Отрывок из произведения мертвые души. Гоголь Мёртвые души отрывки наизусть

Главная / Психология

Прочтите приведенные в приложении отрывки из шестой главы первого тома «Мертвых душ» Н.В.Гоголя и ответьте на вопросы.

1. Какие элементы сочинения встречаются в этих отрывках? По каким признакам Вы их выделили?

2. Сравните описания деревни, господского дома, комнаты и внешнего вида Плюшкина. Насколько предметы этих описаний соответствуют друг другу? Выделите в этих описаниях главные и второстепенные признаки описываемых предметов.

3. Внешний вид Плюшкина глазами главного героя описывается дважды. С чем это связано? К каким эпитетам и сравнениям прибегает автор, изображая внешний вид Плюшкина? Помогает ли это понять читателю характер данного героя?

4. Сравните две портретных характеристики Плюшкина - в старости и молодости. Как изменился герой? Какие внутренние черты героя и внешние обстоятельства способствовали его изменению? Мог ли этот герой в иных обстоятельствах сохранить те качества, которые ему были присущи смолоду? Что, по-вашему, понадобилось бы ему, чтобы развить эти качества в лучшую сторону?

5. Насколько верными, по-Вашему, являются рассуждения автора о старости в последнем абзаце отрывка? Как эти рассуждения перекликаются с лирическим отступлением, идущим вначале отрывка? На чём могут быть основаны подобные рассуждения? Почему они представлены в главе, посвященной Плюшкину? В какой степени их можно принять в качестве обобщающих и распространить на более широкий круг лиц?

6. Знаете ли Вы примеры (из литературных произведений, Ваших родных и знакомых) благородной старости, когда человек не только сохраняет все лучшие качества, что у него были в юности и зрелых годах, но и преумножает их? Как Вы думаете, что способствовало этому?

7. Найдите примеры устаревших слов и выражений. Выпишите в тетрадь архаизмы и историзмы, объясните их значения. Есть ли среди историзмов слова, возродившиеся в современном русском языке? Какие слова и выражения в тексте указывают на время, место действия, на общественное положение героев?

8. Ирония - постоянный спутник творчества Н.В. Гоголя. Приведите примеры иронии в данных отрывках. Какие языковые средства использует писатель для создания иронии? Насколько ирония помогает автору изобразить описываемую ситуацию и раскрыть характер обоих героев?

9. Объясните значение прилагательного пошлый в тексте. Каково его происхождение? Что оно обозначало? Как изменилось его значение? При ответе на этот вопрос используйте «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

10. Образуйте форму множественного числа от существительного год. Какая форма, употребленная Н.В. Гоголем, соответствует этой современной форме? Можем ли говорить о том, что в современном русском литературном языке во множественном числе две формы к слову год?

11. Чем отличаются слова деревушка и городишка от слов деревня и город? Какого рода слова деревушка, городишка? Что в тексте указывает на род этих существительных?

12. Найдите в тексте слова напечатленье, ведён, заступавший, немолчный, покамест, выказываться, наместо, обсмотреть, и замените их однокоренными словами, более употребительными в современной речи, чем те, которые использовал автор.

13. Что обозначают словосочетания казённый дом, хвостик языка, течь в обширном размере (о хозяйстве), поносные слова, хлопчатая бумага. Можно ли заменить эти словосочетания на современные?

14. От каких слов образованы слова мещанский, помещичий, к каким словам они восходят? Как изменились первоначальные значения этих слов?

15. Объясните смысл предложения Уездный чиновник пройди мимо - я уже задумывался: куда он идёт. Что необычного в выражении сказуемого в первом простом предложении данного сложного предложения?

16. К каким сравнениям прибегает Н. В. Гоголь? Что дают эти сравнения читателю?

17. Что общего в употреблении слов бревно и овощ в предложениях Бревно на избах было темно и старо ; Кладовые, амбары и сушилы загромождены были высушенными рыбами и всякою овощью ?

18. Найдите в тексте слово бюро. Что необычного для современного читателя в употреблении данного слова? Что общего в словах пальто, кино, бюро, шимпанзе в современном русском языке?

19. В каком значении употреблено слово квартира ?

20. Как образовано прилагательное приветливый? Приведите в качестве примера прилагательное, образованное тем же способом с помощью тех же морфем.

21. Какие существительные, употребленные в тексте, кроме слова графинчик, относятсч к уменьшительно-ласкательным производным?

22. Выпишите употребляющиеся в тексте слова, обозначающие родственные отношения. Такие слова называются терминами родства. Являются ли терминами родства слова муж, жена ? Какие термины родства, кроме употребленных автором в данном тексте, вы знаете?

24. Выпишите все встречающиеся в тексте наименования одежды. Есть ли среди них устаревшие слова?

25. Назовите морфологические и синтаксические признаки лирических отступлений, встретившихся в прочитанном Вами отрывке.

предмету.

26. Главный герой не сразу распознал в Плюшкине не только барина, но и мужчину. Какие признаки (внешний вид, поведение) ввели в заблуждение Чичикова? Из каких признаков, по-Вашему, у главного героя должно было складываться представление о помещике?

27. Одинаковы ли содержания понятий «барин» и «помещик»? Как изменилось содержание и объём понятия «барин» в современном языке? Встречаются ли в прочитанном Вами тексты другие слова с изменившимся содержанием и объёмом понятия?

28. О характере человека, его поведении, отношении к другим людям многое могут рассказать место его обитания и предметы, его окружающие. Это тоже признаки, на основании которых у нас складывается (во всяком случае перво-

начальное) впечатление о человеке. Насколько, по-Вашему, эти признаки являются существенными? По чему мы составляем более полное представление о человеке. Вспомните народную пословицу на эту тему. Попытайтесь дать характеристику Плюшкина, исходя из описания его дома и комнаты, где он принимал Чичикова.

29. В прочитанном тексте приводятся наименования жилых и служебных строений. Каково содержание соответствующих понятий? По каким существенным признакам они противопоставлены друг другу?

30. Выпишите из текста глаголы, обозначающие движения. Сравните их значения и назовите признаки, по которым эти глаголы различаются.

По каким признакам различаются глаголы в парах идти - ходить, бежать - бегать, лететь - летать, нести - носить, вести - возить, везти - возить, катить - катать, ползти - ползать?

31. С прописной или строчной буквы следует писать фамилии литературных персонажей, употребляемые во множественном числе (И сейчас встречаются Чичиковы и Плюшкины)?

Н.В. Гоголь . Мёртвые души (отрывок)

Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: всё равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишка, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, всё, что носило только на себе напечатленье какой-нибудь заметной особенности, - всё останавливало меня и поражало. Каменный ли казённый дом, известной архитектуры с половиною фальшивых окон, один-одинёшенек торчавший среди бревенчатой тёсаной кучи одноэтажных мещанских обывательских домиков, круглый ли правильный купол, весь обитый листовым белым железом, вознесённый над выбеленною как снег, новою церковью, рынок ли, франт ли уездный, попавшийся среди города, - ничто не ускользало от свежего тонкого вниманья, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядели и на невиданный дотоле покрой какого-нибудь сюртука, и на деревянные ящики с гвоздями, с серой, желтевшей вдали, с изюмом и мылом, мелькавшие из дверей овощной лавки вместе с банками высохших московских конфект, глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесённого Бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их. Уездный чиновник пройди мимо - я уже и задумывался: куда он идёт, на вечер ли к какому-нибудь своему брату,

или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем ещё сгустились сумерки, сесть за ранний ужин с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьёй, и о чём будет ведён разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах или мальчик в толстой куртке принесёт уже после супа сальную свечу в долговечном домашнем подсвечнике.

Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую тёмную деревянную старую церковь. Заманчиво мелькали мне издали сквозь древесную зелень красная крыша и белые трубы помещичьего дома, и я ждал нетерпеливо, пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покажется весь с своею, тогда, увы! вовсе не пошлою наружностью, и по нём старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам, или хмурен, как сентябрь в последних числах, глядит в календарь да говорит про скучную для юности рожь и пшеницу.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на её пошлую наружность; моему охлаждённому взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Покамест Чичиков думал и внутренно посмеивался над прозвищем, отпущенным мужиками Плюшкину, он не заметил как въехал в середину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведённый бревенчатою мостовою, пред которою городская каменная была ничто. Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить пребольно хвостик собственного же языка. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк сверху да жерди по сторонам в виде рёбр. Кажется, сами хозяева снесли с них драньё и тёс, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, - словом, где хочешь. Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся. Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырём огород или кустарник, обнесённый низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на тёмной крыше, не везде надёжно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишённые когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решётку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из

синей сахарной бумаги. [...]

Сделав один или два поворота, герой наш очутился наконец перед самым домом, который показался теперь ещё печальнее. Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, - наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и всё глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления сего вымершего места; в другое время и они были заперты наглухо, ибо в железной петле висел замок-исполин. У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. "Ой, баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: Ой, нет!" - "Конечно, баба!" - наконец сказал он, рассмотрев по-

пристальнее. Фигура с своей стороны глядела на него тоже пристально. Казалось, гость был для неё в диковинку, потому что она обсмотрела не только его, но и Селифана, и лошадей, начиная с хвоста и до морды. По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница.

Послушай, матушка, - сказал он, выходя из брички, - что Барин?..

Нет дома, - прервала ключница, не дожидаясь окончания вопроса, и потом, спустя минуту, прибавила: - А что вам нужно?

Есть дело!

Идите в комнаты! - сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехой пониже.

Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.[...]

Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь, и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. Чичиков, давши вопросительное выражение лицу своему, ожидал с нетерпеньем, что хочет сказать ему ключник. Ключник тоже с своей стороны ожидал, что хочет ему сказать Чичиков. Наконец последний, удивлённый та-

ким странным недоумением, решился спросить:

Что ж барин? у себя, что ли?

Здесь хозяин, - сказал ключник.

Где же? - повторил Чичиков.

Что, батюшка, слепы-то, что ли? - сказал ключник. - Эхва! А вить хозяин-то я!

Здесь герой наш поневоле отступил назад и поглядел на него пристально. Ему случалось видеть немало всякого рода людей, даже таких, каких нам с читателем, может быть, никогда не придётся увидать; но такого он ещё не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Ибо к чести героя нашего нужно сказать, что сердце у него было сострадательно и он не мог никак удержаться, чтобы не подать бедному человеку медного гроша. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столь ко хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, - ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево - шитое, точёное, лаженое и плетёное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берёстки и много всего, что идёт на потребу богатой и бедной Руси. На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, - но ему и этого казалось мало. Не довольствуясь сим, он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, гли-няный черепок, - все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. "вон уже рыболов пошёл на охоту!" - говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда всё кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. В комнате своей он подымал с пола всё, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, пёрышко, и всё это клал на бюро или на окошко.

А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и свершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерек и уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в доме никто её не ел. На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, Бог весть какого кавалерийского полка, и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто все военные картёжники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. В доме стало ещё пустее. Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жёстких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться; учитель француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытую пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. Случись же под такую минуту, как будто нарочно в подтверждение его мнения о военных, что сын его проигрался в карты; он послал ему от души своё отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете, или нет. С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались-торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый на воз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабыл сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало пёрышко или сургучик. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, - всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. [...]

Итак, вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым! Должно сказать, что подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съежиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернётся помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства, прожигающий, как говорится, насквозь жизнь. [...]

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется: "Здесь погребён человек!" - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.

Словарик

Антресоли, мн. - Верхний полуэтаж дома.

Бабиться, несов. - Нежиться.

Бельведер, м. - Небольшое возвышающееся над крышей строение.

Бурак, м. - Коробка из берёсты.

Дрязг, м. - Мелкие предметы; хлам.

Зипун, м. - Крестьянский рабочий кафтан.

Квартира, ж. - Жилье, место проживания.

Компатриотка, ж. - Соотечественница.

Мадам, ж. - Гувернантка-француженка.

Мочка, ж. - Нить, волокно, пряжа.

Мыкольник, м. - Лукошко.

Пересек, м. - Распиленная пополам бочка.

Побратима, ж - Большая стопа, сосуд для питья.

Сибирка, ж. - Род короткого кафтана.

Сюртук, м. - Мужская верхняя двубортная одежда в талию в длинными полами.

Штабс-ротмистр, м. - Офицерский чин в дореволюционной русской армии, а также

лицо в этом чине.

Щепной двор. - Рынок, где продавали деревянную резную, токарную посуду.

Юфть, ж. - Бычья или коровья кожа, выделанная с помощью дёгтя.

Тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь , что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта
дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на
уши, тесней и уютней прижмешься к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила
члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и
смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся: и "Не белы снеги", и сап лошадей, и шум колес, и уже
храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад, луна,
неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями,
темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные
платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как
уголь, тени; подобно сверкающему металлу, блистают вкось озаренные деревянные крыши, и
нигде ни души -- всё спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек; мещанин
ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке -- что до них? А ночь!
небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в
недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..
Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь
и забываешься и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный,
притиснутый в углу сосед. Проснулся -- и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего -везде пустырь, всё открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем
холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в
теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный вновь обнимающий тебя сон! Толчок -- и
опять проснулся. На вершине неба солнце. "Полегче! легче!" слышишь голос; телега спускается с
кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем;
деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви;
болтовня мужиков, и невыносимый аппетит в желудке... Боже! как ты хороша подчас, далекая,
далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня
великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез,
сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.. (из гл.11)
___________________________________________________________________________________
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться,
загуляться, сказать иногда: "чорт побери всё!" -- его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда
в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к
себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток,
летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком,
летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром
мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие
тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя
выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а
ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним
топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких
ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да
затянул песню -- кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула
дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась,
понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою
дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом
созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и
что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони!
Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с
вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами
земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная
богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается
колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть
на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. (из гл.11)

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то
далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего
обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он
почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком и с мелким табачным
торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие
мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с
тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у
которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их
восемьсот; словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. Положим, например,
существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим,
существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих
подчиненных, -- да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего
не выражает лицо его? просто бери кисть да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!
Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты
и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами подмышкой,
что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется
Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и
Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! "Да это не Иван
Петрович", говоришь, глядя на него. "Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький и
худенький, тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот чорт знает что: пищит птицей и
всё смеется". Подходишь ближе, глядишь, точно Иван Петрович! "Эхе, хе!" думаешь себе...(из
гл.3)

Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род
и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И
как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек
выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя
прозвище во всё свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко,
всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из
глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок,
живой и бойкой русской ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка
цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой
у тебя нос или губы -- одной чертой обрисован ты с ног до головы!
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано по
святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится,
постреет и мечется по лицу земли. И всякой народ, носящий в себе залог сил, полный творящих
способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый
своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженьи его
часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово
британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо
придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было
бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.
(из гл.5)

Внимание! Один из отрывков заучивается выразительно! (по выбору)

Россия Русь птица тройка Гоголь Russia Rus Ptitsa Troika Gogol

Россия Русь Птица Тройка. Русь, куда несёшься ты?Николай Васильевич Гоголь Мертвые души поэма редкое видео rare video video HD Играет замечательный актёр русского театра и кино Леонид Дьячков Leonid Diachkov

Rus RussiaPtitsaTroika. Rus’ Kuda Nesioshsia Ty?! Russian writer Nickolai Gogol "Miortvye Dushi" the end of the 11-th Chapter. rare video редкое видео video HD

Высокое культурное наследие Русского народа.

Прекрасный методический материал для занятия в школе, лицее или университете по теме

Русская литература 19 век, история России, патриотизм, любовь к родине, идеалы человека в русской культуре, свобода, воля, простор страны, будущее России. Подготовка к ЕГЭ EGE . Подготовка к поступлению в вуз, в университет.

Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3-й концерт

Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3 концертаудио audio mp 3 Отрывок из замечательной аудио-книги по поэме в прозе Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

К сожалению, в анотации ошибочно указано имя чтеца (якобы Михаил Ульянов, но это не Ульянов). Если кто-то узнает имя чтеца, а также музыкальное произведение и его исполнителя, которое идёт в конце аудиоспектакля, пожалуйста, напишите, кто это. Пусть будут известны имена этих прекрасных исполнителей.



Перед началом чтения и как музыкальный парафраз между частямизвучит мелодия, отрывок из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Партия фортепианогениальный пианист Владимир Горвиц. Это было одно из лучших исполнений 3 концерта Сергея Рахманинова за всю историю.

"Русь! Русь!.. Какая же непостижимая тайная сила влечёт к тебе?! Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся пог всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?!..Русь!..Какая непостижимая связь таится между нами?.."



Н. В. Гоголь . Мертвые души. Том первыйГлава одиннадцатая (где искать в тексте - это отрывок - часть предпоследнего абзаца и последний абзац 11-той главы)

«…Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное?

Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?

Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!..

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Николай Васильевич Гоголь

Детство Чичикова

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

<…>В один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали; а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры