Роден поцелуй описание. Скульптуры Родена: фото с описанием

Главная / Психология

Скульптура «Поцелуй смерти» (Kiss of Death Statue) находится на старинном каталонском кладбище Побленоу в Барселоне. Она расположена в одном из дальних уголков кладбища, словно кто-то хотел скрыть её от посторонних глаз.

В 1930 году семья Llaudet оплакивала утрату своего сына и вскоре после похорон на могиле возникло столь оригинальное надгробие. На скульптуре смерть в образе крылатого скелета целует в лоб юношу. Творец этого мрачного шедевра остаётся неизвестным, что добавляет «Поцелую смерти» ещё больше таинственности.

Эпитафией на могиле являются строки великого поэта и священника Вердагера Жасинта, которого впоследствии назвали еретиком и лишили сана за его мистические стихи. Оригинал и перевод эпитафии:

"And his young heart can not help;
In his veins the blood stops and freezes
And encouragement lost faith embraces
Fall feeling the kiss of death.”

"Его юное сердце уже не забьётся;
В венах остановилась и застыла кровь,
И без поддержки погибшей веры, объятья
Падению открывает, чувствуя поцелуй смерти.”

Скульптура вызывает неоднозначные ощущения: между ужасом и восхищением тянется незримая вереница вопросов о вечном. Говорят, именно она вдохновила кинорежиссёра Эрнста Ингмара Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Возможно Вам будет интересно:

  • подводная статуя
  • скульптура


С детства мечтая стать великим художником и имея в руках лишь карандаш, Огюст Роден (1840-1917) дни напролет копировал редкие шедевры живописи из коллекции Лувра. А после часами бродил по роскошным залам, где была представлена греческая скульптура. Уже тогда в сердце юного Родена началась борьба между живописью и камнем. Время шло, средств на покупку красок ему по прежнему не хватало, и он решил поступить на работу в небольшую мастерскую декоративной скульптуры. Так отсутствие денег определило путь бунтующего гения.

Его искусство, как он сам признавался Камилю Моклеру, пришло к нему не сразу. Он дерзал медленно. Боялся. Затем, по мере того как начал познавать природу, все решительнее стал отбрасывать любые условности. Но именно в той самой мастерской ему впервые открылась – la science du modele – наука лепки. А посвятил его в это таинство некто Констан. Со слов самого Родена, Констан работал в той же мастерской, где он начал постигать скульптуру.

Однажды, видя как Роден лепит из глины капитель, украшенную листьями, Констан остановил его:

«Роден, ты не так берешься за дело. Твои листья плоски, они не кажутся живыми. Постарайся сделать так, чтобы их концы устремились к тебе, тогда получится впечатление выпуклости»

Роден последовал его совету и был поражен результатом.

«Запомни хорошенько мои слова, – продолжал Констан. – Когда ты будешь лепить, никогда не смотри на предмет как на поверхность, постарайся придать ему глубину. Смотри на поверхность только как на завершение объема, как на выпуклость, обращенную к тебе. Только так ты одолеешь науку лепки»

И с той самой минуты, Роден больше не воспринимал части тела как плоские поверхности. Теперь в каждом утолщении торса или членов, он пытался дать почувствовать присутствие мускула или кости. И со временем в его работах объем стал выстраивать линии, а не линии объем.



Сюжет, который говорит сам за себя, возбуждает воображение зрителя без всякой посторонней помощи. Но, открывая широкое поле для фантазии, он ограничивает чувства. А чтобы пробудить чувства и позволить им развиваться до бесконечности, нужен другой важный аспект скульптуры – красочность.

Во многих музейных залах, как правило, свет никуда не годится. Попробуйте включить фонарик на своем смартфоне и поднести его к торсу богини. Вы тут же увидите множество маленьких неровностей. Эти неровности создают световые переливы: блики на груди и густые тени на складках, прозрачную светотень на самых нежных частях, которая, понемногу стушевываясь, распыляется в воздухе. Она то и придает скульптуре волшебный вид живого тела. Красочность и наука лепки всегда идут рука об руку. Красочность – дар Родена-художника перешедший Родену-скульптору. Это не только, венец прекрасной лепки, пробуждающий чувства, но и инструмент способный определять развитие сюжета.

Вот две работы Родена «Поцелуй» и «Рождение весны».

Изначально это были знаменитые влюбленные, Паоло Малатеста и Франческа да Римини. Но, так как эта скульптура сильно выбивалась из группы «Врата Ада», Роден отделил её и назвал «Поцелуй». Если вы видели этот шедевр в мраморе, да еще и при талантливо выставленном свете, согласитесь, от него невозможно оторвать глаз.

Густые и мимолетные, призрачные и стремительные, глубокие и тревожные и, в то же время, слабые и умиротворенные – тени в «Поцелуе» подобны упоительным звукам флейты, арфы, или виолончели. Божественная симфония «белого и чёрного». И как в каждой симфонии все тяготеет к доминанте, так и эта палитра света и тени окутывает таинство любви.

Тень здесь придает композиции интимную камерность. Она же воплощает в себе все чувства, которые влюбленные испытывали друг к другу и могли проявлять в краткие мгновенья уединения и тишины.



В скульптуре «Рождение весны», или «Вечная весна» действует противоположный принцип. Если в «Поцелуе» динамика стремится как бы внутрь, то в «Рождении весны» вот-вот произойдёт большой взрыв, или даже серия взрывов. По сравнению с «Поцелуем», эта скульптура полностью залита светом. Разве что небольшая густая тень под мышкой у мужчины бурно набирает плотность, чтобы снова раздался взрыв. «Рождение весны» – как восходящее солнце, тепло которого струится повсюду. Она будто дышит счастьем. Уже в следующее мгновение в воображении слышатся первые раскаты весеннего грома, пение птиц; разносится запах свежей травы и цветов. А потом легкий дождь, за которым вновь по небу разливается солнечный свет.



Огюст Роден шел в авангарде французского искусства конца XIX начала XX века и, разумеется, подвергался самой жестокой критике. Но именно он установил прочный союз явного и тайного – науки лепки и красочности, – где первая поражала воображение, а вторая пробуждала чувства, раскрывая художественный замысел автора великих произведений.

Особое место в его работах занимали женские фигуры. Они воспевают счастье любви и красоту обнаженного тела. Нередко мы угадываем среди них одну и ту же модель. Мы узнаем ее по изысканности форм, благородству пропорций и линий, грации и изяществу движений. Это – Камилла Клодель. Это ее обнаженное тело украшает заголовок данной статьи. Она была ученицей, музой и любовницей Родена с тех пор, как 1883 году переступила порог его дома. Но как и все женщины, любившие его, заплатила очень дорогую цену. Впрочем, об этом я расскажу вам уже в следующей статье.

Мы уже знакомились с творчеством Родена,но сегодня мы ближе рассмотрим одно из самых знаменитых и любимых произведений Огюста Родена скульптуру ПОЦЕЛУЙ.

Так говорили о Родене.

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор

порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден»

(Э.А. Бурдель)

Французский скульптор Огюст Роден, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Он родился 12 ноября 1840 в Париже, в семье мелкого чиновника. В 1854-1857 учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желанию отца. В 1864 учился у А.Л.Бари в Музее естественной истории.

Камилла Клодель.

В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором.

Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения.

Но с годами отношения Родена и Клодель начинают омрачать ссоры. Камилла понимает, что Огюст не покинет ради нее Роз, и это отравляет ей жизнь. После их разрыва в 1898 году Роден продолжает способствовать карьере Клодель, видя ее талант.

Однако роль «протеже Родена» была ей неприятна, и она отказывается от его помощи. К сожалению, многие работы Камиллы Клодель были утрачены за годы ее болезни, но сохранившиеся доказывают, что прав был Роден, говоря: «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».

Камилла Клодель за работой.

В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников- ПОЦЕЛУЙ.Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Существует три оригинальных работы ПОЦЕЛУЯ.

Первая скульптура была представлена Огюстом Роденом в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада , заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 г. была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Роден.Поцелуй.1882.Музей Родена.Оригинал.

Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви. Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары.

Весь трепет и нежность прикосновений невольно передаются зрителю. Кажется, что начинаешь в полной мере ощущать… пока еще сдержанную приличием страсть. Эта работа, как бриллиант, отражает в себе все оттенки чувств. Мы видим не жаркие объятия и ненасытное желание, но истинный поцелуй любви.

Взаимную осторожность и чуткость. Их губы едва соприкасаются. Они слегка дотрагиваются друг до друга и вместе с тем стремятся безмерно приблизиться друг к другу.

Красота обнаженного тела завораживала Родена. Человеческое тело было для скульптора неиссякаемым источником вдохновения и в своих очертаниях и линиях скрывало бесчисленные возможности интерпретации. «Иногда оно напоминает цветок. Изгибы торса похожи на стебель, улыбка груди, головы и сияние волос – словно цветущий венчик…"

В «Поцелуе» мягкая дымка окутывает тело девушки, а по мускулистому торсу юноши скользят вспышки света и тени. Это стремление Родена создать «воздушную атмосферу», игра светотеней, усиливающая эффект движения, сближают его с импрессионистами.

Вторая работа.

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства.Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет.

Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене. Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеке Карлсберга, открытой в 1906 г

"Поцелуй" в мраморе в Новой глиптотеке Карлсберга, Копенгаген.(Третья копия).

С середины 1880-х гг. постепенно меняется манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. На Всемирной выставке 1900 французское правительство предоставило Огюсту Родену целый павильон.

19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии . 12 ноября тяжело заболел Роден. Доктор определил у него воспаление лёгких. . Скульптор умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле была установлена копия «Мыслителя».

В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора.

В завещании Родена есть такие слова:

«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой
вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину»

Скульптура, созданная Огюстом Роденом и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально, изображённая обнимающаяся пара - часть рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада , заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор

порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден:»

(Э.А. Бурдель)

История

Скульптура Поцелуй , изначально носила название Франческа да Римини , в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser ) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт им и их телам дань уважения. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они - равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Малые варианты

При создании больших скульптур Роден нанимал помощников, делавших уменьшенные версии скульптуры из более лёгкого в обработке, нежели мрамор, материала. Когда эти версии были закончены, Роден добавлял последние штрихи к крупной версии статуи.

Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне . Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду , а в 1918 г. была размещена в Музее Родена , где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место - из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры - Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене . Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеке Карлсберга , открытой в 1906 г.

Другие варианты

Три больших мраморных варианта скульптуры были выставлены в Музее Орсе в 1995 г. Четвёртая, малая копия, около 90 см высотой (статуя в Париже - 181.5 см) была сделана после смерти Родена скульптором Анри-Леоном Гребе для Музея Родена в Филадельфии . Гипсовый слепок статуи можно найти в Национальном Музее Изящных Искусств в Буэнос-Айресе .

Скульптура послужила прообразом множества бронзовых копий. По данным Музея Родена в литейных цехах фирмы Барбединни их отлито 319 штук. Согласно французского закона от 1978 г. только первые 12 могут быть отнесены к первому изданию.

Корнелия Паркер

Весной 2003 г. художница Корнелия Паркер "дополнила" (вмешательство в искусство) Поцелуй (1886) (с разрешения Тэйт Британ, где скульптура в то время выставлялась), обмотав её верёвкой длиною в милю. Это была историческая отсылка к созданной в галерее Марселем Дюшаном сети той же длины в 1942 г. Хотя вмешательство было одобрено галереей, многие посетители сочли его вредным по отношению к оригинальной скульптуре, что побудило последующее неавторизованное разрезание верёвки стакистом Пирсом Батлером, когда вокруг было много целующихся пар.

Ссылки

  • Hale, William Harlan. The World of Rodin 1840–1917 . New York: Time-Life Library of Art, 1969.

External links

  • Link to The Kiss на официальном сайте Музея Родена.
  • Ny Calsberg Glyptotoek , Копенгаген , Дания
  • Tate Britain , Лондон , Англия
  • TateShots video видео скульптуры в Тэйт Британ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поцелуй (Роден)" в других словарях:

    - (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Посетил Бельгию (1871 77), Италию… … Художественная энциклопедия

    Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, ‒ 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854‒57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …

    Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin … Википедия

    - (Rodin, Auguste) (1840 1917), французский скульптор. Родился в Париже 12 ноября 1840. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. После того как Роден получил отказ в праве выставить свою первую работу, Человек со… … Энциклопедия Кольера

    - (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854 57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В … Большая советская энциклопедия

    Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… … Википедия

Слева – Камилла Клодель. Справа – Огюст Роден. Поцелуй, 1886. Париж, Музей Родена


«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель . В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камилла Клодель


Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской


Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью».

Камилла Клодель


Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885 – скульптура, посвященная Камилле Клодель


Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889


Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель


Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент


Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893


Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы


Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

Камилла Клодель


Еще одна знаменитая работа Родена – «Мыслитель»: малоизвестные факты создания

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры