От станка до кресла. От станка до кресла — А не испортится от этого «Жизель»

Главная / Психология

Смена балетной власти во втором по значению оперном доме Москвы ожидалась давно. Эффект домино начался еще в 2011 году, когда пост худрука балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оставил Сергей Филин, вернувшийся в Большой театр и недолго там задержавшийся. На месте Филина тогда появился Игорь Зеленский, лидер-харизматик со сложной репутацией.

Народный артист России и отличный танцовщик с нордической внешностью и знойным тбилисским акцентом (выпускник Тбилисского хореографического училища), Зеленский получил огранку в знаменитом Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой и в Мариинском театре с 1988 года. По личным ангажементам он танцевал от Ла Скала до Сан-Франциско, был приглашенным солистом Большого театра, Берлинской оперы, Королевского балета Ковент-Гарден и премьером Нью-Йорк Сити балле. Барская стать и административные навыки стали поводом к его приглашению в Новосибирский Театр оперы и балета тогдашним директором Борисом Мездричем.

Андрей Уваров в своем поколении лучший принц. Уваров - это не буря и натиск, а стиль и качество

Вскоре Зеленский стал шефом балета МАМТа, а еще через год стало известно, что с сентября 2016 г. он возглавит балет Баварской Штаатсопер. Так появилась шутка о балетной империи князя Игоря от Новосибирска до Мюнхена с пересадкой в Москве.

МАМТ со времени основания бережет свой статус "театра танцующего актера". За пять лет при Зеленском здесь случалось хорошее: в труппу пришел суперзвезда Сергей Полунин, появился соразмерный принципам этого театра балет английского классика Кеннета Макмиллана. Случалось и плохое: из труппы ушли перспективные артисты, по разным подсчетам, около трех десятков человек.

При очевидном обаянии и актерском прошлом, позволяющим артистам видеть в нем "своего", Зеленский-директор не имеет привычки искать полутона в разговорах с подчиненными - уж не знаю, как он окоротит себя в Баварии. Когда подоспело время совмещать работу в МАМТе и Баварской Штаатсопер, в Москве появились новые обстоятельства: летом новым директором МАМТа стал бывший замдиректора Большого театра Антон Гетьман.

Опытный театральный менеджер Гетьман начал задавать неудобные вопросы руководству балетной труппы - по части присутствия на рабочем месте. В итоге достигнуто мирное соглашение: Игорь Зеленский уходит с поста и пока останется советником директора по вопросам балета.

То же волшебное слово "пока" сопровождает его преемника, исполняющего обязанности художественного руководителя балета МАМТа Андрея Уварова. Вспомните про "эффект домино": народный артист Андрей Уваров ушел из Большого театра в МАМТ все в том же 2011 году. Формально как полный сил балетный пенсионер с позиции премьера Большого театра на должность педагога-репетитора.

Неформально - балетный мир шептался, что что-то пошло не так, артисты такого уровня обычно остаются в родных стенах. Андрей Уваров по возрасту и таланту часть троицы Николай Цискаридзе - Сергей Филин - Андрей Уваров, остававшийся в тени более ярких коллег. Но для тех, кто понимает, Уваров не только образцовый выпускник Московской школы, прилежный ученик Бориса Акимова, Галины Улановой, Николая Фадеечева, золотой лауреат балетных конкурсов и обладатель приза Benois de la Danse. Он в своем поколении лучший принц, да что там - эталон принца с отличными данными, отличной выучкой и редким чувством такта. Все самые капризные примы Большого были уверены в Уварове-партнере - он не ронял и не выпячивал таланты во вред партнерше. Уваров - это не буря и натиск, а стиль и качество.

В облике педагога-репетитора МАМТа Уваров стал героем дня на прошедших этим летом гастролях МАМТа на Тайване. Обычные рабочие моменты вроде изменения составов вдали от дома могут стать катастрофой, а присмотр за качеством исполнения - объектом многолетних воспоминаний и театральных легенд. Уваров с этим справился блестяще и в своем стиле - без фанфар. Потому и его назначение на пустующее по факту место кажется заслуженным и логичным. Другой вопрос, что назначен он с поправкой "исполняющий обязанности", и тут возможны варианты. Например, нынешний шеф Большого балета Махар Вазиев тринадцать лет был "и.о. руководителя" балета Мариинского театра и именно в этом статусе вытащил труппу на мировую авансцену.

А в кулуарах МАМТа сейчас идут разговоры о возможных кандидатах. Иван Путров - урожденный киевлянин и артист мира с завидным репертуаром, большую часть жизни проведший в Королевском балете Ковент-Гарден. Или Михаил Мессерер - наследник самой знаменитой российской балетной семьи Мессереров - Плисецких, очень опытный балетный руководитель и внимательный педагог с международным опытом.

Так что ситуация в "театре танцующего актера" изменилась, но может меняться и дальше - в любую сторону.

Сайт:

Андре́й Ива́нович Ува́ров (род. 28 сентября (19710928 ) , Москва) - российский солист балета, премьер Большого театра , балетный педагог, народный артист России (2001) .

Биография

Андрей Уваров родился в Москве, в семье инженеров - Ивана Николаевича и Таисии Ильиничны Уваровых. С детства проявлял артистические способности, занимался фигурным катанием. Потом занимался в хореографическом кружке при Доме культуры Микояновского мясокомбината.

Оставил сцену в 2011 году. С 2011 года - педагог-репетитор .

Семья

Жена - Светлана Уварова (дочь Н. В. Филипповой), в 1988-1992 и в 1997-2005 годы - солистка балета Большого театра . Дочь - Марианна (1995).

Репертуар (основные партии)

  • - «Ромео и Джульетта » С. С. Прокофьева , балетмейстер Ю. Н. Григорович - Парис
  • - «Шопениана » на музыку Ф. Шопена - Юноша
  • - «Лебединое озеро » П. И. Чайковского - Принц Зигфрид
  • - «Ромео и Джульетта »С. С. Прокофьева , балетмейстер Ю. Н. Григорович - Ромео
  • - «Иван Грозный » на музыку С. С. Прокофьева - Князь Курбский
  • - «Жизель » А. Адана - Альберт
  • - «Спящая красавица » П. И. Чайковского - Принц Дезире
  • - «Баядерка » Л. Минкуса - Солор
  • - «Дон Кихот » Л. Минкуса - Базиль
  • - «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева , хореография Л. М. Лавровского - Ромео
  • - «Раймонда » А. К. Глазунова - Жан де Бриен
  • - «Сны о Японии » балет Ратманского на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша - Солист - первый исполнитель
  • - «Дон Кихот » Л. Минкуса , редакция А. Н. Фадеечева - Базиль
  • - «Симфония до мажор » Ж. Бизе - Солист II части - первый исполнитель
  • - «Спартак » А. Хачатуряна - Спартак (дебют на гастролях в Лондоне)
  • - «Лебединое озеро » П. И. Чайковского , балетмейстер Ю. Н. Григорович (2-я редакция) - Принц Зигфрид
  • - «Сон в летнюю ночь » на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети - Лизандр
  • - «Кармен-сюита » Ж. Бизе - Р. К. Щедрина - Хозе
  • - «Серенада » на музыку П. И. Чайковского - Солист
  • - Большое классическое па из балета «Пахита » Л. Минкуса - Люсьен д’Эрвильи

Фильмография

  • - «Дон Кихот »
  • - «Баядерка »

Награды и премии

Библиография

  • Пескова М. "Артисту должна сопутствовать удача", - говорит Андрей Уваров // Большой театр: газета. - М ., 1992. - № 2 октября .
  • Семизорова Н. Заслуженные артисты Российской Федерации. Андрей Уваров // Большой театр: газета. - М ., 1997. - № 23 января .
  • Губайдулина Е. Рыцарь из сна // Большой театр: газета. - М ., 1997. - № 20 июня .
  • Полюбина Н. Принц и счастливая туфелька // Новые известия: газета. - М ., 2002. - № 22 августа .
  • Соболевская О. // Молодежь Эстонии: газета. - Таллин, 2003. - № 7 марта .
  • Полюбина Н. // Новые известия: газета. - М ., 2004. - № 22 января .
  • Ященков П. Андрей Уваров. Идеальный премьер // Балет: журнал. - М ., 2004. - № 20 июня .
  • Полюбина Н. // Новые известия: газета. - М ., 2004. - № 11 августа .
  • Лифановский Б. // ЕЖЕ-правда: интернет-газета. - М ., 2005. - № 20 декабря .
  • Наборщикова С. // Известия: газета. - М ., 2008. - № 11 сентября .
  • Горюк О. // Челябинский рабочий: газета. - Челябинск, 2009. - № 6 февраля .

Напишите отзыв о статье "Уваров, Андрей Иванович"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • на сайте Большого театра
  • . на сайте Мариинского театра. .
  • на сайте Международного Объединенного Биографического Центра
  • на сайте Benois de la dance

Видео

  • часть 1-я, 2005
  • часть 2-я, 2005
  • часть 3-я, 2005
  • . - Гала в честь Алисии Алонсо, 2 августа 2011

Отрывок, характеризующий Уваров, Андрей Иванович

Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

– В балетных кругах Москвы сейчас много спорят о ваших гастролях в Лондоне. По британской прессе трудно понять, были гастроли успешными или совсем наоборот. Что вы думаете по этому поводу?

– Театр давно не выступал в Ковент-Гардене, и, конечно, артисты волновались. На мой взгляд, наша задача была выполнена, да и публика оказалась благодарной – все спектакли пользовались большим успехом, несмотря на то что новый балет «Ромео и Джульетта» поверг английскую критику в настоящий ступор.

– Критики называли этот спектакль «провалом Большого»...

– Да не было там никакого провала... Пресса, конечно, там очень взыскательная. Но публика меня и всех нас покорила! После каждого спектакля нас встречали зрители. Автографы, вопросы, впечатления… Англичане высказывали не только похвалу, но что в этом страшного?

– Вы в первый раз вышли на сцену Гранд-опера и Ковент-Гардена?

– Да, этот год стал особенным. Даже дух захватывает! Для меня обе сцены овеяны легендами, рассказами педагогов – Николая Фадеечева, Бориса Акимова. Помню, впервые увидел сцену Ковент-Гардена в 1991 году. В тот момент я был зрителем. У меня родилась тогда мечта оказаться по ту сторону рампы. На сцене в тот вечер царила Сильви Гилем в балете Уильяма Форсайта. Представляете, что значило для меня, только что окончившего балетное училище, увидеть современную хореографию Форсайта, совершенно незнакомую, да еще в исполнении такой звезды! И вот теперь мечта сбылась. Из зрительного зала сцена Ковент-Гардена казалась небольшой. Но уже на первой репетиции я оценил, насколько она уютная. Поэтому в «Дон Кихоте», где исполнял главную партию, я не нервничал, смог полностью отдаться танцу.

– Вы на стороне тех, кто считает, что резкое неприятие британской прессой современной версии «Ромео и Джульетты» всего лишь ответ на критику «Лебединого озера», которое Королевский балет показывал в прошлом году в Москве?

– На мой взгляд, оба театра во время своих гастролей рисковали одинаково. Зрители в Москве и Лондоне новшества восприняли с интересом. Мнение английской критики было для меня предсказуемо. Удивила точка зрения наших бывших соотечествеников – танцовщиков, выступающих теперь в западных труппах. К модерну в Европе ведь они привыкли давно, но классические традиции Большого оказались для них намного важнее, чем эксперименты, – их интересовала больше наша классика.

– На гастролях вы танцевали ведущие партии в балетах «Дон Кихот» и «Лебединое озеро». Какой спектакль оказался ближе англичанам?

– Тепло принимали и тот и другой. Но, знаете, я очень люблю «Дон Кихот». Во время танца, кажется, кровь закипает в жилах – столько в нем огня! Спектакль веселый, живой, забирающий много сил, а в конце – сложнейшее па-де-де. Но мне нравится состязание с самим собой. Люблю «заводить» зал и радуюсь, когда это получается. После выступления очень удивился, когда мне сказали, что в поддержках я отрывался от земли вместе с балериной. Наверное, энергия зала удесятеряла силы.

– А как принимали «Лебединое» в новой редакции Григоровича? Ведь много лет назад трагический финал советскими цензорами был запрещен, поэтому раньше этот балет Большой показывал с жизнеутверждающим финалом?

– Запомнилась бурная реакция на «белое» адажио и традиционный «Танец маленьких лебедей», конечно. После спектакля несколько раз поднимали занавес. Было много поздравлений, в том числе от Джона Ноймайера (один из самых известных современных хореографов. – Ред.), который приезжал на спектакли Большого. Британцам не понравились купюры в музыке Чайковского. И потом, судя по реакции, зрители так и не приняли ни новый философский смысл балета, ни его финал, где не было привычной победы любви над коварством.

– А как вы сами относитесь к этим двум вариантам финала? Есть ли в этой версии страсть между вашим Принцем Зигфридом и Одеттой/Одиллией?

– Одетта, по Григоровичу, – это возвышенный идеал в воображении Принца, поэтому о страсти между ней и Зигфридом речи идти не может. С другой стороны, если речь идет о любви, то в финале более логична смерть Принца, ведь за его спиной умирает любимая. Но этого не происходит в данной постановке. В этом есть какое-то противоречие. С Одиллией совсем другие отношения… Если говорить об актерской выразительности, то на сцене очень важны взаимоотношения между партнерами и многое решает темперамент исполнителя. Знаете, как бывает: мечется на сцене актер с холодной душой, выжимает из себя страсть, а к живым чувствам это не приводит. Но иногда сдержанность даже больше подчеркивает глубину переживаний.

– Не кажется ли вам, что балет стал более прагматичным?

– Думаю, классика, романтика, высокие чувства будут трогать людей всегда. Не уродство, не вульгарность, а именно красота. Но все прекрасное так же трудно, как и редко.

– Между спектаклями у вас был небольшой перерыв. Что-нибудь удалось посмотреть?

– Да, было несколько свободных дней. Два раза ходил в Национальную галерею, посмотрел шоу забавного ритмического оркестра «Стомп». Невероятно, но они играют на всем: на швабрах, на целлофановых пакетах, спичечных коробках! Причем зрители тоже вовлекаются в действие. На меня огромное впечатление произвел Букингемский дворец, но особенно, повторюсь, Ковент-Гарден – его современные репетиционные залы, сцена. Эти гастроли трудно будет забыть. Были и победы, и разочарования, но главное – поддержка зрителей и единение с залом. Знаете, сейчас о Большом говорят разное. Но мне нравится, когда театр развивается. Не зря говорят: кто не двигается вперед, оказывается позади. На классику зрители придут всегда, а в отношении экспериментальных спектаклей – время определит их качество. Главное, будут ли они поставлены и станцованы с душой. Ведь искусство не терпит формализма.

– В Большом театре начинается пора отпусков. Как будете отдыхать?

– Второй год подряд отправляюсь с семьей в Турцию. Мечтаю искупаться, полежать на горячем песочке. Море, солнце и… ежедневные упражнения. А что делать: форма для танцовщика – прежде всего!

Первое публичное выступление Андрея Уварова состоялось в преддверии московской Олимпиады. 9-летний Андрюша, одетый в плюшевый комбинезон, изображал олимпийского Мишу. 28 лет спустя премьер балета Большого театра вновь выступил на Тверской площади. На этот раз в праздничном шоу "Московская семья", приуроченном ко Дню города и Году семьи. Вместе с прима-балериной БТ Марией Александровой он исполнил лирический дуэт. Обозреватель "Известий" встретилась с танцовщиком сразу после выступления.


вопрос: Премьеры Большого театра редко танцуют на площадях. Что заставило вас выйти на улицу?

Ответ: Не смог отказаться от участия в концерте с таким замечательным названием. Семья - самое дорогое, что у меня есть. Это мой тыл, источник сил и вдохновения. Если с семьей все в порядке, то и прочая жизнь становится легкой.

в: Ваша жена Светлана была солисткой БТ, но, кажется, вы никогда не танцевали вместе?

О: Танцевали - в "Шопениане". На этом наши совместные танцы закончились: не сошелся репертуар. Конфликтов на этой почве у нас никогда не было, мы даже извлекли из ситуации пользу. Если что-то не получалось с партнерами, тренировались дома друг с другом. Так что сцена не смогла внести негатив в нашу жизнь: мы четко разделили семью и профессию.

в: У вас растет 13-летняя дочь. Тоже будет балериной?

О: Марианна не стремилась попасть в балет, а мы, зная о подводных камнях, не стали ее направлять. Пусть ходит в театр как зритель.

в: Сезон в Большом еще не начался, но вы уже вовсю танцуете. Только что выступили в Токио с Полиной Симеоновой и опять куда-то собираетесь?

О: Еду в Грецию - на гала-концерты со Светланой Захаровой. В прошлом сезоне я много времени пропустил из-за травмы и сейчас наверстываю упущенное. Жаль, что не удалось в феврале - марте станцевать с Ниной Ананиашвили. Уже было обговорено мое участие в американском туре ее театра, но накануне получения визы я оказался на костылях.

в: В ноябре Нина собиралась устроить в Тбилиси гала-концерт с участием звезд Большого театра. Вы поедете?

О: Если такое приглашение поступит - обязательно. Танцы с Ниной - всегда праздник. Приятно быть ее партнером на сцене, приятно находиться в ее компании вне сцены.

в: Вахтанг Кикабидзе отказался от концерта в Москве, Нани Брегвадзе - в Петербурге. Для вас подобный демарш неприемлем?

О: Я бы ни в коем случае не стал отменять концерты - наоборот, стремился бы их организовать. Обыкновенные люди не виноваты в этих трагических событиях.

в: В наступающем сезоне в БТ ожидаются две премьеры. Вы в них участвуете?

О: Об этом надо спрашивать у руководства, а оно выбрало политику неизвестности. Я буквально на днях узнал о том, что в сентябре мне предстоит "Лебединое озеро" с Надеждой Грачевой. Что касается премьер, то "Пахиту" и "Коппелию" я танцевал еще в хореографическом училище. Для Большого театра это не такие уж серьезные премьеры.

в: Вы, похоже, очень привередливы в творческом плане. Ролан Пети, ставивший в БТ "Собор Парижской Богоматери", как-то пожаловался: "Хочу работать с Андреем Уваровым, но он меня не замечает".

О: Я порвал связку, лечился и вдруг звонок: "Приехал Пети. Не мог бы ты прийти в зал, потому что никого из премьеров сейчас нет". Я срезаю лангетку и прохожу с Пети все, что необходимо. Он говорит: "Ты мне нравишься. Хочу, чтобы ты танцевал в спектакле". Но в спектакле я не участвовал - нога после этой репетиции так распухла, что я даже ходить не мог. Потом мы с ним встретились, он еще раз подтвердил желание со мной работать, но, к сожалению, наше сотрудничество так и не началось.

в: В январе Большой балет сменит художественного руководителя. Как считаете, для вас что-то изменится?

О: Не думаю. Смены руководства по сути не будет. Смотрите, что сейчас происходит в театре. Юрий Николаевич Григорович отвечает за свои спектакли, а это 70 процентов репертуара. Алексей Ратманский фактически не уходит, а остается приглашенным балетмейстером, то есть будет отвечать за свои 20 процентов. И придет Юрий Бурлака, который займет некую нишу. Для меня он пока белый лист. Может быть, он себя и покажет, хотя я в этом сомневаюсь. Ну, представьте, каково ему будет соперничать с Григоровичем?

в: По-вашему, получается, что худрук Большому балету вообще не нужен?

О: Ситуация складывается так. Уберите худрука - и труппа Большого все равно будет репетировать, выступать, выезжать на гастроли. По большому счету от руководства требуется только расставить имена: кто, когда, с кем и что будет танцевать. С этого момента и начинаются проблемы. Ведь мотивация артистов должна быть настолько велика, чтобы их личные планы были вторичными, а работа в театре - первичной. Это и есть забота художественного руководителя.

в: Вы так здраво рассуждаете о проблемах худрука. Не хотите воплотить свои мысли на практике?

О: Рассуждать легко. На моей памяти имеется столько примеров рассуждений, а потом полной несостоятельности... Не знаю, как бы я себя повел на месте худрука. К тому же мое самолюбие этот пост не тешит. Вот кем бы я действительно хотел стать - так это педагогом-репетитором. Мне на педагогов везло. Николай Симачев, Борис Акимов и Николай Фадеечев сделали из меня артиста... Я не раз говорил Алексею Ратманскому: "Дай я попробую себя в качестве педагога", - но он уходил от ответа. Хотя, с другой стороны, может быть, это и к лучшему. Педагогическая деятельность требует времени, а его у меня, как танцовщика, осталось совсем мало.

в: Вы - замечательно уравновешенный человек. Получилось - хорошо, нет - тоже неплохо.

О: В моей жизни не раз бывало - прикладываешь массу усилий, думаешь: "Ну, сейчас я пробью эту стену", - а судьба в ответ начинает бить тебя. И наоборот: ничего не должно состояться, а организм вдруг находит какие-то возможности или откуда-то звонят, делают заманчивые предложения... Так что я фаталист. Если чему-то суждено произойти, то это произойдет.

Справка "Известий"

Андрей Уваров родился в 1971 году в Москве. В 1989-м окончил Московское хореографическое училище и был принят в балетную труппу Большого театра. За время работы в БТ станцевал более 20 ведущих партий. Лауреат приза "Бенуа де ля Данс", присуждаемого Международной ассоциацией деятелей хореографии при ЮНЕСКО (1993), обладатель золотой медали VII Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония, 1995), народный артист России (2001).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры