Описание опыта работы инструктора по физической культуре методическая разработка (физкультура) на тему. "опыт работы " инструктора по физической культуре Опыт работы инструктора по физкультуре в доу

Главная / Психология

Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Опыт работы инструктора по физической культуре Крутениной Ю.С. МБДОУ

«Детский сад №2 п. Андреево»

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.

В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей. Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей через различные формы работы. А предполагаемым результатом является - снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения задач были созданы специальные условия: физкультурные уголки в группах, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, кегли, и др.)

Спортивная площадка на улице (бревна, колеса, выносная мишень для метания и др.,)

Для закаливания детей в летнее время использую игры с водой, умывание прохладной водой, ежедневные прогулки, босохождение, и др.)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия для физкультурно- оздоровительного кружка « Движение» для детей старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление навыка правильной осанки: Общая сюжетная линия: дети помогают Карлику носу сделать спину ровной и красивой. В ходе занятий дети знакомятся со своим организмом, с функциями жизненно необходимых органов, которые помогают людям видеть, слышать, чувствовать, ходить прямо и правильно.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе, в зимнее время с выходом на корт. На занятиях использую различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Олимпийцы». Говоря о роли движений на занятиях, нельзя не сказать о роли дыхательных гимнастик. Поэтому большое внимание уделяю дыханию детей. Учу детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.

Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Мишка бурый», «Лев из камня» и «Черепашки ниндзя» др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами.Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии.

Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Так же организую совместный с родителями праздник «День здоровья», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки. Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболеваний часто болеющих детей занимает закаливание. Регулярно использую в работе дорожки по профилактике плоскостопия, глубокое мытье рук и лица прохладной водой, мини тренажеры, хождение босиком в летний период, воздушные и солнечные ванны. Это способствовало тренировке и совершенствованию системы терморегуляции, предупреждению частых простудных заболеваний.

Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Игровые подражательные движения» в мл.гр, «Двигаемся вместе», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом по совместному отдыху вместе с детьми.

Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде», «Вред чипсов и сухариков») и др.

С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше.

Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволяет наблюдать родителям работу воспитателей, медсестры и инструктора по развитию двигательной активности детей. («Здоровье в порядке - спасибо зарядке», «Профилактика плоскостопия», «Олимпиада») и др.

В раздевалке оформлен уголок здоровья, где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей. (Овощи и фрукты - полезные продукты», «Кладезь витаминов», и др.)

Литература: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»

Н. Е. Вераксы

“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”
Крэттен

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Программой развития является формирование здоровьесберегающей компетентности, как предпосылки сохранения здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Сибирячок», разработанной педагогами детского сада. В программе определены цель, задачи, содержание и технологии работы по формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления, где здоровье дошкольников является точкой усилий не только медицинских работников, но и педагогов, родителей.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется по 2 программам: комплексная «Радуга» Мин.образования и науки РФ. (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурный досуги) и парциальная «Росинка. Расту здоровым» (Зимонина В.Н)

В содержание программы «Радуга» включены основные виды движений, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры для всех возрастных групп. Программный материал предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости), формирование интегративных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма). Основная цель - укрепление здоровья детей, развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

В содержание программы «Росинка. Расту здоровым» включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания» для каждой возрастной группы. Основная цель - воспитание желания быть здоровыми (у детей младших групп), формирование потребности в здоровом образе жизни (у старших дошкольников), формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.

В дошкольном учреждении кроме комплексной и парциальной реализуются программы дополнительного образования, разработанные педагогами детского сада и утвержденные городским экспертным советом. Включение программ дополнительного образования в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность дает возможность расширить двигательные способности детей (удерживать статические позы, координацию, выносливость, осмысленную быстроту, моторику, ловкость), раскрыть творческий двигательный потенциал каждого ребенка. Все это благодаря занятиям степ - аэробикой, спортивной аэробикой, синхронным плаванием и другим нетрадиционным формам физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Педагогами детского сада широко используются игры в бадминтон, городки, кегли, кольцебросы. Освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, хоккея) в дошкольном возрасте создает основу для дальнейших занятий спортом.

В ДОУ функционируют следующие спортивные кружки и секции:

Спортивная оздоровительная секция «Школа олимпийского резерва». Занимаются 15 дошкольников. Преподаватель Тарасова Юлия Валерьевна– инструктор по физической культуре I квалификационной категории. Ежегодно с 2001 года воспитанники МДОУ «ЦРР - детский сад №25 «Василек» участвуют в городских спартакиадах, занимают призовые места, награждаются грамотами. При поступлении в школу дети продолжают активно заниматься спортом.

Студия спортивного танца «Саяночка». Занимаются 24 дошкольника. Занятия проводит Тарасова Юлия Валерьевна – инструктор по физической культуре. Воспитанники МДОУ участвуют в показательных выступлениях на соревнованиях секций ДЮСШ города Саянска.

Секция синхронного плавания «Дельфиненок». Занимаются 15 человек. Занятия проводит Фортова Светлана Станиславовна – инструктор по физической культуре (плавание) I квалификационной категории. Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в городских соревнованиях, выступают с показательными выступлениями в Дни открытых дверей, в Дни здоровья.

Программа дополнительного образования «Страна Здоровячков». Занимаются 17 человек. Занятия проводит воспитатель I квалификационной категории Усенко Ольга Анатольевна.

Результаты выступлений воспитанников МДОУ

№№ Наименование соревнований Занятое место
2007 I
2008 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 «Веселые старты» совместно с командой МДОУ №21 «Брусничка» I
2010 Городская Спартакиада дошкольников I

Спортивные мероприятия в ДОУ проводятся не только в форме занятий и кружковой работы. Основным видом массовых спортивных мероприятий являются физкультурные праздники и развлечения.

Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. Спортивные праздники на свежем воздухе проводятся 1 раз в сезон, досуги ежемесячно, 3-4 раза в год проводятся спортивные праздники в бассейне.

Самые массовые и зрелищные - «День здоровья», «Спортивный парад выпускников», где участвуют дети, родители, педагоги, юные спортсмены ДЮСШ (выпускники нашего детского сада). В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.

Физкультурно - спортивные мероприятия внутри детского сада

Мероприятие

Количество детей

1. День знаний

2. «Разноцветные планеты»

3. «Путешествие в страну Неболейка»

4. «В гостях у Лунтика»

5. «Зимушка-зима – спортивная пора!»

6. «Богатырские состязания» (совместно с папами)

7. «Штурмуем вершины»

8. «Красный, желтый, зеленый»

9. «Веселые старты»

10. « День Нептуна»

11. «Веселая игралия»

12. «Спортивный парад выпускников»

13. Прогулки- походы на лесную полянку «Веселый рюкзачок» - 1 раз в сезон (совместно с родителями)

14. День здоровья (ежеквартально)

15. Форд «Боярд»

16. Театрализованные представления

с показательными выступлениями

юных спортсменов

17. «За здоровьем - всей семьёй»

Итого:

25 мероприятий в год

Физкультурное и спортивное оборудование МДОУ подобрано с учетом возрастных особенностей детей, для наиболее полного удовлетворения двигательных потребностей каждого ребенок, развития двигательных качеств и способностей.

В ДОУ имеются:

спортивный зал , площадью 48 кв.м., где проводятся

  • физкультурные занятия под руководством инструктора по физкультуре;
  • занятия спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивные праздники, досуги

Где имеются:

  • беговые дорожки,
  • велотренажер,
  • станки для тренировки мышц рук и ног,
  • турники, перекладины, гантели, боксерская груша,
  • кистевые динамометры, шагомеры, секундомеры;

плавательный бассейн , площадью 60м², для проведения:

  • занятий плаванием под руководством инструктора по плаванию,
  • занятий спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивных праздников, досугов.

Оборудование спортивного зала:

Спортивная площадка

  • беговая дорожка;
  • полоса препятствий;
  • площадка для игр в городки;
  • гимнастические лестницы, бумы;
  • прыжковая яма;
  • дуги для подлезания;
  • кольца-мишени;
  • баскетбольный щит;
  • выносной бассейн;
  • спортивные площадки для игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей;
  • в зимнее время прокладывается лыжня, заливается каток

Бассейн

  • нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
  • мячи разных размеров;
  • плавательные круги;
  • спасательные жилеты;
  • очки для подводного плавания;
  • игрушки-забавы для малышей;

В группах в зонах двигательной активности имеетсяинвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров, мячи хип-хопс, скакалки, кольцебросы, дартс, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр (теннис, гольф, бадминтон, хоккей, футбол, волейбол, городки)

На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки, летние бассейны.

В группах раннего возраста имеется оборудование для развития двигательной активности детей: качели, горка, тренажеры, дорожки «здоровья», оборудование для подлезания.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная); -гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам); -Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка); -физкультурные занятия на воздухе; - занятия плаванием в бассейне;-занятия в спортивных кружках и секциях;-подвижные игры; -спортивные игры и упражнения; -физкультминутки, пальчиковая гимнастика; -праздники, развлечения, физкультурные досуги; -закаливание.- индивидуальная работа по формированию основных видов движений; -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;- рассматривание иллюстраций о спорте; -изготовление атрибутов к подвижным играм; - придумывание вариантов к знакомым подвижным играм; -дидактические и настольные игры. -индивидуальная работа; -настольные игры «Футбол», «Хоккей»; -чтение рассказов о спорте, спортсменах; -изготовление атрибутов к подвижным играм.-проведение совместных праздников, досугов, туристических походов-совместные занятия родителей и детей- работа клуба «За здоровьем – всей семьей»

Совместная работа с семьёй стала одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений, формирование культуры здорового образа жизни. Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали наглядно – информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Информационно-ознакомительные включают в себя:

Эпизодические индивидуальные посещения родителями секций, занятий;

Экскурсии и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад для знакомства с созданными условиями;

Открытые просмотры занятий в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся с младшей группы 4 раза в год.

Праздники на свежем воздухе, в спортивном зале, в бассейне для детей с участием родителей;

Составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;

Выставки детских работ «Я сильный и крепкий», «У нас в бассейне здорово» и др. - это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками и рассказами;

Фоторепортажи, которые особенно привлекают внимание родителей и практикуются в группах с 2-3 лет. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей.

Фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения;

Совместные занятия детей и родителей;

Обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Васильковое детство»;

Практикумы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;

Выступления в средствах массовой информации о значении занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья детей (газета, телевидение). Информационно - просветительские формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях двигательной активности детей на определённом возрастном этапе, значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:

Информационные стенды, где представлены расписание занятий секций, информация о программах дополнительного образования, используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;

Папки - передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.

За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%,

активно участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ - с 35% до 71%.

На протяжении многих лет сотрудничаем с социокультурными институтами города.

В рамках преемственности ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с учащимися первого класса СОШ № 4, 5 – выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем с показательными выступлениями детей – выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеской спортивной школе.

Сотрудничество с городскими детскими спортивными организациями осуществляется на основе договора. Выпускники детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах (75%).

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых окружающих их. Поэтому сотрудники детского сада активно занимаются физкультурой и спортом. Команда детского сада ежегодно занимает призовые места в соревнованиях по волейболу среди образовательных учреждений города (2007г. – I место, 2008г.- II место, 2009г. – I место). Ежегодно сотрудники детского сада участвуют в соревнованиях по плаванию среди образовательных учреждений города (2007г. – III место, 2009г. – I место, 2010г. – II место). Один раз в сезон организуются поездки на спортивную базу «Елочка», коллективные выходы на природу со спортивными программами. Еженедельно проводятся занятия ритмической гимнастикой в спортивном клубе «Березка» инструктором по физической культуре Тарасова Ю.В.

Сложившаяся в дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволило сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Радуга» г. Георгиевска

Опыт работы

Шульгина Я.О.

Инструктор по физической культуре

2016 год.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

________________________________________________________

Яна Олеговна разработала перспективное планирование занятий по физической культуре для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, систематизировала разнообразный дидактический материал. Педагогом накоплен «банк» подвижных игр, развивающих ловкость, быстроту и выносливость. Собраны комплексы лечебной гимнастики по коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата: плоскостопие и нарушения осанки. Собраны и систематизированы различные методы профилактики острых респираторных заболеваний и общего оздоровления детей.

Педагог постоянно осваивает инновационные методики и техники, которые он внедряет в свои занятия, технологии с использованием нестандартного оборудования

Обновлен и заново оформлен спортивный зал, пополнен спортивный инвентарь, создан информационно- текстовой стенд, в котором инструктор готовит тематические выставки по ознакомлению родителей и воспитателей с инновационными технологиями, предлагает им рекомендации по оздоровлению дошкольников и профилактические методы.

Яна Олеговна работает в тесном контакте с родителями, организовывая совместные праздники и развлечения для детей и родителей: спартакиада «Растим чемпионов», «Что мы знаем о природе?», «В стране веселых мячей».

Воспитанники Яны Олеговны умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений, порядковые упражнения и различные способы перестроения. Самостоятельно организовывают подвижные игры. Осваивают основные виды движения: бег, прыжки, ходьба, равновесие, метание, лазание, элементы спортивных игр. Результаты диагностики свидетельствуют о высоком физическом уровне развития детей, навыков нравственного поведения, физической и психологической готовности к обучению в школе.

Она является активным участником педагогических мастерских в дошкольном учреждении, и общегородских мероприятий .

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по оздоровительной работе в ДОУ. А так же рассмотрены основные задачи, средства и литература по физическому воспитанию дошкольников и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление является основным направлением моей работы. Я не ставлю перед собой цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Для успешного выполнения задач по здоровьесбережению я разработала программу по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ. В программе отображено:

Внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ (реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ), элементы фитбол - гимнастики;

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Составила электронную картотеку мероприятий с детьми, педагогами и родителями, картотеку игр и упражнений различных форм двигательной активности, как дополнение к основной образовательной программе воспитания и обучения в детском саду. Материалы из опыта работы были опубликованы на международном интернет форуме педагогических работников «МААМ. RU ».

Кроме основной комплексной программы педагоги пользуются парциальными программами и методиками: Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», валеологической программой Н. В. Козлова «Я - человек», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура».

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется спортивный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На прогулочных участках детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесохраняющую для детей атмосферу.

Ежегодно три раза в год для выявления физического развития детей в ДОУ провожу мониторинг с использованием программно-технологического комплекса (ПТК) – это компьютерная программа предназначенная для решения учебноаналитических, прогностических и информационных задач связанных с управлением образовательной деятельности в ДОУ. Программа нацелена на осуществление анализа реального результата образовательного процесса, помогает увидеть динамику развития каждого ребенка по основным признакам: социальному, познавательному, эстетическому и психофизическому.

Анализируя результаты мониторинга выяснилось, что дети испытывают «двигательный дефицит» из-за слабого физического развития детей при поступлении в детский сад, в связи с чем задерживается возрастное развитие всех физических качеств. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет осанки. Поэтому я пришла к выводу, что для полноценного физического развития детей необходимо использование здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов, которые должны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Мною разработана «электронная копилка» мероприятий в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

Для успешной работы по приобщению родителей и педагогов к ЗОЖ, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, в которой отражена перспектива здоровьесохраняюющей деятельности на пять лет.

Всю работа по физическому воспитанию детей строю с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляю индивидуальные карты. Обработка данных позволяет выделить детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Я выделяю группы здоровья вновь прибывших детей, определяю уровень физических качеств детей, произвожу антропометрические замеры. В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, я выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ разработанной целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.

Построенная мною образовательная деятельность предполагает проведение цикла бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Пальчиковую гимнастику начинаю проводить с младшего возраста, индивидуально и с подгруппой, в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто использую в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?».

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности – близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования использую специальную гимнастику для глаз. В своей работе применяю ряд различных игровых упражнений по методике профессора В.Ф. Базарного. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, что способствует несформированности нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна с детьми провожу специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаю упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Гимнастика пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения, сопровождающиеся текстом, который им особенно нравится («Киски просыпаются», «Крабик», «Змейка»). После гимнастики дети проходят по ребристой или массажной дорожке здоровья, что усиливает оздоровительный эффект. Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.

В своей практике обучения систематически применяю двигательные игры-разминки, которые позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению адаптивных механизмов.

Двигательные игры-разминки проводятся в начале, середине или конце непосредственно организованной деятельности, по мере утомляемости детей, продолжительностью 3-5 минут, в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, задействовать не включившиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту – к дополнительному утомлению и к тому уже уставших детей. Рекомендуется проводить для всех детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической и работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяется большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ ПТК. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако я не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается и сегодня. В 2016-2017 учебному году организовала работу оздоровительного кружка для детей дошкольного возраста «Школа фитбола».

Чиркова Марина
Описание опыта работы инструктора по физической культуре

Чиркова Марина Александровна - инструктор по физической культуре Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка-детский сад «Сказка» р. п. Красные Баки. Закончила Нижегородский государственный педагогический университет им. М. Горького по специальности педагог по физической культуре и спорту .

Моя профессиональная деятельность осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» , разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методическое обеспечение Л. И. Пензулаевой. Главными задачами в своей работе считаю сохранение , укрепление и охрану здоровья детей, обеспечение гармоничного физического развития , формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитие физических качеств , воспитание выдержки, самостоятельности и творчества в двигательной активности, красоты, грациозности, выразительности движений, интереса и любви к спорту, потребности в здоровом образе жизни ребёнка при взаимодействии с семьёй.

В своей работе для достижения поставленной цели, я использую здоровьесберегающие технологии : утренняя гимнастика, занятия (игровые, сюжетные, дыхательную и корригирующую гимнастику, элементы фитнес аэробики, игровой стретчинг, коммуникативные игры, занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» . Системная работа способствует снижению заболеваемости и повышению процента посещаемости воспитанников ЦРР – д/с «Сказка» .

Кроме основной программы по физическому воспитанию , реализую дополнительную общеобразовательную программу «Волшебные ступеньки» , в рамках организации дополнительных платных услуг ДОУ. Цель данной программы - развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством степ-аэробики. Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также лого-ритмические упражнения. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию , но и развивать координацию движений и речь.

Активно принимаю участие в работе РМО и других методических мероприятиях ДОУ и района. С 2014 г. являюсь руководителем РМО воспитателей по физическому развитию детей и приобщению к здоровому образу жизни. В рамках РМО разработала положения смотр-конкурсов спортивных зон (2014 г) и спортивного оборудования для развития точности и глазомера в группах детей дошкольного возраста «Меткий стрелок» (2015 г) . Своим опытом работы делюсь на районных методических объединениях : 2014 г. открытый педагогический процесс «Особенности содержания программы по образовательной области «Физическая культура в соответствии с ФГТ» , 2016 г. открытый педагогический процесс «Использование элементов детского фитнеса на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста».

Занимаясь самообразованием знакомлюсь с новейшими достижениями в области физического воспитания через публикации в периодических изданиях «Ребёнок в детском саду» , «Инструктор по физической культуре » . Полученные знания и приобретенные умения позволяют творчески подходить к решению практических задач в работе .

Являюсь активной участницей конкурсов различного уровня : районного, областного, всероссийского, также совместно с воспитанниками участвуем в различных конкурсах, где неоднократно занимали призовые места.

Учитывая современные требования использую в своей работе интернет -ресурсы , для обмена опыта работы создала свою страничку на сайтах – Международном образовательном портале Maam, «Социальная сеть работников образования » , сайт на образовательном портале infourok.ru, a2b2, где размещаю материалы с собственным практическим опытом : конспекты занятий, консультации, сценарии спортивных мероприятий.

Для успешной реализации мероприятий по физическому развитию детей считаю союзниками родителей воспитанников. Проводим совместные спортивные праздники : «Осенние старты» , «Зимняя Олимпиада» ; тематические праздники, посвященные Дню матери, 23 февраля, Дню семьи, любви и верности; на базе ФОК «Богатырь» праздники для сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Проблемы здоровья детей затрагиваю на групповых родительских собраниях, провожу индивидуальные консультации, анкетирование, выкладыванию консультации в уголках для родителей. Под моим руководством в 2014 году для детей и родителей функционировал спортивный кружок «Здоровячок» . Тесно сотрудничаем с другими детскими садами, стало традицией, вот уже три года совместно с МАДОУ д/с «Колосок» мы проводим «Зимнюю спартакиаду» - семейный спортивный праздник. Для воспитателей района разработала и внедрила в действие «Педагогическую спартакиаду» .

Внутри детского сада взаимодействую с воспитателями : в группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей. Физкультурные уголки , оснащенные нетрадиционным оборудованием, изготовленные и оформленные руками педагогов и родителей пользуются большим спросом у наших воспитанников. В помощь воспитателям мною разработана картотека подвижных игр, комплексы утренних гимнастик, упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Для проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеется физкультурный зал и спортивная площадка на улице. Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, как фабричного производства (обручи, скакалки, мячи, кегли, кубики, кольцебросы, степы, тренажеры, так и сделанного своими руками (косички, платочки, флажки, тоннели, мешочки, снежки для метания, маски для подвижных игр, пособия для проведения коррекционной работы – корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы). В своей работе использую наглядно-дидактические пособия : альбомы «Зимние и летние виды спорта» , «Режим дня» , «Спортивный инвентарь» ; для формирования основ здорового образа жизни, воспитания интереса к спорту и спортивным играм, для закрепления терминологии сделала своими руками дидактические игры «Собери картинку» , «Спортивный инвентарь» , «Найди пару» . Совершенствуя предметно-развивающую среду, в этом учебном году мною был создан мини-музей спорта, где представлены макеты летних и зимних видов спорта : баскетбол, футбол, хоккей, волейбол, настольный теннис, художественная гимнастика; в папке представлена история Олимпийских игр : кто является основателем, символика олимпийских игр : что такое девиз, флаг, огонь, награды, символ, клятва Олимпийских игр; флаги стран участниц Олимпиады, оформлен стенд «Гордость земли Нижегородской» , где представлены нижегородские спортсмены-победители олимпиад разных лет.

Наше дошкольное образовательное учреждение сотрудничает с социумом по физкультурно -оздоровительному направлению (ФОК «Богатырь, стадион, где организуем различные мероприятия.

Подводя итог, хочется отметить, что физкультурно-оздоровительная работа ведётся в системе , направлена на детей, взаимодействие с воспитателями и семьями воспитанников, сотрудничество с социумом.

Публикации по теме:

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре МБДОУ № 6 «Страна детства» Добрыгиной Ирины Васильевны.

МАСТЕР – КЛАСС Инструктора по физической культуре МДОУ «Детский сад №64» Аккиевой Ларисы Александровны Тема: «Занимательное оборудование».

Педагогический опыт инструктора по физической культуре Арифулиной И. В. МДОУ детский сад № 20 г. о. Орехово-Зуево 2слайдВ настоящее время.

Перспективный план работы на летний оздоровительный период инструктора по физической культуре Перспективный план работы на летний оздоровительный период инструктора по физической культуре Билентьевой Н. И., на 2016-2017 учебный год.

Главная > Документ

Из опыта работы инструктора по физической культуре МДОУ «Центр – детский сад № 115» Игнатенко Т.Е.

«Терапевтический эффект физкультурно-оздоровительных методов в работе с детьми дошкольного возраста»

Нетрадиционные методы в физкультурно-оздоровительной работе.

Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в детском саду заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей. На занятиях физической культурой помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей я использую нетрадиционные методы:

    элементы психогимнастики, медитации, релаксации (система хатха-йоги);

    рациональное применение "музыкотерапии";

    присутствие на занятиях сюрпризного момента, мотивации, сюжета;

    внедрение дыхательных упражнений, в том числе из системы "хатха-йоги";

    применение самомассажа БАТ;

    использование профилактических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психические процессы у детей наиболее адекватно формируются в игровой деятельности. Развивающиеся в процессе игры, чувства любви к родным, сочувствие к близким, дружеской привязанности, изменяясь обогащаются и становятся основой для возникновения сложных социальных чувств.

Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Психогимнастика и медитация комплексно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а также координируют ранние отклонения в состоянии здоровья детей, способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, формированию навыков взаимодействия друг с другом, развитию внимания, речи, восприятия, воображения, преодолению стрессовых состояний.

Медитация означает сосредоточение. На занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом в игровой форме образе. Так, например, в игре «Солнышко» дети встают в круг, тянуться к солнцу руками, щедро солнце дарит каждому ребёнку по солнечному зайчику, которые поселяются в сердцах детей. Затем дети посылают из груди солнечный свет всем существам вокруг. Дети наслаждаются теми приятными эмоциями, которые они дарят окружающими миру. Игры-медитации желательно сопровождать музыкой.

Релаксация - это полная раскованность. Нужна она для того, чтобы в максимально короткие сроки восстановить физическую энергию, душевную бодрость и ясность ума. Умение расслабиться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения.

Для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанной А.В.Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированной для дошкольников. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка, у него возникает приятная дремонтость.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице. На занятиях по физической культуре я ставлю перед собой ещё одну задачу - помочь детям общаться друг с другом и со взрослыми без стеснения и конфликтов. С этой целью на занятиях я использую игры, способствующие развитию основных умений общаться. Эти игры разделены на несколько различных направлений:

    "Я и моё тело". Игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же на двигательное раскрепощение. Это важно, так как, только физически свободно чувствовавший себя ребёнок спокоен и психологически защищён. В качестве опыта со своим телом дети обучаются простым навыкам мышечного расслабления. В эту группу так же входят пальчиковые игры, помогающие развитию речи детей.

    "Я и мой язык". Игры направлены на развитие языка, жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Эти игры очень эффективны для замкнутых, застенчивых детей, которые не хотят и не знают как общаться. При работе с ними моей задачей является сформировать у них желание общаться и развить коммуникативные навыки. Не секрет, что замкнутые и застенчивые дети могут более легко вступать в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогают им свободнее и выразительнее высказывать свои мысли.

На занятиях по физической культуре, используются игры, которые способствуют развитию речи детей.

    "Я и мои эмоции". Эти игры направлены на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Моя задача состоит в том, чтобы корректировать эмоциональное сотояние детей, формировать и закреплять положительные эмоции в процессе занятий двигательной деятельностью, создавать мотивацию к ней, вырабатывать правильные эмоциональные реакции на те или иные двигательные (игровые) ситуации.

    "Я и я". Здесь собраны игры, направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Известно, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе. Поэтому на занятиях я использую ряд игр, которые помогают детям лучше осознать, сформировать положительное отношение к самому себе.

    "Я и другие" . Эти игры направлены на развитие навыков совместной деятельности, чувство общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимания, доброжелательного отношения к друг другу.

    "Я и моя семья" . Здесь подобраны игры, направленные на осознание себя, как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Музыкотерапия. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н.С.Самойленко, В.Л.Грикер, Е.В.Конорова). Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

На физкультурных занятиях мной используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т.д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением - оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться, часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

Одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание. Болезненные образования (например спайки, слипчатые процессы) в бронхолёгочной системе довольно быстро ликвидируются. Происходит рассасывание воспалительных образований, восстанавливается нормальное крово- и лимфообращение, устраняются застойные явления в органах дыхательной системы. Улучшаются функции сердечно -сосудистой системы и укрепляется в целом весь аппарат кровообращения. Постепенно исправляются, развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника. Повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов и улучшается нервно-психическое состояние заболевших.

Учитывая особенности дыхания детей, в физкультурные занятия обязательно включаю дыхательную гимнастику. Сюда входят дыхательные упражнения хатха -йоги и сюжетные комплексы. (Приложение 6)

Специальные статические и динамические дыхательные упражнения даю на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих упражнений. Основа этих дыхательных упражнений - выполнение их с усиленным и удлинённым выдохом. Это достигается произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш) и сочетание звуков (ах, ох, ух). Эти упражнения провожу в игровой форме (жужжит жук, остужаем чай, гудит самолёт и т.д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1. нагрузки постепенно увеличиваю за счёт числа повторений и усложнения упражнений.

Также используюю на занятиях дыхательные упражнения системы хатха -йоги. Они способствуют освоению навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к гармонично полному дыханию: очистительного дыхания «Ха». Оно хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

Йога является прародительницей всех систем и методов самосовершенствования. Йога- это способ естественного развития тела и ума. Занятие йогой помогает детям правильно расти и делает их крепкими и сильными. Вся система упражнений и отдельные асаны (статические позы) имеют целью привести организм в состояние равновесия, т.е. нормального функционирования тела и психики. Под здоровьем йога понимает не факт устранения болезни, а ощущение полноты энергии, радости бытия, не только способность к ежедневному труду, но и отсутствие лени. Болезнь по йоге - это отклонение от состояния равновесия и нормального функционирования органов тела и психики.

С точки зрения медицины, огромная ценность йоги состоит в том, что при минимальной затрате энергии укрепляются и растягиваются мышц во всех частях тела. Принципы медленных движений и поз в йоге основаны на том, что такой темп движений стимулирует и способствует правильному функционированию внутренних органов и желез внутренней секреции.

Особенность упражнений йоги состоит в том, что их терапевтический эффект обусловлен фиксацией поз. Каждое упражнение целенаправленно воздействует на определённый орган нашего тела или систему органов.

Благотворное действие на организм ребёнка оказывает также массаж биологически активных точек . Он повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, который очень часто намного эффективнее таблеток, точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Так, например, энергичная утренняя работа зубной щёткой способна дать хорошую зарядку всему организму в целом, так как на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов - сердца, верхних дыхательных путей, лёгких, желудка, кишечника, печени и почек. При регулярном применении массажа дёсен нежная слизистая оболочка получает своеобразную закалку: она уплотняется; возрастает устойчивость к механическим факторам, холоду, теплу; улучшается кровообращение, питание дёсен и зубов. Всё это способствует их оздоровлению.

Воздействуя на биологически активные точки происходит нормализация кровообращения и инервации костного мозга, а так же улучшение кровообращения пищевода, трахеи, бронхов, лёгких и других органов, повышение функциональной деятельности головного мозга, тонизируется весь организм. Одним словом, точечный массаж укрепляет здоровье ребёнка, поднимает его жизненный тонус, даёт закалку организму.

Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, я предлагаю детям общаться со своим телом в игровой ситуации, мысленно проговаривая ласковые слова (милый, добрый, хороший). Ребёнок играя лепит, мнёт и разглаживает своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки и любви. Выполняя упражнения самомассажа на занятиях в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Наиболее доступными у детей являются БАТ расположенные на кистях и стопах. Массаж этих точек не требует специальных медицинских знаний и поэтому часто используется мной на занятиях. Для воспитателей рекомендован календарный план проведения массажа БАТ для детей разного возраста.

Календарный план проведения массажа БАТ у детей разного возраста

№ недели (с октября)

Используемый материал

Реализуемая задача

Младшая группа (13 игр; продолжительность массажа 1-2 минуты)

Вода комнатной температуры.

Плескать, шлёпать ладонью, пальцами по поверхности воды.

Вода и камешки.

Бросать камешки в воду, поднимать.

Вода, цветные губки.

Набирать в губки воду, отжимать их, бить струёй в подставленную ладонь.

Проводить кончиками пера по пальцам, ладоням.

Скакалка средних размеров

Прокатывать босыми ступнями ног.

Определить с какой стороны "дует ветер"

Щётка для мытья рук.

Чистить руки, "ноготки" - стимулировать БАТ на кончиках пальцев, ладони.

Вата, мех, губка.

Трогать, сравнивать, ощущать разницу.

Набирать песок в горсть, просыпать сквозь пальцы.

Шишки сосновые.

Подержать, поперебирать, положить в сумочку, карман.

Ребристые карандаши.

Прокатывать ладонью карандаш по столу.

Мяч с шипами.

Отдавать другому ребёнку или взрослому и брать.

Галька в противне.

Постоять босиком, в носках на камешках, потоптаться.

Средняя группа (18 игр; продолжительность массажа 2-3 минуты)

Вода разных температур.

Плескать, подгоняя кораблик, отжимать губку, шлёпать по воде ладонью.

Встать на камешки босиком, потоптаться.

Песок, яркая бусинка.

Отыскать зарытую в песке "чудесную"горошину.

Ребристые карандаши.

Прокатывать карандаш между ладонями.

Мяч с шипами.

Бросать мяч друг другу и ловить его.

Скакалка (d=3cм.; d=8cм).

Бруски, скалки.

Сравнивать острые грани с круглыми, гладкими поверхностями.

Сравнивать зрительно и на ощупь.

Черепаха с 50 петлями и пуговицами.

Расстёгивать и застёгивать черепаху перед прогулкой.

Ребристая доска.

Походить по ней босиком и по колючему коврику.

Дорожка с силуэтами ступней.

Проходить по дорожке, ставя босые ноги точно в след.

Дорожка со следами пяток и носок.

Проходить на пятках, носках, ставя их точно в след.

Дорожка со следами ладошек, колен.

Проходить на четвереньках, попадая точно в след.

Дорожка с цветными кружками.

Проходить только по красным кружкам, потом по зелёным и т.д.

Мелкая мозаика.

Разобрать по цвету, сортируя их.

Песок с мелкими острыми камешками.

Выбирать из песка мелкие острые камешки на поднос.

Крупные шары-бусины и шнур.

Нанизывать шары на трубчатый шнур.

Камешки крупные, средние, мелкие.

Обследовать, сравнивать, располагать в ряд, по кругу, вокруг самого большого камня.

Старшая группа (20 игр; продолжительность массажа 3-4 минуты)

Спички без головок.

Выкладывать фигурки.

Пришитые в ряд пуговицы на полосках картона.

Линейка -пластины с прорезями фигур.

Обводить кончиками пальцев обеих рук.

Шишки, сосны, ели, лиственница, ольха.

Обследовать и называть, понимая разницу.

Трафареты с острыми краями.

Обследовать, "рисовать пальцами" - всеми по очереди.

Шершавые, колючие коврики.

Встать, походить босиком.

Фундук (1-2шт.).

Катать между ладонями и в одной руке.

Пуговки гладкие, шершавые, множество самых разных.

Обследовать, сравнивать, выбирать самую лучшую, худшую.

Бусы с острой гранью по центру от старых детских счёт.

Камни острые и круглые.

Обследовать, сравнивать, сортировать.

"Чудесный мешочек"

Мяч с шипами.

Подкидывать, ловить; отвечать на вопросы, возвращая мяч.

Скакалка (d=3cм.; d=8cм).

Катать стопами босых ног по полу.

"Помоги золушке".

Разбирать крупы: гречка, рис, овёс, пшено, перловка, кукуруза.

Лабиринты из шершавых дорожек (наждачная и бархатная бумага).

"Пройти" но ним пальцами обеих рук.

Цветные шнуры.

Шершавая на ощупь аппликация.

Отгадать - круг, квадрат, треугольник и т.д.

Разнофактурная бумага.

Подобрать такую же на ощупь.

Подготовительная к школе группа (20 игр; продолжительность массажа 4-5 минуты)

Проволока (d=1-2мм.).

выстраивать фигурки (гриб, лист и т.д.)

Скрепки металлические (канцелярские).

Составлять нанизыванием цепочку, бусы, браслет.

Проводить по пальцу (глаза закрыты), определить по какому.

Пальцы взрослого и спина ребёнка.

Определить, сколько пальцев на спине.

Деревянные зубочистки.

Рисовать рожицы остриём зубочистки на подушечках пальцев.

Массажёр для ног (ребристый).

Катать стопами босых ног вперёд-назад.

"Чудесный мешочек"

Определять игрушки на ощупь без образца на память.

Сиденье -массажёр (для автолюбителей).

Почувствовать "костяшки" на разных частях спины, бёдрах.

Яркие пазлы куба, "почтовый ящик"

Обследуя края прорезей пальцами, определить какая это фигура.

Катушка ребристая.

Всеми пальцами крутить катушку для сматывания ниток.

Массаж ногтями.

Массировать нижними фалангами всех пальцев - подушечками.

Массаж уха.

Массировать то место, где бывает прокол на мочки уха.

"Щелки" всеми пальцами.

Стартовая черта: ноготь на подушечке большого пальца руки.

Мелкая острая мозаика.

Рассортировать по ячейкам, исходя из цвета фишек.

Трубчатый массажёр с шипами (пластмассовые бигуди).

Прокатывать между ладоней и пальцев рук.

Острые дынные семечки.

Выкладывать силуэты предметов, животных по образцу.

Встать разувшись в противень с галькой, потоптаться, покружиться.

Массаж "каштан".

Прокатывать между ладонями и пальцами.

Массажные кольца (от каштана).

Массировать пальцы обеих рук.

Массажёр на ручке с шипами.

Массировать стопы обеих ног.

Корригирующие упражнения. Включение в физкультурные занятия корригирующих упражнений обусловлено необходимостью формирования правильной осанки у ребёнка-дошкольника.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребёнка. Известно, что стереотипы неправильной осанки нужно разрушать в положении лёжа. Поэтому необходимо в общеразвивающие упражнения включать как можно больше профилактических упражнений, укрепляющих мышцы спины, в положении лёжа на полу, и обязательно их обыгрывать (золотая рыбка, зайчик, лодочка, звёздочка и т.д.). Выработке правильной осанки помогают подвижные игры на координацию движений, равновесие.

В начале и в конце физкультурного занятия проводится визуальный контроль осанки. В результате дети привыкают правильно стоять и ходить. Таким образом, общефизиологическое действие упражнений, при их соответствующей дозировке, обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую позу в пространстве.

Нередко одной из причин нарушения осанки является плоскостопие. Оно также встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путём общедоступных гимнастических упражнений - помогут избавить детей от этого недостатка или во всяком случае, уменьшить его. С этой целью на занятиях физической культурой используются общеразвивающие и специальные гимнастические упражнения, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим её конфигурацию, и резко повышающим функциональные возможности стопы. Кроме того, данные упражнения целесообразно включать в утреннюю гимнастику, на прогулке во время подвижных игр.

Главное назначение коррегирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппараты стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребёнка. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (Приложение 6)

Подвижные оздора вливающие игры. Подвижные игры - наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма детей. Они в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связанна с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъём, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. В игре, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем.

Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей, полное выздоровление и восстановление их жизненных сил, при самых различных заболеваниях и состояниях, наступает значительно быстрее. Использования подвижных игр способствует гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Но следует учесть, что, оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.

Оздоровительная роль игры проявляется и в формировании эмоционального мира ребёнка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надёжный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений состояния нервной, сердечно - сосудистой и других систем организма ребёнка. Мощнейшим терапевтическим фактором является игра ребёнка совместно с родителями. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у родителей. Непринуждённая, весёлая атмосфера не даёт ребёнку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитании в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаики, лото и т.д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети сначала овладевают навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

С этой целью мы проводим.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры