Полонезы. Шопен

Главная / Психология

), из соотечественников Шопена - Венявский, Огинский. В отличие от мазурки, происхождение полонеза связано не с народной, а с аристократической средой, это старинное церемониальное шествие польской знати, очень торжественного, парадного характера. С мазуркой же полонез роднит чувство патриотизма. Через полонез композитор прославлял свою родину, вспоминая об ее былом величии и мечтая о будущей, свободной Польше. Первые полонезы Шопен написал еще в детстве, они опубликованы посмертно.

Шопеновские полонезы можно условно разделить на 2 группы, в связи с их содержанием:

  • более традиционные. Это именно танцы-шествия (№ 3 и № 6).
  • полонезы трагедийные или героико-драматические. Их содержание впрямую связано с общественно-политическими событиями в Польше.

При разнообразии содержания все зрелые полонезы Шопена обладают рядом общих черт:

  • Маршевость в ритме, несмотря на трехдольность.
  • Стремление к монументальности. Шопеновские полонезы среди других его жанров занимают промежуточное положение между миниатюрами и крупными формами.
  • Виртуозный концертный стиль - сложная фактура, яркие гармонические краски, огромный регистровый диапазон (использование всей фортепианной клавиатуры).
  • Необычайно яркая картинность образов - музыка легко вызывает определенные зрительные ассоциации. По отношению к полонезам особенно справедливы слова Сен-Санса: «Музыка Шопена - это всегда картина».
  • Яркие контрасты. Полонез - жанр, предполагающий многотемность. Его композиция, как правило, опирается на сложную 3-х частную форму.
  • Эпико-величавый тон, патриотическое настроение. Для Шопена полонез - это жанр, неотделимый от национальной истории. Подобно мазурке, его можно считать символом Польши, но претворенном не в бытовом или лирическом, а в эпическом плане.

Полонез A-dur (№ 3)

Из всех зрелых полонезов он наиболее прост по содержанию. Это триумфальный победный марш. На всем протяжении сохраняется светлая мажорная краска (даже отклонения совершаются исключительно в мажорные тональности). От начала и до конца не умолкает чеканный полонезный ритм. Основная тема основана на фанфарных, призывных мотивах, имеет ликующий характер. Она звучит в сильной, яркой динамике, в мощной, аккордовой фактуре. Форма сл. 3х-ч, но образный контраст отсутствует: музыка трио (D-dur) отличается таким же праздничным настроением. Сохраняется и фанфарность, и четкость ритма, и аккордовый склад. Реприза точная.

К такому же типу относится Полонез № 6.

Полонез es-moll №2 (ор.26 № 1)

Это одно из самых трагических сочинений Шопена, созданное после поражения варшавского восстания. В его музыке, насыщенной мрачной тревогой и взрывами драматизма отразились переживания передовых деятелей польской эмиграции о судьбах родины.

Особая психологизация содержания определила выбор тональности, наиболее мрачной из миноров. Настороженный, беспокойный характер устанавливается сразу же, с первых звуков вступительной темы, звучащей в низком регистре. Она представляет собой прерываемый частыми паузами диалог коротких унисонных интонаций (хроматическое опевание опорного тона) и затаенно-угрожающей аккордовой пульсации в остинатном полонезном ритме. Мрачный тональный колорит сочетается с огромной динамичностью всех тем полонеза. Характерно их затаенное, «тихое» начало и стремительное продвижение к кульминациям. В первой - вступительной - теме полонеза накопление энергии, переход от pp к fff происходит на протяжении всего лишь 10 тактов. Эта вспышка, однако, моментально гаснет: следует резкий спад звучности, теряется полонезный ритм и начитается основная тема. Именно она становится эмоциональным стержнем всего произведения, неоднократно повторяясь на протяжении сложной 3х частной формы.

Вступительная тема предшествует основной постоянно, повторяясь вместе с ней. Основная тема полонеза звучит страдальчески-возбужденно, нервно-взвинченно, с трагическим надломом и тоской. В интонационно-ритмическом отношении она представляет собой разработку первой интонации вступления, сильно хроматизированную. Подобно начальной теме, она предельно динамична. Быстрое нагнетание динамики, напряженное восходящее секвентное развитие приводит к кульминации, которая воспринимается как взрыв гнева и отчаяния.

Вторая тема I части (с) играет роль отстранения, отхода от трагических переживаний. Поначалу издалека (sotto voce, staccato) доносятся твердые маршевые ритмы, подобные сигналам военных труб. Тема тоже динамична: опять стремительное нарастание приводит к кульминационному «взрыву», но его характер иной - это подъем мужественной энергии, решимости.

Дух борьбы, которым проникнута I часть полонеза, наполняет и 2-ю часть - трио - хотя она выдержана в спокойных, мягких тонах. Музыка воспринимается как картинно-изобразительный образ, в стаккатных маршевых интонациях слышатся отзвуки польских революционных песен. Тема трио строится как диалог: маршевым интонация отвечают спокойные звуки хорала. Однако в этом отрешенном хорале по-прежнему ощущается полонезная четкость. В целом трио частично перекликается с серединой I части.

Основное настроение полонеза определяется первыми двумя темами, которые повторяются без существенных изменений 5 раз. И в этом заключен глубокий психологический смысл - невозможность отрешиться от трагических переживаний.

Последние звуки полонеза превращаются в патетически-скорбный речитатив, он звучит как печальное резюме (послесловие).

Мазурка и полонез - совсем разные жанры, в известном смысле даже антиподы.

Полонез - старинный жанр, сложившийся еще в XVII столетии в блестящей и торжественной придворной обстановке как музыка, сопровождающая парадное шествие польской знати. Он вскоре при­обрел обобщенный интернациональный характер, как сарабанда или менуэт, испанское и французское происхождение которых было забыто, когда вместе с другими общеевропейскими танцами они образовали инструментальную сюиту XVII-XVIII веков. К тому вре­мени, когда полонезом заинтересовались Шопен и его непосредственные предшественники, это был уже не только сложившийся, но, быть может, даже несколько закостеневший жанр. В условном му­зыкальном стиле полонеза не было и не могло быть ничего от поль­ского фольклора *

* Существует и народный полонез. Однако этот фольклорный вариант не имеет отношения к шопеновскому творчеству.

как потому, что он олицетворял искусство космо­политической придворной среды, так и потому, что эпоха его рас­цвета совпала с формированием эстетики классицизма, принципиально чуждой всяким проявлениям локального колорита, народно-национальных художественных традиций в целом.

Мазурка - народный танец, который только в XIX столетии, в эпоху национально-освободительных движений, мог пробить себе путь в профессиональную музыку и завоевать права гражданства наравне с классицистскими жанрами. Как всякое народное искус­ство, мазурка в период, когда Шопен обратился к ней, была в со­стоянии непрерывного роста и изменений и даже еще не выработа­ла единую, прочно сложившуюся форму. Понятие «мазурка» охва­тывало довольно широкий круг явлений, включающий музыку не только деревенских, но и городских танцев, и при этом танцев не­скольких типов, с разным локальным колоритом. Формируясь вда­ли от придворной культуры, мазурка была мало засорена чуже­земными влияниями и отличалась яркой национальной самобытно­стью.

Шопен великолепно понимал специфичность полонеза и мазур­ки и в своей собственной трактовке этих танцев в полной мере со­хранил ее. Однако в его творчестве эти два отдаленных друг от друга жанра занимают место в одном ряду. Оба они были для композитора носителями национально-патриотической идеи, и оба были подняты им на небывалую высоту по сравнению с прототипа­ми в дошопеновском искусстве. В условный, архаизировавшийся жанр полонеза Шопен вдохнул новую жизнь, сделав его носителем передовых художественных идей современности. Мазурку же он освободил от ее прикладного назначения, превратив «неотесан­ную» музыку деревенского танца в утонченную поэтическую мини­атюру психологического содержания.

В известном смысле значение мазурки в творчестве Шопена можно сопоставить со значением песни в творчестве Шуберта или фортепианной сонаты в творчестве Бетховена. Она не была «твор­ческой лабораторией» композитора в полном смысле слова, так как пианистический стиль Шопена, столь существенный для его художественного облика в целом, не вырабатывался в этой сфере. Наоборот, в ранний творческий период, в годы сильного увлечения бравурной виртуозной музыкой, мазурки Шопена отличались пол­ным отсутствием собственно пианистических эффектов. (Ранние мазурки Шопена являются фортепианной музыкой только в таком же смысле, в каком ею были шубертовские лендлеры). И тем не ме­нее мазурка, сопровождавшая Шопена от раннего детства до по­следних месяцев жизни, была самой близкой, интимной областью его творчества, в которой наиболее непосредственно и свободно проявились его национально-польские черты. Смелость, новизна выразительных приемов в шопеновских мазурках не имеют равных в других его сочинениях и говорят о том, что, сочиняя в этом жан­ре, композитор не ориентировался на восприятие широкой кон­цертной аудитории, а как бы обращался только к себе или к ин­тимному кругу единомышленников. Хотя мазурка в творчестве Шопена прошла значительную эволюцию, тем не менее даже в своих самых поздних, по существу «симфонизированных» образцах она остается музыкой интимной, целомудренной, свободной от эле­ментов внешней блестящей виртуозности. Не менее характерно и то, что из всех сочинений Шопена мазурка труднее всего воспри­нималась западноевропейской публикой, и именно смелость ее гармонического стиля прежде всего и отпугивала консервативно настроенных критиков.

В этой сфере Шопен ближе, чем где бы то ни было, к собствен­но народным образцам, и только здесь можно более или менее непосредственно проследить прямые заимствования в отношении ладов, ритмических оборотов, структуры, отдельных интонации. Создавая свой жанр фортепианной мазурки, Шопен исходил не из какого-нибудь одного определенного образца, а.обобщал и объ­единял черты нескольких танцев, возникших и сложившихся в раз­ных районах Польши, - в основном мазура, куявяка и оберека, отличающихся друг от друга и общим характером, и ритмикой, и акцентировкой *.

* Мазур (или мазурек) - народный танец Мазовии. Куявяк - народный та­нец Куявии. Оберек - часть куявяка - противоположное движение пар. Мазур отличается порывистыми, часто притоптывающими движениями. Его музыка имеет задорный, веселый характер. В нем резкая и прихотливая акцентировка, которая может приходиться и на вторую, и на третью долю такта. Черты мазура прослеживаются в шопеновских мазурках чаще всего и очень непосредственно (пример 205 а). Куявяк и оберек более плавны и в ритме и мелодическом ри­сунке, Этим они приближаются к вальсу, но отличны от него более оживленным темпом. Акцент здесь всегда приходится на третью долю (пример 205 ж).

Больше всего Шопен тяготел к мазуру.

Фольклорные черты мазурок проявляются в ряде признаков.

\1. В характерной структуре. Как во всякой музыке танцеваль­ного происхождения, в ней сохраняется связь с «остинатностью» танцевальных фигур. Вплоть до самых последних произведений музыкальная ткань шопеновских мазурок, как правило, строится на секвентном развитии двутактовой «ячейки».

\2. В особенностях ритмики. Шопен воспроизводит типичную для мазура ритмическую прихотливость: пунктированность первой доли, притоптывающий эффект на второй доле и т. п. Постоянно об­ращают на себя внимание и неожиданные сдвиги акцентов, нару­шающие закономерности привычной западноевропейской периодич­ности.

\3. В ярко выраженных чертах народных ладов, в частности ли­дийского, фригийского, переменного, в звукоряде с увеличенной се­кундой, в плагальных оборотах, в гармониях с большой септимой и других.

\4. В фактурных оборотах, воспроизводящих звучание народных инструментов. Широко используются органные пункты, в том чис­ле на тонике и доминанте, в подражание волынке и контрабасу; мелизмы на триольных оборотах, имитирующие фуярку или скрип­ку; арпеджированные повторные звуки и т. д. В целом фактура мазурок, чрезвычайно простая, если сравнить ее с другими про­изведениями Шопена, нарочито обыгрывает приемы бытового му­зицирования. Часто в фактуре шопеновских мазурок сохраняется связь с танцевальными движениями, например с притоптыванием, с кружением пар, с вальсовой плавностью городской бальной му­зыки и т. п.

Среди шопеновских мазурок (около 60) встречаются разные типы: много воспроизводящих подлинный стиль и дух деревенских танцев; есть и мазурки городского бального стиля (например, ор. 7 №1, ор. 24 №1, ор. 41 №4); есть жанровые зарисовки, или «картинки», как называл их сам композитор (например, ор. 56 №2). Часто в одной мазурке объединяются разные танцы, иногда ради контрастности вводится танец другого типа, например, вальс.

Ранние мазурки Шопена могут быть отнесены к той же разновидности фортепианной миниатюры, поэтизирующей быт, как и уже упоминавшиеся вальсы Шуберта, «Приглашение к танцу» Вебера, «Песни без слов» Мендельсона. Однако с середины 30-х годов у Шопена все более отчетливо начинает проявляться тяготение к «психологизации» и даже «симфонизации» этого первоначально бытового жанра. Не порывая нисколько с внешними элементами формы мазурки, Шопен наполняет ее новым содержанием, придает ей небывалую масштабность. Она превращается в лирическую, подчас трагическую поэму, овеянную глубоким настроением. Подобно тому как Бетховен в первой части своей Пятой симфонии сумел на основе однообразно повторяющегося, почти остинатного движе­ния создать произведение потрясающей драматической силы так Шопен средствами наивного бытового танца раскрывает глубокий и сложный внутренний мир. В таких мазурках, как cis-moll"ная ор. 50; последняя, f-moll"ная, ор. 68, cis-moll’ная ор. 33, танце­вальные ассоциации отступают далеко на задний план. Психологи­ческая выразительность этой музыки, ее лирическое, часто скорб­ное и даже трагическое настроение, большие масштабы (в особен­ности в cis-moll’ной ор. 50) несовместимы с представлениями о бытовой миниатюре и позволяют говорить о чертах симфонизации и романтической поэмности. Гармоническая изысканность этих пьес, приемы «говорящей мелодии» также не имеют прототипов в мазурках танцевального склада.

О значении этого жанра в творчестве Шопена можно судить и по тому, как часто образы и стилистические признаки мазурки проникали в другие его произведения. Так, например, оригиналь­ность финала f-moll"ного фортепианного концерта, резко выделяю­щегося на фоне традиционных концертных рондо, обусловлена тем, что он, по существу, основан на мазурке. Наиболее интерес­ный финальный эпизод в «Блестящих вариациях на тему из «Ге­рольда» трактован в стиле мазурки. В одном случае композитор вводит ее даже в «чопорный» жанр полонеза (fis-moll’ный). И всюду появление мазурочных интонаций безошибочно указывает на польское начало в музыке Шопена.

Путь развития полонеза в творчестве Шопена в известном смысле повторяет эволюцию его мазурки – от музыки танца-ритуала к свободной поэмности, от образов объективного «коллективно организованного» движения к лирическим настроениям. Но если мазурка была носителем идеи «народничества», выражением современной демократической повседневности, то полонез олицетворял для Шопена национально-эпическуюгероику. В искусстве западноевропейских романтиков обращение к далёкой старине почти неизменно предполагало стремление уйти от действительности в несуществующий идеализированный мир. Для Шопена же, поляка и патриота, возрождавшего в своих полонезах великолепные картины былого величия своей родины, эта идеализация прошлогоимела иной характер. Она была выражением современных и всенародных патриотических настроений. В полонезах Шопена ясно прослеживаются три идейных мотива: чувство гордости за былое величие Польши, скорбь по поводу его утраты, вера в грядущее возрождение. Именно в полонезах парижского периода *

* Шопен начинал свое творчество с полонезов. Тем ие менее вплоть до по­лонеза d-moll ор. 71 № 1 они носили в большой мере подражательный характер. Полонезы, сочиненные в рубежный период 1829 - 1831 годов, уже в полной мере принадлежали сложившемуся шопеновскому стилю. Однако в них господствует виртуозно-эстрадное начало. И только в середине 30-х годов, уже на парижской почве, вдали от родины, у Шопена сформировалось новое восприятие этого жан­ра, в котором элементы героики и картинности подчинили себе концертные тра­диции.

Шопен отошел от влияний и «домашних» элегических полонезов Огиньского, и виртуозных блестящих образцов Вебера и увидел в поло­незе его новое назначение - идеальный жанр для воплощения героического прославления родины.

Торжественное и блистательное шествие в великолепном нацио­нальном наряде, выразитель «ритма жизненной выправки польско­го дворянства, унаследованного от рыцарства» (Асафьев), полонез таил в себе мощные картинные и декоративные ассоциации. В его размеренной, четко членящейся на эпизоды музыке можно усмотреть и глубокие родовые связи с декоративными инструментальны­ми картинами опер Люлли - ярчайшего выразителя в музыке духа величественного придворного этикета эпохи Людовика XIV. Шопен вернул полонезу дух величия и могущества, возродил его ритуаль­ные основы. Но при этом наполнил полонез сугубо современной идеей стремления к национальной независимости.

Отличительная черта зрелых шопеновских полонезов (всего 16) на фоне его творчества в других жанрах - их торжественная «маршевость» и картинность, которым подчинены все другие вырази­тельные эффекты. Полонезы Шопена бесспорно принадлежат к виртуозному стилю и характеризуются значительно большей сложностью фактуры, и гармонии, и структуры, чем его мазурки. От военных маршей Шуберта они отделены пропастью, если гово­рить о масштабности формы, о высочайших требованиях, предъяв­ляемых к исполнительской технике, о гармонической сложности. И все же в первую очередь они вызывают рельефные, почти про­граммные ассоциации с торжественным маршем, несмотря на свой трехдольный метр *.

* Мы привыкли ассоциировать маршевость с двухдольиостью. Однако в фео­дальную эпоху торжественное шествие сопровождалось музыкой в трехдоль­ном метре. Хотя первые образцы двухдольного марша встречаются у Люлли, тем не менее только после Великой французской революции четырехдольный военный марш получил широкое распространение в западноевропейской музыке.

Мощная звучность, связанная с плотной ак­кордной фактурой и с приемами нарастающей динамики, создает почти оркестровый эффект. Мелодия, выписанная крупными мазка­ми, ясная группировка тематического материала, с почти утриро­ванным противопоставлением контрастных пластов, и, наконец, энергичная ритмика, связанная с определенными четкими и лаконичными движениями, - все это вместе вызывает в воображении картины мощного поступательного движения - рыцарской герои­ки, духовного величия и блеска:

Но все это образует лишь общий фон, на котором в каждом отдельном полонезе композитор воздвигает индивидуальную надстройку. Из семи полонезов, сочиненных им начиная с 1834 года, каждый отмечен своим неповторимым образно-эмоциональным об­ликом. За светлым cis-moll"ным полонезом следует es-moll’ный, одно из самых скорбных шопеновских творений. А-dur’ный полонез (ор. 40 № 2, 1838) принадлежит к наиболее популярным пьесам мирового репертуара. Этот блестящий триумфальный марш имеет в качестве своего спутника с-moll’ный, героико-трагического характера, начальная тема которого, по мнению польских исследо­вателей, воспроизводит интонации «Коронационного полонеза» Курпиньского. На фоне гармонической простоты и ясности первого полонеза второй обращает внимание своими красочными хромати­ческими отклонениями. Три последних полонеза Шопена, относя­щиеся к 40-м годам, поднимают этот жанр до высоты, небывалой и в творчестве самого Шопена. Уже fis-moll"ный полонез - гранди­озная симфоническая поэма, полная драматических контрастов. Знаменитый Аs-dur"ный (ор. 53, 1842) в полной мере исчерпывает художественные ресурсы этого жанра. «Прямолинейность», энер­гичность, пышность рыцарского полонеза соединены в нем с поэ­тичностью и свободой фантазии, свойственными шопеновским бал­ладам. И в самом деле, в своей последней пробе в этом жанре, в «Полонезе-фантазии» ор. 61, написанном в конце жизни (1845- 1846), композитор уже откровенно выходит за рамки установившихся традиций. В «Полонезе-фантазии» нет великолепной концентрации материала и целеустремленности развития, которые отличают его предшественника. Но в нем есть потрясающее богатство настроений, эмоциональная свобода, удивительная оригинальность и красочность гармонического языка, которые роднят его с балладами и f-moll"ной фантазией. И по приемам развития - импровизационности изложения, сложности и новизне синтетиче­ской формы с зачатками монотематизма и своеобразной сменой эпизодов - это произведение не имеет прецедентов в истории по­лонеза. Оно олицетворяет не столько высшую точку в развитии самого жанра, сколько его героическую идею, выраженную через романтическую поэмность.

Величайший польский композитор

Фредерик Шопен родился на заре XIX века, он успел застать конец империи Наполеона Бонапарта и годы великих держав, последовавшие за ней. Местом рождения великого композитора стала Польша – страна, которой на тот момент не было на карте.

Первые пять лет своей жизни Шопен был гражданином одной из стран, склонивших голову перед Великим Императором, затем российским подданным, наконец – он стал человеком мира. Музыка Шопена, придерживающаяся стилистики романтизма, отличается чувственностью и глубиной.

Композитор, в семь лет ставший лучшим пианистом своей страны, также отличается высочайшим техническим совершенством своих работ. В то же время тонкая натура Фредерика наполняла его композиции удивительной эмоциональной глубиной. Каждый видел в музыке маэстро что-то близкое, личное.

Фредерик Шопен рос в окружении музыки, и его отец и его мать умели и любили играть на музыкальных инструментах. Можно сказать, у юного гения была богатая почва для роста. Сестры Шопена, их было три, тоже отличались талантами, если не в музыке, то в литературе.

Отец композитора был французом, мать – польской аристократкой. Фредерик довольно рано был замечен высокими фигурами – ему покровительствовали князья старейших польских фамилий. Войдя в высокий свет, Фредерик быстро завоевал расположение – его приятная, гармоничная внешность, отличные манеры, начитанность и яркий талант быстро нашли своих почитателей среди лучших людей Европы. Шопеном восхищались другие композиторы, музыканты, писатели, журналисты, аристократы и философы, везде у него находились друзья и поклонники.

Шопена почитали за честь принимать в самом высшем обществе

Чувственность произведений Шопена связывают с особенностями его натуры, множеством переживаний, выпавших на долю композитора, – скорбью и радостью, грустью, тревогой, восторгом. Польский музыкант, навсегда покинувший родную Варшаву в 1830 году, не мог смириться с несвободой родной страны – эти переживания вылились в заимствование народных мотивов Польши и славянской музыки для его произведений.

Революции и потрясения на родине приводили Шопена к стремлению отразить эти события в музыке, как-то запечатлеть звуками боль и гордость своего народа. Патриотические и эмоциональные потрясения выразились в написании Шопеном четырех фортепьянных баллад, которые в его исполнении заимствовали мотивы польских легенд, он также придал поэтический блеск и трагическую глубину мазуркам и полонезам – танцам, почитаемым поляками. Для мазурки и полонеза Шопен сделал то же, что Штраус, работая с вальсами.

Отдельное значение в жизни Шопена имеют вальсы, которые некоторые исследователи даже склонны именовать лирическим дневником композитора. Детство, юность, первая любовь и переживания зрелого возраста, путешествия, поиск себя, новые знакомства – вальсы Шопена в музыке воплощали всю его жизнь, эмоции и переживания, которые были свойственны, с одной стороны, только самому Фредерику, с другой же – почти каждому человеку.

Потому неудивительно, что наибольшее количество вальсов Шопен сочинил на Майорке, где находился с роковой любовью всей своей жизни – авантюристкой и писательницей Жорж Санд. Будто писатель в прозе, посредством нотных записей и звуков Шопен отразил все перипетии десятилетних отношений со своей возлюбленной в вальсах.

Внешность Шопена почитали феноменальной

Как детский композитор Фредерик Шопен известен своими тонкими, нежными, совершенными поэтическими этюдами, фантазиями, экспромтами. Отдельное значение для польской молодежи имеет часто потом звучавшая для детей в тех или иных формах «Большая фантазия на детские темы».

Не менее важна удивительная в своем сокровенном звучании «Колыбельная». Если музыка Моцарта, как известно, способна развивать ум, восприятие прекрасного, музыкальные таланты, то музыка Шопена имела другое значение – она заставляла чувствовать.

Эмоциональная глубина, способность вызывать глубокое, теплое чувство в душе человека, нежная и ностальгическая музыка Шопена важна для детей не менее, чем легкая и светлая маэстро Амадея. Именно потому композиции гения пиано Фредерика так часто используются для детских спектаклей, постановок сказок, в мультипликации при создании лирической, романтической атмосферы.

Если поучителен, а способен дать ощущение взаимосвязи сказки и реального мира, то Шопен учит чувствовать, незримо касаться чего-то тонкого, личного, сокровенного в звуках музыкальных инструментов.

По той же причине многие виртуозные пианисты составляют свой репертуар преимущественно из чувственных и совершенных работ Шопена. Так, из глубин XIX века величайший преподаватель продолжает нести свою науку благодарным ученикам.

Классической вершиной развития полонеза остаются произведения Шопена, которые отличатся эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития полонеза от танца к романтической поэме.

В ранних полонезах Шопена различимы героические черты, притом своеобразные и восходящие к жанру побудки.

В полонезе соль-минор ощущается преемственная связь с национальной традицией, но в нём уже полное отсутствие танцевальности, а само определение “полонезности” может относиться к ритмической структуре, а ни как не к жанру. В памяти скорее вызывают запевы дум.

В жанре думы были созданы первые полонезы Шопена. Для них характерно сочетание героико-драматических элементов с тонко орнаментированной мелодикой, наполненной элегической грустью.

У Шопена выявляется специфическое сочетание фанфарности и траурно-хоральных построений с гибкой, изящной лирической мелодикой, насыщенной разнообразной орнаментикой.

Полонез ля-бемоль мажор отличается поэтичностью, насыщенной альтерацией, изяществом фактуры.

После подавления восстания в произведениях Шопена преобладали трагические, лирико-драматические, в частности ностальгические образы. К этому периоду относятся “большие” полонезы Шопена.

В полонезе фа-диез минор ор.44 с наибольшей силой проявилось героико-трагедийное начало, насыщаемое чертами поэмности - кульминация полонезного жанра. Лист пишет о нём: “основной мотив неистов, зловещ, как час предшествующий урагану; слышатся как бы возгласы отчаяния, вызов, брошенный всем стихиям. Беспрерывное возвращение тоники в начале каждого такта напоминает канонаду завязавшегося вдали сражения. Это место внезапно прерывается сельской сценой - мазуркой идиллического стиля. Основному мотиву предшествует не менее зловещее вступление.

В полонезе ор.44 Шопен применяет широко разработанные им приемы обогащения лада, в особенности в субдоминантовой сфере. Вместе с тем получает развитие “полонезность” ритмики, не лишающая пьесу черт поэмности.

В ля-бемоль-мажорном полонезе ор.53 также отчетливо ощущается поэмная трактовка жанра, причём в этой великолепной пьесе на первый план выступает героическое начало, а не те трагедийные тона которые с потрясающей силой звучат уже в первых тактах полонеза фа-диез минор.

Если сравнить первые полонезы Огиньского с написанными через полвека большими полонезами Шопена, то станет совершенно очевидной стремительность эволюции данного жанра в сторону поэмности.

Начав с маленьких пьес, по существу мало отличавшихся от полонезных миниатюр начала XIX века, Шопен создал грандиозные поэмы-полонезы, насыщенные образами героической мощи.

Если в полонезе ля-мажор ор.40 №1 Шопен создал вставший перед ним образ “победы, гордости радостного торжества”, а во втором до-минорном полонезе из того же опуса отдал дань мрачным настроениям, которым нередко предавались польские эмигранты, то Полонез-фантазия, как кажется, вплотную примыкает к балладам Шопена, хотя и пронизан полонезными ритмами” (2/c.142). Несмотря на обилие лирико-драматических страниц, развитие произведения приобретает порой характер сонатной разработочности.

Героика шопеновской музыки была рождена героизмом польского народа.

Ля-бемоль-мажорный полонезор.53, едва ли не самый знаменитый, отличается не только картинностью воинственного шествия, но и типично побудочной фанфарностью.

В трех последних полонезах Шопена - фа-диез минорном ор.44, ля-бемоль-мажорном полонезе ор.53, Полонезе-фантазии ор.61 - блистательно завершился путь к поэмности. Шопен совершил поразительную эволюцию этого национального жанра. В полонезе ор.44 и ор.61 особенно чувствуется трагедийность образного строя, в первых тактах fis-moll накапливается яростная динамичность первой темы, окрашенной в героически-скорбные тона.

Шопен всегда искал истину в народном творчестве. У него происходит сочетание различных жанров: мазурка - в полонезе фа-диез минор ор.44, Полонез-фантазию драматизировал путем насыщения чертами думы-баллады.

К жанру полонеза обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и другие. Полонезы писали и композиторы других стран. Известны полонезы И.С. Баха, В.А. Моцарта. Русские композиторы, начиная с предшественников М.И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра полонез. В частности, в России получили известность инструментальные и хоровые полонезы Ю. Козловского; один из них полонез с хором на текст Державина “Гром победы, раздавайся” (9/c.79).

Фридерик Шопен

(1810 - 1849)

В 30-40-е годы XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупными художественными явлениями - появились национальные компо­зиторские школы на востоке Европы. Ведь до этого времени все наиболее значительные явле­ния в мировом музыкальном искусстве происхо­дили в трех культурных центрах - Италии, Франции и Австро-Германии. И вдруг на «окраине» Европы одна за другой стали возникать национальные композиторские. Эти новые национальные школы - русская, польская, чеш­ская, венгерская и другие - вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. Идеалы, надежды и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт стали основой твор­ческого стиля представителей этих национальных школ. Вот таким воплощением духа польского народа стала музыка Фридерика Шопена.

Родина Шопена - Польша. Здесь прошли детство и юность музыканта. Вторая половина его жизни связана с Францией - роди­ной его отца.

Мать компози­тора - полька из обедневшей дворян­ской семьи. Отец - француз, сын лота­рингского крестья­нина, участник польского восста­ния.

Тело Шопена покоится в Пари­же. Сердце Шопена, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве.

Детство. Фридерик Шопен родился в граф­ском имении под Варшавой Желязова Воля. Его мама, дальняя родственница владельцев имения, служила здесь экономкой, а папа был воспитателем господских детей. Но уже на первом году жизни мальчика семья переехала в Варшаву.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного иг­рала на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, пото­му что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого - влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепи­ано. Серьезно учить его стал известнейший польский музыкант той поры Войцех Живный. В семь лет состоялся первый концерт мальчи­ка, имевший большой успех. Тогда же было издано первое сочинение Шопена - фортепианный Полонез. По этому поводу варшавская газета писала, что сын про­фессора французского языка - «подлинный гений».

Успехи мальчика были так велики, что ког­да ему исполнилось 12 лет, Живный сам отка­зался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся уче­нику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Все, чего он достиг, - резуль­тат самостоятельного труда, внутреннего разви­тия и роста.

Из-за слабого здоровья он был определен в лицей в тринадцать лет. Фридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским языками. В эти годы ярко проявилась многогранная одаренность Шопена. Он писал стихи, сочинял пьески для домашнего театра, сохранились его рисунки красками, говорящие о незаурядных художе­ственных способностях. Его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. Один польский актер сказал, что в лице Шопена пропадает великий актер. То же самое о нем гово­рили позже уже в Париже.

В 1824 году в Варшаве была открыта кон­серватория, получившая название «Главная школа музыки». Ее директором стал замеча­тельный композитор, поборник польской на­циональной культуры Юзеф Эльснер. Вероят­но, Шопен брал у него уроки еще до поступле­ния в консерваторию в 1826 году. В лице Эльснера он нашел чуткого и умного учителя, сразу же почувствовавшего биение гения в творени­ях молодого музыканта. Он бережно развивал и охранял способности своего ученика. Когда некоторые музыканты начинали критиковать смелую творческую манеру Шопена, Эльснер отвечал: «Оставьте его в покое. Правда, он не идет обычной дорогой, но ведь и талант его также необычен».

Всего три года понадобилось молодому пи­анисту, чтобы закончить консерваторию. Со­хранились заметки учителя, в которых он дает характеристику юному музыканту: «Изуми­тельные способности. Музыкальный гений». Шопен был признан лучшим пианистом Польши. Большой известностью пользовались его сочинения. Самыми значительными среди них являются два Фортепианных концерта, концертные пьесы.

Друзья Шопена, его учитель советовали молодому музыканту совершить поездку за гра­ницу для дальнейшего совершенствования. Но денег на поездку не оказалось. Поэтому решено было сначала ненадолго поехать в Вену.

Первые гастроли . После окончания консер­ватории Шопен отправился в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вен­ские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на не­которое время проживания за границей. Мож­но было отправляться в путешествие, но Шо­пен откладывал поездку со дня на день. Поли­тическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Но, наконец, день отъезда был назначен.

Поездка в Париж. 2 ноября 1830 года Шо­пен выехал в Париж. Накануне друзья устрои­ли прощальный вечер и вручили ему серебря­ный кубок с польской землей. Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся пророчески­ми: «Я убежден, что покидаю Варшаву и ни­когда в нее больше не вернусь, и что я говорю вечное «прощай» моей родине». Словам этим суждено было сбыться.

Спустя две недели после его отъезда в Вар­шаве началось восстание. Узнав об этом, Шо­пен хотел мчаться домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим ис­кусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

По дороге в Париж он решил вновь посе­тить Вену. Но на этот раз она не оправдала его надежд. Венские музыканты поняли, каким соперником для них является Шопен. Поэтому организовать концерт ему не удалось. Молодой музыкант выехал из Вены. Уже в дороге его настигла весть о разгроме восстания в Польше. Как истинный патриот он воспринял трагедию отечества. Страницы его дневника наполнены выражением отчаяния. Свои горе, гнев, возму­щение он излил в музыке.

Поражение восстания навсегда отрезало ему путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.

Шопен покорил Париж сначала как пиа­нист. Его исполнение было своеобразным и не­привычным. Так же, как и Лист, Шопен был признан одним из лучших пианистов мира.

Постепенно Париж покорила и музыка Шопена. В своих концертах он большей частью исполнял собственные сочинения. Прослушав одно из произведений Шопена - Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», - немец­кий композитор Р. Шуман писал: «Шапки до­лой, господа, перед вами гений!»

Но основным источником дохода Шопена в эти годы была педагогическая деятельность. Он вынужден был давать уроки по несколько ча­сов в день. Эта работа отнимала очень много сил и времени, но отказаться от нее Шопен не мог, даже завоевав мировую известность.

В годы жизни в Париже Шопен имел воз­можность общения с выдающимися людьми сво­его времени. В числе его друзей были француз­ский художник Делакруа, немецкий поэт Гей­не, композитор Берлиоз, пианист и композитор Лист. Здесь же он близко сдружился со своими земляками. Он мог, отложив все дела, слушать рассказы о родине, о своих друзьях.

Общение с поляками было ему особенно до­рого потому, что он чувствовал себя в Париже очень одиноким. У него не было своей семьи. Уезжая из Варшавы, Шопен простился со сво­ей возлюбленной, певицей, ученицей консерватории. Но через год он узнал, что подруга предпочла ему богатого шляхтича.

Спустя несколько лет он сделал предложе­ние другой соотечественнице - графине Марии Водзиньской. Но ее родители побоялись соеди­нить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.

Счастье и горесть любви познал Шопен с Авророй Дюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом Жорж Санд. Это была талантливая писательница, художественно ода­ренная натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет. Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

Концертная деятельность с годами стала занимать в жизни Шопена все меньше места. Артист иногда появлялся на большой эстраде, играл в аристократических салонах, но тяго­тился публичными выступлениями, «Толпа меня пугает», - признавался он Листу. Он любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. Перед ними он раскрывался и как пианист-поэт и как вдохновенный творец. Он изумлял их бо­гатством своих импровизаций. Один из друзей утверждал даже, что лучшие произведения Шопена - «лишь отблески и отголоски его импровизаций».

Отказавшись от концертной деятельности, Шопен вынужден был усиленно заняться педа­гогической работой. Этот труд не только утомлял композитора, но отвлекал его от самого главно­го дела его жизни - сочинения. И все же имен­но в этот период пришла полная духовная зре­лость композитора, его развитие достигло сво­ей высшей точки. В это время рождаются са­мые глубокие и значительные произведения: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.

Последние годы жизни . Годы, проведенные с Жорж Санд, принесли композитору много радости. И все же резкое различие их натур привело к разрыву. Но прежде, чем разлад с Авророй сделался явным, ему пришлось пережить потерю двух самых близких людей. В 1842 году умер от чахотки Ян Матушинский, близ­кий друг Шопена. Спустя полтора года он поте­рял горячо любимого отца. Облегчить его горе приехала сестра Людовика. Она принесла с со­бой какую-то частичку родного дома, семьи. Но с её отъездом Шопен вновь замкнулся в себе. Мир его внутренней жизни и переживаний был скрыт от окружающих. Но чем больше он чувствовал свое одиночество, тем горячее и искрен­нее становилась его музыка. Только в ней му­зыкант до конца раскрывал все сокровенное, что бережно таил от людей.

Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоро­вье. Болезнь легких, которой он страдал с юно­сти, обострилась. Последние годы стали самы­ми мрачными в его жизни. Средства его иссяк­ли. Не только потребность в деньгах, но и без­различие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон.

Весной 1848 года он прибыл в Лондон. И сразу начались обязательные визиты, званые обеды, приемы. И здесь ему приходилось да­вать уроки, выступать на приемах. Это забира­ло последние силы.

В августе по приглашению своих учениц Шопен отправился в Шотландию, где тоже вы­ступал с концертами. Вернувшись в Лондон, он играл в концерте, устроенном в пользу поля­ков. Это было последнее выступление великого пианиста.

В конце ноября по совету врачей смертель­но больным он вернулся в Париж. Вновь была вызвана сестра Людовика. Ей он завещал свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не разре­шат перевезти мое тело в Варшаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердце».

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. В торжественных похоронах приняли участие лучшие артисты Парижа. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной. Сердце Шопена было перевезено в Польшу и хранилось в костеле Святого Креста. Когда фа­шистские войска захватили Польшу, польские патриоты спрятали драгоценный сосуд. А после освобождения страны сосуд с сердцем Шопена был вновь возвращен в костел, где бережно хра­нится и сегодня.

Творчество Фридерика Шопена

Всю свою жизнь Шопен посвятил любимо­му инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инстру­ментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с фортепиано. Но, даже рабо­тая только для фортепиано, Шопен сумел до­биться такого разнообразия, какого другие ком­позиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.

Мазурки Шопена

Перу Ф. Шопена принадлежат 52 мазурки. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чув­ства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

Мазурка - излюбленный польский танец. Он родился в одной из областей Польши - Мазовии. Поэтому его правильнее называть мазур. Народная мазурка - танец, который танцуют два партнера, причем в нем нет зара­нее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской, шляхетской среде, она превратилась в блестя­щий танец, символизирующий военную удаль.

Среди мазурок Шопена мы встречаем и бле­стящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоя­щие миниатюрные поэмы. Шопен часто назы­вал их «obrazki». По-польски это означает «кар­тинки». Действительно, это настоящие картин­ки польской жизни. Кажется, сама душа Поль­ши поет в этих прекрасных творениях.

Мазурка до мажор (ор. 56 № 2). Эго насто­ящая картинка деревенского праздника, «с жи­вым чувством родины, земли, народа и его лу­чистой энергией». Так сказал об этой мазурке замечательный русский музыковед, академик Б. Асафьев. Поляки называли ее «мазуркой мазурок».

Представьте, что мы попали на праздник в польскую деревню. Конечно же, танцы сопро­вождает деревенский оркестр. Из каких же ин­струментов он состоит? Обязательная его участ­ница скрипка, не менее важен был контрабас. И, конечно, волынка.

В начале мазурки Шопена несколько так­тов «гудит» квинта, подражающая деревенско­му оркестру. А на ее фоне звучит веселая, за­дорная мелодия с острым синкопированным ритмом. На народных праздниках мазурки не все время танцевалась всеми танцорами. В середи­не танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показывая свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более ли­ричный. Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается все общим танцем.

Мазурка ля минор (ор. 68№ 2) носит со­всем другой характер. Это очень поэтичная ли­рическая картина родины. Как и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел также воп­лощает задорный деревенский танец.

Примером блестящей бальной мазурки яв­ляется Мазурка си- бемоль мажор (ор. 7 № 1). В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стре­мительная тема с четким ритмом. На смену этому разделу приходят две кон­трастные темы. Одна из них - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш.

Полонезы Шопена

Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское, и в переводе означает «польский». В давние вре­мена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей, и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной верени­цей шествовали красиво одетые танцоры, изящ­но приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и кресть­янский полонез - более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драма­тичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное сочине­ние ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концерт­ные пьесы.

Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная. Средний раздел построен на развитии при­зывной фанфарной темы.

Слушание музыки : Ф.Шопен, Полонез №3. Мазурки №5, 34, 49.

Вальсы Шопена

Вальс - столь популярный танец, что рас­сказывать о нем еще раз нет смысла. Надо толь­ко отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.

Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляют­ся концертные симфонические пьесы в вальсо­вом ритме.

В творчестве Шопена вальсы тоже представ­ляют собой сольные концертные пьесы, выра­зительные и изящные, в которых широко ис­пользуются богатые и разнообразные приемы пианизма.

Из семнадцати вальсов Шопена мы с вами вспомним один из самых известных - Вальс до-диез минор.

В основе вальса три разнохарактерные валь­совые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема - рож­дает ощущение размышлений.

Двукратное повторение второй темы, в чере­довании с остальными напоминает типичную для многих танцевальных пьес форму рондо.

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства, французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то дале­кое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духо­выми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой нок­тюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тиши­ной, ночными думами. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, долго живший в России, Джон Филд. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтич­ные, строгие или скорбные, бурные или страст­ные, они составляют значительную часть твор­чества композитора.

Шопеном написано двадцать ноктюрнов, и они значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера из­ложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведет мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораз­до глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой твор­ческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шо­пена строится на контрасте двух образов.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн фа-диез мажор. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит за­душевная напевная мелодия. Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает меч­тательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Прелюдии Шопена

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе. С течением времени стали появляться самостоятельные прелюдии. А в творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.

Шопен был первым композитором, создавшим своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания.

Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора. Её музыка рождает воспоминания о чём-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительное мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.

Ещё более поразительно мастерство Шопена в прелюдии ля мажор. В ней всего 16 тактов. Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в Малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.

Еще меньше по размеру (всего 13 тактов) прелюдия до минор, которую многие восприни­мают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напо­минает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вождя народа.

Этюды Шопена

Слово «этюд» нам хорошо знакомо. С пер­вых месяцев овладения инструментом ученик начи­нает играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходит к более сложным.

По-французски etude- изучение. Они раз­вивают технику музыканта. Каждый этюд по­священ освоению какого-то технического при­ема: игра октавами, трели, терции, например. Изучением технических приемов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим зани­маются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто ока­зываются не просто упражнениями для выра­ботки какого-либо приема, а подлинными про­изведениями искусства. Их выставляют в музе­ях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шо­пена этюд получил новое значение.

У Шопена этюд перестал быть упражнени­ем. Он стал полноценным художественным жан­ром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьезные и выра­зительные произведения, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

Особой популярностью пользуется знамени­тый Этюд до минор № 12, получивший назва­ние «Революционный». История его создания широко известна: по дороге в Париж Шопен узнал о разгроме польского восстания. Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Так появился этюд, который звучит как призыв к борьбе за свободу родины.

Все новое, что было внесено Шопеном в фор­тепианную музыку, оказало огромное влияние на дальнейшее ее развитие. Многие композито­ры, посвятившие себя фортепиано, считали Шопена своим учителем...

Слушание музыки: Ф.Шопен, Прелюдии №4,6,7,20. Этюды №3 ор.10 Es-dur, №12 с-moll.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры