Николай винцкевич. Биография

Главная / Психология

Николай Винцкевич - один из самых ярких джазменов молодого поколения. Выпускник джазового факультета Российской Академии музыки им.Гнесиных по классу профессора А.Осейчука. Лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов "Джаз Ухо-98" в номинации "Музыкант, заслуживающий более широкого признания". Труженик, артистичный и обаятельный музыкант, саксофонист, чей талант признали мировые звезды джаза, с которыми Николаю привелось выступать на одной сцене: Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Слайд Хэмптон, Кенни Баррел, Ким Назарян, Джей Эшби, Игорь Бутман и многие другие. Ник - постоянный участник джазовых фестивалей - Music”(Москва), ”Московская осень”, “Джаз в саду Эрмитаж” (Москва), “Stroom-jazz (Украина), “Русская музыка вчера, сегодня и завтра” (Англия), “Российский джаз на Днепре”, “Jazz maratonas Nida” (Литва)... Неожиданно для джазовой публики встал на стезю композиторства и... необычайно преуспел в новом качестве! Его альбомы последних лет практически полностью состоят из композиций Николая и вызывают неизменный интерес и признание слушателей: «Songs from the Black Earth»(2007), «Vive L`Аmour» (2011), «Russian Ornament» (2013).

- Вы играли на одной сцене с многими великими джазовыми музыкантами. Встреча с кем из них оставила самые сильные впечатления? Чему Вы у них научились? Может быть, возникали какие-то непростые ситуации?

Lionel Hampton!!! в мой первый приезд в США 1999 г мне было 23 и он сказал что хочет меня послушать, я думал это будет в одной из аудиторий его школы (Lionel Hampton Music School) Moscow Idaho но он захотел меня услышать на сцене его фестиваля а это огромный стадион и каждый день на фестиваля приходит 10000 людей (три дня идет фест) и вот я играю две пьесы в компании легендарного барабанщика Grady Tate, пианиста Bill Sharlap и басиста Santi DeBriano, вот такой крутой состав поддержал мое выступление! Хэмптону понравилось мое выступление, он говорит через день: "Будешь играть с моим Биг Бэндом в качестве солиста!". А я тогда по-английски еще не разговаривал. И вот дневная репетиция, играем "Perdido" - весь оркестр и сам маэстро у вибрафона! Я солирую, сыграл три квадрата, думаю - наверно, достаточно, а он каждый раз по окончанию квадрата говорит: "One more". И так длилось минут 20! Это был незабываемый опыт в моей жизни - прикоснутся к Легенде такого масштаба как LH !!! он стал моим крестным отцом в джазе!

Lionel Hampton introduces Nick Vintskevich:

- Ваш основной инструмент - саксофон. Почему выбор был именно таким? Это только Ваше решение?

Это было неизбежно, так как мой отец Леонид Винцкевич много лет играл в дуэте с двумя прекрасными саксофонистами. Володя Коновальцев (играл в первом составе "Аллегро") несколько лет выступал в дуэте с отцом. Жаль, не было записано ни одного диска этого дуэта, остались только концертные любительские записи. И позже – саксофонист Лембит Саарсалу из Эстонии, этот дуэт просуществовал 20 лет и был успешным (два альбома на фирме "Мелодия" и четыре альбома в Германии: один дуэтный, трио с американским гитаристом John Stowell, квартетом и трио с немецкой певицей Jutta Glaser в стиле этно-фолк). У отца с Лембитом были гастроли по Европе и Скандинавии, а в 1989 г они стали первыми советскими джазменами, официально приглашенными на гастроли в США самим Лайонэлом Хэмптоном (Lionel Hampton), c которым они играли десятки раз! Первые уроки по саксофону мне давал Владимир Коновальцев, позже Лембит Саарсалу, а потом я оказался в руках Александра Осейчука в Гнесинке, и там уже все было очень серьезно! Я получил от Осейчука прекрасное образование и рад, что попал именно к этому Мастеру, Педагогу и Саксофонисту!

- На чем (марка, возраст, история) Вы играете сегодня? Какой характер у Вашего саксофона?

Саксофоны: альт Selmer mark 6 и сопрано Yanagisawa. Про характер моего сакса трудно ответить, со стороны это видно лучше. Кто-то говорит про мой альт - "жесткий Paul Desmond", про сопрано, когда играю smooth - то "Grover", а когда в квартете Vintskevich-Taylor - "Joe Farrell". А самое главное, все чаше я слышу от разных людей, что у меня появляется характерный узнаваемый стиль и для меня это САМОЕ ВАЖНОЕ!!! Быть не похожим на других!

- Как от исполнительства Вы перешли к сочинению музыки? кто из мира музыки Вас вдохновляет? Чей композиторский опыт Вам интересен сегодня, кто Вас восхищает?

Действительно много лет я фокусировался только на занятиях на саксофоне (особенно в Гнесенке), но потом стал проводить время у фортепьяно и смотреть аккорды, различные последовательности, анализировать, разбирать песни и композиции. И как-то, в один момент начал писать свое. Композиторов, которые меня вдохновляют, очень много: от Led Zeppelin до Antonio Carlos Jobim, от Ravel до Herbie Hancock! Спасибо им - без их музыки мир был бы скучным и неинтересным, это лекарство от депрессии!!!

- Как родилась идея альбома “Vive L’amour”, в чем она состоит? Самая важная - для Вас - композиция на этом диске? Кто принимал участие в записи?

Идея альбома родилась давно, около восьми лет назад. К тому времени я стал много сочинять, получались красивые мелодии и я решил, что из них можно сделать хорошие песни. Так все и началось. Несколько первых песен спел JD Walter , очень хороший певец из NYC. У отца был с ним большой тур по Финляндии и позже мы пригласили его на фестиваль «Джазовая Провинция». В один из его приездов в Россию мы начали работу в студии Евгения Шарикова, прекрасного бас-гитариста и саунд-продюсера. Евгений внес большой вклад в создание этого альбома, диск стал нашим с ним общим детищем!

Еще несколько песен спела удивительная певица с сильной энергетикой и прекрасным тембром - Eve Cornelious (она известна по выступлениям в группе Roy Hargrove, Chucho Valdes и многих других). Ив Корнелиус тоже родом из Нью-Йорка, а близкое знакомство с ней состоялось на фестивале "Джазовая Провинция", ведь мы первыми пригласили ее на гастроли в Россию!

И третья участница записи - знаменитая Kim Nazarian, солистка прославленной группы NY Voices лауреат премии Grammy! C ней знакомство было неожиданным. Мы с отцом выступали в США на фестивале Хамптона, давали дневные мастер-классы. После нашего выступления к нам неожиданно подошел именитый тромбонист Jay Ashby и спрашивает, насколько мы заняты следующим утром. Мы были свободны, и он попросил нас принять участие в его мастер-классе, который собирался провести вместе с трубачом Claudio Roditi. Утром мы приняли участие в этом удивительном мастер-классе, где речь шла о бразильской боссанове, как ее следует правильно играть и как аккомпанировать (участвовали рояль и три духовых). После класса разговорились, я рассказал Jay, что сейчас работаю над альбомом песен. И тут он говорит, что у него жена - певица, а вокалистов всегда интересует новый материал, поэтому он хотел бы послушать несколько наших композиций. Чуть позже, днем Jay Ashby пригласил нас в комнату с роялем, где мы с отцом сыграли мои мелодии, в том числе и ту, которая в дальнейшем стала песней Vive Lamour. Именно на ней Джэй заострил внимание, заметив, что ее надо обязательно показать жене. Тут я поинтересовался, как ее имя и, услышав в ответ "Kim", спросил, не из группы ли она NY Voices? И действительно, так оно и было!

Позднее у нас прошел совместный тур с Kim & Jay по России, где Кim показала первые наброски к этой песне. Потом мы ее записали на их крутой студии в Питсбурге! Jay Ashby играл на перкашн и был со-продюсером. А на барабанах играл фантастический Joel Taylor, отец на клавишных, Евгений Шариков и Kip Reed - бас гитары. Песня VIve Lamour в 2012 продержалась два месяца в TOP 10 в штате Colorado (CША) на Aspen Beat Public Radio: она была на третьей строчке в апреле и на восьмой в мае!!! Альбом получился сильным, а песни Vive Lamour и Maybe стали настоящими Хитами!!!

- За что Вы больше всего признательны своей семье? Что для Вас значит быть частью знаменитой музыкальной династии? Это ведь и ответственность, и неизбежные рамки - и в жизни и в творчестве... Как Вы с этим уживаетесь и какие у Вас дальнейшие планы?

Рад, что родился именно в этой семье, в семье музыкантов! Я засыпал на коленях у отца, когда он занимался на рояле, часами разучивая концерты Рахманинова. С детства в доме бывали лучшие музыканты страны от Олега Лундстрема до Игоря Бутмана ! Думаю, у нас побывали почти все))) Не в жизни, не в творчестве рамок пока нет, надеюсь - и не будет. Бывают разногласия и даже серьезные, но в споре рождается истина. Именно так и происходит в нашем случае.

Месяц назад на Butman music вышел наш новый альбом "Russian Ornament", записанный с нашими постоянными партнерами-музыкантами барабанщиком Joel Taylor и басистом Kip Reed, с которыми мы играем вместе уже более 7 лет. Альбом сделан совместно с фолк-хором "Ростань", на диске есть треки как только с квартетом, так и с хором, получился такой этно-фьюжн!

Сейчас идет работа над новым альбомом в духе "Vive Lamour", в записи принимают участие потрясающие музыканты: вокалистка Kim Nazarian, гитарист Mike Miller (известный по работе c такими титанами как Chick Corea Electric Band 2 и Gino Vanelli) и, конечно, мой отец Леонид Винцкевич, Joel Taylor и Kip Reed! И есть еще одно очень знаменитое имя человека, который принял участие в записи этого альбома. Но о нем вы узнаете позже, это сюрприз!)))

Vintskevich - Taylor quartet "Groto"s Pillow"

Ник и Леонид Винцкевичи: 7 лет Butman Music


Финальное интервью, конечно, должно быть с Леонидом Владиславовичем. Поговорили о сходстве русских и американцев, зарплатах деятелей искусства и уровне волшебства, когда дело касается фестиваля “Джазовая провинция”.

Есть ли у вас собирательный образ зрителя, которого интересует «Джазовая провинция»?

Это те, кто независимо от возраста, открыт миру, те, кто хочет иметь свое мнение. Для которых культура - важная часть жизни.

И все же отличаются ли зрители разных городов? Или они такие же разные, как и сама «Джазовая провинция».

- Даже курские слушатели очень разные. После концерта слышишь самые противоречивые мнения. К примеру, обсуждают швейцарский коллектив, который исполнял камерную музыку. Слышу такую фразу: «Джазовая провинция» скатилась непонятно до чего» и тут же об этом же коллективе: «Ничего лучшего в мире мы не слышали».

Сам фестиваль был задуман как срез джаза сегодняшнего дня, и рассчитывать на то, чтобы всем всё понравилось, нереально, потому что джаз – это огромный мир музыки, который мы просто хотим представить, насколько нам это позволено. Зритель сам решит, что ему ближе. Поэтому в искусстве существуют разные живописцы, поэты, писатели, кинорежиссеры, чтобы каждый мог выбрать именно то, что созвучно ему.

Когда в Москву приезжают музыканты из Курска, востребованные во всем мире, стереотипы трудно менять. Поэтому московский зритель первые несколько минут оценивает, а потом слушает.

Более сильное различие видно между континентами. К примеру, как принимают в Финляндии и как в Америке. В Финляндии реакция зала чаще сдержанная, и это не значит, что ты не нравишься. Просто темперамент у людей другой, традиции другие. Для меня первое время понять это было непросто. В Америке ты только выходишь на сцену, еще ничего не сделал, а на тебя обрушивается шквал аплодисментов.

А вам самому, где больше понравилось?

Мне нравится везде, где есть хорошие рояли и хорошая акустика в зале. Да, конечно, когда я был молодым, то расстраивался, когда узнавал, что кому-то не нравится, как я играю. Теперь главное, быть честным перед собой, все остальное непринципиально. Поэтому я сам определяю, как именно прошло выступление, не учитывая реакцию зала.

Музыканты какой страны ближе всего к русским по манере исполнения, подаче?

Мне кажется, что ближе всех к нам американцы. Они эмоционально более открыты, чем, например, скандинавы. Думаю, что это потому, что Америка – такая же многонациональная страна, с таким же климатическим разбросом. Поэтому мне кажется, что в России у джаза очень большое будущее. Идет слияние культур и этот процесс продолжается.

С иностранными коллегами работать труднее?

Любой артист должен быть эгоцентриком, должен быть уверен, что он самый лучший в мире. Поэтому разные нюансы повседневной жизни, разность характеров воспринимаю как должное. С годами работы на этом фестивале я привык к этому относиться спокойно. Классический пример – Шаляпин перед своими лучшими концертами мог грубить, быть совершенно невыносимым. Видимо, это просто «ломка» организма перед тем, как выйти на сцену. Ну и, конечно, есть просто трудные характеры. В любом случае, я спокойно отношусь к таким моментам, потому что эти люди по факту очень преданы джазу.

Представьте, что вся музыка состоит из одного Баха, или в джазе есть только Майлз Дэвис. Выдающиеся имена! Но если будут только эти два имени, мы лишимся сотен удивительных нюансов, красок этого мира. Поэтому разность - самая большая составляющая жизни, это наша сила. И в искусстве так же.

Были ли у вас переломные моменты в творчестве, так или иначе связанные с Курском?

Я всю жизнь прожил в Курске. Были годы, когда я больше проводил времени на гастролях, но так или иначе Курск - родной дом. По другому никогда его не воспринимал. Конечно, переломных моментов хватало - это и пересмотр творческого мировоззрения, и какие-то открытия, которые заставляли смотреть на мир по-другому.

Что вам помогало справиться с трудностями?

Семья и музыка. После перестройки был такой момент, когда казалось, что музыка - это баловство. Для меня это было не так, но в том мире, который тогда настал, казалось, что места для музыки и искусства в нем нет.

И те новые ценности, которые вдруг были вынуты после перестройки, мне казались надуманными. В самом деле, что это за такой талант – взять на Западе кредит под 3% и давать его российским гражданам под 20%? А ведь именно эти люди считались цветом общества.

Литераторы, музыканты, живописцы, педагоги, врачи – вот они для меня настоящие герои, о которых стоит говорить и помнить.

С какими иллюзиями о развитии музыкальной культуры в России Вам пришлось расстаться?

С одной стороны, я радуюсь и горжусь тем, что в моей стране есть канала «Культура». Это уникальный канал, которым могли бы гордиться в любой части мира. Меня радует то, что благодаря усилиям Валерия Гергиева и ряда людей, конкурс имени Чайковского возродился как общегосударственное событие, чего не было долгие годы.

Сейчас и в Курской области для культуры делается очень многое, чего не было на моей памяти: открывается вторая филармония, а в ней концертный зал, где играл сам Сергей Рахманинов, выступал Шаляпин, куплен еще один рояль «Стейнвей». Это тоже чудо, которое происходит на глазах. Все это благодаря усилиям, в первую очередь, губернатора Александра Михайлова и председателя комитета по культуре Валерия Рудского. Я знаю, чего стоило отвоевать здание Дома офицеров для всех нас. И им огромное спасибо за это.

С другой стороны, слишком мало надежды на то, что музыканты в провинции будут достойно жить. Все эти обещанные повышения зарплаты… Вряд ли я это увижу. Быть музыкантом, который востребован в мире, и получать меньше, чем получают вахтеры - это оскорбление. В коллективе «Новое искусство» в курской филармонии работает народный артист России Алексей Кузнецов, живая легенда советского и российского джаза. Или мой сын, например, отработавший 25 лет, является одним из заметных представителей российского джаза. Он единственный российский музыкант, удостоившийся европейской премии имени Майзла Дэвиса. Он назван одним из лучших композиторов на международном конкурсе «Made In New York». До сегодняшнего дня представляет Россию на лучших площадках Европы, Америки…

Знаю, что проблема таких зарплат – проблема не губернатора или комитета культуры, это государственная проблема. Просто надо помнить, что носители культуры - это живые люди. Живые! И о них стоит заботиться. Ведь что такое культура? Это пирамида, на верху которой стоят такие имена как Валерий Гергиев или Юрий Башмет. Но не по ним определяется культура, а по нижней черте пирамиды…

В России постоянно появляются талантливые музыканты. Далеко не надо ходить, курский пример - мой сын Николай Винцкевич. Надежду на лучшее дарят люди, у которых нет желания добиться коммерческого успеха, денег, они хотят совершенно другого - заниматься творчеством, продвигать его.

Я пока не вижу Министерства культуры в своей жизни. Более 20 лет у нас существует федеральный проект, а мы не можем получить федеральную поддержку. Так что иллюзий я не питаю. Эти иллюзии мне говорят: «Нет, не надейся». И эта ситуация - общая в провинциальных городах. Поэтому мы живем и занимаемся искусством вопреки, а не благодаря. Только возникает вопрос: что сказать внуку, который серьезно занимается музыкой…

Что необходимо, чтобы джаз развивался в России?

Программа по поддержке нового поколения музыкантов. Новое поколение должно иметь шанс!

Нашим музыкантам нереально конкурировать с музыкантами из других стран, потому что Япония, Скандинавия, Германия, Швейцария, Америка вкладывают в свои таланты деньги, чтобы их продвигать на международной сцене. Это значит, что ты в один день получил дотацию на запись пластинки, записал и вдруг появляешься во всех магазинах мира со своим искусством.

Чтобы сегодня даже очень талантливый музыкант выступил на сцене концертного зала, нужно колоссальное количество денег – аренда зала, реклама, гостиница, питание, проездные документы.

Я не знаю ни одного российского музыканта, в которого государство вложило бы деньги. Вы можете назвать имя Игоря Бутмана, но он сделал себя сам, обладая энергией менеджера и уникальным талантом музыканта.

Нам стоит изучать опыт стран, где есть дотации на концерты, на запись альбомов, на поддержку нового поколения. Некоммерческое искусство не может жить без дотаций. И это подтверждает история всего мира.

К примеру, в этом году при подготовке к фестивалю «Джазовая провинция» мы направили более 120 писем с просьбой о сотрудничестве и поддержке в различные структуры, но практически все безуспешно. Судьбу фестиваля в этом году решил комитет по культуре Курской области. Личное спасибо председателю комитета по культуре Валерию Рудскому, первому заместителю губернатора Александру Зубареву, который убедил «Аккумуляторный завод» помочь нам, генеральному продюсеру фестиваля Илье Пиорунскому, Леониду Щедрину, который представляет компанию «Империал» и сеть ресторанов «Пеликан», и конечно Совет фестиваля, который возглавляет Александр Закурдаев. Пользуюсь возможностью сказать всем “спасибо”, хотя неназванными остаются еще десятки и десятки имен.

Конечно, страна ждет сообщества тех, кто занимается культурой. Ждет закона «О культуре», который работал бы так же, как в Европе и Америке.

А в чем он заключается?

– Если ты поддерживаешь культуру, то не облагаешься налогом. Двойная выгода – имеешь имидж спонсора и не платишь налоги. В Европе все музыкальные и театральные клубы получают дотации как сценические площадки. Меня всегда поражало, как клуб, где от силы ползала зрителей, выплачивает гонорары, билеты, гостиницы. Оказывается, все дело в дотациях.

Некоммерческое искусство никогда и нигде самоокупаемым быть не сможет. Каким бы ни был популярным, к примеру, театр, существовать только за счет входных билетов он не сможет.

Но пока закона нет, как можно помочь «Джазовой провинции»?

Для такого проекта требуется финансирование федерального уровня. Мы давно уже переросли локальное значение. К примеру, в этом году концерты проходили в 12-ти городах, приехали более 100 музыкантов из 13-ти стран. То есть уровень исполнителей мог быть в ряду с любым европейским фестивалем. А собираем на него с миру по нитке. Я уже сейчас бы должен подписывать контракты с участниками следующего фестиваля, но я этого не делаю, потому что постоянного источника финансирования нет. И нет уверенности, что фестиваль состоится. Длится это уже 22 года. Однако каждый год происходит чудо, и очередная «Джазовая провинция» проходит.

Парадокс. Проект давно федеральный, но федеральной поддержки нет.

Да, пока мы не смогли достучаться до Министерства культуры. Проект вот уже 22 года существует, благодаря поддержке многих и многих не самых богатых людей. Эта сторона медали и позволяет с надеждой смотреть в будущее.

Что помогает восстанавливать силы после концертов?

Первое - езда на велосипеде. Испытываю при этом ощущение, как будто мне 15 лет и все впереди. Природа, ну и конечно, музыка. Стараюсь каждый день заниматься, это тоже восстанавливает силы. Каждый день мне просто необходимо быть у рояля, решать, какая нота самая важная. Это как медитация для кого-то…

То есть от музыки отдыхаете с помощью музыки.

Да, так и есть. Потому что, пока музыканта волнует, какую следующую ноту взять на инструменте, он остается музыкантом.

Фото: Виталий Самфалов, архив фестиваля “Джазовая провинция”

Джаз - почти всегда - ломка стереотипов, попытка проплыть против течения. О том, каково быть джазменом в России, корреспонденту "РГ" рассказали известные музыканты, отец и сын Леонид и Николай Винцкевичи .

Российская газета: Леонид Владиславович, в СССР джаз был под негласным запретом. Потом запреты сняли, но это направление по-прежнему не пользуется широкой популярностью. Почему?

Леонид Винцкевич: Когда мы играли джаз в СССР, то думали: "Если эту музыку разрешить официально, она будет звучать повсеместно". Когда запрет был снят, оказалось, что слушателей больше не стало. Ведь в СССР джаз был не просто музыкой, а формой политической оппозиции. Ему остались преданы лишь истинные ценители.

РГ: Вы играли в лучших залах мира, в том числе и на родине джаза - в Америке. Не было ли желания покинуть СССР, а потом Россию, чтобы жить там, где ваше искусство востребовано?

Леонид: Честно говоря, таких мыслей не было - никогда не представлял себя вне России. Я просто любил это искусство и никогда не надеялся, что смогу заниматься им официально. Тем более - зарабатывать деньги. Даже мечтать об этом было нельзя. Поэтому для меня поездки на крупнейшие джазовые фестивали Европы и Америки, возможность играть на одной сцене с теми, кого я боготворил, - из разряда чудес…

РГ: А почему вы не переехали в Москву, а остались в Курске?

Леонид: Я для себя на этот вопрос ответил так: не важно, где жить. Важно, где играть. Безусловно, в Москве больше возможностей. Однако само присутствие в столице не дает повода чаще играть в ее залах.

К тому же мне всегда нравилось ломать стереотипы. Например, придумать в Курске "Джазовую провинцию" - международный фестиваль, куда вот уже 15-й год съезжаются мировые звезды… Когда-то это казалось сумасшедшей идеей. Теперь - стало нормой. К тому же я люблю свой родной город и принимаю его со всеми плюсами и минусами…

Николай Винцкевич: …Главный из которых - отсутствие спроса на нашу музыку. Как и на музыкальное искусство вообще. Впрочем, не только в Курске, но и во всей стране. Качественной музыки, кроме классики и джаза, у нас нет. О чем можно говорить, если звезды выступают под фонограмму? А если попросить их спеть живьем перед слушателями, люди спросят: "А кто это такой вообще?"

РГ: Николай, насколько я знаю, у вас был опыт выступлений с российскими поп-звездами?

Николай: Когда я учился на первом курсе Гнесинки, мне нужно было на что-то жить в столице. Поэтому я работал с некоторыми поп-звездами. Но потом понял - лучше недоедать, чем иметь дело с этими людьми. Представьте: весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: "Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!" Я не буду называть имен, они там все такие, за исключением единиц.

РГ: Не обидно, что эти люди имеют статус "звезд", а вы известны в узких кругах?

Николай: Когда играешь в лучших залах мира с людьми, которые сегодня делают джазовую историю, когда эти люди ценят твое творчество, подобных комплексов не возникает.

Леонид: Гораздо хуже, на мой взгляд, когда ты называешься "звездой", не имея для этого никаких оснований. Лично для меня это страшно.

РГ: Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России возник спрос на музыку как искусство? И появилась индустрия, об отсутствии которой вы говорите?

Леонид: Должна быть государственная политика в области культуры. И она обязательно должна быть связана с просветительством. Мы уже потеряли много времени и, может быть, несколько поколений. Грустно, если в России забудут, что здесь родились Шостакович, Прокофьев, Рахманинов. Факт, что сегодня мне мало кто назовет последних лауреатов конкурса им. П. И. Чайковского. А ведь этот конкурс - одна из святынь русской культуры.

РГ: Как в этой ситуации чувствует себя новое поколение музыкантов?

Николай: В Москве и Питере у нас по-прежнему серьезная школа классической музыки и джаза. Но сейчас остро встает вопрос: а кто будет преподавать после того, как уйдут мэтры? Большинство учеников, которые могли бы их заменить, уезжают на Запад. Те, кто остается, вряд ли пойдут работать за копеечную зарплату преподавателя.

Леонид: О чем можно говорить, если в Московской консерватории - лучшем музыкальном учебном заведении мира - концертмейстер, работая на полставки, получает… две тысячи рублей!
Как результат - выпускники Гнесинки, помыкавшись в столице, где на джаз спрос небольшой, едут в Европу и Америку. Потому что даже маленькая зарплата там - это все равно другие деньги.

РГ: Леонид Владиславович, вы неоднократно говорили, что искусство не может быть на самоокупаемости. Насколько остро стоит вопрос финансирования проектов для вас?

Леонид: Остро. И это занимает львиную долю моего времени. Постоянно решаю какие-то административные, организационные вопросы - от гастрольных графиков до поиска спонсоров. К счастью, находятся энтузиасты джаза, которые готовы помогать. Комитет культуры Курской области и администрация Курска делают многое, чтобы "Джазовая провинция" была. И это дорого стоит на фоне безразличия минкульта и Российского Фонда культуры, который до последнего года был учредителем этого фестиваля.

Но я не жалуюсь. Главное - жизнь подарила мне возможность играть то, что люблю, для тех, кого люблю.

Досье "РГ"

За свою 30-летнюю джазовую карьеру Леонид Винцкевич принял участие во многих престижных международных джазовых фестивалях Европы и Америки. Выступал с такими мастерами джаза, как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала. Он руководитель российско-американского квартета, арт-директор международного джазового фестиваля "Джазовая провинция", который ежегодно проходит в 13-18 городах России.

Николай Винцкевич - один из самых ярких представителей молодого поколения российских джазовых музыкантов. В 1999 году Лайонел Хэмптон - легенда мирового джаза - удостоил 23-летнего русского саксофониста чести сыграть дуэтом на закрытии собственного фестиваля в Америке. Николай Винцкевич выступал с такими известными джазовыми исполнителями, как Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Даниэль Морено, Барри Уиджелл, Игорь Бутман, Алексей Кузнецов. Сегодня он играет в квартете Леонида Винцкевича, принимает участие в проекте Visional of sound солистов ансамбля "Арсенал".

Сегодня это имя известно любителям джаза во многих странах мира. Он выступает с такими мастерами джаза как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала и многими другими. В 1979г. Стремительно ворвался в джаз своей самобытной музыкой, пронизанной русским фольклором. Виртуозность и изобретательность пианиста, его нестандартное "взрывчатое" мышление, эмоциональность получили самую высокую оценку слушателей и критиков. После выступлений в США журнал "DOWN BEAT" назвал его музыку "…прекрасным, не замкнутым в себе русским авангардом, где Эррол Гарнер не противоречит Сесил Тейлору…"

Леонид Винцкевич (р. 01.04.1949, Курск) - заслуженный артист Российской Федерации, арт-директор ежегодного фестиваля Российского фонда культуры "Джазовая провинция".

Отец Леонида Винцкевича был профессиональным музыкантом, играл на скрипке. Мать работала врачом-хирургом, но также увлекалась музыкой, пела. Сам Леонид начал играть на фортепиано с семи лет. Леонид Винцкевич закончил Курское музыкальное училище (в выпускной программе играл с оркестром училища Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова), в 1968 г. поступил в Казанскую консерваторию. Его любимые композиторы - Мусоргский, Скрябин, Прокофьев, Берг, Мессиан. В годы учебы в консерватории Леонид совершенствовался не только в мастерстве пианиста: в качестве вольного слушателя он посещал занятия по композиции, дружил со студентами композиторского факультета и был первым исполнителем их новых сочинений (особенно тесные творческие отношения связывали его с казанским композитором Алексеем Руденко). Параллельно с серьезными занятиями академической музыкой он интересовался джазом.

В конце 60-х он был среди самых постоянных слушателей передачи Аркадия Петрова "Радиоклуб Метроном", выходившей тогда по пятницам на радиостанции "Юность". В Курске, а затем в Казани Леонид записывал на магнитофон каждый выпуск программы и внимательнейшим образом переслушивал все, что там передавалось. Благодаря радио он узнал о бурной джазовой жизни в СССР, услышал игру тогдашних лидеров советского джаза - Георгия Гараняна, Константина Носова, Геннадия Гольдштейна, Германа Лукьянова, Романа Кунсмана... Больше всего ему нравился Игорь Бриль, особенно его произведения с использованием русской мелодики.

После окончания консерватории Леонид Винцкевич вернулся в Курск, стал солистом Курской филармонии (в этом качестве он остается и сейчас). В 1974 г. в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений - эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие.

Поскольку опыт организации (учебные программы, организация учебного процесса, методика преподавания) отсутствовали, создателям джазовых отделений со всей страны помогали москвичи, у которых такой опыт был - ведь еще в 1967 г. начала работать джазовая студия при ДК "Москворечье" (ныне - Московский колледж импровизационной музыки). Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и Игорь Бриль, а также теоретик Юрий Чугунов и др., консультировали и Винцкевича.

Примерно в это же время Винцкевич случайно (на гибкой пластинке звукового журнала "Кругозор") услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом.

Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича ("Леший", "Осенняя песнь", "Бурлацкая", "Полынь-трава"), которые он показал в 1978 г. на джазовых фестивалях в Фергане (Узбекистан) и Куйбышеве (ныне Самара). В 1979 выступил на фестивале в Таллинне в составе трио (Сергей Винцкевич - бас-гитара, Николай Адамов - барабаны). С этим же трио в том же году играл на "Московской джазовой неделе". Газета "Комсомольская правда" об этом выступлении писала: "Группа играет с нервом, хорошим задором. Острые, колкие гармонии, энергичное развитие мелодического материала, легко распознаваемые черты русской песенности, подголосочной полифонии..."

С 1981 г. Винцкевич отказался от ритм-секции и стал выступать соло либо же в дуэте с московским саксофонистом Владимиром Коновальцевым. В этом дуэте Винцкевич проработал до 1984 г., тогда же в 1984 г. Леонид встретился на джазовом фестивале в Свердловске (ныне - Екатеринбург) с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу (один из ведущих джазовых музыкантов Эстонии, заслуженный артист Эстонской республики). Сыграв однажды вместе, музыканты создали дуэт, существующий до сих пор. Леонид Винцкевич говорит о нем: "Саарсалу - любопытнейшая индивидуальность. Это прежде всего не "болтливый" музыкант. Нот играет мало, но каждая на месте. У него абсолютно отсутствует джазовая риторика, вся эта любовь к показной технике, пустой пассажистике.

Он может сыграть два-три звука и так заинтриговать слушателя, что тот будет сидеть затаив дыхание.... Мне чрезвычайно дорого стремление Лембита использовать в музыке элементы эстонского фольклора..." (Цитируется по: Арк. Петров. Джазовые силуэты. Москва, "Музыка", 1996).Осенью 1984 г. дуэт Винцкевич-Саарсалу выступал на джазовом фестивале в Праге. В 1985 - на двух фестивалях в Восточной Германии (Jazzbuehne в Берлине и Jazztage в Лейпциге). В 1986 - на North Sea Jazz Festival (Гаага, Нидерланды), где вместо положенных тридцати минут благодаря теплому приему слушателей отыграли сто двадцать. Семь раз дуэт принимал участие в фестивале Лайонела Хэмптона (The Lionel Hampton Jazz Festival, 1989-2001). Первое выступление дуэта на фестивале сопровождалось неожиданностью - на сцену внезапно вышел сам Лайонел Хэмптон, которому тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим вибрафоном (он делает это в очень редких случаях, когда музыка гостей фестиваля ему особенно нравится). И это при том, что фестиваль исключительно традиционный, свинговый, а в игре Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали более современные ноты... Позднее журнал "Down beat" назвал его музыку "…прекрасным, не замкнутым в себе русским авангардом, где Эррол Гарнер не противоречит Сесил Тейлору…"

В 90-е гг. Леонид Винцкевич регулярно выступал с Лембитом Саарсалу в Германии, где в разных составах ими было записано три CD. Четвертый, также выпущенный в Германии, был записан в Москве в трио с американским гитаристом Джоном Стоуэллом, с которым Леонид и Лембит познакомились на Хэмптоновском фестивале. Среди музыкальных проектов Леонида Винцкевича второй половины 90-х - работа с фольклорным хором "Росстань" (Курск), участие в записях "Джазового проекта братьев Ивановых" (альбомы "Black In Jazz" и "I Love You). В 1997 г на ныне не действующей московской радиостанции "Ракурс" в прямом эфире программы "Московский свинг" Леонид Винцкевич и Лембит Саарсалу показали авторскую программу под названием "Эстонский ветер", в исполнении которой приняли участие Андрей Иванов (контрабас) и Олег Юданов (барабаны), бывший участник легендарной новоджазовой группы "Архангельск".

В 1997 г. Леонид Винцкевич впервые провел Курский джазовый фестиваль под названием "Джазовая провинция" - к проведению фестиваля подключился Российский фонд культуры (до этого момента на протяжении 15 лет в Курске благодаря Л.Винцкевичу ежегодно проходили традиционные "Дни джаза"), В 1998 г. "Джазовая провинция" превратилась в первый в России передвижной фестиваль, за конец мая - начало июня посетивший 8 городов: Курск, Орел, Тула, Тамбов, Воронеж, Липецк, Белгород, Москва. юВ 1999 г. III фестиваль "Джазовая провинция-99" несколько изменил и расширил географию: две фестивальные бригады, встречаясь в Курске и Москве, двигались, с одной стороны, по маршруту Калуга-Брянск-Орел-Липецк-Тамбов, с другой - Белгород-Волгоград-Саратов-Пенза.

Одиннадцать городов, восемнадцать концертов, свыше полутысячи участников. К джазовой музыке в дни фестиваля было приковано внимание почти 14 тысяч слушателей. По местным радио- и телеканалам шли трансляции концертов. Каналы РТР, "Культура", центральная пресса тоже не обошли вниманием основные события фестиваля. Все это превратило уникальный по замыслу и грандиозный по воплощению фестиваль в выдающееся событие культурной жизни России".

Принимал участие в фестивалях: Prague, Jazzbuehne in Berlin, Jazztage in Leipzig, North Sea Jazz Festival in the Hague, Lionel Hampton Chevron Jazz Festival, Jazz in Evropa, Baltic Jazz, Jazz Kaar, Turku Jazz Festival, Kaamus Jazz, Silda Jazz и другие.

Мастер-классы: в университетах США, Академии им.Сибелиуса в Финляндии, выступление на симпозиуме в институте Новой музыки им.Кеннеди в Дармштадте (Германия).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Леонид Владиславович Винцкевич (род. 1 апреля , Курск , РСФСР , СССР) - курский пианист , джазмен . Основатель и арт-директор международного фестиваля «Джазовая провинция »

Биография

Фестиваль «Джазовая провинция»

«Джазовая провинция» - традиционный ежегодный джазовый фестиваль, проводимый в Курске в ноябре месяце с 1997 с участием лучших отечественных и зарубежных джазовых музыкантов. Учреждён Российским фондом культуры по инициативе курского музыканта Леонида Винцкевича и директора Курской филармонии Ольги Макаровой. В соответствии с программой фестиваля после первых концертов, проводимых в Курске, участники фестиваля гастролируют по городам Центрального черноземья и Поволжья и завершают фестиваль в Москве или Санкт-Петербурге.

Леонид Винцкевич о фестивале «Джазовая провинция»: «За 20 лет существования фестиваля выросло целое поколение молодых ценителей этого искрометного искусства [джаза], образовалось интеллектуальное сообщество людей, влюбленных в эту музыку, и объединились сотни музыкантов, десятки стран и городов».

Награды и звания

Дискография

  • «Джаз вдвоем», «Мелодия», , 1986

Л.Винцкевич - фортепиано, Л.Саарсалу - тенор-саксофон.

  • «Джаз для двоих. Блюз на всю ночь»
  • Lembit Saarsalu & Leonid Vintskevich - Not So Bad

"Songs From The Black Earth"SLAM (Англия)2007 Леонид Винцкевич рояль, Николай Винцкевич сопрано и альт саксофоны, Steve Kershaw контрабас, Petter Sward ударные, записан в Оксфорде.

"Singularity" SLAM522 (England)2009 Leonid Vintskevich fender Rhodes piano, Nick Vintskevich sax, Joel Taylor dr, Kip Reed bass guitar.

"Vive Lamour" (IBMG) RUS 2011, Nick Vintskevich alto, soprano sax & composer, Leonid Vintskevich keys, Kim Nazarian vocal, Eve Cornelious vocal, JD Walter vocal, Jay Ashby percussion, Joel Taylor dr, Kip Reed bass, Eugene Sharikov bass.

"Russian Ornament" (IBMG)RUS 2013,with folk choir "Rostan" leader Valentina Savenko, Leonid Vintskevich fender rhodes piano, Nick Vintskevich sax, Joel Taylor dr, Kip Reed bass, Eugene Sharikov bass.

"Never Was A Doubt" (NiRo Music) Swiss 2015, Nick Vintskevich sax & composer, Bill Champlin vocal and Hammond b3, Kim Nazarian vocal, Mike Miller guitar, Jay Ashby percussion, Luis Conte percussion, Joel Taylor dr, Kip Reed bass, Leonid Vintskevich keys, Paulie Cerra sax, Lee Thornburg trumpet & trombone, Arno McCuller back vocal.

"Under A Different Sky" (SLAM) England 2016, Leonid Vintskevich piano, Steve Kershaw double bass, Nick Vintskevich alto & soprano sax.

Семья

Напишите отзыв о статье "Винцкевич, Леонид Владиславович"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Леонида Винцкевича
  • - сайт фестиваля «Джазовая провинция»

Отрывок, характеризующий Винцкевич, Леонид Владиславович

Через какие-то считанные мгновения из смятой почти что в лепёшку белой машины «выскочили» сущности маленьких мальчика и девочки, которые растерянно озирались вокруг, пока наконец обалдело уставились на свои же изуродованные сильнейшим ударом физические тела...
– Это что-о?!. – испуганно спросила девчушка. – Это разве там мы?... – показывая пальчиком на своё окровавленное физическое личико совсем тихо прошептала она. – Как же так... но ведь здесь, это же тоже мы?..
Было ясно, что всё происходящее её шокировало, и самое большое её желание в тот момент было куда-то от всего этого спрятаться...
– Мама ты где?! – вдруг закричала малышка. – Мама-а!
На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.
Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки...
До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям.
– Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!..
Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...
Я видела, что эти бедные дети совершенно не представляют, что же им теперь делать и куда идти. Честно говоря, такого понятия не имела и я. Но кому-то надо было что-то делать и я решила опять вмешаться в может быть совершенно не моё дело, но я просто не могла за всем этим спокойно наблюдать.
– Простите меня, как вас зовут? – тихо спросила у отца я.
Этот простой вопрос вывел его из «ступора», в который он «ушёл с головой», будучи не в состоянии вернуться обратно. Очень удивлённо уставившись на меня, он растерянно произнёс:
– Валерий... А откуда взялась ты?!... Ты тоже погибла? Почему ты нас слышишь?
Я была очень рада, что удалось как-то его вернуть и тут же ответила:
– Нет, я не погибла, я просто шла мимо когда всё это случилось. Но я могу вас слышать и с вами говорить. Если вы конечно этого захотите.
Тут уже они все на меня удивлённо уставились...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры