Равновесие нашего тела. упражнения на развитие равновесия

Главная / Психология

Равновесие тела - состояние устойчивого положения тела в пространстве.

Во время стояния, т.е. при вертикальном положении тела, равнодействующая всех сил, направленных на общий центр тяжести (ОЦТ) тела, расположена на уровне второго крестцового позвонка и проецируется на центральный участок площади опоры (подошвы ног). Всякое изменение вертикального положения, вызванное движением головы, туловища или конечностей, приводит к смещению ОЦТ. Сохранение равновесия тела в таких условиях достигается рефлекторным сокращением постуральных мышц, т.е. мышц, обеспечивающих сохранение позы.

С помощью специфических постуральных рефлексов осуществляются уравновешивание движущейся массы тела в условиях, когда ОЦТ переносится с одной ноги на другую, и движения при ходьбе и беге. Используя балансирующие движения, а также регулируя опорные усилия, человек способен сохранять равновесие в момент; когда центр тяжести его тела выходит за пределы площади опоры, как, например, у бегуна в момент старта. Биомеханическая особенность движений при ходьбе, беге, езде на велосипеде, хождении по канату заключается в том, что при их выполнении опорная поверхность подводится под проекцию центра тяжести.

Другую группу постуральных рефлексов составляют защитные движения, которые позволяют сохранять равновесие, когда на тело действуют горизонтальные или вращательные силы. Наклоны площади опоры сопровождаются компенсаторными изменениями позы, охватывающими все мышцы тела. В норме восстановление утерянного равновесия достигается с помощью автоматизированных выпрямительных рефлексов, участвующих в осуществлении сложных произвольных движений .

Сокращение антигравитационных мышц может быть вызвано афферентными импульсами, идущими от тактильных рецепторов подошвы стопы, рецепторов сетчатки и вестибулярного аппарата. В положении стоя эти афферентные системы оказывают стабилизирующее влияние на колебания ОЦТ благодаря активации опорной мускулатуры по a - и g -эфферентным путям. Механизмы регуляции порога возбудимости проприоцепторов обеспечивают пластичное приспособление мускулатуры к различным двигательным актам. Зрительные и вестибулярные постуральные рефлексы играют особенно важную роль в формировании предвосхищающих моторных команд при ходьбе по неровной поверхности (подъем, спуск). В патологических случаях оптомоторные позные рефлексы компенсируют выпадение проприоцептивной афферентации, в нормальных условиях зрение опосредует взаимодействие систем постурального равновесия и ориентации в ближнем пространстве.

Центральная регуляция равновесия тела , как предполагают, обеспечивается иерархически построенной функциональной системой, которая интегрирует разномодальную афферентацию, пользуясь обобщенными параметрами, к числу которых относится, по-видимому, положение тела в пространстве. Деятельность этой «следящей» системы, регистрирующей разницу между реальным и заданным положением, обусловливает текущую и опережающую регуляцию позных компонентов произвольных двигательных актов.

Афферентные пути постуральных рефлексов проходят через таламус, а эфферентные центры расположены в базальных ядрах, при поражении которых (например, при паркинсонизме) возникает выпадение постуральных рефлексов. Бульбарный и спинальный центры экстензорных (в т.ч. разгибательных) рефлексов испытывают в норме тормозящее центробежное влияние. Поэтому при нарушении анатомической целостности пирамидных путей возникают спастические параличи . Расстройство постуральных рефлексов не исключает возможности координации произвольных движений за счет психомоторной системы регуляции двигательных актов. Для оценки различных физиологических и биомеханических характеристик применяют циклограмметрическую съемку движений, регистрацию электрической активности мышц тела (см. Электромиография ).

Библиогр.: Батуев А.С. и Таиров О.П. Мозг и организация движений, Л., 1978; Гурфинкель В.С. и др. Стабилизация положения корпуса - основная задача позной регуляции, Физиол. человека, т. 7, № 3, с. 400, 1981.

Любая борьба начинается из положения стойки, когда спорт­смен стоит на ногах и находится в вертикальном положении. По­этому борец при движении должен учитывать законы сохранения равновесия.

В процессе борьбы для выполнения атакующих действий один спортсмен стремится вывести своего противника из состояния устойчивости, чтобы опрокинуть его на ковер, а другой - сохра­нить устойчивость и сделать то же со своим противником. Одна­ко при выведении противника из равновесия атакующий борец также теряет равновесие, ибо выполнить такие движения без по­тери равновесия невозможно. Таким образом, при борьбе оба спортсмена непрерывно теряют и восстанавливают равновесие.

Первое условие, при котором борец может выполнять движе­ния, направленные к достижению победы,- необходимость сохра­нения опоры. Вполне понятно, что во время борьбы оба борца имеют опору, но она может быть различной. Степень устойчиво­сти на этой опоре зависит от принятого борцом положения тела (высоты расположения центра тяжести, величины площади опо­ры, положения отвесной линии его центра тяжести на площади опоры), а также от действия мышц, сохраняющих это положение.

Профессором Иваницким М. Ф. установлено, что центр тяже­сти человеческого тела при выпрямленном положении находится в пределах от первого до пятого крестцовых позвонков.

Общий центр тяжести (о. ц. т) является точкой приложения силы тяжести (равнодействующей). В связи с тем, что о. ц. т. яв­ляется не материальной точкой в теле человека, он может нахо­диться и вне пределов его тела (при сильном наклоне или про­гибе). При борьбе с изменением взаимного расположения частей тела обоих спортсменов (при захвате) у них будет образовывать­ся о. ц. т. системы двух тел. В зависимости от движения обоих борцов их о. ц. т. также будет соответственно изменять свое ме­стоположение: подниматься, опускаться, выходить за пределы тела, а его отвесная линия - за пределы площади опоры (рис. 1 -А, Б). Перемещение о. ц. т. борца, не связанного захва­том с противником, при движениях в борьбе не очень значитель­ны: практически можно допускать, что о. ц. т. борца находится в нижней части туловища.

При стоянии борца площадь опоры образуется опорной по­верхностью стоп и тем пространством, которое заключено между ними. В процессе борьбы чаще всего борцы контролируют зри­тельно изменение площади опоры. В этом случае площадь опоры включает поверхность подошвы обуви обеих стоп и пространство между ними.

На рис. 2 показано, как в зависимости от положения тела бор­ца изменяется его площадь опоры. Естественно, что чем больше площадь опоры, тем больше степень устойчивости (борец имеет больше возможности для перемещения о. ц. т. без нарушения рав­новесия). Равновесие нарушается, когда отвесная линия о. ц. т. приближается к пределам площади опоры и выходит за нее. При передвижении очень важно, чтобы отвесная линия центра тяжести находилась ближе к центру площади опоры - это наи­более благоприятное положение для устойчивости тела.


Степень устойчивости тела борца в определенном направле­нии характеризуется углом устойчивости. Углом устойчивости принято называть «угол, образованный линией тяжести с линией, соединяющей центр тяжести тела с краем площади опоры, в сто­рону которой определяется степень устойчивости тела*. Таким образом, угол устойчивости (а) будет расти с понижением цент­ра тяжести тела, увеличением опорной площади и удалением ли­нии тяжести от края площади опоры (рис. 3).

Достаточно во время борьбы пошире поставить ноги и согнуть их, чтобы положение тела стало более устойчивым. Однако слишком широко расставленные или сильно согнутые ноги уменьша­ют быстроту перемещения тела борца. Из рис. 2-3 видно, что при слишком широко расставленных ногах невозможно обеспе­чить хорошую устойчивость во всех направлениях. В таких слу­чаях возникает по меньшей мере два «опасных направления», при которых легко выйти из состояния равновесия,- когда отвес­ная линия тяжести тела находится близко к краю площади опо­ры. При фронтальной стойке - это направление вперед или назад, при ноге, выставленной вперед,- боковые направления, при диагональной стойке - направления по противоположной диагонали.

Искусство сохранять равновесие заключается в умении вы­полнять такие движения, которые обеспечивают быстрое измене­ние площади опоры и увеличение угла устойчивости в «опасных направлениях», а также в умении напрягать или расслаблять отдельные группы мышц для нейтрализации или амортизации усилий противника.

Наиболее целесообразное исходное положение для этих дви­жений в борьбе называется стойкой борца. Это положение следующее: ступни расположены немного шире плеч, одна нога (правая или левая) выставлена вперед на длину одной стопы; ноги в коленях слегка согнуты, мышцы не напряжены и сохраня­ют готовность к быстрым передвижениям в любом направлении; туловище слегка наклонено вперед, а плечо, соответствующее выставленной вперед ноге, немного повернуто в ту же сторону. Особое внимание следует обращать на положение о. ц. т., которым должен находиться над серединой площади опоры (между ступ­нями своих ног) (см. рис. 3), за исключением случаев выполне­ния атакующих действий.

Увеличить угол устойчивости в «опасном направлении» можно выставлением сзади стоящей ноги вперед или отставлением впе­реди стоящей ноги назад в такое положение, чтобы стойка сохра­нилась, а «опасное направление» оказалось в противоположной стороне.

При передвижении в стойке обычно первый момент движения связан с выведением вертикали центра тяжести за переднюю границу площади опоры и нарушением равновесия. Однако при передвижении тела в борьбе, где малейшая потеря равновесия может быть использована противником для атаки, переносить тяжесть тела за пределы площади опоры надо особенно осторож­но. Все переставления ног, если они не связаны с атакой, надо производить согласно следующим правилам: начинать передви­жение всегда с ноги, ближней к направлению передвижения, при этом ставить ногу так, чтобы на нее не переносить сразу вес тела. Это надо делать постепенно: в момент переставления ноги о. ц. т. нужно перенести на ногу, противоположную переставляе­мой, затем перенести на переставляемую ногу тяжесть тела и подставлять другую ногу на такое расстояние, чтобы занять по­ложение стойки.

При таком способе перемещения ног заранее создается воз­можность увеличения угла устойчивости в направлении передви­жения, а, следовательно, и возможность быстрого восстановления потерянного равновесия при передвижении в стойке.

Во всех случаях не следует подставлять одну ногу близко к другой или перекрещивать их, так как при передвижении будет создаваться «опасное направление» в сторону движения основной массы тела, а следовательно, и быстрая потеря равновесия, вос­становить которое будет трудно.

Правильная стойка борца и правильные передвижения созда­ют благоприятные условия для активного сопротивления при движениях защиты, а также при атакующих действиях.

Начиная атаку, борец обычно подготавливает ее своими так­тическими действиями. При правильной стойке эти действия ата­кующего затруднены, атакуемому легче сохранять равновесие. В момент атаки противника атакуемый может сохранить положе­ние стойки следующим образом: 1) напряжением мышц и фикса­цией всех частей тела в прежнем положении; 2) перемещением основной массы тела в сторону, противоположную рывку или толчку противника. Этому активному сопротивлению также спо­собствует вес его тела. В отдельных случаях часть усилий про­тивника можно нейтрализовать путем расслабления отдельных частей тела (рук, верхней части туловища) с целью амортизации его усилий.

Правильное положение ног и туловища, имеющих хорошую опору, создает благоприятные условия для всех этих действий. Атакующий должен строить все свои атаки с учетом потери и сохранения равновесия противником. Многие приемы связаны с потерей равновесия тела атакующим борцом. Такая потеря равновесия создает благоприятные условия для усиления движе­ния в направлении выполнения приема как в стойке, так и в партере. При этом надо обязательно учитывать степень устой­чивости противника и выполнять прием в таком направлении, в котором угол устойчивости противника может быть пре­одолим.

Движения защиты также часто основаны на потере равнове­сия. В этом случае атакуемый, защищаясь, создает в направле­нии атаки непреодолимый угол устойчивости за счет потери рав­новесия в противоположную сторону.

На использовании потери равновесия борцами основана и тех­ника борьбы в партере.

Обычно при выполнении приема (броска или переворота) в партере атакующий направляет движение основной массы своего тела в сторону поворота тела противника спиной к ковру. Атакуе­мый располагает свое тело как можно ниже, занимает большую площадь опоры и при повороте создает в направлении атаки не­преодолимый угол устойчивости.

Чтобы удержать противника спиной вниз и прижать его ло­патками к ковру, атакующий располагает свое тело так, чтобы в направлении поворота противника спиной вверх также созда­вать непреодолимый угол устойчивости.

Атакуемый, находясь спиной вниз, старается как можно вы­ше поднять свой о. ц. т. и противника. С этой целью он занимает положение мост. Чем гибче борец, чем круче у него мост, тем меньше угол устойчивости у обоих борцов и тем легче атакуемо­му повернуться спиной вверх.

На этом же принципе основаны все удержания и уходы от удержаний и в борьбе самбо.

Учитывать возможность потери равновесия и его сохранения нужно и при выполнении болевых приемов, так как для их успеш­ного проведения важно, чтобы противник не изменил своего по­ложения и не ушел из захвата.

Итак :

1. умение быстро изменять положение тела, увеличивая сте­пень устойчивости в «опасных направлениях», и передвигать его с наименьшим отклонением отвесной линии центра тяжести от середины площади опоры, активно сопротивляясь действиям противника, - основа сохранения равновесия в борьбе;

2. умение использовать потерю равновесия противником и потерю равновесия своего тела с целью усиления атаки, защиты и контратаки - основа высокотехничных действий в борьбе.

Мы поражаемся исключительной способности гимнастов сохранять равновесие в самых рискованных положениях. Вспомните, например, эквилибристов на качающемся тросе. Многие из них делают акробатические трюки, переворачиваясь в воздухе, а потом снова возвращаются на трос, сохраняя при этом равновесие.

Восхищаясь искусством гимнастов, акробатов, канатоходцев, мастеров фигурного катания, мы не задумываемся о том, что способность сохранять определенную позу при выполнении какого-либо движения свойственна не только спортсменам и артистам цирка. Каждый практически здоровый человек в определенной мере обладает ею. Если же функция органов, обеспечивающих равновесие, резко нарушается, человек не может ходить, он вынужден только лежать.

На наше тело оказывают воздействия различные физические факторы. Важнейший из них – сила притяжения Земли или сила тяжести. Поэтому управление равновесием и выполнение любого движения в основном подчинены преодолению этой силы.

Двигательный аппарат человека насчитывает более 200 костей. С точки зрения механики он представляет собой систему разнообразных рычагов, равновесие которых, а следовательно, и равновесие всего тела возможно тогда, когда сумма моментов сил, действующих на него относительно оси вращения, равна нулю. Если равенство моментов сил нарушается, то система рычагов начинает вращаться в направлении той силы, момент которой больше, и человек теряет равновесие.

Основные регуляторы равновесия – мышечный и вестибулярный аппараты. Однако без участия органов чувств система регуляции равновесия становится неустойчивой. Попробуйте, например, стоя на носках, закрыть глаза, и вы почувствуете, что выключение зрения ведет к неустойчивости равновесия.

Регуляция поз и движений в повседневной жизни осуществляется рефлекторным путём – автоматически. Как известно, все наши органы и ткани имеют чувствительные нервные окончания – рецепторы. Основными регуляторами равновесия являются мышечные и вестибулярные рецепторы.

Растяжение и сокращение мышечных волокон вызывают раздражение рецепторов мышц. А изменение положения головы и всего тела в пространстве чутко улавливается рецепторами вестибулярного аппарата, находящегося в области внутреннего уха. С рецепторов возбуждение передается по нервным волокнам в центральную нервную систему. Сигналы, постоянно поступающие в головной мозг, приносят информацию об изменении положения нашего тела. Кора больших полушарий головного мозга перерабатывает её и немедленно посылает импульсы в обратном направлении – к мышцам, которые и восстанавливают равновесие тела. Без таких возбуждений, утверждает И.П.Павлов, “движение не может быть выполнено, потому что оно в каждый момент не регулируется. Человек в таком случае может сказать про себя, что он не чувствует в каждый момент своих движений и поэтому не может ими управлять”. Подобное явление можно наблюдать, например, в состоянии невесомости, когда информация от рецепторов мышц, вестибулярного аппарата прекращается и человек не ощущает равновесия своего тела. Поэтому ему приходиться зрительно ориентироваться по отношению к окружающим его предметам.

Равновесие – процесс динамический: в любой позе тело человека не остается абсолютно неподвижным. Мы как бы теряем на мгновение равновесие и вновь его восстанавливаем. Бег, ходьба и другие действия, даже стояние не месте требуют постоянных усилий для удержания равновесия тела в нужной позе. Это привычный и незаметный для нас процесс. Но стоит только споткнуться во время ходьбы или бега, как мы совершаем так называемые предохранительные движения: подпрыгиваем, оказывая тем самым сопротивление силе инерции, отклоняем туловище, как бы подводя центр тяжести под точку опоры, падая, подставляем руку и т.д. Приглядитесь в метрополитене к людям, которые входят на эскалатор и сходят с него: для большей устойчивости они движутся, образно выражаясь, “утиной походкой”, широко расставив ноги и частыми движениями перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.

Другой пример. Чтобы удержать равновесие на месте при внезапной остановке транспорта, пассажир невольно отклоняется в сторону, противоположную направлению движения.

Кому не приходилось наблюдать, как идущий рядом человек, поскользнувшись, неуклюже падает, не сделав даже попытки устоять. А как поступит спортсмен, обладающий достаточно развитым чувством равновесия? Он моментально определит направление и скорость отклонения своего тела, чтобы тут же восстановить его, совершив несколько ловких движений, и тем самым избежит падения.

Чем выше тренированность, тем легче человек приспосабливает свои движения и положение тела к изменяющимся условиям. Оптимальный уровень развития способности к управлению равновесием тела позволяет нам выполнять различные бытовые и производственные движения наиболее чётко и экономно.

Хороший спортсмен никогда не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездок на транспорте. А для физически “отсталых” людей это порой настоящий бич. Нередко им приходится отказываться от путешествий на воздушном или морском транспорте. Объясняется это тем, что недостаточно тренированный вестибулярный аппарат под действием изменяющейся скорости, рывков, покачивания приходит в состояние раздражения: учащается пульс, появляется тошнота, головокружение – ухудшается самочувствие. Слабая вестибулярная устойчивость может быть и врожденной. Однако – и это доказано практикой – в любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке. Разумеется, прежде чем приступать к тренировке, надо обязательно проконсультироваться с врачом, нет ли противопоказаний к занятиям.

Рекомендуется выполнять различные гимнастические элементы (кувырки, повороты, перевороты) и специальные, так называемые вращательные упражнения: круговые движения головой, повороты на месте кругом (поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу). Начинать следует с 6-8 вращательных упражнений, а затем, постепенно увеличивать количество повторений на 1-2 движения каждую неделю. Заниматься целесообразно 3-4 месяца. Именно за этот срок при систематических тренировках можно достаточно хорошо развить вестибулярный аппарат.

Неплохо развивает вестибулярный аппарат качание на качелях. Поэтому не упускайте случая покачаться, даже если это вам неприятно. В первое время раскачивайтесь с небольшой амплитудой, затем постепенно раскачивайтесь всё сильнее. Очень хорошо развивается вестибулярный аппарат при прыжках на батуте. Как правило, систематические тренировки заставят “морскую болезнь” отступить.

Высокая устойчивость вестибулярного аппарата присуща гимнастам, акробатам, летчикам и космонавтам. Это в немалой степени следствие регулярных тренировок и систематической подготовки на специальных тренажерах.

Если вас интересует, на сколько хорошо вы можете удерживать равновесие, попробуйте выполнить приведенные ниже упражнения. Это будет своеобразным тестом вашего вестибулярного аппарата.

У того, кто одолеет весь комплекс, функция равновесия заслуживает отличной оценки. Тем, кто сможет проделать первые десять упражнений или того меньше, необходимо развивать вестибулярный аппарат. При желании эти несложные упражнения можно включить в свой тренировочный комплекс. Начинайте с первых двух; освоив их переходите к следующим, более сложным. При выполнении упражнений старайтесь сохранять равновесие как можно дольше.

Пятки и носки вместе, руки на поясе, глаза закрыты. В этом положении стоим 20-30 секунд.
Стопы на одной линии (правая перед левой или наоборот), руки на поясе; в этом положении стоим 20-30 секунд.
То же, но с закрытыми глазами; стоять 15-20 секунд.
Ноги вместе, руки на поясе, подняться на носках; стоять 15-20 секунд.
То же, но с закрытыми глазами; стоять 10-15 секунд.
Руки на поясе, левую ногу согнуть оторвав от пола, подняться на носке правой ноги; стоять 15-20 секунд. То же другой ногой.
Затем делаем то же, но с закрытыми глазами.
Стоя на носках (ноги вместе), выполнить 5-8 наклонов туловища вперед до горизонтального положения (маятникообразные движения); один наклон в секунду.
То же, но с закрытыми глазами.
Стопы на одной линии (правая перед левой или наоборот), руки на поясе, выполнить 8-10 наклонов туловища в лево и в право (маятникообразные движения); один наклон в секунду.
То же, но с закрытыми глазами
Стоя на носках (ноги вместе), наклонить голову до предела назад; удерживать это положение 15-20 секунд.
То же, но с закрытыми глазами, стоять 10-15 секунд.
Стоя на носках выполнить 8-10 пружинящих движений головой влево и вправо; одно движение в секунду
Стоя на носке правой ноги, руки на поясе; выполнить 8-10 маховых движений прямой левой ногой вперед-назад (с полной амплитудой движений). То же другой ногой.
Стоя на носках выполнить 10-12 быстрых наклонов головой вперед-назад.
Подняться на носке правой ноги, левую ногу согнуть, оторвав от пола, голову до предела отклонить назад, закрыть глаза; стоять 10-15 секунд. То же другой ногой.

Инструкция по выполнению теоретико-методических заданий

Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными.

Утверждения представлены в:

  • закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 4 предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждения. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а». «б», «в», или «г»;
  • открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Подобранное слово впишите в соответствующую строку бланка ответов.

Записи должны быть разборчивыми.

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

1. Первая Всероссийская олимпиада прошла в…

а. … Нижнем Новгороде в 1907 г.
б. …Киеве в 1913 г.
в. …Риге в 1914 г.
г. …Всероссийские олимпиады не проводятся

Ответ: б

2. Высшим органом Олимпийского Комитета России (ОКР) является…

а. …Бюро ОКР
б. …Исполнительный комитет
в. …Совет федераций видов
г. …Олимпийское собрание

Ответ: г

3. Главным достижением Первых Всемирных юношеских игр под патронажем Международного Олимпийского Комитета, проведенных в Москве в июле 1988 г., стало то, что…

а….их медали разъехались в 68 стран мира
б. …на играх было разыграно 162 комплекта наград
в. ..юные спортсмены России завоевали 124 медали
г. .. в программу игр вошли соревнования по 15 олимпийским видам спорта

Ответ: а

4. Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает…

а. …фундаментальные знания общетеоретического характера
б. …инструктивно-методические знания
в. …знания о правилах выполнения двигательных действий
г. …все перечисленное

Ответ: г

5. Специфическим предметом обучения в процессе физического воспитания являются…

а. …физические упражнения
б. …факты, понятия, термины
в. ..закономерности биомеханики
г. ..двигательные действия

Ответ: г

6. Конечной целью приобретения знаний в сфере физической культуры является…

а….осознание необходимости физического совершенствования
б….формирование готовности использования учебных образцов
г. ..освоение физических упражнений
д. ..применение их на практике

Ответ: г

7. Специфика физического воспитания по отношению к другим видам воспитания заключается в …

а. …создание условий для протекания процессов физического развития человека
б. …обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств
в. …повышении физической работоспособности человека
г. …укреплении здоровья и профилактике заболеваний

Ответ: б

8. Необходимость совершенствования физических возможностей человеческого сообщества исторически обусловила формирование…

а. …физических упражнений
б. …физического воспитания
в. …физической культуры
г. …видов спорта

Ответ: в

9. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается, как…

а. …совершенствование
б. …физическая культура
в. …упражнение
г. …физическое воспитание

Ответ: в

10. «Непрерывность» физического воспитания характеризуется…

а. …чередованием занятий различной направленности
б. …взаимодействием эффектов занятий
в. …сочетанием физических упражнений
г. …отсутствием интервалов отдыха

Ответ: б

11. Оздоровительный эффект физического воспитания достигается в результате…

а. …обеспечения полноценного физического развития
б. …закаливания и физиотерапевтических процедур
в. …формирования двигательных умений и навыков
г. …совершенствования телосложения

Ответ: а

12. Форма физического упражнения представлена его…

а. …физиологическими и прочими сдвигами в организме
б. …кинематическими характеристиками
в. …внутренней и внешней структурой
г. …содержанием

Ответ: в

13. Скоростные упражнения целесообразно сочетать с упражнениями «на…

а. …координацию»
б. …силу»
в. …выносливость»
г. …гибкость»

Ответ: г

14. Основу двигательных способностей составляют…

а. …методы обучения и воспитания
б. …функциональные возможности организма
в. …сила, быстрота, выносливость и гибкость

Ответ: г

15. Основу совершенствования координационных способностей составляют методы…

а. …воспитания физических качеств
б. …обучения двигательным действиям
в. …строго регламентированных упражнений
г. …использования контрастных и сближаемых заданий

Ответ: б

16. Прикладная направленность физического воспитания подчеркивается в понятии…

а. … «физическая подготовка»
б. … «физическая культурность»
в. … «физическое совершенство»
г. …. «физическое образование»

Ответ: а

17. Ценности, создаваемые в сфере физической культуры, не являются…

а. …физическими
б. …интеллектуальными
в. …национальными
г. …материальными

Ответ: в

18. Базовая физическая культура наиболее полно представлена в …

а. …профессионально-прикладной физической культуре
б. …системе образования – воспитания
в. …адаптивной физической культуре
г. …в школьной физической культуре

Ответ: б

19. Здоровый образ жизни – это формы и способы жизнедеятельности, направленные на …

а. …развитие физических качеств людей
б. …оптимизацию физического состояния
в. …подготовку к профессиональной деятельности
г. …поддержание высокой работоспособности людей

Ответ: б

20. Здоровый стиль жизни – это…

а. … выполнение человеком социальных, профессиональных и биологических функций
б. … «личностный стержень», являющийся мотивацией поведения
в. …деятельность по достижению здорового образа жизни
г. … побудительный стимул к здоровому образу жизни

Ответ: в

21. Функциональные изменения в организме, фиксируемые в конце занятия физическими упражнениями, принято обозначать, как…

а. …тренировочный эффект
б. …утомление
в. …недовосстановление
г. …оперативное состояние

Ответ: а

22. Подводящие упражнения, используемые в процессе физического воспитания, преимущественно направлены на…

а. …изменение оперативного состояния
б. …формирование двигательных умений
в. …совершенствование двигательных навыков
г. …достижение определенного уровня развития

Ответ: б

23. Для совершенствования скоростных способностей малоэффективны упражнения, …

а. …способствующие снижению веса тела
б. …объединенные в форме круговой тренировки
в. …способствующие повышению частоты движений
г. …совершенствующие координационные способности

Ответ: а

24. На этапе совершенствования двигательных действий преимущественно используются методы …

а. …стандартно-вариативного упражнения
б. …стандартно-повторного упражнения
в. …целостно-аналитического воздействия
г. …избирательного и сопряженного воздействия

Ответ: г

25. Основой методики обучения двигательным действиям является обеспечение …

а. …цикличности выполнения упражнений
б. …возрастной адекватности нагрузки
в. …доступности и индивидуализации предлагаемых заданий
г. …постепенного повышения силы воздействия

Ответ: в

26. Основой методики воспитания физических качеств является обеспечение …

а. …возрастной адекватности нагрузки
б. …цикличности выполнения упражнений
в. …постепенного повышения силы воздействия
г. …доступности и индивидуализации предлагаемых заданий

Ответ: в

27. При воспитании абсолютной силы наиболее популярен метод …

а. … повторных усилий
б. …вариативного упражнения
в. …круговой тренировки
г. … электростимуляции

Ответ: а

28. Величина физической нагрузки является производной от …

а. …количества повторений упражнений и их продолжительности
б. …скорости, темпа и мощности движений
в. …её концентрации во времени
г. …её объема и интенсивности

Ответ: г

29. Количество повторений на этапе начального разучивания движений …

а. … обычно приближается к повторному максимуму
б. …должно приводить к заметному утомлению
в. …стимулирует рост энергозатрат
г. …сравнительно невелик

Ответ: г

30. Собственно силовые способности характеризуются …

а. …соотношением показателей абсолютной силы к собственному весу
б. …продолжительностью фаз напряжений и расслаблений
в. …количеством максимальных усилий в занятии
г. …импульсом силы

Ответ: а

31. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются … устойчивостью.

а. …фагоцитарной…
б……специфической…
в. …неспецифической…
г. …бактерицидной…

Ответ: в

32. Фактором, преимущественно обусловливающим проявление специальной выносливости, является уровень развития …

а. …скоростно-силовых способностей
б. …личностно-психических качеств
в. …функциональной экономичности
г. …анаэробных возможностей

Ответ: г

Задания в открытой форме

Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов

33. Система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и тому подобное) обозначается, как …

Ответ: Антропометрия

34. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев обозначается как …

Ответ: Балансировка (балансирование)

35. Наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления обозначается как …

Ответ: Валеология

36. Красный дыхательных пигмент эритроцитов, участвующий в переносе кислорода от органов дыхания к тканям и углекислого газа от тканей к дыхательным органам обозначается, как …

Ответ: Гемоглобин

37. Начальная стадия шахматной и шашечной партии, во время которой соперники развивают фигуры (шашки) из исходного положения так, чтобы придать желаемый характер дальнейшему течению игры, обозначается, как …

Ответ: Дебют

38. Все разновидности борьбы, бокса, фехтования, характеризующиеся контактным противоборством двух соперников в бою или поединке, регламентированном правилами соревнований, обозначаются, как …

Ответ: Единоборства

39. Органические вещества, входящие в состав биологических мембран, образующие энергетический запас, создающие защитные и термоизоляционные покровы, выполняющие гормональные функции, участвующие в механизме мышечных сокращений, обозначаются, как …

Ответ: Жиры (липиды)

40. Прохождение дистанции группой спортсменов, выделенных из общего числа участников путем жеребьёвки или по предварительным данным и стартующих одновременно, обозначается, как …

Ответ: Забег

Вконтакте

Равновесие тела - это состояние покоя тела относительно какой-либо системы отсчета, в частном случае - неподвижность тела относительно окружающей его среды. Равновесие тела бывает статическим и динамическим. При статическом равновесии тела проекция общего центра тяжести тела находится внутри площади опоры (рис. 1). При ходьбе, беге, и т. п. динамическое равновесие тела достигается путем балансирования, т. е. подведением площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела (рис. 2).

Рис. 1. Плоскость опоры тела при вольном стоянии: S - точка, соответствующая проекции общего центра тяжести. Рис. 2. Восстановление равновесия тела путем компенсирующего изменения деятельности мышц ног при наклоне туловища вперед. Проекция центра тяжести (вертикальная линия) возвращена в прежнее положение на плоскость опоры.

В поддержании состояния равновесия тела принимает участие целый ряд сложных систем. Важная роль принадлежит вестибулярному аппарату. Его рецепторная часть расположена во внутреннем ухе и состоит из мешочков преддверия и трех полукружных каналов. При возбуждении вестибулярного аппарата происходит раздражение волосков чувствительного . Возникающие импульсы передаются по вестибулярному нерву в мозг. В процессе поддержания равновесия тела вестибулярная система осуществляет тесное взаимодействие со зрительным аппаратом. Оба эти аппарата (вестибулярный и зрительный) имеют обширные двусторонние связи с мозжечком. также является очень важным иннервационным звеном в сохранении равновесия тела. Большую роль играют многочисленные мышц, сухожилий, суставов и кожи, и прежде всего механизмы мышечного , а также проприоцептивные рефлексы. Координация всех этих механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях нервной системы - в спинном мозге, стволе мозга и в коре больших полушарий.

Равновесие тела исследуется многочисленными методами. К их числу принадлежит метод стабилографии - регистрация перемещений проекции общего центра тяжести по площади опоры. Равновесие тела нарушается при самых различных заболеваниях: поражениях вестибулярного аппарата, мозжечка, поражениях и т. п.

Равновесие тела - неподвижность его относительно окружающей среды; в узком смысле - сохранение определенного (например, вертикального) положения.

Согласно положениям статики равновесие тела человека при вертикальной стойке относится к неустойчивому типу, так как общий центр тяжести тела лежит выше площади опоры. При стоянии площадь опоры заключена внутри поверхности, образованной наружными контурами обеих стоп и линиями, соединяющими их переднюю и заднюю крайние точки. Равновесие тела сохраняется до тех пор, пока вертикаль (проекция), опущенная из общего центра тяжести тела, не выходит за пределы площади опоры (статическое равновесие тела). Если проекция общего центра тяжести вышла за пределы площади опоры, то восстановление равновесия тела возможно только путем балансирования, т. е. подведения площади опоры под сместившуюся проекцию общего центра тяжести (динамическое равновесие тела). Такой вид равновесия тела имеет место при всех видах перемещений - ходьбе, беге, катании на коньках, велосипеде и т. д. При спокойном стоянии вертикаль через общий центр тяжести тела (рис. 1, нижняя стрелка) проходит впереди осп голеностопных суставов (на 4-5 см) и оси коленных суставов (на 0,5-1,5 см) и позади оси тазобедренных суставов (на 1-3 см), а вертикаль через центр тяжести верхней половины тела (рис. 1, верхняя стрелка), находящейся над осью тазобедренных суставов, проходит впереди позвоночного столба (на 1-2 см кпереди от IV поясничного позвонка). Таким образом, вес тела создает статические (опрокидывающие) моменты сил относительно ряда суставов: действие силы тяжести тела направлено на разгибание в тазобедренных и коленных суставах, на сгибание в голеностопных суставах и переднее сгибание туловища и т. д.

Сохранение статического равновесия тела возможно в том случае, если суммарному опрокидывающему моменту, создаваемому силой тяжести тела и другими внешними силами, противодействует равный по величине и противоположный по направлению уравновешивающий (фиксирующий) момент, создаваемый внутренними (мышечными) силами. Чем больше статический (опрокидывающий) момент действует на данный сустав, тем большее усилие должны развивать мышцы этого сустава для фиксации положения. Как показывает регистрация электрической активности мышц, распределение мышечных усилий при сохранении вертикальной позы соответствует биомеханическим особенностям этого положения тела, т. е. соответствует величинам и направлению моментов сил тяжести, действующих на суставы. Так, наибольшая активность обнаруживается у мышц - разгибателей голеностопных суставов, в которых статический момент силы тяжести имеет наибольшую величину. Вместе с уменьшением статических моментов в более высоко расположенных коленных и тазобедренных суставах убывает и степень электрической активности мышц (рис. 2).


Рис. 2. Уровень электрической активности мышц при удобном стоянии (в порядке убывания обозначен зачернением, штриховкой, точками и крестиками): 1- вид спереди; 2 - вид сзади.

Даже при нарочито неподвижной позе происходят постоянные взаимные смещения звеньев тела относительно друг друга (например, в связи с актом дыхания и другими причинами), изменяющие статические опрокидывающие моменты, что приводит к необходимости непрерывного динамического приспособления соответствующих уравновешивающих мышечных моментов. Этот динамический процесс находит свое отражение в колебаниях тела, которые можно зарегистрировать непосредственно (кефалография) или косвенно по перемещению проекции общего центра тяжести по опорной площадке (стабиллография). Сложный характер стабиллограммы (рис. 3) отражает деятельность многоуровневой системы регуляции вертикальной позы человека, включающей различные отделы нервной системы.


Рис. 3. Стабиллографическая регистрация колебаний общего центра тяжести тела человека в вертикальной позе.

Основным рабочим механизмом сохранения позы является спинальная система проприоцептивного рефлекса на растяжение, обусловливающая позный тонус. Рецепторами этого рефлекса служат расположенные в мышцах мышечные веретена, импульсация которых усиливается при растяжении мышцы. Импульсация от мышечных веретен оказывает рефлекторное возбуждающее действие на мотоневроны как собственной мышцы, так и мышц-синергистов. В рефлекторном позном тонусе можно выделить два компонента: статический, определяющий фоновую активность позных мышц, и динамический, обусловливающий непрерывную коррекцию малейших нарушений позы. В соответствии с этим система рефлекса на растяжение включает два типа рецепторов - первичные (динамические) и вторичные (статические) окончания мышечных веретен и два типа мотоневронов - быстрые (фазические) и медленные (тонические), связанные с быстрыми и медленными мышечными волокнами. Уровень активности системы рефлекса на растяжение и его чувствительность к изменениям позы настраивается и регулируется высшими отделами ЦНС в соответствии с информацией, которую эти отделы получают от двигательного, кожного, вестибулярного, зрительного анализаторов.

В системе двигательного анализатора (см. Движения) для сохранения равновесия тела, помимо афферентации от мышечных рецепторов, существенную роль играет также афферентация от рецепторов суставно-связочного аппарата, сигнализирующая о направлении и скорости изменения суставного угла. Особое значение имеет афферентация от рецепторов суставно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника, влияющая на перераспределение рефлекторного тонуса мышц конечностей и туловища в соответствии с изменениями положения головы [шейно-тонические рефлексы (см. Магнуса-Клейна рефлексы)]. Аналогичную роль играет афферентация от рецепторов вестибулярного аппарата (см.), обеспечивающая анализ положения и перемещения головы в пространстве и осуществление в ответ на действие адекватных раздражителей (ускорение, изменение силы тяжести) тонических рефлексов, в том числе статических, включающих рефлексы позы с лабиринта на конечности, шею и туловище, и статокинетических, а также вегетативных реакций. Нарушения равновесия тела, которые наблюдаются в клинике при поражениях мозжечка (см.), по-видимому, связаны со значением последнего в координации проприоцептивных и вестибулярных позных рефлексов.

Участие зрительного анализатора в сохранении равновесия тела связано, с одной стороны, с обеспечением зрительной ориентировки положения тела по отношению к окружающим предметам, а с другой,- с общим действием света как одного из важнейших факторов, определяющих уровень активности ЦНС. В связи с этим закрывание глаз приводит к возрастанию амплитуды колебаний тела, увеличивающейся также при надевании светонепроницаемых очков или при исследовании в затемненном помещении (В. С. Гурфинкель). Когда испытуемый находится в позе Ромберга (см. Ромберга симптом) - со сдвинутыми стопами, площадь опоры уменьшается, а вытянутые вперед руки создают большой опрокидывающий момент, что предъявляет повышенные требования к системе регуляции позы. В этих условиях закрывание глаз, вызывая дополнительные колебания тела, может приводить к явному нарушению равновесия тела и даже падению.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры