиг, Пущин, жанровые сценки лицейского быта,
друзья-лицеисты, посещающие заболевшего Сашу, бунь лицеистов против
воспитателя-кляузника Пилецкого.

Кюхельбекер

Но
мало-помалу в силу вступает художническая жажда и стремление понять мир великого
поэта во всей его широте и многообразии. И тогда вслед за лицейской серией
появляются рисунки «Пушкин и Керн», «Пушкин и Ризнич», «Пушкин и Мицкевич»,
«Пушкин и Бакунина», прощание Пушкина с детьми перед смертью, портрет Натальи
Николаевны, Наталья Николаевна с детьми дома и на прогулке.

Стремление
расширить поле зрения, неустанно углублять избранную тему, с которым мы
встретились в пушкинском цикле, вообще характерно для Нади.

Мастер
и Маргарита в подвальчике у застройщика

В своём последнем цикле,
посвящённом роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Надя выступает
первооткрывательницей темы. Роман М.Булгакова чрезвычайно сложен: он объединяет
в одном целом реальность и фантастику, историю и сатиру.

Мастер
ждёт Маргариту

Надя с блеском преодолела эту трудность объединения
разнородных планов. И тут, вживаясь в образ, она бесконечно повторяет лицо
Маргариты, для которого ищет наиболее яркого воплощения.

Превосходно
найдены средства воплощения и таких разноплановых персонажей как Мастер, Иешуа,
Пилат, Крысобой, Волнад и его свита.

Мольба
Фриды

Коровьев
и Бегемот

Тот же неустанный поиск правды и выразительности образа
видим мы и в великолепном цикле, посвящённом «Войне и миру». Стремясь
представить нам Наташу Ростову во всей её жизненной полноте, Надя рисует её
подростком с куклой и окрылённой мечтой девушкой, залитой лунным светом перед
открытым окном в Отрадном, и любящей, заботливой матерью у постели
ребёнка.

Другие
пресонажи «Войны и мира» так же явлены нам в Надиных рисунках во всём
многообразии жизненных интересов, характеров, судеб, устремлений, поступков и
душевных движений. Чрезвычайно богат, многосторонен огляд художником материала
великого романа: Пьер на поле Бородинской битвы, спасение им женщины с ребёнком,
Кутузов, беседующий в Филях с шестилетней крестьянской девочкой Малашей, смерть
Платона Каратаева, гибель Пети Ростова, Николушка Болконский, мечтающий о
подвигах…

Пьер
Безухов

Наполеон
в отступлении

И ещё одно, чрезвычайное сопоставление. Стремясь войти
в образ, дать его во всей жизненной полноте, Надя старается сколько можно
приблизиться к нему как бы и физически. Рисуя пушкинский цикл, Надя бродит по
пушкинстким местам, посещает Лицей, едет на место дуэли Пушкина. Отмеривает по
снегу десять шагов и, воочию убедившись, как страшна дистанция дуэлянтов,
восклицает с болью и негодованием: «Это же убийство! Ведь этот негодяй стрелял
почти в упор.» Потом я Чёрной речки идёт на Моку и там долго стоит перед
портретом поэта, среди вещей окружавших его при жизни, словно впитывая в себя
самую атмосферу этой жизни, его мыслей, мечтаний дел, его музы, звучания его
стихов. Во время прогулки в Лицейском саду Надя поднимает с дорожки прутик и
неожиданно начинает чертить им на снегу летучий профиль юного Пушкина…

То
же происходит и в процессе работы над другими циклами, особенно дорогими
художнице. Рисуя листы «Войны и мира», Надя едет с отцом из Москвы на осеннее
Бородинское поле, долго бродит по огромной долине, останавливаясь и тщательно
просматривая места, где были Багратионовы флеши, батарея Раевского, Шевардинский
редут, ставка Кутузова…
Работая над рисунками к «Мастеру и Маргарите», Надя
обходит все старые московские переулки, улицы, бульвары где разыгрывалось
действие романа, где ходили, мучались спорили, скандалили, лукавили персонажи
булгаковской фантазии.

А теперь возвращаюсь к обещанному чрезвычайному
сопоставлению. В чём оно состоит? Отец Нади говорил, что она не умела рисовать
натуралистически, со светотенью, никогда не копировала натуру. Даже делая свои
автопортреты, она только ненадолго заглядывала в зеркало, а потом рисовала уже
по памяти. Рисунки её были всегда импровизацией.
Так как же совместить эту
импровизационную манеру со стремлением детально ознакомиться с жизнью героев
своих рисунков, с местами, где они жили и действовали, пристально оглядывать эти
места, окружающие предметы, изучаь их?

Так обычно работает тот, кто
накрепко привержен реализму. Но художник-импровизатор как будто бы должен
поступать совсем не так?
Рисунки Нади – это импровизации. Они в какой-то мере
фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены конкретной
действительностью, жизнью, книгой, фактом. И Надя верна конкретным образам,
вещам, событиям. Рисунки Нади несмотря на импровизационность и подчас
фантастичность, не беспочвенны, не безличны, не безразличны к жизни. Они следуют
жизни в такой же мере, в какой следуют творческому импульсу Нади. Они
фантастичны и реалистичны одновременно. Они – сказка, ставшая былью, поэзия в
графике.

Надя рисует мифических сирен. Их много. Она их любит. Но как она
их любит? И каковы они у Нади?

Прежде всего – это не те свирепые сирены,
морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в
морские пучины, чтобы погубить их. Спастись от них можно только залепив уши
воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своими спутниками.У
Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят. Напротив, они
очень обаятельны, дружелюбны, приветливы и, не корча из себя злодеек, занимаются
самыми обыденными делами: ходят на просмотры моделей в дом мод, служат
официантами, устраивают дома, время от времени, большую стирку и, сняв свои
рыбьи хвостики и выстирав их, развешивают рядком, как трусики, на верёвочках для
просушки.

Удивительно милы эти сиренки, и Надя дружит с ними издавна. У
неё есть даже такой рисунок: «Дружба с сиренкой», где обыкновенная девочка,
может быть, сама Надя, улыбаясь, стоит в обнимку с сиренкой и мирно
разговаривает с ней.

Кентаврёнок
с лавровым венком

Очень домашни, милы и кентаврицы, а также кентавры
и кентаврята. Кентаврицы столь же кокетливы, как и сиренки. На всех четырёх
копытцах у них высоконькие, остренькие, самые можные каблучки. Отношения Нади и
кентавриц, Нади и сиренок, на мой взгляд, таковы, какими должны быть отношения
художника к своим созданиям: они совершенно естественны, человечны, задушевны.
Через эти отношения очень глубоко и достоверно раскрывается сам художник, его
добрый взгляд на окружающий его мир.

Встреча
вакха и нимфы

И ещё одно скрыто в Надиных образах: это – добрая
улыбка и весёлый глазок художницы, её мягкий юмор – мягкий и одновременно смелый
и тонкий.

Шалунья
и шпиц

В этом весёлом, задорном, озорном отношении к материалу есть
что-то открыто-детское – и в то же время мужественно взрослое, бесстрашное.
Художник не преклоняется, не раболепствует перед мифом, перед сказкой, а просто
принимает этот мир как художническую достоверность и совершенно свободен и
непринуждён в отношениях с ним.

А что говорить?

Говори что хочешь.

-
Ладно. Я расскажу, как получила двойку по математике.

И рассказала.
Рассказ милый, простодушный, открытый – всё напрямик, всё без утайки, без
прикрас. В нём – вся Надя, весь её характер, весь душевный строй.

Я
смотрел три коротеньких фильма о Наде. В них Надя тоже такая, как есть: без
ретуши и прикрас. Бродит по Ленинграду… Вот она у Зимней канавки, на набережной
Невы, в Летнем саду, славная, милая девушка, иной раз даже девчёнка. Смотрит на
чудесный город, который так любила, в котором была за свою короткую жизнь
четырежды.

В последнем фильме о Наде – очень коротеньком и кончающемся её
прощальной улыбкой и горестным титром «Фильм не удалось закончить, так как Надя
Рушева умерла в марте шестьдесят девятого года…» - запечатлён один жест
Нади.

Медленно проходя по комнатам пушкинской квартиры и вглядываясь в
окружающие её реликвии, Надя летучим, каким-то удивительно интимным жестом
подносит руку к лицу, к щеке. Этот нечаянный жест пленителен, она даёт знать
зрителю, с каким внутренним волнением, с какой трепетной, затаённой душевной
тревогой и радостью Надя вглядывалась в Пушкина, в его жизнь, в его
стихи.

Я спросил у Надиного отца: знала ли она о своей аневризме, о том,
что болезнь её смертельна? Николай Константинович ответил коротко: «Нет. Никто
не знал… Утром, дома, собираясь в школу, потеряла сознание…»

Не
могу сказать – к лучшему ли то, что Надя не подозревала о ежеминутно
подстерегавшей её смерти. Может быть, елси бы знала, это лишило бы её рисунки
той прекрасной и поистине великой гармоничности, какая в них живёт, наложило бы
на них печать трагического. Не знаю, не знаю… Но знаю одно – проглядывая
многажды Надины рисунки, я ещё раз и окончательно убедился, что добрые
волшебники существуют на свете, живут среди нас…

Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице
из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего
кровоизлияния в мозг, и была похоронена на Покровском кладбище в Москве.

Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка

Она оставила после
себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число
невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов
художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным
причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва
Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в
Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее
Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в Японии, Германии,
США, Индии, Монголии, Польше и многих других странах.


http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=830

Помню, я была в гостях у Полины, сидела в её комнате на ковре, напротив книжного шкафа и листала книги. Одна из них оказалась тоненьким художественным альбомом. «Графика Нади Рушевой» — так он назывался. С одной страницы на меня взглянули прекрасно-нездешние глаза светловолосого мальчика. Почему-то я сразу узнала в нём Маленького принца. Со следующего рисунка смотрело скорбное лицо Лиса (он был изображён в виде человека), тонкие руки, не хотящие отпускать, в последний раз обнимающие Маленького принца, который сейчас уйдёт навсегда…

И я почему-то заплакала. Впервые за всю мою 18-летнюю жизнь, я плакала при виде рисунков — обычных графических рисунков.

На одних — плавные линии причудливо переплетались, распускаясь, как цветы; на других – были отрывистыми, разорванными, нервными. И только одно их объединяло – они были предельно простыми. Рука художника не вырисовывала, не выверяла их старательно и долго, не стирала ластиком, не перечерчивала. А линии выходили удивительно законченными, чёткими…

…Балерина на рисунке настолько усталая, что физически ощущалась дрожь от напряжения в её опущенных руках. Маленькая Наташа Ростова, только что ворвавшаяся в комнату – на лист альбома, заразительно громко смеется. В красавице с томно опущенными глазами сразу можно узнать Наталью Гончарову. Даже если ты не читал «Мастера и Маргариту», по иллюстрациям становится понятно, что худой, длинноносый тип на скамейке – хитер, изворотлив, и мерзок. А рядом — красивая молодая женщина, добропорядочная москвичка, напряжённо сжавшая сумочку в руках. Азазелло и Маргарита в Александровском саду.

Колючие глаза, черный мужчина в плаще беспощаден и страшен. Воланд.

Тонкая, прозрачная, с разлитой по лицу тихой грустью – девушка в реке под водой. Офелия.

Задумавшийся мальчик покусывает перо для письма. Саша Пушкин!

Татьяна Ларина с письмом Онегина, обиженный малыш-кентаврёнок, веснушчатый Серёжа Есенин с травинкой…

Мне все знакомы, я узнаю всех. Только одно для меня неясно, только одна загадка меня мучает — как удалось передать это всё в нескольких изогнутых линиях? Как это смогла вывести рука обычной московской школьницы? Как можно сказать ТАК много через несколько беглых взмахов карандашом или ручкой?

Я с трудом отложила книгу, умылась, и, шмыгая носом, пояснила подруге, что ничего более проникновенного и прекрасного, чем рисунки Рушевой, я не видела.

— Мне тоже нравится. Мой папа бывал на её выставках. Талантливая девочка. Только умерла она очень рано – в 17 лет.

— Как умерла?! В 17?

По-монгольски имя Надежда – Найдан — означает «вечно живущая».

Долгожданный ребёнок – девочка Надя родилась 31 января 1952 года в Монголии, в Улан-Баторе. Ее отец – Николай Константинович работал художником – инструктором театра и педагогом в художественном училище, а мать – Наталья Дойдаловна (известная балерина Тувы) – балетмейстером.

Надя начала рисовать с пяти лет. В семилетнем возрасте она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Это она сделала за один раз, пока отец не спеша и с выражением читал ей любимую сказку.

Затем Надя с родителями переехала в Москву. Она пела в хоре, участвовала в групповых танцах, любила стихи и сказки. Мама показывала ей несложные балетные упражнения, дедушка немного научил игре на фортепиано. А вот рисовать ее никто не учил, девочка стала этим заниматься сама, без помощи взрослых.

Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы.

… «Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. А-а-а, это точка. А вот Емелька две подушки положил и ушел…» Это была радостная игра в рисование, простор воображения маленькой девочки. Придя из школы домой и сделав уроки, она с удовольствием принималась за полюбившееся фантазирование, благо под рукой у нее всегда были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета. Сначала она уделяла этой забаве не более получаса в день. А потом это стало ежедневной Надиной потребностью на всю жизнь.

Прожив неполных 17 лет, Надя оставила после себя огромное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. Надя создала иллюстрации к произведениям 50 авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон, Диккенс, Гюго, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Булгаков, Лермонтов и бесконечно любимый ею Пушкин.

Рисуя «по воображению», она создала помимо этого, массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Уже после смерти художницы этот спектакль-балет действительно был поставлен, и главную роль в нем играла Майя Плисецкая.

В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — признавалась Надя. Она много читала и все ее впечатления от прочитанного выплескивались на бумагу.

«Пушкиниана» Нади – это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзья, близкие. «Похожесть» импровизаций Нади на рисунки самого Пушкина навели старейшего пушкиниста А.И.Гессена на мысль предложить художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину.

Число персональных выставок Нади со временем превысило 160. Рисунки московской школьницы полюбили в Артеке, Ленинграде,Польше, Чехословакии, Румынии, Индии, Японии, Монголии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В связи с этим в 1969 г. на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь…», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади.

С 1996 года основным хранителем Надиного творчества стал Государственный музей им. Пушкина.

По окончании школы она собиралась поступать во ВГИК: мечтала стать мультипликатором. Жизнь Нади оборвалась на взлете – 6 марта 1969, она как обычно, собралась в школу, наклонилась, чтобы застегнуть сапожки и упала, потеряв сознание… Вызвали «скорую помощь», Надю увезли в Первую Градскую больницу.

Спасти её не смогли… Врачи называли чудом то, что девочка дожила до 17 лет с тяжелой врождённой патологий — аневризмой сосудов головного мозга. Дети с таким дефектом (а выявить его при жизни тогда было невозможно) доживают, как правило, лет до 7.

…Я прочитала короткую Надину биографию, ещё раз пересмотрела рисунки в альбоме и попросила его на пару дней у Полины – отксерокопировать. С тех пор я бережно хранила отксерокопированные листочки с рисунками Нади. И мечтала, что когда-нибудь узнаю о ней побольше. Помог всемогущий Яндекс – ровно через 6 лет я оказалась в школе № 470 на м. «Кантемировская», которая теперь носит её имя. В школе, где училась гениальная девочка создан мемориальный музей Нади Рушевой.

Мы беседуем с руководителем музея – Натальей Владимировной Усенко.

– Расскажите, пожалуйста, как давно существует музей, кто был инициатором создания, как всё началось?

– Музей существует с 1971 года. Папа Нади — Николай Константинович пришел в школу с этой идеей, передал несколько подлинных рисунков в музей. Вместе с Ниной Георгиевной (сейчас она директор школы) — они вдвоем и начинали. Первый музей был вообще в спальне для группы продленного дня. Там стояли кроватки, на них спали детишки, а вокруг висели Надины рисунки. И даже был какой-то поэт, который пришел в этот музей, и после этого написал стихотворение — как дети спят и видят сны, навеянные Надиными рисунками. А через некоторое время музей получил отдельное помещение. Николай Константинович проводил сам первые экскурсии, первый музейный актив созданный из детишек, он обучал сам. Тогда информации было значительно больше, всё это было из первых рук, потому что Николай Константинович, как говорят, мог рассказывать о каждом рисунке очень-очень долго, все подробности, как создавался, по поводу чего и так далее.

– А как Вы открыли для себя творчество Нади?

– Надю Рушеву я для себя открыла тоже случайно. Пришла в музей Булгакова «Нехорошая квартира» лет десять назад. В музее продавался альбом Нади. Он меня потряс. Я тогда еще в институте училась, об этой школе даже не знала. А потом я случайно попала в эту школу. Нужно было подготовить какой-то праздник в день рождения Нади, меня попросили помочь, я написала сценарий, и с этого дня как-то всё пошло. Спектакль о Наде мы сделали, он называется — «Немного о счастье» – об артековских днях Нади. И я решила здесь остаться.

– Может быть, вспомните какие-то ощущения от впервые увиденных ее рисунков? Чем они поразили?

Я не искусствовед, не художник, могу оценить на уровне «нравится – не нравится». А Надя не только рисунками, наверное, поражает. Лично меня в первую очередь не рисунками, не талантом, не своей знаменитой линией, а меня она поражает больше всего как человек, и мне очень нравится, как она передаёт момент, чувство… Мои любимые Надины рисунки – это серия «Современность». Она схватывает какие-то черты характера, настроения, и буквально в нескольких линиях их передает. Есть, например, рисунок «На детской площадке». Там просто детская площадка, на ней мамочки сидят, и детишки в песочнице. И видно, какая мама — какого ребенка, потому что там описано выражение лиц, поведение. Одна мама сидит и ругается, и у нее слюна брызжет, капельки нарисованы. И ребенок её такой же — драчун, замахивается лопаткой на другого. То есть, она вот этими мелочами передает настроение. А знаменитые «Модники на Калиниском проспекте» — так тонко написано, с иронией. У нас есть рисунок в музее, он на обратной стороне тетради по арифметике Рушевой Надежды, то есть, видимо, во время урока, тоже несколькими штрихами. Там три фигуры, я бы даже не сказала, что это люди, очень схематично. И солнце. И опять-таки видно: у этих трех фигур абсолютно разные характеры. Можно смотреть на этот рисунок и придумывать целую историю. И если несколько человек будут писать эту историю, будут разные истории.

Ее рисунки заставляют фантазировать, мыслить. Для меня прелесть в этом. Я могу детей водить по музею, сколько они выдержат, потому что мы можем около каждого рисунка останавливаться и рассуждать. Я им не буду рассказывать о технике, им это особо не интересно, а вот порассуждать, что хорошо, что плохо, какой характер у того героя, какой у этого – можно. Когда смотришь на картины известных художников – да, красота, интересно — тени наложены, такая краска, другая краска, но вот не рассуждается. А здесь именно мысли очень выпуклыми получаются.

Ещё известны и такие интересные факты – Надя как-то изобразила булгаковского Мастера с перстнем на пальце. В романе о перстне – ни слова. А Михаил Афанасьевич Булгаков, как выяснилось, всегда носил его дома, когда писал «Мастера и Маргариту». Надя мечтала встретиться с Еленой Сегеевной Булгаковой – уже встреча была назначена, но Надя не успела… И Елена Сергеевна рассказывала, что Надина «Маргарита преображённая» очень похожа на неё, на Елену Сергеевну, хотя Надя никогда её не видела…

А талант Нади для Вас в чём заключается?

Надя была очень цельным человеком, у нее поступки, действия, мысли, рисунки – они настолько все едины. Она была достаточно свободомыслящей, как ни странно, в то время, не зашоренной. На самом деле, она гораздо больше всего понимала, судя по ее рисункам. Например, у Нади есть серия, которая для меня остается пока непонятной, — «Мать и дитя». Ребенок в 14, 15, 16, 17 лет – она рисовала вот эти рисунки. По идее девчонки еще об этом не задумываются. Почему у нее эта серия? В основном, это счастливые матери, видимо, как у нее в семье было. Но где-то есть и трагедия, когда нарисовано военное время. Вот эта тема – «Матери» это не свойственно детям, они не ценят того, что делают для них мамы. Только в каком-то взрослом состоянии, может быть, они это оценят по-настоящему. А Надя именно это понимала. Есть у неё рисунок «Опять летят бомбы». И вот там матери пытаются руками защитить своих детей от бомб. Именно это ощущение матери, предназначение матери она почувствовала и передала. Есть рисунок «Жирафиха и маленький жирафенок», где мама-жирафиха, изгибает шею к этому маленькому жирафику, чтобы его приласкать, и видно, что ей неудобно, просто видно, но, тем не менее, она это делает.

Есть рисунок «Мать Гамлета». Совершенно простой, там линии посчитать можно. Но у этой матери такие пустые глаза! Видно, что у этого человека в душе вообще ничего не осталось. Это надо же в таком возрасте это всё прочувствовать! И вот такого у нее много. Елена Сергеевна Булгакова, например, отмечала, что есть рисунок из серии «Мастер и Маргарита», когда Маргарита склоняется над спящим мальчиком. По-моему, это тоже не очень четко описано в романе, но опять-таки, Елену Сергеевну поразило то, как Надя именно это материнское чувство, материнскую ласку сумела передать. Есть у нее рисунки, посвященные библейским мотивам – «Мученица и ангелы», Богоматерь.

– Удивительно – во время расцвета социализма – и вдруг – Богоматерь…

Да, я спрашивала специально — нет, в семье Нади не пропагандировался коммунизм, но и религиозных традиций тоже не соблюдалось. Она, видимо, сама об этом читала, сама об этом думала. И у Николая Константиновича – он же тоже художник – нет таких мотивов рисунков, по крайней мере, из того, что я видела. Хотя они очень много ходили по монастырям, отец Нади любил монастырскую архитектуру. У Нади есть один-единственный рисунок маслом – они с папой рисовали в Коломенском, стоя рядом. Два одинаковых рисунка – один папин, другой Надин. У нас они одно время висели, когда была выставка Николая Константиновича, и все посетители угадывали, какой папин, какой Надин. Они не подписаны, различает их только Наталья Дойдаловна по силе мазка.

– На Ваш взгляд, что современных детей больше всего привлекает в Наде, в ее рисунках?

Знаете, дети начинают ей сотворчествовать. Я — учитель русского и литературы и после экскурсий по музею мы долго с ними рассуждаем, думаем. Ребята начинают писать стихи… Потому что, в принципе, сама Надя очень много читала. Отец Нади в своей книге «Последний год Надежды», приводит выдержки из её дневника – Надя вела дневник, где записывала, что она за месяц прочитала, увидела – она много бывала в кино, в театрах, на выставках. Наталья Дойдаловна вспоминает, что в Ленинграде она никак не могла увести маленькую дочку из Эрмитажа. Ещё Надина мама любит вспоминать, что когда дочка была маленькой, она ее могла оставить дома одну. Ставила перед ней стопку книг и уходила. «Где дочку посадишь – там и найдёшь, в книгах.»

Мне, взрослому человеку, трети не сделать того, что Надя успевала, потому что ею было прочитано невероятное количество книг. Она успевала очень много. При этом она была ребенком очень живым, совершенно не «ботаничным», как дети говорят, не замкнутым, не зашоренным. Она очень любила танцевать, погулять с девчонками, поиграть. Как-то ей удавалось всё. Такое ощущение, как будто Надя знала, что ей недолго жить и стремилась побольше успеть… Хотя вот этой вот печати судьбы, скажем так, не было — как видится из её писем и рисунков… Взять, например, ту же Нику Турбину, видно, — что девочка с непростым мировосприятием, с трагичным. У Нади этого не было. Ника – темная, с надрывом, а Надя очень светлая. Она исключительности своей не ощущала, очень просто всегда держалась. И, мне кажется, — детей поражает именно это. Они не способны, как взрослые, воспринять линию, им просто нравится, как Надя изображает тех же кентаврят. Они обожают Надин рисунок морской свинки – любимый, вообще, рисунок всей школы.

Детям повзрослее – нравится мистицизм Булгакова, их это больше всего интересует. Мальчишки ко мне всё время забегают, я открываю музей во время экскурсии, и на переменках и вот они все заглядывают, им интересно. Один 12-летний мальчик, недавно Наде такое послание написал: «Надя, я очень люблю твои рисунки, я тебя очень люблю, целую».

–Я знаю, что несколько учеников помогают Вам в музее…

– Мои главные активисты, к сожалению, сейчас уже ушли, они закончили в прошлом году 11 класс. Сейчас одна заканчивает 11 класс, в этом году. Она у нас играет Надю в спектакле на протяжении уже многих лет.

Сейчас дети, в основном, для себя всё делают, и как-то привлечь их к тому, что им невыгодно, очень сложно. А вот здесь как раз оседают те, которые живут не только для себя. У Нади есть знаменитая фраза, — из письма к её артековскому другу Алику Сафаралиеву: «если хочешь, чтобы они немного потлели, гори до тла сам, это страшно трудно, но нужно, нельзя только для себя». Эта фраза становится девизом для некоторых детей.

– Наталья Дойдаловна рассказывала о своем любимом рисунке дочери?

Она любит почему-то «Тонущую Офелию». Этот рисунок сейчас в Музее Рериха. Любит «Тувинскую мать» и «Маленького Принца». У нее мечта сделать настенный календарь с Маленьким Принцем, с этой серией рисунков.

— Теперь известно, что у Нади была врождённая патология сосудов головного мозга, что и послужило причиной её смерти. Но приходилось слышать и такое мнение — поскольку девочка была гениальной, все всё время поощряли в ней развитие ее таланта. Ей постоянно повторяли, что надо трудиться, нужно совершенствоваться, свой талант развивать, и, в конце концов, Надя не выдержала.

– Это абсолютно не так. Я опять проведу параллель с Никой Турбиной. У нее есть надлом, это сломанный ребенок. Надя абсолютно такого впечатления не производит. У нее нет в рисунках какой-то вынужденности. Для нее рисование было формой жизни, она рисовала всегда. Она даже не выходила из дома без блокнотика. Надя стояла в автобусе и рисовала, если ей что-то в голову пришло. Если взять ее подлинники, там и на папином рисунке, на обороте нарисовано, и на тетрадке, и на промокашке, и на шпаргалке, и чуть ли не на обоях. Согласитесь, если бы ее понуждали к творчеству, то, наверное, это было бы сделано хотя бы на А4, обычном белом листе, или где-нибудь так, чтобы это можно было выставить, показать. А тут рисунки именно собраны, где-то помяты. Она рисовала, выбрасывала, а папа ходил, подбирал.Он не понуждал ее к творчеству, он поддерживал ее талант. Её никто рисовать не учил, потому что Ватагин Василий Алексеевич, известный скульптор и друг семьи сказал как-то: «Надю учить не надо. Это только испортит ее талант, его первозданность. Она сама по себе. Ей, вообще, даже лучше эту академичность не приобретать», то есть не идти в художественный вуз в дальнейшем, потому что тогда может потеряться первозданность ее таланта.

Я тоже в Интернете читала, что некоторые люди считают, что Надю просто, грубо говоря, хорошо «пропиарили»… Одна дама написала так: «Я тоже хорошо рисовала, ничем не хуже, чем Надя, но мой папа сказал, что не даст испортить ребёнку детство. И не стал моих выставок устраивать. А тут решили на ребенке сделать себе славу». Это ведь абсолютно не так! Потому, что, во-первых, помимо славы у Нади были и какие-то негативные отзывы, безусловно. Например, если взять выставку в музее Толстого, которая состоялась, когда Наде было 16 лет. На этой выставке должно было состояться обсуждение с участием знаменитых толстоведов, многие из которых громили Надю в пух и прах, говоря о том, что неспособна девочка в 16 лет понять великого Толстого. Были, конечно, и положительные отзывы, но были и такие. И тогда Николай Константинович пишет в своём дневнике: «Я очень испугался за Надю, как она сейчас на это среагирует». А Надя встала и спокойно сказала: «Да, возможно, я не понимаю всей глубины Толстого, но я рисовала для себя и для своих ровесников так, как понимаю это сейчас я». Для нее эта слава роли не играла. Признают ее рисунки или не признают – она, конечно, волновалась, как любой бы человек волновался, но трагедии для нее не было, она рисовала не для этого. Она рисовала действительно для себя, не ожидая никаких похвал, никакого признания.

Я смотрела фильм, где Надя прутиком на снегу рисовала профиль Пушкина, слушала её тихий, звенящий голос Я долго рассматривала детские фотографии художницы.Нади. Круглолицая смеющаяся девочка с бантом на голове, сидящая в высокой траве. Вот Надя в чёрных косах гладит козочку на даче Ватагина.И повзрослевшая художница – высокая, тоненькая девочка-тростинка с трогательной улыбкой. Такая живая, такая близкая, легкая птица Найдан, улетающая, как когда-то Маленький Принц, сумевшая передать в своих рисунках нечто неуловимое, мимолётное и очень важное.

Пока я не разгадала Надин талант… И не знаю – возможно ли это вообще?

Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она - это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.

Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.

В чем особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.

Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.

Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки - это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой - это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.

По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа - это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.

Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, - разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти - врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» - лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой девочки.


1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа- Рушева.


Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу . На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время - рисовала то, что в данный момент чувствую <...> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“ ...»


Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции - часто всего несколькими линиями.


Наталья Гончарова, жена Пушкина - пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение - не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади - её удивительное воображение, которому научить невозможно.


Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки - в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.


Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», - написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны - чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка - гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», - писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же - никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», - восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.


«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади - это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.


Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)


Другие известные циклы Нади Рушевой - «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова - и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной - удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».



Мастер и Маргарита




Первая встреча Мастера и Маргариты




Маргарита выхватывает рукопись из огня



Поэт Бездомный

9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма - те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.



Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо - дожить до 17 лет с таким диагнозом.

Никто не знал, что у Нади аневризма - она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, - теперь нечего бояться преждевременной оценки.

- из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков - книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.

Детство и юность

Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда необычное имя. Найдан с тувинского - «вечно живая».

Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери. Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.

Творчество

В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.


Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.

Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.


В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.

В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».


Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».

Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины на сцене так и не успела.


Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.

В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.


Планировала рисовать иллюстрации к , . Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ .

Личная жизнь

Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.


С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым). Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях. Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.

Смерть

Надя Рушева внезапно для всех скончалась, когда ей исполнилось 17 лет. Незадолго до того, как уйти из жизни, юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия снимала ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Рушевой. Съемки остались незавершенными.


6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.

О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.


«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».

Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».

Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).


Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.

Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры