Проявление смелости в рассказе судьба человека. Сочинение на тему: Героизм и мужество в рассказе Судьба человека, Шолохов

Главная / Психология

Тема мужества и самоотверженности проходит красной нитью в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Эти два понятия становятся самыми важными для образа главного героя. Андрей Соколов смог шаг за шагом преодолеть не только невзгоды, встречающиеся на пути, но и переступить через «не могу», когда силы уже оставляли его. И все это касается не только военной службы, но и периода плена. Когда же самая тяжелая полоса осталась позади, судьба снова нанесла удар человеку: погибают его родные. «Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!» И теперь уже не мужество, а самоотверженность берет верх в этом человеке. Андрей Соколов смог собрать последние душевные силы, чтобы отправиться на то место, где была когда-то прекрасная семейная жизнь, уютный домашний очаг, что смогла создать Ирина. Снова и снова судьба словно обухом бьет по голове мужественного и самоотверженного человека - Андрея Соколова.

С первых фронтовых дней перед нами встает образ человека не только мужественного, но и понимающего. Ведь мужество - это не только умение бороться с чем-то или противостоять невзгодам. Это способность человека удержать в себе свои переживания, неудачи и невзгоды. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Этим высказыванием Андрей осуждал тех, кто писал домой жалостливые письма.

Словно проверяя на прочность, судьба нанесла Соколову новый удар - плен. Именно стойкость духа помогла Андрею преодолеть все унижения плена. Именно морально и духовно выиграл «поединок» главный герой на приеме у герр лагерфюрера. Собравшись с духом, там он думал только об одном: «...у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Однако не все выдерживают тяготы войны. Некоторые считают, что сделка с совестью поможет им сухими, а главное, живыми и невредимыми выйти из сложившейся ситуации. Таким в рассказе предстает Крыжнев, который в плену совсем забывает о товарищах. «Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». И Соколов принимает верное в той сложившейся обстановке решение - придушить предателя. Этим он не столько спасает многих, сколько дает шанс пройти и вырваться из этих кругов ада. Ведь именно товарищи поддержали его в начале этого пути. «Но наши подхватили меня на лету, затолкали в средину и полчаса вели под руки». При такой поддержке товарищей только целеустремленный и самоотверженный человек смог пройти этот нелегкий путь. «Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не впору».

Когда же Соколов решился бежать, заметим, что это не первая его попытка, то думал при этом, как помочь своим. «Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков»», - похвалил полковник бывшего военнопленного. Долгих два года плена помогли пережить только воспоминания о родных. Но «все рухнуло в единый миг, остался я один».

Война разрушила жизнь главного героя. Он снова остался один с глубокой не заживающей раной в сердце, которое со временем и пошаливать стало. И только маленький оборвыш смог растопить лед в душе самоотверженного человека. Теперь именно он становится опорой и вдохновителем для Андрея. Этот человечек стал для него тем, ради кого снова можно терпеть невзгоды и мужественно и самоотверженно преодолевать любые возникающие преграды.

В рассказе есть и другие персонажи, которые тоже соприкасаются с центральными понятиями темы сочинения. Это и военнопленные, всегда готовые помочь другому: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И друзья, приютившие одинокую душу после войны.

Но особо в этом ряду мужественных людей стоят женщины и дети: «Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под та-кой тяжестью не согнуться!» Мужчины и молодые парни находясь на передовой, смело шагали в бой не потому ли, что были уверены, что их прикрывает надежный тыл. Эти слабые и беззащитные люди не только самоотверженно трудились для фронта, но и помогали мужественным бойцам не сломаться. «А ведь в плену я почти каждую ночь про себя, конечно, и с Ириной и с детишками разговаривал...»

Еще одним мужественным человеком на страницах рассказа является военный врач. Он и в плену не забывает о своей профессии. Оказав медицинскую помощь даже в такой сложной обстановке, он дает военнопленным шанс снова со временем оказаться на свободе, а не погибнуть по дороге к этой цели. Ведь еще не известно, сколько жизней спасли вот такие военврачи. И снова этот отважный человек продолжает обход: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал».

Обратим внимание еще на одного не столько мужественного, но очень самоотверженного героя - оборвыша, ставшего сыном Андрею Соколову. А в чем же проявляется это качество у маленького человечка, у которого «личико все в арбузном соку, покрытом пылью», и «глазенки как звездочки ночью после дождя»? Это видно по его уверенности, что отец жив и обязательно найдет его. «Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь»! И вот именно этот мужественный маленький оборвыш смог наполнить жизнь другого человека смыслом. Он своей маленькой судьбой показал, как самоотверженно можно ждать и надеяться на встречу с родным человеком.

Тема мужества и самоотверженности проявляется не только в образе главного героя. Благодаря этим качествам многие другие персонажи проходят суровую школу жизни. И эти две сущности человека, воспитанные с младенчества или привитые во время воспитания и взросления, становится мощной опорой в любой, порой самый трудный момент жизни человека. Судьба просто не в силах победить их или разрушить. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 9 "В".

Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.

Коррекционные.

Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Настрой детей на работу на уроке:

Быть активными,

Выполнять задание быстро, но внимательно,

Слышать учителя с первого раза,

Не грубить друг другу, не обижать товарищей,

Быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке
II. Вводная часть:

1. Дид.упр. "Найди слово"

2. Прослушивание песни "Священная война"

Дает задание: в буквенном ряду прочитать слово:

АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война)

ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество)

Подумайте, как связаны эти слова?

Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне?

Выполняют задание фронтально по слайду 2. (Презентация 1.ppt)

Объясняют связь слов война и мужество.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний.

1. Дид.упр. "Кто лишний"

Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt)

фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов).

(Правильный ответ - майор Гаврилов).

Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся).

Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру?

Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями.

(Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7)

По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют, кто не является героем литературного произведения, рассказывают о нем

Отвечают на вопрос.

Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

IV. Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается тест для самостоятельного выполнения по содержанию рассказа.

Имя главного героя рассказа:

А) Андрей Соколов

Б) майор Гаврилов

2. Герой рассказа в начале повествования находился:

А) в госпитале

Б) в плену у фашистов

3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:

А) чтобы вручить награду

Б) чтобы расстрелять

4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?

5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?

А) обещал представить к награде

Б) ругал за внешний вид.

Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов.
V. Основная часть.

1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека".

2. Беседа по содержанию отрывка.

3. Работа со словарем.

4. Выразительное чтение отрывка по ролям.

5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт"

Предлагает посмотреть отрывок из кинофильма "Судьба человека". (Приложение 2)

Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество?

Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение.

Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях.

Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа.

Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера.

Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова.

Смотрят отрывок

Отвечают на вопросы

Находят и зачитывают значения слова "мужество":

1) храбрость, присутствие духа в опасности;

2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.

Предлагают варианты интонации.

Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей

Выполняют задание.

VI. Итог урока. Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". Участвуют в беседе, высказывают свое мнение
VII. Домашнее задание. Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных (деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ "Судьба моего деда (прадеда).

Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно.

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Смелость и трусость". Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать нет?


Некоторым людям свойственна робость. Такие люди очень часто не умеют отказывать, чем пользуются окружающие. Таким примером может служить героиня рассказа А.П. Чехова « ». Юлия Васильевна работает гувернанткой у рассказчика. Ей свойственна стеснительность, но это ее качество доходит до абсурда. Даже когда ее откровенно притесняют, несправедливо лишают заработанных средств, она молчит, потому что характер не позволяет ей дать отпор и сказать «нет». Поведение героини показывает нам, что смелость нужна не только в экстренных ситуациях, но и в повседневной жизни, когда нужно постоять за себя.

Как проявляется смелость на войне?


Экстремальные условия, как правило, раскрывают истинную сущность человека. Подтверждение этому можно найти в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Во время войны Андрей Соколов оказался в плену у немцев, его морили голодом, держали в карцере за попытку побега, но он не потерял своего человеческого достоинства, не повел себя как трус. Показательна ситуация, когда за неосторожные слова комендант лагеря вызвал его к себе, чтобы расстрелять. Но Соколов не отказался от своих слов, не показал немецким солдатам своего страха. Он был готов достойно встретить смерть, за это ему сохранили жизнь. Однако после войны его ждало более серьезное испытание: он узнал, что его жена и дочери погибли, а на месте дома осталась только воронка. Его сын выжил, но счастье отца было недолгим: в последний день войны Анатолий был убит снайпером. Отчаяние не сломило его духа, он нашел в себе смелость продолжать жизнь. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Таким образом, Андрей Соколов показывает замечательный пример того, как сохранить достоинство, честь и остаться смелым в самых сложных жизненных ситуациях. Такие люди делают мир лучше и добрее.


Как проявляется смелость на войне? Какого человека можно назвать смелым?


Война – страшное событие в жизни любого человека. Она отнимает друзей и любимых, делает детей сиротами, разрушает надежды. Одних людей война ломает, других – делает сильнее. Ярким примером смелой волевой личности является Алексей Мересьев – главный герой «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого. Всю жизнь мечтавший стать профессиональным летчиком-истребителем Мересьев в бою получает тяжелое ранение, и в госпитале ему ампутируют обе ноги. Герою кажется, что его жизнь кончена, он не может летать, ходить, лишается надежды на создание семьи. Находясь в военном госпитале и видя пример мужества других раненых, он понимает, что должен бороться. Каждый день, превозмогая физическую боль, Алексей делает упражнения. Вскоре он уже может ходить и даже танцевать. Всеми силами Мересьев старается добиться приема в летную школу, ведь только в небе он чувствует себя на своем месте. Несмотря на серьезные требования к пилотам, Алексей получает положительный ответ. Девушка, которую он любит, не отказывается от него: после войны они женятся, и у них рождается сын. Алексей Мересьев – пример человека с несгибаемой волей, храбрость которого не смогла сломить даже война.


«В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость – все равно что стена» Г.С. Крисп
Согласны ли вы с утверждение Л. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении».


В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием - приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность? Смелость признать неправоту. Чем отличается истинная смелость от ложной? Какая разница между смелостью и рискованностью? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Кого можно назвать труса?


Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.


Как связаны понятия смелость и рискованность, самоуверенность, глупость? В чем разница между наглостью и смелостью?


Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.


Смелость в любви. Может ли любовь вдохновлять людей на подвиги?

Любовь вдохновляет людей на подвиги. Так, главные герои рассказа О.Генри « » показали пример смелости читателям. Ради любви они пожертвовали самым дорогим: Делла отдала свои прекрасные волосы, а Джим –часы, доставшиеся ему от отца. Для того, чтобы осознать, что действительно важно в жизни, необходимо недюжинное мужество. Еще больше мужества необходимо, чтобы жертвовать чем-либо во имя любимого человека.


Может ли смелый человек бояться? Почему не следует бояться признаться в своих чувствах? Чем опасна нерешительность в любви?


А. Моруа в рассказе « » показывает читателям, чем опасна нерешительность в любви. Главный герой рассказа Андре влюбляется в актрису по имени Женни. Он носит ей фиалки каждую среду, но даже не решается к ней подойти. Страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Он считает свою страсть к актрисе «безнадежной» и возвышает Женни до недостижимого идеала. Однако назвать этого человека «трусом» нельзя. В его голове возникает план: уйти на войну, чтобы совершить подвиг, который "приблизит" его к Женни. К сожалению, там он погибает, так и не успев сказать ей о своих чувствах. После его смерти Женни от его отца узнает о том, что он написал много писем, но так и не отправил ни одного. Если бы Андре хотя бы раз подошел к ней ближе, то узнал бы, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Этот пример доказывает, что нерешительность в любви опасна тем, что не дает человеку стать счастливым. Вполне вероятно, смелость Андре могла бы осчастливить двух людей, и никому не пришлось бы оплакивать ненужный подвиг, который так и не приблизил его к главной цели.


Какие поступки можно назвать смелыми? В чем заключается подвиг врача? Почему важно быть смелым в жизни? Что значит быть смелым в повседневной жизни?


Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.


К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Чем опасна трусость? Какова разница между страхом и трусостью? Кого можно назвать трусом? Может ли смелый человек бояться? Можно ли утверждать, что от страха до трусости один шаг? Трусливость – это приговор? Как экстремальные условия влияют на смелость? Почему важно иметь смелость при принятии своих решений? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов.Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят с самого начала, он предстает перед читателями как герой, который не позволяет обижать слабых, защищает животных, стремится к независимости и любит труд. Во время похода Дима спасает Лену от одноклассников, которые начали ее пугать, надев "морды" зверей. Именно по этой причине в него и влюбляется Леночка Бессольцева.


Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.

Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.

Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми? Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?

Лена Бессольцева - это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».


Нужно ли отстаивать правду, бороться за справедливость? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему люди бояться высказать свое мнение? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Чтобы бороться с несправедливостью, нужна храбрость. Герой повести Васильев видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны, поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как и трусость - дело выбора.

Согласны ли вы с высказыванием: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»? Как мнительность связана с трусостью? Чем опасен страх? Может ли страх мешать человеку жить? Как вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний»? Как вы понимаете устойчивое выражение: « у страха глаза велики»? Можно ли утверждать, что человек страшится того, чего не знает? Как вы понимаете высказывание Шекспира: « Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?


"Премудрый Пискарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пискарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так Пискарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?


Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции Отреченных, чтобы стать Бесстрашной. Она боится реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе Бесстрашных, ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ее пугают мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.


Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, за справедливость, за мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Нужна ли смелость в любви? Согласны ли вы с утверждением Рассела: «Бояться любви – значит бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мертвым»?


А.И. Куприн "Гранатовый браслет"
Георгий Желтков – мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит.



Может ли человек бояться счастья? Нужно ли иметь смелость, чтобы изменить свою жизнь? Нужно ли рисковать?


Вера Шеина боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.



Как вы понимаете высказывание Твена: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»?Как сила воли связана со смелостью? Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в самых разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонов в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения она борется со своими страхами, делает то, чего боится. Уже взрослая Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын, кажется, что вот страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание. Начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, за сына, за будущее страны. Но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы хоть как-то помочь. К сожалению, ее муж погибает, и Гуля вынуждена продолжать бороться в одиночестве. Она уходит на фронт, не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет четвертую высоту, она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но она преодолевает все свои страхи, такого человека, несомненно, можно назвать храбрецом.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А. Твардовский

Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов выступил со страстным призывом к миру. В 1957 году в газете “Правда” был опубликован его рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной силой.

Главный герой рассказа - Андрей Соколов - ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны. Он мирный труженик, ненавидящий войну. С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. О жене он говорит: “И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!” Сетует Андрей Соколов, что дом его был около авиазавода: “Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе...” И еще не забыть, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся в него: “Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...”

Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны - девятого мая. “Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!” Выдержал Андрей Соколов и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, “на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?”

Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу Андрея Соколова, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. “Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным... Командир нашей автороты спрашивает: “Проскочишь, Соколов?” А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!”

Оглушенный разрывом снаряда, очнулся уже в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине. “Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем”. Оставшись один на всем белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту и отдал сироте Ванюше, заменив ему отца.

Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте. “Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...”

Писатель заканчивает рассказ “Судьба человека” уверенностью в том, что “этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Форма рассказа “Судьба человека” проста и гениальна одновременно-“рассказ в рассказе”. Участник событий сам повествует о себе. Это позволяет создать особую доверительность, правдивую картину повествования. “Судьба человека” - самое короткое произведение Михаила Александровича Шолохова, но по своему эмоциональному воздействию оно не уступает другим его творениям. Обобщенный образ героя подчеркнут названием. Это, действительно, судьба многих советских людей, разделивших со страной все тяготы и трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому. На таких людях держится мир!

В 1956 г. было написано произведение "Судьба человека". Шолохов, краткое содержание истории, которую он услышал во время Великой Отечественной войны, уместил в рассказе. Хотя по своему значению эта тема достойна даже повести. Михаил Александрович стал первым писателем, кто затронул проблему солдат, попавших в плен к немецким оккупантам. Это рассказ о безграничном человеческом горе, утратах и наряду с этим вере в саму жизнь и людей.

Начало произведения и его главные персонажи

Как строится повествование рассказа, который написал Михаил Шолохов "Судьба человека"? Анализ его показывает, что данное произведение представлено в виде исповеди. Главный персонаж - личность довольно незаурядная. Андрей Соколов - обычный труженик, работающий до войны в колхозе. Вместе со своей семьей он живет просто и размеренно, как и миллионы других семей. Но напали немцы, и все словно переворачивается.

Андрей в числе других идет защищать свою Родину. Рассказ "Судьба человека" не представляет главного персонажа в виде какой-то героической личности. И тем не менее автор на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа. Он преклоняется перед его мужеством, выдержкой и силой воли. Ведь, пережив такую трагедию, каждый нашел в себе силы жить дальше.

Малограмотный человек или настоящий рабочий

Рассказ Шолохова "Судьба человека" раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о "большой черствой руке". Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.

Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей - обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.

События, произошедшие с персонажем во время войны

Ученики, которые пишут сочинение на тему "Судьба человека", обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов ("Судьба человека"). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.

Здесь присутствует солдатское единомыслие и братство, предательство и трусость. В плену Андрей Соколов совершает убийство, первое в своей жизни. Он убил пленного солдата, который хотел выдать фашистам своего командира. Затем Соколов встречает доктора. Он такой же пленный, как и остальные, но проявляет безграничное гуманное отношение к своим товарищам.

Основные качества характера главного персонажа

На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.

Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его - чище и мужественнее.

Как Андрей спас себе жизнь

Есть еще один эпизод, который необходимо отметить в произведении "Судьба человека". Краткое описание его позволит читателю самостоятельно судить о характере Соколова. Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту. Звали его Мюллер. Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Но Андрей отказался.

Тогда комендант вторично поставил перед ним стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил один, затем не закусывая второй. И хотя он уже едва держался на ногах, осилил и третий стакан, отломив потом маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Соколову. Он ведь прекрасно понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях.

Многие за кусок хлеба убивали друг друга. А тут такое мужество, тем более перед лицом смерти. До последнего хотел Андрей оставаться настоящим мужчиной и показать немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Оценив такое поведение плененного солдата, Мюллер не стал расстреливать его. Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Вернувшись в барак, Андрей разделил все между товарищами.

Побег из плена, или Новые удары судьбы

Далее рассказ "Судьба человека" повествует о том, как Андрей Соколов попал к одному немцу водителем, и как бы хорошо тот ни относился к нему, одна и та же мысль преследовала солдата. Бежать к своим. Дальше сражаться за Родину. Наконец, представился случай - и Андрею удается перехитрить фашистов. Оказавшись среди своих, он первым делом отправляет письмо жене, чтобы оповестить родных, что с ним все хорошо, жив и здоров.

И здесь этого мужественного человека ждет очередной удар судьбы. Его жена и дочери погибли, когда немецкие оккупанты совершали авиационный налет. Безгранично тяжело переживает Соколов эту потерю, но, взяв себя в руки в очередной раз, он продолжает жить. Сражаться и побеждать. Тем более есть еще сын, есть

очередного испытания

Судьба как будто окончательно хочет испытать Андрея Соколова на прочность, предоставив ему короткий миг общения с сыном. В последние дни войны его ждет последний сокрушительный удар. Сына убили. И единственное, что остается главному герою - это попрощаться с телом мертвого ребенка, последнего своего родного человека, и похоронить его на чужой земле.

Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.

Подарок судьбы - сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Последние страницы известного произведения

Если писать сочинение на тему "Судьба человека", то нельзя будет описать какие-то особенные подвиги, которые совершал главный герой во время Второй мировой войны. Он несколько раз был ранен, да и то легко. Но те эпизоды из жизни Андрея Соколова, которые описывает автор, те, что достаточно ярко демонстрируют его мужественный характер, силу воли, человеческую гордость, чувство собственного достоинства и любовь к Родине, разве не являются своеобразным подвигом?

Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить. Вот настоящий подвиг человека, который хотел описать Михаил Шолохов, рассказывая о судьбе своего главного персонажа Андрея Соколова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры