Презентация на тему " Изложение "Спасённый сад"". Изложение: Вишневый сад Спасенный сад

Главная / Психология

Чехов: "Вишневый сад"

Действие 1

Комната, которая до сих пор называется детской. Лопахин и Дуняша ждут, когда со станции приедут Раневская и все, кто поехал ее встречать. Лопахин вспоминает, как Раневская жалела его в детстве (Лопахин - сын крепостного Раневской). Лопахин упрекает Дуняшу за то, что та ведет себя как барышня. Появляется.Епиходов. Войдя, он роняет букет. Епиходов жалуется Лопахину, что с ним каждый день случается какое-нибудь несчастье. Епиходов уходит. Дуняша сообщает, что Епиходов сделал ей предложение. К дому подъезжают два экипажа. Появляются Раневская, Аня, Шарлотта, Варя, Гаев, Симеонов-Пищик. Раневская восторгается детской, говорит, что чувствует себя здесь ребенком. Оставшись наедине с Варей, Аня рассказывает ей о своей поездке в Париж: «Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно... Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. Шарлотта тоже. Яша тоже требует себе порцию...» Аня интересуется, сделал ли Лопахин предложение Варе. Та отрицательно качает головой, говорит, что ничего у них не выйдет, сообщает сестре, что в августе будут продавать имение, а самой ей хотелось бы ходить по святым местам. Дуняша заигрывает с Яшей, тот старается казаться заграничным франтом. Появляются Раневская, Гаев и Симеонов-Пищик. Гаев руками и туловищем делает движения, как будто играет на бильярде («От шара направо в угол», «От двух бортов в середину»). Раневская радуется, что Фирс еще жив, узнает обстановку: «Шкапик мой родной! (целует шкап)». Перед отъездом Лопахин напоминает хозяевам, что их имение продается за долги, и предлагает выход: разбить землю на дачные участки и отдавать их в аренду. Однако для этого понадобится вырубить старый вишневый сад Гаев и Раневская не понимают смысла проекта Лопахина, отказываются последовать его разумному совету под предлогом того, что их сад упоминается в «Энциклопедическом словаре». Варя приносит Раневской две телеграммы из Парижа, та рвет их, не прочитав Гаев произносит напыщенную речь, обращенную к шкапу: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Повисает неловкая пауза. Пищик принимает горсть пилюль, предназначенных Раневской. Он то пытается занять у хозяев 240 рублей, то засыпает, то просыпается, то бормочет, что его дочь Дашенька выиграет 200 тысяч по билету. Появляется Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской, утонувшего несколько лет назад. Его называют «облезлым барином» и «вечным студентом». Варя просит Яшу повидаться с матерью, которая со вчерашнего дня ждет его в людской. Яша: «Очень нужно». Гаев заявляет, что есть много путей получить деньги, чтобы оплатить долги. «Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини». Тетка очень богата, но племянников она не любит: Раневская вышла замуж не за дворянина и вела себя не добродетельно. О себе Гаев говорит, что он - человек восьмидесятых годов, за убеждения ему досталось в жизни, но он знает мужиков и они его любят. Варя делится с сестрой своими проблемами: она ведет все хозяйство, старательно поддерживает порядок и на всем экономит. Уставшая с дороги Аня засыпает.

Действие 2

Поле, старая часовенка, старая скамья. Шарлотта рассказывает о себе: у нее нет паспорта, она не знает своего возраста, ее родители были циркачами, после смерти родителей одна немка выучила ее на гувернантку. Епиходов напевает романсы под гитару, рисуется перед Дуняшей. Та старается понравиться Яше. Входят Раневская, Гаев и Лопахин, который по-прежнему убеждает Раневскую отдать землю под дачи. Ни Раневская, ни Гаев не слышат его слов. Раневская жалеет о том, что тратит много и бессмысленно: ездит завтракать в дрянной ресторан, много ест и пьет, много дает на чай. Яша заявляет, что не может без смеха слышать голоса Гаева. Лопахин пытается докричаться до Раневской, напоминая о торгах. Однако брат и сестра утверждают, что «дачи и дачники - это так пошло». Сама Раневская чувствует себя неуютно («Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»). Муж Раневской умер «от шампанского». Она сошлась с другим, уехала с ним за границу, три года ухаживала за предметом своей страсти, когда он заболел. В конце концов он бросил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская вернулась в Россию к дочери. В ответ на разумные предложения Лопахина она пытается склонить его к разговору о женитьбе на Варе. Появляется Фирс с пальто Гаева. Фирс считает освобождение крестьян несчастьем («Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего»). Входит Трофимов, который возобновляет с Гаевым и Раневской вчерашний разговор о «гордом человеке»: «Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать... У нас, в России работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно... Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют... все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим». Лопахин возражает ему, что сам он работает с утра до вечера. Он согласен, что на свете мало честных, порядочных людей («Я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные леса, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами»). Гаев напыщенно декламирует - монолог, обращенный к матери-природе. Его просят помолчать. Все собравшиеся постоянно произносят отрывочные фразы, никак не связанные между собой. Прохожий просит подаяние, и Раневская дает ему золотой. Варя в отчаянии пытается уйти. Раневская хочет ее удержать, сообщая, что просватала ее за Лопахина. Аня остается наедине с Трофимовым. Тот радостно уверяет ее, что они выше любви, зовет девушку вперед. «Вся Россия - наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше, и теперь Живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы Живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали, по крайней мере, лет на Двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Петя призывает Аню бросить в колодец ключи от хозяйства и быть свободной, как ветер.

Действие 3

Бал в доме Раневской. Шарлотта показывает карточные фокусы. Пищик ищет, у кого бы занять денег. Раневская говорит, что бал затеяли некстати. Гаев уехал на торги, чтобы купить имение по доверенности тетки на ее имя. Раневская настойчиво требует от Вари выходить за Лопахина. Варя отвечает, что не может сама делать ему предложение, а он или молчит, или шутит, и все богатеет. Яша весело сообщает, что Епиходов сломал бильярдный кий. Раневская призывает Трофимова окончить учебу, делится с ним своими сомнениями относительно отъезда в Париж: любовник забрасывает ее телеграммами. Она уже забыла, что он обобрал ее, и не желает, чтобы ей об этом напоминали. В ответ на упреки Трофимова в непоследовательности она советует ему завести любовницу. Варя выгоняет Епиходова. Возвращается Гаев, плачет, жалуется, что ничего не ел весь день и сильно страдал. Выясняется, что имение продано и купил его Лопахин. Лопахин горд, что купил имение, «прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами... Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!» Аня утешает плачущую Раневскую, убеждает, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу».

Действие 4

Отъезжающие собирают вещи. Прощаясь с мужиками, Раневская отдает им свой кошелек. Лопахин собирается в Харьков («Я все болтался с вами, замучился без дела»). Лопахин пытается дать Трофимову в долг, тот отказывается: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Лопахин сообщает, что Гаев принял место служащего в банке, но сомневается, что тот долго задержится на новом месте. Раневская беспокоится, отправили ли больного Фирса в больницу, и устраивает Варе и Лопахину объяснение наедине. Варя сообщает Лопахину, что она нанялась в экономки. Лопахин так и не делает предложения. Прощаясь с Аней, Раневская говорит, что уезжает в Париж, где будет жить на деньги, присланные ярославской теткой. Аня планирует выдержать экзамен в гимназии, потом работать, помогать матери и читать вместе с ней книги. Шарлотта просит Лопахина подыскать ей новое место. Гаев: «Все нас бросают. Варя уходит... Мы стали вдруг не нужны». Неожиданно появляется Пищик, который раздает присутствующим долги. Англичане обнаружили на его земле белую глину, и он сдал ям землю в аренду. Оставшись одни, Гаев и Раневская прощаются с домом и садом. Издалека их зовут Аня и Трофимов. Хозяева уезжают, запирают двери на ключ. Появляется Фирс, которого забыли в доме. Он болен. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Тема: «Урок развития речи. Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

Цели урока:

    Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

    Развивать умения и навыки анализа текста.

    Через вариативность приёмов анализа текста помочь ученикам овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанье, говорение, чтение, письмо).

    Формировать позитивную жизненную позицию (доброту, неравнодушие, не причинения зла).

    Работать над речевым оформлением текста.

    Формировать орфографические навыки учащихся.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

    Вступительное слово о писателе.

В своём рассказе К. Паустовский рассказал нам историю из жизни замечательного писателя А.П. Гайдара.

Имя писателя Гайдара знают в нашей стране и взрослые, и дети. Они считают его своим другом. Удивительна судьба этого человека: много в ней необычного, запоминающегося, достойного нашего уважения.

В Гражданскую войну Гайдару было 13 лет. Аркадий ушёл на фронт. А в 16 лет он командовал полком и отважно борется за народное дело. Много чудесного было и потом в жизни ставшего писателем А.П. Гайдара. Он поддерживал новой детское движение и даже написал о неё книгу «Тимур и его команда», а когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт добровольцем и геройски погиб в начале войны, зимой 1941 года, предупредив своих товарищей о близком враге, и о смертельной опасности.

Больше жизни А. Гайдар любил свою страну, а потому в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей.

    Знакомство с текстом.

Вы внимательно послушайте текст и подумайте:

Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

Чему он хотел нас научить на примере жизни Гайдара?

Чтение текста учителем.

    Вопросы по содержанию.

Вас взволновал рассказ?

Был ли момент в рассказе, где вы особенно сильно переживали?

За кого или за что вы переживали?

Что было важно в этот момент для Гайдара?

Какие качества проявил Гайдар в эту минуту (решительность, смелость, организованность, собранность, неравнодушие, бережное отношение ко всему живому).

Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

Чему он хотел нас научить?

6. Комплексный анализ текста.

Какой это тип текста? (повествование).

Почему? (можно спросить «что случилось»).

Определить тему текста. (Тема – это то, о чём говориться в тексте. «Случай из жизни Гайдара»).

Основная мысль текста. (Бережное отношение ко всему живому).

Какие части мы определили в тексте? (Вступление, основную и заключение).

На сколько абзацев разбит тест?

7. Составление плана и анализ текста.

Поработаем над содержанием 1 абзаца.

Прочитаем 1 абзац.

С какого слова начинается текст? (весной).

Ребята, автор не случайно начинает текст со слов «весной». Он хотел рассказать о том, что была весна – прекрасная пора, когда вокруг всё оживает, зацветает и благоухает, радуя глаз яркими красками, цветами. Весной человек особенно расположен к мечтам, мир вокруг кажется безоблачными и прекрасным.

Гайдар отдыхал в Ялте. Как вы помните это слово «отдыхал» (отдыхал – значит проводил время спокойно и без мятежно, строил планы на будущее, обдумывал новые произведения).

Для отдыха Гайдар выбрал Ялту. Это особенный, прекрасный город – курорт. Расположен он на побережье Чёрного моря и поход на сад.

И вот однажды …

Каково назначение этого наречия. Почему точно и конкретно не назван день, время?

(Не важно, в какой день это было и в какое время дня. Важно, что Гайдар поступал так всегда).

Писатель шёл по пустынной улице …

Объясни смысл этого эпитета.

(Никого нет, тишина, кажется ничто не нарушает тишину).

Найдите в тексте это слово, как орфограмма выделена: Вдруг.

Подберите синонимы к этому слову (внезапно, неожиданно, стремительно, нежданно-негаданно).

Расслышал ли слова людей Гайдар?

Понял ли по их крикам, что произошло?

(Нет. Но ни минуты не колебался писатель. Он почувствовал, что нужен кому-то и ринулся на помощь.)

Какие качества характера проявил Гайдар в эту минуту?

(Решительность, организованность, собранность, смелость, неравнодушие.)

Как вы понимаете выражение, вырвало кран.

(Сорвало, сломало, выбило, оторвало.)

Почему из ряда синонимов использовали это слово.

Кто виноват в этом?

(Виноват человек, когда он не чувствует ответственности за то, что делает. Всегда так бывает «Сделано наспех – сделано на смех» гласит русская пословица. И вот плачевный результат, грозящий бедой.)

Прочитайте слово водопроводный по слогам.

(Это сложное слово состоит из 2-х корней.)

От каких слов оно образованно.

Прочитай последнее предложение в первом абзаце и назовите, какие глаголы подобрал автор, чтобы передать силу воды, опасность, которую она несёт.

(Била, вымывала, могла уничтожить.)

Чем они являются в предложении?

(Однородными членами предложения.)

Как на письме мы отделяем однородные члены предложения?

Прочитайте ещё раз это предложение с выражением, делая логические ударения на эти глаголы, выбери нужный тон, темп.

А почему сад мог погибнуть от воды?

(Вымывало землю.)

Подберите синоним к слову вымывало.

Изменился бы смысл предложения, если бы автор написал бежала вода, текла, а не сильная струя (объяснить смысл).

(Большой силы напор воды.)

Прочитайте ещё раз этот абзац и выбери ключевые слова, которые отражают тему текста.

Определите основную мысль этой части и озаглавьте.

    Происшествие в городском саду.

Пересказать абзац.

    Чтение второго абзаца.

Как Гайдару удалось остановить воду?

Прочитайте первое предложение.

Выбери из предложения глаголы, передающие действия Гайдара?

(Подбежал, зажал.)

Писатель сразу принял решение: нужно остановить беду как можно быстрее.

На что похожа струя большой силы?

(На неудержимый горный поток.)

Выбери из этой части, какие слова передают состояние наивысшего напряжения сил Гайдара?

Выборочное чтение.

Прочитайте в нужной последовательности.

(Сдерживал из последних сил, было больно, почернел, стиснул зубы.)

Прочитайте и найдите эпитет мощное давление.

Объясни смысл (очень сильное давление, напор).

Почему из ряда синонимов именно это слово использовано в тексте.

(Трудно, очень трудно было А.П. Гайдару удерживать поток воды. Трудно и больно.)

Отпустил ли писатель?

Пожалел ли себя?

(Это был необыкновенный человек, мужественный и гуманный.)

О ком и о чём он думал в этот момент?

(О людях, об их спокойствии и благополучии.)

Когда человека думает не о себе, а о других ребятах, это качество его широкой натуры, души называется?

(Самопожертвование, самоотверженность.)

Именно такими людьми славится наша Россия.

Прочитайте последнее предложение с выражением, делая логическое ударение на слова, характеризующих наивысшее напряжение сил Гайдара.

Объясните постановку запятых.

Обратите внимание на запятую перед союзом пока. Это сложное предложение.

Определите основную мысль этой части и озаглавь.

    Поступок.

    Чтение третьего абзаца .

Прочитайте 3 абзац.

Вспомните мой рассказ о писателе, удивительная, чудесная жизнь замечательного человека.

Прекрасное настроение было у Гайдара, совершившего настоящий поступок.

(Настроение – подобрать синоним.)

То, что происходит сейчас с Гайдаром, называется прекрасным словом гармония.

Хорошо, спокойно вокруг. Хорошо, спокойно на душе у писателя. Может это и есть счастье, ребята?

Как назван сад, спасённый Гайдаром?

(Чудный сад.)

В толковом словаре находим объяснение слов:

чудесный - являющийся чудом, волшебный;

чудный – дивный, вызывающий удивление, прекрасный, исполненный красоты, прелести.

Назовите родственные слова (чудесный).

Как точнее? Как правильно?

Найдите ключевые слова.

Озаглавим третью часть.

    Чудный сад спасён.

    Вернемся к заголовку.

Так может быть текст нужно было, назвать «чудный сад», а не «спасённый сад».

Нет! Сад был спасён, именно спасён, чудо сохранено для людей!

О ком обычно говорят «Спасённый»?

(о человеке, о ребёнке, о животных…)

Значит писатель Паустовский очеловечил сад (приём олицетворения), что бы мы читатели, восхищались поступком Гайдара и всё вокруг воспринимали как живое и бережное, трепетно относились к нему, внимательно и ответственно.

11. Орфографическая работа.

а) безударные гласные в корне, можно проверить: ок.. залось, подб.. жал, ост..новился, д..вление, поч..рнел, с цв..тами.

б) слова которые проверить: си рень, уни чтожить.

в) не с глаголами – пишется раздельно. Найти слово на это правило.

г) кто главный герой этого рассказа? Как можно по разному назвать в тексте? (он, Гайдар, писатель, Аркадий Петрович)

12. Пересказ текста учениками.

13. Самостоятельная работа.

14. Итог урока.

Презентация к изложению "Спасенный сад" по рассказу Константина Паустовского о Гайдаре. Презентация помогает организовать работу при написании изложения: определить тип текста, составить план, провести орфографическую подготовку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка. Изложение "Спасенный сад"»

  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • 4 КЛАСС

Подробное изложение по рассказу К. Паустовского "Спасенный сад"







  • Подготовимся к написанию изложения.
  • - Определите тип текста.
  • (Повествование.)
  • - Докажите, что этот текст является повествованием.
  • (В повествовательном тексте говорится о событиях, которые развиваются последовательно
  • Назовите, из скольких частей состоит текст-повествование.
  • (Из 3-х.)
  • - Назовите части повествовательного текста.
  • (1. -Вступление, 2. - Основная, 3. - Заключение.)
  • - Назовите характерные особенности вступительной части повествовательного текста. (В повествовательном тексте вначале говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше.)

  • Работа над вступлением.
  • Отдых в Ялте.

Работа над основной частью.

2) Спасение сада.

Работа над заключением.

3) Прекрасное настроение


  • Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
  • - Найдите слова с приставками, в которых есть буква “о”. (Послышались, оказалось, подбежал,остановился, почернел, отпустил.)
  • - Найдите слова с приставками, в которых есть буква “а”. (Зажал.)

Орфографическая подготовка.


  • - Прочитайте слова, записанные на карточках:
  • - Найдите эти слова в тексте. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.
  • Чтение этих слов хором.

КАЗАЛОС…

ВОД…ПРОВОДНЫЙ

… ДНАЖДЫ

ПУСТЫН…ОЙ

УН…ЧТОЖИТЬ

Работа с карточками.


  • Написание изложения.
  • Самостоятельная работа учащихся.

Изложение «Спасённый сад»

Назовите жанр и вид текста. Где и когда происходило действие рассказа? Почему у Гайдара было хорошее настроение? Что случилось в саду? Какими словами автор показал, что Гайдару больно? Что поступок человека может сказать о его характере?

В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

Спасённый сад. В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пусты нн ой улице. Вдруг из соседн его сада п о слышались тр е вожные г оло са, крики. О к а зал ось, что в саду вырвал о кран из в о д о пр о водной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, с и рени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла ун и чтожить весь сад. Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

от дыхал, о днажды, по пусты нн ой ул и це, из с о седн его сада, тр е вожные г оло са, о к а зал о сь, из в о д о пр о водной трубы, клумбы с и рени, вымывала из-под них, м о гла ун и что жи ть, мо щн ое д а вление, п оче рнел и стиснул зубы, не нашли и не пере крыли, пр е кра сн ое н а стр о ение, чу десный са д

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры