Почему имя Митрофанушки стало нарицательным? Начало русской комедиографии. Денис Иванович Фонвизин  Любимое занятие митрофанушки

Главная / Психология

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Митрофан означает “являющий свою мать”, т. е. похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного “маменькиного сынка”, выросшего и сложившегося в невежественной среде поместного дворянства. Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его.

От природы он не лишен хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном (рассказ о сне) или пугает ее угрозой утопиться, если

Не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Умственное развитие Мнтрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду, к учению.

Сцены его занятий с учителями и “экзамена” ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание что-либо понять, усвоить новое. Голубятня, подовые пироги, сладкий сои и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные занятия. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – матери и няньке.

С учителями он не разговаривает, а “лается”, по выражению Цыфиркина; преданную ему Еремеевиу

Называет “старой хрычовкой”, угрожает ей свирепой расправой: “Уж я те отделаю! ” Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит: “За людей приниматься! ” Потерявшую и власть, и имение мать, в отчаянии бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: отвяжись, матушка, как навязалась! ” Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные его качества.

Умственное убожество, неразвитость Митрофана сказываются в том. что он не умеет пользоваться словом, связно говорить. Он выражается односложно: “Небось, брат”, “Кака, котора дверь? “, “Все к черту!” В его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных: “По мне, куда велят!

, “Да, того и смотри, что от дядюшки таска, “Нырну – так как звали! Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, грубоватый тон избалованного “маменькиного сынка, барчука, будущего деспота и самодура. Даже с матерью он говорит более чем развязно, а порой и дерзит ей.

Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Самое слово “недоросль”, означавшее до Фонвизина дворянского подростка, не достигшего 16 лег, стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего н ничего не желающего знать.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) – недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя “Митрофан” означает по-гречески “матерью явленный”, “подобный своей матери”. Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Н. Трефолев. Комедия Фонвизина – это пьеса о недоросле, […]...
  2. Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе “Недоросль”, является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе. Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу […]...
  3. Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в […]...
  4. На тему: Смысл названия комедии Недоросль Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих […]...
  5. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в […]...
  6. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Д. Фонвизин. Недоросль Фонвизин жил во времена жестокого угнетения народных масс, в эпоху расцвета крепостничества и привилегированного положения дворян, в век самодержавного произвола российской монархии. Великий драматург был представителем передовых кругов дворянского общества и смело критиковал пороки времени в своих произведениях. В этом плане вершиной творчества Фонвизина стала его […]...
  7. Недорослем в России 17 века назывался дворянин, который не достиг совершеннолетия и не поступил на государственную службу. Воспитанием Митрофана занималась мать из-за чего он взял в себя и ее черты характера став безнравственным и самодовольным. Таким образом мать воспитала сына таким какой она сама и является. Простакова рада, что сын-недоросль, ведь можно его еще понежить, […]...
  8. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль” – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать […]...
  9. Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший […]...
  10. Митрофану 16 лет. Это – здоровый малый, ленивый, грубый избалованный матерью, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он – достойный маменькин сынок. В грубости он ей не уступает; учитель его Цыфиркин говорит, что он “завсегда без дела лаяться изволит”. Со своей няней Ере-меевной, бесконечно ему преданной, он не только груб, но еще – бессердечен. Он […]...
  11. Смысл названия комедии “Недоросль” рассматривается с двух сторон. В словаре можно найти два толкования слову “недоросль”. В первом варианте слово имеет значение: “молодой дворянин, еще не достигший 18 лет и не поступивший на государственную службу”. Во втором варианте – “недоучка, глуповатый юноша”. Следует отметить, что во времена Фонвизина бытовало только первое значение этого слова, второе […]...
  12. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех лет, а потом он продолжил обучение в гимназии. Денис учился очень хорошо. В 1760 году бы привезен в Петербург, как один из лучших студентов, где встретился с Ломоносовым. Об этом […]...
  13. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка – избалованный недоросль, которому все дозволено. Его мать, жестокая и глупая женщина, не запрещала ему ничего. Митрофану уже исполнилось шестнадцать лет, однако матушка считала его ребенком и до двадцати шести лет […]...
  14. Вопрос образования и воспитания молодежи был и остается очень актуальным. В силу неопределенных и непонятных до конца причин каждое предыдущее поколение считает следующее поколение менее образованным и воспитанным. Тем не менее, мир как-то существует, более того, достаточно активно и бурно развивается. Впрочем, эта проблема все равно рассматривалась повсеместно, в том числе в произведении Фонвизина под […]...
  15. В комедии Фонвизина “Недоросль” много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя – недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья. Софья единственный положительный персонаж женского пола, что говорит о том, что именно в ней заключен образ идеального женского воспитания, которое представлял себе Фонвизин. В сравнении с Митрофаном отчетливо выделяются […]...
  16. Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не […]...
  17. Я думаю, что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху. Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием. Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства. Дворян надо было воспитывать, делать из них не бессердечных невежд, а опору государству. Петр1 проводил реформы связанные с образованием. Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему […]...
  18. Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, […]...
  19. Фонвизин совершил настоящий переворот в развитии комедийного языка. Специфика образа формирует речь многих персонажей пьесы. Особенно выразительна в произведении речь главной героини Простаковой, ее брата Скотинина, няньки Еремеевны. Драматург не исправляет речь своих невежественных персонажей, он сохраняет все речевые и грамматические ошибки: “перво-ет”, “голоушка”, “робенка”, “котора” и др. Очень удачно в содержание пьесы вписываются пословицы […]...
  20. Свою комедию “Недоросль” Д. И. Фонвизин написал на исходе XVIII века. Несмотря на то, что уже прошло несколько столетий с тех пор, многие проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день, а ее образы живы. Среди главных проблем, которые освещены в пьесе, стало раздумье автора о наследии, которое Простаковы и Скотинины готовят России. Ранее […]...
  21. Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения – “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”. Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан […]...
  22. Пьеса Фонвизина “Недоросль” является первой русской общественно-политической комедией. В ней драматург изобличает пороки русского дворянства и, вместе с тем, выводит свой идеал, основанный на просветительских идеях всеобщего воспитания. Хотя жанр “Недоросля” и определяется как комедия, однако в произведении искусно сочетается и переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Что в пьесе вызывает наш смех? Мне […]...
  23. Основной проблемой, поднимаемой Д. И. Фонвизиным в комедии “Недоросль”, является проблема воспитания молодых людей, будущих граждан Отечества, которые должны были стать передовыми представителями общества, и именно им отводилась роль двигать развитие страны вперед. Митрофан – персонаж произведения Фонвизина, который, по идее, должен стать именно таким гражданином, призванным творить добрые дела на благо Родины. Однако мы […]...
  24. Смысл названия комедии “Недоросль” “Недоросль” – наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово “недоросль” также имеет свой подтекст. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не […]...
  25. Митрофанушка – грубый неуч. В образе этого персонажа автор ярко показал, какими могут быть последствия “дурного воспитания”. Нельзя сказать, что недоросль испорчен воспитанием, скорее, он стал таким из-за отсутствия этого самого воспитания, а также вследствие пагубного материнского примера. Вспомним, кто воспитывал Митрофана с ранних лет. Это была старая няня Еремеевна, получавшая за это пять рублей […]...
  26. Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в 1781 году, а в 1782 году зрители увидели ее с большой сцены. В образе Митрофана, одного из главных героев комедии, автор показал невежество, грубость и деградацию дворянского сословия в России. […]...
  27. Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные принципы. Каковы же они у Митрофана? Прежде всего нужно отметить, что определяются его жиз­ненные принципы окружающей средой и обстановкой, в кото­рой он воспитывается. Его родители – помещики-крепостни­ки. Они живут за […]...
  28. Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми (“Не хочу учиться, а хочу жениться”, “Зачем география, когда извозчики есть”), а образы приобрели нарицательное значение (“недоросль”, Митрофанушка, “тришкин кафтан”). А. С. Пушкин назвал Фонвизина “друг […]...
  29. Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия “Недоросль” (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. Слово “Недоросль” образовано от слова “рост”, “расти”. А “расти” – значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как […]...
  30. Все это было бы смешно, когда не было бы так грустно. М. Ю. Лермонтов. Д. И. Фонвизину довелось жить в грустную эпоху царствования Екатерины II, когда нечеловеческие формы эксплуатации крепостных достигли той границы, за которой мог взорваться крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу, которая старалась лицемерной игрой в законодательство остановить возрастающий народный гнев. Помещики – […]...
  31. План Митрофан и Простакова Влияние на Митрофана отца и дяди Обучение Митрофана Почему Митрофан является центральным персонажем? Денис Фонвизин написал комедию ” Недоросль ” в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. […]...
  32. Митрофан – сын Простаковых, недоросль – то есть молодой дворянин, еще пока не поступивший на государственную службу. По указу Петра I все недоросли были обязаны иметь элементарные знания. Без этого они не имели права жениться, а так же не могли поступать на службу. Поэтому Простакова и наняла учителей сыну Митрофанушке. Но ничего доброго из этого […]...
  33. В комедии раскрывается тема неправильного воспитания и подхода к личности человека. Митрофан Простаков вызывает у меня негативное отношение. Он растет глупым, жестоким и необразованным мальчиком. Митрофанушке ни в чем нет отказа, ему все разрешено, и он этим пользуется. Главному герою уже исполнилось шестнадцать лет, но мать не хочет, чтобы он поступал на службу. Она отличается […]...
  34. Комедия Фонвизина “Недоросль” богата яркими персонажами, несущими в себе правдоподобные образы из общества. Одним из таких персонажей был Кутейкин, учитель Митрофана по русскому и старославянскому языку. Через Кутейкина Фонвизин высмеивает необразованных попов, которые прикрываются церковной службой ради сытой жизни. Даже фамилия персонажа происходит от слова “кути”, названия блюда, которое так любят попы. Кутейкин обладает довольно […]...
  35. Писателя и драматурга Д. И. Фонвизина, комедия “Бригадир” которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса “Недоросль”, поставленная на сцене Московского театра “Медокс” 14 мая 1783 года, имела также огромный успех. Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. Как только произносится название комедии “Недоросль”, сразу же […]...
  36. Денис Иванович Фонвизин знаменит прежде всего как автор комедии “Недоросль”. Это одно из самых значительных литературных произведений XVIII века. Основная тема пьесы – социально-политическая: описывается полное отсутствие меры и здравого смысла в поведении помещиков, поддерживаемых властью и бесправие крепостных (“С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не […]...
  37. Проблема воспитания и образования в комедии “Недоросль” Комедия “Недоросль” была написана в 18 веке Д. И. Фонвизиным. Особенность этого произведения проявляется через “говорящие” имена и фамилии, а также через взгляды автора на воспитание и образование в те времена. Так, например, фамилия главной героини, которая не отличается умом, Простакова, а ее брата, который любит разводить свиней […]...
  38. В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” раскрывается важнейшая тема всех времен и народов – воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного […]...
  39. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти […]...

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.



Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Русская литература «допушкинского» периода может по праву гордиться своим XVIII веком: именами таких мастеров слова, как Ломоносов и Державин, Сумароков и Тредиаковский. Но особое место в нем занимает родоначальник «легкого» письма театральной драмы в народном духе, мастер истинно русского сюжета и диалога (при том, что корни имел немецкие, что и в фамилии отразилось), просветитель и моралист - Денис Фонвизин .

24 сентября (по новому стилю 4 октября) 1782 года случилась, наконец, премьера великолепной пьесы «Недоросль» на сцене Вольного Российского театра. Журнал «Драматический словарь» так описал это событие: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала метанием кошельков». Ходили, ходили по светским чертогам Москвы и Петербурга сплетни - домыслы о Высочайшем разрешении или, наоборот, неразрешении пьесы… Скорее всего, были они враками, как и все сплетни мира. Почему спектакль должны были запрещать? Потому, что так что было решено для программы советской школы? Но что было на самом деле? «Несравненное наполнение» зрительного зала и «метание кошельков».

Кем же был тот самый порождавший столько слухов Фонвизин?.. Денис Иванович Фонвизин

Если не считать инсультов и паралича в закатные годы, Денис Иванович Фонвизин всю жизнь был счастливчиком. И судьба, и происхождение не подкачали, и молодость побаловала, и зрелость порадовала… Ну, а в старости сам Бог велел душу спасать. Болячки, как сам кавалер о себе говорил, - в наказание за грехи молодости. Человек глубоко верующий, при этом интеллектуал, художник и царедворец, он, возможно, сожалел о приступах атеизма и примитивного либерального вольтерианства, которому отдал дань в своей бродяжьей европейской одиссее…

Пращур его фон Визен был по происхождению из ливонских герцогов. Угодил в русский плен среди воинов известного ордена ещё при Иване Грозном . Был милован и оставлен в московских землях. «Русифицировался», сдвоив части фамилии.

Отдаленный потомок ливонского герцога Денис Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года. Рос в обстановке патриархальной. Образование, по русской традиции, до десяти лет получал домашнее. Впрочем. учителя его дело своё хорошо знали, потому как поступил в дворянскую гимназию при университете сей отрок со знанием трёх языков, изрядно начитанным и неизбалованным. Потом был и Московский университет , только что усилиями Ломоносова и Дашковой созданный, молодой и буйный. С 1760-х годов молодой дворянин-разумник пишет, переводит, учась на философском факультете, и дружит с кем надо (Ломоносов, Тредиаковский), и отмечен кем надо, и направлен куда надо -секретарём министра в коллегию иностранных дел. В 1763 году, в восемнадцать-то лет (!). А в 24, при особых заслугах, становится личным секретарём самого графа Панина.

Выходят в журналах его переводы Террасона, Руссо, Вольтера, Грессе… В 1768-написана пьеса «Бригадир», автор на волне бешеного успеха приглашён в Петергоф. Сам читает своё творение известнейшему в империи лицу. Вообще, матушка Екатерина благоволила к Денису Ивановичу, прощала порывистость, авторитарность и самоуверенность его публицистике. Хотя тон ее бывал порой непозволительным. Например, в «Рассуждении о непременных государственных законах» не надо бы власть предержащим вопросы делать, и в «Недоросли» простой чиновник зря так фамильярно от лица Правительства мудрствует… Но ничего-с, пронесло, и никто не пострадал. Даже без опалы обошлось.

И вот умница и талант, чиновник и дипломат благородно барражирует по европейским столицам, пишет содержательные, тонко отделанные письма, они же путевые заметки, своей сестре. Сразу после смерти патрона, графа Панина, выходит в отставку, ибо трезво смотрит на своё существование советником, даже статским, при канцелярии «Секретной экспедиции»: без высочайшего покровительства не удержаться… Но - не унывает.

Пишет. Путешествует. Пытается продвигать пьесы в театре. Но слишком слабы театральные силы обеих столиц и провинции, чтобы постичь и применить фантастический дар великого, под стать Мольеру, русского комедиографа. Борется с недугами. Пробует издать пятитомник своих произведений… А вот это не получается. И не потому, что Фонвизин не Руссо, а Россия не Швейцария, монархия, а не республика. Просто, наверное, слишком мало еще читают, слишком мелок интерес тех, от кого зависит движение мысли в стране. Да и не оценен ещё по чести драматических дел мастер, дебошир и профессор, интриган и гастроном, русский драматург, создатель истинно народной комедии, Денис Иванович Фонвизин. Иллюстрация к пьесе «Недоросль»

Умер Фонвизин спустя 10 лет после своей главной премьеры: 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт- Петербурге. Недоросль же Митрофанушка вышел на петербургскую сцену осенью 1782 года и снискал себе виват и викторию. В мае 1783 года пьеса повторилась в Москве.

В драматургии Фонвизин по-русски грациозен. Если и проскакивает немецкая топорность в его любимом Стародуме, начётчике и филистере из «Недоросля», то это наносное, модно-просветительское в галантном XVIII веке. Послепетровская эпоха в России честно отдавала долги прусскому воспитанию. Если зазвучала французская лихая нота, как в «Бригадире», то жди бича сатиры, карикатуры чудовищной, так что позавидуют Рабле и Скаррон. Иллюстрация к пьесе «Бригадир»

Недаром доморощенный франкофон, дурень и невежда, любящий в кучере-французе «самоё Францию», окрещён Иваном. Иваном, не помнящим родства, иваном с маленькой буквы. Фонвизин знал, что делал, - он нападал не на русское дворянство, его мишень - идиотическое, «молодёжное» (!) подражание всему европейскому за счёт попирания отечественного. Застарелый сорняк, плевел, глубоко вросший в почву российской общественно-политической мысли. Впрочем, почвенник и просветитель, Фонвизин-драматург не расшифровывает, в отличие от Радищева, своих национальных предпочтений. «Бригадир»- пьеса для театра. Надо её играть, лицедействовать, скоморошествовать! Недаром друг и собутыльник автора, князь Потёмкин Таврический, восклицал после премьеры спектакля: «Эх, Денис! Умри, ничего лучше не напишешь!» Сохранился как исторический анекдот грустный ответ Фонвизина: «К тому и склоняюсь…»

Моральные проповеди и поучения Денис Иванович оставил для трактатов и «Недоросля». Здесь и появляется роковая троица «людоведов и душезнаев» на горе «гущеедам» и дремучим охламонам Простаковым. Классицизм непременно предполагает говорящие фамилии. Буквальные. Сейчас кажется комичным и удивительным, какого лешего престарелый правдоруб, дядя с бугра, Стародум, приблудный наглец-резонёр Правдин и совсем уж ничтожество в офицерском мундире Милон по-рейдерски обрушились на мирных варваров Простаковых? Имение - в опеку, Митрофана - в солдаты, Софью замуж за Милона… За что?! За хамство и невежество - вот за что! Просвещение дворянского сословия государственной (читай, монаршей) волей - не шутки! Это политика, и в литературе, и в театре тоже. Отсюда ответы на все эстетические вопросы - классицизм стиль державный, полезный, приятный… Фонвизин и не думал грубить цензуре, тем более - Государыне. Ведь троица «карателей» все люди государственные, значит, «право имеют». А цензуры как таковой до Французской Революции в России вообще не было. Была - высочайшая благосклонность или отсутствие оной. Фонвизин, как правило, угадывал правильно. 1986 год: «Недоросль» в Малом театре. Фото: АфишаDaily

К счастью, Фонвизин умел писать легко и талантливо. И его очаровательный, брызжущий 16-летним лукавством и гормонами (не хочу учиться, хочу жениться!) недоросль Митрофан Простаков по сей день на сцене одерживает дурашливую неожиданную победу над мрачными, косными «хозяевами правды и рассудка».

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка - один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие - основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать - госпожа Простакова - боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него - это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Отношение к учебе

Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры