Произведение гроза образ катерины. Образ Катерины в пьесе А

Главная / Психология

» Островского как раз благодаря образу Катерины выделяется из множества его пьес. В драматургии очень сложно найти действительно «живого» положительного героя. У автора, как правило, довольно много красок для персонажей отрицательных, а вот хорошие всегда изображаются «типичными». Возможно, это причина того, что действительно в этом мире доброго так мало.

Катерина является главной героиней драмы Островского, единственным хорошим в «темном царстве» мещанства, которое её окружает. Основным отличием Катерины от тех людей, к которым она попала в ловушку после замужества – это стремление летать. Но, увы, выход из ловушки есть не всегда, а для Кати он был единственный.

О детстве и отрочестве Катерины мы узнаём из её слов. Девочка росла без хорошего образования, проживая в деревне с матерью. Её детство было безоблачным, радостным. Катя вставала рано, затем поливала цветы и ходила в церковь с матерью. Таким образом, Катерина росла романтичной, счастливой, страстно любящей девушкой.

Все, что её окружало – природа, церковь, солнце, свой дом, и даже тех нищих, которым она всё время помогала – она любила. Но её особенностью было то, что жила она в мире своих мечтаний. Она выбирала исключительно то, что не могло противоречить её натуре, все остальное она не замечала. Но если все-таки на своём пути она встречала противоречивое её идеалам, тут же в ней начинала проявляться непокорная и очень упрямая натура.

Жизнь Кати довольно сильно изменилась после замужества. Из того радостного мира, который позволял ей жить воедино вместе с природой, Катя попала в жизнь, наполненную обмана и жестокости. И дело, скорее всего, не в замужестве с Тихоном вопреки своей воли. Дело в том, что она потеряла прежнюю жизнь, беспощадно отняли. А ведь она создала её для себя. Что же остаётся делать, терпеть и мечтать? Нет, так как жить своими мыслями сил уже нет.

Катерина полюбила Бориса, который даже с ней не разговаривал. Почему так? Скорее всего, эта любовь и была тем чистым чувством, которое не давало окончательно зачахнуть девушке, это была ее единственная поддержка. Катерина знала, что это грех, но жить по-прежнему было невозможно. В жертву свободе девушка принесла чистоту своей совести.

Этот было тяжким камнем на её сердце. Катерина стала сильно боятся надвигающейся грозы, так как считает её наказанием за то, что она совершила. Она начала боятся её с того времени, как стала думать o Борисе. Даже мысль o любви человеку постороннему является грехом для её чистой души.

Катерина уже не может жить дальше с этим грехом, и что бы от него избавиться, хотя бы частично, она уходит из жизни. Добролюбов характеризовал Катерину как «решительную, русскую». Решительную, потому что она не побоялась смерти ради своего спасения от угрызений совести. Русскую, потому что кто как не русская женщина способна так любить, при этом оставаясь собой, свободной, не рабом.

К пьесе Островского «Гроза» долгое время относились неоднозначно. Своим появлением она вызвала активные споры среди общества. Некоторые посчитали драму провокационной и безнравственной, а прочие сочли ее воплощением красоты русской души, показанной в прекрасном исполнении Островского. Как бы там ни было, сейчас это великое произведение входит в образовательную систему школьников, а это говорит само за себя.

Катерина является главной героиней пьесы. На протяжении всего повествования читатели постигают все уголки души девушки. Будучи чувствительной натурой, Катерина все принимает близко к сердцу. И главное, что чувства героини проявляются без остатка. Если любит, то искренне и сильно; если верит, то покорно и слепо; если делает, то правильно и честно. Но жизнь вносит свои коррективы в поведение Катерины.

С детства главная героиня росла в условиях свободы. Естественно, это повлияло на формирование ее сознания. Черты характера, присущие Катерине, показывают нам ее открытость и легкость: добрая, мечтательная, сильная, и решительная. Только человек, так любящий жизнь и все прекрасное на этой земле, вынужден был страдать после замужества. Катерину с Тихоном связывает лишь жалость, но не любовь. Его семья душила личность девушки своим «темным царством». Поэтому полюбив по-настоящему, главная героиня нашла в этом прекрасном чувству свою отдушину. Катерина влюбляется в Бориса со всей силой и самоотверженностью. Но угрызения совести не дают ей жить спокойно, ведь измена - это тяжкий грех. Чтобы искупить свою вину, главная героиня решает признаться во всем мужу, что приводит к тяжелым последствиям не только в ее семье, но и в городке, где Катерина проживает. Неудивительно, что героиню стали осуждать, но не этот факт огорчал ее. Девушка поняла, что запятнала репутацию своего возлюбленного. Одолеваемая горькими чувствами и не находя выхода из темноты, в которой была Катерина, нашелся лишь одни выход - смерть.

Возможно, стоило найти другой способ избавления от подобной жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, в силу слабости духа последнего; защиты от Тихона Катерина и не ждала, т.к. он был «маменькиным сынком». Нигде не могла найти просвета несчастная девушка.

Как относится к поступку главной героини - личное дело каждого. Но, именно в тот момент, Катерина видела лишь такой способ избавления от чувства агонии и пустоты в том мирке, что был сформирован вокруг нее.


Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси.

Вообще, Островский считается настоящим «певцом купеческого быта». Он является автором многочисленных пьес, центральной темой которых стало изображение купеческого мира второй половины XIX века.

Драма характеризуется тем, что в основе ее лежит неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Конфликт возникает между Катериной Кабановой и «темным царством» купеческого мира, которое представлено в лице Кабанихи и ее окружения. Катерина совершает самоубийство – поступок, который принято считать проявлением трусости и слабости характера. Хотелось бы разобраться в этом вопросе поподробнее.

Итак, Катерина Кабанова – главная героиня пьесы «Гроза», жена Тихона и невестка Кабанихи. Образ Катерины наделен сильным характером и представляет собой личность, просыпающуюся в патриархальных условиях. Истоки характера Катерины скрываются в условиях ее жизни до замужества. Рассказывая о девичестве героини, автор рисует патриархальный мир в его идеальном проявлении. Главное в этом мире – огромное и взаимное чувство любви.

В родительском доме Катерины царили те же порядки, что и в доме Кабанихи. Но там Катерина занимала положение любимой доченьки, а в доме у Кабанихи – подчиненной невестки. Поэтому в девичестве Катерина не знала принуждения и насилия, с которыми ей довелось столкнуться после замужества. Для нее патриархальная гармония семейной жизни является нравственным идеалом, но в доме мужа она не находит этой гармонии. Замуж Катерину выдали совсем юной, так решили ее родители, и она покорно подчинилась их воле, ведь таков обычай. Но это было подчинение с любовью и уважением, а, попав в дом к свекрови, Катерина с удивлением обнаружила, что уважать здесь некого. Спустя какое-то время, в ее душе начинает формироваться новый взгляд на жизнь, иное отношение к людям и к самой себе. Это проявляется в ее первом самостоятельном выборе – страстной любви к Борису. Катерина религиозна и проснувшееся сильное чувство пугает ее. Она воспринимает эту любовь как страшный грех, всячески сопротивляясь ей. Но героине не хватает поддержки и внутренних сил. В душе Катерины нарастает страшная гроза. «Грешная» любовь разгорелась в ней с невероятной силой, стремление к воле росло с каждым днем, но и религиозный страх тоже становился все сильнее. Катерина не смогла больше противиться страсти и изменила мужу, а затем прилюдно созналась в своем грехе, не надеясь на прощение. Именно отсутствие надежды толкнуло героиню к еще большему греху – самоубийству. Любовь к Борису она не могла примирить с требованиями своей совести, а мысль о возвращении в домашнюю тюрьму, куда заточила ее Кабаниха, вызывала физическое отвращение. Безвыходность такого положения привела Катерину к погибели.

Образ Катерины олицетворяет собой душевную красоту и нравственную чистоту русской женщины. В одной из своих статей А. Н. Добролюбов писал об этой героине, называя ее «лучом света в темном царстве». Катерина поразительно естественна, проста и искренна. В пьесе неоднократно упоминается образ вольной птицы. Действительно, героиня напоминает птицу, которую заперли в железной клетке. Она стремится на свободу, поскольку жить в неволе стало просто невыносимо. На мой взгляд, ее самоубийство – это скорее протест против «темного царства» и самоотверженное стремление к свободе, чем слабость характера, хотя существуют и другие точки зрения.

Обновлено: 2012-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Катерина – жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи . Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, переживающей любовное чувство. Но насколько сильно ее сердце полно любовью, настолько же сильно главная героиня ощущает свою греховность. Она замужем, и объект ее воздыханий – совершенно посторонний, чужой мужчина. Катерина пытается обрести покой с помощью религии, любви к законному мужу, но ее вольная натура оказывается сильней. Возможно, если бы она ощутила поддержку мужу в этот драматический момент своей жизни, то ей удалось бы справиться с собой. Но ее муж является слабым человеком, воля которого подчинена его матерью – Кабанихой. И вот Тихон отъезжает, и чувство в результате ожесточенной внутренней борьбы берет вверх над моралью: «Мне хоть умереть, да увидеть его».

После измены мужу религиозность Катерины только усиливается. Героиня, которая по своей сути является простой провинциальной девушкой, оказывается неготовой к безднам, открывающимся перед ней. Катерина чувствует нарастающий страх, ей кажется, что она обязательно будет наказана небесами за свои грехи. Наконец, в момент грозы она при всех кается в своей измене.

«Гроза» - это не только любовная драма, но и трагедия сильного человека, который после проступка не жалеет себя, а, наоборот, сознательно отдает себя на суд окружающих без надежды на прощенье. И совершая измену, Катерина, на самом деле, осуществляет своего рода экзистенциальный выбор в пользу своего настоящего «я». И за этот выбор ей пришлось поплатиться жизнью.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры