Прокофьев. «Детская музыка

Главная / Психология

Оперы

  • «Великан» , опера в 3 действиях, 6 картинах. Сюжет и либретто С. Прокофьева. 1900 (сохранилось 12 страниц в клавире)
  • «На пустынных островах» (1901-1903, написаны только Увертюра и Акт 1 в трёх картинах). Не исполнялась. Сохранилась во фрагментах
  • «Маддалена» , опера в одном действии, ор. 13. Сюжет и либретто М. Ливен. 1913 (1911)
  • «Игрок » , опера в 4 актах, 6 картинах, ор. 24. Сюжет Ф. Достоевского. Либретто С. Прокофьева. 1927 (1915-1916)
  • «Любовь к трём апельсинам » , опера в 4 актах, 10 картинах с прологом, ор. 33. Либретто автора по Карло Гоцци. 1919
  • «Огненный ангел » , опера в 5 действиях, 7 картинах, ор. 37. Сюжет В. Брюсова. Либретто С. Прокофьева. 1919-1927
  • «Семён Котко » , опера в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я сын трудового народа», ор. 81. Либретто В. Катаева и С. Прокофьева. 1939
  • «Обручение в монастыре » , лирико-комическая опера в 4 действиях, 9 картинах по пьесе Шеридана «Дуэнья», ор. 86. Либретто С. Прокофьева, стихотворные тексты М. Мендельсон . 1940
  • «Война и мир » , опера в 5 действиях, 13 картинах с хоровым эпиграфом-прологом по роману Л. Толстого, ор. 91. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой . 1941-1952
  • «Повесть о настоящем человеке » , опера в 4 действиях, 10 картинах по одноименной повести Б. Полевого, ор. 117. Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой. 1947-1948
  • «Далёкие моря» , лирико-комическая опера по пьесе B. Дыховичного «Свадебное путешествие». Либретто C. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой. Не закончена. 1948

Балеты

  • «Сказка про шута (семерых шутов перешутившего) » , балет в 6 картинах, ор. 21. Сюжет А. Афанасьева. Либретто С. Прокофьева. 1920 (1915)
  • «Стальной скок » , балет в 2 картинах, ор. 41. Либретто Г. Якулова и С. Прокофьева. 1924
  • «Блудный сын » , балет в 3 действиях, ор. 46. Либретто Б. Кохно. 1929
  • «На Днепре » , балет в 2 картинах, ор. 51. Либретто С. Лифаря и С. Прокофьева. 1930
  • «Ромео и Джульетта » , балет в 4 действиях, 10 картинах, ор. 64. Сюжет В. Шекспира. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева. 1935-36
  • «Золушка » , балет в 3 действиях, ор. 87. Либретто Н. Волкова. 1940-44
  • «Сказ о каменном цветке » , балет в 4 действиях по материалам сказов П. Бажова, ор. 118. Либретто Л. Лавровского и М. Мендельсон-Прокофьевой. 1948-50

Музыка к театральным постановкам

  • «Египетские ночи» , музыка к спектаклю Камерного театра в Москве по В. Шекспиру, Б. Шоу и А. Пушкину, для малого симфонического оркестра. 1933
  • «Борис Годунов» , музыка к неосуществленному спектаклю в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве для большого симфонического оркестра, ор. 70 bis. 1936
  • «Евгений Онегин» , музыка к неосуществленному спектаклю Камерного театра в Москве по роману А. Пушкина, инсценировка С. Д. Кржижановского, ор. 71. 1936
  • «Гамлет» , музыка к спектаклю в постановке С. Радлова в Ленинградском драматическом театре, для малого симфонического оркестра, ор. 77. 1937-38

Музыка к кинофильмам

  • «Поручик Киже » , музыка к фильму для малого симфонического оркестра. 1933
  • «Пиковая дама» , музыка к неосуществленному фильму для большого симфонического оркестра, ор. 70. 1938
  • «Александр Невский » , музыка к фильму для меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Режиссёр С. М. Эйзенштейн. 1938
  • «Лермонтов » , музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссёр А. Гендельштейн. 1941
  • «Тоня» , музыка к короткометражному фильму (не вышел на экран) для большого симфонического оркестра. Режиссёр А. Роом. 1942
  • «Котовский » , музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссёр А. Файнциммер. 1942
  • «Партизаны в степях Украины » , музыка к фильму для большого симфонического оркестра. Режиссёр И. Савченко. 1942
  • «Иван Грозный » , музыка к фильму для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра, ор. 116. Режиссёр С. М. Эйзенштейн. 1942-45

Вокальная и вокально-симфоническая музыка

Оратории и кантаты, хоры, сюиты

  • Два стихотворения для женского хора и оркестра на слова К. Бальмонта, ор. 7. 1909
  • «Семеро их» на текст К. Бальмонта «Зовы древности», кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра, ор. 30. 1917-18
  • Кантата к 20-летию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров на тексты Маркса, Ленина и Сталина, ор. 74. 1936-37
  • «Песни наших дней» , сюита для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, ор. 76. 1937
  • «Александр Невский» , кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра, ор. 78. Слова В. Луговского и С. Прокофьева. 1938-39
  • «Здравица» , кантата для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра, ор. 85. Текст народный: русский, украинский, белорусский, мордовский, кумыкский, курдский, марийский. 1939
  • «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» , кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра, ор. 93. Слова П. Антокольского. 1942-43
  • Эскизы к Гимну Советского Союза и Гимну РСФСР , ор. 98. 1943
  • «Расцветай, могучий край» , кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра, ор. 114. Текст Е. Долматовского. 1947
  • «Зимний костёр» , сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, ор. 122. 1949
  • «На страже мира» , оратория для меццо-сопрано, чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, ор. 124. 1950

Для голоса с фортепиано

  • Два стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта для голоса с ф-п., ор. 9. 1900
  • «Гадкий утёнок» (сказка Андерсена) для голоса с ф-п., ор. 18. 1914
  • Пять стихотворений для голоса с ф-п. , ор. 23. Слова В. Горянского, 3. Гиппиус, Б. Верина, К. Бальмонта и Н. Агнивцева. 1915
  • Пять стихотворений А. Ахматовой для голоса с ф-п. , ор. 27. 1916
  • Пять песен (без слов) для голоса с ф-п. , ор. 35. 1920
  • Пять стихотворений К. Бальмонта для голоса с ф-п. , ор. 36. 1921
  • Две песни из кинофильма «Поручик Киже» для голоса с ф-п. , ор. 60 bis. 1934
  • Шесть песен для голоса с ф-п. , ор. 66. Слова М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской и народные. 1935
  • Три детские песни для голоса с ф-п. , ор. 68. Слова A. Барто, Н. Саконской и Л. Квитко (перевод С. Михалкова). 1936-39
  • Три романса на слова А. Пушкина для голоса с ф-п. , ор. 73. 1936
  • «Александр Невский», три песни из кинофильма (слова B. Луговского), ор 78. 1939
  • Семь песен для голоса с ф-п. , ор. 79. Слова А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко, без указания автора и народные. 1939
  • Семь массовых песен для голоса с ф-п. , ор. 89. Слова В. Маяковского, А. Суркова и М. Мендельсон. 1941-42
  • Обработки русских народных песен для голоса с ф-п. , ор. 104. Слова народные. Две тетради, 12 песен. 1944
  • Два дуэта, обработки русских народных песен для тенора и баса с ф-п. , ор. 106. Текст народный, записан Е. В. Гиппиусом. 1945
  • Песня солдатская походная, ор. 121. Слова В. Луговского. 1950

Для симфонического оркестра

Симфонии и симфониетты

  • Симфониетта A-dur , op. 5, в 5 частях. 1914 (1909)
  • Классическая (Первая) симфония D-dur, op. 25, в 4 частях. 1916-17
  • Вторая симфония d-moll, op. 40, в 2 частях. 1924
  • Третья симфония c-moll, op. 44, в 4 частях. 1928
  • Симфониетта A-dur , op. 48, в 5 частях (третья редакция). 1929
  • Четвертая симфония C-dur, op 47, в 4 частях. 1930
  • Пятая симфония B-dur, op. 100. в 4 частях. 1944
  • Шестая симфония es-moll, op. 111. в 3 частях. 1945-47
  • Четвертая симфония C-dur, op. 112, в 4 частях. Вторая редакция. 1947
  • Седьмая симфония cis-moll, op. 131, в 4 частях. 1951-52

Другие произведения для симфонического оркестра

  • «Сны» , симфоническая картина для большого оркестра, ор. 6. 1910
  • «Осеннее» , симфонический эскиз для малого симфонического оркестра, ор. 8. 1934 (1915-1910)
  • «Ала и Лоллий » , скифская сюита для большого симфонического оркестра, ор. 20, в 4 частях. 1914-15
  • «Шут» , сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 21 bis, в 12 частях. 1922
  • Andante из Четвертой сонаты для ф-п. , транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 29 bis. 1934
  • «Любовь к трём апельсинам», симфоническая сюита из оперы , ор. 33 bis, в 6 частях. 1934
  • Увертюра на еврейские темы , транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 34 bis. 1934
  • «Стальной скок» , симфоническая сюита из балета, ор. 41 bis. в 4 частях. 1926
  • Увертюра для флейты, гобоя, 2 кларнетов, фагота, 2 труб, тромбона, челесты, 2 арф, 2 ф-п., виолончели, 2 контрабасов и ударных B-dur, op. 42. Два варианта: для камерного оркестра из 17 человек и для большого оркестра (1928). 1926
  • Дивертисмент для оркестра , ор. 43, в 4 частях. 1925-29
  • «Блудный сын», симфоническая сюита из балета , ор. 46 bis, в 5 частях. 1929
  • Andante из квартета h-moll , переложение автора для струнного оркестра, ор. 50 bis. 1930
  • Четыре портрета и развязка из оперы «Игрок» , симфоническая сюита для большого оркестра, ор. 49. 1931
  • «На Днепре », сюита из балета для большого оркестра , ор. 51 bis, в 6 частях. 1933
  • Симфоническая песнь для большого оркестра , ор. 57. 1933
  • «Поручик Киже», симфоническая сюита из музыки к фильму , ор. 60, в 5 частях. 1934
  • «Египетские ночи», симфоническая сюита из музыки к спектаклю в Московском камерном театре, ор. 61, в 7 частях. 1934
  • «Ромео и Джульетта», первая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 64 bis, в 7 частях. 1936
  • «Ромео и Джульетта», вторая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 64 ter, в 7 частях. 1936
  • «Петя и волк », симфоническая сказка для детей , для чтеца и большого симфонического оркестра, ор. 67. Слова С. Прокофьева. 1936
  • Русская увертюра для симфонического оркестра , ор. 72. Два варианта: для четверного состава и для тройного состава. 1936
  • «Летний день» , детская сюита для малого оркестра, ор. 65 bis, в 7 частях. 1941
  • Симфонический марш B-dur для большого оркестра, ор. 88. 1941
  • «1941-й год» , симфоническая сюита для большого оркестра, ор. 90, в 3 частях. 1941
  • «Семён Котко » , сюита для симфонического оркестра, ор. 81 bis, в 8 частях. 1943
  • «Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 ф-п., оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов, ор. 105. 1945
  • «Ромео и Джульетта», третья сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 101, в 6 частях. 1946
  • «Золушка», первая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 107, в 8 частях. 1946
  • «Золушка», вторая сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 108, в 7 частях. 1946
  • «Золушка», третья сюита из балета для большого симфонического оркестра, ор. 109, в 8 частях. 1946
  • Вальсы, сюита для симфонического оркестра , ор. 110. 1946
  • Праздничная поэма («Тридцать лет») для симфонического оркестра, ор. 113. 1947
  • Пушкинские вальсы для симфонического оркестра , ор. 120. 1949
  • «Летняя ночь» , симфоническая сюита из оперы «Обручение в монастыре», ор. 123, в 5 частях. 1950
  • «Сказ о каменном цветке», свадебная сюита из балета для симфонического оркестра, ор. 126, в 5 частях. 1951
  • «Сказ о каменном цветке», цыганская фантазия из балета для симфонического оркестра, ор. 127. 1951
  • «Сказ о каменном цветке», уральская рапсодия из балета для симфонического оркестра, ор. 128. 1951
  • Праздничная поэма «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра, ор. 130. 1951

125 лет исполнилось Сергею Прокофьеву — русскому гению XX века. Один из крупнейших композиторов в истории русской музыки, Сергей Прокофьев оставил большое наследие. Но сегодня хочется напомнить всем о тех произведениях композитора, без которых невозможна не только русская, но и мировая культура. Прокофьев сделал это! С днем рождения, Сергей Сергеевич!

«Петя и Волк»

Как-то так получилось, что в мировом рейтинге — это главное, самое популярное и самое узнаваемое произведение Сергея Прокофьева и русской классики XX века — возможно тоже. Симфоническая сказка исполнялась бессчетное количество раз всеми, кем только можно — от Михаила Горбачева и Питера Устинова до Дэвида Боуи и Стинга с Клаудио Аббадо. Очень важно, что вход детей в мир симфонической музыки во всем мире традиционно происходит с помощью наших Пети и волка.

Сергей Прокофев покинул Россию весной 1918 года и вернулся весной 1936. За эти годы он был в России только дважды с гастролями — в 1929 и 32 годах. А так — жил, в основном, в США, с женой испанкой и почитался серьезным композитором-авангардистом. «Петя и волк» — это его первое произведение написанное на новой советской Родине для детского театра Натальи Сац. Был до этого саундтрек к великому фильму «Поручик Киже», но этот заказ советского минкульта Прокофьев выполнил еще из-за границы. А вот «Петя и волк» — это такой мост между культурами и его фантастическая популярность, отчасти, основана и на этом тоже. Предлагаем две мультверсии этой истории — отечественную, кукольную и европейскую, от 2007 года

«Александр Невский»

Пуристы могут упрекнуть Самкульт в небрежности, мол, «Александр Невский» у Сергея Прокофьева существует в виде разных произведений, но речь идет не о произведениях, а о том, что Сергей Прокофьев, который рвался на Родину и с воодушевлением относился к работе на Советскую власть, еще до войны (1938) написал для фильма Эйзенштейна настоящий гимн русского патриотизма. «Вставайте, люди русские!» — та самая боевая песня русских воинов, встающих на пути псов-рыцарей. И фраза: эх, коротка кольчужка! — произносится под эту музыку. А сколько русских с этими словами и этой музыкой-набатом пошли на смерть за Родину? Конечно, есть в этом некое противоречие — перекормленный властью вчерашний композитор-модернист пишет псевдорусскую песню. Но именно у Прокофьева такое право было даже по рождению. Его мать — прекрасная пианистка, происходила из крестьян графьев Шереметевых, котрые всегда получали прекрасное образование. Именно мать подтолкнула Сережу к занятиям музыки, и мальчик из донецкой степи стал великим композитором XX века.

«Ромео и Джульетта»

В этом сказочном балете присутствует самая популярная в интернете музыкальная тема, вышедшая из под пера Прокофьева. Возможно, знатоки удивятся, но это «Танец рыцарей». Балет Прокофьева такая же визитная карточка России XX века, как и фильмы Тарковского и поэзия Ахматовой. Он является одним из самых популярных балетных произведений в мире, ставится всеми и всюду. Балет написан еще до возвращения в СССР и финал его был оптимистическим, в отличии от Шекспира, но потом вышла статья «Сумбур вместо музыки», в которой громили Шостаковича и композиторы сильно перепугались. Прокофьев переписал финал и сделал его трагическим. Как у Шекспира.

Придворный Прокофьев

Сергей Сергеевич, возвращаясь в СССР, понимал, что риски велики, но слава и возможности, ожидавшие его позволяли рисковать. Прокофьев получил Ленинскую премию и целых шесть сталинских! Одним из выдающихся его произведений является кантата к 60-летию Иосифа Виссарионовича. Особую пикантность этому произведению тоталитарного постмодерна придает тот факт, что кантата написана якобы на основе народных песен. А точнее — псевдонародных, имитирующих фольклор и народную любовь к вождю.

Неизвестный Прокофьев

В 1948 году гроза разразилась и над головой Прокофьева. Он попал под очередную кампанию по борьбе с. На этот раз боролись с формализмом, против отступления от принципов соцреализма. И шестая симфония Прокофьева вместе с экспериментальной оперой «Повесть о настоящем человеке» были разгромлены в пух и прах. Симфония позже была признана шедевром и регулярно исполняется, а вот опере повезло меньше. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре. В 2002 году концертное исполнение оперы состоялось под управлением В. А. Гергиева. В 2005 году опера была поставлена Д. А. Бертманом в Геликон-опере (Москва) под названием «Упавший с неба». Для своей постановки Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». В том же году опера Прокофьева была поставлена (с купюрами) в Саратовском оперном театре. Полностью (без купюр) опера ни разу не ставилась. Но тем не менее, разошлась на мемы еще в доинтернетовскую эпоху: гангрена, гангрена, ему отрежут ноги — все знают это со школы. И это тоже Прокофьев.

Выдающийся отечественный композитор Сергей Прокофьев известен всему миру благодаря своим новаторским произведениям. Без него сложно представить себе музыку 20 века, в которой он оставил значительный след: 11 симфоний, 7 опер, 7 балетов, множество концертов и разных инструментальных произведений. Но даже если бы он написал только балет «Ромео и Джульетта», он бы уже был вписан навечно в историю мировой музыки.

Начало пути

Родился будущий композитор 11 апреля 1891 года. Его мама была пианисткой и с раннего детства поощряла природную склонность Сергея к музыке. Уже в 6 лет он начал сочинять целые циклы фортепианных пьес, мама записывала его сочинения. К девяти годам на его счету уже было немало небольших произведений и целых две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Мать с пяти лет обучала его игре на фортепиано, с 10 лет он регулярно брал частные уроки у композитора Р. Глиэра.

Годы учебы

В 13 лет он поступил в консерваторию, где учился у выдающихся музыкантов своего времени: Н.А. Римского-Корсакова, А. Лядова, Н. Черепнина. Там у него сложились дружеские отношения с Н. Мясковским. В 1909 году он окончил консерваторию как композитор, затем еще пять лет посвятил освоению пианистического искусства. Затем еще 3 года учился игре на органе. За особые успехи в учебе был награжден золотой медалью и премией им. С 18 лет он уже вел активную концертную деятельность, выступая в качестве солиста и исполнителя собственных сочинений.

Ранний Прокофьев

Уже ранние произведения Прокофьева вызывали массу споров, их либо принимали всем сердцем, либо яростно критиковали. С первых шагов в музыке он заявил о себе, как о новаторе. Ему была близка театральная атмосфера, драматизация музыки, и как человек Прокофьев очень любил яркость, обожал привлекать к себе внимание. В 1910-х годах его даже называли музыкальным футуристом за любовь к эпатажности, за стремление к разрушению классических канонов. Хотя композитора никак нельзя было назвать разрушителем. Он органично впитывал классические традиции, но постоянно занимался поиском новых выразительных форм. В его ранних произведениях также наметилась еще одна отличительная черта его творчества - это лиризм. Также его музыке присуща огромная энергия, оптимизм, особенно в ранних композициях ощутима эта бесконечная радость жизни, буйство эмоций. Сочетание этих специфических черт делало музыку Прокофьева яркой и непривычной. Каждый его концерт превращался в феерию. Из раннего Прокофьева особого внимания заслуживают фортепианный цикл «Сарказмы», «Токката», «Наваждение», соната для фортепиано №2, два концерта для фортепиано с оркестром, симфония №1. В конце 20-х годов он знакомится с Дягилевым и начинает писать для него балеты, первый опыт - «Ала и Лоллий» был забракован импресарио, он посоветовал Прокофьеву «писать по-русски» и этот совет стал важнейшим поворотным моментом в жизни композитора.

Эмиграция

По окончании консерватории Сергей Прокофьев едет в Европу. Посещает Лондон, Рим, Неаполь. Он чувствует, что ему тесно в старых рамках. Смутные революционные времена, нищета и всеобщая озабоченность житейскими проблемами в России, понимание того, что его музыка на Родине никому сегодня не нужна, приводят композитора к мысли об эмиграции. В 1918 году он выезжает в Токио, оттуда перебирается в США. Прожив три года в Америке, где он много работал и гастролировал, он перебирается в Европу. Здесь он не только много работает, он даже трижды приезжает с гастролями в СССР, где его не считают эмигрантом, предполагалось, что Прокофьев находится в длительной зарубежной командировке, но остается советским гражданином. Он выполняет несколько заказов советского правительства: сюиты «Поручик Кижи», «Египетские ночи». За границей он сотрудничает с Дягилевым, сближается с Рахманиновым, общается с Пабло Пикассо. Там он женился на испанке Лине Кодине, с которой они родили двоих сыновей. В этот период Прокофьев создает немало зрелых, оригинальных произведений, которые и составили его мировую славу. К таким трудам относятся: балеты «Шут», «Блудный сын» и «Игрок», 2,3 и 4 симфонии, два ярчайших фортепианных концерта, опера «Любовь к трем апельсинам». К этому времени дарование Прокофьева созрело и стало образцом музыки новой эпохи: острая, напряженная, авангардная композиторская манера музыканта делала его сочинения незабываемыми.

Возвращение

В начале 30-х годов творчество Прокофьева становится более умеренным, он испытывает сильную ностальгию, начинает размышлять о возвращении. В 1933 году он вместе с семьей приезжает в СССР на постоянное жительство. Впоследствии ему удастся всего дважды побывать за границей. Зато его творческая жизнь в этот период отличается высочайшей интенсивностью. Произведения Прокофьева, теперь уже зрелого мастера, становятся отчетливо русскими, национальные мотивы в них слышны все больше. Это придает его самобытной музыке большей глубины и характерности.

В конце 40-х годов на Прокофьева обрушилась критика «за формализм», его нестандартная опера «Повесть о настоящем человеке» никак не вписывалась в советские музыкальные каноны. Композитор в этот период болен, но продолжает интенсивно работать, почти постоянно проживая на даче. Он сторонится всех официальных мероприятий и музыкальная бюрократия платит ему забвением, его существование почти незаметно в советской культуре того времени. А при этом композитор продолжает много работать, пишет оперу «Сказ о каменном цветке», ораторию «На страже мира», фортепианные сочинения. В 1952 году в концертном зале Москвы была исполнена его 7-я симфония, это было последнее произведение, которое автор услышал со сцены. В 1953 году, в один день со Сталиным, Прокофьев скончался. Смерть его прошла почти незамеченной для страны, его тихо похоронили на Новодевичьем кладбище.

Музыкальный стиль Прокофьева

Композитор попробовал себя во всех он стремился найти новые формы, много экспериментируя, особенно в ранние годы. Оперы Прокофьева были настолько новаторскими для своего времени, что зрители массово покидали зал в дни премьер. Он впервые позволил себе отказаться от стихотворного либретто и создавать музыкальные творения по таким произведениям, как «Война и мир», например. Уже первое его сочинение «Пир во время чумы» стало примером смелого обращения с традиционными музыкальными приемами и формами. Он смело сочетал приемы декламации с музыкальными ритмами, создавая новое оперное звучание. Его балеты были настолько оригинальными, что хореографы считали, что под такую музыку невозможно танцевать. Но постепенно они увидели, что композитор стремился передать внешнюю характерность персонажа с глубокой психологической правдивостью и начали много ставить его балеты. Важной особенностью зрелого Прокофьева стало использование национальных музыкальных традиций, которые в свое время провозглашали М. Глинка и М. Мусоргский. Отличительной чертой его сочинений стала огромная энергия и новая ритмика: резкая и выразительная.

Оперное наследие

Уже с ранних лет Сергей Прокофьев обращается к такой сложной музыкальной форме, как опера. Юношей он приступает к работе над классическими оперными сюжетами: «Ундина» (1905 г.), «Пир во время чумы» (1908 г.), «Маддалена» (1911 г.). В них композитор смело экспериментирует с использованием возможностей человеческого голоса. В конце 30-х годов жанр оперы переживает острейший кризис. Крупные художники больше не работают в этом жанре, не видя в нем выразительных возможностей, которые бы позволили выразить новые модернистские идеи. Оперы Прокофьева стали смелым вызовом классике. Его самые известные работы: «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел», «Война и мир», сегодня являются ценнейшим наследием музыки 20 века. Современные слушатели и критики понимают ценность этих сочинений, чувствуют их глубокую мелодичность, ритмику, особый подход к созданию характеров.

Балеты Прокофьева

Тяга к театру была присуща композитору с детства, он вносил элементы драматургичности во многие свои произведения, поэтому обращение к форме балета было вполне логичным. Знакомство с подтолкнуло музыканта взяться за написание балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921 г.). Сочинение было поставлено в антрепризе Дягилева, как и следующие работы: «Стальной скок» (1927 г.) и «Блудный сын» (1929 г.). Так в мире появляется новый выдающийся балетный композитор - Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» (1938 г.) стал вершиной его творчества. Сегодня это сочинение ставят во всех лучших театрах мира. Позже он создает еще один шедевр - балет «Золушка». Прокофьев смог реализовать свою скрытую лиричность и мелодичность в этих своих лучших произведениях.

«Ромео и Джульетта»

В 1935 году композитор обращается к классическому сюжету Шекспира. Два года он пишет сочинение нового типа, так даже в таком материале проявляется новатор-Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» - это хореографическая драма, в которой композитор отступает от сложившихся канонов. Во-первых, он решил, что конец у истории будет счастливым, что никак не согласовывалось с литературным источником. Во-вторых, он решил сделать акцент не на танцевальном начале, а на психологии развития образов. Такой подход был очень непривычен хореографам и исполнителям, поэтому путь балета на сцену занял долгих пять лет.

«Золушка»

Балет «Золушка» Прокофьев писал в течение 5 лет - самое лиричное свое произведение. В 1944 году сочинение было завершено и через год поставлено в Большом театре. Это произведение отличает тонкая психологичность образов, музыке характерна задушевность и сложная многоплановость. Образ героини раскрывается через глубокие переживания и сложные чувства. В создании образов придворных, мачехи и ее дочерей проявился сарказм композитора. Неоклассическая стилизация отрицательных персонажей стала дополнительной выразительной чертой сочинения.

Симфонии

Всего композитор за свою жизнь написал семь симфоний. В своем творчестве сам Сергей Прокофьев выделял четыре основных линии. Первая - классическая, которая связана с осмыслением традиционных принципов музыкального мышления. Именно эту линию представляет симфония №1 ре мажор, которую сам автор назвал «классической». Вторая линия - новаторская, связанная с экспериментами композитора. К ней относится симфония №2 3 и 4 симфонии тесно связаны с театральным творчеством. 5 и 6 появились в результате военных переживаний композитора. Седьмая симфония стала с размышлениями о жизни, стремлением к простоте.

Инструментальная музыка

Наследие композитора - более 10 около 10 сонат, немало пьес, опусов, этюдов. Третья линия творчества Прокофьева - лирическая, представлена в основном инструментальными произведениями. К ним относятся первый скрипичный концерт, пьесы «Сны», «Легенды», «Бабушкины сказки». В его творческом багаже есть новаторская соната для скрипки соло ре мажор, которая была написана в 1947 году. Сочинения разных периодов отражают эволюцию творческого метода автора: от острого новаторства до лиричности и простоты. Его соната для флейты №2 является сегодня классическим произведением для многих исполнителей. Его отличает мелодическая гармония, одухотворенность и мягкий духовой ритм.

Для фортепиано составляли огромную часть его наследия, их самобытный стиль сделал сочинения чрезвычайно популярными у пианистов всего мира.

Прочие произведения

Композитор в своем творчестве обращался и к самым крупным музыкальным формам: кантатам и ораториям. Первая кантата «Семеро их» была написана им в 1917 году на стихи К. Бальмонта и стала ярким экспериментом. Позже он пишет еще 8 крупных сочинений, среди которых кантата «Песни наших дней», оратория «На страже мира». для детей составляют особую главу в его творчестве. В 1935 году Наталья Сац предлагает ему написать что-то для ее театра. Прокофьев с интересом откликается на эту идею и создает знаменитую симфоническую сказку «Петя и волк», которая стала необычным экспериментом автора. Еще одна страница биографии композитора - музыка Прокофьева для кино. Его фильмография составляет 8 картин, каждая из которых стала серьезной симфонической работой.

После 1948 года композитор находится в сочинения этого периода малоуспешны, за исключением некоторых. Творчество композитора сегодня признано классическим, оно изучается и много исполняется.

23 апреля 1891 года родился Сергей Прокофьев — один из крупнейших композиторов ХХ века. У маэстро была неоднозначная репутация: его сочинения не раз шокировали публику, и зрители уходили, не дослушав произведение до конца. Прокофьева называли «варваром» за смелые музыкальные находки и часто критиковали — но композитор упорно продолжал работать в своём ключе. Как-то во время бостонского концерта американская публика с большим трудом выслушала его Четвёртую симфонию. Маэстро сделал из этого выводы и на следующем выступлении исполнил для серьёзных, солидных зрителей детскую симфоническую сказку «Петя и волк». Предварительно автор обратился к залу со словами «Дети мои!» и коротко объяснил, что каждый персонаж в его сказке представляет определённый музыкальный инструмент (например, утка — это гобой, а Петю «символизируют» струнные). Зрителей такое неожиданное обращение очень развеселило, и концерт имел невероятный успех.

Творческое наследие пианиста и дирижёра насчитывает 11 опер, 7 балетов и множество других сочинений. В 123-ю годовщину со дня рождения Сергея Прокофьева АиФ.ru предлагает вспомнить некоторые из них.

Сергей Прокофьев с сыновьями Святославом и Олегом. 1930 год. Фото: РИА Новости

Скифская сюита

Уже во время учёбы в Консерватории Прокофьев заслужил репутацию «хулигана» — возможно, именно поэтому к нему обратился Сергей Дягилев с просьбой написать балет на древнерусский сюжет для «Русских сезонов». Композитор принялся за работу — итогом его трудов стала «Ала и Лоллий». Вот только Дягилев конечный результат не одобрил и ставить его на сцене отказался. Тогда автор переделал балет в четырёхчастную сюиту, и в 1916 году в Петрограде состоялась премьера Скифской сюиты (она же «Ала и Лоллий»). Произведение вызвало громкий скандал — многие ушли, не дожидаясь конца (в том числе и Александр Глазунов — директор Петербургской консерватории). Прокофьева после этого окрестили «скифом» и низвергателем музыкальных устоев.

Опера «Любовь к трём апельсинам»

В основу произведения легла одноимённая сказка Карло Гоцци — «нелепая» история про страдающего ипохондрией принца, которого мог излечить только смех, ведьму Фату Моргану и случившийся с ней на публике конфуз, а также про проклятие «любовью к трём апельсинам».

Своё творение Прокофьев закончил в 1919-м, а премьера состоялась двумя годами позже — причём постановка шла на сцене Чикагской городской оперы и на французском языке. Дирижировал сам композитор.

В конце 1920-х произведение «добралось» и до родины автора. Кстати, после Прокофьева к этому сюжету прибегал Сергей Михалков , Александр Роу , Леонид Филатов и другие деятели искусства.

Балет «Золушка»

Музыку к «Золушке» композитор начал писать в 1940-м — вдохновлённый танцами балерины Галины Улановой , он хотел создать «волшебный» и сказочный балет именно для неё. Но война расстроила все планы Прокофьева, и на какое-то время ему пришлось поставить работу «на паузу». Он переключился на написание патриотической оперы «Война и мир» — на тот момент этот труд был нужнее и важнее, а в 1944-м снова вернулся к «Золушке». По словам маэстро, он писал произведение в традициях старого классического балета — с па-де-де, вальсами и другими необходимыми элементами. В итоге вышло «нежное» сочинение, которое часто исполняют без хореографии — просто как симфоническое произведение. Кстати, на премьере в конце 1945 года главную роль исполнила другая балерина — Уланова присоединилась к постановке уже в следующих спектаклях.

Опера «Война и мир»

«Война и мир» — это грандиозное историческое полотно, которое Прокофьев писал в военные годы на «подъёме патриотизма». Композитор создал не только музыку к опере, но и либретто по одноимённому роману Льва Толстого — кстати, в этом маэстро помогла вторая жена, Мира Мендельсон-Прокофьева . Структурно сочинение выглядит очень необычно: первые семь картин посвящены описанию личных взаимоотношений героев, а остальные рассказывают о борьбе и военных событиях.

Балет «Каменный цветок»

На создание «Сказа о каменном цветке» (или просто «Каменного цветка») маэстро вдохновили произведения Павла Бажова ; готовясь приступить к работе, Прокофьев тщательно изучал уральский фольклор. Музыку к балету композитор написал примерно за год, Большой театр одобрил постановку, но дело неожиданно остановилось. Автор тяжело переживал такую задержку, его здоровье ухудшалось, но он, пользуясь вынужденной паузой, переписал и улучшил некоторые сцены из «Каменного цветка». Первые репетиции начались лишь спустя 4 года после написания балета — 1 марта 1953 года. Спустя 4 дня, 5 марта, композитор ушёл из жизни — он так и не увидел своё творение на сцене. Согласно сохранившимся свидетельствам, Прокофьев до последнего трудился над «Сказом о каменном цветке» и в день своей смерти занимался его оркестровкой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры