Презентация на тему "карл павлович брюллов". Школьные презентации Powerpoint Презентация на тему брюллов

Главная / Психология

11 класс. Рапацкая Л.А. , Программа «МХК 10-11 класс», Данилова Программа «МХК 10-11 класс»

Раздел «Художественная культура России первой половины 19 века»

Тема урока «Карл Брюллов. Живопись любви»

Цель: вовлечь в обсуждение проблем взаимоотношений мужчины и женщины в процессе восприятия картин К. Брюллова. Раскрыть собственное понимание данной проблемы, на основе шедевров мировой культуры.

Задачи: 1. воспитание ценностного отношения к нравственным аспектам любви между мужчиной и женщиной;

2. формирование представления у учащихся о творчестве К.П. Брюллова, как яркого представителя классицизма;

3. развитие образного, ассоциативного мышления и эмоционального спектра учащихся.

Тип занятия – комбинированный урок

Вид – урок-беседа, включающий изучение нового материала, тестирование, творческое домашнее задание.

Критерий оценивания: самооценивание (юноши девушек и, наоборот): яркость примера, эстетичность, выразительность речи, поэтика чувств, духовно-нравственный аспект (понимание).

Метод. литература: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1. -М.: ВЛАДОС, 2009.

Оборудование: АРМ, рабочие тетради, тесты-письма на каждого ученика.

Ход урока

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Орг момент

Подготовка к усвоению нового материала

Во все времена искусство отражало «вечные темы» человечества: красота, добро, жизнь, истина, любовь. Почему эти темы интересовали, интересуют и будут интересовать человека? Потому что, это то, ради чего мы рождаемся на свет. Тема нашего урока затрагивает очень важный аспект жизни – любовь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему: «Карл Павлович Брюллов. Живопись любви».

Ребята, я попрошу ответить вас на философский вопрос «что такое любовь?», попробуйте ответить одним словом.

Итак, это чувство. А к кому или к чему его можно испытывать?

Значит, в любом случае это - положительное чувство, необходимое человеку, которое движет нашими мыслями, поступками, нашей жизнью. Одно из самых прекрасных её проявлений – возвышенная любовь между мужчиной и женщиной. Я постараюсь объяснить вам, что это значит на примере шедевров русского живописца Брюллова.

Запись темы в тетради

ответы детей, вывести на ответ: чувство

к родителям, к родине, к животным, к любимому…

Этап усвоения нового материала

Слайд 1. Творческий путь художника сложился в первой половине 19 века. Он обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Педагоги видели в нём немалое дарование, а сокурсники буквально обожествляли его, сравнивая со «златокудрым Аполлоном» (покровителем искусств). Классическое образование в Академии задаёт направление творчеству Брюллова – классицизм (главная особенность стиля – следование античным традициям). Он был мастером античного письма, т.е. герои его картин походили своим обликом, положением в пространстве на античные скульптуры, но вместе с тем, герои были не статичны, а словно живые, со своими переживаниями и внутренним миром. Это уже тенденция реализма. Кстати, мастера русского искусства первой половины 19 века владели несколькими стилями одновременно.

После окончания Академии художеств, Брюллов уезжает учиться заграницу. На него произвели неизгладимое впечатления подлинники Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Его привлёк быт итальянцев. Стал симпатичен типаж итальянок, т.е. молодых, статных, черноглазых и темноволосых девушек. Он изображал их на своих картинах. Это было вдохновенное время для художника. И вот однажды, на одном светском приёме, Брюллов встречает красивую женщину – его идеал красоты. Она оказалась русской графиней, очень богатой, имеющей дома в Италии, Франции, России. Она – Самойлова Юлия Павловна, сразила Карла Павловича с первого взгляда. Слайд 2 Портрет Самойловой. Взгляните - портрет, достойный восхищения!

?Скажите, ребята, можно ли полюбить человека только за красивую внешность? Тогда вопрос молодым людям: какими качествами или добродетелями должна обладать девушка, чтобы была достойна вашей любви?

Юлия была умна, весела, жизнерадостна. При всём своём богатстве, она была очень щедрой! Её всегда окружали творческие люди, которым она бескорыстно помогала. Была приветлива и дружелюбна. Ею был очарован сам Александр Пушкин, он посвятил ей строки:

Всё в ней гармония, всё диво

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

Ещё одна добродетель графини покорила Брюллова: не имея своих собственных детей, Юлия Павловна обожала своих приёмных дочерей. Она воспитывала их со всей материнской любовью. Брюллов обожал всё, что связано с именем графини. Посмотрите,

Слайд 3. Всадница. Эта картина посвящена воспитанницам графини.. Своё любование её детьми он выразил в картине. Смелая наездница, в которой присутствует чувство собственного достоинства, воспитанное графиней, благородство, изысканность. Здесь же Брюллов предстаёт как талантливый анималист: изображение лошади виртуозно. Чтобы достичь таких успехов и высот, художник много работал: навык рисования приобретается упорным трудом. Маленькая девочка, стоящая у перил, очаровательна! Неподдельный детский интерес и восхищённый взгляд удалось передать мастеру. Весь сюжет картины и мастерство исполнения говорят об уважении к матери этих прелестных созданий.

Брюллов очарован, влюблён, мечтателен. И он изображает свою вдохновительницу, музу такой, какой видит её сам.

Слайд 4. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала. Вглядитесь в образ. Великий художник не был бы великим, если бы просто срисовывал свою модель. Он должен выразить своё отношение. Как она одета, как она смотрит… Какой её видит художник? Кто она для него?

Она королева, но позади неё красный фон шторы, а этот цвет у классиков ассоциируется с божественным. Значит, она больше чем королева, она… богиня. Он противопоставляет её всему обществу – она лучше и выше всех, это вызов! В картине проявляются черты романтизма (бунтарство).

Чувствовать себя богиней, быть превозносимой над всеми своим любимым человеком – нравится ли это женщине? (нравится.)

Девушки, какими качествами должен обладать молодой человек, чтобы быть любимым вами?

Она любит этого человека с такой же силой и страстью. Брюллов для неё не просто великий художник, он для неё любимый и дорогой человек. Это чувство взаимно!

Образ любимой женщины Карл Брюллов воплотил в исторической картине «Последний день Помпеи» Слайд 6. Сможете ли вы найти её здесь?

Вы правы, она здесь, здесь и здесь. Слайд 7. Брюллов был на раскопках этого города и под сильным впечатлением писал этот шедевр, а вдохновляла его Юлия Павловна. Любовь графини и художника прошла испытания через расстояния и разлуки, но жила в их сердцах до конца жизни. Когда же влюблённые были в дали друг от друга, они писали письма, наполненные нежностью и любовью. Сейчас мы «тайно» заглянем в эти письма, чтобы окунуться в мир их чувств, но со временем «стёрлись» некоторые слова. Вам необходимо их «восстановить».

Запись названия (с каждой картиной)

доброта, юмор, понимание..

она королева

смелый, решительный, добрый…

уч. Выходят к экрану, указывают на фигуры в картине

Этап закрепления и проверки нового материала

Девушки получают «письмо» от К.П. Брюллова, молодые люди от Ю. П. Самойловой.

Затем – самопроверка: на экране выводится текст «писем», ученики озвучивают его.

Под муз. композицию Фибиха «Поэма» учащиеся работают с письмами (см. в Приложение)

Подведение итогов

Домашнее задание

Эта любовь возвышала влюблённых людей над всеми, делала их лучше, чище. Во имя своей любви они совершали достойные поступки. Это и есть возвышенная любовь. Любовь без тени сомнения, без упрёков и обид. А если эта любовь на всю жизнь, то это уже огромное счастье!

Ребята, к следующему уроку я прошу вас найти примеры возвышенной любви в искусстве. Критерий оценивания: яркость примера, эстетичность, выразительность речи, поэтика чувств, духовно-нравственный аспект (понимание). Юноши оценивают девушек и, наоборот.

Или же - Попробуйте дать ответ в стихах, в афоризмах - Что такое любовь?

Рефлексия

я пришёл к мудрецу и спросил у него:
"что такое любовь?" он сказал "ничего ".
но я знаю, написано множество книг,
"вечность"- пишут одни, а другие, что миг.
то опалит огнём, то расплавит, как снег,
что такое любовь? "это всё , человек!"
и тогда я взглянул ему прямо в лицо,
как тебя мне понять? "ничего или всё?"
он сказал, улыбнувшись: "ты сам дал ответ!
ничего или всё! - середины здесь нет!"

Я желаю вам, чтобы в вашем сердце обязательно поселилось это светлое, прекрасное чувство - Любовь

(возможно – дарение сердец)

Приложение

«Письма» Ю.Самойловой и К. Брюллова

О, милая моя Юлия!

Эта разлука уже кажется вечной! И я спасаюсь тем, что каждый день любуюсь Твоим ангельским личиком в картине ________________, где Ты нежно обнимаешь Джованнину. Боже, как Ты прекрасна! Хочу сообщить Тебе, что недавно встречался со своими сокурсниками, с которыми учился в _____________________. Они одобрили эскизы к картине «Последний день Помпеи» и заявили, что это будет грандиозное полотно ______________ жанра. А как были очарованы Твоими девочками в картине ___________________, я её уже закончил. Теперь, чтобы продолжить работу над «Помпеями…», мне снова нужен Твой образ! Я скоро приеду, о, Муза моя! Нежно целую. Твой ____________________.

Здравствуй, милый Бришка!

Вот уже месяц как мы в разлуке. Я очень скучаю. Закончил ли Ты картину ______________ с моими девочками? Как хочется посмотреть! А Твоя «помпейская» эпопея? Судя по эскизам, Ты задумал настоящий исторический шедевр под названием __________________________________. Удивительная способность - следовать античным традициям ставит Тебя в первый ряд представителей _________________ направления в искусстве. Я так горжусь Тобой! Когда же мы увидимся вновь? Приезжай скорей, Тебя ждёт подарок, сделанный мной и моими девочками. Люблю Тебя.

Твоя _______________.

Высказывания на форумах в нете:

Если движение - это жизнь, то любовь - это смысл этой жизни.

Любовь не желает счастья самой себе, но сделает все для счастья другого.

Любовь питается любовью.

Любовь - это фундамент жизни.

Тест (для проверки на следующих уроках)

1. К какому жанру относится картина «Последний день Помпеи?

а) бытовой

б) исторический

в) коллективный портрет

2. Брюллов закончил следующее учреждение:

а) Академия художеств в С-Петербурге

б) Академия художеств во Франции

в) художественный салон в Италии

3. Главной особенностью Классицизма, как художественного направления в искусстве является:

а) бунт против существующих норм

б) обращение к античному наследию

в) принцип правдоподобности

4. Название картины, где изображены воспитанницы Самойловой Ю.П.

а) «Сёстры»

б) «Наездница»

в) «Амазонка»

г) «Всадница»

Слайд 1

Презентация по МХК на тему: «Творчество и жизнь К.П.Брюллова».
Выполнили: Ученицы 11 «Б» класса Алиева Зейнаб Титова Наталья

Слайд 2

Летопись жизни и творчества К. П. Брюллова (1799-1852)
12 (23) декабря 1799 - родился в Петербурге, на Васильевском острове, в семье академика орнаментальной скульптуры, скульптора в третьем поколении, потомка выходцев из Франции, Павла Ивановича Брюллова, от второго брака. Мать - Мария Ивановна, урожденная Шредер, дочь придворного садовника. От первого брака Павел Иванович имел сына Федора, от второго - сыновей Александра, Карла, Павла, Ивана и дочерей Марию, Ульяну (Юлию), бывшую замужем за известным акварелистом П. Ф. Соколовым.

Слайд 3

2 октября 1809- принят вместе с братом Александром "без баллотирования" в петербургскую Академию художеств. 20 декабря 1813- получил вторую серебряную медаль за рисунок "Два натурщика" (ГРМ). 22 декабря 1817- получил серебряную медаль первого достоинства за рисунок "Натурщики" (ГТГ). 1818 - вторая золотая медаль за картину по программе "Улисс и Навзикая" (местонахождение неизвестно).

Слайд 4

1819 - вторая золотая медаль за картину "Нарцисс" (ГРМ).

Слайд 5

1821 - первая золотая медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (ГРМ).
осень - торжественное окончание Академии художеств с аттестатом I степени и шпагой. От предложенного пенсионерства в стенах Академии художеств Брюллов отказывается. Братья Александр и Карл поселяются в деревянной временной мастерской у строящегося Исаакиевского собора.

Слайд 6

1823 - в Мюнхене из-за болезни Александра братья задерживаются на 4 месяца. К. Брюллов пишет портреты членов семьи баварского министра внутренних дел, министра финансов и других высокопоставленных лиц (местонахождение неизвестно), посещает классы Академии художеств. 2 мая - Брюлловы прибывают в Рим, посетив Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. К. Брюллов пишет "Автопортрет", картину «Итальянское утро».
1821-1822 - К. Брюллов пишет портреты П. А. Кикина, одного из основателей Общества поощрения художников, и его жены (оба - ГТГ), графические портреты дочери. 16 августа 1822- Александр и Карл Брюлловы направляются на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. Следуют туда через Ригу, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, где остаются на два месяца.

Слайд 7

1823-1827 - работает над копией в натуральную величину фрески Рафаэля "Афинская школа" в Ватикане, рисунками и картинами на мифологические темы, сюжетами из современной итальянской жизни. Знакомство с графиней Ю. П. Самойловой 1824 - знакомство с семейством князей Гагариных. Брюллов пишет портреты членов семьи Гагариных, портреты брата и других. Рисунки и эскизы на библейские и мифологические темы, аллегории - "Дафнис и Хлоя", "Нума Помпилий", "Вакханалия", "Надежда, питающая любовь", "Благословление детей" (по заказу ОПХ) и другие..

Слайд 8

1825 - "Итальянское утро" экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. 1826 - "Итальянское утро" экспонируется на выставке в ОПХ.
1827 июль – завершение парной к "Итальянскому утру" картины "Итальянский полдень" (ГРМ).

Слайд 9

1825-1826 - портреты, работы на темы современной итальянской жизни («Пилигримы в дверях Латеранской базилики», «Пифферари перед образом мадонны», «Вечерня» - ГРМ, ГТГ).

Слайд 10

1827 - первое посещение Помпеи. Начало работы над темой "Последний день Помпеи". Картина "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (ГРМ). Художник получает орден св. Станислава IV степени.

Слайд 11

1828 - работа над темой "Помпеи" Портрет М. Ф. Виельгорского. Начало работы над портретом Образа для Царских врат церкви русского посольства в Риме. Не ранее 1828 - заказ большой картины «Последний день Помпеи» А. Н. Демидовым (первоначальный контракт обязывал Брюллова закончить работу к концу 1830).

Слайд 12

1829 - работа над темой "Последний день Помпеи", портретом великой княгини Елены Павловны, работы на мифологические темы, «Портрет Д. Марини».

Слайд 13

1830 - завершение портрета великой княгини Елены Павловны с дочерью (ГРМ). Портреты маслом и акварелью. Обращение к русской теме. Работа над темой "Последний день Помпеи".

Слайд 14

1831 - работа над большим полотном "Последний день Помпеи". Начало работы над большим портретом А. Н. Демидова Сан-Донато.

Слайд 15

1832 - работа над большим полотном "Последний день Помпеи", "Вирсавия" (ГТГ) Начало работы над портретом графини Ю. П. Самойловой с приемной дочерью Джованниной. "Всадница" - портрет Джованнины и Амацилии Пачини, приемных дочерей графини Ю П Самойловой (ГТГ).

Слайд 16

1833 осень - окончание работы над "Последним днем Помпеи". Картина экспонируется в Риме и Милане. Шумный успех художника. 1834 июль - "Последний день Помпеи" прибывает на корабле через Кронштадт в Петербург, экспонируется в Эрмитаже, в бывшей мастерской Дж. Доу. 1834 октябрь - "Последний день Помпеи" экспонируется в Академии художеств. Огромное впечатление, произведенное на петербургское общество, выливается в многочисленные отзывы - в стихах и прозе. Известия о картине доходят даже до заключенных в Сибири декабристов. Академия художеств присваивает Брюллову звание почетного вольного общника и право носить мундир старшего профессора. Художник получает орден св. Анны III степени. 1834 март - "Последний день Помпеи" экспонируется в Салоне в Париже. Автор получает первую золотую медаль. Картина на корабле отправляется в Петербург.

Слайд 17

1834 март - Брюллов живет в Милане. На вилле графини Ю. П. Самойловой в Комо, завершает ее портрет с приемной дочерью Джованниной. "Смерть Инессы де Кастро" (ГРМ), ""Автопортрет" (ГРМ).

Слайд 18

Слайд 19

1835 - выход в свет статьи Н. В. Гоголя "Последний день Помпеи". В Италии Брюллов работает над "Портретом автора и баронессы Меллер-Закомельской в лодке" (ГРМ).

Слайд 20

1836 - Брюллов создает рисунки на тему Отечественной войны 1812 года, подготовительные работы к портрету скульптора И. П. Витали, лепящего бюст Брюллова. Картина «Гадающая Светлана».
Портрет героя войны 1812 года Василия Перовского

Слайд 21

1836 - В Москве Брюллов пишет портреты поэта графа А. К. Толстого (ГРМ), писателя графа А. А. Перовского (ГРМ), актрисы Е. С. Семеновой, в замужестве княгини Гагариной.

Слайд 22

1836 - портрет Е. И. Дурновой, жены художника И. Т. Дурнова (ГТГ)

Слайд 23

В. А. Тропинин - портрет К. П. Брюллова.

Слайд 24

11 июня - чествование Брюллова в Академии художеств, возложение на него венка из лавра и мирта. Брюллов получает звание профессора II степени и руководство историческим классом. июнь - встреча Брюллова с императором Николаем I и императрицей Александрой Федоровной. Художник отказывается писать предложенную императором тему "Взятие Казани" и просит позволения написать "Осаду Пскова". В сопровождении Ф. Г. Солнцева выезжает на неделю в Псков для изучения места действия.

Слайд 25

31 октября - К. П. Брюллов в должности младшего профессора Академии художеств получает первых учеников, в числе которых А. Н. Мокрицкий, А. А. Агин, Я. Н. Авнатамов, В. Демидов. Осень - портрет Н. В. Кукольника (ГТГ). Выход в свет книги К. М. Базили "Очерки Константинополя" с иллюстрациями.

Слайд 26

2 апреля - Брюллов начинает работу над портретом В. А. Жуковского, предназначенным для выкупа на волю Т. Г. Шевченко. Портрет генерал-адъютанта В. А. Перовского (ГТГ). Брюллов делает эскизы к постановке "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки, по которым впоследствии были сделаны костюмы и декорации к IV действию - "Сады Черномора". Портрет А. К. Демидовой. Лето - по приглашению Николая I Брюллов поселяется в Петергофе для написания портретов членов императорской семьи.

Слайд 27

Пишет портрет императрицы Александры Федоровны с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом (ГРМ, не закончен). Многочисленные портреты эскизного характера императрицы Александры Федоровны, великих княжон Марии, Александры, Ольги - этюды для неосуществленного группового портрета императорской семьи.

Слайд 28

Портреты эскизного характера великих княжон Александры, Ольги.

Слайд 29

Портрет скульптора И. П. Витали (ГТГ).

Слайд 30

1838- окончание портрета В. А. Жуковского (Музей Т. Г. Шевченко, Киев). Лютеранской церковь Святых Петра и Павла, построена по проекту А. П. Брюллова.

Слайд 31

1838 - Карл пишет большой алтарный образ "Распятие". Портреты.

Карл Павлович Брюллов


Биография Брюллов Карл Павлович русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора- резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря В 1809–1821 годах учился в Академии художеств. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии. в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836– 1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора. «Автопортрет», 1848


«Итальянский полдень», 1827 Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)





Художник Карл Павлович БРЮЛЛОВ (1799-1852)


  • Великий русский художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в 1799 году. Он получил образование в Петербургской Академии художеств, занимаясь под руководством профессора Андрея Иванова, который сообщил Брюллову превосходное знание рисунка и дал первоначальное направление его творчеству.
  • В Академии тогда господствовал классицизм – направление, характеризовавшееся преобладанием сюжетов из античной мифологии или истории и опиравшееся на образцы античного искусства.

  • Такова была и одна из ранних картин Брюллова «Нарцисс» 1819 года, изображающая античный миф о юноше, который влюбился собственное отражение в воде.

  • За картину «Явление Аврааму трех ангелов» (1821) , Брюллов получил золотую медаль и командировку в Италию для изучения классического искусства и написания большой картины.

  • Еще учась в Академии, Брюллов начал заниматься портретом .

Портрет М.А.Кикиной

  • В ранних портретных работах Брюллова заметно влияние

О.А. Кипренского


  • В 1823 году Брюллов приехал в Италию и поселился в Риме. Здесь он написал портрет В.Н. Львова

портрет виолончелиста

М.Ю. Виельгородского (1828)


«Всадница» (1830)

  • Брюллов часто изображал людей на охоте, в лодке, на балу, на лошади, превращая портрет в многофигурную картину.

«Метатель тяжестей - Доменико Марини»

  • Одновременно с портретами Брюллов писал сцены из народной итальянской жизни и изображал отдельные типы.

  • Картина «Паломники в воротах латеранской базилики» верно передает образы итальянских крестьян в их национальных костюмах.

  • Но особенно занимали Брюллова такие сюжеты, которые давали ему возможность показать человека среди природы. В 1823 году он написал картину «Итальянское утро».

… а в 1827 году – «Итальянский полдень»


  • Но особенно замечательна многофигурная картина «Сбор винограда», которую художник написал всю с натуры, в винограднике. Это новая для того времени система живописи на открытом воздухе дала возможность художнику передать богатство природы.

  • В картине «Вирсавия» Брюллов использовал библейский сюжет как предлог для того, чтобы передать идеальную красоту человека. Прекрасное обнаженное тело Вирсавии освещено солнечными лучами и красиво сочетается с темным цветом кожи арабки.

  • Центральная картина в творчестве Брюллова – «Последний день Помпеи» (1830-1834) – принесла художнику неувядаемую славу.








  • Гоголь, написавший восторженную статью о картине, отмечал как главное свойство живописи Брюллова «целое море блеска».


  • Брюллов рисует греческих партизан…
  • Брюллов рисует греческих партизан…
  • Брюллов рисует греческих партизан…
  • Брюллов рисует греческих партизан…

«Горная дорога»


раненого грека


ловких охотников , которые, взбираясь вверх, цепляются за камни. Здесь он снова возвращается к теме человека и природы, но уже не в освещении мифа и не в идиллической, а в реальной обстановке.


В.А Корниловым , будущим героем обороны Севастополя, и нарисовал акварелью его портрет.


«Автопортрет» (1833)


  • В России все надеялись, что Брюллов продолжит столь блистательно начатый путь исторического живописца. Но художник ограничился темами, из восточной жизни. Картину «Бахчисарайский фонтан» он посвятил памяти А.С. Пушкина.

  • Картина «Турчанка» (1837-39) написана с девушки, которой Брюллов помог освободиться от крепостного рабства.

  • Русская же тема ограничивается «Светланой», навеянной, поэзией В.А.Жуковского. Но без всякого налета романтики и сказочности.

  • Наиболее плодотворной в петербургский период была деятельность Брюллова в области портрета. Он создает много парадных портретов-картин , в которых совершенное владение кистью доходит до виртуозности.
  • Портрет Ю.П.Самойловой. 1840 г.

  • Портрет сестер Шишмаревых . 1839

  • Брюллов был великолепным мастером акварельной миниатюры.
  • Портрет

О.П. Ферзен . 1835




  • Интимные портреты Брюллова отличаются глубокой психологической характеристикой и поэтичностью настроения.
  • Портрет писателя Антона Погорельца

(А.А Перовского) . 1836


  • Портрет поэта, романиста и драматурга А.К. Толстого . 1836.

  • Иногда художника прельщал эффект искусственного освещения, как в портрет е его друга живописца П.Ф.Яненко .

  • Портрет архитектора Болотова .

  • Скульптор И.П. Витали изображен за работой над бюстом самого Брюллова. В лице скульптора – увлеченность работой.

  • Массивность отличает фигуру баснописца И.А. Крылова (1841).

Его глаза светятся умом.


  • Замечателен портрет В.А. Жуковского ( 1841), написанный Брюлловым для лотереи, которая была устроена с целью выкупить из крепостной неволи великого украинского поэта Т.Г. Шевченко.

  • Друзьями художника были братья Кукольники . В портрете младшего, Нестора, Брюллов создает опоэтизированный образ поэта –мечтателя.

  • В портрет е А.Н. Струговщикова , (1840), дан образ человека, не нашедшего себе места в жизни скептика, разъедаемого сомнениями.

  • В 1849 году болезнь заставила Брюллова покинуть Петербург и поселиться в Италии. В этот последний период жизни он написал портрет археолога Ланчи (1852), поражающий глубоким реализмом и сочностью живописи.


  • Брюллов умер в 1852 году, Одухотворенный образ художника последних лет жизни запечатлен в автопортрет е, написанном накануне отъезда из Петербурга.

  • Брюллов был замечательным педагогом, и с первого года возвращения в Россию, он начал преподавать в Академии художеств. Среди его многочисленных учеников мы встречаем имена Федотова, Тараса Шевченко, Агина – первого иллюстратора произведений Гоголя, Степанова – родоначальника русской политической карикатуры.
  • Великий русской художник К.П. Брюллов внес значительный вклад в развитие русского искусства. Его произведения, хранящиеся в музеях нашей страны, любят и знают все.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры