Презентация по сказке С.Маршака "Двенадцать месяцев" презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) на тему. Презентация к уроку литературы по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" По опорным словам определи, из какой
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
С. Я. Маршак «12 месяцев»
Февраль - кривые дороги. Март с водой, апрель с травой. В апреле земля преет. Май холодный - год хлебородный. В марте - подснежники ищи. Февраль богат снегом, апрель водою. Август-батюшка заботой-работой мужика тешит. Январь - дальний предвестник весны.
Сентябрю рыболовы рады. В октябре птицы с родиной прощаются. Октябрь-грязник - ни колеса, ни полоза не любит. В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт. Ноябрь - последний месяц живой воды.
Самуил Яковлевич Маршак Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты
ПЬЕСА - произведение для театрального представления Самуил Яковлевич Маршак
Объясни: ПАДЧЕРИЦА – МАЧЕХА – НЕ ГНЕВАЙСЯ – ВАЛЕЖНИК – ЧТО ЕСТЬ МОЧИ – Придворная свита- Глашатый-
Подбери синонимы: СТУЖА – ВЫХОЛАЖИВАТЬ – ПОЛНО – Замок- Закон-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Проект Театральное путешествие по страницам пьесы С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"
Проект предполагает поиск культурных взаимосвязей в работе над пьесой С.Маршака "Двенадцать месяцев"...
Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...
Выберите настроение
Желаю удачи!
Самуил Яковлевич Маршак
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится зерно доброты
Из биографии С.Я. Маршака
Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно.
Из биографии С.Я. Маршака
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.
Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя появились в 1923 году.
- Январь году начало, зиме середина.
- Февраль силён метелью, а (март) капелью.
- Апрель с водою, а (май) с травою.
- Июнь с косой по лугам прошел, а (июль) с серпом по хлебам побежал.
- Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
- Сентябрь пахнет яблоком, (октябрь) – капустой.
- Ноябрь ворота зимы.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
Правила поведения в театре
1. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители.
Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля.
Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя. 2. В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. 3.Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд. 4.Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси капельдинера уладить это недоразумение.
Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
Мать –и- мачеха
медуница
Первоцвет
Подснежники
Рефлексия
Что нового я узнал на уроке?
В чем я испытал трудности?
Что мне больше всего понравилось?
Словарная работа
Мачеха- жена отца, неродная мать.
Падчерица- дочь мужа, приемная дочь.
Канцлер- высшая государственная должность.
Глашатай- человек, объявляющий королевские указы.
Мантия- накидка, одеваемая поверх платья.
Астролог- гадатель по звездам, предсказатель.
Рескрипт- распоряжение.
Резолюция- решение, постановление.
Ход атайство- просьба.
Урок литературного чтения по теме:
С. Я. Маршак, пьеса-сказка
« Двенадцать месяцев»
I. Орг. момент
Начинаем урок литературного чтения.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать….
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать….
Прочитаем тему урока. Что в теме урока вам понятно, а что нет?
II. Подготовительная работа
С. Я. Маршака мы в основном знаем как поэта. Всем нам знакомы такие его произведения, как: «Багаж», «Человек рассеянный»
А какие же ещё направления были в его творческой деятельности, послушайте и ответьте! (сообщение ученика)
Итак, он ещё был переводчиком, писателем, журналистом. Маршак перевёл с английского языка такие стихи: «Три смелых зверолова», «Шалтай-болтай»….
Жанр произведения, над которым мы будем сегодня работать - пьеса-сказка. Что такое пьеса? Где мы можем найти толкование непонятных нам слов?
Какие бывают сказки? О чём пишут в сказках? А какая сказка сегодня перед нами?
В этой сказке нам встретятся непонятные по смыслу слова. Прочитаем, в учебнике, что они означают? Как можно назвать такие слова? (устаревшие) Почему?
Если это пьеса, то в ней обязательно есть роли - действующие лица. Прочитаем на с.69
Нам нужно будет художественное чтение, а для этого нужно представить, какие перед нами герои: их характер, манеру говорить…
Наши ребята подготовили сценку, из которой вы поймёте характер основных персонажей пьесы.
III. Работа над произведением.
Какой вы представили девочку-королеву? Выскажите своё к ней отношение. А кому её хоть немного жаль? Почему?
Какой приказ издала королева? Как вы его оцениваете?
Вызовем двух глашатаев, которые прочитают нам волю королевы! с. 74-75
А теперь перед нами другая картина, с.75 учитель читает вступление.
Перед нами сейчас появятся: старуха, её дочь и падчерица. Кто помнит, что это за персонажи? Начинаем читать.
С. 76. О чём спорят старуха и дочь?
С. 77. Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?
Какой вы представили падчерицу? Выскажите своё мнение.
IV. Мини-сочинение.
Напишите небольшой текст, в котором сравните характер девочки-королевы и падчерицы.
V. Итог . Заслушивание сочинений, отметки. Добудет ли падчерица подснежники в лесу? Кто ей в этом поможет?
Кто из персонажей вам по душе? Почему? Урок хотелось бы закончить словами М. Алигер.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Цели урока:
– расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;
– учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
– развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь;
– способствовать обогащению словарного запаса детей;
– способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
– воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая гимнастика.
– Отгадайте мою загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце).
– Как ласково называем его? (Солнышко).
– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.
(Расслабление.)
– Подул холодный ветер, вам холодно.
(Напряжение.)
– Опять засверкало солнышко.
(Расслабление.)
– С таким солнечным настроением мы проведём наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.
Ребята подготовили сообщения о С.Я. Маршаке. Послушаем ребят.
2. Выставка книг С.Я. Маршака (носит ознакомительно-рекомендательный характер).
Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг.
3. Восприятие текста.
– С каким произведением С.Я. Маршака вы познакомились дома. (Сделать модель обложки).
– Назовите произведение. (Двенадцать месяцев)
– К какому жанру относится? (сказка)
– Докажите, что это произведение является сказкой. (Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве).
– Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка.
– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).
– Назовите действующих лиц пьесы.
– Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия.
III. Словарная работа.
(Толкование лексического значения слов)
– КАНЦЛЕР … и другие слова (читаем в учебнике)
На доске: МАЧЕХА – неродная мать
ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов
ПОДСНЕЖНИК – травянистое растение с цветками светлой окраски,
распускающимися сразу после таяния снега.
(Сначала своими словами: это первоцвет)
– Какие первоцветы вы знаете? (Мать и мачеха, медуница, первоцвет весенний, ветреница, одуванчик, ландыш, иван-чай)
– Один из них ГАЛАНТУС (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе.
IV. Работа с произведением.
Понимание прочитанного.1. Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.
– Скажите, где происходит действие? (Дворец…)
– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы?
На доске:
– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).
– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).
– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)
(2 ученика в образе глашатых зачитывают со свитков указ.)
(Звучат фанфары)
V. Физкультминутка.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до мысочков.
Раз – цветок, два – цветок.
А потом сплетём венок.
VI. Работа с произведением. (Продолжение)
1. Дифференцированная работа. (Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)
1 ряд – Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.
2 ряд– 12 месяцев сидят вокруг костра
3 ряд– Картинка с изображением зимнего месяца
ПРОВЕРКА
– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).
– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).
– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)
2 ряд. (ремарка)
– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)
– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)
2. Прослушивание аудиозаписи.
– А сейчас прослушаем аудиозапись “Февраль” из цикла “Времена года”, великого композитора П.И. Чайковского. Какую картину увидите?
– Что вы представили, слушая музыку? (ветры, метель, вьюга) – Музыка быстрая.
– Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)
– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)
– А теперь давайте посмотрим фрагмент м/ф 12 месяцев, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора. А вы озвучьте его, найдя описание подснежников в тексте.
– А теперь давайте на листочках нарисуем подснежники, которые собирала падчерица и сами побываем в роли художников-мультипликаторов.
(Дети рисуют под музыку). – А теперь давайте представим, что мы в театре. И сейчас на нашу сцену мы пригласим наших артистов.
– Посмотрите слова из сцены “Встреча месяцев и падчерицы у костра”
(Инсценирование с использованием реквизита)
VII. Итог.
– Назовите произведение, с которым работали?
– К какому жанру относится?
VIII. Дом. задание.
В библиотеке возьмите книгу и познакомьтесь с этой сказкой целиком.
Тетрадь стр. 32-33.
Литература
- Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 3., Вентана – Граф, 2007.
- Рабочая тетрадь: Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 2., Вентана – Граф, 2010.
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Методическое пособие Вентана – Граф, 2005.