Образ детства в произведении толстого детство. Дети в изображении Л

Главная / Психология

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Реферат *

850руб.

Описание

Готовый реферат на тему: Образ ребенка в творчестве Л.Н.Толстого
Предмет: русская литература
Оригинальность: 75% ...

Введение
Образ ребенка в творчестве Л.Н.Толстого
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Гениальный писатель, философ, публицист, педагог, “Толстой - это целый мир”, по словам Горького. Для нас Лев Толстой еще - слава и гордость отечественной литературы для детей.
Мотивы обращения к литературе для детей Л.Н. Толстого шли от страстного жела­ния содействовать народному просвещению, свободному об­разованию и развитию подрастающего поколения - будуще­го России. “Дело это... - самое важное в мире”, - был убеж­ден Толстой. “Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Фи­ларетов, Ломоносовых” - так понимал свою просветитель­скую миссию писатель-гуманист.
Л.Н.Толстой несомненно является самой масштабной и значительной, больше всего внесшей нового в литературу для детей и о детях.
В его творчестве отчетливо намечаются два основных н аправления, два русла развития “детской” темы, содержащие в себе различные подходы к предмету и отражающие творческие искания писателя различных периодов его жизни. Первая группа - это произведения Толстого о детях. К ним относятся прежде всего повести “Детство”, “Отрочество” и “Юность”. В анализе “Детства”, который будет предложен в этой главе, будет сделана попытка показать, что нового сумел привнести Л.Н.Толстой в литературу о детях.
Другая несомненная заслуга Л.Н.Толстого в развитии детской темы состоит в создании им развернутого цикла произведений для детей, к которым относятся “Азбука”, “Новая азбука”, “Книги для чтения” и повесть “Кавказский пленник”.
На примере художественного наследия Л.Н.Толстого отчетливо видны сюжетные, стилистические и композиционные отличия его произведений для детей и произведений о детях, затрагивающие все пласты идейного и языкового устройства произведения.
Л.Н.Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка для детских произведений - лаконичного, емкого, выразительного, и особой стилистической организации детской прозы, учитывающей тип и темпы психологического развития ребенка. В языке Толстого отсутствуют подделки под народный язык и язык детей, присутствуют народно-поэтические зачины и конструкции. Тщательный отбор лексики сочетается в нем с учетом возраста адресата, организацией речи повествования. Таким образом, Л.Н.Толстым учитываются все три необходимых пласта собственно детской литературы, отличающих ее от литературы взрослой: сюжетно-композиционный, языковой и психологический.1
Композиционный и сюжетный строй детских рассказов Л.Н.Толстого, вошедших в “Азбуку” и “Новую азбуку”, также разворачивается в соответствии с детским восприятием окружающего мира. Можно даже говорить о том, что писатель формирует новые сюжетные каноны детской литературы, включающие в себя такие принципы, как драматичность, отсутствие развернутых описаний, усиленный эмоциональный фон, стремительность действия, зрительность повествовательных картин и универсальную обобщенность образов. Данное сюжетное решение позволяет, не утомляя внимания ребенка, оптимально решать задачи обучения и формирования детского характера.
Кроме того, проза Л.Н.Толстого обладает тщательно продуманным психолого-педагогическим воздействием. В частности, она строится с учетом того, что детское сознание не принимает прописной морали и не может учиться на отвлеченно-абстрактных примерах, поэтому литература для детей в лучших своих проявлениях исключает прямолинейные поучения.

Фрагмент работы для ознакомления

Лучшим своим произведением для детей Толстой считал повесть “Кавказский пленник” (1872). “Это образец тех при­емов и языка, которым я пишу и буду писать для больших”, - отметил Толстой в письме к Н.Н. Страхову. В этой детской повести взята большая, “взрослая” тема Кавказа, войны, слож­ных человеческих взаимоотношений. Само название вызы­вает ассоциации с пушкинской поэмой. У Толстого рядом с “Кавказским пленником” встает повесть “Хаджи-Мурат”. Но все же “Кавказский пленник” написан для детей. Все харак­терные особенности стиля Толстого-детского писателя от­четливо проявились в этой повести: четкость сюжетной ли­нии, активно действующий герой, контрастность персона­жей, лаконичный выразительный язык.
Повесть написана в сказовой манере. Не случайно автор дает ей подзаголовок “быль”. “Служил на Кавказе один ба­рин. Звали его Жилин...”
Не снисходя к возрасту читателей, автор повествует о войне с самой тяжелой ее стороны: плен, угроза смерти, страдание. Толстой пишет об этом предельно сдержанно: “Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на воль­ный свет. Кидали им туда [в яму] тесто непеченое, как соба­кам, да в кувшине воду спускали”.
Тяжелые условия лишь оттеняют мысль: человек везде дол­жен оставаться человеком. Жилин не озлобился, нравствен­но не сломался. Он доброжелателен, спокоен, и жители аула, по крайней мере дети, женщины, отвечают ему своим распо­ложением, симпатией.
Обаятелен образ Дины, тринадцатилетней девочки-горян­ки. Эта трогательная, беззащитная девочка (“ручки тонкие, как прутики, ничего силы нет”) самоотверженно помогает Жилину бежать из плена. “Динушка”, “умница” называет ее Жилин, говорит своей спасительнице: “Век тебя помнить буду”. Образ Дины вносит в сдержанную, даже суровую то­нальность повести теплоту, лиричность, придает ей гума­нистическое звучание. Отношение Дины к Жилину вселяет надежду в преодоление бессмысленной националистичес­кой вражды.4
Несомненно, самым известным произведением Л.Н. Толстого, посвященным процессу становления души ребёнка, является его автобиографическая трилогия “Детство. Отрочество. Юность”.
Повесть “Детство”, вошедшая в трилогию “Детство. Отрочество. Юность”, стала литературным дебютом начинающего писателя. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого критиками были отмечены важнейшие особенности его творчества: психологизм и чистота нравственного чувства. “Детство” Л.Н.Толстого ввел в детскую литературу героя-ребенка, обладающего свежим, непредвзятым взглядом на мир. Мир ребенка уникален и самодостаточен, он разительно отличается от мира взрослого. Многие события, казалось бы, неважные с точки зрения выросшего человека, для ребенка приобретают огромное значение и, напротив, события огромной для взрослого важности легко могут остаться вне поля зрения ребенка.
Детство... Что же это такое? Особый мир, в котором каждый чувствует себя счастливым? Беззаботная и веселая пора, при воспоминании о которой появляется добрая и милая улыбка, охватывают минуты грусти? Или что-то другое? Лев Николаевич Толстой считает, что это самое «природное время», не искаженное и не испорченное жизнью. Время, когда в детскую душу еще не успели прокрасться злость и черствость.
В своей повести “Детство” Л. Н. Толстой пытается показать и историю души, рассказать о духовном мире ребенка, о его мыслях и чувствах. Это своего рода автобиографическая повесть, где автор изображает себя под именем Николеньки Иртеньева. Все, что показано в повести, дано с точки зрения мальчика. Его глазами описан окружающий мир и порядки, в нем существующие. Сам Л. Н. Толстой рано осиротел, поэтому так трогательна глава “Maman”. Нежное отношение к матери, которую он почти не помнил, отразилось в описании матушки Николеньки Иртеньева: “Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь... но общее выражение ускользает от меня”. Воспоминания об отце не так нежны. Это был человек, всегда стремившийся завоевать расположение представителей высшего света. “Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на которых он в душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а он навсегда остался отставным поручиком гвардии”.5
В этот период Николенька всех очень любит, испытывает огромную симпатию к людям, не замкнут в себе и не постиг еще суровой школы жизни. Мир взрослых от него пока далек. Мальчика больше интересуют бабочки, цветки и паучки. В его памяти навсегда остались воспоминания о том, как он играл с дворовыми ребятами, как зимой “дворовые все, очень много, человек тридцать, наряжались, приходили в дом и играли в разные игры и плясали под игру старика Григория”.6
Николеньку все привлекает. Он только начинает знакомиться с жизнью и бытом народа, его трудом, надеждами, радостями и горестями. Ему интересна жизнь юродивых и бедных людей, он безумно любит своего учителя Карла Ивановича и чувствует отдаленность и холодность отца. Как ему тяжело это переносить! Но что поделать? Порой взрослые настолько поглощены своими проблемами, что перестают замечать не только своих детей, но и всю прелесть жизни. Они живут в своем отдаленном и замкнутом мире, где на первое место выходят расчет и жестокость.
Карл Иванович должен покинуть дом Иртеньевых: мальчики подросли и им пора давать серьезное воспитание. Но куда деваться бедному старику, отдавшему годы этому дому, искренно любившему братьев Иртеньевых: “Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга”. Но сгладятся и эти неприятные воспоминания. Детство продолжается.
Ребенок занят своими детскими забавами и шалостями и считает их чуть ли не самыми важными делами. Его сознания еще ничто не омрачает и не искажает понимания. И существует только любовь ко всем и всему, чистая и бескорыстная. Свет и тепло семейной жизни не исчезнут никогда из памяти бесследно. Так и кажется, что детство будет длиться долго-долго, бесконечно, но приходит время, когда чувствуешь, что прошла эта счастливая пора, и началась новая эпоха – “эпоха отрочества”.
На примере данной трилогии можно проследить основное психологическое и мотивационное направление литературы о детях:
1. вскрыть причинно-следственную связь между событиями детства и организацией личности в зрелости;
2. обновить и пробудить ясность чувств сопережевания, первой любви, первооткрытия мира и т.д.;
3. использовать прием первого столкновения - “взгляда впервые”, разрушающего шелуху многих ложных представлений и ложных связей, которые взрослый человек воспринимает уже как данность, не задумываясь об их происхождении;
4. обратить внимание на непреходящие ценности, показать диалектику развития нравственного чувства.7
Все это невозможно без расщепления каждого чувства и раскрытия противоречий, которые порождаются совершенно новым для русской и мировой литературы аналитическим строем мышления. Кроме того, на примере “Детства” легко прослеживается, что Л.Н.Толстой использует в повести совершенно иные композиционные, языковые и стилистические принципы, нежели в своих книгах для детей. На уровне синтаксиса это проявляется в обилии придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. На уровне композиции - в присутствии значительно большей детализации и психологического углубления, чем в детской литературе.
Это позволяет на основе творчества Л.Н.Толстого судить о наличии жесткого, проходящего по всем уровням средств художественного выражения и психологических мотивировок барьера между литературой для детей и литературой о детях. У Толстого тема детства получает философское и психологическое звучание. Им создаются образцы литературы для детей и о детях. В литературе для детей он берет за основу принципы народной литературы. В его творчестве доводятся до художественного совершенства и оттачиваются такие жанры, как басня, сказка, быль, рассказ, короткая повесть. Сложно найти в современной и последующей ему детской литературе равные по выразительности, лаконичности, динамике сюжета и чистому русскому языку.
Заключение
Л.Н.Толстой осознанно вступил в детскую литературу как составитель текстов для первоначального обучения и, стремясь сделать эти тексты доступными ребенку, выработал особое сюжетно-композиционное построение, особый язык и стиль, выступив тем самым как пишущие для детей. Ребенок является главным и, по сути, единственным адресатом рассматриваемых произведений Л.Н. Толстого. На примере их литературного наследия нагляднее всего можно отметить основные закономерности развития детской литературы и проникновения в детскую психологию, а также отследить языковые, композиционные и нравственно-дидактические особенности, отделяющие литературу для детей от литературы о детях.
Психологическая тенденция детской литературы связана с максимализмом и однозначными нравственными оценками. Детство как явление психологическое остается временем становления личности, разграничения на “черное” и “белое”, максималистской уверенности в том, что есть некая нравственная и человеческая непогрешимость, к которой нужно стремиться. Именно поэтому в литературе для детей в основном поддерживается позиция однозначности психологического противостояния. В данном случае мы сталкиваемся не только с различием между литературой для детей и литературой о детях, но и с различием психологически-нравственных установок личности на разных возрастных уровнях. У детей и подростков очень сильна нравственная неустойчивость, и хотя эта неустойчивость закономерна, характер формирующейся личности в период становления требует объективности всепонимающего взгляда. Ответственность литературы для детей в том, что нравственно неустойчивая психика ребенка легко поддается “развоспитанию” и дурным влияниям, в том числе и литературным. Поэтому литература для детей не может служить только задачам образования, то есть развитию рационального разумного начала, не подкрепленного нравственным воспитанием.

Список литературы

1.Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 1948 г., 480 стр.
2.Бегак Б. Классики в стране детства. – М.: Детская литература, 1983 г.
3.Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. – М.: Гослитиздат, 1959 г., 488 стр.
4.Гудзий Н.К. Лев Толстой. – М.: МГУ, 1956 г.
5.Зубкова А.Г. Повесть Л.Н. Толстого “Детство”: Дис. …канд. филол. наук. – М., 1948 г., 369 стр.
6.Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М.: Просвещение, 1988 г.
7.Толстой Л.Н. Авторский сборник. Филипок. – М., 2010 г., 48 стр.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современная русская детская литература выросла не на пустом месте. Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.

Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития.

В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство, но представляла его абстрактно: богатый ребенок - бедный ребенок. Благотворительность была единственной сферой деятельности богатого ребенка: он был хорош потому, что не делал того-то и того-то, будучи послушным, а если что-то и делал, так только добро. Сфера проявления добродетельности для бедного ребенка была шире. Бедное дитя часто бывало благороднее и смекалистее дворянского ребенка: оно вытаскивало маленького дворянина из воды, выручало в трудную минуту и было способно на тонкие чувства.

В процессе развития детской литературы традиционная для нее пара "добродетельный - порочный" перестает быть обязательной и заменяется иной антитезой: "чувствительный - холодный". Это новое понимание ребенка, уходящее корнями в сентиментализм, окрепла в эпоху романтизма и составило основу романтической концепции детства. Начала разрабатывать эту концепцию детская литература, но уже в 40-50 годы XIX века, ее осваивает и "большая" литература. Детство представляется как пора невинности и чистоты. "... Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом) , они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению... Да, мы должны учится у детей, чтобы достигнуть видения истинного добра и правды. Такова поэтизация детства в русской классике: "Детстве" Л. Н. Толстого, "Детских годах Багрова-внука" С. Аксакова. Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни: пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские Ростовы... Семья Багровых занимает среди них особое место, т.к. за нею стоит семья самих Аксаковых.

26 августа 1854 года Сергей Тимофеевич Аксаков сообщает своей любимице маленькой внучке Оле о том, что пришлет ей через год книжку, в которой расскажет... про весну младую, Про цветы полей, Про малюток-птичек, Про гнездо яичек, Бабочек красивых, Мотыльков игривых, Про лесного Мишку, Про грибочек белый И читать день целый Станет Оля книжку.

Через два года, снова поздравляя Олю с днем рождения, Аксаков писал: "Милая моя Оля! Два года тому назад я стихами обещал прислать через год книжку, но дай Бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе. " Действительно, замысел Аксакова значительно расширился, и получилась книга о годах далекого детства, о людях и судьбах прошлого.

С полной правдивостью Аксаков рассказал обо всем, что им было пережито в детстве, начиная от первых еле уловимых ощущений и кончая тончайшей гаммой человеческих чувств.

Самым большим достоинством "Детства" Аксакова Л. Н. Толстой считал разлитую в книге любовь к природе, поэзию природы.

Чувство природы пришло к мальчику, герою книги, во время первой весны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея Степановича Багрова и дядьки Евсеича.

Оживающие под весенним солнцем берега реки, со всякого рода дичью, плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и Евсеич знали по голосам, наполняли сердце мальчика восторгом.

Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние с природой, которое так характерно для писателя Аксакова: "В конце фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дружно, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте, сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту. " Природа благотворно влияет на ребенка. Мальчик нежно участливо привязывается к матери. Растет их взаимная любовь и понимание друг друга. Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым любимым и дорогим авторитетом в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем услышанным и пережитым. Добросердечие и искренность, которые мать воспитывала в Сереже, побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению крепостных. В богатом поместье бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине, старостой был Мироныч, которого Сережа называл про себя "мужиком со страшными глазами". Осматривая вместе с отцом мельницу, мальчик наблюдал грубое отношение Мироныча к старик-засыпке и другим крестьянам и чувствовал "внутреннюю дрожь". Множество вопросов возникало в сознании Сережи: "За что страдает больной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила Михайлушка и бабушка".

Преимущественный интерес Аксаков проявляет к внутреннему миру своего героя. С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных. Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответствующие толкования и понятия и закрепляя в своей памяти. Когда же герою повествования это не удается, на помощь приходит Багров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два голоса.

Расширяются, углубляются знания о внешнем мире - и все чаще и чаще приходит желание практического его освоения. И пусть над Cережей не тяготела необходимость физического труда, потребность труда, неотъемлемая от человеческого естества, властно пробуждается и в нем. Сережа не только восхищался прелестями полевых работ. Он подмечал и то, какими невыносимо тяжелыми бывают они для крепостных крестьян. И, повзрослев, он не только сострадает, он убеждается в "важности и святости труда", в том, что "крестьяне и крестьянки гораздо нас искуснее и ловчее, потому что умеют то делать, чего мы не умеем".

Чем шире раздвигаются горизонты Сережиного мира, тем настойчивее вторгаются в него факты, нарушающие его гармонию. В сознании Сережи никак не укладывается, почему злой староста Мироныч, выгоняющий крестьян на барщину даже в праздник, считается самими же крестьянами человеком добрым. " Почему пасхальный кулич для Багровых "был гораздо белее того, каким разговлялись дворовые люди"? Одни из этих многочисленных "почему" оставались без ответа. Даже его любимая мать, чьим "разумным судом" привык Сережа проверять свои впечатления и мысли. И та нет-нет да и одернет его: "Это не твое дело". Другие же "почему" затрагивали такие отношения, которые дети с их врожденной справедливостью вообще не могли понять, а тем более оправдать. Все это приводило к "смешению понятий", производило "какой-то разлад в... голове", возмущало "ясную тишину... души". Мир взрослых, не всегда понятный для детей, начинает просвечиваться непосредственным, естественным, чисто человеческим детским взглядом. И многое в нем начинает выглядеть не только странным, но и не ненормальным, достойным осуждения.

Переживая дисгармонию внешнего мира, Сережа приходит к сознанию и своего собственного несовершенства: в нем пробуждается критическое отношение и к самому себе, "ясная тишина" сменяется в душе по-детски преувеличенными сомнениями, исканиями выхода.

Но внутренний мир Сережи не раскалывается, не распадается. Он качественно видоизменяется: он наполняется социально-психологическим содержанием, в него входят ситуации и столкновения, в преодолении которых и протекает становление человека, подготавливающее его к равноправному участию в жизни.

Повествование в "Детских годах" прекращается накануне важнейшего события в жизни Сережи - предстоит поступление в гимназию. Детство кончилось. Изображение взрослеющего, мужающего человека со своим событийным и духовно-эмоциональным миром, беспрестанно и качественно меняющимся, - вот главный пафос книги "Детские годы Багрова-внука". Но точнее и полнее других его выразил сам Аксаков: "Жизнь человека в детстве, детский мир, созидающий под влиянием ежедневных новых впечатлений.. Жизнь человека в дитяти".

Выйдя в свет, "Детские годы Багрова-внука" сразу же стали хрестоматийным классическим произведением. "Детские годы... " после своего выхода вызвали восторженные отзывы современников. У каждого из знаменитых современников С. Т. Аксакова был свой взгляд на его книги, но все сходились в одном: в признании выдающихся художественных достоинств этих книг, редкого таланта их автора.

Для Толстого Л. Н. в "Детских годах Багрова-внука" "равномерно сладкая поэзия природы разлита по всему, вследствие чего может казаться иногда скучным, но зато необыкновенно успокоительно и поразительно ясностью, верностью и пропорциональностью отражения".

Повесть Аксакова это прежде всего художественное изображение детских лет его собственной жизни. Чтобы придать фактам и событиям своего далекого прошлого типическое значение, автор этих художественных мемуаров скрывается под маской постороннего рассказчика, добросовестно излагающего то, что он слышал от Багрова-внука.

Поскольку повествование ведется от лица его главного героя, постольку авторское "я" и авторская речь почти полностью сливаются с образом и речью самого Багрова-внука. Его отношение к описываемым событиям, как правило, выражает авторское отношение к ним.

В трилогии Л. Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность" повествование также ведется от лица его главного героя.

Однако рядом с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии дан четко очерченный образ авторского "я", образ взрослого, умудренного опытом жизни "умного и чувствительного" человека, взволнованного воспоминанием о прошлом, заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка этих событий отнюдь не совпадают.

Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина Наталья Савишна.

В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни. "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!.. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни? " Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе.

Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример: Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке укрепляется аналитическая способность. Подвергая все анализу, Николенька обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал "лучшим даром детства". Это очень хорошо показано в главе "Игры". Дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи глубоко его огорчают.

Николенька размышляет: "Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется? " Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая жизнь - это жизнь "больших", то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности развиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение Николеньки к Илиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира "больших". Илинька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были способны проявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния. детский литература толстой аксаков

Окружающий Николеньку мир действительных отношений усадебной и светской жизни раскрывается в "Детстве" в двух аспектах: в субъективном, т.е. в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и со стороны своего объективного общественно-нравственного содержания, как оно понимается автором.

На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух аспектов и строится все повествование.

Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального образа - Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих образов характеризуется не столько отношением к ним самого Николеньки, сколько тем действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития, о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма определенно судит автор. Наглядным примером того служит подчеркнутое противопоставление детского отношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому воспоминанию о ней.

"С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их... " - это говорит автор. Что же касается Николеньки, то ему "и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка". Николенька "так привык к ее бескорыстной нежной любви.., что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не был благодарен ей".

Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей Савишной за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным барским пренебрежением к этой "редкой" "чудесной" старушке: "Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна. просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно! " Однако несмотря на пренебрежительное отношение и вопреки невниманию Николеньки к Наталье Савишне ("я... никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она, довольна ли она... ") , она дана как образ человека, оказавшего едва ли не самое " сильное и благое влияние" на Николеньку, на его "направление и развитие чувствительности".

В совершенно ином отношении к моральному развитию Николеньки дан в повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева. Совершенно не соответствует восторженное отношение Николеньки к отцу, проникнутое глубочайшим уважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки этого человека.

Наглядным примером того служит явно отрицательная характеристика, данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе "Что за человек был мой отец? ". Именно этой отрицательной авторской характеристике, а не детским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание образа Петра Александровича, находящее тонкое выражение в трагизме матери, в недоброжелательстве бабушки к недостойному мужу обожаемой дочери.

Как и другие образы взрослых людей, окружающих Николеньку, образ отца раскрывается не в его собственном развитии, а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания постепенно освобождающегося от детских иллюзий.

Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в глазах подрастающего сына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот образ строится на противопоставлении блестящей светской репутации Петра Александровича и аморальности, нечистоплотности его внутреннего облика.

За внешним обличием Петра Александровича, обаятельного светского человека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный картежник и сластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих детей.

В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается безнравственность светского идеала comme il faut.

В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и все другие образы типичных представителей дворянского света: старший брат Володя, во многом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и высокомерием, князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют Николеньку испытать унизительность зависимости от богатого родственника, семья Корнаковых образец бездушия светского воспитания детей, и надменные, самодовольные барчуки брать Ивины.

Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения ее Николенькой Иртеньевым.

В "подробностях чувств", в "тайных процессах психической жизни человека", в самой "диалектике души" ищет и находит Толстой выражение типического и раскрывает это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений.

"Детство" до сих пор сохраняет все свое художественное и познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов 30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на этот процесс социальная среда.

К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир ребенка, принадлежит и "Детство Никиты" - повесть замечательного писателя А. Н. Толстого.

Рассматриваемая на фоне произведений Аксакова С. Т. и Толстого Л. Н. повесть "Детство Никиты" занимает свое место, обусловленное и новой исторической эпохой, и характером личной судьбы ее автора.

Автобиографическая повесть для детей "Детство Никиты" ("Повесть о многих превосходных вещах" - в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году.

"Детство Никиты" - поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.

В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".

"Все это мое, - думал он, - когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу... " Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе".

Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное".

Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка".

Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.

Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка.

Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.

Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем.

Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.

Судьбы детской литературы прочно связаны с историей большой литературы. Связи эти сложны: в чем-то отставая от "взрослой", детская литература не плетется в хвосте у нее, а идет своими путями, делая собственные открытия и опережаю порою "взрослую" литературу. В развитии детской литературы есть своя внутренняя логика. Но в полной мере закономерности развития детской литературы появляются лишь в общем историко-литературном контексте.

Мир детства - это не только мир ребенка.

Мир детства - это мечты, переживания, стремления очень многих детей и взрослых. О мире детства писали многие поэты и писатели А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители", Л.Н. Толстой "Кавказский пленник", "Детство", Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на елке", О. Генри "Вождь краснокожих", Дж. Лондон "Сказание о Кише", В.Ю. Драгунский "Девочка на шаре", В.Г. Короленко "Дети подземелья", М.Твен "Приключения Тома Сойера", Л. Кэроил "Алиса в стране чудес", А.М. Горький "Детство".

В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в «Анне Карениной», дети в сказках и «народных рассказах» Толстого… Из всех толстовских произведений больше всего образов детей в «Войне и мире». Во-первых, это само по себе большое произведение, отражающее всю полноту бытия, вот и получилось, что герои Толстого растут, сами становятся родителями, смена поколений и движение жизни вперед не могли не найти отражения в этом великом произведении.

Но тема детства еще чем-то важна для Толстого. Детство в понимании Толстого связано с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши. Толстой говорил, что если бы ему предоставили выбор: населить мир ангелами, никогда не меняющимися, совершенными, но не имеющими детей, или оставить мир как есть, с его несовершенством, но с чистыми детскими душами, -- он бы выбрал последнее.

Лучшие герои «Войны и мира» чисты душой, как дети, искренни, способны на безоглядное чувство, главное -- в их восприятии мира есть что-то детское. Пьеру свойственна детская доверчивость и незащищенность, сходна с ним в этом и Наташа. Самый образованный, умный, сильный духом герой Толстого -- Андрей Болконский. Но ему в высшей степени присуще детское, непосредственное чувство природы. Облака, река, дуб разговаривают с ним.

Своих любимых героев Толстой часто сравнивает с детьми. Наташа плачет «как ребенок», когда Пьер улыбается, исчезает серьезное, даже угрюмое выражение лица и появляется другое «детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». «Особый, невинный, ребяческий вид» замечает Наташа в князе Андрее, и это даже во время его тяжелой предсмертной болезни. Улыбка князя Андрея «мужская и вместе детская». Вспоминая о своей любви к Наташе, князь Андрей всегда связывает это чувство с лучшим, что есть в нем, со своим детством.

Перед смертью «все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, -- представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность». Надо сказать, что Толстой обладал уникальной способностью помнить далекие события, в воспоминаниях «Моя жизнь» он пишет, что помнит себя младенцем.

В «Войне и мире» много образов детей, можно даже сказать, что особый «детский мир» -- один из составных миров произведения. Всем памятна сцена первого знакомства с Наташей, когда «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» «нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко» в гостиную. Вот эта детская черта -- способность увлекаться, страстно отдаваться тому, что она делает в данный момент, сохранилась у Наташи на всю жизнь.

Но, может быть, из всех детей Ростовых самым прекрасным человеком стал бы Петя, если бы не погиб так рано. Толстой подчеркивает его музыкальность, доброту, его умение понять другого человека. Эпизод, где Петя проявляет заботу о маленьком пленном французском барабанщике Винсенте, очень важен в общей концепции произведения. Только любовь, только мир в смысле единения, согласия может противостоять войне. Князь Андрей, Петя, Платон Каратаев -- вот три самых важных с этой точки зрения героя в книге. И с каждым из них связаны мотивы детства. Платон Каратаев с круглостью, мягкостью, любовью к своей собачонке, «несолдатским», домашним поведением -- носитель идеи абсолютного добра.

Вернемся к детским образам в произведении. Некоторыми литературоведами высказывалось мнение, что главный герой «Войны и мира» -- Николенька Болконский. Для этого есть веские основания. Ведь Николенька незримо присутствует в первой сцене -- сцене спора в салоне Шерер, он становится свидетелем и другого важного спора -- в эпилоге. В этом эпизоде Николенька, хотя и самый младший участник сцены, показан как самый проницательный и даже наделенный знанием о будущем, которое открывается ему во сне. Он одобряет «дядю Пьера», но главным божеством для него является отец, который приходит к нему во сне, чтобы благословить его на великий подвиг. Так тема детей превращается в тему «отцов и детей», а скорее, в тему Отца и сына. Недаром слово «Отец» написано с большой буквы, а местоимение «он», относящееся к князю Андрею, выделено курсивом. Небесный Отец снова посылает Сына в этот мир, и Николенька клянется: «Я сделаю то, чем бы даже он был доволен!»

Таким образом, тема детства в «Войне и мире» рассматривается в нескольких аспектах. Торжество жизни, неостановимость этого жизненного потока звучит в радостных голосах детей главных героев в эпилоге. Погиб Болконский, умерла его жена Лиза, нет Пети. Но дети Безуховых и Ростовых -- это новые маленькие Андрюша, Наташа, Маша, Петя… Кроме того, тема детства -- это и тема нравственной чистоты. Дети -- мерило добра и справедливости. Наконец, какой-то очень важный смысл заключен во сне Николеньки, в его клятве памяти отца. Этот загадочный эпизод важен был, видимо, более для автора, чем для читателей. Известно, что в задуманном, но неосуществленном продолжении «Войны и мира» Николенька должен был быть главным героем.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место темы детства в классической и современной русской литературе, ее роль в творчестве Аксакова, Толстого и Бунина. Автобиографическая основа повести Санаева "Похороните меня за плинтусом". Образ главного героя. Мир ребенка и взрослых в повести автора.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2010

    Формирование классической традиции в произведениях XIX века. Тема детства в творчестве Л.Н. Толстого. Социальный аспект детской литературы в творчестве А.И. Куприна. Образ подростка в детской литературе начала ХХ века на примере творчества А.П. Гайдара.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2017

    Историческая тема в творчестве А. Толстого в узком и широком смысле. Усложнение материала в творческом процессе Толстого. Влияние политической системы времени на отображение исторической действительности в прозе и драме. Тема Петра в творчестве писателя.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Детство как особый период в жизни человека. Периоды детства по Л. Демозу. "Модели" ребенка в западноевропейской культурной традиции. Специфика детской литературы. Детство в повести Л. Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Детская тема в творчестве М. Твена.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Тема самоубийства в русской дореволюционной литературе, творчестве Л.Н. Толстого. Изображение патриархально-усадебной жизни и нравов в романе "Анна Каренина". Описание душевных метаний Анны Карениной, влияние общественного давления на судьбу героини.

    реферат , добавлен 01.04.2016

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2009

    Реалистичное воспроизведение хода военных действий в творчестве Толстого. Раскрытие темы "человек и война": самоутверждения личности, ее морального испытания, нравственной оценки жизненных идеалов. Традиции автора в произведениях белорусских писателей.

    реферат , добавлен 04.07.2014

    Особенности восприятия и основные черты образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, Катенина, Кюхельбекера и Батюшкова. Итальянские мотивы в произведениях поэтов пушкинской поры.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Патриотическая тема и война 1812 года в творчестве Пушкина. Любовь к Родине в поэзии Лермонтова: "Бородино", "Песня про купца Калашникова". Блистательно искусство прозы Л.Н. Толстого в цикле "Севастопольских рассказов", в романе-эпопее "Война и мир".

    реферат , добавлен 19.01.2008

    Образ Кавказа в творчестве Пушкина А.С. и Толстого Л.Н. Тема кавказской природы в произведениях и живописи М.Ю. Лермонтова. Особенности изображения быта горцев. Образы Казбича, Азамата, Беллы, Печорина и Максима Максимыча в романе. Особый стиль поэта.

Писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.

  • «У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и
  • спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе - не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

  • «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок». Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»).

Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ «Корова»).

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:

  • «Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти». Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу».

Работа Толстого над языком и стилем рассказов - непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».

28 августа по старому стилю (и 9 сентября по новому стилю) исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Толстого. Творческое наследие его поистине бесценно. Однако были и вполне реальные его наследники - дети, рождённые в браке с Софьей Андреевной Берс. Из 13 детей писателя до взрослого возраста дожили лишь 8. Как складывались их судьбы и какой след оставили они в истории и литературе?

Сергей Львович Толстой, родился в 1863 году

Первенец чрезвычайно радовал отца своими талантами и схожестью со старшим братом писателя, Николаем Николаевичем. Азы наук он получал дома, позже сдал экзамены на аттестат зрелости в Тульской гимназии. Из стен Московского университета он вышел уже со званием кандидата наук, блестяще защитив работу о тяжёлых нефтяных маслах. Параллельно совершенствовался в музыке, осваивая не только технику игры, но и теорию, гармонию, русскую песню.


Сергей Львович Толстой.

Сергей Львович прославился, как талантливый композитор, музыкальный этнограф и автор статей и методических материалов. Был профессором Московской консерватории. После занимался сохранением наследия отца, писал мемуары и статьи о роли музыки в жизнь Льва Толстого под псевдонимом С. Бродинский. Каждое лето проводил в Ясной поляне. Был дважды женат, в первом браке родился сын Сергей.

Скончался Сергей Львович в 84 года в Москве.

Татьяна Львовна Сухотина (в девичестве Толстая), родилась в 1864 году.

Лев Толстой писал об особой близости с Татьяной и о её способности создавать вокруг себя весёлую доброжелательную атмосферу.

Татьяна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Впоследствии написала около 30 графических портретов отца. Унаследовав от него писательский талант, издала собственный дневник, который вела с 14 лет, ряд очерков и воспоминаний. Была смотрительницей Дома-музея Толстого.

1870 г. Дети Льва Николаевича: Илья, Лев, Татьяна и Сергей. / Фото: из немемориального фонда музея-усадьбы «Ясная Поляна», контратип с фотографии Ф. И. Ходасевича, www.myslo.ru

В 1925 году эмигрировала вместе с дочерью Татьяной, рождённой в браке с Михаилом Сухотиным, предводителем уездного дворянства и членом первой Государственной думы.

Татьяна Львовна скончалась в 85 лет в Риме.

Илья Львович Толстой, родился в 1866 году

Илья доставлял немало хлопот родителям в детстве, старательно нарушая запреты и не проявляя таланта к наукам. Однако именно его Лев Толстой считал наиболее одаренным литературно. Гимназию окончить ему не удалось, был на военной службе, после трудился чиновником, агентом по ликвидации имений, служил в банке. Позже стал журналистом, основал газету, однако признание получил уже после эмиграции в Америку. Там его сочинения печатались в различных изданиях, но основной доход он получал чтением лекций о творчестве отца.


Л.Н. Толстой с сыном Ильей Львовичем. 1903 г.

Дважды был женат, в первом браке с Софьей Философовой на свет появились семеро детей. Скончался в 67 лет в Америке от онкологического заболевания.

Лев Львович Толстой, родился в 1869 году

Третий сын писателя был более близок с матерью, от неё же он унаследовал здравый смыл. Позже всегда принимал сторону матери в семейных конфликтах. О себе Лев Львович писал, как о натуре весьма противоречивой, а Софья Андреевна отмечала его нервозность и отсутствие жизнерадостности.

Лев Львович Толстой.

Не особое рвение в науках, тем не менее компенсировалось писательским даром, музыкальностью и художественным талантом. Оставил свой след в истории, как автор множества произведений для детей и воспоминаний об отце. С 1918 года жил в Швеции.

Дважды был женат, в первом браке с Дорой Вестерлунд на свет появились 10 детей, во втором, с Марианной Сольской родился один сын. Скончался в Швеции, в 1945 году.

Мария Львовна Оболенская (в девичестве Толстая), родилась в 1871 году

Мария с детства была ребенком болезненным. Она единственная из всех детей, к кому писатель проявлял внешние признаки любви, мог приголубить. У девочки не складывались отношения с матерью, зато с детских лет она стала верной помощницей, сподвижницей и любимицей отца. Занималась просветительской работой, много сил и здоровья отдавала, помогая нуждающимся.

Скончалась от пневмонии в 35 лет в Ясной Поляне.

Андрей Львович Толстой, родился в 1877 году

В воспитании младших детей, рожденных после смерти Петра, Николая и Варвары, Лев Николаевич принимал мало участия. Нельзя сказать, чтобы он их не любил, однако гораздо меньше наставлял. Андрей был любимцем матери. А вот отца немало огорчал своим весьма свободным образом жизни, любовью к вину и женщинам. Никаких особых талантов Андрей Львович не проявил, принимал участие в русско-японской войне, получил ранение и Георгиевский крест за храбрость. После занимал должность высокопоставленного чиновника.

Андрей Львович Толстой.

Дважды был женат, имел от двух браков троих детей. Скончался в результате сепсиса в возрасте 39 лет в Петрограде. Незадолго до смерти видел вещий сон, в котором присутствовал на собственных похоронах.

Михаил Львович Толстой, родился в 1879 году

Музыкальная одаренность и желание сочинять музыку не нашли в дальнейшем своего отражения в жизни Михаила. Он выбрал путь военного, принимал участие в Первой мировой войне. В 1920 году эмигрировал. Последние годы жил в Марокко, где было написано единственное его произведение «Митя Тиверин», являющееся воспоминаниями Михаила Львовича о жизни в Ясной Поляне. Был женат, в браке родилось 9 детей.

Скончался в Марокко в 65 лет.

Александра Львовна Толстая, родилась в 1884 году

Младшая дочь писателя уже в 16 лет справлялась с работой личного секретаря отца. Многие отмечали её одаренность и серьёзное отношение к жизни. Принимала участие в Первой мировой войне в качестве сестры милосердия, была начальницей военно-медицинского отряда.

Александра Львовна Толстая.

В 1920 году была арестована и осуждена на три года, после досрочного освобождения вернулась в Ясную Поляну, где в 1924 году стала хранителем музея, параллельно занимаясь просветительской работой. Эмигрировала в Америку в 1929 году. Активно выступала с лекциями, писала воспоминания об отце, создала и возглавила Толстовский фонд. Помогала русским эмигрантам обустраиваться в США.

За антисоветские высказывания её имя было запрещено упоминать даже во время музейных экскурсий, фотоматериалы и кинохроника с её участием были убраны из экспозиций.
Скончалась в 95 лет в Америке.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры