"онегин" - энциклопедия русской жизни. Сочинение: Евгений Онегин - Энциклопедия русской жизни Евгений онегин как энциклопедия

Главная / Психология

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан в 20-30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы . Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», ведь энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита , Руссо - любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России , но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов" .

В романе “Евгений Онегин” Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в назвал роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”. Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.

Действительно, прочтя лишь первые 20 глав “Евгения Онегина” мы уже знаем необычайно много из жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта (“за лес и сало” и пеньку ввозили предметы роскоши: “Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза ... Духи в граненом хрустале” и многое другое “для забав, для неги модной”).

Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается “ЕО” как роман-энциклопедия. Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.

На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?

Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга – саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться “непринужденно”. Или такая деталь, как разговор светских дам:

Но вообще их разговор

Несносный, хоть невинный вздор;

К тому ж они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, точны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид их уж рождает сплин.

Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание “довольно скучен высший тон”.

Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из “Мертвых душ” (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая....

Уездный франтик Петушков,

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Пушкин не щадит никого. От его сарказма не скрывается ни один типический персонаж. Однако следует заметить, с каким мастерством ему удается добиться той золотой середины между злой насмешкой и обычным описанием. Пушкин говорит просто и без злости.

Особый интерес как представитель определенного класса представляет Ленский. Он родился в России, но воспитывался и получил образование в свободолюбивой Германии:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев, ...

Но такому человеку нет места в той России, которую описал Пушкин в своем романе. Не погибни на дуэли, он мог бы, по мнению автора, стать поэтом или превратиться в этакого Манилова и закончить жизнь как дядя Онегина (также интересно, что Пушкин хотел, но по соображениям цензуры не смог включить еще одну строфу, где говориться, что Ленский мог бы быть “повешен как Рылеев”).

Судьба матери Татьяны также типична для женщин того времени – она была выдана замуж за нелюбимого ей человека, но вскоре привыкла и смирилась, занялась хозяйством:

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

То есть заменила счастье привычкой. Этот образ очень напоминает Коробочку из “Мертвых душ”.

Только лишь в описании простого народа, Татьяны (поскольку она была “русская душою”) и Евгения (поскольку именно о нем ведется повествование) Пушкин отказывается от своей постоянной насмешки. Только к ним он относится с уважением и не пытается разоблачить подобно другим образам.

Далее в седьмой главе перед нами предстает московское дворянство, или, как сразу определяет Пушкин – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин также саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”, но вместе с тем, поэт любит Москву, и всем запомнились его знаменитые необычайно красивые строки: “Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось...”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, / последним счастьем опоенный, / Москвы коленопреклоненной / с ключами старого Кремля...”.

Как видно, “ЕО” – действительно “энциклопедия русской жизни”, энциклопедия, в которой заново объясняется и раскрывается смысл тех явлений и той жизни, которая окружала людей эпохи Пушкина. Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей “энциклопедии” о главном в жизни людей.

В статье, посвящённой «Евгению Онегину», Белинский называет роман А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», подчёркивает, что помимо художественной ценности, это произведение имеет огромное историческое значение.

В русской литературе оно было «первым и блистательным опытом в этом роде».

Он знакомит нас с поведением, принятым в высшем свете Петербурга, с обычаями и нравами московского дворянства и с жизнью провинциальных помещиков.

Рассказывая о главных героях, поэт попутно сатирически отображает нравы, царящие в среде русских аристократов, показывает присущий большинству его представителей эгоизм, расточительность, глупость и равнодушие к чужим жизням и чувствам.

Смыслом их собственной жизни были развлечения и потребление, – потребление во всех его видах. Вот и дом Онегина, как дома других «светских львов», был наполнен предметами роскоши.

Всё, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Всё, что в Париже вкус голодный,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, –
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Пушкин обладал исключительной наблюдательностью, прекрасно понимал человеческую природу. От его внимания не ускользал ни образ жизни, ни поведение окружающих; ни то, как они одеваются.

Онегин был «как денди лондонский одет», шутливо иронически сообщает автор. Внимателен он и к деталям быта.

Сцены из жизни героев романа чередуются с лирическими отступлениями. В них поэт делится своими мыслями, размышляет, рассматривает социально-нравственные и философские проблемы, которые занимали в то время общество, шутит и грустит.

Из них мы узнаём о его отношении к героям романа, а также многое о нём самом, о его жизни, путешествиях, вкусах и предпочтениях.

Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

До Пушкина никто не использовал русский литературный язык так широко и так свободно.

Язык поэмы ясен, точен, в нём присутствуют и высокий стиль, и элементы разговорной речи, что делает повествование необыкновенно живым.

В романе Пушкин часто обращается к описанию природы. С удивительной точностью он рисует в своём романе городской и сельский пейзаж, смену времён года и настроение, которое рождается при этом.

В своём произведении Пушкин с поистине энциклопедическим размахом рассказал о жизни русского общества первой трети девятнадцатого века.

Он изобразил её, по словам Белинского, такой, «какая она есть, не отвлекая от неё только поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию».

Но Пушкин хотел ещё более широко показать эпоху, в которую жили герои романа.

По воспоминаниям адъютанта Н.Н. Раевского, с которым поэт делился своими планами, Онегин должен был «или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

К сожалению, до нас дошли лишь шестнадцать недописанных строф десятой, незавершённой, главы. Там есть упоминания о войне 1812 года, об освободительном движении в Европе, о декабристах.

Не помешай цензура, «энциклопедия русской жизни» могла бы быть ещё более полной.

Добрый день. Предлагаем Вашему вниманию сочинение на тему «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ. Надеюсь, в этом сочинении вы найдете множество идей, которые помогут вам в написании собственного сочинения.

Также Вы можете вспомнить текст произведения, прочитав . На сайте есть и другие

«Евгений Онегин» — энциклопедия русской души.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах. Ранее ничего подобного не было ни в русской, ни в мировой литературе. Уникальным произведение делает также и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита, освоенные гением Пушкина, приобрели такую значимость и достоверность, что роман стали называть энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века.

«Евгений Онегин» — это произведение, в котором отразился век и современный человек. Болезнью века, «болезнью «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию именно этого явления и посвятил Пушкин свой роман.

Из этого романа, как из энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар» Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный»), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство, то есть весь народ. Это позволяет нам говорить об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о «соли светской злости», «ни о необходимых нахалах» и тому подобном.

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — «ярмарка невест». Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «наивный пошлый вздор», но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России:

Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось.

Он гордится Москвой 12-го года:

Напрасно ждал Наполеон,

последним счастьем опоенный,

Москвы коленопреклоненной

с ключами старого Кремля.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слое в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная, попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни 19-го века — поэмой Гоголя «Мертвые души»!

Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», — романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

История матери Татьяны достаточно трагична: «Не спросясь совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но заменила счастье привычкой: «Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Образ, очень похожий на Коробочку.

На месте Буянова, «в пуху, в картузе с козырьком» вполне можно представить гоголевского Ноздрева, а Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», напоминает Плюшкина.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: «Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут». Эту характеристику можно отнести и к чиновникам «Мертвых душ», да и «Ревизора» тоже.

Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянскoго гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе в реализме: Печорин, Болконский, Обломов.

Спасибо за внимание. Надеемся, сочинение «Евгений Онегин» — энциклопедия русской души оказалось Вам полезным

Средняя общеобразовательная школа №125

с углубленным изучением математики

Реферат

Тема: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»

Выполнил: ученик 9-А класса

Пичурин Алексей

Проверил: учитель русского языка

Любимова В.А.

Снежинск, 2011

I. Вступление

II. Жизнь дворянства

III. Экономика России и политика самодержавия

IV. Новые тенденции в русской общественно-политической жизни

V. Широчайшая география романа

VI. Другие классы России

VII. Русская культура

VIII. Лирические отступления

IX. Русская история и русский фольклор

X. Заключение

XI. Список литературы

I . Вступление

Нужно быть действительно гениальной личностью, чтобы решиться на создание романа о своих современниках, о русской жизни девятнадцатого столетия, да еще в стихах.

Роман в стихах “Евгений Онегин” был написан в 20-30е годы позапрошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

II . Жизнь дворянства

1) воспитание «золотой молодёжи петербургской»

Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы...

2) образование

Из первой главы мы можем получить полное представление о том, как воспитывали детей в дворянских семьях: им нанимали учителей (чаще всего французов), которые учили “всему шутя”, не докучали моралью и не очень бранили за шалости. Но зато после такого обучения молодые люди разговаривали по-французски почти в совершенстве, легко танцевали, умели вести непринуждённые разговоры на различные темы. Этого было достаточно, чтобы быть принятым и блистать в высшем свете.

3) времяпрепровождение

Описав всего лишь один день из жизни Онегина, Пушкин смог рассказать о том, как проводили время молодые столичные дворяне XIX века. Мы можем видеть, что день их был насыщен разнообразными событиями:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

Утро Онегина начинается поздно, скорее всего, во второй половине дня. Онегин едет на прогулку на бульвар, “пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед”. Затем обед с приятелями в модном ресторане, поход в театр на балет и, наконец, бал до рассвета. Распорядок дня главного героя не совпадает с распорядком “неугомонного Петербурга”. Вот пример. Когда Онегин ещё только едет с бала, город уже просыпается и начинает работать:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит

Под ней снег утренний хрустит.

4) отношение к свету и «законам жизни»

У Онегина было отрицательное отношение к свету. Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Ему наскучил свет шумной. Евгений потерял интерес к жизни. Он впадал даже в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Я считаю, что Онегин соблюдал законы чести, потому что, например, он убил Ленского, следуя именно этим законам светского общества.

5) прогрессивность Онегина

Онегин был прогрессивным человеком, потому что он осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”

В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы...

6) обречённость дворянства

В лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении дворянства не может быть и речи.

III . Экономика России и политика самодержавия

1) внешняя торговля не изменилась со времён Петра

Пушкин описал положение России в мире в первой четверти XIX века: чем она торговала, с кем поддерживала связи. Например, он пишет, что Лондон “за лес и сало ввозит нам все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав”, то есть “гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые”. Это говорит о том, что Россия меняла природные богатства на безделушки.

2) прогрессивные тенденции в экономике

Молодое поколение всерьёз начало заботится о политической жизни страны:

И был глубокий эконом,

То есть, умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

3) аракчеевские военные поселения

Онегин во время своего путешествия по России должен был побывать на Нижегородской ярмарке и увидеть аракчеевские военные поселения. Набоков называл аракчеевские военные поселения прообразом сталинских колхозов.

IV . Новые тенденции в русской общественно-политической жизни

1) тайные общества

Наиболее активная, передовая часть дворянства создавала тайные общества, чтобы установить в стране более прогрессивный государственный строй.

Другие, менее деятельные, но умные, честные, критически мыслящие представители общественной элиты, сознавая несправедливость государственного строя, никчемность, пошлость праздного образа жизни с множеством отживших светских условностей, не находили в себе достаточно решительности, смелости, ясных представлений о способе изменения социального строя, впадали в депрессию, состояние подчеркнутого безразличия к духовной и общественной жизни.

Евгений Онегин из числа таких пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, отторженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятности, ненужности.

V . Широчайшая география романа

1) аристократический Петербург

Образ Петербурга имеет ключевое значение, поскольку он начинает и замыкает сюжет. В Петербурге происходит действие первой и восьмой глав. Из героев романа Онегин социально и культурно связан преимущественно с Петербургом.

Петербург первой главы изображается в бытописательской, отчасти сатирической манере (показан дворянский быт, люди и вкусы, охарактеризованы особенности воспитания молодого дворянина).

Петербург восьмой главы – город светского общества, но в этот раз оно изображается в очень отрицательном свете.

2) грибоедовская Москва

Пушкин над грибоедовской Москвой смеется. Быт московского барства хорошо знаком ему. Эти старые, полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, их престарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудь заполнить тупое существование, эти жеманные восклицания, смешивающие языки "французский с ижегородским"

В обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.

3) поместное дворянство

Описывая образ жизни поместного дворянствв (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.

4) вся Русь

Всю Русь Пушкин описывает в странствиях Онегина из Петербурга в Москву. Он пишет про Н.Новгород, Астрахань, Кавказ, Крым, Одессу, Петербург.

VI . Другие классы России

1) помещики и их нравы

Описывает Пушкин и такой знакомый ему патриархальный уклад помещичьей России на примере семейства Лариных. Они справляют народные праздники, соблюдают исконно русские традиции: гадают, колядуют, варят варенья и т.д.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Однако, Ларина, хлебосольная барыня, “служанок била осердясь” и приказывала петь песни во время сбора ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

2) трудовой Петербург

Трудовой Петербург, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути с Онегиным не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

3) крепостное крестьянство

Во время жизни Онегина в России всё ещё существовало крепостное право, которое тормозило развитие страны. На протяжении всего романа мы узнаем о жизни и быту крепостных их песен простых русских девушек.

В своей "энциклопедии" Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, собирающие ягоды, при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды, вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель

VII . Русская культура

1) театр

Поэт очень подробно описывает балет своего времени, вписывая в роман имена деятелей этого искусства. Мы можем узнать, что наиболее известным постановщиком был Дидло, или прочитать описание известной в те годы балерины Истоминой, которая “блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна”.

Очень популярен в те годы был “Фонвизин, друг свободы”, “сатиры смелый властелин”, драматург “Озеров, невольный дани народных слёз, рукоплесканий с младой Семёновой делил”.

2) русский язык

Очень часто, читая произведения русских классиков, мы удивляемся их художественному совершенству, богатству языка, преклоняемся перед образностью выражений, используемых авторами, не говоря уже о глубоком нравственном общечеловеческом содержании русской литературы.

Текст романа «Евгений Онегин» пестрит историзмами – словами, в которых, как в зеркале, отражается ушедшая эпоха. Такие устаревшие слова часто непонятны, а значение их очень интересно.

Кроме историзмов, в романе есть еще одна группа слов – заимствованные слова. Эти слова, заимствованные из европейских языков, используются в описании дворянского петербургского быта, а особенно для характеристики главного героя – Евгения Онегина (например, брегет, лорнет).

Мир вещей, окружающих Онегина, ориентирован не на русскую, а на западную, европейскую традицию. Поэтому некоторые слова в романе даже написаны латиницей, они еще совсем были не освоены русским языком. Обилием заимствованных слов Пушкин возражает тем писателям, которые хотели бы полностью оградить русский язык от заимствований.

VIII . Лирические отступления

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: "Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя". Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: "читатель ждет уж рифмы "розы", на вот, возьми ее скорей". А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор...

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником - жизнь, ее повседневная простота.

IX . Русская история и русский фольклор

1) няня Лариной

Образ няни – это образ простой русской крестьянки, женщины из народа. Именно няня оказывается другом Татьяны в решающую минуту. Она символизирует подлинную душевно - культурную среду Татьяны. Она сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.

2) сон Татьяны

Сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.

X . Заключение

Таким образом, мы видим, что роман в стихах А.С. Пушкина – произведение действительно эпохальное, где поэт силой гения коснулся очень многих сторон российской общественно-политической и культурной жизни. О некоторых её аспектах он говорит серьёзно и подробно, другие намечены контуром, часто одним лишь емким, «легким» и «несерьёзным» пушкинским предложением, но за этой кажущейся легковесностью встают серьёзнейшие, злободневные и всегда сугубо российские проблемы.

В этом и заключается непреходящее значение романа. И именно это дало право критику назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»

XI. Список литературы:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 4-11я.

2. Томашевский Б. Пушкин Книга первая и вторая. М.,-Л., 1956-1961.

3. Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М., 1963.

4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.

Роман "Евгений Онегин" "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение" Годы создания "Евгения Онегина" приходятся на первую половину... , его действие обрывается накануне восстания. "Евгений Онегин" реалистический роман, то есть А. С. ...

  • Быт и интерьер в романе Евгений Онегин

    Курсовая работа >> Литература и русский язык

    Известное определение Белинского, назвавшего «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» , подчеркнуло совершенно особую роль бытовых... определение Белинского, назвавшего «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» , подчеркнуло совершенно особую роль...

  • Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин АСПушкина

    Сочинение >> Иностранный язык

    Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни" , так как в нем... как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства...

  • Золотойй век русской литературы

    Реферат >> Культура и искусство

    Романом в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни русского общества, а в... с. 228]. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» . Особое внимание Пушкина привлекает...

  • “Евгений Онегин" есть поэма историческая”,- утверждал Белинский. Действительно, в романе изображены конкретные характеры русских людей и общественная жизнь. Белинский связывал появление романа и его содержание с ростом самосознания русского общества. Рост этот вызван историческими событиями 1812-1825 годов. Великий критик чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его “поэмой исторической”. Самого же Пушкина он считал “представителем впервые пробудившегося общественного самосознания”. 06щественным классом -*- носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов XIX века - Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, “который по своему образу жизни и обычаям представляет более развития и умственного движения”. В статье Белинский еще раз подчеркнул исторический характер произведения: “Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в одном из фазисов его образования, его развития...”

    В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского дворянства.

    Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты. В романе они представлены образами Онегина, Ленского. Татьяны Лариной. Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его “посредственность”. И Ленский, и Татьяна тоже.не хотят жить как заурядные, довольные собой люди.

    Ленский и Онегин “не знают, чего им хочется, не знают, чего им не хочется”. Их не удовлетворяют разговоры о “псарне и вине”. Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их сближает одиночество, они чужды дворянской среде. В письме Онегину Татьяна признается: “Я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна”. Почему эти герои одиноки? Потому, что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значительно превосходят других. Что читал Онегин? Руссо, экономиста А. Смита, историю “от Ромула до наших дней”, Байрона. Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский - воспитанник Геттингенского университета - “рассадника вольнодумства”. Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие чести - одно из основных в ее “моральном кодексе”. Юная Татьяна заканчивает свое послание к Онегину словами: “Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю”; “взрослая” Татьяна так же просто и прямо признается Онегину: “Я вас люблю - к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна”. Будет верна, хотя и отдана. Будет, потому что дала перед алтарем слово Богу, людям, себе. Ее понятие чести не позволит ей нарушить-данное слово.

    Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чистоту, искренность. Роднит этих героев и их критическое отношение к миру, обществу, их передовые взгляды. Они умеют видеть прекрасное в жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.

    Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онегина и Ленского поднимается главная проблема романа - трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому “силы этой богатой натуры (Онегина) остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца” (Белинский).

    Татьяна отличается от Онегина и Ленского своей близостью к национальному, русскому духу, своей искренностью.

    Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди невысоких моральных, устоев. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных дворянах, достаточно обратить внимание на их “говорящие” фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. Их разговоры - “о псарне и вине”, однако их “классовая сущность” прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: “Да он опаснейший чудак!”

    Приведем еще одну цитату из Белинского: “Разгадать тайну народной психеи - для поэта - значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий”. В своем романе Пушкин изображает жизнь крестьян и трудового народа. Это и судьба няни; и бурлаки, и нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; и девушки, собирающие ягоды и при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды; это и картины утреннего Петербурга, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала.

    “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”,- заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни), своеобразие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны, картины святок) - все это является отражением “духа народа” в романе.

    А. С. Пушкин дает в своем произведении великолепные картины не только жизни простого народа, но и русской природы.

    Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек своего времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого достигло русское общество (в лице лучших его представителей, каким является и А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века.

    “Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть Евгений Онегин Пушкина... В ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении” (Белинский). Под истинной народностью литературы критик понимал не только отражение “духа и склада” народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном духе, в.соответствии с требованиями времени. Смысл жизни, взаимосвязь личности и общества, взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный герой - “лишний человек”, мораль и нравственность, экономика и политика, культура и просвещение, отношение к литературе и искусству, проблемы творчества и т. д. - это проблемы, поднятые в романе. Значение романа “Евгений Онегин” велико, поистине это “энциклопедия русской жизни”.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры