Презентация "исламская цивилизация". Презентация к уроку мхк на тему "цивилизация и культура" Презентация на тему типы цивилизаций

Главная / Психология

Слайд 2

Задание на урок

Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения Виды цивилизаций Первичные цивилизации-карта

Слайд 3

«Брошенный камень»

Цивилизация-это…

Слайд 4

Слайд 5

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский,государственный) - термин, впервые введенный в употребление Мирабо (1756)в работе «Друг людей». Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй. Так, автор термина Мирабо писал «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее время данный термин, в частности обозначает этап развития общества, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений общества, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использованием письменности, появление комплекса политических и социальных институтов.

Слайд 6

Цивилизация - это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.

Слайд 7

Типы цивилизаций

Первичные- выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, Вторичные- цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций Современные

Слайд 8

Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада.Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями - всё, что роднило людей с землей.Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от природы.Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству.Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства.Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.

Слайд 9

Типы цивилизаций

Слайд 10

Слайд 11

Общество земледельцев и скотоводов Использование металлов Имущественное расслоение Государство Письменность Религия Культура Культовые постройки Города Признаки

Слайд 12

Причины возникновения цивилизаций

  • Слайд 13

    Этапы развития человеческого общества

    Доисторический период- первобытная эпоха Исторический период- древний мир (история Греции и Рима- античность), средние века, новое время, новейшее время

    Почему производящий тип хозяйства и обработка металла являются основными предпосылками возникновения цивилизаций? Почему возникла цивилизация? Приведите три точки зрения. Какое открытие обозначило конец первобытной эпохи и начало исторического времени?

    Посмотреть все слайды
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Понятие “Цивилизация”

    (Презентация, слайд №2)

    Форма социального общежития, называемая “цивилизацией”, возникла около 5 тыс. лет назад. Это общество с экономикой, государством, денежным обращением, городами как центрами власти, военной и финансовой силой, культурой, наукой, искусством. Впервые понятие “цивилизация” было введено в оборот философами французского просвещения, им оперировали Вольтер, Монтескье, Дидро и другие. Просветители понимали термин “цивилизация” как отражение гражданского общества. Однако, единое понятие “цивилизация”, как и понятие “культура”, не выработано. Существует приблизительно 200 определений этого понятия.

    Основные подходы к определению “цивилизация” сводятся к следующему.

    Немецкий философ О. Шпенглер понимал цивилизацию как фазу заката культурно-исторического цикла, как умирающую культуру. В своей знаменитой книге “Закат Европы” (1918 г.) он писал: “В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией”.

    О. Шпенглер сравнивал мировой исторический процесс с коллективной биографией культур.

    Теория локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби.

    “Локальными цивилизациями” Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византийскую и русскую), иранскую, арабскую, две дальневосточные, античную, египетскую и т.д. Греко-римскую считал “общей матерью” для западно-европейской и православно-христианской цивилизаций. Тойнби указывал, что рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной.

    (Переходим на слайд №5)

    Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!)

    Они пересекаются, поглощаются, гибнут, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином “цивилизованном канале”. Многие философы видят жизнь цивилизации как жизнь живого организма: зарождение, становление, зрелость, дряхление, кризис, смерть.

    Задание: Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?

    Еще один подход к понятию цивилизация можно сформулировать так: цивилизация – особенность культурно-исторического развития.

    В XIX веке основатель научной антропологии американец Л.Г. Морган, а затем философы и социологи К. Маркс и Ф. Энгельс стали понимать под цивилизацией определенную стадию развития. Ф. Энгельс считал, что “цивилизация” есть более высокая стадия развития общества по сравнению с “дикостью” и “варварством”.

    (Слайд №7)

    Итак, при всем многообразии точек зрения на понятие “цивилизация”, мы можем выделить два основных подхода: одни выдвигают идею существования локальных цивилизаций, другие говорят о цивилизациях как о стадиях общечеловеческого исторического процесса.

    Остановимся более подробно на стадиальной теории.

    (Слайд №8)

    Термины “аграрное и индустриальное общество возникли примерно 200 лет назад (автором термина индустриальное общество признан К.А. де Сен-Симон). Американский социолог Алвин Тоффлер считал, что человеческое общество проходит следующие этапы развития (цивилизационные волны):

    8-9 тыс. лет назад (с неолитической революции) – аграрная цивилизация

    300 лет назад (с промышленной революции) – индустриальная цивилизация

    С конца ХХ века (с информационной революции) – зарождение постиндустриальной цивилизации

    (Благодаря гиперссылкам со слайда №8 учитель может по своему плану излагать материал, давая характеристику каждому типу общества и социально-экологическим кризисам, вызвавшим переход от одного типа цивилизации к другому. Автор дает комментарии к слайдам).

    Путь мировой цивилизации был не только сложным, но и неравномерным. Он шел через глобальные кризисы, вызываемые как природным, так и человеческим воздействием. Первым значительным кризисом была неолитическая революция.

    Неолитическая революция. (Слайды №9, 10)

    8-9 тыс. лет назад перемены в природе заставили человека реагировать не биологическим изменением. Его ответ должен был стать ответом социальной группы. Не увеличение головного мозга индивида, но объединение интеллектов индивидов. С того времени, как человек нарушил закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается история взаимоотношения двух начал: общества и природы. Начало человеческой цивилизации археологи и историки связывают с неолитической революцией- глубочайшем переворотом в обществе и самом человеке.

    В чем сущность неолитической революции:

    1. Произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему (поэтому неолитическую революцию называют еще аграрной)
    2. Возник социальный генотип современного человека, человек научился самостоятельно добывать основные средства существования.

    Аграрное (традиционное) общество. (Слайд №13)

    Особенности аграрного общества проявляются во всех сферах общественной жизни: хозяйственно-экономической, политической, социальной, духовной.

    Экономика: полная зависимость от природно-климатического фактора, основа хозяйства – земледелие и скотоводство, традиционный тип экономики, распределение зависит от социального положения, основной фактор производства - земля

    Социальные отношения: включенность всех и каждого в коллектив, привязанность к нему, ощущение себя его частью (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский орден, церковь, корпорация нищих и т.д.)

    Замкнутость социальных структур, общины замкнуты, разделены обычаями, языковыми диалектами. Человек рождался, женился, умирал в одном окружении, месте. Занятия, семейная профессия передавались из поколения в поколение. Уход из коллектива затруднен, даже трагичен. Крестьянская община - основа аграрного общества. Строилась на клановых связях, общинном землепользовании, совместной трудовой деятельности. Аграрному обществу присуща малая динамика. Положение личности зависит от социального статуса, приближенности к властителю. Аграрное общество называют еще традиционным, так как оно держится на обычае, традиции. Здесь непререкаем авторитет старшего, именно его вмешательство может погасить все конфликты.

    Политическая организация: определялась не законом, а традицией; преимущественно развивались два вида политических единиц: - локальные самоуправляющиеся сообщества, - традиционные империи

    Власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть). Для нее не нужны никакие обоснования. Вся власть передается по наследству, и ее источник – Божья воля. Власть принадлежит одному (монарх) или немногим (аристократическая республика)

    Духовная жизнь:

    В ходе аграрной и особенно городской революции начал формироваться новый тип сознания - традиционное сознание. Традиционализм в форме мировых религий создал более тесные условия для общения. Традиционное сознание видит связь поколений, ощущает необходимость передачи знаний. Традиционный человек понял, что не всесилен, он не равен природе (недостижимость идеала), отсюда – понятие грешности, появление религий спасения. Традиция, обычай определяли духовную жизнь людей аграрного общества. Возникшая в III тыс. до н.э. письменность свидетельствовала о новом качестве человеческой культуры. При этом передача устной информации преобладала над письменной информацией. Круг образованных людей был мал.

    (Слайд №11) Индустриальная (промышленная революция).

    Кризис аграрного общества надо искать во взаимоотношениях общества и природы. Очередной социально-экологический кризис зарождается в Европе в XIII веке и продолжается несколько столетий. Связан он был с колоссальной распашкой земель в Европе, вырубкой лесов, превращением городов в свалки отходов. Это приводило к распространению “черной смерти” – чумы, которая подчас уничтожала жителей целых городов и районов. Угроза истребления, истощения плодородных земель, лесов и водоемов заставляла человека искать новые, по тем временам щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была такой технологией, которая сохраняла природу. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века.

    (Слайд №14) Индустриальное общество.

    Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий.

    Социальные отношения: большая подвижность, открытость; положение личности зависит от собственных заслуг

    Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество

    Духовное развитие: модернизация сознания, “персоноцентризм”, Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость, признание идеи прогресса, языки межнационального общения

    Научно-техническая революция (слайд №12)

    С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий, человек снова стал потреблять природу в таком количестве, что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, осознание себя полновластным хозяином природы привели человечество к очередному социально-экологическому кризису. В второй половине ХХ века осознание глобальных проблем стало носить общечеловеческий характер.

    Глобальные проблемы человечества:

    • Проблемы экологии.
    • Сохранение мира.
    • Проблема сырья.
    • Продовольственная проблема.
    • Энергетическая проблема.
    • Проблема народонаселения.
    • Проблема преодоления отсталости ряда регионов мира.

    Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

    Информационное общество.(Слайд №15)

    Экономика:

    1) тотальное распространение информационной технологии, информатики, телекоммуникаций, вычислительной техники и т.д. в материальном и нематериальном производстве, в образовании, науке;

    2) создание и работа разветвленной сети различных банков данных;

    3) превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личностного развития;

    4) свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии - “демократии консенсуса”.

    Новая экономика информационного общества опирается на широкое использование информационных ресурсов, так как именно она дает возможность преодолеть относительную ограниченность ресурсов физических. Экономическая деятельность определяется не только собственно производством, но и его подготовкой, транспортировкой, сбытом и т.д. Возрастает скорость экономических процессов, так как устраняются промежуточные звенья в цепи “производитель - потребитель” (банковские операции без кассиров, поставки продукции с базовых складов, минуя промежуточные, розничная торговля через систему электронных заказов и т.д.). Ориентация на эффективность делает ненужным громоздкий управленческий аппарат. Микропроцессорная техника, информационная технология снижают материалоемкость, энергоемкость производства. Новая экономика изменит и характер накопления: накопление не вещественных элементов производства, а знаний, информации.

    Политика – глобализация мира.

    Социальная жизнь – открытость общества.

    Духовная жизн – стремление к гармонизации.

    Эрих Фромм, крупнейший философ и социолог ХХ века, в своих прогнозах указал на три компонента общества будущего: разум, гуманизм, экология. Именно это, по его мнению, спасет человечество.

    “Наше будущее – не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм производительных сил, моделей их социальной организации, новой духовности человека”. (Е.Н. Захарова)

    Используемая литература

    1. Е.Н. Захарова “Введение в обществознание. Общество – Культура - Цивилизация” / Учебное пособие. 10–11 класс. Московский учебник.1999 г.

    3. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.

    Интернет ресурсы (в том числе иллюстрации для презентации):

    1. Wikipedia
    2. www.proshkolu.ru
    3. dds.hubpages.com
    Областное Государственное Бюджетное
    Профессиональное Образовательное Учреждение
    «Томский Базовый Медицинский Колледж»
    ОГБПОУ «ТБМК»
    Тема: Культура и цивилизация.
    Типы цивилизаций.
    Преподаватель:
    Плохих
    Ирина
    Николаевна
    Томск 2016 уч. год
    Студентка:
    Бараненко
    Ирина
    Геннадьевна
    Группа №751

    По Цицерону
    философия
    является
    «культурой ума»,
    тонким
    инструментом
    для познания
    окружающего
    мира.
    Цицерон (Cicero) Марк Туллий
    (106-43 до н.э.)

    Цивилизация - это культурно-исторический
    тип общества с единой исторической судьбой
    и единой духовной и материальной
    культурой, которые дают людям сознание
    принадлежности к сообществу.
    Цивилизации создаются народами или
    группами народов, близких языком,
    традиционной культурой и территорией
    проживания.
    Цивилизация включает в себя (и определяет)
    духовные и материальные ценности народа,
    его образ жизни и социально-общностный
    состав, место и роль человека в обществе.

    духовные
    ценности
    географическ
    ая среда
    политико–
    правовая
    система
    Факторы,
    определяющие
    сущность цивилизации
    система
    ведения
    хозяйства
    религия
    социальная
    организация

    Менталитет- образ мышления,
    мировосприятия, духовной настроенности,
    присущий индивиду или группе
    (употребляется для характеристики
    национальных особенностей народов,
    отличительных черт культуры.

    Общество и культура возникли
    раньше, а цивилизация – позже.
    Общество и культура
    Цивилизация

    Понятие культура в истории
    философии
    Средние века: К. - это богоподобие человека, его
    служение Богу, терпение и смирение.
    Эпоха Возрождения: под культурой стали
    подразумеваться высокие гуманистические идеалы.
    Культурным считался свободный, универсально
    развитый человек, разумный и деятельный.
    Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и
    др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней
    разума - светлого, цивилизованного начала.
    В эпоху Просвещения появилась и
    пессимистическая трактовка культуры, критика ее
    негативных сторон и противопоставление культуры
    природе (Ж. Ж. Руссо).

    Русская философия
    (Л.Н. Толстой, Н.Я.
    Данилевский, Л.Н.
    Гумилев и др.):
    понятие К. имело
    высокое духовное и
    нравственное
    наполнение. В этом
    проявился дух
    православия с его
    идеями добра,
    милосердия и
    справедливости,
    солидарности между
    всеми людьми и
    народами.
    Л.Н.Толстой
    Данилевский
    Л.Н. Гумилев

    «Культура» в пер. с лат. «возделывание», «уход», «обработка»,
    «почитание».
    Культура - это философское понятие для
    характеристики человека как творческого
    существа, раскрытия его сущностных сил и
    способностей.
    Культура - это все созданное мудрой
    мыслью и деятельной рукой человека,
    сотворенный человеком мир,«вторая
    природа», существующая наряду с обычной
    природной средой.

    Культура имеет два слоя
    Духовная
    культура: включает
    совокупные знания и
    методы познания,
    формы мышления
    (сюда относятся также
    язык и общественное
    сознание, система
    образования и
    воспитания человека).
    Материальная
    культура: орудия
    труда и техника,
    сами навыки
    трудовой
    деятельности,
    коммуникации и
    приборы, жилье,
    продукты питания.

    Формы культуры
    Политическая культура
    - единство
    политического сознания
    и политической
    деятельности.
    Художественная
    культура как мир
    произведений искусства,
    нашедших свое
    предметное воплощение
    в книгах, картинах,
    скульптурах и т.д.

    Социальные функции
    культуры:
    Познавательная: помогает получать знания о
    человеке и окружающем мире;
    Практическая: указывает на то, что культура
    служит целям преобразования природы, что
    осуществляется с помощью знаний и орудий
    труда и соответствующих навыков;
    Аксиологическая: К. являет собой
    «вместилище» ценностей, т.е. имеющих
    социальное значение продуктов духовнопрактической деятельности человека - идей,
    образов и идеалов, социальных норм,
    искусственных предметов.

    Социализирующая: указывает на особую
    роль культуры в формировании человеческого
    начала в человеке - высоких потребностей и
    благородных поступков. Без приобщения к
    культуре (к науке и искусству, традициям и
    нормам, опыту общества) нет и не может быть
    воспитанного и умелого человека.

    Исторические типы культуры
    Первый тип: культура «традиционного»
    общества (древние Египет, Китай, Индия;
    страны «третьего мира»)
    господство устойчивых, консервативных
    традиций и медленное накопление
    нововведений;
    невысокая степень практического
    вмешательства человека в природу;
    экономика основывается на экстенсивном
    производстве с низкой эффективностью;
    свобода индивида фактически отсутствует,
    подменена его зависимостью от «целого» в виде
    общины, коллектива или государства.

    Второй тип - культура «техногенного»
    общества.
    Динамичное развитие знаний и техники;
    активная предметная деятельность человека и
    его вторжение в природу, психология ее
    покорения;
    активная и целеустремленная деятельность как
    высшее предназначение человека;
    природа воспринимается как кладовая и
    мастерская, а человек в ней - умелый работник;
    Ч. рассматривается как кузнец собственного
    счастья и судьбы, творец «второй» природы
    (искусственной среды обитания), а знания - это
    его основная сила.

    Типы цивилизаций
    Первичные- выросшие непосредственно
    из первобытности и частично
    сохранившие черты доисторического
    периода,
    Вторичные- цивилизации, впитавшие в
    себя культуру предшествовавших
    цивилизаций
    Современные

    Цивилизации традиционные, монотонные,
    повторяющие культурный опыт.
    Цивилизации обновляющиеся,
    модернизирующиеся, вырабатывающие новый
    культурный опыт.
    Цивилизации срединные, в которых
    соединяются черты традиционности и
    обновления.
    Традиционализм характерен для народов
    Востока, модернизм - для народов Запада.
    Цивилизации монолитные, отгороженные от
    других цивилизаций, основанные на культуре
    одного народа.
    Цивилизации синтетические, соединяющие
    несколько цивилизаций, развивающие
    культуру группы народов.

    Цивилизации аграрные, материальной ценностью
    которых была обрабатываемая земля, а
    духовными ценностями - всё, что роднило
    людей с землей.
    Цивилизации индустриальные, материальной
    ценностью которых становится технический
    прогресс, всё, что уменьшает зависимость
    человека от природы.
    Цивилизации континентальные,
    привязывающие народ к географическому
    пространству.
    Цивилизации морские, океанические,
    открывающие народу новые географические
    пространства.
    Почти все цивилизации могут быть
    отнесены сразу к нескольким типам и
    существуют как бы в их пересечении.

    Столица уже давно умерла.
    Люди празднуют день рождения мёртвого города.
    Её уже никто не возродит....
    Нет цивилизации, везде царит деградация.
    Нет высших чинов, все люди равны.
    Человек - лишь малая часть огромного океана вселенной.
    Человечество тонет.
    Мы сами сотворим свой апокалипсис.
    Конец света произойдёт от наших же рук.
    Посмотри вокруг. Что ты видишь?
    Разлагающееся общество низших...
    В этом мире каждый сам за себя...
    Лишь объединившись, мы будем сильны.
    Мы думаем, что ничего не боимся.
    Но встретившись с самим собой, тогда лишь мы познаем истинный страх.
    Познаем сами себя.
    Эгоист - живёт для себя.
    Альтруист - живёт для другого.
    Я - живу со всеми и для всех.
    Люди! Очнитесь!
    Неужели вы хотите жить в мире возвышенного идиотизма?

    2 слайд

    Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».

    3 слайд

    Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация - это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чья цивилизацией не является, доклассовому и до государственному, до городскому и до гражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», - отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.

    4 слайд

    Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода - это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации - это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.

    5 слайд

    Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует как собственную преемственность во времени и пространстве, так и связь с другими цивилизациями. В отличие от формационного деления общества, связанного с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, цивилизационное деление связывается с особенностями культуры. Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация».

    6 слайд

    В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

    7 слайд

    Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры - не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры