Презентация ко дню рождения котеночкина. Художник Котёночкин Вячеслав Михайлович

Главная / Психология

Наиболее любимый из всех советских мультфильмов про отважного зайца и глупого волка. Волк и заяц стали одними из самых популярных мультипликационных персонажей во всем мире, а сериал «Ну, погоди!» с триумфом прокатился по всему миру. История мультфильма «Ну, погоди!» началась в далёком 1969 году, съёмки продолжались до 1986 года было снято 18 выпусков. А в 2005 году состоялась премьера 19-го выпуска, под руководством Алексея Котёночкина, сына Вячеслава Котёночкина, начинавшего историю мультфильма. Позже в свет вышел и 20-й выпуск. В сентябре 2005 года в Москве прошел костюмированный парад в честь возрождения мультсериала «Ну, погоди!». К сожалению по словам А.Котёночкина на 20-ом выпуске закончилась история про волка и зайца, и если мультфильм еще выйдет то это будет уже другая история…

Судьба мультфильма, как и всего гениального, начиналась не просто.

От проекта, «ну, погоди», отказывались один за другим режиссеры, согласился только режиссер Сокольский, однако этому мультфильму увидеть свет не посчастливилось. После первых набросок и образцов Сокольскому было настоятельно рекомендовано поменять образы зайца и волка, на более добрые и душевные, однако Сокольский после критики отказался от переделок и дальнейшей работы.

Казалось бы, ничто не спасет мультфильм от надвигающейся смерти, но в работу включается гениальный режиссер Вячеслав Котеночкин.

Он предлагает участвовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю. И работа началась!!! Закипела! Волка Котеночкин срисовывает с себя, на озвучку приглашает Высоцкого, но… Высоцкий «вне закона» и волк начинает говорить голосом Анатолия Папанова, как считают некоторые, в качестве компенсации Высоцкому в первый мультфильм включают его песню «Вертикаль». На роль Зайца без всяких проб берут Клару Румянову, и в 1969 году выходит первый выпуск мультфильма.

Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходят на экраны советских телевизоров на протяжении семнадцати лет . За эти годы к мультсериалу прочно присоединяется эпитет «народный». В.Котеночкин неоднократно рассказывал, что сериал был продолжен именно по настойчивым просьбам зрителей, как детей, так и взрослых: когда после 1973 года он объявил о завершении четвертой и последней серии, «Союзмультфильм» был завален мешками писем с просьбами и вариантами продолжения.

Мультфильм продолжили, но не надолго. Феликс Кандель - уезжает в Израиль, мультфильм закрывают. Канделя убрают из титров, а еще позже - заменяют фамилией «Камов». Проходит время, Папанов приходит в Кремль получать госнаграду, в кремле интересуются судьбой мультфильма и Подгорный, дает добро на продолжение, так мультфильм получает второе, а точнее третье рождение и выходит до 1986, общим количеством серий, 16.

В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты, рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004- Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.

Однако история мультфильма закончилась в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин.

Несмотря на почтенный возраст, «Ну, погоди!» до сих пор остается одним из самых лучших мультфильмов в отечественной анимации. Приключения Волка и Зайца с самого начала так полюбились детворе и взрослым, что вместо одного запланированного фильма его авторы - сценаристы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, режиссер Вячеслав Котеночкин и художник Святозар Русаков - за 26 лет совместной работы создали 18 серий!

Одна из составляющих успеха мультфильма - неподражаемые голоса артистов Анатолия Папанова и Клары Румяновой, озвучивших главных персонажей. Знаменитые песни тех лет, прозвучав в «Ну, погоди!», обретали еще большую популярность, а известный композитор Давид Тухманов, узнав, что в одной из серий звучит и его мелодия, высказал режиссеру Котеночкину «свою безграничную благодарность».

К сожалению, многих из тех, кто создавал «Ну, погоди!», уже нет. Один за другим ушли Анатолий Папанов, Клара Румянова, Вячеслав Котеночкин, Святозар Русаков, Аркадий Хайт. Оживить любимых персонажей казалось совершенно невозможным. Но не так давно появились еще две серии - 19-я и 20-я - знаменитого мультсериала. Их снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Сценарий к продолжению «Ну, погоди!» написали Феликс Камов и Александр Курляндский, неизменный автор всех 20 серий.

Сам Александр Ефимович утверждает, что работа над «Ну, погоди!», хоть и остается яркой страницей в его творческой биографии, никогда не была главной. Автор повестей, пьес, многочисленных эстрадных миниатюр, а также создатель мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Великолепный Гоша» и еще нескольких десятков, Александр Курляндский недавно закончил работу над новой книжкой.

«На творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?»

Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, - рассказывает Александр Ефимович. - Мы, авторы первого выпуска - Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно.

А вот благодаря кому или чему мультик имел такой ошеломляющий успех, не могу сказать и сейчас. Персонажей придумали художник Святозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Заслугой же сценаристов могу назвать разработку гэгов - анимационных трюков. Это была очень сложная, но интересная работа - смешно изобразить на экране то, что мы как эстрадные авторы до этого описывали словами.

«Ну, погоди!» стал нашим дебютом в мультипликации, и мы очень волновались за качество будущего мультфильма. Даже написав и отдав режиссеру сценарий, мы продолжали оставаться в процессе: и на стадии раскадровки, и на озвучивании, и на монтаже.

У нас с самого начала было такое правило: то, что придумано во время работы за общим столом, - придумано всеми. Мы искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»... Но, насколько я помню, точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»

Кроме нас с Аркадием Хайтом, был еще Феликс Камов, соавтор и друг Эдуарда Успенского. Когда-то мы вместе писали программу для популярного в те годы эстрадного дуэта Александра Лившица и Александра Левенбука, сочиняли эстрадные номера, спектакли, мюзиклы, радиоспектакли...

Позже именно Эдуард Успенский пригласил всех нас - Хайта, Камова и меня - поработать на студии «Союзмультфильм». Там однажды попросили: «Придумайте что-то смешное». Мы сели и вчетвером придумали «Ну, погоди!». Правда, в таком составе работали не всегда: Эдуард Успенский оставался с нами только на первых порах.

Долго вынашивали идею мультфильма?

Почти сразу была придумана главная идея - фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решилось в долгих спорах. Мы перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом - лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Сначала это был коротенький сюжет для мультипликационного сериала «Веселая карусель», где Волк и Заяц совсем другие, в другой изобразительной манере. Сюжет понравился руководству «Союзмультфильма», и нам предложили написать сценарий к десятиминутному мультику. Когда мы его написали и стали предлагать режиссерам, все они отказывались. Один Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»

(От том, как придумывались образы Волка и Зайца, сам Вячеслав Котеночкин рассказывал в одном из своих последних интервью (газете «СК-Новости»): «Заяц у меня сразу получился - с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».)

В то время в отечественной анимации было мало смешного, а наш фильм был набит трюками. Волк-недотепа вызывал у зрителей смех, - продолжает Александр Курляндский. - Он без конца попадал в комические ситуации, причем по своей же вине. Кстати, на творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?» Какое-то время я пытался им объяснить, что Волк никогда не съест Зайца, потому что это два клоуна, которые нас развлекают. Мультипликационный Волк, в отличие от настоящего волка, ходит на двух ногах, курит, ездит на мотоцикле. Он почти что человек, а не животное. Наконец, чтобы показать детям эту разницу, я написал книгу «Двое на одного, или «Ну, погодите», где я ввел в сюжет настоящего волка. Такому как раз ничего не стоит слопать нашего Зайца. В конце концов, в книге «мультипликационный» Волк сам же Зайца и спасает.

Вы же придумали и массу новых сюжетов, связанных с этими персонажами. Например, у Волка и Зайца появились родители!

Идею, чтобы у Волка и Зайца появилась семья, я вынашивал давно. По замыслу, родители Зайца со всех сторон положительные. У Волка же все наоборот. Зато дети у главных героев - это перевертыши: у Волка сын отличник, а у Зайца - хулиганистый панк. Эту идею я и Алексей Котеночкин (сын режиссера Вячеслава Котеночкина) воплощаем в детском журнале «Ну, погоди!», и она очень нравится детворе.

«После замечания председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, что ему мультфильм нравится, «Ну, погоди!» опять запустили в работу».

Создавая новые серии мультфильма, не боялись сравнения с «оригиналом»?

Я как автор, конечно, рисковал своей репутацией и понимал, что новые серии будут сравнивать со старыми. Сюжет девятнадцатой серии разворачивается на пляже. Но пляж вполне современный и узнаваемый. С парашютами, катерами, аквагорками... Не такой, как был в самой первой серии. Это может быть и отечественный курорт, и берега Турции, где тоже отдыхают наши граждане. Зритель вновь встречается с уже знакомыми персонажами - потешной Свиньей в оригинальном тройном купальнике и Бегемотом, от которого Волку всегда достается. Музыка, которую написал Андрей Державин (участник группы «Машина времени»), еще больше подчеркивает комичность происходящего. Двадцатый выпуск мы условно назвали «Шесть соток» - каждому понятно, что события происходят на дачном участке.

Если говорить о технической стороне, то качество новых серий (особенно звук) на порядок выше. Насколько это смешно? В Чехии, где демонстрировались новые серии «Ну, погоди!», их наградили призом зрительских симпатий. Были призы и на других фестивалях. Так что не только я считаю, что продолжение мультфильма получилось удачным.

Правда, что «Ну, погоди!» закрывали?

Папанов, конечно, озвучил Волка гениально.. Вы, наверное, знаете, что даже после смерти Анатолия Папанова его голос звучал еще в двух выпусках «Ну, погоди!» - на студии каким-то чудом сохранились записи дублей и пробы. Но в 19-й и 20-й сериях мы предложили озвучить Волка артисту театра «Кривое зеркало» Игорю Христенко. Никто не ставил перед ним задачу пародировать голос Папанова. Ему надо было сыграть Папанова. И если смотреть без предубеждения, то считаю, что у Игоря хорошо получилось.

Интервью с А.Курлянским

Судьба мультфильма «Ну, погоди!» в какой-то мере отражает то, что происходило в стране в течение нескольких десятков лет: один из авторов - Феликс Кандель (Камов) - в 70-е годы долго находился в отказе, потом эмигрировал, из-за чего его фамилия была вырезана из титров, а съемки мультфильма прекратились. Уже после перестройки эмигрировал и второй, ныне покойный, соавтор - Аркадий Хайт - в Германию. В последние 10 лет не было денег на съемки продолжения мультфильма. В итоге «Ну, погоди!», который в советские годы финансировало государство и любило политбюро, сейчас оплатила известная сеть универмагов.

Не только то, что происходило с фильмом, но и сам фильм характеризует время, - говорит Александр Курляндский, - шлягеры тех лет, которые мы используем, место действия, предметы, служащие нам для создания трюковой ситуации… Сейчас уже нет ни «чертова колеса» в парке, ни песен Магомаева. В какой-то степени этот фильм социальный и исторический. Он отражает ту эпоху. Так же, как новые серии будут отражать это время.

А как эти 36 лет сказались на вас?

Настроить себя сегодняшнего на придумывание смешного, намного сложнее, чем 30 лет назад. А моему, приехавшему из Израиля, соавтору Феликсу Камову, наверное, еще труднее, он занимается сейчас совсем другим - вон у меня на полке стоит многотомная история еврейского народа, автором которой он является. Но когда мы встретились, мы снова почувствовали себя молодыми.

Неужели за последние лет 10 не было желающих профинансировать «Ну, погоди!»?

Не было. Делать мультфильм - занятие довольно дорогое. Это ручная работа. Мультфильм, который состоит из одной части, практически не окупается. Надо создавать либо серию, либо полнометражный фильм. Кроме того, существовал естественный скептицизм: «Ну, погоди!» не выходил столько лет, может, и не надо - вдруг не получится? Но я сейчас спокоен: видел фильм и знаю, что он получился.

За время многолетнего перерыва в съемках мультфильма у вас в одной из книжек к известным героям добавился второй волк. Для чего?

Ребята меня часто спрашивали на встречах: «Когда же Волк съест Зайца?» Я объяснял, что он не может его съесть, потому что наш Волк - не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы. Чтобы показать разницу, я придумал другого волка, настоящего, из сказки, который действительно может съесть зайца. И в этой книжке наш «нупогодишный» Волк спасает Зайца от зоологического Волка. Вообще в литературе, в отличие от мультфильма, надо объяснять, почему Волк гоняется за Зайцем. И там у меня конфликт - чисто социальный: Заяц - чистенький, мама у него - воспитательница, отец - врач, а Волк - люмпен из подворотни.

Это станет сюжетом нового мультфильма?

Пока не станет. А в дальнейшем - посмотрим.

Лучшее из того, что вы создали за эти 36 лет, вошло сейчас в том из серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века» («ЭКСМО»), презентация которого тоже состоится в сентябре. На обложке книги есть Волк и Заяц, но почему там нет литературной записи мультфильмов?

Мне порой бывает сложно: меня знают в основном как автора «Ну, погоди!». Немногие, например, берут на себя риск поставить мою пьесу или напечатать взрослую повесть. Не так давно вышла моя книжка «Чуки-Куки», которая была хорошо встречена рецензентами, но она лежала два года - ее не публиковали. Когда одну из своих повестей я принес в «Новый мир», там это вызвало иронические улыбки: «Курляндский пришел! Принес повесть!» Иногда друзья-писатели или режиссеры рассказывают какую-то историю и говорят: «Дарю! Сделай из нее мультик». А самим это вроде бы - ниже их достоинства. И они не понимают, что сделать мультипликационное кино - задача очень сложная и для этого нужно определенное качество извилин. Ведь была возможность заказать эти две серии другим авторам, но обратились к нам. Работая вместе с составителем «Антологии» Юрием Кушаком над книгой, я включил в нее рассказы, повести, пьесы - чтобы она дала обо мне более полное представление. Популярность «Ну, погоди!» хороша, но порой она даже мешает.

Вячеслав Михайлович Котёночкин (20 июня 1927 — 20 ноября 2000 ), величайший советский режиссёр, художник и аниматор . Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР ( 1987 ). Лауреат Государственной премии СССР ( 1988 ).

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны учился в артиллерийской школе.

Увлечение рисованием — и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» — привели Котёночкина на студию «Союзмультфильм». В 1947 году окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года — режиссёр.

Принимал участие в создании более 80-ти картин. Увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов. Как режиссёр часто снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», делал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель » и «Всё для вас ».

Большую популярность заслужил у зрителей мультфильм «Лягушка-путешественница» (1965), однако слава пришла к Котёночкину после создания мультфильма «Ну, погоди!» (1969). Приключения Волка и Зайца пользовались огромной любовью зрителей, и по многочисленным просьбам и взрослых, и детей создатели сериала не раз снимали новые серии.

В 1988 году Вячеслав Котёночкин был удостоен Государственной премии СССР. В 1999 году вышла книга воспоминаний прославленного режиссёра-мультипликатора «Ну, Котёночкин, погоди!».

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения

Роберта Рождественского.

Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начал писать стихи (первые напечатаны в 1950). Оставляет университет ради Литературного института им. М.Горького (окончил в 1956). За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов "Флаги весны" (1955) и "Испытание" (1956); напечатал поэму "Моя любовь" (1955). Затем последовали другие поэтические сборники: "Дрейфующий проспект" (1959); "Ровеснику" и "Необитаемые острова" (1962); "Радиус действия" (1965); "Посвящение" (1970); "За двадцать лет" (1973) и др. В 1971 выходит книга путевых очерков "И не кончается земля". В 1980-е выходит ряд его поэтических сборников: "Голос города", "Семь поэм", "Выбор", "Стихи, баллады, песни", "Друзьям", "Возраст" и др. В 1990-е опубликовал сборники стихов "Бессонница" (1991), "Пересечение" (1992), стихи для детей - "Алешкины мысли" (1991). Умер Роберт Рождественский 20 марта 1994. После смерти поэта вышел сборник "Последние стихи Роберта Рождественского".

Знакомство детей старшей группы с творчеством Вячеслава Котёночкина советского режиссёра-мультипликатора, художника и художника-мультипликатора.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Котёночкин,

Вячеслав_Михайлович

Програмное содержание:

Современной эффективной технологией, которая способствует рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей является анимационная технология.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

Цели и задачи:

Формировать умение отражать в речи эмоциональное (зрительное и звуковое) восприятие анимационных фильмов.

Воспитывать внимательного зрителя: умение видеть, слышать, сопереживать, восхищаться, радоваться, удивляться.

Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми.

Воспитывать уважение к работе друг друга, дружелюбие при составлении общих композиций.

Воспитывать чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству.

Развивать художественные, актерские способности.

Развивать речевой и музыкальный слух.

Развивать чувство цвета, ритма, динамики в рисунке.

Развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику руки.

Формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом при выполнении заданий, требующих совместных действий.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературный текст и на музыку.

Оборудование:

Кинопроэктор, экран. Презентация. Мультфильм «Лягушка путешевственица», «Ну-погоди!» Костюм зайца. Костюм волка.

Для учебной деятельности по рисованию используется разнообразный художественный материал: бумага разного формата, кисти беличьи и щетинные, гуашь, акварель, тушь, фломастеры, графитные и восковые карандаши и др., всё,что находятся в свободном для детей доступе.

Ход занятия:

(воспитатель)

Ребята, кто из вас любит смотреть мультфильмы?

А как вы думаете сложно создать мультфильм?

Что для этого нужно?

Сегодня мы познакомим вас с Котёночкин Вячеслав Михайлович это режиссёр, художник, мультипликатор. Создатель мультфильмов для детей.

Это легендарный режиссер «Союзмультфильма» Вячеслав Котеночкин. Благодаря ему на экране оживали герои «Аленького цветочка», «Золотой антилопы», «Лягушка -путешественница» и многие другие. Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей. 20 июня 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения художника-мультипликатора и режиссера-постановщика Вячеслава Михайловича Котеночкина. Именно он является автором культового мультсериала про Волка и Зайца «Ну, погоди!», вошедшего в пятёрку лучших советских и российских фильмов.

У него было много правительственных наград, званий, но больше всего он гордился Орденом Улыбки, который ему в конце 1980-х годов вручили польские дети.

Ой! Кто это к нам пришёл? Да это сам заяц из мультфильма! Посмотрите, какой он смешной!

Здравствуйте ребята, я пришёл к вам прямо из мультфильма, созданного Вячеславом Катёночкеным. Вот я какой замечательный, меня сначала нарисовали в разных движениях, а потом изображение сняли на камеру. Если быстро менять изображение рисунка одного персонажа, с помощью камеры, то кажется, что он движется.

Вот так и оживают герои наших мультфильмов. Но это очень сложный процесс. Персонажей нужно рисовать в разном движении, а потом подбирать им соответствующее выражение лица или мордочки. Нужно чтобы всё соответствовало: обстановка, где герои находятся и конечно одежда героев должна быть по погоде и по необходимому случаю.

Ребята, скажите из какого я мультфильма? (Ну-погоди)

От кого я всё время убегаю, по сценарию мультфильма? (От волка).

А давайте мы с вами тоже поиграем в интересную игру.

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают и разбегаются. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Игра проводится 2-3 раза.

Как мы с вами здорово поиграли, а теперь я предлагаю вам посмотреть презентацию о моём любимом Вячеславе Котёночкене. Вы поймёте, какой это талантливый режисёр- мультипликатор.

https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/07/02/kotenochkin.ppt

А потом мы посмотрим мои любимые мультфильмы: «Лягушка путешественница»

http://mults.info/mults/?id=972

И « Ну – погоди!» выпуск №1

http://nu-pogodi-online.su

Вам понравились мультфильмы ребята? Это мои самые любимые, Правда, в «Ну-погоди» ещё много серий, но я вам даю домашнее задание, просмотрите их сами, дома.

А мы с вами возвращаемся в группу. У нас впереди ещё одно интересное занятие. Я приглашаю вас за столы, где накрыты различные художественные принадлежности. Выберете, что вам понадобится для рисования. Нарисуйте персонажа, который вам больше всего понравился. Мне будет очень приятно, если вы подарите мне свои рисунки в память о нашей встрече.

После просмотренных мультфильмов детям предлагается зарисовать любимых героев.

Мы поиграем в мультипликаторов, создадим свой неподражаемый образ сказочного героя.

Заключение: Таким образом, мультипликация, как средство всестороннего развития ребёнка имеет социально-значимый характер. Специфика данной деятельности предполагает активное сотворчество взрослого и ребёнка, которые сближаются в стремлении к достижению единой цели – реализации творческого замысла, создании продукта, выполненного по критериям добра и красоты и получении эмоционального отклика зрителей.

Разработали: воспитатели группы №1 Варфоломеева Мария Алексеевна и

Родионова Наталия Михайловна.

Котёночкин Вячеслав Михайлович (1927 - 2000)

Котёночкин Вячеслав Михайлович - советский режиссёр, художник и аниматор. Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.

Один из самых известных и любимых режиссёров анимационного кино, создатель кинохита « » Постановщик озорных, насыщенных динамикой и юмором фильмов «Межа», «Он попался», «Попался, который кусался», «Старая пластинка», «Котёнок с улицы Лизюкова» начинал как художник-аниматор, работал с ведущими режиссёрами «Союзмультфильма» 1940-50-х годов, был одним из самых плодовитых мультипликаторов студии, и принял участие в создании более 80 картин. Он увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов, мастер танцевальных сцен. Как режиссёр снял большое количество сюжетов для киножурнала «Фитиль», делал анимационные вставки для художественных фильмов «Стряпуха», «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».

Cерия фильмов « » принесла Вячеславу Котёночкину славу не только в СССР, но и практически во всех социалистических странах. В Болгарии появилось кафе «Ну, погоди!», а польские дети в 1985 году присудили Котёночкину самую высокую награду, о которой мечтает каждый режиссёр детских фильмов - «Орден улыбки».

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. Одно из самых ярких воспоминаний его детства – новогодняя ёлка в Колонном зале, где показывали мультфильмы. Тогда он увидел их впервые. Нельзя сказать, что в тот же миг он принял решение посвятить свою жизнь анимации, но след в душе это событие оставило.

Котёночкин рано остался без отца – отец его умер от туберкулёза перед самой войной.

Как и многие мальчишки, Слава мечтал оказаться на фронте, и поступил в артиллерийское училище. Там он приобрёл военную специальность, и друзей на всю жизнь. А ещё научился играть на маленькой трубе под названием «корнет-а-пистон».

Война закончилась раньше, чем закончилась учёба в училище. Надо было устраивать свою жизнь. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора. Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что его новый знакомый когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм».

Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его приняли, и, что самое главное, он закончил эти курсы. Не всем принятым художникам это удалось – слишком специфическая это профессия – художник-мультипликатор. Кроме того, что надо отлично рисовать, надо чувствовать движение, обладать актёрским талантом, быть музыкальным…

Началась работа на Студии. Котёночкин участвовал как мультипликатор в огромном количестве фильмов, работал с разными выдающимися режиссёрами, классиками советской анимации, учился у них.

В начале 1960-х годов Котёночкин пробует себя в качестве режиссёра. Дебют был удачным – один из первых его фильмов – «Следы на асфальте», получает серебряную медаль на фестивале в Будапеште.

А в 1968 году выходит первая серия « ». Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён.

Параллельно с «Ну, погоди!» Котёночкин создал ещё несколько замечательных фильмов. Персонажам одного из них – «Котёнок с улицы Лизюкова» даже установлен памятник. В Воронеже, на улице Лизюкова – там, где разворачиваются события фильма.

Вячеслав Ктёночкин мечтал когда-нибудь создать большой, полнометражный фильм, и в конце 1980-х, начале 1990-х годов началась работа над «Русланом и Людмилой». Совместно с замечательным художником Геннадием Новожиловым была проделана огромная подготовительная работа. Но времена были тяжёлые, и проект не состоялся. Жаль.

Но и того, что сделано, хватило бы и на две жизни. Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей.

У него было много правительственных наград, званий, но больше всего он гордился Орденом Улыбки, который ему в конце 1980-х годов вручили польские дети.

О Вячеславе Котёночкине была подготовлена телевизионная передача из цикла "Как уходили кумиры".

По материалам сайта chtoby-pomnili.com

Любой ребенок эпохи СССР помнит самые популярные и известные мультфильмы тех времен: «Ну, погоди!», «Котенок с улицы Лизюкова», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и многие другие. Эти добрые, веселые, моментами озорные герои и их приключения появились благодаря советскому мультипликатору Вячеславу Михайловичу Котеночкину.

Вячеслав Котеночкин родился 20 июня 1927 года. Окончил курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм» и остался там работать. Его талант, мастерство и способности чувствовать помогали Котеночкину создавать красивые и качественные мультфильмы, которые быстро приобретали популярность. За время своей творческой деятельности Вячеслав стал создателем более 80 картин, популярность которых остается актуальной и в наши дни.

1) Аленький цветочек (1952)

Известная всеми сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» легла в основу одноименного мультфильма, созданного рукой Котеночкина. История повествует о купце Степане Емельяновиче и его дочерях, которые просят им привезти желанные подарки. Мультфильм был создан в самых интересных условиях: для создания образов «живых, настоящих» людей использовали заснятые на пленку сцены живых актеров. Далее, спроецированные на специальный экран сцены, переводились на бумагу контурной линией, а переведенное изображение вписывалось в графический образ. Такому методу работы дали название «эклер». «Аленький цветочек» стал точным и тщательным примером данной обработки мультипликационных фильмов. Мультфильм получил много хороших отзывов и положительных оценок.

2) Ну, погоди! (с 1969)

Кто не знает мультипликационную историю о том, как Волк многочисленными способами пытается поймать Зайца? Любимая детьми и взрослыми история о бесконечной погони Волка стала культовой и легендарной, а также принесла много славы ее создателям. Сюжет мультфильма пришел в голову Вячеславу Котеночкину, который и стал его режиссером, а художник Светозар Русаков и авторы сценариев Аркадий Хайт с Александром Курляндским помогли ему воплотить в жизнь самые веселые приключения Волка и Зайца. Запоминающиеся голоса главным героям подарили Анатолий Папанов и Клара Румянова, хотя изначально Котеночкин хотел, чтобы Волка озвучил Владимир Высоцкий. Но худсовет не принял данное желание режиссера, так как Высоцкий в то время находился под запретом.


Интересно, что изначально Котеночкин задумывал всего лишь одну серию мультфильма, но зрители выразили большой интерес к новой картине и очень просили продолжения. Таким образом, при Вячеславе Котеночкине было снято 18 «золотых» серий, после чего наступил долгий перерыв. В 2005 и 2006 году было выпущено еще две серии «Ну, погоди!», режиссером которых стал сын Котеночкина, Алексей. На протяжении стольких лет мультфильм и его персонажи не потеряли популярности: пилотные серии продолжаются по телевизору, создаются компьютерные игры, выпускаются марки и юбилейные монеты.

3) Котенок с улицы Лизюкова (1988)


Веселый и озорной мультфильм, который рассказывает детям о путешествии котенка Василия в Африку и его превращении в бегемота. Саму историю про котенка придумал писатель Виталий Злотников, а Вячеслав Котеночкин воплотил интересную идею в мультипликационный фильм. Мультфильм имел большую популярность, а в 2003 году в Воронеже, на улице Лизюкова установили памятник мультяшному персонажу. Место для памятника выбрали в людном месте, где не только жители Воронежа, но и его гости могут любоваться персонажем любимого мультфильма.

Римма Бадыкшанова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры